УДК 372.8:811 ББК 74.268.1
150
СОДЕРЖАНИЕ НАЧАЛЬНОГО ИНОЯЗЫЧНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ
| З.Н. Никитенко
Аннотация. В статье представлены результаты исследования теоретических основ содержания начального иноязычного образования, рассмотрены принципы его конструирования и три его взаимосвязанных аспекта (аксиологический, мотивационно-когнитивный и социаль-но-культуроведческий), обеспечивающие реализацию воспитательной, развиваюшей и учебно-культуроведческой составляющих цели начального иноязычного образования. С учетом современной личностной парадигмы, в качестве ключевого аспекта выделен аксиологический аспект, поскольку он включает совокупность нравственных ценностей и личностных качеств и призван формировать нравственную культуру ученика, который учится межкультурному общению на иностранном языке. Мотивационно-когнитивный аспект отражает учебно-познавательный интерес и мотивацию (внутреннюю и социальную), а также когнитивные способности, наряду с иноязычной речевой способностью, которые создают основу для формирования речевой культуры ученика. Социально-культуроведческий аспект является предметным аспектом и его составляют все языковые, речевые и культуроведческие знания, навыки и умения, необходимые для формирования у ученика культуры общения и культуры учебного труда, сюда также включается опыт знакомства с иной культурой.
Ключевые слова: начальное иноязычное образование, содержание иноязычного образования в начальной школе, коммуникативное, когнитивное и духовно-нравственное развитие младшего школьника.
THE CONTENT OF PRIMARY FOREIGN LANGUAGE EDUCATION: CONCEPTUAL FOUNDATION
■ Z.N. Nikitenko
Abstract. The article presents some results of research into theoretical foundations of the essence of Primary Foreign Language Education. It looks into its structural principles and considers its three interdependent aspects (axi-
ological, motivational-cognitive and socio-cultural) designed to provide a basis (ideal and material) for the implementation of educational, developmental and educational-cultural components of the goals of primary foreign language education.
Taking into account the modern learner-centered paradigm, the axiologi-cal aspect is described as the key one, since it includes a set of moral values and personal qualities which are meant to shape young pupils' moral awareness in the context of acquiring the skills of intercultural communication. Motivational-cognitive aspect reflects learners' interest and motivation (intrinsic and social), as well as their cognitive abilities, along with foreign language speech ability. Socio-cultural aspect is the substantive aspect and includes all linguistic, communicative and cultural knowledge, habits and skills necessary for the formation of young learners' communicative competence and foreign culture awareness.
Keywords: primary foreign language education, the content of foreign language education in primary school, communicative, cognitive, spiritual and moral development of primary school children.
Дидакт В.В. Краевский в одной из своих работ отметил, что вопрос о содержании образования относится к числу вечных вопросов, и подчеркнул, что как будут учить наших детей — так они и будут жить [1]. Вот почему «нельзя допустить легкомыслия» при определении содержания образования. Тем более легкомыслие недопустимо при решении вопроса о содержании иноязычного образования в начальной школе.
Введенное нами в терминосистему понятие «начальное иноязычное образование» трактуется как социально и индивидуально обусловленный процесс и результат коммуникативного, когнитивного и духовно-нравственного развития младшего школьника, овладевающего иностранным языком (далее ИЯ) как средством общения и познания [2; 3; 4].
Гуманистическая ориентация иноязычного образования предполагает обязательный учет в его содержании
духовного потенциала ученика путем приобщения к культуре носителей ИЯ с опорой на родную культуру, взятой, пользуясь терминологией В.В. Краев-ского, «в аспекте социального опыта».
В отечественной педагогической науке сосуществуют разные концепции содержания образования, каждая из которых по своему трактует место и функции человека в мире и в обществе (В.С. Леднев, В.В. Краевский, И.Я. Лернер, С.Е. Шишов и др.). Проведенный анализ имеющихся концепций содержания общего образования позволил выделить концепцию В.В. Краевского-И.Я. Лернера, поскольку в ней содержание связано с культурой ученика [5] и она наиболее соответствует условиям начального общего образования. В отечественной методической науке содержание иноязычного образования исследует Е.И.Пассов — автор оригинальной (и единственной в нашей стране) концепции культуросообраз-
151
152
ного содержания образования в области ИЯ [6]. Рассмотрим далее эти две концепции, трактующие содержание образования в контексте культуры (а потому наиболее близкие нашим воззрениям) и выделим в них существенные положения, необходимые для определения содержания начального иноязычного образования.
