СОДЕРЖАНИЕ И СТРУКТУРА ПРОЦЕССА УПРАВЛЕНИЯ СТРАТЕГИЕЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Б.Н. Герасимов, д-р экон. наук, профессор Самарский университет государственного управления «Международный институт рынка» (Россия, г. Самара)
Аннотация. Назрела потребность структуризация стратегической деятельности с выделением процессов, подпроцессов и задач управления. Элементы процесса управления стратегией реализуются в рамках совокупности функциональных задач управления, реализуемых в рамках управленческого цикла. Структурирование составных частей процесса и подпроцессов повышают качество и эффективность деятельности организации.
Ключевые слова: организация, процесс, управление стратегией, структура, подпроцесс, задачи управления.
Понятия «процесс» и «система» тесно взаимодействуют между собой в рамках организации. При этом целесообразно любой рассматриваемый процесс ограничивать в рамках системы, подсистемы или их конкретных частей, чтобы не испытывать затруднений при моделировании. Любой процесс организации предназначен для установления (проектирования, развития) структуры [1]. Основные структурные части процесса - подпроцессы следует исследовать для определения взаимодействия их в рамках организации.
Таким образом, система управления организации состоит из некоторого количества элементов, находящихся на разных уровнях иерархии этой системы.
Рассмотрим подробнее состав, содержание и связи процесса управления стратегией организации.
Стратегия - это объект деятельности организации, направленный удовлетворение потребностей ее клиентов, на формирование и поддержание позиций организации на рынке, а также достижение высоких результатов её деятельности в рыночной среде.
Стратегия, которую разрабатывает, а затем и использует организация, указывает на то, что она является приоритетом её основной деятельности во внешней среде [2, 16].
Однако адекватная стратегия в сочетании с соответствующей ее реализацией еще не является гарантией того, что
любая организация способна избежать периодов стагнации и спада, а при попадании в них быстро ликвидировать негативные последствия [18]. При определенных условиях, однако, потребуется какое-то время, чтобы усилия управленцев организации дали ожидаемые результаты в заданном направлении.
Тем не менее, даже хорошо сбалансированная во всех отношениях организация регулярно сталкивается с неблагоприятными и непредвиденными внешними вызовами. Стратегия придает любой организации четкость, индивидуальность, что позволяет ей привлекать определенные категории работников, открывает им новые перспективы, которые направляют деятельность и поведение ее сотрудников и помогают организации реализовать свои товары на рынке.
Основные виды стратегий организации являются конкурентная, портфельная, продуктовая, корпоративная [20]. Существует некоторые частные виды стратегий, которые упоминаются в литературе: функциональная, операционная, финансовая, кадровая, маркетинговая [22, 25]. Однако - это, скорей всего, разновидности политики, реализуемые в различных сторонах деятельности организации, например, в операционном процессе организации.
Стратегии формируются в важнейших сферах деятельности организации в
виде показателей и признаков. Приведем примеры по работе [14].
В экономической сфере организации - это могут быть следующие показатели: уровень прибыли, отнесенная на основные фонды, инвестируемый капитал, динамика роста дохода или прибыли, динамика снижения себестоимости.
В области операционной деятельности (производства): отношение объема производства к объему продаж, контроль качества и уровня издержек, внедрение эффективных методов производства.
В области финансовой деятельности: финансирование филиалов за счет удерживаемой ими прибыли или местных займов, минимизация налоговых отчислений, оптимальная структура капитала; регулирование валютного обращения - оптимизация выгод и потерь из-за колебаний валютного курса.
Управление стратегией - это процесс управления основными подпроцессами организации (управление целями, управление направлениями деятельности, управление культурой, управление политикой и управление тактикой). Это важнейший процесс организации, ориентированных на политику, формы и содержание всех остальных процессов организации.
Процесс управления стратегией -это деятельность по формированию, поддержанию и осуществлению направленности организации в сфере основной, операционной (производственной) деятельности, ориентирует основную деятельность на запросы потребителей, реагирует, готовит и проводит адекватные изменения в организации, отвечает на вызовы окружающей среды и позволяет добиваться важных конкурентных преимуществ, что в совокупности дает возможность организации выживать в долгосрочной перспективе, достигая п своих целей и миссии [3].
Как известно по работам [7, 10], каждый процесс организации включает совокупность оригинальных подпроцессов, обеспечивающих реализацию различных сторон стратегии, и имеет свои отличительные особенности с точки
зрения их инструментальной реализации.
Нам представляется необходимость разделения атрибутов стратегической деятельности организации на несколько групп: определяющими, направляющими, экономическими. При этом, следует отметить, что каждый подпроцеесс вносит свой вклад в деятельность соответствующего процесса организации для достижения целей и миссии организации и обеспечивает реализацию всех видов деятельности организации. Рассмотрим их подробнее.
