понятия «проблемное обучение»: проблемное обучение - это тип развивающего обучения, в котором сочетаются самостоятельная систематическая поисковая деятельность учащихся с усвоением ими готовых выводов науки, а система методов построена с учетом целеполагания и принципа проблемности; процесс взаимодействия преподавания и учения ориентирован на формирование мировоззрения учащихся, их познавательной самостоятельности, устойчивых мотивов учения и мыслительных (включая и творческие) способностей в ходе усвоения ими научных понятий и способов деятельности, детерминированного системой проблемных ситуаций.
Проблемная ситуация в первую очередь определяет конкретное психологическое состояние школьника, которое появляется в процессе выполнения некого задания, где необходимо сделать открытие (усвоение) новых знании о предмете, способах или условиях выполнения задания. Основная структурная часть проблемной ситуации - неопределенное, новое, которое необходимо найти для верного решения поставленной задачи, для выполнения правильного действия.
Выводы. Таким образом, проблемная ситуация по своей психологической структуре представляет собой сложную структуру, она обладает не только предметно-содержательной стороной, но и мотивационной, личностной (потребности, способности субъекта). Эти закономерности способствуют определению пути организации проблемного обучения на уроке.
Проблемную ситуацию необходимо создавать, основываясь на реальных, имеющих значение для самих детей противоречий. Это положение играет важнейшую роль для практики проблемного обучения.
На современном этапе практика обучения настойчиво требует применения новых педагогических технологий развития творческого мышления учащихся, дидактико-методологической основой которых, наряду с другими теориями развивающего обучения, способна выступать и теория проблемного обучения. Несмотря на разноречивые оценки и разнообразие взглядов на понимание сущности проблемного обучения, места и формы его применения на разных этапах обучения, оно, бесспорно, и сегодня как научное направление имеет высокую значимость и перспективность.
Литература:
1. Вопросы проблемного обучения в школе / Под ред. М.И. Махмутова. Казань: Изд. Казанского гос. ун-та. 2004. 195 с.
2. Ибрагимов Г.И. О роли и месте проблемного обучения в современном высшем образовании / Г.И. Ибрагимов // Альма-матер, 2016. - № 12. - С. 21-26.
3. Ибрагимов Г.И., Ибрагимова Е.М. Проблемно-ориентированное обучение в современном высшем образовании / Г.И. Ибрагимов, Е.М. Ибрагимова // Высшее и среднее профессиональное образование в России в начале XXI века: состояние, проблемы, перспективы развития. Материалы 12-й Международной научно-практической конференции (г. Казань, 17 мая 2018 г.). В 2-х книгах. Книга 1 / Под общей редакцией д.п.н. Р.С. Сафина, д.п.н. Е.А. Корчагина. - Казань: Редакционно-издательский центр «Школа», 2018. -С. 7-15.
4. История развития проблемного обучения. URL: http://studopedia.ru/11_54002_istoriya-razvitiya-problemnogo-obucheniya.html
5. Латышина Д.И. История педагогики (История образования и педагогической мысли). М.: Гардарики. 2003. 232 с.
6. Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. URL: http://psychlib.ru/mgppu/hre/hre-312.htm.
7. Оконь В. Основы проблемного обучения. URL: http://www.twirpx.com/file/166580/
8. Проблемное обучение в современном мире: VII Международные Махмутовские чтения (Елабуга, 5-6 апреля 2018 г.): сборник статей / науч. ред. Д.М. Шакирова. - Казань: Отечество, 2018. - 384 с.
9. Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе активизации, интенсификации и эффективного управления. М.: НИИ «Школа технологий». 2005. 175 с.
10. Селевко Г.К. Проблемное обучение // Школьные технологии. 2006. № 2. С. 61-65.
11. Чошанов, М.А. Дидактика и инженерия: / М.А. Чошанов. - 4-е изд. (эл.). - Москва: Лаборатория знаний, 2020. - 251 с. - Режим доступа: по подписке. - URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=214552
12. Чошанов, М.А. Инженерия обучающих технологий: / М.А. Чошанов. - 3-е изд. (эл.). - Москва: Лаборатория знаний, 2020. - 242 с. - Режим доступа: по подписке. - URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=214553
Педагогика
УДК 372.881.1
декан факультета филологии и межкультурной коммуникации, доцент Родин Олег Федорович
Нижнетагильский государственный социально-педагогический институт (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Российский государственный профессионально-педагогический университет» (г. Нижний Тагил)
СОДЕРЖАНИЕ И СТРУКТУРА СОВРЕМЕННОГО УРОКА ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА
Аннотация. Данная статья посвящена актуальной проблеме организации современного урока иностранного языка с учетом требований Федеральных государственных образовательных стандартов. В статье обоснованы содержание и структура современного урока иностранного языка, предложены организационно-педагогические условия эффективного обучения на уроке иностранного языка, сформулированы составляющие иноязычной коммуникативной компетенции, систематизированы результаты изучения иностранного языка.