Культурологическая концепция содержания образования В.В. Краев-ского и И.Я. Лернера рассматривает содержание как педагогически адаптированный социальный опыт человечества, изоморфный, то есть тождественный по структуре (разумеется, не по объему) человеческой культуре во всей ее структурной полноте. Содержание, изоморфное социальному опыту, состоит из четырех основных структурных элементов: опыта деятельности, фиксированной в форме ее результатов — знаний; опыта осуществления известных способов деятельности в форме умений действовать по образцу; опыта творческой деятельности в форме умений принимать нестандартные решения в проблемных ситуациях; опыта осуществления эмоционально-ценностных отношений в форме личностных ориентаций.
Эти элементы образуют структуру содержания. Они связаны между собой таким образом, что каждый предшествующий элемент служит предпосылкой для перехода к следующему. Например, умения формируются на основе знаний, а творческая деятельность предполагает овладение некоторой суммой знаний и простых (репродуктивных) умений в данной области творчества. При этом нужно учитывать, что данный уровень рассмотрения содержания, по мнению авторов, соответствует общему среднему школь-
ному образованию, в то время как при конструировании содержания конкретного учебного предмета необходимо учитывать условия и закономерности процесса обучения, в котором данный учебный предмет реализуется.
Уникальность культуросообразной концепции содержания иноязычного образования, разработанной Е.И. Пас-совым, мы видим в том, что в ней впервые содержание определено как нематериальная, духовная субстанция. Создается такое содержание за счет отбора, организации и использования материально-деятельностных средств. Заметим также, что и категорию «содержание иноязычного образования», которая не была предметом научного рассмотрения применительно к условиям начальной школы, ввел в методическую терминосистему Е.И. Пассов.
Согласно данной концепции содержанием иноязычного образования как результата служит иноязычная культура. Под иноязычной культурой понимается та часть общей культуры человечества, которой ученик может овладеть в процессе коммуникативного иноязычного образования в познавательном (культуроведческом), развивающем (психологическом), воспитательном (педагогическим) и учебном (социальном) аспектах. Таким образом, в содержании выделяются четыре аспекта: познавательный, развивающий, воспитательный и социальный. Следует заметить, что под иноязычной культурой понимается не культура страны изучаемого языка, а часть общей культуры человечества, что мы и подчеркнули выше. Иноязычной, как нам представляется, автор ее называет потому, что ученик постигает ее посредством иноязычного образования. Мы разделяем основные положения
этой концепции, однако задачи и условия начального образования, рассмотренные в предыдущих главах, диктуют некоторые императивы, которые важно учитывать при выстраивании начального иноязычного образования.
Содержание начального иноязычного образования, будучи сложным объектом, рассматривается нами с позиций двух подходов: культуросообраз-ного и системного. В основе культуросо-образного подхода — понимание культуры как системы ценностей, в которой главной ценностью является ученик. В центре начального иноязычного образования также ученик — как главная его ценность. Системный подход, как известно, требует четкого выделения состава, структуры и функций передаваемого социального опыта в его методической трактовке.
В дидактике разработаны принципы конструирования содержания предмета и принципы построения общего среднего образования [5]. В современной методике обучения ИЯ конструирование содержания рассматривается в контексте категории «обучение» и, соответственно, связывается с проблемой отбора содержания обучения, который традиционно проводится с учетом двух принципов: 1) необходимости и достаточности содержания для реализации целей обучения учебному предмету; 2) доступности содержания в целом и его частей для усвоения [7].
Экстраполируя дидактические принципы на контекст иноязычного образования в начальной школе, учитывая достижения методической науки и специфику иноязычного образования в начальной школе, сформулируем принципы, которыми следует руководствоваться при конструирова-
нии/построении содержания начального иноязычного образования.
