Научная статья на тему 'СОДЕРЖАНИЕ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АГРОИНЖЕНЕРОВ В КОНТЕКСТЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ В ВУЗЕ'

СОДЕРЖАНИЕ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АГРОИНЖЕНЕРОВ В КОНТЕКСТЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ В ВУЗЕ Текст научной статьи по специальности «Гуманитарные науки»

CC BY
2
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
сельское / хозяйство / агроинженер / профессиональная / деятельность / подготовка / agriculture / agroengineer / professional / activity / training

Аннотация научной статьи по Гуманитарные науки, автор научной работы — Мальцева Ольга Геннадьевна

Целью исследования является совершенствование агроинженерной подготовки в вузе на основе современных требований к содержанию профессиональной деятельности агроинженеров. Для достижения цели решались следующие задачи: сбор и анализ источников статистической информации по состоянию инженерных кадров АПК Поволжья; проведение анкетного исследования среди работников инженерных служб предприятий АПК Поволжья по определению специфики и содержания их профессиональной деятельности, анализ полученной информации; определение перспективных технологий совершенствования агроинженерной подготовки в вузе. Анализ источников статистической информации не позволил выявить взаимосвязи между уровнем профессиональной подготовки агроинженеров и уровнем существующих технологий, поэтому дополнительно был проведён опрос сотрудников инженерных служб предприятий АПК Поволжья. Результаты анкетирования показали, что «качество» инженерных кадров предприятий АПК Поволжья несколько выше, чем в среднем по стране. Вместе с тем респонденты отмечают, что в своей деятельности им приходится всё больше иметь дело с новейшей техникой, при этом знания, полученные 15-20 лет назад, всё больше не отвечают принципам функционирования в современных условиях. Кроме того, проблемным моментом в подготовке агроинженеров является проектная подготовка, так как методы проектирования, которыми обладают работники, значительно устарели, им на смену приходят современные компьютерные технологии, такие как трёхмерное моделирование. Поэтому задача модернизации сельского хозяйства невозможна без введения в программу подготовки будущих агроинженеров современных методов обучения, а также без изменения содержания программы подготовки с учётом современных технологий машинно-технологического обеспечения АПК.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONTENTS AND TENDENCIES OF DEVELOPMENT AGROENGINEERS ACTIVITY IN CONTEXT OF VOCATIONAL TRAINING IMPROVEMENT AT THE HIGHER SCHOOL

Research objective is improvement of agroengineering training in higher school on the basis of modern requirements to the content of agroengineers professional activity. For achievement of the purpose the following problems were solved: collecting and analysis of statistical information sources by condition of engineering shots of the Volga region agrarian complex; carrying out biographical research among employees of engineering services of the Volga region agrarian complexes enterprises by determination of specifics and the content of their professional activity, the analysis of the received information; definition of perspective technologies of improvement of agroengineering training in higher school. The analysis of statistical information sources didn't allow to reveal interrelation between agroengineers professional standard and the existing technologies level therefore survey of staff of engineering services of the Volga region agrarian complexes enterprises was in addition conducted. Results of questioning showed that on average «quality» of engineering shots is slightly higher average about the country. At the same time respondents note that in the activity they should deal more and more with the latest equipment, thus the knowledge gained 15-20 years ago, doesn't answer the functioning principles in modern conditions more and more. Besides, problem point in agroengineers training is design preparation as design methods which are possessed by workers, considerably became outdated, they are succeeded by modern computer technologies, such as three-dimensional modeling. Therefore the problem of agriculture modernization is impossible without introduction to the program of future agroengineers training of training modern methods, and also without change of the contents of the program of preparation taking into account modern technologies of machine and technological providing agrarian and industrial complex.

Текст научной работы на тему «СОДЕРЖАНИЕ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АГРОИНЖЕНЕРОВ В КОНТЕКСТЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ В ВУЗЕ»

5. Камынина, И. В. Копинг-стратегии личности в экстремальных условиях жизнедеятельности : дис. ... канд. психол. наук : 19.00.01 / Камынина Ирина Владимировна. - Петропавловск-Камчатский, 2008. - 212 с.

6. Лях, В. И. Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов / В. И. Лях, А. А. Зданевич. - М. : Просвещение, 2008. - 127 с.

7. Митин, С. Н. Триединый адаптационный ресурс здоровья как основа готовности будущих руководителей к адаптивному совладающему поведению // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. - 2013. - Т. 15, № 2(3). - С. 621-624.

