21. Council on interethnic relations under the President of the Russian Federation [Sovet po mezhnacional'nym otnoshenijam pri Prezidente Rossijskoj Federacii]: collective monograph. Moscow, 2016. Vol. 4. Available at: https://elibrary.ru/download/ elibrary_27034893_36127908.pdf (accessed 09.11.2017). (In Russian).
22. Council on interethnic relations under the President of the Russian Federation [Sovet po mezhnacional'nym otnoshenijam pri Prezidente Rossijskoj Federacii]: collective monograph. Moscow, 2016. Vol. 5. Available at: https://elibrary.ru/download/ elibrary_27146146_25944955.pdf (accessed 13.11.2017). (In Russian).
23. Council on interethnic relations under the President of the Russian Federation [Sovet po mezhnacional'nym otnoshenijam pri Prezidente Rossijskoj Federacii]: collective monograph. Moscow, 2016. Vol. 6. Available at: https://elibrary.ru/download/ elibrary_30053597_19502847.pdf (accessed 13.11.2017). (In Russian).
24. The strategy of the state national policy of the Russian Federation for the period until 2015 [Strategija gosudarstvennoj nacional'noj politiki Rossijskoj Federacii na period do 2015 goda]: the Decree of the Russian Federation President of 19.12.2012 № 1666. Available at: http://base.garant.ru/70284810/ (accessed 12.11.2017). (In Russian).
25. Tadevosyan E. V. Dictionary-reference book on sociology and political science [Slovar'-spravochnik po sociologii i politologii]. Moscow: Knowledge, 1996. 272 p. (In Russian).
26. About ensuring interethnic concord [Ob obespechenii mezhnacional'nogo soglasija]: Decree of the Russian Federation President of 07.05.2012 № 602. Available at: http://fadn.gov.ru/documents/8929-ukaz-prezidenta-rf-ot-7-05-2012-602-ob-obespechenii-mezhnatsionalnogo-soglasiya (accessed 9.11.2017). (In Russian).
СОДЕРЖАНИЕ И СТРУКТУРА
социально-предпринимательской компетентности
CONTENT AND STRuCTuRE OF SOCIAL-ENTREPRENEuRIAL COMPETENCE
Введение. Целенаправленная подготовка социальных предпринимателей является актуальной образовательной задачей. В связи с этим актуализируется потребность в разработке ком-петентностной модели, на основе которой будут формироваться образовательные программы по обучению социальному предпринимательству, учебные материалы и пр. Опираясь на современные теоретико-методологические подходы к анализу социального предпринимательства и данные, полученные в интервью с обучающимися — участниками социально-предпринимательских проектов Томского государственного университета, автор раскрывает содержание и структуру социально-предпринимательской компетентности, включающей социально-коммуникативный и инновационно-предпринимательский компоненты.
Методология. Методологическую основу работы составляют идеи системно-деятельност-ного и компетентностного подходов. Использованы такие методы, как анализ продуктов проектной деятельности обучающихся и интервьюирование.
Результаты. Комплекс теоретических исследований позволяет автору выявить сущностные характеристики социального предпринимательства: направленность на создание социальной ценности (блага), инновационность деятельности, владение субъектом социально-предпринимательской деятельности компетенциями взаимодействия. На основании выявленных характеристик и проведенных эмпирических исследований представлены содержание и структура социально-предпринимательской компетентности. Полученные данные использованы автором в подготовке программы образовательного сопровождения развития социально-предпринимательской компетентности обучающихся Томского госуниверситета.
Заключение. Сформулированы три основные субъектные позиции, проявляющие уровни развития социально-предпринимательской компетентности обучающихся.
Introduction. Targeted training of social entrepreneurs is currently an urgent educational task. In this regard, the need to develop a competence model on the basis of which educational programs for training social entrepreneurship, teaching materials. Based on existing theoretical and methodological approaches to the analysis of social entrepreneurship and data, obtaining during interviews with students — participants of social and entrepreneurial projects of Tomsk State University, the author
УДК/uDC 378.14
Е. Ю. Ливенцова
E. Liventsova
reveals the content and structure of social- entrepreneurial competence, including social-communicative and innovative-entrepreneurial components. The indicators and levels of development of these components in the educational process are specified.
Methodology. The methodological basis of the work is the idea of a system-activity and competence approach. The following methods are used: analysis of products of project activities of students and interviewing.
Results. The complex of theoretical studies allows the author to reveal the essential characteristics of social entrepreneurship, such as: the focus on the creation of social value, the innovation of activity, the ownership of the subject of social and entrepreneurial activity by the competence of interaction. Based on the revealed characteristics and carried out empirical studies, the content and structure of socio-entrepreneurial competence are presented. The obtained data were used by the author in the preparation of the program of educational support for the development of social and entrepreneurial competence of students of the Tomsk State University.
