Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 3 (47) 2010
УДК 351.75 Р.А. Рамазанов*
Содержание и сущность профессиональной деформации сотрудников подразделений по борьбе с организованной преступностью
Работа представлена кафедрой педагогики Санкт-Петербургского университета MBA России. Научный руководитель — доктор педагогических наук, профессор Владимир Стефанович Олейников.
В статье рассматривается содержание и сущность профессиональной деформации сотрудников подразделений по борьбе с организованной преступностью. Рассмотрены критерии профессиональной деформации, причины и факторы возникновения профессиональной деформации у сотрудников подразделений по борьбе с организованной преступностью. Дана и рассмотрена классификация детерминант профессиональной деформации. Определены сферы проявления профессиональной деформации у сотрудников подразделений по борьбе с организованной преступностью.
Ключевые слова: содержание, сущность, профессиональная деформация, содержание профессиональной деформации, сущность профессиональной деформации.
RA. Ramazanov*. The maintenance and essence of professional deformation of employees of divisions to fight with the organized crime. The article is about the maintenance and essence of professional deformation of employees of divisions fighting with the organized crime. Criteria of professional deformation, the reason and factors of occurrence of professional deformation at employees of divisions fighting with the organized crime. Classification a determinant of professional deformation is given and considered. Spheres of display of professional deformation of divisions fighting with the organized crime are defined.
Keywords: the maintenance, essence, professional deformation, the maintenance of professional deformation, essence of professional deformation, employees of divisions fighting with the organized crime.
Для того чтобы дать определение профессиональной деформации, а также назвать причины и факторы, вызывающие его, пытаться их классифицировать, прежде всего необходимо первоначально выделить критерии основных показателей профессиональной деформации.
Основываясь на предположенной В.С. Медведевым системе основных показателей профессиональной деформации [4], можно выделить следующие критерии.
1. Предвзятое отношение к объекту служебной деятельности — гражданину или группе граждан, которые выступают в различных (более чем 50) официальных юридических ролях. Его эмпирические проявления: а) обвинительный уклон или презумпция изначальной виновности объекта; б) абсолютизация карательно-принудительных мер и вера в их универсальную эффективность; в) психологические барьеры.
2. Произвольно-субъективная интерпретация нормопослушного поведения и нормативной регламентации служебной деятельности. Ее эмпирические проявления: а) злоупотребление, превышение, неприменение властных полномочий в случаях, предусматривающих их применение; б) личное установление недозволенных связей или способствование им; в) использование запрещенных средств, методов, приемов деятельности; г) злоупотребление на службе алкоголем.
3. Перенос манеры служебного общения, отдельных профессиональных методов и приемов на внеслужебные сферы. Эмпирические проявления: а) властно-командный тон; б) тотальное использование жаргона, речевых штампов, слов и выражений ненормативной лексики; в) неуместное употребление профессионального юмора.
4. Профессиональное огрубление личности. Его эмпирические проявления: а) сверхнормативное пребывание на службе под любым предлогом; б) устойчивый интерес к служебным делам при нахождении вне службы (в выходные, во время отпуска и т.п.); в) желание, естественность нахождения в профессиональной среде (включая ношение форменной одежды) по сравнению с внеслужебной средой; г) социо-профессиональная изоляция.
5. Изменения в образе «Я» (системе представлений о самом себе). Эмпирические проявления этого показателя: а) устойчиво завышенная профессиональная самооценка; б) снисходительность
* Рамазанов, Рамин Анатольевич, адъюнкт кафедры педагогики Санкт-Петербургского университета МВД России, старший оперуполномоченный ОРЧ по БОП (линии БЭП) ГУВД по Санкт-Петербургу и Ленинградской области, майор милиции. Тел.: 74413-13. E-mail: ramaha2007@mail.ru.
* Ramazanov, Ramin Anatolevich, the graduated in a military academy of chair of pedagogics of the St.-Petersburg university of the Ministry of Internal Affairs of Russia, the major of militia. Ph.: 744-13-13. E-mail: ramaha2007@mail.ru.
Статья поступила в редакцию 25 мая 2010 года.
профессиональной оценки коллег; в) болезненная реакция на критику или контроль за своей деятельностью; г) фиксированная ориентация на собственный опыт, включая презумпцию своей непогрешимости.
