УДК 378.062:159.9
СОДЕРЖАНИЕ КАТЕГОРИИ «СОЦИАЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ»
В ПСИХОЛОГИИ И ПЕДАГОГИКЕ
И.Ф. Бережная, А.О. Зыкова
В статье рассматривается понятие социальной активности личности как категории педагогики, актуальность исследования которой обусловлена необходимостью в ходе образовательного процесса целенаправленной подготовки личности к активному участию в жизни общества. Предлагается краткий обзор подходов к определению данного понятия, находящегося в фокусе исследования психологов и педагогов прошлого и современности
Ключевые слова: категории педагогики, социальная активность, структура социальной активности, развитие личности, социально значимая деятельность
В современных условиях общество испытывает острую необходимость в выпускниках вузов, способных выдержать конкуренцию, отличающихся конструктивным мышлением и умением самостоятельно принимать решения, проявлять инициативу, преодолевать трудности профессионального, социального и личного характера, другими словами, готовых к активному участию в жизни общества.
Подготовка человека к жизни в социуме, безусловно, включает в себя формирование и развитие такого качества личности, как социальная активность. Формирование гражданина, личности и специалиста невозможно без вовлечения в
целенаправленную, творческую деятельность, присвоения общественного опыта.
Развитие социальной активности личности
- одна из важнейших задач современного образовательного и воспитательного процессов. Данная проблема привлекала внимание отечественных и зарубежных ученых-педагогов еще с древнейших времен и является актуальной, как никогда ранее, именно в наши дни. Как отмечает Э.Ф. Шакирова:
- к XVII в. сложились некоторые предпосылки теории развития социальной активности;
- в течение XVIII - XIX вв. возник интерес к отдельным элементам социальной активности учащейся молодежи, а также к источникам и факторам ее становления;
- XX в. характеризовался неоднозначным отношением к данной проблеме и зависимостью от социально-экономической ситуации и господствующей идеологии в обществе;
Бережная Ирина Федоровна - ВГУ, канд. пед. наук, профессор, e-mail: [email protected], тел. (473) 224-16-91 Зыкова Ангелина Олеговна - ВГУ, аспирант, e-mail: [email protected], тел. 951-567-67-57
- и только конец XX - начало XXI вв. можно по праву назвать периодом детального и глубокого изучения проблемы формирования социальной активности учащейся молодежи, возникновения множества подходов, вызванных реформированием в сфере образования и кардинальными изменениями в обществе в целом.
Так, в Законе Российской Федерации «Об образовании» и Национальной доктрине развития образования в Российской Федерации до 2025 года главной целью развития системы образования является формирование гармонично и всесторонне развитой, самостоятельной, творческой, социально активной личности.
Несмотря на отсутствие единства в определении понятия «социальная активность», оно является предметом повышенного внимания исследователей прошлого и современности. Данное понятие встречается еще с 18 века, прежде всего, в работах Ж.-Ж. Руссо, А. Дистервега, В. В. Зеньковского, Э. Дюркгейма, и начинает приобретать все более глубокий социально-философский смысл. Сложный и многогранный феномен социальной активности понимался учеными как:
- основное качество личности-субъекта общественных отношений;
- мера проявления социальной дееспособности человека;
- ответственное и заинтересованное отношение человека к труду, обществу, духовной и общественной жизни;
- черта личности наряду с идейной убеждённостью, ответственным отношением к порученному делу;
- инициатива, умение подчинить личные интересы общественным, способность безоговорочно выполнять требования коллектива;
- цель и средство всестороннего развития личности.
В советское время целью процесса обучения и воспитания было, согласно решениям КПСС, формирование молодого специалиста, умеющего «соединить знания на уровне высших достижений современной науки, профессиональную компетентность с идейной убежденностью, политической зрелостью, высокой нравственностью, социальной активностью». Так, каждая эпоха выдвигала свой тип или модель социально активной личности, например, «антиподом коммунистически активной личности является буржуазный тип, социальная активность которого детерминирована своекорыстными индивидуалистическими устремлениями».