Conclusion. Three main subject positions have been formulated, showing levels of development of socio-entrepreneurial competence.
Ключевые слова: компетентностный подход, социальное предпринимательство, социально-предпринимательская компетентность.
Keywords: competence approach, social entrepreneurship, social-entrepreneurial competence.
Во всем мире целенаправленная подготовка социальных предпринимателей является актуальной образовательной задачей. Связано это с тем, что развитие социального предпринимательства способствует социальной интеграции, увеличению процента занятости различных целевых групп, развитию гражданской активности населения.
В последние годы исследователи и практики (Б. Дрейтон, Г Диз, И. Марти, Дж. Мэйр, Дж. Робинсон, Ю. Арай, Н. Зверева, Г Изотова и др.) все больше обращаются к обоснованию различных практик обучения социальному предпринимательству, а также к изучению отдельных личностных характеристик субъектов социального предпринимательства. Наряду с этим в педагогической науке нет достаточного обоснования содержания и структуры социально-предпринимательской компетентности обучающихся как особого образовательного результата.
В нашем исследовании мы опираемся на такие определения компетентности (А. Г. Асмолов, Е. В. Бондаревская, Н. А. Лацко, И. Ю. Малкова, Б. Д. Эльконин), которые акцентируют ее становление только в процессе деятельности, а ее качество определяют мерой включенности в деятельность [1]. Такой подход обусловлен самим явлением социального предпринимательства как вида деятельности. Авторы (К. Митрофанов, И. Ю. Малкова) указывают на отсутствие противопоставления компетентностного подхода знаниевому, так как знание отражает взаимосвязь человеческого мышления и социального контекста, в котором оно возникает.
И. Ю. Малкова отмечает, что понятие компетентности включает, кроме когнитивной и операционально-технологической составляющих, еще и мотивационную, социальную, этическую, поведенческую. Следовательно, компетентность лично-сознаваема субъектом [2]. По мнению В. Е. Клочко, антропологические основания деятельностного подхода позволяют рассматривать сердцевину личностной компетентности (личностной характеристики компетентности) через то, насколько человек может отрефлексировать смысл и ценность своей деятельности [3].
Предпринимая попытки обосновать сущность и компоненты социально-предпринимательской компетентности, мы обращаемся к характеристикам самого явления социального предпринимательства (Д. Браун, К. Леттс, С. Элворд, С. Боринс, Д. Томпсон, С. Хибберт, Дж. Маир и др.).
Первой ярко выраженной характеристикой социального предпринимательства является направленность на создание социальной ценности (блага). При этом ряд других определений указывает на сочетание коммерческих задач, стоящих перед социальным предпринимателем и социальной миссией. Например, К. Альтер обозначил данное явление термином «двойная результативность», выделив такие характеристики социального предпринимательства, как применение предпринимательских подходов к достижению социальной миссии; создание социальной и экономической ценностей; измерение результатов финансовой деятельности и социального эффекта и др. [4].
По результатам исследования «Социальное предпринимательство как форма гражданского участия», проведенного фондом «Общественное мнение» [5], социальное предпринимательство
характеризуется следующими признаками: организационная автономность, инвестиция прибыли в поддержание деятельности предприятия, внедрение инноваций, наличие долговременных социальных проектов, широкий круг социальных контактов.
Таким образом, социальное предпринимательство не является альтернативой только коммерческому или государственному подходам в решении социальных проблем, интегрируя и применяя лучшее из указанных секторов. В этом случае значимой характеристикой социального предпринимательства является инновационность деятельности, направленной на производство социальной ценности.
Изучением компетентностного портрета социального предпринимателя занимались такие зарубежные исследователи, как Д. Борнштейн, Р. Е. Боязи, Г Диз, Д. С. Макклилланд, Т. Миллер и др.
Обращаясь к предложенным авторами характеристикам субъекта социального предпринимательства, мы можем сделать вывод, что в основе успешной социально-предпринимательской деятельности лежит владение субъектом компетенциями взаимодействия (коммуникативными), направленными на создание продуктов и услуг как социальных ценностей, ведущих к осмысленной социально-предпринимательской деятельности.
Так, Т. Миллер наделяет социального предпринимателями такими компетенциями, которые необходимы для построения эффективной команды, общения со стейкхолдерами, эффективной межличностной коммуникации [6]. Коммуникативный характер деятельности субъектов социального предпринимательства подчеркивается и в исследованиях Д. С. Макклилланда и Р. Е. Боязи, которые наряду с компетенциями, характерными и для классического предпринимателя, представляют такие компетенции, которые относятся к сфере коммуникации и являются базовыми именно для социального предпринимателя (способность к построению межорганизационных отношений с различными секторами экономики; компетенция по привлечению средств, способность управления ресурсами (человеческими, финансовыми, материальными), способность к медиапроизвод-ству, увеличению каналов связи [7].