УДК 378

СОДЕРЖАНИЕ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АГРОИНЖЕНЕРОВ В КОНТЕКСТЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ

ПОДГОТОВКИ В ВУЗЕ

Мальцева Ольга Геннадьевна, старший преподаватель кафедры «Педагогика, философия и история», ФГБОУ ВПО Самарская ГСХА.

446430, Самарская область, г. Кинель, ул. Фестивальная, 3.

E-mail: [email protected]

Ключевые слова: сельское, хозяйство, агроинженер, профессиональная, деятельность, подготовка.

Целью исследования является совершенствование агроинженерной подготовки в вузе на основе современных требований к содержанию профессиональной деятельности агроинженеров. Для достижения цели решались следующие задачи: сбор и анализ источников статистической информации по состоянию инженерных кадров АПК Поволжья; проведение анкетного исследования среди работников инженерных служб предприятий АПК Поволжья по определению специфики и содержания их профессиональной деятельности, анализ полученной информации; определение перспективных технологий совершенствования агроинженерной подготовки в вузе. Анализ источников статистической информации не позволил выявить взаимосвязи между уровнем профессиональной подготовки агроин-женеров и уровнем существующих технологий, поэтому дополнительно был проведён опрос сотрудников инженерных служб предприятий АПК Поволжья. Результаты анкетирования показали, что «качество» инженерных кадров предприятий АПК Поволжья несколько выше, чем в среднем по стране. Вместе с тем респонденты отмечают, что в своей деятельности им приходится всё больше иметь дело с новейшей техникой, при этом знания, полученные 15-20 лет назад, всё больше не отвечают принципам функционирования в современных условиях. Кроме того, проблемным моментом в подготовке агроинженеров является проектная подготовка, так как методы проектирования, которыми обладают работники, значительно устарели, им на смену приходят современные компьютерные технологии, такие как трёхмерное моделирование. Поэтому задача модернизации сельского хозяйства невозможна без введения в программу подготовки будущих агроинженеров современных методов обучения, а также без изменения содержания программы подготовки с учётом современных технологий машинно-технологического обеспечения АПК.

Новые геополитические вызовы, возникающие перед нашей страной на современном этапе, в совокупности являются мощнейшим внешним фактором, проверяющим на прочность российскую государственность, общество и в некоторой степени определяющим вектор дальнейшего развития государства. В складывающихся условиях правительством Российской Федерации выбран путь реформирования народного хозяйства и экономики от экспортно-сырьевого к социально ориентированному типу, который возможен только на основе инновационного сценария развития. Пошаговая реализация выбранного вектора развития обрела свою окончательную форму в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 г., основными приоритетными направлением которой является поддержка и инновационное развитие ключевых отраслей: промышленности, энергетики, строительства, банковской системы, а также сельского хозяйства [1, 5]. Как отмечает М. С. Каретникова, включение сельскохозяйственного производства в список приоритетных отраслей неслучаен, так как оно обеспечивает продовольственную безопасность страны, является поставщиком сырья для различных отраслей промышленности и вносит вклад в ВВП страны на уровне 4% [4].

На сегодняшний день в сельскохозяйственном производстве наблюдается системный кризис, сопровождающийся рядом негативных явлений: структура материально-технической базы хозяйствующих субъектов не является оптимальной с точки зрения функционирования производства; низкие показатели эффективности и рентабельности сельскохозяйственного производства, вследствие использования устаревших технологий и плохой технической оснащённости; дефицит, «старение» и «текучесть» профессиональных кадров; отсутствие развитой социальной инфраструктуры. Инновационное развитие аграрного сектора экономики предполагает системную интеграцию научно-технической сферы и сельского хозяйства, что по мнению

Т. Ю. Дегтярёвой требует последовательного и чёткого управления отраслью, обеспечения потока эффективных инноваций, стимулирования научно-технической сферы в сельскохозяйственном производстве [1]. Сдерживающие факторы инновационного развития агропромышленного комплекса (АПК) России многочисленны, к ним можно отнести: слабое управление научно-техническим прогрессом; отсутствие тесного взаимодействия государства и частного бизнеса; резкое снижение затрат на аграрную науку; неподготовленность кадров; низкая маркетинговая работа; низкий уровень платежеспособного спроса на инновационную продукцию [3]. Очевидно, что центральными факторами модернизации АПК являются: технологический уровень; система управления; кадровый потенциал. Поэтому кадровое обеспечение сельского хозяйства сегодня выступает стратегической задачей государственного масштаба [7].

