Не менее плачевной оказалась в начале 90-х ситуация в сфере областного дошкольного образования, здравоохранения и культуры. Только за один год с 1991 по1992 г. областной центр лишился 60-ти детских садов. Многие, из которых, будучи распроданными, оказались навсегда потерянными государством. Вынужденные себе во многом отказывать люди, прежде всего, экономили на досуге. По сравнению с 1990 годом в 1992году посещаемость кинотеатров в областном центре упала более чем в 4 раза, театров на 27%.(осн. показатели развития Новосибирска.) [4, с. 38].
Экономический и политический коллапс 90- х., породивший невиданную по масштабам бедность, сформирует примитивные формы жизнедеятельности, основой которых станет борьба за выживание. Созидательная активность населения, которая выражалась, прежде всего, в трудовой деятельности, по мере обесценивания трудовых доходов, уступит место элементам асоциального поведения. Нарастающая социальная апатия станет ответом, на невозможность поддержания достойного уровня жизни с помощью цивилизованных форм жизнедеятельности.
Литература
1. Бюллетень Итоги единовременных обследований по социальным вопросам (по перечню 7.9) г. Новосибирск 1993.- 15 с.
2. ГАНО. Ф. 700. Оп. 1. Д. 41., Л. 346.
3. ГАНО. Ф. 700.0п. 1. Д. 43. Т. 1. Л. 180.
4. Основные показатели экономического и социального развития Новосибирской обл. (стат. сборник) (по перечню 5.1) Новосиб. обл. управ. статистики г. Новосибирск 1993.- 42 с.
5. ГАНО. Ф. 700.0п. 1. Д. 52. Л. 32-35.
УДК 338.242
СОДЕРЖАНИЕ И ИНСТРУМЕНТЫ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ НА ПЕРЕХОДНОМ ЭТАПЕ РАЗВИТИЯ РЫНОЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ
Никитина Валентина Вячеславовна, аспирант Иркутский государственный университет путей сообщения г. Иркутск, Россия valentina86_07@bk.ru
В статье раскрывается сущность государственного регулирования социально-экономических процессов, инструментов социальной политики на переходном этапе развития рыночных отношений.
Ключевые слова: формы и инструменты государственного вмешательства в экономику; социально ориентированная экономика.
THE MAINTENANCE AND SOCIAL POLICY TOOLS AT THE TRANSITIVE STAGE OF DEVELOPMENT OF MARKET RELATIONS
Nikitina Valentina, the post-graduate student Irkutsk state university of means of communication, Irkutsk, Russia valentina86_07@bk.ru
In article the essence of state regulation of social and economic processes, social policy tools at a transitive stage of development of market relations reveals.
Keywords: forms and tools of the state intervention in economy; socially focused economy.
Коренные изменения в общественном строе Российской Федерации, связанные с переходом от планово-командной к рыночной экономике, создали основу для преобразования социалистического государства в демократическое социально-ориентированное. Для нормального развития российского общества, его движения вперед Правительство РФ на современном этапе осуществляет корректировку курса от «шоковой терапии» первых лет реформирования экономики к созданию социально ориентированной рыночной экономики.
Углубление социальной ориентации экономики предполагает усиление роли государства как координатора социально-экономического развития страны. При этом функция государства состоит в том, чтобы создать благоприятные условия для развития полноценного рынка, в недрах которого рождаются предпосылки для социальной защиты населения.
Сущность государственного регулирования сводится к следующим мерам:
а) создание специально учрежденных наблюдательных и контролирующих органов, которые следят за частной активностью, ограничивают произвол собственников, наносящий ущерб интересам общества;
б) применение законодательных актов, в отдельных случаях регулирующих деятельность монополий и осуществляющих защиту прав потребителей;
в) с помощью налогов и субсидий государство может стимулировать расширение (или сокращение) производства;
г) для восстановления социальной стабильности в обществе государственные органы осуществляют перераспределение доходов в целях поддержания приемлемой материальной обеспеченности большинства населения и защиты социально слабых слоев;
д) государство обязано поддерживать общественный порядок, в рамках которого развивается народное хозяйство, укреплять социальный статус работников.
Государство, осуществляя реформирование социально-экономических процессов, использует систему методов и инструментов, которые меняются в зависимости от экономических задач, материальных возможностей государства, накопленного опыта. Анализ западных теорий и мирового опыта позволяет ныне говорить как о формировании национальных моделей, так и о сложившемся стандартном наборе общественных форм и методов государственного регулирования, вмешательства государства в экономику. Прежде всего, важно различать две основные формы:
а) прямое вмешательство через государственную собственность на материальные ресурсы, законотворчество и управление производственными предприятиями;
б) косвенное - с помощью различных мер экономической политики.
Эффективность социальной политики, проводимой государством, как известно, напрямую зависит от экономических результатов. Все это свидетельствует о том, что для решения многочисленных задач, стоящих перед государством в сфере экономики, в его распоряжении имеется широкий набор инструментов[1]. К основным из них относятся: налогово-бюджетная и денежно-кредитная политика, социальная политика и политика регулирования доходов, внешнеэкономическая политика, представленные в Таблице.
Таблица
Инструменты государственного регулирования_
Инструмент регулирования Сущность Объект регулирования
Фискальная политика деятельность государства по распоряжению бюджетными средствами (с одной стороны, сбор средств через систему налогообложения, с другой - с их расходованием) за счет этих средств государство решает вопросы национальной безопасности, обеспечение потребности населения в общественных благах и услугах, решение экологических, социальных проблем и др.