Ключевые слова: обучение иностранному языку, цели и задачи обучения иностранному языку, иноязычная коммуникация, иноязычная культура, коммуникативная компетенция, коммуникативные умения, методика преподавания, требования к уроку иностранного языка, содержание и структура урока.
Annotation. This article is devoted to the urgent problem of organizing a modern foreign language lesson, taking into account the requirements of the Federal State Educational Standards. The article proposes organizational and pedagogical conditions for effective teaching in a foreign language lesson, formulates the components of a foreign language communicative competence, systematizes the results of learning a foreign language, substantiates the content and structure of a modern foreign language lesson.
Keywords: teaching a foreign language, goals and objectives of teaching a foreign language, foreign language communication, foreign language culture, communicative competence, communication skills, teaching methodology, requirements for a foreign language lesson, content and structure of the lesson.
Введение. В 2009 году были изданы новые Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС), которые вступили в силу с 2011-2012 учебного года. Согласно данным стандартам обучение должно быть ориентировано на развитие индивидуального потенциала каждого обучающегося, признание его личности как высшей ценности, создание условий, обеспечивающих полноценное развитие индивидуальных способностей каждого обучающегося и психологический комфорт, способствующих созданию творческого настроя и мотивации учения и других видов учебно-воспитательной деятельности [5]. В связи с введением нового образовательного стандарта необходимо разрешить проблемы, связанные не только с педагогической наукой, но и с практикой преподавания отдельных предметов, в данном случае - предмета «Иностранный язык», рассмотреть содержание и структуру урока иностранного языка (ИЯ) в свете требований ФГОС и новой парадигмы образования.
Изложение основного материала статьи. Если стандарт первого поколения подразумевал четкую инструкцию, где было сформулировано, чему и как учитель был должен научить школьников, и с какими знаниям они должны были завершать свое обучение, то стандарт второго поколения рисует совершенно противоположную картину. В настоящем документе не сформулированы четкие инструкции деятельности учителя по организации процесса обучения на уроке ИЯ. Новые стандарты - «это руководство к деятельности образовательного учреждения и органов власти, которые разрабатывают объектно-ориентированное программирование и создают всевозможные условия ее реализации».
В то же время Профессиональный стандарт педагога, то есть документ, включающий перечень профессиональных и личностный требований к учителю, действующий на всей территории Российской Федерации, предписывает необходимость современному учителю уметь планировать, проводить уроки, анализировать их эффективность; владеть формами и методами обучения; использовать специальные подходы к обучению, для того чтобы включить в образовательный процесс всех учеников; уметь объективно оценивать знания, используя разные формы и методы контроля [4].
В контексте ФГОС второго поколения методика преподавания изменилась, не осталась в стороне и такая школьная дисциплина, как «Иностранный язык». Методика преподавания ИЯ претерпевает существенные изменения, в том числе с учетом требований к воспитанию и развитию компетентной, творческой и всесторонне развитой личности ученика.
В соответствии с новыми целевыми установками задача преподавателя ИЯ заключается в создании условий для личного приобщения обучающегося к иноязычной культуре и подготовки его к эффективному участию в диалоге различных культур.
Тем не менее, анализ научно-методической литературы, а также наблюдения за деятельностью учителей ИЯ в современной общеобразовательной школе показали, что учителя ИЯ не достаточно четко осознают принципиальное отличие нового ФГОС от ранее действовавшего стандарта; отличие технологий усвоения знаний, умений и навыков от коммуникативной технологии иноязычного образования, строящейся на основе системно-деятельностного подхода. Изменились и требования к современному уроку ИЯ.
Должны быть четко определены содержание и структура урока ИЯ в свете требований ФГОС; проанализированы организационно-педагогические условия конструирования и проведения урока ИЯ; разработаны технологии анализа урока ИЯ; оценены показатели и критерии эффективности урока.