Основными проводниками технических инноваций в сельскохозяйственном производстве являются агроинженеры - инженеры отрасли АПК. В связи с этим целью исследования является совершенствование агроинженерной подготовки в вузе на основе современных требований к содержанию профессиональной деятельности агроинженеров.

Для достижения поставленной цели решались следующие задачи: сбор и анализ источников статистической информации по состоянию инженерных кадров АПК Поволжья; проведение анкетного исследования среди работников инженерных служб предприятий АПК Поволжья по определению специфики и содержания их профессиональной деятельности, анализ полученной информации; определение направлений совершенствования профессиональной подготовки агроинженеров.

Анализ источников статистической информации по состоянию кадров, занятых в сельском хозяйстве, позволяет однозначно говорить о негативном тренде по качеству и количеству работников. Так, за последние 10-15 лет дефицит кадров в сельском хозяйстве страны вырос до 70 тыс. человек [8]. Инженерные кадры представлены специалистами с высшим образованием лишь на 35% [2, 6], при этом видимого улучшения не предвидится, так как только 20% выпускников вузов остаются работать на селе, из них 5-6% проработав год-два, уходят на более высокооплачиваемые производства [8]. Однако, в источниках статистической информации нет данных по соотношению качества и количества инженерных кадров АПК с уровнем современного производства, уровнем существующих технологий, а также уровнем подготовки студентов, что является немаловажным при определении направлений профессиональной подготовки агроинженеров. В связи с этим возникла необходимость проведения дополнительного исследования среди работников инженерных служб Поволжья, направленного на определение уровня их профессиональной подготовки, специфики и содержания деятельности.

В проведённом опросе приняли участие около 40 представителей сельскохозяйственных предприятий Самарской, Ульяновской и Саратовской областей. Всем им было предложено ответить на вопросы представленной анкеты. Полученные данные обрабатывались с использованием статистических функций программы Microsoft Excel 2007.

Обработка данных проведённого опроса дала следующие результаты: средний возраст работников, занимающих инженерные должности, составляет 41 год, при этом 31% составляют люди до 30 лет, 38% -работники в возрасте от 30 до 50 лет, 31% - от 50 до 60 лет. При этом стаж работы в сельском хозяйстве в среднем составляет 16 лет, а работа в должности сотрудника инженерной службы в среднем занимает 10,5 лет, что свидетельствует о компетентности респондентов в данной области. Вместе с тем можно с уверенностью сказать, что подготовка данных специалистов проводилась 15-20 лет назад по устаревшим на сегодняшний день технологиям. В отношении образования 77% респондентов указали, что имеют высшее образование, остальные 23% - средне-специальное. Таким образом, в поволжском регионе обеспеченность сельского хозяйства квалифицированными кадрами несколько выше, чем в среднем по стране.

Анализируя функционал исследуемых агроинженеров, выделяем три основных вида деятельности, определяющие специфику их работы: организационно-управленческая; производственно-технологическая (эксплуатационная) и проектная. Организационно-управленческая деятельность подразумевает работу с персоналом, организационные мероприятия, составление документации, отчётности и т.д. Основой производственно-технологической деятельности являются обязанности, связанные с правильной эксплуатацией техники, её регулировкой, настройкой, техническим обслуживанием, постановкой на сезонное хранение и т.д. Проектная деятельность подразумевает проектирование каких-либо технических объектов, необходимых для эффективного функционирования производства (детали машин и механизмов, оснастка для ремонтных работ и т.п.).

В ходе анкетирования выявлено, что наибольший удельный вес в работе агроинженеров занимает производственно-технологическая деятельность, составляющая примерно 53% от общего производственного времени, затем следуют организационно-управленческая - 38% и проектная - 9% деятельности. При этом в своей работе агроинженеров больше привлекает производственно-технологическая деятельность - 62%, далее организационно-управленческая - 21% и проектная - 17% деятельности. За последние годы

произошло значительное замещение отечественных сельскохозяйственных машин импортными: респонденты отмечают, что в среднем им приходится иметь дело с 66% импортных машин и 34% отечественных, но в то же время большее число проблем и ремонтов (60%) приходится на отечественные образцы машин (40% на импортные).

