научно-методический электронный журнал ART 15040 УДК 371.314.6:37.026.9
Горев П. М., Козлова Е. В. Содержание и структура курса «Основы проектной деятельности и научного творчества» для учащихся старших классов средней школы // Концепт. - 2015. - № 02 (февраль). - ART 15040. -0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/15040.htm. -Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.
Горев Павел Михайлович,
кандидат педагогических наук, доцент кафедры фундаментальной и компьютерной математики ФГБОУ ВПО «Вятский государственный гуманитарный университет», г. Киров [email protected]
Козлова Елена Владимировна,
аспирант кафедры фундаментальной и компьютерной математики ФГБОУ ВПО «<Вятский государственный гуманитарный университет», г. Киров [email protected]
Аннотация. В статье предлагается один из вариантов наполнения содержанием дисциплины «(Основы проектирования» для 10-го класса средней школы, определенной в качестве обязательной региональным компонентом учебных планов общеобразовательных учреждений Кировской области. Организация деятельности школьников осуществляется в активных формах по трем взаимодополняющим и взаимообусловленным линиям: технологии работы над созданием и описанием проектов; совершенствование личностных качеств участников проектной деятельности для успешного овладения ею; методы научного творчества и развития творческой личности средствами проектной деятельности. Результатом работы учащихся в рамках этой дисциплины становятся разработанные ими индивидуально социально значимые и исследовательские проектные работы. Ключевые слова: методы генерирования идей, мозговой штурм, научное творчество, основы проектной деятельности, презентация проекта, проект, психологическая инерция, управление проектами.
Раздел: (01) педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).
Метод проектов (технология проектной деятельности) давно и прочно вошел в практику работы средней школы. Чуждый классическому отечественному образованию, он имеет несомненные преимущества для воспитания активной жизненной позиции ученика, его способности ориентироваться в быстро изменяющемся мире, работать с информацией, выделяя из огромного количества сведений ту необходимую часть, которая может эффективно содействовать продвижению новых идей.
Несмотря на все споры о необходимости или невозможности включения школьников в проектную деятельность по отдельным предметам, знакомство с технологией проектной деятельности учащихся старших классов является не столько данью моде, сколько необходимым условием включения их в будущую созидательную творческую деятельность, обеспечивающую сознательный выбор профессии и дальнейший карьерный рост. Сегодня ни одна сфера человеческой деятельности не обходится без проектирования новых идей, а значит, метод проектов становится ведущим в профессиональной сфере человеческого бытия.
Однако большое количество публикаций и споров, касающихся вопросов проектной деятельности в средней школе, не решают главного вопроса: как научить работать над проектами и какими эти проекты должны быть?
Содержание и структура курса «Основы проектной деятельности и научного творчества» для учащихся старших классов средней школы
f\j ■Л f\j
научно-методический электронный журнал ART 15040 УДК 371.314.6:37.026.9
Горев П. М., Козлова Е. В. Содержание и структура курса «Основы проектной деятельности и научного творчества» для учащихся старших классов средней школы // Концепт. - 2015. - № 02 (февраль). - ART 15040. -0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/15040.htm. -Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.
Анализируя опыт приобщения школьников и активной молодежи к работе над проектами (см., например, [1; 2]), мы пришли к выводу, что курс, знакомящий учеников с проектной деятельностью, должен быть внепредметным. Он не должен быть направлен на осуществление проектной деятельности в какой-то одной сфере человеческой деятельности или одной области знаний, а должен давать учащимся общее представление о различных форматах проектной деятельности, направленных на решение и социальных, и исследовательских (научных) задач.
Ко всему прочему, такой курс не должен быть оторван от общего учебно-воспитательного процесса, осуществляемого в средней школе, а значит, должен давать прирост новых знаний, направленных на сознательное применение проектной деятельности, и нести воспитательно-развивающий потенциал, обеспечивающий личностный рост обучающегося. Таким образом, мы пришли к выводу, что курс, знакомящий учеников старших классов с проектной деятельностью, должен осуществляться как минимум по трем взаимодополняющим и взаимообусловленным линиям:
1) знакомство с технологиями работы над созданием и описанием проектов;
2) совершенствование личностных качеств участников проектной деятельности для успешного овладения ею;
3) знакомство с методами научного творчества и развития творческой личности средствами проектной деятельности.