Не менее важное затруднение, с которым сталкиваются учителя ИЯ - это планирование их педагогической деятельности в соответствии с требованиями ФГОС. По словам В.П. Кузовлева, учителя ИЯ сталкиваются с тремя видами трудностей: недостаточно четкое понимание ключевых особенностей нового стандарта; трудности, связанные с планированием образовательных результатов урока и, соответственно, трудности, связанные с достижением этих образовательных результатов [2].
Так же, как показал анализ, учителя ИЯ испытывают трудности при разработке технологической карты либо вообще организуют уроки без каких-либо технологических карт, забывая о том, что «технологическая карта - это обобщенно-графическое выражение сценария урока, основа его проектирования, средство составления учителем индивидуальных методов педагогической деятельности» [3]. Все это влияет на организацию учебного процесса, результаты обучения и на достижение цели обучения ИЯ.
Актуальной является организация современного урока ИЯ с учетом требований ФГОС и в соответствии с требованиями Профессионального стандарта педагога. В настоящее время цели обучения ИЯ существенно меняются согласно новой парадигме образования. В соответствии с изменением целей меняется и содержание образования, а именно: усиливается развивающий потенциал учебного материала. Немаловажная задача состоит в том, чтобы активизировать познавательный интерес школьников к изучаемому предмету и своей учебной деятельности.
Коренной проблемой дидактики является установление благоприятного взаимодействия между основными компонентами обучения с целью обеспечения максимально эффективного усвоения знаний и умственного развития обучающихся. Особо важную роль играет цель образования, которая влияет на содержание образования. В свою очередь, содержание образования, методы, средства и организационные формы обучения организуют сознательное усвоение обучающимися знаний и эффективный учебный процесс.
Процесс обучения предмету «Иностранный язык» будет эффективным в том случае, когда будет соблюдаться главная цель изучения ИЯ в школе - формирование у школьников иноязычной коммуникативной компетенции, что означает способность и готовность обучающихся осуществлять межличностное и межкультурное общение с носителями языка. Для достижения данной цели необходимо усиление социокультурной направленности обучения ИЯ, ориентация на усиление культуроведческого аспекта в содержании обучения [6]. Иноязычная коммуникативная компетенция подразумевает развитие коммуникативных умений во всех видах речевой деятельности: говорении, аудировании, чтении, письме.
Современное обучение ИЯ рассматривается в трех аспектах: прагматическом или практическом, когнитивном и общеобразовательном. Прагматический аспект обучения ИЯ учитывает формирование определенного комплекса знаний, умений и навыков, которые позволяют успешно осуществлять иноязычное речевое общение. Когнитивный аспект входит в область таких категорий, как знания, мышление и процессы понимания, задействованные в ходе приобщения обучающегося к ИЯ, к культуре страны изучаемого ИЯ. Когнитивный аспект есть собственно развивающий аспект обучения. В свою очередь, общеобразовательный аспект означает рассмотрение обучения ИЯ с позиции его воспитательно-образовательного воздействия на личность обучающегося. С учетом всех этих требований и должен строиться современный урок ИЯ.
Несмотря на то, что основной целью на уроке ИЯ является развитие иноязычной коммуникации, не следует забывать о том, что при изучении данного предмета у обучающихся не определяется точный объект изучения. Ведь предмет «Иностранный язык» - это предмет, который развивает кругозор во всех областях жизни человека. Поэтому следует выделить целый комплекс целей, направленных на изучение ИЯ, которые развивают иноязычную коммуникативную компетенцию в совокупности ее составляющих [1, с. 62]:
о речевая компетенция - развитие коммуникативных умений в четырех основных видах речевой деятельности (говорении, аудировании, чтении, письме);
о языковая компетенция - овладение новыми языковыми средствами (фонетическими, орфографическими, лексическими, грамматическими); освоение знаний о языковых явлениях изучаемого языка, разных способах выражения мысли в родном и иностранном языках;
о социокультурная/межкультурная компетенция - приобщение к культуре, традициям, реалиям страны изучаемого ИЯ; формирование умения представлять свою страну, ее культуру в условиях межкультурного общения;
о компенсаторная компетенция - развитие умений выходить из положения в условиях дефицита языковых средств;
о учебно-познавательная компетенция - развитие общих и специальных учебных умений, универсальных способов деятельности; ознакомление со способами и приемами самостоятельного изучения языков и культур, в том числе с использованием новых информационных технологий. Поэтому компонентами содержания обучения на уроке ИЯ являются: о коммуникативные умения во всех видах речевой деятельности; о умение правильно оперировать языковыми средствами и оформлять их; о социокультурные знания и навыки; о учебно-познавательные и компенсаторные умения; о предметное содержание речи и ценностные ориентации к нему.
