2. Профессиональный стандарт. «Педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании) (воспитатель, учитель)». Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18.10. 2013 г. № 544н.
3. Об утверждении Плана мероприятий («дорожной карты») Министерства образования и науки Российской Федерации по формированию и внедрению национальной системы учительского роста. Приказ МОиН от 26.06.2017 № 703.
4. Кузьмина Н.В. Педагогическое мастерство учителя как фактор развития способностей учащихся. Вопросы психологии. 1984; 1: 20 - 27.
5. Профессиональное мастерство современного педагога: коллективная монография. Отв. ред. А.Ю. Нагорная. Ульяновск: Зебра, 2016.
6. Сверчков A.B. Формирование профессионального мастерства спортивных педагогов в процессе обучения в вузе. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Тольятти, 2000.
7. Карпенко Э.К. Совершенствование профессионального мастерства учителя в современной общеобразовательной школе. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Москва, 2000.
8. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. Москва: ТЦ «Сфера», 2001.
9. Рожок Т.С. Становление профессионального мастерства и индивидуального стиля деятельности учителя начальных классов: Диссертация ... кандидата психологических наук. Москва, 2000.
10. Доклад Правительства Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации о реализации государственной политики в сфере образования. Москва, 2017.
References
1. Il'yasov D.F., Selivanova E.A. Populyarizaciya nauchnyh psihologo-pedagogicheskih znanij sredi pedagogov obscheobrazovatel'nyh organizacij s ispol'zovaniem metoda kinopedagogiki. Nauchno-teoreticheskijzhurnal «Nauchnoe obespechenie sistemy povysheniya kvalifikacii kadrov». 2018; 2 (35): 5 - 16.
2. Professionally] standart. «Pedagog (pedagogicheskaya deyatel'nost' v doshkol'nom, nachal'nom obschem, osnovnom obschem, srednem obschem obrazovanii) (vospitatel', uchitel')». Prikaz Ministerstva truda i social'noj zaschity Rossijskoj Federacii ot 18.10. 2013 g. № 544n.
3. Ob utverzhdenii Plana meropriyatij («dorozhnoj karty») Ministerstva obrazovaniya i nauki Rossijskoj Federacii po formirovaniyu i vnedreniyu nacional'noj sistemy uchitel'skogo rosta. Prikaz MOiN ot 26.06.2017 № 703.
4. Kuz'mina N.V. Pedagogicheskoe masterstvo uchitelya kak faktor razvitiya sposobnostej uchaschihsya. Voprosy psihologii. 1984; 1: 20 - 27.
5. Professional'noe masterstvo sovremennogo pedagoga: kollektivnaya monografiya. Otv. red. A.Yu. Nagornaya. Ul'yanovsk: Zebra, 2016.
6. Sverchkov A.V. Formirovanie professional'nogo masterstva sportivnyh pedagogov v processe obucheniya v vuze. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Tol'yatti, 2000.
7. Karpenko 'E.K. Sovershenstvovanie professional'nogo masterstva uchitelya v sovremennoj obscheobrazovatel'noj shkole. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Moskva, 2000.
8. Kulagina I.Yu., Kolyuckij V.N. Vozrastnaya psihologiya: Polnyj zhiznennyj cikl razvitiya cheloveka: uchebnoe posobie dlya studentov vysshih uchebnyh zavedenij. Moskva: TC «Sfera», 2001.
9. Rozhok T.S. Stanovlenie professional'nogo masterstva i individual'nogo stilya deyatel'nosti uchitelya nachal'nyh klassov: Dissertaciya ... kandidata psihologicheskih nauk. Moskva, 2000.
10. Doklad Pravitel'stva Rossijskoj Federacii Federal'nomu Sobraniyu Rossijskoj Federacii o realizacii gosudarstvennoj politiki v sfere obrazovaniya. Moskva, 2017.