Управление стратегией включает несколько подпроцессов, которые реализуют саму стратегии через политики во всех подсистемах (процессных областях) [13, 19]. Дадим им краткую характеристику.
Управление операционной политикой - это деятельность по формированию, поддержанию и выполнению направленности стратегии организации в сфере операционной (производственной) деятельности. Важнейшими подпроцессами, которые строго выполняют положения операционной политики организации, являются управление операционными (производственными) мощностями, управление поставками и запасами ресурсов, управление операционными, программами, графиками и зданиями [17].
Управление политикой в сфере качества продукции/услуг - это деятельность по формированию, поддержанию и выполнению направленности стратегии организации в сфере определения и производства качества продукции/услуг на заданном уровне в текущее время и на ближайшую перспективу.
Управление кадровой политикой -это деятельность по формированию, поддержанию и выполнению направленности деятельности организации в сфере определения состава персонала организации в соответствии квалификацией, компетенциями и личностными качествами специалистов и управленцев.
Управление финансовой политикой -это деятельность по формированию,
поддержанию и выполнению направленности стратегии организации в сфере её финансовой деятельности, главным образом, в сфере реализации денежных потоков, правления денежными активами и пассивами, а также различными видами задолженностей.
Управление маркетинговой политикой - это деятельность по формированию, поддержанию и выполнению направленности стратегии организации в сфере исследования рыночной среды, а также определение потребностей и инструментов информирования рынка об организации и её продукции. Этот процесс и его составные части, как правило, направлен на увеличение объема продаж продукции или услуг на основе проведенного ценообразования.
Управление информационной политикой - это деятельность по формированию, поддержанию и выполнению направленности стратегии организации в сфере форм, содержания и объема данных, необходимых для каждого уровня внутренней деятельности организации (выполнения управленческих задач, разработки и принятия управленческих решений), а также использования их для ориентации во внешней среде.
Управление инновационной политикой - это деятельность по формированию, поддержанию и выполнению направленности стратегии организации в
сфере инновационной деятельности, а также по генерированию, выращиванию, разработке и реализации идей, проектов, программ для достижения организацией новых экономических результатов.
Управление политикой по безопасности жизнедеятельности - это деятельность по формированию, поддержанию и выполнению направленности стратегии организации в сфере обеспечения защиты различных областей деятельности и использования технических средств для обеспечения эффективного функционирования и развития организации на рынке.
Каждый из перечисленных выше процессов управления стратегией обеспечивает деятельность соответствующих процессов (сторон) деятельности организации, что выражается в выборе адекватных инструментов выполнения управленческих задач с использованием тех или иных инструментов, реализующих элементы менеджмента. Это, в свою очередь, оказывает влияние на численность управленческого персонала, а также состава, категорий и квалификации специалистов.
Все подпроцессы процесса управления стратегией связаны между собой, активно поддерживают в информационном плане и могут быть представлены в виде системного графа (рис. 1).
Рис. 1. Модель процесса управления стратегией
Рассмотренные подпроцессы управления стратегией организации позволяют в целом представить все процессы деятельности организации: исследование рыночных и внутренних объектов организации, определение методов доведения продукции до потребителя и установление содержания всех информационные процессы, связанных с ними.
Сущность и содержание любого процесса в организации проявляется в его функциональном исполнении. По работе [4] их представлено и описано девять: анализ, прогнозирование, планирование, регулирование, организация, контроль, учет, нормирование, координация. Все функции управления, связанные с одним процессом или его частью, находятся в единстве и взаимосвязаны между собой и представляют собой полноценный подпроцесс в рамках какого-либо процесса.
Рассмотренные подпроцессы управления стратегией позволяют в целом представить все и стратегические объекты управления в организации: исследование параметров продукции/услуг;
доведение продукции/услуг до требуемого уровня, управление компетентностью персонала и т.д.
Однако подпроцессами нельзя управлять напрямую. Необходимо определить функциональные задачи (ФЗУ) подсистемы управления стратегией в соответствии с методологией, изложенной в работе [1].
Формы и содержание конкретного подпроцесса или его части в деятельности организации проявляется в функциональном наполнении. На наш взгляд, их должно быть девять: анализ, прогнозирование, планирование, регулирование, организация, контроль, учет, нормирование, координация [5]. Все функции управления, реализуемые в рамках одного подпроцесса, находятся в единстве и взаимосвязаны между собой и представляют собой замкнутую систему управления подпроцессом.
Для определения ФЗУ в рамках процесса управления стратегией расположим функции управления по горизонтальной оси, а подпроцессы по вертикальной оси. На их пересечении зафиксируем ФЗУ, которые необходимо вы-
полнить в рамках процесса управления стратегией организации.