В XX веке появились различные образовательные системы, которые
провозглашали в качестве основной ценности развитие личности в процессе образования. Пришло понимание необходимости развития интереса учащихся, их инициативы, активности, самостоятельности, способности к работе в коллективе, более ясного представления об устройстве общества и реальной жизни.
Одним из ярких деятелей того времени по праву считается Джон Дьюи, предложивший модель новой школы - «школы активности», «школы труда». Знания и учебные предметы не рассматривались им как самоцель, а выступали средствами развития личности учащегося. Подлинным содержанием образования признавалось лишь вынесенное и пережитое из конкретной ситуации, из специально организованного опыта, из «делания». Дж. Дьюи предлагал «строить обучение на активной основе, через целесообразную деятельность ученика, сообразуясь с его личным интересом именно в этом знании» [5, с. 7]. Поэтому крайне важна была личная заинтересованность детей в приобретаемых знаниях, в возможности применения их на практике. Очевидно, что целью такого обучения и воспитания была подготовка учащихся к жизни в обществе, формирование их как активных членов социума.
Существующее сегодня проективное образование, в некоторой степени опирающееся на идеи основоположника метода проектов Дж. Дьюи, способствует развитию социальной активности учащихся и отличается:
- социальной направленностью проектной деятельности;
- реальной включенностью учащихся не только в осмысление своего социокультурного окружения, но и в его преобразование;
- получением реальных результатов труда, их внедрением в свою жизнедеятельность;
- свободным творческим
самовыражением, не ограниченным рамками предмета и временем.
Исследователи выделяют следующие подходы к пониманию развития социальной активности учащейся молодежи:
- личностно-ориентированный подход, исходя из которого приоритетом в образовании является предоставление личности наиболее благоприятных условий для гармоничного и всестороннего развития;
- деятельностный подход, в рамках
которого формирование социальной активности считается возможным и эффективным только при вовлечении личности в различные виды деятельности. Причем, как отмечает В.Г. Мордкович, активность является существенным признаком субъекта, «без активности нет субъекта», в то время как при осуществлении навязанной деятельности
человек является «носителем деятельности»,
т.е. объектом, слепо выполняющим чужую волю, проявляющим так называемую «социальную пассивность» [9, c. 59].
- социально-педагогический подход,
сторонники которого указывают на
необходимость организации
целенаправленного взаимодействия личности и конкретного социума для реализации их потенциальных возможностей, а также
личностного и профессионального развития молодежи. Таким образом, социальная активность личности представляет собой проявление общественно полезной
человеческой жизнедеятельности во всех сферах жизни общества: экономической,
политической, культурной, духовной, то есть социальная активность личности может проявляться только в контексте взаимодействия с другими личностями или социумом.
В соответствии с субъектным подходом в современном образовании, учащегося принято рассматривать как субъекта, то есть активного участника своего собственного развития, активного преобразователя своей
жизнедеятельности (ДБ. Эльконин, В.В. Давыдов, И.Я. Лернер, А.М. Матюшкин, М.И. Махмутов, Ю.К. Бабанский,
В.А.Сухомлинский, Ш. Амонашвили и др.). В процессе познания мира и освоения культуры человек также занимает активную, субъектную
позицию, проявляет себя как активный деятель, способный не только к саморазвитию, но и творческому преобразованию окружающей действительности [8, с. 112].
Тождественны ли понятия активность и деятельность? Как утверждают некоторые исследователи, активность «как бы предшествует деятельности во времени»: мы активно выбираем, что именно является желаемым, свободно планируем, какими способами и средствами этого добиться; при этом активность также сопровождает сам процесс деятельности, так как невозможно представить деятельность, лишенную активности, происходящую по инерции, «активность строит варианты по ходу деятельности» [1, с. 112].
Однако как справедливо подмечает Г.А. Караваев, далеко не всякая деятельность студента продиктована и обусловлена его собственными интересами, не всегда является реализацией его собственных целей. Учащиеся в таком случае выступают скорее «объектами внешнего воздействия», то есть не субъектами деятельности, а «лишь носителями». Другими словами, «подлинная активность студента есть всегда внутренне (личностно) мотивированная деятельность», или «самодеятельность», в ходе которой осуществляется реализация
собственных намерений, проявляется
внутренняя свобода личности, а, следовательно, и ее ответственность за выбранные решения и совершаемые поступки [5, с. 64].