Курс «Проектная деятельность и научное творчество» в объеме 68 академических часов для учащихся 10-х классов, предлагаемый нами, осуществляется в рамках дисциплины «Основы проектирования» регионального компонента базисных учебных планов для средних общеобразовательных учреждений Кировской области в 10-11 -х классах, на которую отводится два недельных часа. В пилотном проекте по реализации курса участвуют три 10-х класса МОАУ «Лицей № 21» г. Кирова.
Курс предполагает решение вопросов формирования личностных и метапред-метных результатов школьников и направлен:
- на обучение методам генерирования новых идей на основе научного творчества и преодоления психологической инерции [3; 4];
- разработку, осуществление, публичную защиту и продвижение социально значимых проектов в образовательном пространстве лицея;
- разработку исследовательских работ учеников.
При конструировании занятий курса мы в первую очередь ориентировались на необходимость включения активных и интерактивных форм взаимодействия учащихся и педагога, направленность на реальный конечный результат проектной деятельности.
Кратко охарактеризуем основные линии реализации курса. В поурочном планировании, представленном в таблице, для каждого занятия определен номер линии, к которой оно преимущественно относится. Однако это деление достаточно условное.
Первая линия предполагает знакомство учащихся с технологиями работы над созданием, описанием, продвижением и защитой проектов. Здесь определяются основные понятия, необходимые в работе над проектами, описываются признаки проекта, характеризуются виды проектов, обсуждаются возможные варианты представления продукта проекта. Большое внимание уделяется при этом описанию работы с проектной идеей, представляемой в так называемом «Паспорте проектной идеи» (см., например, [5]). Именно правильная работа на этом этапе позволяет сконструировать качественный продукт, отличающийся новизной идеи или ее воплощения. Так, на этом этапе ученики знакомятся с возможными этапами управления проектами, понятием ЭМАКТ-теста разработки проектной идеи и техникой проведения
«vi nj
научно-методический электронный журнал ART 15040 УДК 371.314.6:37.026.9
Горев П. М., Козлова Е. В. Содержание и структура курса «Основы проектной деятельности и научного творчества» для учащихся старших классов средней школы // Концепт. - 2015. - № 02 (февраль). - ART 15040. -0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/15040.htm. -Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.
SWOT-анализа, учатся определять угрозы и риски в проекте. Огромное значение при разработке проекта также имеет планирование этапов работы над ним. Именно поэтому достаточно большое количество учебного времени отдается вопросам планирования и управления проектами: описанию иерархической структуры работ проекта, разработке матрицы ответственности проекта, сетевого и календарного графиков. Подкрепляется вся эта работа знакомством учащихся с математическими методами сетевого планирования и управления.
Сложными, но очень важными моментами в работе над проектами являются вопросы планирования бюджета на выполнение проекта и оценки его эффективности. Именно такая работа учит школьников смотреть на свой проект реально, с позиции потребителя продукта проекта. Определение этих аспектов позволяет продолжить разговор в контексте поиска необходимых ресурсов для осуществления проекта: временных, трудовых, материальных и финансовых. На этом этапе ученикам предлагается работа над бизнес-планом проекта и его эффективным представлением в формате презентации.
Таким образом, первая линия курса определяет все этапы работы над проектом: от зарождения идеи до представления проекта в форме текстового документа и презентации потенциальным инвесторам и потребителям.
Нельзя считать первую линию курса - знакомство с технологиями работы над созданием и описанием проектов - оторванной от совершенствования личностных качеств участников проектной деятельности для успешного овладения ею, что определяется второй линией курса, представленной в большинстве своем интерактивными формами работы с учениками. Школьникам предлагается принять участие в мастер-классе по формулированию проектных идей, ролевой игре по выбору сферы ответственности за работу над проектом, тренинге «Мой идеальный план проекта», творческой мастерской «Сколько стоит проект», деловых играх «Ведение переговоров» и «Ищу инвестора», дискуссии «Куда уходит время?», деловых играх «Мне важно Ваше мнение» и «Я - оратор». Все это способствует не только и не столько знакомству с работой над проектом, сколько обеспечивает включение учащихся в непосредственную проектную деятельность, в которой разговор ведется не о проекте, а средствами проекта.
