_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №6/2015 ISSN 2410-700Х_
БИОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
УДК 572.08
Бугаева Кристина Денисовна
Аспирант СурГПУ, г. Сургут, РФ E-mail: [email protected]
СОДЕРЖАНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ КОМПЛЕКСНОГО КОНТРОЛЯ ЛЁГКОАТЛЕТОВ -
СПРИНТЕРОВ В УСЛОВИЯХ СЕВЕРА.
Актуальность
Лёгкоатлетический спринт является одной из наиболее зрелищных дисциплин лёгкой атлетики. Престижность достижений в этой дисциплине, постоянно усиливающаяся конкуренция, требуют поиска новых путей повышения подготовленности спортсменов. Значительная роль в этом отношении принадлежит поиску и применению более совершенных форм управления спортивной подготовкой, в условиях севера, при этом основу управления тренировочным процессом составляет комплексный контроль.
Целью контроля является оптимизация процесса подготовки и соревновательной деятельности спортсменов, в условиях севера, на основе объективной оценки различных сторон их подготовленности и функциональных возможностей важнейших систем организма. Эта цель реализуется путём решения многообразных частных задач, связанных с оценкой состояний спортсменов, уровня их подготовленности, выполнения планов подготовки, эффективности соревновательной деятельности и др.
Информация, которая является результатом решения частных задач контроля, реализуется в процессе принятия управленческих решений, используемых для оптимизации структуры и содержания процесса подготовки, а также соревновательной деятельности спортсменов [4,6,8,9].
Необходимость осуществления систематического контроля в спортивной деятельности и на основе этого внесение соответствующих коррекций в тренировочный процесс не вызывает сомнений у спортивных учёных, практиков.
Вопросы разработки методологии комплексного контроля являются предметом постоянного внимания специалистов и к настоящему времени достаточно широко разработаны в олимпийском спорте высших достижений (Л. П. Матвеев, М. А. Годик, Е. А. Разумовский). В лёгкой атлетике обоснованием вопросов контроля посвящены исследования Ф. П. Суслова, В. П. Губы, Н. Н. Чеснокова.
Вместе с тем, в практической деятельности проведение полноценных исследовательских процедур тренерами и спортсменами в своей спортивной управленческой деятельности объективно не реализуются, а иногда и просто игнорируется, что нарушает комплексное целевое планирование в виде спорта и процесс подготовки к главным стартам сезона. Возникает противоречие между объективными возможностями научной информации, которую предоставляет комплексный контроль, и практическими управленческими действиями тренеров, опирающихся на свой собственный опыт и тренерскую интуицию. В связи с этим возникает научная необходимость определить место комплексного контроля в управленческой деятельности тренера и спортсмена как инструмента сличения реального и прогнозируемого процесса подготовки спортсмена в достижении наивысших спортивных результатов, в условиях неблагоприятных климатоэкологических факторов севера [7,9].
В настоящее время отсутствует единый подход к использованию контролирующего инструментария
за различными видами подготовленности, не достаточно разработана методика применения тестов в ходе
тренировочного процесса, ощущается нехватка рекомендаций по организации и содержанию этапного,
текущего и оперативного контроля в тренировочном процессе спортсменов, занимающихся лёгкой
22
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №6/2015 ISSN 2410-700Х_
атлетикой, проживающих в условиях севера.
Исходя из вышеизложенного была сформулирована цель нашего исследования.
Цель:
разработать и экспериментально обосновать содержание комплексного контроля в годичном цикле подготовки легкоатлетов-спринтеров студенческой команды, проживающих в условиях севера.
Результаты исследования
В нашем исследовании комплексность контроля обеспечивалась применением достаточно широкого круга показателей физической и функциональной подготовленности спортсменов, оценкой этапных, текущих и оперативных состояний спортсменов и учёте тренировочной деятельности и подготовленности легкоатлетов, проживающих на территории севера.
Этапный контроль подготовленности легкоатлетов осуществлялся в соответствии со структурой годичной подготовки, которая планировалась на основе сдвоенного цикла. Подготовительный период первого цикла планировался с сентября по декабрь, при этом длительность общеподготовительного этапа составила 2 месяца (сентябрь-октябрь) и специально-подготовительного также 2 месяца (ноябрь-декабрь). Зимний соревновательный период, в соответствии с особенностями регионального календаря соревнований, характеризовался незначительной длительностью (январь). Далее следовал второй подготовительный период (специально-подготовительный этап - февраль, март. Таким образом, этапное тестирование проводилось в конце или начале каждого этапа подготовки - всего четыре раза в году.
Цель этих тестирований - определение исходного уровня физической подготовленности и ее динамики в процессе тренировочных и соревновательных воздействий.
Для определения исходного состояния спортсмена в начале подготовительного периода (сентябрь) проводится первое тестирование.
Второе тестирование проводится (декабрь) - специально подготовительный период. Третье тестирование проводится (февраль) соревновательный период. Четвёртое тестирование проводится. Соревновательный период (май).
