1.6. ГЛОБАЛИЗАЦИЯ ОБЩЕСТВА И ОХРАНА КОНСТИТУЦИИ
Степанян Грант Самвелович, аспирант. Место учебы: НИИ Счетной Палаты. Должность: ассистент кафедры Государства и права. Место работы: Московский областной институт управления и права. Email: st-g@mail.ru
Аннотация: В статье рассматриваются наиболее важные вопросы современной глобализационной тенденции и охраны Конституции России в условиях интеграционных процессов открытого общества. Делается акцент на функциональные факторы интеграционных процессов и сопровождающую их институциональную систему - нормативно-правовое, политическое, экономическое, технологическое, социально-культурное регулирование указанных процессов.
Ключевые слова: Интеграционные процессы, правовая глобализация, конституционализация законодательства, правопонимание, гарантия конституционных прав.
SOCIETY GLOBALIZATION AND PROTECTION OF THE CONSTITUTION
Stepanian Grant Samvelovich, postgraduate student. Place of study: Research Institute of the Accounting Chamber. Position: assistant at State and Law chair. Place of employment: Moscow regional institute of management and law. Email: st-g@mail.ru
Annotation: In this article the author reviews the most substantial issues of modern globalization tendencies and Russian State Constitution protection required due to the open society integration. The article also makes emphasis on functional factors of integration processes and system of social institutions following those processes, such as law, political, economic, technological, sociocultural regulating.
Keywords: Integration processes, law globalization (global law), constitutionalization of state laws and regulations, law perception, constitutional rights guarantees.
Современные глобализационные процессы развития общества вызывают неоднозначную оценку ученых.
Первая позиция исходит из того, что интеграционные тенденции в своей основе являются прогрессивным явлением, так как в результате приведут к образованию целостного универсального социума, который даст принципиально иной набор цивилизационных ценностей и приоритетов1. Так, Гарольд Джозеф Берман - основатель современной теории интегративной юриспруденции - пишет, что «в исходе XXro и в начале XXIro веков, впервые в своей тысячелетней истории, человечество взялось преобразовываться в мировое сообщество»2.
Другая позиция заключается в том, что нынешние глобализационные процессы не представляют собой положительное явление, а скорее несут много негативного. Более того, нынешние интеграционные тенденции являются прикрытием, чтобы создать новый
1 Kumar K. From Post - Industrial to Post - Modern Society. New Theories of the Contemn - horary World, Cambridge, 1995. pp. 3-18.
2 Гарольд Дж Берман Мировое право: экуменическая юриспруденция святого духа // Представительская власть. №1. 2005. - С. 9-13.
всеобщий миропорядок под так называемым цивилизационным стандартом3.
Становиться ясным, что речь идет не об одностороннем процессе развития современного человеческого общества, происходящее интегративное воздействие оказывает не всегда положительное влияние на перспективы, а нередко приводит также к до-
4
довольно серьезным негативным последствиям .
Помимо указанных выше крайних точек зрения - от оптимистического до пессимистического, существует также компромиссная позиция, согласно которой происходящие глобализационные процессы можно характеризовать одновременно как с положительной, так и с отрицательной стороны5.
Указанное расхождение в оценках ученых нельзя объяснить только многообразием и сложностью реального состояния современного общественного развития. Основная причина такого разноречивого отношения к глобализации, с нашей точки зрения, заключается не в них самих - объективных по своей природе и характеру явлениях, а кроется, скорее всего, в рассогласованности двух основных аспектов глобализации: отставании институциональной системы от функциональных факторов интеграционных процессов6.
Добавим, что под институциональной системой подразумевается нормативно-правовое, политическое, экономическое, технологическое, социальнокультурное регулирование интеграционных процессов.
Так, несовершенство законодательной базы государства в условиях общемирового интеграционного процесса может привести к отрицательным для государства, общества и личности последствиям, что, в свою очередь, ведет к нарушению конституционных принципов и норм.
Проблема соотношения указанных выше двух аспектов глобализации имеет очень важное для юридической науки значение. Иными словами, в определенном смысле глобализационные тенденции следует рассматривать как мировоззрение для юридической практики.
Исходя из сказанного автор считает, что основная причина негативного воздействия глобализационных факторов на общественное развитие вызвана, прежде всего, теми целями и задачами, которые преследуют вовлеченные в данные процессы определенные группы, государства, некие интересы которых не всегда совпадают друг с другом, и которые они выражают и защищают. Вовлеченные в глобализационные процессы, эти субъекты создают в угоду себе определенную институциональную систему (нормативноправовую базу) для защиты своих интересов в ущерб другим.