В деятельности подразделений по борьбе с организованной преступностью данное явление тесно связано с проблемой профессиональной устойчивости, профессиональной адаптации и дезадаптации, нарушений дисциплины и законности, а также суицидов среди личного состава.
Проведенный анализ научных публикаций и данных по динамике дисциплинарной практики позволяет отнести все вышеперечисленные факторы к так называемой «группе риска»: 1) лицам, склонным к суициду; 2) профессионально-деформированным сотрудникам; 3) сотрудникам, длительное время или неоднократно принимавшим участие в контртеррористических операциях; 4) лицам, предрасположенным в силу индивидуально-психологических особенностей к предательству интересов службы [7].
«Группа риска» представляет собой категорию лиц, у которой наследственные факторы, условия развития и воспитания, личностные и функциональные особенности определяют повышенную вероятность возникновения состояний дезадаптации, способствующих развитию нервно-психических и психосоматических заболеваний, асоциального поведения, аутоагрессии, приводящих к снижению эффективности и надежности служебной деятельности.
Факторами риска профессиональной деформации могут быть:
— наличие в структуре личности акцентированных черт характера, заострение личностных черт, неустойчивость индивидуально-психологических особенностей;
— уровень адаптированности к профессиональной деятельности каждого обследуемого и направление его дезадаптации;
— проявления тех или иных психологических защит, которые могут служить косвенными признаками профессиональной деформации;
— такие поведенческие отклонения, как плохо управляемое реагирование (грубость, неподчинение приказам), искаженные формы самоутверждения, употребление алкоголя, фиксация на неблагоприятных факторах;
— нарушение самоконтроля и саморегуляции, их неустойчивость; агрессивность поведения, конфликтность;
— сужение когнитивной сферы (категоричность мышления, максимализм, инфантилизм, неразвитость коммуникативных навыков);
— особенности интеллектуальной сферы, представляющие собой первичное, изначальное звено той цепочки факторов, которые приводят к более очевидным и менее обратимым признакам дезадаптации, проявляющимся в нарушении социальных контактов, а также в девиантном поведении;
— сниженная толерантность — «терпимость» к эмоциональным нагрузкам (повышенная чувствительность) и малый спектр коппинг-поведения («совладающего» поведения);
— выраженная эмоциональная напряженность, аффективная ригидность;
— несформированность морально-психологических образований в структуре личности;
— несформированность отношения к соблюдению моральных норм и требований применительно к профессиональной деятельности сотрудника ОВД.
Особое внимание следует обращать на следующие неблагоприятные проявления:
— необъяснимое бессмысленное упрямство, отсутствие эффекта от переубеждения или чрезмерно быстрая смена настроения, увлечений, неустойчивое поведение, постоянные явно легкомысленные поступки;
— частые ссоры, конфликты с товарищами, близкими, немотивированная грубость, злобность, пререкание или чрезмерная угодливость, слащавость, податливость;
— позерство, стремление обратить на себя внимание любым путем, демонстративность, истерическое поведение, выраженный эгоизм, эгоцентризм или самоуничтожение, униженность, постоянная подавленность, неадекватная пугливость, мысли о самоубийстве;
— явная неадекватность поведения даже во вред себе, необъяснимые поступки, выраженная неорганизованность поведения или гипертрофированный педантизм;
— цинизм, развязность, бестактность, бравирование своей извращенностью или гипертрофированная застенчивость по отношению к противоположному полу, неадекватный страх перед ним.
Профессиональная деформация первоначально начинает проявляться в самой личности, затем через поведение отражается на профессиональной деятельности и ближайшем окружении. Как было отмечено, между безнравственным и преступным поведением пролегает довольно широкая «пограничная полоса», которую непременно проходит личность. То же относится к служебному коллективу, когда в нем начинают преобладать негативные нравственные ценности. Во всяком случае, любому преступлению предшествует нравственная деформация личности, образование у нее аморальных нравственных установок на мировоззренческом уровне.
Крайняя степень профессиональной деформации личности сотрудника подразделений по борьбе с организованной преступностью и милиции в целом — профессиональная деградация, когда нарушение закона, аморальность, асоциальное поведение или профессиональное бессилие делают невозможной дальнейшую службу в органах внутренних дел.