Оценивая необходимость использования компьютера в работе, мнения агроинженеров в среднем составили 5 баллов из 10 возможных, что во многом связано с занимаемыми должностями и спецификой производства. Уровень владения компьютером также оценивается в среднем 5 баллами, а уровень владения системами трёхмерного проектирования не дотягивает и до 2-х. Необходимость проектирования агроинженеры в среднем оценивают в 3 балла (из 10 возможных), при этом из всего объёма проектируемых объектов примерно 30% заказывается в сторонних организациях с предоставлением документации в виде схемы от руки - в 53 случаях из 100, чертежа от руки - 31, объёмного чертёжа от руки - 6, двумерного чертежа на компьютере - 10. Как видно из опросов, примерно 10-30% работы агроинженеров связано с проектированием, которое осуществляется «на коленке», очень приближённо, что не позволяет достичь высокой отдачи от проектируемого объекта. Поэтому одним из главных направлений совершенствования профессиональной агро-инженерной подготовки является обучение будущих агроинженеров современным новейшим технологиям проектирования. Это станет залогом успешного функционирования сельскохозяйственных предприятий в будущем.

Проектирование в специфике деятельности агроинженера должно претерпевать изменения с учётом своей быстро меняющейся методологии. Вектор развития в области проектирования однозначно указывает на перспективность и дальнейшее широкое распространение технологии трёхмерного моделирования, открывающей большие возможности в плане создания широкого спектра объектов. Трёхмерное моделирование позволяет не только быстро создавать, редактировать модели проектируемых объектов, но также проверять их по технологическим, эргономическим, прочностным и многим другим характеристикам ещё на этапе создания, что во многом снижает время подготовки проекта, экспериментальных проверок работоспособности модели, её пригодности к эксплуатации, значительно экономит финансовые вложения в проект, что однозначно детерминирует его актуальным.

Ещё один довод в пользу обучения агроинженеров трёхмерному моделированию - запчасти на импортную технику не производятся в нашей стране, они поставляются из-за рубежа. При введении санкций на поставку импортной техники и комплектующих, отечественное производство, эксплуатирующее 70% импортной техники, остановится. Для недопущения этого придётся ускоренно проводить импортозамещение и латать имеющуюся импортную технику, т.е. проектировать и изготавливать для неё запчасти у нас в стране. В совокупности, опрошенные агроинженеры довольны своей работой, что в среднем оценивается 7 баллами из 10, при этом 90% хотят повысить свой профессиональный уровень.

Деятельность современных агроинженеров в основном направлена на поддержание существующего парка сельскохозяйственных машин в работоспособном состоянии и, зачастую, это связано со значительными материальными и трудовыми затратами, что в итоге приводит к низкой эффективности производства. Переоснащение сельскохозяйственного производства на более технологичную, высокоэффективную технику потребует изменения пропорций в функциях, выполняемых агроинженерами. При этом вектор развития технологий и машин сельскохозяйственного производства будет определять требования не только к современным агроинженерам, а также к студентам, проходящим обучение в вузе, а это, в свою очередь, выдвигает требования к содержанию профессиональной подготовки будущих специалистов. В частности, для совершенствования современной проектной подготовки, будущим агроинженерам необходимы знания и умения в области перспективной технологии трёхмерного моделирования агроинженерных объектов.Значительная часть агроинженеров, работающих сегодня в сельском хозяйстве, имеют образование, полученное ещё в советское или перестроечное время, при этом, им всё больше приходится иметь дело с импортной техникой, имеющей высокую степень автоматизации и компьютеризации. Таким образом, современному агроинженеру необходимы актуальные знания по новым технологиям, применяемым в данной технике, что ставит соответствующие задачи перед системой образования.

Библиографический список

1. Дегтярёва, Т. Ю. Инновационное развитие АПК в современных условиях [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://min.usaca.ru/uploads/article/attachment/116/15_Дегтярева._Инновационное_развитие_АПК_в_современных_услови-ях^ (дата обращения: 2.02.2015).

2. Ерохин, М. Н. Актуальные проблемы подготовки инженерных кадров для АПК // Вестник Орёл ГАУ. - 2007. - №6. -С. 21-23.

3. Инновационное развитие АПК России в современных условиях [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// fermer02.ru/eto-interesno/4759-innovacionnoe-razvitie-apk-rossii-v-sovremennyx-usloviyax.html (дата обращения: 2.02.2015).

4. Каретникова, М. С. Обзор экономики сельского хозяйства России // Пермский аграрный вестник. - 2014. - №2 (6). -С. 66-70.

5. Концепция долгосрочного развития Российской Федерации [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://economy. gov.ru/minec/activity/sections/strategicPlanning/concept (дата обращения: 30.01.2015).