1. Принцип соответствия содержания во всех его аспектах целям общего начального образования и целям иноязычного образования. Согласно этому принципу содержание начального иноязычного образования должно включать те аспекты, которые важны для реализации поставленных целей, а именно: аспекты, обеспечивающие коммуникативное, духовно-нравственное и когнитивное развитие и саморазвитие ученика, овладевающего ИЯ.
2. Принцип учета условий иноязычного образования в начальной школе. В соответствии с этим принципом, уровень объективной сложности и субъективной трудности должен соответствовать возрасту учащихся и учитывать условия учения. Этот принцип имеет решающее значение для начальной ступени и является определенным ограничителем для действия первого принципа, поскольку означает учет психофизиологических возможностей современного младшего школьника. Реализация этого принципа связана с доступностью содержания и его минимизацией, то есть с отбором различного рода минимумов: языкового (фонетического, грамматического, лексического), речевого и культурологического. Минимальный объем содержания начального иноязычного образования должен быть отобран таким образом, чтобы он был достаточен для достижения его целей и учитывал условия личностного развития младшего школьника при овладении ИЯ.
3. Принцип учета единства содержательной и процессуальной сторон начального иноязычного образования. Этот принцип обеспечивает единство подхода к содержанию и
153
ВЕК
154
образовательному процессу, рассматривает содержание в единстве с психолого-педагогической и методической реальностью и предполагает учет условий этой реальности.
Процесс начального иноязычного образования, в котором ученик является субъектом учебной деятельности, включает три взаимосвязанных аспекта:
1) воспитание и самовоспитание младшего школьника, суть которого заключается в нравственном развитии младшего школьника через обретение духовно-нравственных ценностей родной культуры и культуры народа-носителя изучаемого языка;
2) развитие и саморазвитие младшего школьника, суть которого состоит в развитии его мотивации и когнитивных способностей (восприятия, мышления, внимания, памяти, воображения), языковой и речевой способностей к иноязычной речи;
3) учение, суть которого составляет познание иной культуры и овладение новым языком как средством общения и познания в процессе учебной деятельности посредством развития учебно-познавательной способности.
Поскольку содержание призвано обеспечить основу (идеальную и материальную) для реализации воспитательной, развивающей и учеб-но-культуроведческой составляющих цели начального иноязычного образования [2; 3], мы выделяем в его составе три аспекта, отражающих понимание образования как способа развития личности и ее освоения накопленного человечеством опыта [8].
Следуя концепции Краевского-Лернера, содержание начального иноязычного образования трактуется нами как методическая модель соци-
ального опыта освоения ИЯ как части культуры народа-носителя данного языка и как средства общения в процессе учебной деятельности, определяющей (в отличие от других возрастов) социальную ситуацию развития младших школьников.
Таким образом, содержание начального иноязычного образования включает в себя следующие аспекты:
1. Аксиологический аспект, связанный с опытом обретения духовно-нравственных ценностей и нравственных качеств, формирующий нравственную культуру ученика, который готовится к межкультурному общению на ИЯ.
2. Мотивационно-когнитивный аспект, связанный с опытом заинтересованного овладения иноязычной речью, формирующий речевую культуру младшего школьника.
3. Социально-культуроведче-ский аспект, связанный с опытом овладения иноязычным общением на основе учебной деятельности, формирующий культуру общения и культуру учебного труда, включающий опыт знакомства с иной культурой.
Каждый выделенный аспект начального иноязычного образования представляет одну из сторон социального опыта младшего школьника, овладевающего ИЯ. Этот социальный опыт является изоморфным, то есть тождественным по структуре (не по объему) культуре нравственной, речевой культуре и культуре общения и культуре учебного труда. Содержание начального иноязычного образования, выступающее в качестве основы для личностного становления младшего школьника и формирования его способности к иноязычному общению, получило свою реализацию в созданной
нами методической системе овладения иностранным языком на начальной ступени общего школьного образования [9], воплощенной в авторской программе и серии учебников английского языка для 1-4 классов [10].