Статья поступила в редакцию 29.10.18
УДК 37.01
Sivolobova N.A., Cand. of Sciences (Pedagogy), State Pedagogical Institute (Stavropol, Russia), E-mail: nsivolobova@mail.ru Pogrebnaya O.S., Cand. of Sciences (Psychology), Stavropol State Pedagogical Institute (Stavropol, Russia), E-mail: pogreboss@yandex.ru Soina V.M., teaching assistant, Stavropol State Pedagogical Institute (Stavropol, Russia), E-mail: ms.bvm14@mail.ru
CONTENTS AND TECHNOLOGY OF PATRIOTIC EDUCATION OF UNIVERSITY STUDENTS. The article substantiates the acuteness of patriotic education of students, defines the specifics of educational work in pedagogical university (on the example of Stavropol State Pedagogical Institute), considers the technology of patriotic education of students of higher education. The authors conclude that the systematic and systematic work on patriotic education of students of Stavropol State Pedagogical Institute is aimed at the formation of citizenship and patriotism among students on the basis of traditional and innovative technologies of educational work. A relatively new area of work is the preparation of counselors for patriotic education of students in health camps, etc.
Key words: patriotism, patriotic education, pedagogical high school, educational technologies, educational tasks.
Н.А. Сиеолобоеа, канд. пед. наук, доц. доц. каф. общей педагогики и современных образовательных технологий, ГБОУ ВО «Ставропольский государственный педагогический институт», г. Ставрополь, E-mail: nsivolobova@mail.ru
О.С. Погребная, канд. психол. наук, доц. каф. общей педагогики и современных образовательных технологий, ГБОУ ВО «Ставропольский государственный педагогический институт», г. Ставрополь, E-mail: pogreboss@yandex.ru
В.М. Соина, ассистент каф. общей педагогики и современных образовательных технологий, ГБОУ ВО «Ставропольский государственный педагогический институт», г. Ставрополь, E-mail: ms.bvm14@mail.ru
СОДЕРЖАНИЕ И ТЕХНОЛОГИИ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ ВУЗА
В статье обоснована актуальность патриотического воспитания студенческой молодёжи, определена специфика воспитательной работы в педагогическом вузе (на примере Ставропольского государственного педагогического института), рассмотрены технологии патриотического воспитания обучающихся высшей школы. Авторы делают вывод о том, что системная и планомерная деятельность по патриотическому воспитанию студентов Ставропольского государственного педагогического института нацелена на формирование гражданственности и патриотизма у студентов на основе традиционных и инновационных технологий воспитательной работы. Сравнительно новым направлением работы является подготовка вожатых к патриотическому воспитанию учащихся в условиях оздоровительных лагерей и т. д.
Ключевые слова: патриотизм, патриотическое воспитание, педагогический вуз, воспитательные технологии, воспитательные задачи.
Одним из главных направлений деятельности вуза является воспитательная работа. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» определяет воспитание как «деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства» [1].
Центральное место в воспитательном процессе принадлежит патриотическому воспитанию обучающихся. В Государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016 - 2020 годы» указано, что
«с учётом современных задач развития Российской Федерации целью государственной политики в сфере патриотического воспитания является создание условий для повышения гражданской ответственности за судьбу страны, повышения уровня консолидации общества для решения задач обеспечения национальной безопасности и устойчивого развития Российской Федерации, укрепления чувства сопричастности граждан к великой истории и культуре России, обеспечения преемственности поколений россиян, воспитания гражданина, любящего свою Родину и семью, имеющего активную жизненную позицию» [2].
Теоретический анализ исследуемой проблемы позволил определить цель патриотического воспитания: воспитание у обучающихся нравственных идеалов
общества, чувства любви к Родине, стремления к миру, достоинства, способности к автономной деятельности во имя частных и общественных интересов в условиях демократического общества и правового государства, мировой социально-политической и культурной интеграции. Содержание патриотического воспитания должно быть направлено на формирование у студенческой молодёжи профессионально значимых качеств, умений и готовности к их активному проявлению в различных сферах жизни общества, в процессе военной и других, связанных с ней, видов государственной службы, верности конституционному долгу в условиях мирного и военного времени, высокой ответственности и дисциплинированности.
