Научная статья на тему 'Содержание и предмет социологии управления общим образованием'

Содержание и предмет социологии управления общим образованием Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
367
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
социология образования / социология управления общим образованием / управление школой

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Химиченко Андрей Андреевич

В статье раскрывается содержание и предмет социологии управления общим образованием.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Содержание и предмет социологии управления общим образованием»

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Содержание и предмет социологии управления общим образованием Химиченко А. А.

Химиченко Андрей Андреевич / Khimichenko Audrey Andreevich - кандидат экономических наук,

директор,

Муниципальное общеобразовательное учреждение гимназия № 44, Муниципальное образование Люберецкий муниципальный район Московской области,

г. Люберцы

Аннотация: в статье раскрывается содержание и предмет социологии управления общим образованием.

Ключевые слова: социология образования, социология управления общим

образованием, управление школой.

Современным руководителям общеобразовательных организаций в условиях реформирования системы образования необходимо выполнять ряд требований. С одной стороны, эти требования носят формальный характер. Например, наличие высшего профессионального образования или профессиональной переподготовки по специальности «государственное (муниципальное) управление» или «менеджмент организации» [1]. C другой стороны, современный руководитель школы - это директор, обладающий знаниями в области управления, педагогики и психологии, также формирующей целью его деятельности является создание комфортных условий для всех участников образовательного процесса с наилучшими показателями качества образования обучающихся.

Проблемы управления всегда были предметом многочисленных философских, социологических, психологических и педагогических исследований. Известны научные исследования системы управления образованием (Ю. С. Алферова, В. И. Зверевой, В. С. Лазарева, М. М. Поташника, О. Г. Хамерики, П. В. Худоминского, Л. И. Фишман, Т. И. Шамовой, Е. А. Ямбурга) и управления общеобразовательной школой (Е. С. Березняка, В. И. Бондаря, Ю. В. Васильева, Т. С. Кабаченко, Ю. А. Конаржевского, К. М. Ушакова, А. Г. Каспржак, Д. Е. Фишбейн) [2]. Большинство работ относятся к исследованиям в области педагогики и управления образовательной системой с позиции педагогических категорий, но новые вызовы времени порождают принципиально иные требования к управлению в области образования. В частности, появляются теоретические исследования по управлению образовательными системами в других научных областях: философии, экономики и социологии.

Социология управления является молодой отраслью социологического знания. С учетом многообразия и сложности такого явления, как управление, в научной литературе существует несколько вариантов его анализа и определения объекта и предмета. На мой взгляд, наиболее приемлемое определение управления в современной отечественной науке было предложено в 60-80-е гг. XX в. академиком В. Г. Афанасьевым. Научное управление обществом представляет процесс приведения субъективной деятельности людей в соответствии с объективными потребностями общественного развития [3].

Социология управления изучает характеристики социальных отношений, делового партнерства, возникающие в процессе управления, функциональную и структурную стороны процесса управления, а также социальные характеристики участников управления, в том числе особенности социальной группы управленцев [9].

В процессе становления социологии управления особое внимание уделяется подходам к управлению. В настоящее время выделяют несколько подходов, которые

110

внесли существенный вклад в развитие теории и практики управления: научный, программно-целевой, процессный, системный, структурно-функциональный и другие.

Управленческую деятельность в самом общем плане принято трактовать как целенаправленное воздействие субъекта управления на объект управления. Субъектом управления является руководитель, а объектом - организация, социальные группы. Объектом исследований в социологии управления являются управленческие процессы, рассматривающие с точки зрения социального взаимодействия участвующих в них людей, объединённых в различные группы [4]. Предметное пространство социологии управления образует взаимодействие управляющих и управляемых субъектов в процессе целенаправленного управленческого воздействия и социальной саморегуляции в социальной сфере [10].

Основными участниками образовательных отношений являются обучающиеся, родители, педагогические работники, организации, осуществляющие образовательную деятельность в соответствии с действующим законодательством [5].

Таким образом, объектом исследований в области социологии управления общим образованиям являются управленческие процессы в образовательном пространстве общего образования.

Субъектом управления является директор или руководитель соответствующего уровня (заместитель директора, руководитель структурного подразделения, заведующий).

Социология образования - отрасль социологии, изучающая систему образования как социальный институт, ее взаимодействие с обществом, а также внутренние механизмы и закономерности образования как особого вида социокультурной деятельности. В настоящее время современные руководители общеобразовательных организаций наблюдают тенденцию гуманизации процессов, которые происходят в школах. Государственная политика приводит к переходу от ключевой роли учителя в образовательном процессе к ключевой роли родителя в формировании требований к образовательной среде своего ребенка. Образование с позиции экономических процессов рассматривается как услуга, формальным заказчиком которой является государство посредством утверждения государственного (муниципального) заказа для образовательных организаций, а реальным - родитель. По этой причине происходит понижение социального статуса и значимости учителя в образовательном процессе обучающегося. Следовательно, руководителю образовательной организации необходимо применять определенные управленческие инструменты по нормализации функционирования образовательной системы, что является сложным организационным и управленческим механизмом.

На основании данных социологического исследования в рамках учреждения (гимназии), в которой автор является руководителем, сделаны определенные выводы по социальным предпочтениям основных участников образовательных отношений (обучающихся, учителей и родителей).

Основные социальные предпочтения обучающихся об образовательной организации:

1. Представление о школе как о большом, светлом здании, наполненном домашним уютом и теплом.

2. Современные раздевалки, оборудованные индивидуальными шкафчиками.

3. Отсутствие бумажных учебников и оснащенные электроникой кабинеты (интерактивные доски, планшеты и т. д.).

4. Комфортная образовательная среда. Удобные рабочие места школьников. Школа без парт и стульев. Красивый актовый зал, современный спортивный зал. Уютная столовая.