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Краевский, В.В. Содержание образования - бег на месте [Текст] / В.В. Краевский // Педагогика. - 2000. - No. 7. - С. 3-9.
2. Никитенко, З.Н. Развивающее иноязычное образование в начальной школе [Текст] / З.Н. Никитенко. - М.: Глосса-Пресс, 2010. - 438 с.
3. Никитенко, З.Н. Концептуальные основы развивающего иноязычного образования в начальной школе: монография [Текст] / З.Н. Никитенко. - М.: Прометей, 2011. - 191 с.
4. Никитенко, З.Н. Технология как инструмент реализации методической системы начального развивающего иноязычного образования: монография [Текст] / З.Н. Никитенко. - М.: Прометей, 2012. - 206 с.
5. Краевский, В.В. Основы обучения. Дидактика и методика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений [Текст] / В.В. Краевский, А.В. Хуторской. - М.: ИЦ «Академия», 2007. - 352 с.
6. Пассов, Е.И. Методика как теория и технология иноязычного образования [Текст] / Е.И. Пассов. - Елец: МУП «Типография» г. Ельца, 2010. - 543 с.
7. Гальскова, Н.Д. Теория обучения иностранным языкам: учебное пособие [Текст] / Н.Д. Гальскова, Н.И. Гез. - М.: Академия, 2004. - 336 с.
8. Шишов, С.Е. Концептуальные проблемы мониторинга качества общего образования [Текст] / С.Е. Шишов. - М.: Изд-во НЦСиМО, 2008. - 404 с.
9. Никитенко, З.Н. Методика овладения иностранным языком на начальной ступени школьного образования: Учебное пособие [Текст] / З.Н. Никитенко. - М.: МПГУ, 2013. - 288 с.
10. Никитенко, З.Н. Английский язык. Рабочая программа для начальной школы [Текст] / З.Н. Никитенко. - М.: Просвещение, 2011. - 87 с.
REFERENCES
1. Galskova N.D., Teorija obuchenija inostran-nym jazykam: uchebnoe posobie, Moscow, 2004, 336 p.
2. Kraevskiy V.V., Khutorskoy A.V., Osnovy obuchenija. Didaktika I metodika: uchebnoe posobie dlja studentov vysshikh uchebnyx zavedeniy, Moscow, 2007, 352 p.
3. Kraevskiy V.V., Soderzhanie obrazovanija -beg na meste, Pedagogika, 2000, No. 7, 3-9.
4. Nikitenko Z.N., Anglijskiyyazyk. Rabochaja programma dlya nachalnoy shkoly, Moscow, 2011, 87 p.
5. Nikitenko Z.N., Kontsepturlnye osnovy Raz-vivajushchego inoyazychnogo obrazovanija v nachalnoy shkole, Moscow, 2010, 438 p.
6. Nikitenko Z.N., Metodika ovladenija in-ostrannym jazykom na nachalnoy stupeni shkolnogo obrazovanija: Uchebnoje posobie, Moscow, 2013, 288 p.
7. Nikitenko Z.N., Razvivajushchee inoyazych-
noe obrazovanie v nachalnoy shkole, Mos- jjj cow, 2010, 438 p.
8. Nikitenko Z.N., Tehnologiya kak instrument realizatsii metodicheskoy sistemy nachalno-go razvivayushchego iniyazychnogo obra-zovanija, Moscow, 2012, 206 p.
9. Passov E.I., Metodika kak teorija i tech-nologija inojazychnogo obrazovanija, Elets, 2010, 543 p.
10. Shishov S.E., Kontseptualnye problemy monitoringa kachestva obshchego obra-zovanuja, Moscow, 2008, 404 p.
Никитенко Зинаида Николаевна, кандидат педагогических наук, профессор, кафедра методики преподавания иностранных языков, Московский педагогический государственный университет, [email protected] Nikitenko Z.N., PhD in Pedagogy, Professor, Foreign Language Teaching Department, Moscow State Pedagogical University, [email protected]