Ректор ГБОУ ВО «Ставропольский государственный педагогический институт», профессор Л.Л. Редько отмечает, что «сама система жизненных ценностей старшего поколения перестает быть бесспорной и привлекательной для значительного числа молодёжи. Это обусловливает массовое равнодушие к отечественной истории, нежелание знать и помнить о нашем прошлом, делает молодых глухими к призывам «Стань лучшим в своей стране!», неважно, в какой сфере - в труде, учебе, спорте. Уже понятно одно: постоянным увеличением количества массовых молодёжных мероприятий и затрат на них проблему формирования патриотического сознания нового поколения решить не удается. Причин несколько. Прежде всего - участвует в них, как правило, один и тот же контингент активистов, а никак не то большинство, часть которого и составляет «группы риска». Кроме того, к сожалению, у нас нет пока сколько-нибудь убедительных и достоверных индикаторов, которыми можно было бы оценить реальную социальную эффективность принимаемых мер, а перед инициаторами и организаторами этих форумов-фестивалей-слетов-шествий такой задачи никто не ставит. Количественная статистика происшествий с детьми и подростками удручает. Получается, что все силы у нас уходят на изобретение тактических решений при отсутствии ясной комплексной государственной стратегии, в которой у каждой из отвечающих за решение этих проблем, структур было бы свое место, функция, а главное - ответственность» [3].
Исходя из вышесказанного, особую актуальность патриотическое воспитание приобретает в условиях именно педагогического вуза. Специфика педагогической профессии требует подготовки учителя, владеющего современными технологиями воспитания обучающихся в духе патриотизма, нравственных идеалов, общечеловеческих ценностей.
Воспитательная стратегия в институте нацелена, прежде всего, на формирование у студентов гражданских качеств и патриотических чувств, уважения к историческим традициям и преемственности поколений. Патриотическое воспитание студенческой молодёжи вуза осуществляется в рамках системы традиционных мероприятий факультетов, института, филиалов, а также в рамках студенческих проектов.
Так, например, в качестве инновационных форм работы можно обозначить участие делегации Ставропольского государственного педагогического института в межрегиональном фестивале молодёжных патриотических проектов «Помним прошлое - думаем - Думаем о будущем», по итогам которого вуз был награжден дипломом. 23 апреля 2016 года по инициативе Молодёжного Парламента при Думе Ставропольского края была организована площадка, на которой состоялся Всероссийский тест по истории Великой Отечественной войны. 17-19 ноября 2016 года в г Пятигорске был проведен Всероссийский волонтерский форум «МойУчитель.РФ», основной целью которого стала популяризация педагогической профессии, реализация образовательных программ по студенческому самоуправлению. В Форуме приняли участие 150 студентов педагогических ву-
Библиографический список
зов, молодых и опытных педагогов из разных районов России: Ставропольского края, г. Москвы, г. Санкт-Петербурга, Кабардино-Балкарской Республики, Карачаево-Черкесской Республики, Республики Северной Осетии-Алании, Чеченской Республики, Ростовской области, Воронежской области, Краснодарского края, Липецкой области, Челябинской области, Удмуртской республики. Программа Форума включала мастер-классы, тренинги, дискуссионные площадки, досуго-вые мероприятия.
В ноябре традиционно проходит социально значимая акция - уборка Даниловского кладбища (в рамках акции «Чистая память»). Акция ориентирует молодёжь на сохранение исторической памяти об участниках Великой Отечественной войны, воевавших на территории Ставрополья.
12 декабря, в День Конституции Российской Федерации, студенты принимают участие в квест-игре «Твои права, молодёжь!», инициатором проведения которой выступают активисты Центра гражданско-патриотического воспитания «Юность России». Главная цель мероприятия - формирование правовой культуры студенческой молодёжи, развитие у них интереса к политической жизни страны и изучение прав студентов.