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 3 (47) 2010
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 3 (47) 2010
Явление профессиональной деформации личности сотрудника непосредственно связанно с профессиональной адаптацией. Под этим явлением понимается овладение личностью своим официальным статусом, профессиональной ролью и условиями ее осуществления в новой профессиональной ситуации. При этом происходит усвоение человеком ценностных ориентаций в рамках данной профессии, осознание мотивов и целей профессиональной деятельности, принятие для себя всех ее компонентов (задач, средств и т.д.), сближение ориентиров и профессиональной группы.
Проявления профессиональной деформации можно разделить по следующим разновидностям:
— категориям личного состава: рядового, младшего начальствующего, инспекторского состава; командного, начальствующего, руководящего состава;
— конкретным профессиональным задачам, насыщенным морально-психологическими аспектами: общение с населением, действия при чрезвычайных обстоятельствах и др.
Особенности служебной деятельности и относительная самостоятельность сотрудников милиции приводят к тому, что в ней возникают свои групповые нормы и правила поведения, собственные профессиональные ценности, которые могут не во всем совпадать с нормами и ценностями, принятыми обществом, санкционированными государством.
Если в коллективе начинается снижение уровня нравственной культуры, то в нем создаются благоприятные условия для его последующей профессионально-нравственной деформации. Следует отметить следующие негативные факторы — показатели морально-психологического климата:
— пустая трата рабочего времени;
— опоздание и длительное отсутствие во время работы;
— скрытая критика условий труда;
— обсуждение указаний руководителей в «кулуарах»;
— неточное выполнение решений, приказов руководителей;
— групповые сборы, длительные перекуры во время работы;
— уход с работы ранее положенного времени;
— отказ от работы в сверхурочное время;
— распространение слухов о коллегах;
— частые конфликты и отстранение коллектива от их разрешения;
— низкая активность при обсуждении служебных и социальных вопросов [8].
Появление этих факторов вызывает серьезную тревогу прежде всего у руководителя служебного коллектива и наиболее нравственно зрелых его членов. Они должны служить своеобразным барометром, предупреждающим о надвигавшейся опасности. В том случае, когда на них не обращают должного внимания и не принимают соответствующих мер к их ликвидации, сначала начинается профессионально-нравственная деформация отдельных членов служебного коллектива, а затем и служебного коллектива в целом. Также мы отмечаем и другие факторы:
— формально-бюрократические методы руководства (высокомерие, грубость, чванство, бездушное отношение к подчиненным);
— злоупотребление властью (грубость по отношению к гражданам, унижение их человеческого достоинства, неоказание им помощи, неоправданное применение физической силы, боевых приемов, специальных средств и оружия);
— терпимость к нарушениям служебной дисциплины и фактам невыполнения служебного долга;
— халатное отношение к функциональным обязанностям;
— формализм и упрощенчество при оформлении документации;
— культивирование руководством наушничества и доносительства, разделение членов коллектива на «любимчиков» и «неугодных»;
— психологически конфликтная атмосфера в коллективе (ситуации конфликта как постоянная норма служебных отношений);
— приоритетная ориентация в коллективе на моральные антиценности;
— формирование двойной морали (для «своих» и для «чужих»);
— неразборчивость в средствах («для достижения цели все средства хороши»)
— формирование атмосферы круговой поруки;
— усталость от выполнения служебных обязанностей, порождающая равнодушие к интересам службы;
— бытовое пьянство.
Знание и учет вышеприведенных факторов и показателей имеют значение прежде всего для руководителей и работников кадрового аппарата, а также сотрудников, осуществляющих воспитательную работу с личным составом. Для своевременной нейтрализации и профилактики негативных морально-психологических факторов профессиональной деформации и деградации служебного коллектива необходимо также знать и учитывать основные причины появления этих факторов, которые в конкретном проявлении зависят от действий отдельных членов служебного коллектива, но в своей основе имеют объективно существующие причины, порождаемые как спецификой службы (внутренние причины), так и определенными условиями общественной жизни (внешние причины).
Необходимо рассмотреть непосредственные детерминанты профессиональной деформации, связанные с ближайшим социальным окружением сотрудника подразделений по борьбе с организованной преступностью. Особенности детерминант этой группы связаны с тем, что они могут влиять синхронно с «деятельностными» детерминантами (совместная деятельность в группе, экипаже и др.), последовательно (нахождение на службе без непосредственного контакта с ее объектом) и во внеслужебное время. В этом они схожи с индивидуально-личностными детерминантами и отличаются от деятельностных. Ближайшее социальное окружение включает две основные составляющие: служебный коллектив и внеслужебная среда (семья, родственники, друзья, знакомые).