5. Интерактивное изучение предметов, использование 3D технологий.

111

6. Выбор предметов для изучения по учебному плану самостоятельно. Углубленное изучение предметов, по которым планируется сдача ЕГЭ и ОГЭ. Минимизация изучения неактуальных предметов в старшей школе. Свобода в выборе учебных предметов.

7. Полное взаимопонимание учителей и учеников, психологический комфорт. Обучающиеся настроены на позитивные изменения в будущем, надеются на

улучшение места пребывания в школе, увеличение степени свободы в выборе учебных предметов.

Основные социальные предпочтения педагогических работников:

1. Школа должна быть оснащена современным оборудованием.

2. Уменьшение контроля за деятельностью учителей.

3. Сокращение объема бумажных и электронных отчетов.

4. Повышение уровня заработной платы.

5. Участие в профессиональных конкурсах различного уровня.

6. Проведение конференций, семинаров и обмен опытом.

Педагогическое сообщество направлено на повышение своего профессионального уровня, готово и желает изменяться в лучшую сторону, есть потребность в собственном профессиональном развитии.

Родители видят школу с позиции рационального потребителя образовательных услуг:

1. Высокие результаты ЕГЭ своих детей.

2. Изучение нескольких иностранных языков.

3. Отсутствие каких-либо финансовых затрат на содержание и обучение своего ребенка.

4. Минимальная озабоченность школьными проблемами своего ребенка. Обучающиеся, педагогические работники, родительская общественность являются

основными участниками образовательного пространства, но кроме них есть другие, не менее важные субъекты образовательных отношений. К ним можно отнести: государство в лице органов управления образованием на муниципальном, региональном и федеральном уровнях, другие образовательные организации (дошкольные общеобразовательные организации, организации дополнительного образования детей, организации профессионального образования), социальные партнеры, коммерческие организации и элита общества. Каждый дополнительный субъект формирует для образовательной среды свои социальные запросы, и управленческая деятельность современного руководителя должна быть выстроена таким образом, чтобы с максимальной социально-экономической эффективностью осуществлять управление образовательной организаций при высоком качестве оказания образовательных услуг для всех заинтересованных сторон.

Учитывая выше изложенное, можно сделать вывод, что основным содержанием социологии управления общим образованием являются управленческие процессы руководителя общеобразовательной организации в условиях максимального удовлетворения потребностей всех участников образовательного процесса при минимизации экономических ресурсов.

Литература

1. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 26 августа 2010 г. И761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования».

2. Назмутдинов В. Я., Яруллин И. Ф. Управленческая деятельность и менеджмент в системе образования личности, монография, Казань: ТРИ «Школа», 2013. - 360 с.

112

3. Афанасьев В. Г. Научное управление обществом: Опыт системного анализа., М.: 1973. - 275 с.

4. Бабосов Е. М., Общая социология, Минск: 2004. - 285 с.

5. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

6. Кнорринг В. Теория, практика и искусство управления. - М.: Издательство НОРМА - ИНФРА, 2005. - 283 с.

7. Тощенко Ж. Т. Социология управления., М: Центр социального прогнозирования и маркетинга, 2011. - 300 с.

8. Боруха С. Ю., Педагогическое прогнозирование развития школы в условиях изменяющейся внешней среды, диссертация кандидата педагогических наук : 13.00.01, Белгород: 2002. - 246 с.

9. Тавокин Е. П. Управление - социальное управление - социология управления. Учебное пособие., М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2010. - 256 с.

10. Социология управления. Теоретические основы: Учебник., Чупров В. И., Осипова М. А., - М.: Инфра-М; Норма; Znanium.com, 2015. - 172 с.

Молодежь и Интернет

1 2

Аралина А. В. , Бенько Е. В.

Аралина Анастасия Владимировна / Aralina Anastasia Vladimirovna - студент;

2Бенько Елена Викторовна /Benko Elena Victorovna - старший преподаватель, кафедра финансов и кредита, экономико-математический факультет, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение Высшего образования Ульяновский государственный технический университет, г. Ульяновск

Аннотация: в статье анализируются актуальные проблемы влияния интернеткоммуникаций на поведение, интеллектуальное развитие молодёжи, на психологию личности. Авторами рассматриваются интернет-предпочтения и интернетпрактики современной молодёжи, интернет-предпочтения современной молодёжи. Ключевые слова: интернет-практики, интернет-предпочтения, интернет-

манипуляции, альтернативная реальность, специфика поведения.

Начало 21 века характеризуется ростом масштабов применения информационных технологий в жизни общества. Трудно не согласиться с тем, что глобальная сеть Интернет стала, пожалуй, одной из самых ярких, характерных примет нашего времени. Являясь, прежде всего, специфическим интерактивным средством массовой информации и коммуникации, Интернет всё более активно вторгается почти во все сферы жизнедеятельности человека. Более трех миллионов россиян регулярно пользуются различными сервисами, предоставляемыми всемирной электронной Сетью. По данным фонда «Общественное мнение», доля активной аудитории - это выходящие в Сеть хотя бы раз за сутки - сейчас составляет 53 % (62,0 млн. человек) [5]. Интернет перестал быть просто модной игрушкой и превратился в инструмент повседневной работы.

Естественно, что внимание социологов, психологов, политологов привлекают проблемы изучения состава аудитории российского Интернета как специфической группы населения. Одним из первых стало изучать аудиторию российского интернета исследовательское агентство «КОМКОН» в 1996 году. Ежеквартально «КОМКОН» опрашивает 8500 человек по выборке, репрезентирующей население городов с численностью свыше 250 тысяч жителей в возрасте от 10 лет и старше. Специалисты агентства отметили следующую тенденцию: российская аудитория Интернета каждые

113

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.