Матрица «Подпроцесс - Функции управления» (табл. 1) определяет состав и содержание всех ФЗУ, например, «прогнозирование направлений деятельности организации», «планирова-
ние тактики организации», «организация тактики организации» и т.д.
Обоснование существования ФЗУ по определяющим подпроцессам управления стратегией организации представлено в табл. 1.
Таблица 1. Матрица определяющих подпроцессов управления стратегией организации
Функции управления
Наименование подпроцесса Прогнозирование Нормирование Планирование Организация Учет Контроль Анализ Регулирование Координация
Управление целями организации - о + + - + + + -
Управление миссией организации + о + + - + + + +
Управление направлениями деятельности организации + о + + + + + + +
Управление политикой организации + о + + + + + + +
Управление тактикой организации + - + + + + + + +
Примечание: "+" — задача, реально существующая; "—" — — физически несуществующая задача
Представленные ФЗУ имеют право на существование, только тогда, когда каждая из них несет конкретную смысловую нагрузку (содержание и процедуры) в рамках данного подпроцесса [6].
существование задачи возможно при определенных условиях; "0"
Обоснование существования ФЗУ по направляющим подпроцессам управления стратегией организации представлено в табл. 2.
Таблица 2. Матрица направляющих процессов управления стратегией организации
Наименование подпроцесса Функции управления
Прогнозирование Нормирование Планирование Организация Учет Контроль Анализ Регулирование Координация
Управление операционной стратегией политикой организации - - + + - + + + -
Управление операционной политикой организации + + + + + + + + +
Управление политикой организации в сфере качества + + + + + + + + +
Управление финансовой политикой организации + + + + + + + + +
Управление кадровой политикой организации + + + + + + + + +
Управление маркетинговой политикой организации + + + + + + + + о
Управление финансовой политикой организации - + + + + + + + -
Управление информационной политикой организации + + + + + + + - -
Управление инновационной политикой организации + + + + + + + + +
Управление политикой организации в сфере БЖД - + + + + + + + -
Примечание: "+" — задача, реально существующая; "—" — существование задачи возможно при определенных условиях; "0" — физически несуществующая задача
бЗ
Обоснование существования ФЗУ по ния стратегией организации представ-экономическим подпроцессам управле- лено в табл. 3 [8].
Таблица 3. Матрица экономических подпроцессов управления стратегией организации
Наименование подпроцесса Функции управления
Прогнозирование Нормирование Планирование Организация Учет Контроль Анализ Регулирование Координация
Управление эффективностью операционной деятельностью организации - - + + - + + + -
Управление эффективностью деятельностью организации + + + + + + + + +
Управление эффективностью деятельностью организации + + + + + + + + +
Управление эффективностью деятельностью организации + + + + + + + + +
Управление эффективностью деятельностью организации + + + + + + + + +
Управление эффективностью деятельностью организации + + + + + + + + 0
Управление эффективностью деятельностью организации - + + + + + + + -
Управление эффективностью деятельностью организации 0 + + + + + + - -
Управление эффективностью деятельностью организации + + + + + + + + +
Примечание: "+" — задача реально существующая; "—" — — физически несуществующая задача
На рис. 2 приведена модель подпроцесса управления кадровой политикой -одного из ключевых в рамках процесса управления стратегией организации [25]. В структуру данного подпроцесса
У
В дальнейшем в соответствии с методикой, изложенной в работе [11], для каждой из выделенных ФЗУ разрабатывается полноценная технология с конкретными входной и выходной информацией, процедурными преобразованиями и инструментами реализации важнейших процедур [15]. Если это подтверждается, то данная ФЗУ оконча-
существование задачи возможно при определенных условиях; "0"
включенл несколько смежных ФЗУ для придания ему большей гибкости, эффективности и устойчивости в процессе использования ы деятельности [9].
тельно попадает в состав разрабатываемого подпроцесса организации.
Решая ФЗУ, производится управление в рамках системы управления каждым подпроцессом [12]. Управляя основными подпроцессами, производится управление процессом внутри конкретной организации, в данном случае выполняется управление стратегией организации [24].
Рис. 2. Модель подпроцесса управления кадровой политикой
Рассмотренный подход позволяет зации. Реализация предлагаемых преоб-определить функционально-полный со- разований в рамках подпроцессов и став необходимых ФЗУ любого под- ФЗУ позволит обеспечить рост важ-процесса и процесса организации для нейших показателей стратегической исследования и управления [26]. Рас- деятельности организации. Главное, что пределение их по исполнителям позво- при этом повысятся не только количе-ляет управлять подпроцессами напря- ственные показатели деятельности ор-мую через выявленные ФЗУ. ганизации, но и улучшаться его качест-
Таким образом, было рассмотрено венные показатели в сфере стратегиче-исследование и структурирование про- ской деятельности, в т.ч. удовлетворен-цесса управления стратегиями органи- ность персонала организации.