Содержание этапного контроля составляли следующие показатели. Для контроля за максимальной скоростью спринтеров использовался бег 30 м сходу. Это позволяет избежать влияние старта на её уровень.
Для контроля за максимальной скоростью спринтеров использовался бег 30 м сходу. Это позволяет избежать влияние старта на её уровень [4,6].
Для контроля за способностью к ускорению использовался бег 30 м с низкого старта [5,8]. Для контроля за скоростно-силовыми качествами спринтеров использовались тройной прыжок с места, прыжок вверх с места [3,5,6,7]. В тройном прыжке с места характер нервно-мышечных усилий в большой степени аналогичен усилиям спринтера во время стартового разбега. Однако длина тройного прыжка с места во многом зависит от роста спортсмена. Поэтому, по мнению В.В.Петровского, при оценке уровня скоростно-силовых качеств с помощью этого теста, целесообразно использовать отношение его результата к росту спринтера.
Чем больше отношение результата тройного прыжка с места к росту спортсмена, тем выше уровень скоростно-силовой подготовленности. Проводилась оценка уровня скоростной выносливости. Оценка проводилась на основе сопоставления результатов в беге на 100 м и 200 м, выполняемым, на соревнованиях. Такой подход к оценке уровня скоростной выносливости предлагают В.В.Петровский, Д.П.Ионов, Г.И.Черняев, Г.Н.Максименко, С.В.Демерков.
От результата в беге на 200 м вычитывался удвоенный результат в беге на 100 м [4,5,8].
Так же проводился тест для оценки физической работоспособности, который заключался в определении мощности стандартной нагрузки, при которой частота сердечных сокращений (ЧСС) достигает 170 ударов в минуту.
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №6/2015 ISSN 2410-700Х_
Этапные модельные характеристики специальной подготовленности спринтеров, проживающих в условиях севера
Таблица 1
Модельные характеристики специальной подготовленности спринтеров студенческой команды на этапе осенне-зимнего специально-подготовительного периода.
№ п/п Показатели Квалифика ция спринтеров Статистические характеристики
Хср. 8
1 Время бега на 30 м с низкого старта, с I разряд 4,82 0,2
2 Время бега на 30 м с ходу, с I разряд 4,06 0,3
3 Длина тройного прыжка с места, см I разряд 741,8 2,5
4 Высота прыжка вверх по Абалакову, см I разряд 4 0,8
5 Отношение результата тройного прыжка с места к росту спринтера, условные единицы I разряд 4,24 0,07
6 Проба PWC170 I разряд 1150,6 23,5
7 Коэффициент скоростной выносливости, с I разряд 0,68 0,2
8 Точный ритм (темп) бега I разряд 2,8 0,6
9 Бег на месте за 10 сек (на частоту) I разряд 45,2 1,4
Таблица 2
Модельные характеристики специальной подготовленности спринтеров на этапе основных соревнований летнего соревновательного периода.
№ п/п Показатели Квалифика ция спринтеров Статистические характеристики
Хср. 8
1 Время бега на 30 м с низкого старта, с I разряд 4,2 0,2
2 Время бега на 30 м с ходу, с I разряд 3,38 0,2
3 Длина тройного прыжка с места, см I разряд 749,4 2.0
4 Высота прыжка вверх по Абалакову, см I разряд 6,2 0,6
5 Отношение результата тройного прыжка с места к росту спринтера, условные единицы I разряд 4,88 0,06
6 Проба PWC170 I разряд 1175,2 18,2
7 Коэффициент скоростной выносливости, с I разряд 0,66 0,1
8 Точный ритм (темп) бега I разряд 2,4 0,8
9 Бег на месте за 10 сек (на частоту) I разряд 51,4 1,2
10 Время бега на 100м, с I разряд 12,88 0,1
11 Время бега на 200 м, с I разряд 26,68 0,06
Представленные в табл. 1-2 модельные характеристики подготовленности спортсменов должны помочь тренеру выявить отдельные недостатки, сравнив фактическое состояние спортсмена с эталонным. Подготовка спринтеров высокого класса существенно отличается по задачам, содержанию и распределению тренировочной нагрузки от подготовки менее квалифицированных спортсменов
Взаимосвязь соревновательного результата с показателями физической и функциональной
подготовленности
Коэффициент корреляции — это мера взаимосвязи измеренных явлений.
Коэффициент корреляции (обозначается «г») рассчитывается по специальной формуле и изменяется от -1 до +1.
Значения г, превышающие 0,80, считаются отличными, 0,70-0,79 - удовлетворительными, 0,60-0,69 -хотя и не свидетельствуют о наличии сильной связи между показателями, могут быть признаны достаточными для установления действительности теста.