Кроме того, значимым для исследования условий развития социально-предпринимательской компетентности является персоналистский подход к исследованиям, который пытался объяснить феномен предпринимательства на основе особенных психологических качеств — Personal Traits (McClelland, 1961). Актуализация данного подхода диктовалась самим материалом, с которым пионеры социального предпринимательства имели дело, а именно отношениями между людьми.
Таким образом, мы можем предположить, что в содержание социально-предпринимательской компетентности обучающихся включены следующие компоненты: инновационно-предпринимательский и социально-коммуникативный. Инновационно-предпринимательский компонент включает проектные, управленческие и аналитические компетенции, компетенции по эффективному сотрудничеству в команде, в области поиска ресурсов и финансирования, в области оценки и отчетности, позволяющие измерять результаты финансовой деятельности и социальный эффект. Социально-коммуникативный компонент включает компетенции взаимодействия, такие как коммуникативные, фандрайзинг, маркетинг и нетворкинг компетенции. То есть данный компонент отвечает за эффективность построения межорганизационных отношений с различными сферами общества, налаживание сотрудничества, расширение сети не только внутри своей области, привлечение ресурсов в проект за счет эффективной коммуникации.
С целью проверки вышеуказанной гипотезы, основанной на основательном теоретическом исследовании, и обоснования критериев и уровней развития компонентов социально-предпринимательской компетентности мы обратились к характеристикам социально-предпринимательской компетентности в наиболее успешных практиках социально-предпринимательских проектов обучающихся Национального исследовательского Томского государственного университета (НИ ТГУ). Проекты обучающихся являются участниками и победителями конкурсов разных лет с 2015 по 2017 г.
Изучение конкурсных продуктов проектной деятельности обучающихся выбрано нами не случайно. Мы опираемся на исследования, подтверждающие, что проектное содержание социально-предпринимательской деятельности дает возможность обучающимся проявлять замыслы, разворачивать личностное содержание деятельности [8].
Отметим, что обязательным условием участия в конкурсах являлось соблюдение требований к проектным заявкам обучающихся:
— актуальность социальной проблемы для общества;
— ожидаемый социальный эффект от реализации проекта;
— долгосрочность реализации проекта и перспектива коммерциализации (перехода в режим самоокупаемости);
— проработанность механизмов реализации проекта;
— наличие проектной команды и др.
Опираясь на теоретические обоснования структуры социально-предпринимательской компетентности, мы разработали экспертное интервью с организаторами и участниками конкурсов — руководителями и исполнителями социально-предпринимательских проектов. По результатам интервью мы определили показатели и уровни развития компонентов социально-предпринимательской компетентности обучающихся. Так, социально-коммуникативный компонент отражает уровень потребности обучающегося в решении социальных проблем различных целевых групп и показывает отношение обучающегося к коммуникации как к важному ресурсу социально-предпринимательской деятельности. Высокий уровень демонстрирует, что обучающийся систематически принимает участие в решении социальных проблем целевых групп путем собственного долгосрочного проекта. Обучающийся стремится постоянно развивать собственные коммуникативные навыки, вступает во взаимодействие с различными субъектами и сообществами, включается в непосредственное взаимодействие с целевыми группами и самостоятельно анализирует его эффективность; стремится к расширению сети партнерских отношений. Средний и низкий уровни проявляют дефициты (демонстрируют отсутствие каких-либо компетенций у обучающегося).
Инновационно-предпринимательская компетенция характеризует уровень потребности обучающегося в приобретении предпринимательских навыков, развитии инновационного мышления и показывает готовность обучающегося к социально-предпринимательским пробам. Высокий уровень демонстрирует, что обучающийся реализует собственный проект. При этом он самостоятельно находит нестандартные решения социальных проблем; заинтересован в постоянном обучении, признает преобразующий эффект деятельности социальных предпринимателей для общества; стремится к активному взаимодействию с целевыми группами и партнерами; продвигает результаты своей деятельности в сообществе; несет ответственность за результаты своей деятельности для целевых групп.