Внеслужебная среда выступает преимущественно общим психологическим фоном, блокирующим или устанавливающим профессиональную деформацию. Это осуществляется путем вовлечения в отношения глубинных, интимных характеристик личности, через которые внеслужебное окружение как бы «прогревает» различные социальные характеристики, включая профессиональнослужебные. Необходимо также учитывать, что отдельные представители внеслужебного окружения, профессионально близкие к правоохранительной деятельности, могут быть носителями профессиональной деформации и осуществлять прямое влияние на сотрудника.
Правовоспитательное влияние семьи осуществляется через авторитет родителей, их дела и поступки, семейные традиции. Критериями оценки здесь выступают общечеловеческие ценности: борьба со злом и победа над ним, честность и честь, достоинство и любовь к людям, трудолюбие, умение быть благородным и многие другие.
Анализируя практику семейного воспитания, выделим следующие основные пути и условия его правоформирующего и праворазвивающего влияния:
— обеспечение личной примерности всех членов семьи в неукоснительном выполнении законов;
— проведение старшими членами семьи праворазъяснительной работы среди младших;
— формирование у всех членов семьи положительного отношения к правовым нормам;
— нравственное одобрение правопослушного поведения и правоприменительной деятельности;
— создание личностно-бытовых и деятельностных предпосылок для формирования правосознания и др.
Семья во многом способствует формированию правового сознания и правопослушного поведения. В семье вопросы решаются под влиянием авторитета родителей, их дел и поступков через создание в ней своеобразных правовоспитательных условий.
Следующая группа факторов относится к социально-психологическим детерминантам профессиональной деформации личности сотрудника подразделений по борьбе с организованной преступностью. Чрезвычайно важна роль печати, телевидения, радио и иных средств массовой информации. СМИ являются ведущим источником формирования общественного мнения о подразделениях по борьбе с организованной преступностью и милиции в целом, социальным фактором, активно влияющим на поведение личности. Через СМИ состояние преступности, результаты работы подразделений по борьбе с организованной преступностью, их профессиональный статус, профессиональные возможности, достижения стали достоянием гласности.
В средствах массовой информации в конце 80-х — начале 90-х гг. XX в. была проведена конъюнктурная кампания по дискредитации органов внутренних дел (а также Вооруженных Сил, органов безопасности), которая нанесла болезненный удар по их авторитету, способствовала снижению профессиональной активности кадров милиции, появлению у сотрудников неуверенности и апатии. Многое с неизбежностью привело к усложнению условий деятельности милиции, когда даже абсолютно законные действия сотрудников встречали недоверие и сопротивление у значительного числа населения. В настоящее время, особенно с 2008 г. по настоящее время, в средствах массовой информации также ведется кампания по дискредитации органов внутренних дел, снижению их авторитета, а также правовой защищенности сотрудников подразделений по борьбе с организованной преступностью и милиции.
СМИ оказывают активное воспитательное воздействие на многие сферы личности — рациональную, эмоциональную и волевую, формируя определенную систему не только правовых знаний, но и правовых ориентаций, убеждений и чувств. Роль средств массовой информации в морально-психологической компетентности населения заключается в формировании правосознания, нравственно-правовых убеждений, системы правоотношений, потребности и привычек неукоснительного выполнения требований правовых и моральных норм. Они вносят вклад в обучение, образование и развитие людей, позволяют им глубже усвоить систему морально-психологических знаний, навыков и умений правомерного поведения, ориентироваться в различных ситуациях повседневной жизни, оценивать их и принимать решения, основанные на правовых и моральных нормах.
Нормативная функция СМИ проявляется в формировании материальных, духовных и социальных потребностей у больших групп людей и у конкретных индивидов. Раньше этот процесс определялся общественно признанными, реальными условиями жизни. Теперь кино, телевидение показывают самые разные нормы и стандарты жизни, в т.ч. негативного и асоциального характера. Это негативное влияние проявляется в повседневной жизни людей, ведет к нарушению норм морали и права.