Третья линия курса направлена на знакомство учащихся с методами научного творчества и развития творческой личности средствами проектной деятельности. Для формулирования качественной проектной идеи часто бывает необходимо освободиться от так называемой психологической инерции, мешающей организации научного творчества. Поэтому учащимся предлагается изучить виды психологической инерции и способы ее преодоления. Но это только один аспект проблемы формулирования новых идей. Чтобы научиться формулировать новые идеи, нужно знать, как это делать, поэтому ученикам предлагается серия занятий по методам генерирования новых идей, таких как мозговой штурм, морфологический анализ, метод фантограмм и пр. К научному творчеству в этом курсе мы отнесли и вопросы, связанные с логикой простых и сложных высказываний, необходимых для правильного формулирования идей и продвижения проекта. Также к вопросам научного творчества близко примыкают вопросы визуализации идей и создания электронных презентаций. Все эти виды научной деятельности обеспечивают целостность курса как технологии создания качественных проектов на основе научного творчества.
Таким образом, все три линии, дополняя и обусловливая друг друга, дают возможность школьнику рассматривать проектную деятельность как созидательный
ru Q м
научно-методический электронный журнал ART 15040 УДК 371.314.6:37.026.9
Горев П. М., Козлова Е. В. Содержание и структура курса «Основы проектной деятельности и научного творчества» для учащихся старших классов средней школы // Концепт. - 2015. - № 02 (февраль). - ART 15040. -0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/15040.htm. -Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.
научный труд, не оторванный от реальной жизни и обеспечивающий рост личностных качеств ученика.
Весь курс сопровождается созданием каждым учеником двух проектов: социального, направленного на реализацию идей совершенствования образовательного и культурного пространства лицея, и исследовательского, определяющего стремление ученика к будущей профессиональной деятельности.
В первом случае каждый ученик получает возможность разработки собственного социально значимого проекта, реализующегося в образовательном пространстве лицея и сопровождающегося конечным продуктом (результатом). Так, например, в этом учебном году разработаны и осуществляются такие проекты: «Радость в каждый дом - помощь детскому дому», «Памятный альбом ученика», «Операция "Книжный обмен"», «Уроки hand-made», «Лицейский клуб "Что? Где? Когда?"», «Операция "Твори добро!"» и многие другие.
Другим результатом курса становится разработка под руководством учителя или педагога дополнительного образования одной из предложенных тем, представленной в форме письменной работы (статьи), включающей элементы собственного исследования. К примеру, в этом году ученикам математического класса предложены работы на следующие темы: «Тригонометрический анализ правильных пирамид», «Геометрические построения "необычными" инструментами», «Коллекция полуправильных многогранников», «Неисчерпаемая бесконечность: факты и парадоксы», «Геометрия кристаллических решёток», «Мифы, легенды и сказки с точки зрения математики» и другие.
Такая деятельность школьников приучает их к опыту исследовательской деятельности, проектированию своего времени и возможного результата, показывает социальную значимость их учебного труда и возможности представления результатов на внешнюю экспертизу.
Следует сказать, что разработанный курс появился не спонтанно. В последние шесть лет в лицее успешно проводится молодежная интенсивная школа научного творчества «Прорыв: наука, творчество, успех». Учащиеся лицея, учителя, студенты в этой смене получают возможность не только укрепить свое здоровье, но и развить интеллектуальные и творческие способности. Образовательная программа лагеря построена на теории открытых задач и ориентирована на использование инновационных педагогических систем по развитию креативного мышления, таких как «ТРИЗ-педагогика», тренинг креативного мышления, способствует формированию у подростков научной одаренности, лидерских качеств и активной жизненной позиции. Важным результатом выполнения программы является создание участниками новых решений проблемных задач. Многие из разработанных учениками в ходе работы лагеря проектов находят отражение на различных конкурсах и выставках проектных работ школьного, городского и российского уровней. Отдельные идеи доводятся до авторских свидетельств (например, проект «Система развития образного мышления посредством оригами» получил свидетельство о государственной регистрации базы данных № 2013621458 от 25 ноября 2013 г.).
В заключение отметим, что представленный курс реализуется сейчас в пилотном режиме и будет, несомненно, дорабатываться и видоизменяться. Отдельные вопросы его реализации мы планируем представить в виде серии статей в научно-методическом журнале «Концепт», открываемой данной публикацией.
ГУ r\J
КОНЦЕПТ
научно-методический электронный журнал ART 15040 УДК 371.314.6:37.026.9
Поурочное планирование курса
Горев П. М., Козлова Е. В. Содержание и структура курса «Основы проектной деятельности и научного творчества» для учащихся старших классов средней школы // Концепт. - 2015. - № 02 (февраль). - ART 15040. -0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/15040.htm. -Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.