Было выявлено, что высокий уровень социально-предпринимательской компетентности наблюдался у руководителей команд, являющихся авторами социально-предпринимательского проекта. Обучающиеся на высоком уровне демонстрировали компетенции, включенные в компоненты социально-предпринимательской компетентности. Средний уровень наблюдался у ведущих исполнителей, которые не являлись авторами проекта, но разделяли стремления руководителя к решению выдвинутой в проекте социальной проблемы. Низкий уровень наблюдался у исполнителей проекта, мотивация которых больше ориентирована на развитие собственных компетенций (что тоже является значимым, но не основным образовательным результатом), нежели стремлением к разрешению социальной проблемы.
Таким образом, мы можем сформулировать три основные субъектные позиции по уровню развития социально-предпринимательской компетентности:
— автор и руководитель социально-предпринимательского проекта (высокий уровень);
— ведущий исполнитель социально-предпринимательского проекта, разделяющий базовые ценности руководителя (средний уровень);
— исполнитель проекта, разрешающий конкретные, возникающие в ходе социально-предпринимательского проекта, задачи, поставленные руководителем (низкий уровень).
Обобщая, мы можем сделать вывод о том, что в процессе развития социально-предпринимательской компетентности обучающихся контекстом выступает содержание социально-предпринимательской деятельности, задающее направление развития необходимых компетенций субъектов. Это обеспечивает становление обучающегося как субъекта социально-предпринимательской деятельности, в которой актуализируются способности системного применения знаний, умений, навыков и ценностных установок в процессе деятельности. В результате развивается социально-предпринимательская компетентность.
Литература
1. Малкова И. Ю., Абакумова Н. Н. Компетентностный подход в образовании: организация и диагностика. Томск : ТГУ, 2007. 368 с.
2. Малкова И. Ю. Проектирование в образовании: гипотеза о содержании проектной компетентности // Вестник Томского государственного университета. 2005. № 286. С. 164-168.
3. Клочко В. Е. Самоорганизация в психологических системах: проблемы становления ментального пространства личности (введение в трансспективный анализ). Томск : ТГУ, 2005. 174 с.
4. Волкова М. С. Понятие социального предпринимательства и его критерии // Социально-экономические явления и процессы. 2015. Т. 10, № 9. С. 39-48.
5. Социальное предпринимательство как форма гражданского участия / под ред. М. В. Каневской. М. : Фонд «Общественное мнение», 2014. 24 с.
6. Miller T., Wesley C., Williams D. Educating the Minds of Caring Hearts: Comparing the Views of Practrioners and Educators on the Importance of Social Entrepreneurship Competencies // Academy of Management Learning and Education. 2012. Vol. 11. № 3. P. 349-370
7. McClelland D. C. The Achieving Society. Princeton. New Jersy: Van Nostrand, Inc., 1961. 512 p.
8. Малкова И. Ю. Концепция и практика организации образовательного проектирования в инновационной школе: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. Томск, 2008. 42 с.
References
1. Malkova I. Yu. Abakumova N. N. Competence approach in education: organization and diagnostics [Kompetentnostnyj podhod v obrazovanii: organizacija i diagnostika]. Tomsk: Tomsk state university. 2007. 368 p. (In Russian).
2. Malkova I. Yu. Designing in education: the hypothesis about the content of project competence. Tomsk State University Journal [Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta]. 2005. № 286. P. 164-168. (In Russian).
3. Klochko V. E. Self-organization in psychological systems: problems of formation of the mental space of personality (introduction to transactional analysis) [Samoorganizacija v psihologicheskih sistemah: problemy stanovlenija mental'nogo prostranstva lichnosti (vvedenie v transspektivnyj analiz)]. Tomsk: Tomsk state university, 2005. 174 p. (In Russian).
4. Volkova M. S. The concept of social entrepreneurship and its criteria. Socio-economic phenomena and processes [Social'no-jekonomicheskie javlenija i processy]. 2015. Vol. 10, № 9. P. 39-48. (In Russian).
5. Social entrepreneurship as a form of civic participation [Social'noe predprinimatel'stvo kak forma grazhdanskogo uchastija]. Ed. M. V. Kanevskaya. Moscow: Public Opinion Foundation, 2014. 24 p. (In Russian).
6. Miller T., Wesley C., Williams D. Educating the Minds of Caring Hearts: Comparing the Views of Practrioners and Educators on the Importance of Social Entrepreneurship Competencies. Academy of Management Learning and Education. 2012. Vol. 11. № 3. P. 349-370. (Translation from English).
7. McClelland D. C. The Achieving Society. Princeton. New Jersy: Van Nostrand, Inc., 1961. 512 p. (Translation from English).
8. Malkova, I. Yu. The concept and practice of organization of educational design in an innovative school [Koncepcija i praktika organizacii obrazovatel'nogo proektirovanija v innovacionnoj shkole]: abstract of the thesis ... of doctor of pedagogical sciences. Tomsk, 2008. 42 p. (In Russian).