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России №9 3 (47) 2010
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 3 (47) 2010
Не все оценки, характерные для общественного мнения, являются правильными. Особенно следует выделить неоправданно низкую оценку таких элементов, как стремление сохранять верность служебному долгу, повышать свой профессиональный уровень, знание основ профессиональной морали, осознание морально-психологических особенностей своей социальной роли.
Таким образом, можно классифицировать имеющиеся детерминанты профессиональной деформации (деятельностные, социально-психологические и индивидуально-личностные) у сотрудников подразделений по борьбе с организованной преступностью и выделить в них моральнопсихологические факторы, в той или иной мере оказывающие воздействие на изучаемое явление (непосредственные или опосредованные).
В деятельностных детерминантах выделяются морально-психологические факторы и условия, которые можно разделить на несколько групп.
1. Морально-этические:
— отсутствие надлежащего морально-психологического климата в коллективе;
— низкий общий уровень правовой и профессиональной культуры сотрудников;
— сугубо прагматическая ориентация членов коллектива;
— падение престижа профессии сотрудника определенных служб и подразделений в представлении конкретного коллектива правоохранительных органов.
2. Психолого-педагогические:
— отсутствие научно разработанной профессиограммы отбора сотрудников на конкретную должность или в подразделение (службу);
— запущенность культурно-воспитательной работы и самосовершенствования;
— игнорирование морально-психологических образований в структуре личности при отборе и назначении специалиста на конкретную службу.
3. Социально-экономические:
— неудовлетворенность существующими жилищно-бытовыми условиями жизни и отсутствие возможности их улучшить;
— несоответствие денежного содержания характеру и условиям труда;
— низкий уровень качества жизни сотрудников при выходе на пенсию, в отставку и в запас;
— отсутствие достаточных средств для лечения сотрудников.
4. Организационно-правовые иуправленческие:
— отсутствие общих целей и служебных перспектив для большинства членов коллектива;
— отсутствие нормальных условий для несения службы, ее плановости и соразмерности предельно допустимым нагрузкам;
— постоянно возрастающая нагрузка в расчете на одного сотрудника за единицу времени конкретно выполняемой работы или специального задания, порожденная осложнением оперативной обстановки;
— неадекватный стиль деятельности руководителя;
— отсутствие оптимально гибких организационных структур и др.
В группе социально-психологических детерминант выделены морально-психологические факторы, связанные с ближайшим социальным окружением сотрудника подразделений по борьбе с организованной преступностью. Семья во многом способствует формированию правового сознания и правопослушного поведения. В семье вопросы решаются под влиянием авторитета родителей, их дел и поступков через создание своеобразных правовоспитательных условий, обеспечивающих личную примерность членов семьи в выполнение законов, проведение праворазъяснительной работы, формирование положительного отношения к правовым нормам.
Морально-психологические проявления профессиональной деформации внутренне всегда связаны с дефектами социализации личности, ее педагогической запущенностью, недостаточной правовой подготовкой и знанием норм морали, искажениями правосознания и ценностных ориентиров и т.д. К внешним факторам относятся слабости образования, правовой подготовки родителей и др.
Рассмотрим структуру морально-психологических образований личности, которая состоит из следующих компонентов:
— морально-психологическая деятельность (поступки) — важнейший и определяющий компонент морали, проявляющийся в конкретных поступках.
Только совокупность поступков, характеризующая поведение личности, дает представление о подлинной ее моральности. В них находит выражение процесс реализации личностью тех или иных моральнопсихологических качеств на практике, в обыденном, повседневном поведении. И только практическая реализация моральных принципов и норм дает личности право на признание ее моральной воспитанности;
— моральные (нравственные) отношения — отношения, в которые вступают люди, совершая моральные (аморальные) поступки. Нравственные отношения представляют собой диалектику субъективного (побуждения, интересы, чувства индивидов) и объективного (нормы, идеалы, нравы, обычаи и другие социальные факторы). Нравственные отношения в служебном коллективе, в свою очередь, подразделяются на субординированные отношения, т.е. отношения между начальниками и подчиненными; отношения между коллегами; отношения с гражданами;
— нравственное сознание включает в себя познание, знание, волевое побуждение и определяющее воздействие на моральную деятельность и моральные отношения. Сюда также относятся моральное
самосознание и моральная самооценка, порождающие нравственные чувства: стыд, укоры совести, раскаяние или моральную удовлетворенность своими действиями, сознание правоты, довольства собой, гордость за совершенный поступок и пр. Существенные категории морального сознания, такие как добро, зло, долг, честь, достоинство, совесть, нельзя отрывать от моральных отношений и поступков.