Денежная политика регулирование денежной массы при регулировании денежной массы государство может влиять на цены, инвестиционные процессы и потребление населения, объем производства и темпы экономического роста
Социальная политика перераспределение доходов через налоговую систему, а также через различные социальные программы помощь малоимущим, политика в сфере занятости. Деятельность государства в области образования, медицины, культуры и т.д.
Внешнеэкономическая политика торговое и валютное регулирование валютные ограничения, валютные интервенции, квотирование, лицензирование, таможенные пошлины, субсидии и т.д.
Все инструменты проведения экономической политики тесно взаимосвязаны, и при принятии решений в одной сфере необходимо учитывать их влияние на другие. Так, изменение в государственных расходах и налогах, т.е. фискальной политике, требует соответствующего изменения денежной массы, изменения в фискальной и денежной политике повлияют на инвестиции, занятость, уровень доходов, объем национального производства и т.д. Важно отметить, что ни один - 272 -
из инструментов экономической политики не действует изолированно от других. Комплексное использование методов и инструментов государственного регулирования образует макромаркетинг национальной экономики, охватывающий одновременно все фазы воспроизводства и экономического роста территории и региональные подсистемы.
Однако, вмешательство государства, а значит и показатели эффективности инструментов регулирования экономической и социальной политики, в рыночную экономику было различным на разных этапах ее становления и развития. В период становления рыночных отношений доминирующей была экономическая доктрина о безусловной необходимости государственного регулирования для развития в обществе торговли и промышленности. С расширением рыночных отношений класс предпринимателей начал рассматривать вмешательство государства и связанные с этим ограничения как помеху в своей деятельности[1].
В условиях Российской Федерации с ее огромной территорией, быстротечными реформами в экономической и социальной сферах, диспропорциями в народном хозяйстве, национально-политической нестабильностью роль государственного регулирования многогранна и необходима.
Людвиг Эрхард подчеркивал, что одна из важнейших функций государства состоит в защите свободы конкуренции от постоянных посягательств извне[2]. Чтобы обеспечить здоровую конкуренцию, необходима свобода предпринимательства и борьба с любым проявлением монополизма. Надо снять все бюрократические препоны на пути хозяйственной инициативы. Чем больше людей занимается бизнесом, тем больше рабочих мест. При этом уменьшается число лиц, о которых должно заботиться государство, и расширяется база налогообложения как условие повышения доходов бюджета, откуда выделяются средства для социальной защиты населения.
В России существует худший вид монополизма - монополия государственных чиновников, решающих разрешать или запрещать человеку открывать свое дело, создавать рабочие места. Тем самым государство чинит препятствия на основном направлении социальной защиты населения. Монополизм в производстве не способствует развитию конкуренции и повышению качества товаров. Поэтому на данном этапе развития рыночных отношений в РФ государство должно вмешиваться в жизнь рынка в той степени, которая требуется для поддержания работы механизма конкуренции.
Качественное переосмысление роли государства в условиях социально ориентированной рыночной экономики отражено у К.И. Микульского: «Социальная ориентация экономики - это, прежде всего подчинение производства потребителю, удовлетворению, в конечном счете, массовых потребностей населения. Но это присуще именно экономике эффективной, которая располагает развитым механизмом, при условии, что данный механизм не деформирован ни монополизмом производителей, ни произвольным государственным вмешательством. Социальная ориентация экономики предполагает строгую регламентацию государственного регулирования, соответствие его общественным интересам, а не интересам тех или иных экономических или политических группировок»[3]. Социальная ориентация предполагает, помимо многих других признаков, значительные масштабы перераспределения доходов в целях оказания социальных услуг населению, предоставление определенных социальных гарантий»[4].
Одним из важнейших условий реализации в России модели социально ориентированной рыночной экономики является осуществление принципиально новой конструктивной социальной политики, призванной укрепить доверие людей к власти и соответствующей задачам современного и перспективного развития страны.
Литература
1. Кучуков Р.А. Теория и практика государственного регулирования экономических и социальных процессов: Учебное пособие. - М.: Гардарики, 2004. -27 с.
2. Эрхард Людвиг. Благосостояние для все. - М., 1991. - 161 с.
3. Микульский К.И. Социально-ориентированная рыночная экономика -выбор России//Общество и экономика.1997. № 1-2. - С. 15.
4. Социальная политика в период перехода к рынку: Проблемы и решения: Сб. статей / Под ред. А. Ослунда и М. Дмитриева; Моск. Центр Карнеги. - М., 1996. - 105 с.
УДК 929.81
ЭНЕРГЕТИКА РАЗУМА (историко-философский аспект)
Орешкин Михаил Вильевич, кандидат сельскохозяйственных наук Орешкина Марина Александровна, учёный секретарь Институт Глобальных Исследований, г. Луганск, Украина gerzog_lug@mail. ru
Рассмотрены пути выживания человечества через изменение места и значимости интеллектуальной элиты. Даны некоторые качественные характеристики её влияния на преодоление энергетического кризиса.
Ключевые слова: интеллектуальная элита, пути выживания человечества.
ENERGY OF REASON (historical and philosophical aspect)
Oreshkin Michael, Oreshkina Marina
Global Research Institute, Lugansk, Ukraine gerzog_lug@mail. ru
The ways of survival of humanity through the change of place and meaningful-ness of intellectual elite are considered. Some high-quality descriptions of its influence are given on overcoming a power crisis.
Keywords: intellectual elite, ways of survival of humanity.