УДК 159.922.7
СОДЕРЖАНИЕ ГЕНДЕРНЫХ АСПЕКТОВ ОБРАЗА «УСПЕШНОСТИ»
У ПОДРОСТКОВ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ САМООЦЕНКИ
Э.И. Беглова, Р.В. Дуженков
Аннотация. В исследовании выявлялась взаимосвязь между содержанием тендерных аспектов образа «успешности» в «Я-концепции» с разным уровнем самооценки подростков. Предполагалось, что содержание тендерных аспектов образа «успешности» в «Я-концепции» подростков связано с их самооценкой. Выявление уровня самооценки осуществлялось с помощью теста на определение самооценки у подростков по методике Р.В. Овчаровой. Для определения тендерных аспектов эмоционально-оценочного и когнитивного компонентов образа «успешности» использовалось проективная рисуночная методика «Рисунок успешной женщины и успешного мужчины». Показано, что уровень самооценки подростков в большей степени зависит от того, насколько содержание образа «успешной личности» интегрировано с индивидуальными особенностями «Я-концепции».
Ключевые слова: образ «успешной личности», «Я-концепция», самооценка, гендерный стереотип, когнитивный компонент, аффективный компонент.
CONTENTS OF GENDER ASPECTS OF THE IMAGE "SUCCESS" WITH
DIFFERENT SELF-ASSESSMENT LEVEL TREATED BY ADOLESCENTS
E. Beglova, R. Duzhenkov
Abstract. The conducted research revealed the relationship between the content of the gender aspects of the image of "success" in the self-concept with different levels of adolescent self-esteem. It was assumed that the content of the gender aspects of the image of "Success" in the self-concept of adolescents is related to their self-esteem. Determination of the level of self-esteem was carried out using a test for determining self-esteem in adolescents according to the method of R.V. Ovcharova. To determine the gender aspects of the emotional-evaluative and cognitive component of the image of "success", we used the projective drawing technique "Drawing of a successful woman and a successful man". In the article it was shown how the level of adolescent self-esteem correlates on a greater degree on how well the content of the image of a successful person is integrated with the individual features of the self-concept.
Keywords: image of "Successful personality", "Self-concept", self-assessment, gender stereotype, cognitive component, affective component.
В современных условиях образовательной среды обостряется интерес к вопросам содержания представлений и отношения к образу успешности как систематизирующему элементу формирования самооценки подростка, его уровня притязаний и самореализации. Действительно, согласно концепции А.А. Налчаджана, человек, «Я-концепция» которого основана на образе «успешности», нетождественном его сущности, сталкивается с определенными последствиями, такими, как невозможность свободного самопроявления и самоактуализации, снижением самооценки, негативно отражающимися и на результатах деятельности. Подростковый период очень важен для развития «Я-концепции» и формирования самооценки как главного регулятора поведения и деятельности, оказывающей непосредственное влияние на процесс дальнейшего самопознания,
самовоспитания и развития личности. Именно в этот период возникает интерес подростка к своему внутреннему миру. Он стремится понять,
осознать черты своего характера, свои возможности и особенности, проанализировать свои переживания. Очень важно, что подросток стремится не просто отметить для себя свои качества, но и оценить их в соответствии с собственной независимой системой стандартов [2;6;7].
Субъективный образ «успешной личности», изучаемый в нашем исследовании, в соответствии с позициями А.А. Налчаджяна [4], представляет собой устойчивую подструктуру образа «идеального Я», включающий когнитивный компонент (осознаваемые и декларируемые представления о типичных особенностях успешного человека), и эмоционально-оценочный компонент (отношение к образу успешной личности, не всегда осознанные ассоциации с ним как позитивного, так и, возможно, негативного характера).
В исследовании изучается взаимосвязь гендерных особенностей образа «успешной личности» с разным уровнем самооценки у
подростков. Предполагалось, что содержание гендерных аспектов образа «успешности» в «Я-концепции» подростков с разным уровнем самооценки будут отличаться в когнитивном и аффективном (эмоционально-оценочном)
компонентах. Кроме того, предполагалось, что причиной показателей заниженной самооценки выступает содержание субъективного образа «успешной личности»: наличие в когнитивном или эмоционально-оценочном компонентах негативно воспринимаемых составляющих, не дающих возможности непротиворечиво идентифицировать образ успешности с собственным образом «Я».
Исследование было реализовано в 2018 году. Численность выборки составила: 90 подростков в возрасте от 14 до 16 лет. В данном возрастном периоде на первое место выдвигаются мотивы, связанные с жизненными планами, мировоззрением и самоопределением [6;7]. При обработке данных выборка делилась на подгруппы по показателям уровня самооценки. Выявления уровня самооценки осуществлялась с помощью теста на определение самооценки у подростков по методике Р.В. Овчаровой [5]. Методика Р.В. Овчаровой позволила выделить три уровня самооценки: высокий, средний, низкий.
Для определения гендерных аспектов эмоционально-оценочного и когнитивного компонентов образа «успешности»
использовалась проективная рисуночная методика «Рисунок успешной женщины и успешного мужчины». Данная методика является модифицированным вариантом, где
концептуальная составляющая была разработана на основе классической методики «Рисунок человека» А.Л. Венгера и Карен Маховер [3]. Инструкция методики предполагала нарисовать «успешную женщину» и «успешного мужчину». При оценке содержания гендерного аспекта когнитивного компонента образа «успешного мужчины» и «успешной женщины» обращалось внимание на изображение женского и мужского образов с наличием атрибутов, подтверждающих их статус «успешности». Диагностика содержания гендерного аспекта эмоционально-
оценочного компонента образа «успешного мужчины» и «успешной женщины» предполагала проекцию внутреннего эмоционального состояния испытуемых на образы и атрибуты успешности.