В обобщенном виде моральные требования к личности сотрудника подразделений по борьбе с организованной преступностью состоят в следующем:
— отношение к человеку как к высшей ценности, уважение и защита прав, свобод и человеческого достоинства в соответствии с международными правовыми нормами, общечеловеческими принципами морали;
— глубокое понимание социальной значимости профессиональной деятельности и своей роли в обеспечении общественной безопасности, защите и охране жизни, здоровья и законных интересов людей, их правовой защищенности;
— принципиальность и бескомпромиссность, объективность и непредвзятость в борьбе с преступностью, разумное и гуманное использование предоставленных законом прав;
— сознательная дисциплина, исполнительность и инициатива, профессиональная солидарность, взаимопомощь и взаимоподдержка, морально-психологическая готовность к действиям в сложных ситуациях, самоотверженность, смелость и способность к разумному риску;
— безупречность личного поведения на службе и в быту, честность и неподкупность, забота о профессиональной чести, общественной репутации;
— постоянное совершенствование профессионального мастерства, расширение интеллектуального кругозора.
Система норм профессиональной морали сотрудника подразделений по борьбе с организованной преступностью включает: общие нормы морали, регулирующие типичные взаимоотношения людей, независимо от их профессиональной деятельности; дополнительные нормы морали, регулирующие специфические правоотношения, отличающиеся объектами, субъектами и содержанием взаимодействующих сторон регулируемых отношений; специальные внутриорганизационные нормы, регулирующие отношения сотрудника с лицами, оказывающими противодействие в процессе их деятельности.
Подход к оценке и определению уровня морально-психологической компетентности связан с понятием моральной позиции личности. В моральной позиции личности следует выделить систему ее ведущих отношений: к обществу, к деятельности (Родине, национально-культурным ценностям, правоохранительной деятельности как разновидности труда, к различным формам собственности, общественно полезной деятельности, экологии); к другим людям (коллективу, семье, гуманное отношение к людям вообще); к себе (оценка и самооценка, критика и самокритика).
Анализ показывает, что в подходах к определению критериев морально-психологической подготовленности, нравственной позиции есть общее, выражающееся в том, что система отношений сотрудника к обществу, другим людям, самому себе присуща всем названным категориям. Характер направленности моральных ценностей отражает содержательный аспект морально-психологической подготовленности и нравственной позиции.
Большинство ученых, несмотря на различия в подходах, едины в следующих положениях:
— начальным этапом формирования морально оправданного поведения (в т.ч. в профессиональной сфере) является усвоение профессиональных морально-психологических ценностных ориентаций и установок, морально-психологических знаний, которые характеризуются полнотой, глубиной, системностью, действенностью, оперативностью;
— одной из стадий формирования морально-психологической компетентности личности является наличие осознанной установки, разновидностью которой является убеждение и переход профессиональных морально-психологических знаний в убеждения, переход в навыки, умения и привычки;
— важна актуализация отношений к морально-психологическим знаниям и профессиональноэтическим нормам, превращение их в потребности и мотивы личности, степень их переживания;
— конечный этап освоения — профессиональное морально оправданное поведение.
Таким образом, можно дать определение профессиональной деформации сотрудника подразделения по борьбе с организованной преступностью, которая заключается в негативном изменении профессиональных возможностей и личностных черт сотрудника, отклонении от заданного типа поведения, возникающее под влиянием особенностей профессии (содержания, организации и условий служебной деятельности), приводящее к искажению направленности его профессиональных действий и других поведенческих актов, отрицательно сказывающихся на его профессиональной деятельности, и проявляется на следующих уровнях:
— потребностно-мотивационном,
— коммуникативном,
— функциональном.
Профессионально-нравственная деформация опасна не только для сотрудников, прослуживших много лет, но и для молодых сотрудников.
Анализ литературы позволяет выделить четыре основные сферы, в которых идет проявление профессиональной деформации у сотрудников подразделений по борьбе с организованной преступностью.