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №6/2015 ISSN 2410-700Х_
Таблица 3
Взаимосвязь соревновательного результата на 100 метров и показателями физической и функциональной подготовленности на этапе подготовительного (октябрь) периода
№ п/п Показатели Коэффициент корреляции
1 30 метров с низкого старта 0,409
2 30 метров с ходу 0,5942
3 Длина тройного прыжка с места 0,735
4 Прыжок вверх по Абалакову 0,748
5 Отношение результата тройного прыжка с места к росту спринтера 0,791
6 Проба PWC 170 0,566
7 Точный ритм (темп) бега 0,674
8 Бег на месте за 10 сек (на частоту) 0,556
9 ЖЕЛ 0,439
10 Проба Штанге 0,695
11 Проба Генче 0,954
12 Коэффициент скоростной выносливости 0,866
Таблица 4
Взаимосвязь соревновательного результата на 100 метров и показателями физической и функциональной подготовленности на этапе соревновательного (май) периода
№ п/п Показатели Коэффициент корреляции
1 30 метров с низкого старта 0,866
2 30 метров с ходу 0,701
3 Длина тройного прыжка с места 0,762
4 Прыжок вверх по Абалакову 0,652
5 Отношение результата тройного прыжка с места к росту спринтера 0,590
6 Проба PWC 170 0,588
7 Точный ритм (темп) бега 0,590
8 Бег на месте за 10 сек (на частоту) 0,552
9 ЖЕЛ 0,523
10 Проба Штанге 0,732
11 Проба Генче 0,806
12 Коэффициент скоростной выносливости 0,542
В данных таблицах изображена корреляционная взаимосвязь между соревновательной дистанции и специальных физических, функциональных показателей. Так как коэффициент корреляции близок к 1, то между переменными наблюдается положительная корреляция. Иными словами, отмечается высокая степень связи входной и выходной переменных. В данном случае, если значения входной переменной х будут возрастать, то и выходная переменная также будет увеличиваться;
Между соревновательным результатом и показателями ЖЕЛ наблюдается слабая корреляция. Этот тест в данном нами контролем не информативен.
Приступая к планированию тренировочных нагрузок, необходимо проанализировать и выявить слабые
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ»
№6/2015
ISSN 2410-700Х
и сильные стороны соревновательной деятельности спортсменов, лимитирующие звенья в физической и технической подготовленности, тренировочные нагрузки на различных этапах годичного цикла. Данная информация должна служить исходной для принятия решения и планирования. Затем тренеру необходимо четко представлять индивидуальную модель бега спортсмена в соревновательных условиях на планируемый результат, а также необходимый уровень физической и тактической подготовленности. Все эти данные позволят тренеру более тщательно выбирать тренировочные средства (для коррекции тех или иных недостатков), объем и интенсивность нагрузки в годичном цикле подготовки. Список использованной литературы:
1. Абалаков В.М. Новая аппаратура для изучения спортивной техники,- М.: Физкультура и спорт, Ю60.- С. 40.
2. Алабин В.Г. Многолетняя тренировка легкоатлетов / В.Г. Алабин. — Минск: Высшая школа, 1981.- С. 207.
3. Алабин В.Г., Юшкевич Т.П. Отбор в спринте.- Лёгкая атлетика, 1978, №5, С.15
4. Анохин П.К. Принципиальные вопросы общей теории функциональных систем.- В кн.: Принципы системной организации функции.-М.: Наука, 1973, С. 62.
5. Аросвев Д.А., Спектр Р.И. К проблеме контроля тренированности. В кн.: Комплексная оценка эффективности спортивной тренировки: Тезисы докладов научной конференции, Киев, 1978, С. 152.
6. Аулик И.В. Как определить тренированность спортсмена / И.В. Аулик. -М.: Физкультура и спорт, 1977. С. 104.
7. Ашмарин Б.А. Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании.-М.: Физкультура и спорт, 1978,С.223.
8. Бабанин В. Тренажеры / В. Бабанин, С. Возняк // Легкая атлетика. 1974. -№8. - С. 24-25.
9. Бандарчук А. П. Построение системы физической подготовки в скоростно-силовых видах лёгкой атлетики. - Киев: Здоровья, 1981. С. 124.
©К.Д. Бугаева 2015
УДК 549.25/.29:581.19:581.526.7(476.2-37Мозырь)
Дайнеко Николай Михайлович,
канд. биол. наук, доцент УО «ГГУ им. Ф. Скорины» Тимофеев Сергей Федорович, канд. сел.-хоз. наук, доцент УО «ГГУ им. Ф. Скорины» Жадько Светлана Владимировна E-mail: [email protected]
ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ТРАВЯНОГО КОРМА ПОЙМЕННОГО ЛУГА Р. СОЖ ГОМЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ
Аннотация
Получаемый травяной корм отвечал нормам кормления сельскохозяйственных животных. По содержанию цезия-137 травяной корм пригоден для вскармливания животным без ограничения.
Ключевые слова Травяной корм, зоотехнический анализ, радиологический анализ
Природные луга в пойме реки Сож - наиболее ценные естественные кормовые угодья, растительность которых используется для заготовки сена, сенажа, травяной муки, а также для выпаса сельскохозяйственных животных. Рациональное использование, улучшение и охрана естественных кормовых угодий, в частности
26