Опираясь на основную цель изучения ИЯ, т.е. формирование у школьников иноязычной коммуникативной компетенции, а также на входящие в ее состав другие виды компетенций, следует выделить результаты изучения ИЯ, которые должны быть достигнуты при изучении ИЯ в школе. Эти результаты, согласно ФГОС, разделяются на личностные, предметные и метапредметные. Личностные результаты включают: о формирование мотивации изучения ИЯ; о осознание возможностей самореализации средствами ИЯ; о стремление к совершенствованию собственной речевой культуры в целом; о формирование коммуникативной компетенции; о формирование общекультурной и этнической идентичности;
о стремление к лучшему осознанию культуры своего народа и готовность содействовать ознакомлению с ней представителей других языков и культур; о толерантное отношение к проявлениям иной культуры;
о готовность отстаивать национальные и общечеловеческие ценности, свою гражданскую позицию. Метапредметные результаты объединяют:
о развитие умения планировать свое речевое и неречевое поведение; о развитие коммуникативной компетенции;
о развитие исследовательских учебных действий, включая навыки работы с информацией; о развитие смыслового чтения, включая умение определять тему, прогнозировать содержание текста по заголовку/по ключевым словам, выделять основную мысль, главные факты, устанавливать логическую последовательность основных фактов;
о осуществление самонаблюдения, самоконтроля, самооценки в процессе коммуникативной деятельности на ИЯ.
Предметные результаты включают знания, умения и навыки обучающихся в сфере коммуникации, т. е. владении ИЯ как средством общения. К ним также относятся результаты обучения в познавательной, ценностно-ориентационной, эстетической, трудовой и физической сферах. Познавательная сфера включает:
о умение сравнивать языковые явления родного и иностранного языков на уровне отдельных грамматических явлений, слов, словосочетаний, предложений; о владение приемами работы с текстом;
о умение действовать по образцу/аналогии при выполнении упражнений и составлении собственных высказываний в пределах тематики основной школы;
о готовность и умение осуществлять индивидуальную и совместную проектную работу и умение пользоваться справочным материалом;
о владение способами и приемами дальнейшего самостоятельного изучения иностранных языков. Ценностно-ориентационная сфера объединяет:
о представление о языке как средстве выражения чувств, эмоций, как основе культуры мышления; о достижение взаимопонимания в процессе устного и письменного общения с носителями ИЯ, установления межличностных и межкультурных контактов в доступных пределах;
о представление о целостном многоязычном, поликультурном мире, осознание места и роли родного и иностранных языков в этом мире как средства общения, познания, самореализации и социальной адаптации;
о приобщение к ценностям мировой культуры как через источники информации на ИЯ (в том числе и мультимедийные), так и через непосредственное участие в школьных обменах, туристических поездках, молодежных форумах.
В эстетической сфере представлены такие результаты, как: о владение элементарными средствами выражения чувств и эмоций на ИЯ; о стремление к знакомству с образцами художественного творчества на ИЯ и средствами ИЯ; о развитие чувства прекрасного в процессе обсуждения современных тенденций в живописи, музыке, литературе.
В трудовой сфере необходимо достичь: о умения рационально планировать свой учебный труд; о умения работать в соответствии с намеченным планом.
Результаты обучения в физической сфере включают стремление вести здоровый образ жизни (режим труда и отдыха, питание, спорт, фитнес).
В соответствии с вышесказанным можно выделить следующие особенности урока ИЯ, учет которых поможет достичь поставленной цели:
1. Практическая направленность урока.
Данная особенность подразумевает, что ИЯ - это не объект, изучаемый учащимися, а средство, которым они пользуются для овладения коммуникативной компетенцией. Учитель формирует навыки и умения у обучающихся использовать ИЯ во всех описанных сферах, поэтому иноязычная речь является как целью, так и средством обучения.
Необходимым является выполнение следующих условий: ведение уроков на ИЯ, начиная с первых дней его изучения; развитие умений употреблять изученный лексический и грамматический материал на практике в форме беседы на ИЯ, а также умений реагировать на любой задаваемый вопрос; постоянное введение новых речевых оборотов, необходимых для осуществления общения на ИЯ.