3 Марченко М.Н. Государство и право в условиях глобализации. - М.: Проспект, 2009. - С. 7-21.
4 Глобализация мирового хозяйства и национальные интересы России - М.: 2002. - С. 325-335; Бжезинский З. Великая шахматная доска. Господство Америки и его геостратегические инициативы. - М.: 1999. - С. 254.
5 Осипов Ю.Н. Глобальная экономика: не миф, а реальность, хотя и трансцендентальная. // Философия хозяйства. 2000. №2(20). - С. 8, 13, 28.
6 Мкртчян С.С., Мкртчян Г.М. Глобализация и мировая экономика. / Мировая экономика и социум: от кризиса до кризиса. Материалы Международной научно-практической конференции 15 сентября 2009 г. Часть 2. - Саратов: Типография Эстамп. - С. 239.
Прежде, чем детально остановиться на анализе данной проблемы, представляется необходимым изложить свое понимание современной глобализации как интеграционного процесса.
В этой связи мы склонны разделять слова М. Хайдеггера, что глобализация есть «неизбежность неизменного хода событий для человеческого общес т-ва»7
Автор рассматривает глобализацию как естественный, объективный, закономерный, динамичный процесс, имеющий интеграционную тенденцию и идущую с ранних стадий развития человеческого общества.
Среди ученых существует консенсус, что в нынешней реалии глобализационные процессы охватывают, прежде всего, финансово-экономическую сферу, где в наибольшей степени выражаются интересы отдельных государств и групп. Более того, можно сказать, что уже образовался так называемый «центральный вектор мирового развития - геоэкономиче-ский»8
Современные транснациональные институты вошли в противоречие с социальными ожиданиями большинства государств. Сила финансов и транснациональных (наднациональных) организаций в этом о т-ношении многократно выросло, и они получили неограниченную власть во всеобщем масштабе.
Что касается российской реалии, здесь можно отметить, что корпоративные интересы определенных кругов в условиях «открытой рыночной экономики», не без помощи транснациональных экономических институтов, превратили Россию в сырьевой придаток в системе мировой экономики. Это ведет, в свою очередь, к нарушению основ конституционного строя Российской Федерации, ибо «любая социальноэкономическая система, основанная на корпоративном интересе, в итоге приведет к саморазрушению»9.
Ведь открытость экономики требует увеличения возможностей внешних рисков, а, следовательно, существует необходимость обеспечения гарантий конституционных прав граждан (личных, политических, социально-экономических).
Таким образом возникает вопрос о юридическом аспекте глобализации - «правовой глобализации».
Обращая внимание на отмеченные выше вызовы заторможения (отставания) институциональной системы, можно сказать: не может быть глобального общества без глобального социальноуправленческого правопорядка. В таких условиях право соединяет три основные цели глобального сообщества: политическую цель (поддержание правопорядка) с нравственной целью (установление справедливости) и исторической целью (перспективы развития в продолжающихся взаимоотношениях).
Становится очевидным, что под «правовой глобализацией» следует понимать процесс поддержания с помощью законодательно-технических мер функциональных факторов интеграционных процессов. Несомненно, при условии, что это сочетается с историче-
7 См.: Татунц С.А., Аршба О.И. Глобализация и национальногосударственные формы человеческого сообщества / Человек в современном мире. - М.: 2002. - С. 145.
8 Колонтай В.М. Пределы новой экономики // Философия хозяйства. 2001, №1(13). - С. 138-148; Кочетов Э.Г. Глобалистика: Мировая трансформация и стратегия России (мир как пролог ренессанса и преддверия нового человека) // Философия хозяйства. 2002. №1(19). - С. 128-129.
9 Vogt Hannah Natianalismus gestern und heute. Texte und Doku-
mente. Opladen. 1967, p. 90.
ской перспективой образования универсального социума.
Правовая глобализация призвана охватывать общие черты различных правовых систем, поддерживая и развивая их во всеобщее право.
Следовательно, возникает необходимость обеспечения на внутригосударственном и международном институциональном уровне безопасности населения, вовлеченной в глобальные экономические процессы, охраны прав и свобод как общества в целом, так и отдельных личностей.
Что касается внутригосударственных институтов такой охраны, они заключается в «конституционализа-ции» законодательства. Если говорить о России, то существует жизненная необходимость приведения всех нормативных правовых актов государства в соответствие с Конституцией России. Не вдаваясь в подробности этой архиважной проблемы, лишь отметим, что многочисленные противоречия различных нормативных правовых актах Конституции страны мешает естественному развитию как государственных, так и общественных институтов, их интеграции в общемировые процессы.