Полученные с помощью данной методики моторно-экспрессивные показатели
сопоставлялись у каждого респондента с полученными данными по результатам теста на определение самооценки по методике Р.В. Овчаровой.
Исследование когнитивного компонента в I восприятии образа «успешной личности» среди юношей и девушек разного уровня самооценки по результатам рисуночного проективного теста показало, что для девушек в рисунках была больше актуальна тема семейного характера, а юношами в рисунках больше «акцентировалась] тема (материального! и профессионального благополучия, как показателя успешности.
Исследование Цэмоционально-оценочного! компонента в Цвосприятии! образа 1«успешной1 личности» Исреди| подростков с ИразнымВ уровнем самооценки показало следующие результаты. Для подростков с низким уровнем I самооценки, было характерно то, что атрибуты успешности материального,
профессионального, семейного характера Н всегда приписывались противоположному полу, в то время как образ успешности своей половой принадлежности мог передаваться без «атрибутов,] подтверждающих Цстатус] его I успешности. Наблюдалась также тенденция проекция собственного состояния тревожности на атрибуты успешности в характере нажима, I штриховок, расположения рисунков, их размеров, прорисовки, гипертрофировании, детализации и пр. Математическая обработка I данных подтвердила, что показатели самооценки и гендерно дифференцированного I отношения к образу «успешной личности» на I эмоционально-оценочном уровне
распределяются неравномерно Н (%2=243,9;И р=0,999; коэффициент Чупрова Кч = 0,79), что I указывают на их взаимосвязь.
Группы подростков по уровню самооценки Наличие гендерной дифференциации в атрибутах образа «успешной личности» Отсутствие гендерной дифференциации в атрибутах образа «успешной личности»
Высокий и средний уровень самооценки N=67 0 67
Низкий уровень самооценки N=23 23 0
Таблица 1. - Соотношение уровня самооценки и гендерной дифференциации когнитивного компонента образа «успешной личности» (по результатам проективной методики)
Таблица 2. - Соотношение проявлений уровня самооценки у подростков и разных вариантов их эмоционально-оценочного отношения к образам «успешной женщины» и «успешного мужчины» (по результатам проективной методики)
Группы подростков по уровню самооценки Группы подростков по половому признаку
Девушки Юноши Девушки, юноши
Негативная оценка образа «успешной женщины» при положительной оценке образа «успешного мужчины» Негативная оценка образа «успешного мужчины» при положительной оценке образа «успешной женщины» Равное отношение к образов женской и мужской успешности
Высокий и средний уровень самооценки N=67 0 0 67
Низкий уровень самооценки N=23 14 9 0
Полученные висследовании данные позволили конкретизировать, что в эмоционально-оценочном и I когнитивном компонентах при I высоком и среднем уровне самооценки наблюдается отсутствие гендерных различий образа [«успешной личности». При низком уровне I самооценки наблюдается Щ гендерно дифференцированное содержание образа успешной личности при позитивном отношении к противоположному образу «успешной личности» и I проецировании тревожности, негативного эмоционального состояния на образ «успешной личности», совпадающий со своей половой принадлежностью.
Таким НЦ образом, гендерные I стереотипы, представления, идеалы, составляющие образ успешности, имеют различные варианты индивидуального восприятия, и самооценка зависит от того, на сколько непротиворечиво данный образ соотносится с I образом «Я». Результаты исследования показывают, что
уровень самооценки подростков зависит от того, какое гендерное содержание имеет субъективный образ успешной личности, насколько он будет интегрирован с индивидуальными особенностями «Я-концепции»:
1. Установлено, что I подростки с высоким и среднем уровнем самооценки в субъективном образе успешной личности не придерживаются гендерных стереотипов, разделяющих успешность «мужскую» и «женскую», и имеют эмоционально-позитивное отношение к образу собственного «Я».
2. Показано, что низкий уровень самооценки связан с выраженным стереотипным содержанием образа успешности, сопровождающимся избирательно негативным отношением к образу успешности своей половой принадлежности, проекцией на него состояний агрессивности и тревожности.
Литература:
1. Гамезо М.В. Возрастная и педагогическая психология: учебное пособие для студентов всех специальностей педагогических вузов / М.В. Гамезо, Е.А. Петрова, Л.М. Орлова. - М.: Педагогическое общество России, 2003.
2. Кулагина И.Ю. Возрастная психология: полный жизненный цикл развития человека: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / И.Ю. Кулагина, В.Н. Колюцкий. - М.: ТЦ «Сфера», 2001.
3. Маховер К. Проективный рисунок человека / К. Маховер. - М.: Смысл, 2003. - 157 с.
4. Налчаджян А.А. Психологическая адаптация: механизмы и стратегии / А.А. Налчаджян. - М.: Эксмо, 2010. - 368 с.
5. Овчарова Р.В. Практическая психология образования: учеб. пос. для студ. психол. фак. университетов / Р.В. Овчарова. - М.: Издательский центр «Академия», 2003. - 448 с.
6. Психология человека от рождения до смерти; под ред. А.А. Реана. - СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК.
7. Столин В.В. Самосознание личности / В.В. Столин. - М.: Издательство Московского университета, 1983.
Сведения об авторах:
Беглова Эльмира Ильдусовна (г. Казань, Россия), соискатель, Казанский федеральный университет, e-mail: elmirabeglova84@mail.ru
Дуженков Руслан Викторович (г. Казань, Россия), магистрант, Казанский федеральный университет, e-mail: lyceum182@mail.ru
Data about the authors:
E. Beglova (Kazan, Russia), post-graduate student, Kazan Federal University, e-mail: elmirabeglova84@.mail.ru
R. Duzhenkov (Kazan, Russia), master student, Kazan Federal University, e-mail: lyceum182@mail.ru