Библиографический список
1. Акофф Р., Эмери Ф. О целеустремленных системах / пер. с англ. М.: Сов. радио, 1974. 272 с.
2. Анисимов О.С. Методология: функция, сущность и становление. М., 1996. 353
с.
3. Герасимов Б.Н. Реинжиниринг процессов организации. М.: ИНФРА-М, 2016. 256 с. Научная книга
4. Герасимов Б. Функции управления: состав, содержание, параметры // Проблемы теории и практики управления. 2016. № 7. С. 91-100.
5. Герасимов Б.Н. Основы российского менеджмента: Методология менеджмента. Самара: СМИУ, 2008. 172 с.
6. Герасимов Б.Н. Современный российский менеджмент в контексте вызовов времени // Вестник Университета (Государственный университет управления). 2012. № 20. С. 46-53.
7. Герасимов Б.Н. Проектирование экономических систем. Самара: СИБиУ,
2014. 383 с. Энциклопедия управленческих знаний
8. Герасимов Б.Н. Моделирование взаимодействия процессов организации // Менеджмент и бизнес-администрирование. 2016. №4. С. 121-128.
9. Герасимов Б.Н. Методология развития функциональной структуры организации на основе реинжиниринга: дис. ... докт. экон. наук. Самара: СГЭА, 2004. 286 с.
10. Герасимов Б.Н. Повышение эффективности управленческой деятельности на основе оптимизации взаимодействия её элементов // Russian Journal of Management.
2015. Т. 3. №. 3. C. 240-247.
11. Герасимов Б.Н. Введение в теорию и методологию научного менеджмента // Креативная экономика и социальные инновации. 2017. Т.7. №1. С. 41-59.
12. Герасимов Б.Н. Технологизация процессов в системах управления организации // Вестник Алтайской академии экономики и права. 2015. № 2(40). С. 65-71.
13. ГерасимовБ.Н., Герасимов К.Б. Производственный менеджмент. М.: ИНФРА-М, 2015. 312 с.
14. Герасимов Б.Н., Герасимов К.Б. Теория организации. Пенза: МАКУ, ПГУ, 2010. 160 с.
15. Герасимов Б.Н., Чумак В.Г. Социальный менеджмент. Самара: СНЦ РАН, МИР, 2004. 218 с.
16. Гуияр Ф.Ж., Келли Д.Н. Преобразование организации / пер. с англ. М.: Дело, 2000. 376 с.
17. Друкер П.Ф. Практика менеджмента. М.: Вильямс, 2000. 283 с.
18. Желтенков А.В. Самоорганизующаяся система управления: организация и методология создания: монография. М.: ГУУ, 2001. 119 с.
19. Клок К., Голдсмит Дж. Конец менеджмента и становление организационной демократии / пер. с англ. СПб.: Питер, 2004. 368 с.
20. Питерс Т., Уотермен Р. В поисках эффективного управления / пер. с англ. М.: Прогресс, 1985. 357 с.
21. Прохоров А.П. Русская модель управления: монография. М.: ЗАО Журнал «Эксперт», 2002. 378 с.
22. Салмон Р. Будущее менеджмента: пер. с англ. СПб.: Питер, 2004. 298 с.
23. Хаммер М., Чампи Дж. Реинжиниринг корпорации: Манифест революции в бизнесе / пер. с англ. СПб.: СПбГУ, 1997. 352 с.
24. Хэмэл Г., Брин Б. Будущее менеджмента. СПб.: BestBusinessBooks, 2013. 280
с.
25. Янг С. Системное управление организацией / пер. с англ. М.: Сов. радио, 1992. 456 с.
26. Gerasimov K, Gerasimov B. Formation of professionalism of executives // International Journal of Educational Management 2017. Т.31 №:1. С.45-55.
THE CONTENT AND STRUCTURE OF THE MANAGEMENT PROCESS THE STRATEGY OF THE ORGANIZATION
Б.Н. Герасимов, д-р экон. наук, профессор Самарский университет государственного управления «Международный институт рынка» (Россия, г. Самара)
Abstract. There is a need to structure strategic activities with the allocation of processes, sub-processes and management tasks. Elements of the strategy management process are implemented within the framework of a set offunctional management tasks implemented within the management cycle. Structuring the components of the process and sub-processes improve the quality and efficiency of the organization.
Keywords: organization, process, strategy management, structure, subprocess, management tasks.