По мнению Н. М. Борытко, активность личности проявляется в творчестве, волевых актах, общении, активной жизненной позиции человека, принципиальности,
последовательности в отстаивании своих взглядов [2]. В различных областях знания понятие «активность» имеет свою трактовку и приобретает отличительные особенности, поэтому в политологии рассматривается политическая активность, в психологии -активность личности, в педагогике, в социологии - социальная активность, в педагогике - активность обучающихся в ходе образовательного процесса.
Социальная активность представляет собой важнейшую сферу и особый уровень активности человека. Она проявляется в деятельности, «всегда осуществляется в различных формах движения и сама является формой проявления взаимодействия как одного из основных законов существования жизни» [8, с. 7].
На сегодняшний день в современной научной литературе существует некоторая неоднозначность в определении понятия социальная активность. Наличие различных трактовок может быть объяснено сложностью самого объекта исследования, а именно, разнообразием его форм и вариантов.
Так, различные авторы по-разному определяют понятие социальной активности, противопоставляя или же приравнивая его к понятию общественной активности. В философских, социологических,
педагогических исследованиях социальная и общественная активность чаще всего
выступают как синонимы (Л.М. Архангельский, А.Н. Ломов, Б.З. Вульфов, В.Г. Мордкович, Т.Н. Мальковская, Г.Л. Смирнов, Э.В. Струков). А.Н. Ломов полагает, что «общественную и социальную активность возможно считать понятиями
тождественными» [7, с. 21], В.Г. Мордкович синонимично понятию «общественная
активность» также употребляет понятие «социальная активность» [9].
Исследователь Н.В. Пилипчевская делает акцент на изменения, которым подверглись многие научные понятия за последнее столетие. Например, понятие «общественная
активность», актуальное в советское время, в современную эпоху преобразуется в
«социальную активность», наполняется новым содержанием [11].
Другие авторы указывают на
необходимость различать данные понятия (Н.А. Степанова, А.С. Капто, А.В. Брушлинский). Например, понятие «социальная активность» может рассматриваться как родовое по отношению к понятию «общественная активность» и наоборот, понятие «общественная активность» можно
употреблять как родовое по отношению к понятию «социальная активность».
Распространена также точка зрения, исходя из которой «социальное - это всеобщая, исходная и наиболее абстрактная характеристика
субъекта и его психики в их общечеловеческих качествах», «общественное же - это не синоним социального, а более конкретная -типологическая - характеристика бесконечно различных частных проявлений всеобщей социальности: национальных, культурных и т.д.» [11, с. 16].
Социальная активность чаще всего рассматривается как родовое понятие, близко соотносящееся с понятием общественная активность. Под общественной активностью
понимается «сложное морально-волевое качество личности», «деятельное отношение человека к жизни общества», в рамках которого он играет роль инициативного носителя или разрушителя устоявшихся норм, принципов и идеалов, характерных для определенного общества. Социальная же активность реализуется в виде социально-полезных действий, осуществляемых под влиянием личных мотивов и стимулов, в основе которых лежат общественно значимые потребности, в процессе взаимодействия человека с окружающей средой посредством познания, деятельности и общения.
В педагогике развитие социальной активности является одной из важнейших задач воспитания личности. К данной проблеме обращено внимание многих советских и современных российских исследователей (Е.А. Ануфриев, Г.А. Караваев, А.Н. Ломов, Т.Н. Мальковская, В.А. Сластенин, Н.В. Пилипчевская, Е.М. Харланова и др.).
Понятие «социальная активность» сегодня трактуется в широком и узком смыслах. Под социальной активностью в широком смысле понимается качество личности, отражающее уровень ее социальности, а именно, связи с социальным целым, готовность действовать в интересах общества; в узком смысле социальная активность представляет собой качество личности, которое характеризует ее связи с определенной социальной общностью [11].