В сегодняшнем мире ни одно государство не может существовать вне глобализационных процессов. Но для получения от этих процессов положительных эффектов для государства, общества и личности необходимо постоянное развитие внутригосударственной законодательной системы, ее конституционали-зация и соответствие международному правопонима-нию. В противном случае глобализация не только не будет приносить государству и его населению пользу, но и будет наносить существенный вред, тормозить их развитие.
К международным инструментам охраны прав и свобод личности, а также обеспечения безопасности населения относятся такие порожденные глобализацией международные институты, как Организация Объединенных Наций (ООН), а также созданные при последнем ряд международных организаций (ЮНЕСКО, МОТ, ИКАО, ВОЗ, МАГАТЕ и др.), Европейский Суд по правам человека и т.п.
Целью таких международных институтов является усиление правовых систем государств, прежде всего в сфере прав человека, а также усиление борьбы с новыми нежелательными глобальными явлениями10.
Здесь отметим, что интегрирующееся современное общество и сопровождающая его система правовой глобализации находятся под угрозой как внутригосударственной, так и международной организованной преступности. Вызов человеческому обществу - по выражению Семюэля Филипса Хантингтона - так называемое «столкновение цивилизаций»11, - также происходит на фоне межкультурного общения и взаимодействия. Не секрет, что антиглобалисты образуют глобальную мировую сеть, а террористы являются частью транснационального заговора. Вместе с тем в XXI веке эти проблемы стали угрозой не только для конституционного строя, но и для существования отдельных государств.
Свидетельством признания значимости прав и свобод человека на международном уровне, а также гарантом их обеспечения являются такие международ-
10 Правовая система России в условиях глобализации и региональной интеграции: теория и практика. / Балытников и др. Отв. ред. С.В. Поленина. - М.: «Формула права», 2006. - С. 39-40.
11 Гарольд Дж Берман Мировое право: экуменическая юриспруденция святого духа // Представительская власть. №1. 2005. - С.13.
но-правовые документы, как Всеобщая декларация прав человека 1948 года, Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации 1965 года, Международная конвенция о пресечении преступления апартеида и наказания за него 1973 года и другие12.
В качестве примера международного сотрудничества специальных учреждений ООН в сфере охраны прав и свобод человека можно назвать программу ЮНЕСКО «Человек и биосфера», принятую на 16-й сессии Генеральной конференции ЮНЕСКО в 1970 году. В рамках указанной программы, а также Конвенции об охране всемирного и культурного наследия, составлен список объектов (исторические памятники, заповедники и т.п.), подпадающих под охрану ЮНЕСКО13.
Международная организация труда (МОТ) разрабатывает политику и программы, направленные на улучшение условий труда и жизни трудящихся, поддержку охрану основных прав человека. Для осуществления данной задачи МОТ принимает международные трудовые нормы - Конвенции и Рекомендации. При этом следует отметить, что государства-члены МОТ обязаны приводить свою правовую систему в соответствие с Конвенциями МОТ14.
Среди важнейших Конвенций МОТ, ратифицированных Российской Федерацией, можно выделить такие, как Конвенция № 103 «Об охране материнства» (1952 г.), Конвенция № 158 «О равном обращении и равных возможностях для трудящихся мужчин и женщин: трудящиеся с семейными обязанностями» (1981 г.), Конвенция № 159 «О профессиональной реабилитации и занятости инвалидов» (1983 г.) и
другие15.
Специфическим международно-правовым субъектом, осуществляющим правовую охрану Конституции России, является Европейский Суд по правам человека, созданный Конвенцией о защите прав человека и основных свобод (1953).
Европейский Суд по правам человека призван обеспечивать неукоснительное соблюдение и исполнение норм указанной Конвенции государствами-участниками последней.
Согласно части 1 статьи 35 данной Конвенции Европейский Суд по правам человека может принимать дело к рассмотрению только в том случае, если были исчерпаны все внутригосударственные средства правовой защиты.
Отметим, что Конституция Российской Федерации гарантирует такое право для всех людей, проживающих на ее территории. Так, в соответствии с частью 3 статьи 46 Конституции России «Каждый вправе в соответствии с международными договорами Российской Федерации обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты». Именно таким межгосу-
12 Права человека. Сборник международных документов. / Сост. и автор вступ. ст. Л.Н. Шестаков. - М.: І986. - С. 22, 80, 94. 111.