№ Линия Тема занятия Форма проведения
1 1 Введение в проектную деятельность Интерактивная лекция
2 1 Понятие проекта: признаки, виды, проектный продукт Интерактивная лекция
3 1 Этапы управления проектами Практическая работа
4 1 Понятие проектной идеи Интерактивная лекция
5 2 Техники формулирования проектной идеи Мастер-класс
6 3 Понятие психологической инерции и ее виды Интерактивная лекция
7 3 Общие правила и рекомендации по преодолению психологической инерции Тестирование. Тренинг
8 3 Методы развития творческого воображения Тренинг
9 3 Неалгоритмические методы поиска новых решений Интерактивная лекция
10 3 Метод проб и ошибок и его оптимизация Практическая работа
11 3 Метод мозгового штурма Тренинг
12 1 Понятие SMART-теста разработки проектной идеи Интерактивная лекция
13 1 SWOT-анализ как метод оценки проекта Практическая работа
14 1 Угрозы и риски в проекте Круглый стол
15 1 Иерархическая структура работ проекта Практическая работа
16 1 Матрица ответственности проекта Ролевая игра «Я отвечаю за...»
17 2 Разработка матрицы ответственности проекта Практическая работа
18 Контрольная работа № 1
19 1 Сетевой и календарный план-график проекта Интерактивная лекция
20-21 1 Математические методы сетевого планирования и управления Решение задач
22 1 График Ганта Практическая работа
23 3 Оптимизация расписания проекта Практическая работа
24 1 Понятие плана проекта Интерактивная лекция
25 1 Разработка плана проекта Практическая работа
26 2 Разработка плана проекта Упражнение-тренинг «Мой идеальный план проекта»
27 1 Виды расходов на реализацию проекта Интерактивная лекция
28 1 Составление бюджета проекта Практическая работа
29 2 Составление бюджета проекта Творческая мастерская «Сколько стоит проект»
30 1 Понятие эффективности проекта: критерии, показатели, индикаторы Интерактивная лекция
31 2 Оценка эффективности проекта Практическая работа
32 Контрольная работа № 2
33 2 Основы фандрайзинга Интерактивная лекция
34 1 Типы инвесторов и их особенности Интерактивная лекция
35 1 Алгоритм поиска ресурсов в зависимости от типа проекта Дискуссия «Кому интересен мой проект»
36 2 Искусство ведения переговоров Тренинг
37 2 Принципы работы при ведении переговоров Деловая игра
38 3 Логика высказываний Решение задач
39 3 Простые и сложные высказывания, их построение Решение задач
40 3 Кванторы, логика высказываний с кванторами Решение задач
41 3 Логические задачи Ролевая игра «Аргументы и факты»
42 1 Понятие бизнес-плана проекта Интерактивная лекция
43 1 Структура бизнес-плана инвестиционного проекта Интерактивная лекция
44 2 Составление бизнес-плана Практическая работа
45 2 Составление бизнес-плана Деловая игра «Ищу инвестора»
46 2 Понятие time-менеджмента Интерактивная лекция
PU Г М
КОНЦЕПТ
научно-методический электронный журнал ART 15040 УДК 371.314.6:37.026.9
Горев П. М., Козлова Е. В. Содержание и структура курса «Основы проектной деятельности и научного творчества» для учащихся старших классов средней школы // Концепт. - 2015. - № 02 (февраль). - ART 15040. -0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/15040.htm. -Гос. per. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120Х. Щ
№ Линия Тема занятия Форма проведения
47 2 Методы планирования и учета времени Тренинг
48 2 Управление временем работы над проектом Дискуссия «Куда уходит время?»