В педагогической науке данное понятие рассматривают с разных позиций. Так, социальная активность может выступать [7]:
- как цель воспитания;
- как результат воспитательного процесса, зависящий от организованного педагогического воздействия;
- как средство воспитания;
- как устойчивая черта или качество личности;
- как движущая сила развития человека.
При этом исследователи подчеркивают
интегральность, присущую рассматриваемому понятию: социальная активность может по праву считаться «интегральным личностным образованием, формирование которого -важнейшая задача подготовки современного специалиста» [7, с. 3]; она представляет собой «интегральное понятие, которое может проявляться и как побудитель к деятельности и как устойчивое свойство личности, ее характерологическая черта»; социальная
активность как «интегральное свойство личности» [8, с. 32].
В качестве цели и итога всего воспитательного процесса, по мнению А.Н. Ломова, выступает активная жизненная позиция личности, включающая в себя совокупность уже сформированных качеств личности позитивного характера. С этой точки зрения, активность как врожденное свойство человека постепенно трансформируется в познавательную активность, далее - в социальную активность и на завершающем этапе процесса ее становления выражается в активной жизненной позиции личности как ценностном личностном образовании, которое формируется под воздействием среды и воспитания и выражается в принципиальности, последовательности в отстаивании своих взглядов, единстве слова и дела [7]. Социальная активность составляет основу активной жизненной позиции человека и характеризует ее высший этап, на котором жизнедеятельность человека приобретает социально значимый смысл.
На взгляд Г. А. Караваева, подлинная социальная активность есть всегда внутренне, то есть личностно, мотивированная деятельность человека. [5]. По
«принудительной активности» человек делает то, к чему у него в данный момент нет никакого импульса, поэтому в такой ситуации неизбежно теряется волевой потенциал. Значит, активная деятельность в отличие от пассивности и пустого, показного активизма всегда самостоятельна, не навязана извне, внутренне необходима самому человеку, порождается его потребностями. Осознание и самостоятельная реализация личных потребностей и соотнесение их с социально значимыми интересами является внутренним источником социальной активности. Критерием социальной активности личности, по Т.Н. Мальковской, является «превращение деятельности из внешней необходимости во внутреннюю потребность» [8, с. 25]. При этом сущность социальной активности состоит в «творческом отношении к миру, которое объективируется в положительной деятельности» [11, с. 17].
А.В. Мудрик развитие социальной активности личности рассматривает, как «многогранный процесс очеловечивания человека», подразумевающий
непосредственное вхождение индивида в социальную среду, сопровождающееся процессом социального познания, социального общения и, как результат, преобразование
окружающего мира [10]. О.А. Алексеева добавляет, что развитие социальной активности личности представляет собой «целостный процесс активного взаимодействия личности с окружающей средой, приспособления индивида к успешному функционированию в ней,
активного освоения окружающего
пространства с целью жизненного, профессионального, социального саморазвития личности».
Проанализировав психолого-
педагогическую литературу по проблеме исследования, мы пришли к выводу, что рассматривая социальную активность студентов, под данным понятием будем понимать интегрированное качество личности, развивающееся посредством социального и
организованного педагогического воздействия, а также волевых усилий и стремлений самой личности, проявляющееся в самостоятельной, осознанной, целенаправленной деятельности на благо общества, результатом которой является творческое преобразование окружающей действительности.
В структуре социальной активности как сложного многогранного явления принято выделять следующие составляющие [3]:
- по форме: профессиональная,
непрофессиональная;
- по видам: трудовая, политическая,
познавательная;
- по направленности: общественная,
антиобщественная;
- по содержанию: познавательная,
аксиологическая, трудовая, общественногражданская, коммуникативная, нравственная, художественно-творческая и другие виды деятельности.