13 Денисов П.Л. Международные экологические программы специальных учреждений Организации Объединенных Наций. / Государство и право в условиях глобализации: Материалы Всероссийской научно-практической конференции (Москва, 17-18 ноября 2004 года): Сборник статей. / Отв. ред. И.А. Побережная. - М.: РПА МЮ РФ, 2004. - С.48.
14 Гусов К.Н., Толкунова В.Н. Трудовое право России: Учеб. -М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2003. - С. 452-454.
15 Там же, - С. 484-487.
дарственным органом является Европейский Суд по правам человека.
Основным способом обеспечения неукоснительного соблюдения и исполнения норм Конвенции о защите прав человека и основных свобод является рассмотрение и разрешение Европейским Судом конкретных дел, принятых им к производству.
Основой для принятия дел к производству и их рассмотрения является жалоба. Последняя может приниматься Европейским Судом от любого физического лица, любой неправительственной организации или любой группы частных лиц, которые утверждают, что явились жертвами нарушения их прав, признанных Конвенцией о защите прав человека и основных свобод или в Протоколах к ней одним из государств-членов данной Конвенции.
За период деятельности Европейский Суд рассмотрел огромное количество дел. Они, в частности, касались физической целостности и неприкосновенности личности; запрещения принудительного труда; содержания под стражей в отсутствие судебного решения; права на жизнь и т.п.16
Россияне все чаще обращаются с жалобами в Европейский суд по правам человека. Так, в 2004 г. ими было подано 7,8 тыс. жалоб, а в 2005 г. - более 8 тыс. При этом если в 2004 г. указанный суд вынес против России 15 решений, то в 2005 г. - 83 реше-ния17.
В соответствии с частью 2 статьи 46 окончательное постановление Европейского Суда по правам человека направляется Комитету министров Совета Европы, который осуществляет надзор за его исполнением. Юридически решения Европейского Суда обязательны лишь для государства, участвующего в деле в качестве ответчика. Однако нередко территория действия решений и постановлений указанного Суда выходит за национальные пределы, становясь обязательным и для других государств - участников Конвенции.
Отметим, что за многолетнюю практику Европейского Суда по правам человека не было зафиксировано ни одного случая неисполнения государствами - членами Европейской конвенции по правам человека решений Суда. Иное, согласно Уставу Совета Европы, может привести к приостановлению членства государства и в конце концов государство может быть исключено из состава Совета Европы в соответствии по решению Комитета министров18.
Обобщая вышесказанное, автор приходит к выводу, что указанные выше, а также иные международные организации своей деятельностью гарантируют всю совокупность прав и свобод граждан Российской Федерации (личных, социально-экономических, политических), закрепленных в Главе 2 Конституции России, и являющихся согласно статье 2 последней высшей ценностью. Тем самым эти организации осуществляют международно-правовую охрану Конституции России, надгосударственную гарантию норм и принципов последней.
Современная цивилизация идет интеграционному сообществу. Затормозить или, тем более, остановить этот процесс - невозможно. Попытки отдельных государств или групп нарушать естественный и собирательный ход глобализации - непростительная ошиб-
16 Международное публичное право: учеб./ отв. ред. Бекляшев К.А. - 5-е изд., перераб. И доп. - М.: Проспект, 2010. - С. 246.
17 Там же, - С. 319.
18 Там же, - С. 319.
ка. Единственный сценарий - это выработка социально-правового механизма, в соответствии с намеченными нами ранее тремя целями образования универсального социума.
Рецензия
на статью Степаняна Г.С. на тему:
«Глобализация общества и охрана Конституции»
Статья Степаняна Г.С. касается одной из архиакту-альных проблем. Значимость работы заключается в том, что автор рассматривает вопросы конституционной охраны Российской Федерации не в ее локальных разрезах, а в связи с интеграционными процессами современного глобального сообщества. При этом, автором выдвинута весьма важная концепция: современная глобализация есть объективная тенденция и задача заключается в ее управлении.
Рассматривая охрану Конституции Российской Федерации в контексте соотношения этих двух основных аспектов глобализации - функциональных факторов и сопровождающей их институциональной системы, - автор статьи акцентирует внимание на экономическую глобализацию, как наиболее проявляющую сферу противоречий правовой глобализации и, в связи с этим, возникающие проблемные ситуации охраны конституционных принципов в условиях открытого общества.
В современной российской реалии, а также в плане международного правового пространства, статья представляет определенный научный интерес, как с точки зрения теоретических, так и практических задач.
Д.ю.н., проф. кафедры Национальной Безопасности Российской Академии Государственной Службы при Президенте РФ Шпаковский Ю.Г.