49 1 Понятие эффекта от проекта, виды эффектов Практическая работа
50 2 Социальный эффект и методы его исследования Интерактивная лекция
51 2 Социологические методы исследования в работе над проектом Деловая игра «Мне важно Ваше мнение»
52 Контрольная работа № 3
53 1 Понятие презентации проекта Интерактивная лекция
54 1 Алгоритм процесса подготовки презентации Практическая работа
55 1 Цель презентации проекта и специфика аудитории Тренинг
56-57 2 Разработка содержания и структуры презентации Практическая работа
58 3 Визуализация презентации Практическая работа
59 1 Психолого-педагогические и эргономические требования к презентации Интерактивная лекция
60 3 Создание электронной презентации Практическая работа
61 3 Создание электронной презентации Деловая игра «Главный плюс/минус моей презентации»
62 2 Основы риторики Тренинг
63 2 Правила правильного выступления и представления проекта Деловая игра «Я - оратор»
64 Контрольная работа № 4
65-67 Итоговая защита разработанных проектов
68 Анализ деятельности над проектами
Ссылки на источники
1. Сергеев И. С. Как организовать проектную деятельность учащихся: практ. пособие для работников общеобразовательных учреждений. - М.: АРКТИ, 2005. - 80 с.
2. Нечаев В. Д., Огнев А. С., Максименкова М. В. и др. Дизайн проектов: творим своё завтра! Сели-гер-2009. - М.: МГГУ им. М. А. Шолохова, 2009. - 108 с.
3. Михайлов В. А., Горев П. М., Утёмов В. В. Научное творчество: методы конструирования новых идей. - Киров: Изд-во МЦИТО, 2014. - 94 с.
4. Утёмов В. В., Зиновкина М. М., Горев П. М. Педагогика креативности: прикладной курс научного творчества. - Киров: Межрегиональный ЦИТО, 2013. - 212 с.
5. Горев П. М., Лунеева О. Л. Межпредметные проекты учащихся средней школы: математический и естественнонаучный циклы. - Киров: Изд-во МЦИТО, 2014. - 58 с.
Pavel Gorev, issn 2304-120х
Candidate of Pedagogic Sciences, Associate Professor at the chair of Fundamental and Computational Mathematics, Vyatka State University of Humanities, Kirov [email protected] Elena Kozlova,
PhD student at the chair of Fundamental and Computational Mathematics Vyatka State University of Humanities, Kirov [email protected]
Content and structure of the course "Fundamentals of project activity and scientific work" for students of higher school
Abstract. The paper offers an option of filling the content of the discipline "Fundamentals of design" for 10 grade students of higher school. The program is an obligatory component of the regional curriculum of educational institutions of the Kirov region. Organization of students activities is performed in the active form in three complementary and interdependent lines: technology of creation and description of a project; improving students' personal qualities for successful mastering project activity; methods of scientific creativity and development of creative personality by means of project activities. The result of the discipline are socially relevant research projects, designed by students.
Key words: basics of project activities, brainstorming, design, methods of generating ideas, project management, project presentation, psychological inertia, scientific creativity.
977230412015902
научно-методический электронный журнал ART 15040 УДК 371.314.6:37.026.9
Горев П. М., Козлова Е. В. Содержание и структура курса «Основы проектной деятельности и научного творчества» для учащихся старших классов средней школы // Концепт. - 2015. - № 02 (февраль). - ART 15040. -0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/15040.htm. -Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.
References
1. Sergeev, I. S. (2005) Kak organizovat'proektnuju dejatel'nost' uchashhihsja: prakt. posobie dlja rabotni-kov obshheobrazovatel'nyh uchrezhdenij, ARKTI, Moscow, 80 p. (in Russian).
2. Nechaev, V. D., Ognev, A. S., Maksimenkova, M. V. et al. (2009) Dizajn proektov: tvorim svojo zavtra! Seli-ger-2009, MGGU im. M. A. Sholohova, Moscow, 108 p. (in Russian).
3. Mihajlov, V. A., Gorev, P. M. & Utjomov, V. V. (2014) Nauchnoe tvorchestvo: metody konstruirovanija novyh idej, Izd-vo MCITO, Kirov, 94 p. (in Russian).
4. Utjomov, V. V., Zinovkina, M. M. & Gorev, P. M. (2013) Pedagogika kreativnosti: prikladnoj kurs nauch-nogo tvorchestva, Mezhregional'nyj CITO, Kirov, 212 p. (in Russian).
5. Gorev, P. M. & Luneeva, O. L. (2014) Mezhpredmetnye proekty uchashhihsja srednej shkoly: Ma-tematicheskij i estestvennonauchnyj cikly, Izd-vo MCITO, Kirov, 58 p. (in Russian).
Рекомендовано к публикации:
Некрасовой Г. Н., доктором педагогических наук, профессором, членом редакционной коллегии
журнала «Концепт»
(Vi "7 «j