Соблюдение всех перечисленных условий придаст уроку ИЯ практический характер.
2. Создание иноязычной атмосферы.
Атмосфера общения - одна из основных особенностей урока ИЯ. Согласно ФГОС, коммуникативная направленность урока может состояться только в том случае, если учитель и ученик - это речевые партнеры. Создать атмосферу иноязычного общения означает настроить обучающихся на иноязычный лад, вызвать их речевую заинтересованность, обеспечить речевое партнерство.
3. Единство целей.
Урок ИЯ - это совокупность всех видов речевой деятельности: диалогическая речь, монологическая речь, понимание и восприятие на слух устной речи - аудирование, чтение, письменная речь. При развитии речевой деятельности нельзя забывать и о языковых знаниях и навыках. Важны и социокультурный аспект, компенсаторные умения и учебно-познавательные умения [6].
4. Соответствие предлагаемых упражнений цели урока.
Именно цель урока определяет выбор упражнений. В данном случае упражнения - это средства обучения, которые должны быть адекватны поставленной цели.
5. Последовательность упражнений.
Принцип «от простого к сложному» предпочтителен и для уроков ИЯ. Важно выстроить систему упражнений таким образом, чтобы одно упражнение было опорой для другого.
6. Комплексность урока.
Данная особенность означает, что любой предлагаемый речевой материал всегда первично используется во всех четырех видах речевой деятельности. Таким образом, при получении нового материала учащиеся осознают его на всех четырех уровнях речевой деятельности.
7. Логика урока ИЯ.
Урок должен быть логично спланирован, что подразумевает соотнесение всех этапов с целью урока, соразмерность всех этапов по времени выполнения, последовательность в овладении речевым материалом. Связанность урока обеспечивается речевым материалом, предметным содержанием и общим замыслом.
8. Определение структуры урока ИЯ. Предлагается следующая структура урока: о организационный момент;
о проверка выполнения домашнего задания;
о подготовка к активной учебной деятельности каждого ученика на основном этапе урока; о сообщение нового материала; о закрепление изученного материала; о подведение итогов; о сообщение домашнего задания [7].
Выводы. Таким образом, рассмотрев цель, задачи обучения ИЯ, примерные результаты, которых должен достичь обучающийся в конце общеобразовательного курса, а также его содержание и структуру, следует отметить, что урок ИЯ - это довольно сложный процесс. Он содержит в себе такие особенности, как практическая направленность урока, единство целей, соответствие предлагаемых упражнений цели урока, а также их последовательность.
Урок ИЯ будет успешным в том случае, если будут соблюдены все организационно-педагогические условия создания и проведения урока, все сопутствующие материалы, все окружение будет создавать атмосферу ИЯ, а урок будет построен грамотно, в соответствии с требованиями ФГОС и Профессионального стандарта педагога.
Именно на таких уроках обучающиеся смогут развить мышление и эрудицию во всех областях жизнедеятельности человека. Немаловажным требованием к проведению урока ИЯ является то, как учитель выстраивает процесс обучения и как осуществляются требования к организации педагогического процесса на уроке.
Организация эффективного обучения на уроке ИЯ возможна на основе соблюдения комплекса организационно-педагогических условий, включающего:
1. целенаправленный, планируемый отбор содержания обучения;
2. использование активных методов обучения и организационных форм, воплощающих эти методы на уроке ИЯ;
3. совокупность объективных возможностей обучения и воспитания, включающих формирование универсальных учебных действий и усвоение метапредметных знаний обучающимися.
Литература:
1. Громова, В.И. ФГОС. Настольная книга учителя: Учеб.-метод. пособие [Текст] / В.И. Громова, Т.Ю. Сторожева. - Саратов, 2013. - 120 с.
2. Кузовлев, В.П Как учить сегодня, чтобы завтра не было стыдно / В.П. Кузовлев. URL: http://iyazyki.rU/2014/02/today-tomorrow-/#more1450 (дата обращения 12.01.2021).
3. Мороз, Н.Я. Конструирование технологической карты урока: научно-методическое пособие / Н.Я. Мороз - Витебск: УО «ВОГ ИПК и ПРР и СО», 2006. URL: http://vashpsixolog.ru/work-with-teaching-staff-school-psychologist/56-education-advice-for-teachers/893-designing-technology-map-lesson (дата обращения 18.01.2021).