Кроме того, структуру социальной активности рассматривают с точки зрения характера ее проявления и выделяют:
- внутреннюю активность, то есть потребность саморазвития, стремление выйти за свои пределы, мотивацию удовлетворения личностно и общественно значимых потребностей;
- внешнюю активность, обусловленную
внутренней, то есть сознательную, самостоятельную деятельность,
«инициативную социальную деятельность», проявляющуюся во взаимодействии с социумом, творческом преобразовании себя и окружающей действительности, и, как следствие, всестороннем саморазвитии личности.
Другими словами, социальная активность как интегрированное личностное качество включает в себя два взаимосвязанных аспекта [11; 8]:
- личностный аспект - отражается в потребностях, интересах, мотивах, личных качествах, отношении к социальной действительности (активность личности); носителем социальной активности может выступать также любая социальная группа, коллектив или иная общность;
- социальный аспект - выражается в накоплении социальных знаний и умений, а также опыта социально значимой деятельности; социальность личности определяется объемом социальных связей, посредством которых личность интенсивнее развивается, реализует творческий потенциал, усваивает социальные и культурные ценности в процессе социального познания, общения, взаимодействия.
К основным компонентам социальной активности относят
- потребность в деятельности,
реализуемую в различных видах и определяющую ее активность;
- интересы, представляющие собой личностные образования, интегрирующие рациональное и эмоциональное начала;
- направленность человека на предмет и явления действительности, а также и мотивы его действий, ответственное к ней отношение [11, с. 17].
При этом в качестве регулятора структуры социальной активности выступают социальные знания, умения, опыт социально значимой деятельности, эмоционально-ценностные
переживания, рефлексия, ее интересы, потребности и мотивы. Все структурные компоненты социальной активности личности взаимозависимы и взаимообусловлены,
поэтому она является целостным, интегрированным качеством личности, определяющим ее роль, место и положение в обществе.
В ходе нашего исследования выделены следующие компоненты структуры социальной активности:
- индивидуальные способности и качества личности, в том числе: волевой и творческий потенциал, ответственность, самостоятельность в принятии решений;
- уровень культурного развития личности
и наличие ценностных ориентаций, в том числе: патриотизма, принципиальности,
честности и т.д.;
- внутренняя мотивация, инициативность, стремление и готовность к деятельности;
- «социальность» личности, то есть степень взаимодействия с социальной средой, наличие социальных связей, участие в социальных группах.
Социальная активность реализуется как своеобразный комплекс социальных
проявлений личности, направленных на благо общества, степень выраженности которых зависит от индивидуальных качеств личности, достигнутого социального опыта, наличия ценностных ориентаций и общего уровня культурного развития личности.
Современные исследователи,
занимающиеся проблемой социальной
активности, подчеркивают сложность и многогранность структуры данного
педагогического явления.
Так, в работе Е.С. Ганич, социальная
активность рассматривается как «интегральная характеристика всех прогрессивных
социальных проявлений человека и личностное качество» и обладает многокомпонентной структурой, объединяющей многообразные формы ее проявления, при этом ядро
социальной активности составляют ее
общественная и профессиональная формы [3]. Социальная активность отличается личностной и общественно значимой направленностью, самодеятельностью, инициативностью,
творчеством и проявляется в таких формах социального бытия как познание, общение, общественно-гражданская, трудовая,
художественно-эстетическая, духовно-
нравственная, экологическая, правовая и другие виды деятельности.
Социальная активность понимается Т.И. Левкиной как «стремление и умение действовать на пользу общества, это интегрированное качество, характеризующее меру интенсивности, напряженности, темпа осуществления деятельности, отражающее потребность в саморазвитии, самоизменении, самоопределении» [6].
В исследовании Е.Г. Семеновой понятие социальная активность рассматривается на основе системного, личностноориентированного, культурологического,
деятельностного и аксеологического подходов как «сложный, непрерывный,
многофункциональный процесс освоения социокультурных ценностей, проходящий во
взаимодействии с окружающим миром и ориентирующий личность на формирование у нее способности находить согласие с природой, миром, обществом, самим собой» [12].