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России №9 3 (47) 2010
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России №9 3 (47) 2010
1. В сфере нравственности — как утрата представления о гражданском и нравственном смысле своей работы, притупление профессионального долга, рост эгоцентризма и эгоизма. И, как следствие, формальный подход к работе или использование профессиональной деятельности для достижения личных узкоэгоистических целей.
2. В сфере интеллектуальной — как притупление способности к самостоятельному мышлению и принятию решений, потеря способностей к самостоятельной учебе, затруднения с принятием решений в нестандартной ситуации, склонность к шаблону и догматизму, завышенная оценка своих знаний и способностей.
3. В сфере эмоциональной — как «огрубление чувств», сужение эмоциональной сферы личности, ослабление способности контролировать и регулировать свои эмоции и чувства, развитие ощущения эмоциональной внутренней неудовлетворенности, конфликтность (в других случаях — апатия и нарастающее постоянное чувство усталости).
4. В сфере профессиональной — как сужение круга профессиональных знаний, умений, навыков, стереотипность профессиональных действий, неспособность к решению новых, нестандартных профессиональных задач, завышенная оценка личного профессионального опыта и роли собственных действий в решении общих профессиональных задач, стремление избежать ответственности, тяга к мелочной регламентации своих действий со стороны руководства, подмена профессиональной деятельности составлением разного рода бумаг, формальное отношение к коллегам, преувеличенное внимание к внешней атрибутике деятельности, особенно — атрибутике власти.
Результаты многих психолого-педагогических исследований показывают, что на развитие профессиональной деформации сильно влияет позиция руководства. Ничто так не способствует развитию профессиональной деформации в коллективе, как неправильный стиль руководства и нравственно-искаженные взаимоотношения руководителя с подчиненными. И таким образом. даже в самом здоровом коллективе могут быть профессионально-деформированные сотрудники. Поэтому руководителю следует отдавать полный отчет в том, что любое событие (решение начальника, успех или неуспех, происшествие, объявление поощрения и наказания, повышение по службе и т.п.) моральнопсихологически отражается на личном составе. Надо предвидеть такие последствия, устранять их отрицательные воздействия.
Отрицательное влияние на личность объективных предпосылок развития профессиональной деформации может значительно усилиться, если человек обладает чрезмерно повышенной внушаемостью, неуверенностью в своих силах, слабовольностью, неспособностью к верной самооценке, если по своему профессиональному и культурному уровню он не соответствует занимаемой должности и тем профессиональным задачам, которые должен решать. Но многие авторы считают, что даже в слабом коллективе человек, который не имеет отрицательных качеств, обладает развитым чувством долга, самостоятельностью, трезвостью мышления, честностью, интеллектуально развитый, а также профессионально подготовленный может даже в одиночку достаточно долго сопротивляться профессиональной деформации.
Опасность профессиональной деформации заключается не только в том, что она может привести сотрудника к нарушениям закона или нравственности, но еще и в том, что даже малая степень профессиональной деформации может серьезно повлиять на эффективность профессиональной деятельности и на человеческие качества. Начало ее лежит в сфере нравственной, когда человек теряет верное представление о нравственном смысле своей службы, перестает уважать себя за свою работу, воспринимает службу как средство достижения узкоэгоистических личных целей. Отсюда и возникают карьеризм, стремление к власти, формализм в работе, желание переложить с себя ответственность на других или, наоборот, неуверенность в себе. Во всех этих случаях одной из главных сторон профессиональной деформации является потеря человеком способности к правильной и верной самооценке, которая и приводит к отклонениям в поведении.
В этой связи очень важным является вопрос о способах профилактики профессиональной деформации.
Список литературы
1. Безносов, С. П. Профессиональные деформации личности: (подходы, концепции, метод) : автореф. дис. ... докт. психол. наук.— Санкт-Петербург, 1997. — 35 с.
2. Безносов, С. П. Профессиональная деформация личности. — Санкт-Петербург, 2004. — 272 с.
3. Медведев, В. С. Профессиональная деформация личности как проблема ОВД // Психопедагогика в правоохранительных органах. — 1996. — № 1 (3) — С. 15-17.
4. Медведев, В. С. Психология профессиональной деформации сотрудников органов внутренних дел : автореф. дис. ... док. психол. наук. — Киев, 1999.