4. Профессиональный стандарт педагога / концепция и содержание / (проект) / Вестник образования России. - 2013. - № 15. - С. 27; Вестник образования. - 2013. - № 8. - С. 4.
5. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. Пояснительная записка. URL: http://ippk.arkh-edu.ru/upload/iblock/b94/Poyasnitelnaya_zapiska.pdf (дата обращения 20.01.2021).
6. Фундаментальное ядро содержания общего образования: проект / под ред. В.В. Козлова, А.М. Кондакова. - М.: Просвещение, 2009. - 48 с. - (Стандарты второго поколения). URL: http://kpfu.ru/docs/F1999935214/fundamentalnoe.yadro.pdf (дата обращения 22.01.2021).
7. Шашкова, Е.С. Специфика построения современного учебного занятия в условиях ФГОС / Е.С. Шашкова, 2015. URL: http://iyazyki.prosv.ru/2015/04/contemporary-effectivelesson/ (дата обращения 18.01.2021).
Педагогика
УДК 378.17
кандидат биологических наук, доцент Роднаева Ольга Анатольевна
Медицинский институт Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Бурятский государственный университет имени Доржи Банзарова» (г. Улан-Удэ); кандидат медицинских наук, доцент Етобаева Инна Георгиевна
Медицинский институт Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Бурятский государственный университет имени Доржи Банзарова» (г. Улан-Удэ); кандидат медицинских наук, доцент Тыхеева Наталья Алексеевна
Медицинский институт Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Бурятский государственный университет имени Доржи Банзарова» (г. Улан-Удэ)
МОНИТОРИНГ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ СТУДЕНТОВ
Аннотация. Среди путей формирования здорового образа жизни важная роль принадлежит формированию культуры здоровья людей. Мониторинг приверженности здоровому образу жизни показал низкую культуру здоровья современных студентов медиков и необходимость внедрения мероприятий и повышения эффективности преподавания основ здорового образа жизни в рамках учебных образовательных программ.
Ключевые слова: здоровый образ жизни, культура здоровья, мошторинг.
An^taHo^ Among the ways of forming a healthy lifestyle, an important role is forming a culture of people's health. Monitoring of commitment to healthy lifestyle showed a low culture of people's health of modern medical students and the necessity of activities and improving the efficiency of teaching the basics of a healthy lifestyle in educational programs.
Keywords: healthy lifestyle, health culture, monitoring.
Введение. Здоровьесберегающая педагогика, приоритетом которой среди других направлений воспитательной работы является здоровье учащихся, включает последовательное формирование в образовательном учреждении здоровьесберегающего образовательного пространства, формирование культуры здоровья, связанной с потребностью вести здоровый образ жизни, информированностью в вопросах собственного здоровья [9, 11].
Развитие у обучающихся устойчивых, необходимых для здоровья навыков, предопределяет формирование здоровьесберегающей компетентности. Среди наиболее важных навыков (компетенций) выделяют физиологические (личная гигиена; двигательная активность; режим дня; рациональное сбалансированное питание и т.д.) и морально-этические (осознание высшей ценности жизни, устойчивый интерес к здоровому образу жизни) [1, 10].
Внимательное отношение к здоровью молодого поколения всегда было характерно для отечественной педагогики, и это просматривается на протяжении различных исторических периодов. Для России вопрос сохранения здоровья человека как проблема национальной значимости наиболее целостно был осознан во второй половине XIX в. Такие выдающиеся педагоги, как В.А. Жуковский, И.М. Ястребцов, П.Г. Редкий уделяли внимание физическому воспитанию и влиянию обучения на здоровье детей. И.А. Сикорский, А.С. Виренеус, Ф.Ф. Эрисман, А.Л. Доброславин работали над изучением влияния учебной работы на снижение работоспособности и общего состояния здоровья детей. Идеи отечественных педагогов о здоровье служат педагогическим наследием для развития культуры и образованности каждого человека [7, 8].
Культура здоровья как проявление развитой общечеловеческой культуры, включает осознание человеком высокой ценности своего здоровья, предусматривает понимание необходимости охраны здоровья и его укрепления как непременного условия успешной самореализации человека [4]. Системный подход реализации здоровьесберегающих технологий в образовательном учреждении предполагает объединение усилий для достижения цели: сохранение и укрепление здоровья учащихся на разных уровнях: федеральном,