6. Крецан, А. И. Подготовка студентов сельскохозяйственного вуза к условиям будущей профессиональной деятельности в регионе / А. И. Крецан, Н. Э. Касаткина // Вестник КемГУ. - 2013. - №1 (53). - С. 96-99.

7. Проблемы и перспективы кадрового обеспечения АПК [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www. webeconomy.ru/index.php?page=cat&newsid=1093&type=news (дата обращения: 2.02.2015).

8. Скульская, А. В. Кадровые проблемы в сельском хозяйстве России [Электронный ресурс] / А. В. Скульская, Т. К. Широкова. - Режим доступа: http://www.ecfor.ru/pdf.php?id=books/sa2009/22 (дата обращения: 2.02.2015).

УДК 372.857

МОТИВАЦИЯ В ФОРМИРОВАНИИ БИОЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ УЧАЩИХСЯ

Толпекина Анна Сергеевна, магистрант кафедры «Зоология и анатомия, физиология, безопасность жизнедеятельности человека», ФГБОУ ВПО Поволжская ГСГА.

443090, г. Самара, ул. Антонова-Овсеенко, 26.

E-mail: [email protected]

Носова Тамара Михайловна, д-р пед. наук, проф. кафедры «Зоология и анатомия, физиология, безопасность жизнедеятельности человека», ФГБОУ ВПО Поволжская ГСГА.

443077, г. Самара, ул. Юбилейная, 29/143.

E-mail: [email protected]

Ключевые слова: мотивация, исследовательская, компетенция.

Исследовательская деятельность является одним из способов активизации познавательного процесса в обучении школьников. Она базируется на повышении уровня мотивации учащихся, развитии интереса к исследованию в процессе обучения, что способствует формированию их биоэкологической исследовательской компетенции. В статье приведены результаты эмпирического исследования, установившего повышение мотивации на успех у учащихся в результате акцентирования внимания на исследовательскую деятельность при обучении биологии. Цель исследования - повышение уровня мотивации обучающихся пятых-шестых классов в процессе изучения биологии для формирования биоэкологической исследовательской компетенции. Задачи исследования: выявить уровень мотивации учащихся на исследовательскую деятельность, способствовать её формированию и развитию во внеурочное время. Исследование обучающихся пятых и шестых классов на мотивацию к успеху проводилось в школе Самарской области во время внеурочной деятельности (кружок «Юный исследователь»). В исследовании применялись методика диагностики мотивации учащихся к успеху Т. Элерса и оценка усвоения содержания биоэкологических понятий учащимися по методу А. В. Усовой. В результате посещения учащимися кружка «Юный исследователь» и работы в нём, учащиеся 6 класса показали высокий уровень мотивации к успеху (0,69), а респонденты 5 класса ниже (0,53), в сравнении с учащимися контрольной группы: 6 класс (0,37), 5 класс - (0,23). Чем выше мотивация к успеху (Им = 0,37 учащиеся 6 класса КГ и Им = 0,69 ЭГ), тем ниже готовность к риску. Мотивация к успеху влияла и на надежду на успех: при сильной мотивации к успеху надежды на успех были скромнее (показатели уровня мотивации учащихся 5 и 6 классов: КГ - 0,53; ЭГ - 0,69 соответственно). Высокий уровень мотивации в процессе обучения необходим для достижения общей успешности деятельности учащегося! Также у учащихся, посещающих кружок «Юный исследователь», повысился уровень усвоения основных понятий экологии. Коэффициенты усвоения содержания понятий составили 0,61-0,83. При оценке достижений в развитии умений, навыков обучаемых было отмечено усвоение ими основ исследовательской деятельности (освоение алгоритмов исследования), развитие критического мышления, формирование основ экологической культуры.

На современном этапе развития государства и общества стратегия в области образования направлена на обеспечение нового его качества, ориентированного на развитие личности ребенка. Актуальность исследования обусловлена модернизацией образования Российской Федерации, введением ФГОС третьего поколения компетентностного подхода, ориентированного на личность учащегося и развитие его познавательных и созидательных способностей. В данных условиях большое внимание уделяется активизации познавательного процесса в обучении школьников, одним из способов достижения которой является применение исследовательской деятельности. Образовательная концепция базируется на повышении уровня мотивации учащихся, развитии интереса к исследованиям в процессе обучения, что способствует формированию их биоэкологической исследовательской компетенции.

Цель исследования - повышение уровня мотивации учащихся пятых-шестых классов в процессе изучения биологии для формирования биоэкологической исследовательской компетенции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.