5. Олейников, В. С. Методологический анализ социально-психологической адаптации личности. — Л., ЛГУ, 1977.
6. Олейников, В. С. Нравственно-правовая система воспитания сотрудников ОВД России. — СПб., 1997.
7. Поздняков, В. М. Проблема психопрофилактики нарушений дисциплины и законности сотрудниками ОВД // Актуальные вопросы совершенствования психологического обеспечения
деятельности сотрудников ОВД : материалы выступлений участников региональных семинаров-совещаний руководителей кадровых, воспитательных аппаратов и подразделений психологического обеспечения МВД — ГУВД-УВД субъектов РФ, УВДТ, образовательных учреждений МВД России. — М.: ГУК МВД России, 2003. - С. 69.
8. Профессиональная этика сотрудников правоохранительных органов : учебное пособие / под ред. Г.В. Дубова и А.В. Опалева. — Изд. 2-е, испр. и доп. — М.: Щит-М, 1998. — 424 с.
Literature
1. Beznosov, S. P. Professional deformation of the person: (approaches, concepts, a method): the dissertation author’s abstract on competition of a scientific degree the doctor of psychological sciences. — St.-Petersburg, 1997.
2. Beznosov, S. P. Professional deformation of the person. — St.-Petersburg, 2004.
3. Medvedev, V. S. Professional deformation of the person as problem MIA // Psychopedagogic in law enforcement bodies. — 1996.
4. Medvedev, V. S. Psychology of professional deformation of employees of law-enforcement bodies: the dissertation author’s abstract on competition a scientific degree of the doctor of psychological sciences. — Kiev, 1999.
5. Oleinikov, V. S. The methodological analysis of socially-psychological adaptation of the person. — Leningrad, 1977.
6. Oleinikov, V. S. The moral educational system of employees MIA of Russia. — St.-Petersburg, 1997.
7. Pozdnyakov, V. M. Problem of psychopreventive maintenance of misconduct and legality employees MIA / / Pressing questions of perfection of psychological maintenance of activity of employees MIA : materials of performances of participants of regional seminars-meetings of heads of personnel, educational devices and divisions of psychological maintenance of the Ministry of Internal Affairs — the Municipal Department of Internal Affairs-Department of Internal Affairs of subjects of the Russian Federation, educational institutions of the Ministry of Internal Affairs of Russia. — Moscow, 2003.
8. A professional etiquette of law enforcement officers / Ed. G.V. Dubov and A.V Opalyov — Moscow,
1998.
УДК 355.232.6:355.233 Н.Л. Романенко*
Содержание формирования законопослушного поведения курсантов в образовательном процессе военного вуза ВВ МВД России
Одним из формируемых в образовательном процессе военного вуза качеств является законопослушное поведение курсантов. Формирование законопослушного поведения происходит в ходе проведения занятий. Для этого создаются определенные педагогические условия.
Ключевые слова: законопослушное поведение, образовательный процесс, курсант, формирование, практически-ориентированные задачи, ролевые игры.
N.L. Romanenko.* The contents of cadets’ legislative behavior formation in the educational process of a higher military institute for the internal troops of the ministry of the interior of Russia.
One of the formed qualities in the educational process of a higher military institute is the legislative behavior. Cadets’ legislative behavior forms at the lesson. For this purpose the certain pedagogical conditions are created.
Keywords: legislative behavior, educational process, cadet, formation, practically oriented problems, role play.
* Романенко, Наталья Леонидовна, старший преподаватель кафедры уголовного и гражданского права Саратовского военного института внутренних войск МВД России, старший лейтенант, доцент. Саратовский военный институт внутренних войск МВД России. Адрес: Россия, 410034 г. Саратов, ул. Астраханская, д. 50/60, кв. 2. Тел. (8452) 74 -98-60.
* Romanenko, Natalia Leonidovna, the senior teacher of chair criminal and civil law of the Saratov military institute of internal troops of the Ministry of Internal Affairs of Russia, the senior lieutenant, the senior lecturer. The Saratov military institute of internal troops of the Ministry of Internal Affairs of Russia. The address: Russia, 410034 Saratov, street Astrakhan, 50/60, app. 2. Ph. (8452) 74-98-60.
Статья поступила в редакцию 2 июня 2010 года.
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 3 (47) 2010