Традицией института стали мероприятия, приуроченные ко Дню Победы, и ежегодный краевой месячник оборонно-спортивной и массовой работы, в рамках празднования Дня защитников Отечества. В преддверии 23 февраля студенты поздравляют ветеранов Великой Отечественной войны с праздником мужества и силы, с Днем истинных патриотов страны, который олицетворяет неразрывную связь поколений и воплощает в себе самоотверженное служение Родине. 8 февраля, в День юного героя-антифашиста, у Мемориала «Холодный родник. Дети войны» студенческий актив института и школьники города вспоминают тех, кто на своих плечах вынес тяготы войны и оккупации, тех, кто не пощадил своих жизней для освобождения краевой столицы от немецко-фашистских захватчиков. В преддверии празднования Дня Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. студенты принимают участие в традиционной акции «Память», организованной администрацией Промышленного района г. Ставрополя. 8 мая на Мемориале «Холодный родник» в г. Ставрополе проводится традиционный общий сбор преподавателей, сотрудников и студентов Ставропольского государственного педагогического института, посвященный годовщине Победы в Великой Отечественной войне. 9 мая преподаватели, студенты и сотрудники института принимают участие в торжественном прохождении колонн трудовых коллективов предприятий, организаций и учреждений города Ставрополя по центру города.
Все большую актуальность приобретает формирование готовности вожатых к патриотической деятельности. В соответствии с предъявляемыми квалификационными требованиями вожатому необходимо знать закономерности и особенности развития временного детского коллектива; социально-психологические и поведенческие особенности детей во временном детском коллективе; психолого-педагогические, нормативно-правовые, управленческие, методические и технологические основы организации работы с детьми и подростками; этапы и логику развития лагерной смены; историю развития вожатского движения в стране и крае; эффективные модели и технологии организации работы с детьми и подростками во временном детском коллективе; технологии социального и проектирования.
Таким образом, системная и планомерная деятельность по патриотическому воспитанию обучающихся СГПИ нацелена на формирование гражданственности и патриотизма у студентов на основе традиционных и инновационных технологий воспитательной работы.
1. Об образовании в Российской Федерации. Федеральный закон. Available at: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=292679&fld=134&dst=100 0000001,0&rnd=0.4927593955449381#03761983267905358
2. Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы: Государственная программа. Available at: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi ?req=doc&base=LAW&n=280658&fld=134&dsl^1000000001,0&rnd=0.08425575471744207#02115588026902222
3. Редько Л.Л. Сгорая светить другим. Available at: http://ludiuga.ru/lyudmila-redko-sgoraya-svetit-drugim
4. Абдурахманова П.Д., Идрисова П.Г, Асильдерова М.М., Агарагимова В.К., Арипов М.А., Арипова Н.М., Асадулаева У.М., Данилина Е.И., Подгребельная Н.И., Со-рокопуд Ю.В., Сельская О.В., Сметанина Н.В., Багдуева К.Г., Гасанова С.С., Рамазанов М.Б., Ахмедова А.М., Борисова Е.Н., Раджабов М.А., Везиров Т.Г., Кулибе-ков Н.А. и др. Реализация прогрессивных подходов и технологий s образовательной практике: коллективная монография кафедры Юнеско «Психология и педагогика высшего образования». Москва, 2017.
References
1. Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii. Federal'nyj zakon. Available at: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=292679&fld=134&dst=1000000001,0 &rnd=0.4927593955449381#03761983267905358
2. Patrioticheskoe vospitanie grazhdan Rossijskoj Federacii na 2016-2020 gody: Gosudarstvennaya programma. Available at: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc &base=LAW&n=280658&fld=134&dst=1000000001,0&rnd=0.08425575471744207#02115588026902222
3. Red'ko L.L. Sgoraya svetit'drugim. Available at: http://ludiuga.ru/lyudmila-redko-sgoraya-svetit-drugim
4. Abdurahmanova P.D., Idrisova P.G., Asil'derova M.M., Agaragimova V.K., Aripov M.A., Aripova N.M., Asadulaeva U.M., Danilina E.I., Podgrebel'naya N.I., Sorokopud Yu.V., Sel'skaya O.V., Smetanina N.V., Bagdueva K.G., Gasanova S.S., Ramazanov M.B., Ahmedova A.M., Borisova E.N., Radzhabov M.A., Vezirov T.G., Kulibekov N.A. i dr. Realizaciya progressivnyh podhodov i tehnologij v obrazovatel'nojpraktike: kollektivnaya monografiya kafedry Yunesko «Psihologiya i pedagogika vysshego obrazovaniya». Moskva, 2017.
Статья поступила в редакцию 22.10.18