В заключение стоит отметить, что в то время как традиционная модель социальной активности включает в себя понятия «общественно-политическая активность»,
«трудовая активность», «познавательная активность», «активность в сфере культуры» и т.д., в настоящее время все большая часть социальной активности молодежи
«разворачивается в новой информационной среде, которая является не чем иным как виртуальным социальным пространством» [4, с. 17]. Примером такой «виртуальной социальной активности» может служить общение в социальных сетях, различных чатах и форумах, использование электронных СМИ, участие в интерактивном голосовании, создание
собственного сайта или блога и т.п.
Таким образом, социальная активность, как категория психологии и педагогики, претерпевая некоторые изменения в силу отличительных особенностей каждой из эпох, при этом не утрачивает своей актуальности и остается в фокусе наиболее исследуемых педагогами проблем. Развитие социальной активности - это очевидное требование современной жизни, которая характеризуется высокой интенсивностью и активностью общественных процессов.
Литература
1. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни/ К.А. Абульханова-Славская. - М.: Мысль, 1991. - 299 с.
2. Борытко Н. М. В пространстве
воспитательной деятельности: Монография/ Н.М.
Борытко [Науч. ред. Н. К. Сергеев] - Волгоград: Перемена, 2001. — 181 с.
3. Ганич Е.С. Проблема воспитания социальной активности студентов педагогических вузов в отечественной педагогике: Дис... канд. пед. наук/ Е.С. Ганич [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.dissercat.com/catalog/pedagogicheskie-nauki/obshchaya-pedagogika-istoriya-pedagogiki-i-obrazovaniya
4. Гура В.В. Проблема развития социальной активности молодежи в виртуальном пространстве/ В.В. Гура//Социально-педагогические проблемы детей и молодежи: сборник научных трудов. - Ростов-на-Дону. - 2009. - С.16-22.
5. Караваев Г.А. Внутренний мир и социальная активность личности (из опыта работы). Всякая активность есть деятельность? Что мы исследуем:
деятельность или активность? / Караваев Г.А., Васильева Н.В. // Вопросы преподавания философии и общественных наук. - 2001. - С.64-69.
6. Левкина Т.И. Воспитание социальной
активности детей и подростков в учреждениях дополнительного образования в процессе художественно-творческой деятельности: Дис... канд. пед. наук/ Т.И. Левкина [Электронный ресурс]. -Режим доступа:
http://www.dissercat.com/catalog/pedagogicheskie-nauki/obshchaya-pedagogika-istoriya-pedagogiki-i-obrazovaniya
7. Ломов А.Н. Формирование социальной
активности студентов/ А.Н. Ломов: учебное пособие. -Грозный, Чечено-Ингушский гос. ун-т им Л.Н. Толстого, 1982. - 114 с.
8. Мальковская Т.Н. Социальная активность
старшеклассников/Т.Н. Мальковская. - М.:
Педагогика, 1 988. - 144 с.
9. Мордкович В.Г. Социальная активность:
некоторые методические проблемы фиксации и измерения/ В.Г. Мордкович // Факторы социальной
активности городского населения. М.: Академия наук СССР, Институт социологических исследований, 1986. - 137 с.
10. Мудрик А.В. Социальная педагогика/ А.В. Мудрик. - М.: Академия, 2003. - 198 с.
11. Пилипчевская Н.В. Изучение социальной активности студентов пед. вуза: теория и практика/ Н.В. Пилипчевская// Вестник Томского государственного педагогического университета. -2008.- №° 2 (76).
12. Семенова Е.Г. Развитие социальной
активности подростков в учреждении
дополнительного образования детей: Дис... канд. пед. наук/ Е.Г. Семенова [Электронный ресурс] - Режим доступа:
http://www.dissercat.com/catalog/pedagogicheskie-
nauki/obshchaya-pedagogika-istoriya-pedagogiki-i-
obrazovaniya
Воронежский государственный университет
THE CONCEPT OF SOCIAL ACTIVITY AS A CATEGORY OF PSYCHOLOGY
AND PEDAGOGY
I.F. Berezhnaya, A.O. Zykova
The paper describes the concept of social activity as a category of psychology and pedagogy
Key words: category of pedagogy, social activity, structure of social activity, socially important activities