Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви.
Григорьев Антон Борисович, ст. науч. сотрудник НИО редких книг Музея книги, науч. сотрудник ЦИБИБО ПСТГУ grig_anton@mail.ru
2016. Вып. 5 (72). С. 75-85
Сочинения блаженного Августина как аргумент в полемическом богословии
СЕР. XVIII В.
А. Б. Григорьев
В статье рассматривается проблема отношения к трудам и взглядам блаженного Августина консервативной части представителей богословского архиерейского сообщества нач. — сер. XVIII в. митрополита Стефана (Яворского), священномученика митрополита Арсения (Мацеевича) и архиепископа Феофилакта (Лопатинского). Анализируя цитирование блаженного Августина в работах русских богословов, мы можем понять, как и с какими целями они обращались к авторитету древнего святого и в чем состояло их отличие от прогрессивной части так называемых русских августинистов. Как показывает исследование, эти авторы активно обращаются к произведениям блаженного Августина и много раз их цитируют в своих различных трудах, однако это не делает их представителями т. н. «русского августинизма». Они используют авторитет Блаженного Августина, чтобы нейтрализовать возможность использования его своими богословскими и политическими оппонентами. Следует также отметить, что из-за недостаточного уровня изучения произведений традиционалистов XVIII в., большинство из которых не только не изучены, но и не опубликованы, а некоторые только открыты для исследования в рукописи. По этой причине невозможно адекватно оценить уровень рецепции идей Блаженного Августина в русском богословии раннего синодального периода. Можно сделать вывод, что ими был сделан выбор в пользу восприятия Августина как истолкователя Священного Писания, чьи поэтические образы наполняют их проповеди поэтико-богословским содержанием, приводя назидаемого к необходимому для проповедника нравственному выводу.
Проблема становления русского богословия в начале — середине XVIII в., тенденции католического и протестантского влияния на формирование взглядов крупнейших богословов этого периода и взаимоотношения между ними остаются объектом пристального внимания и изучения историками Церкви и историками богословия, начиная с середины XIX в.1 Отдельные исследования, касаю-
1 См.: Самарин Ю. Ф. Стефан Яворский и Феофан Прокопович // Собр. соч. Т. V. 1880; Морев Иоанн., прот. «Камень веры» митрополита Стефана Яворского, его место среди отечественных противосектантских сочинений и характеристические особенности его догматических воззрений. СПб., 1904; Маслов С. И. Библиотека Стефана Яворского. Киев: Тип. М. Т. Мейнандера, 1914. Отд. отт. из «Чтений в Историческом обществе Нестора-летописца». Кн. 24. Вып. 2; Платонов С. Ф. Москва и Запад. Берлин, 1926; Цветаев И. В. Из истории иностранных исповеданий в России XVI—XVII вв. М., 1886; Забелин И. Е. Первое водворение в
щиеся развития различных богословских направлений в границах означенной историко-культурной парадигмы, коснулись и традиций так называемого русского августинизма. Выдающийся исследователь вопроса о. Павел Хондзинский в статье «Блаженный Августин в русской духовной традиции XVIII в.»2 отмечает, что у истоков «русского августинизма» стояло богословское направление, возглавляемое преподавателем кафедры догматики Киево-Могилянской академии Феофаном (Прокоповичем)3, святителем Тихоном Задонским4 и опосредованно святителем Иоанном (Максимовичем)56 в Илиотропионе7. Вместе с тем о. Павел отметил, что исследование вопроса истории «русского августинизма» нуждается в продолжении исследования, и данная статья является попыткой рассмотреть суть вопроса с противоположной позиции — того «школьного схоластического богословия», которое было представлено митрополитом Стефаном (Яворским), архиепископом Феофилактом (Лопатинским) и священномучеником митрополитом Арсением (Мацеевичем)8, которые традиционно, и не без основания,
Москве греко-латинской и общей европейской науки. М.: Универ. тип., 1887; Покровский Н. А. Ф. Лопатинский // Православное обозрение. 1872. № 12; Морошкин И. А. Феофилакт Лопа-тинский, архиепископ Тверской // Русская старина. 1886. № 1-2; Извеков Д. Г. Проповедническая противу-протестантская литература на Руси в первой половине XVIII столетия // Православное обозрение. 1871. № 1. С. 63-109 и др.
2 Хондзинский Павел, свящ. Блаженный Августин в русской духовной традиции XVIII в. // Вестник ПСТГУ. Сер. I: Богословие. Философия. Религоведение. 2011. Вып. 1 (33). С. 22-36.
3 Там же.
4 Там же. С. 33. См. также: Хондзинский Павел, свящ. Два труда об истинном христианстве: Святитель Тихон Задонский и Иоганн Арндт // Журнал Московской патриархии. 2004. № 2. С. 62-73.
5 Там же. С. 25.
6 Феофан (Прокопович Елеазар) (1681-1736) — архиепископ Новгородский, первый вице-президент Святейшего Правительствующего Синода, известнейший богослов, проповедник, духовный писатель и государственный деятель Петровской эпохи.
Тихон Задонский (Соколов Тимофей Савельевич) (1724-1783) — святитель, чудотворец, епископ Воронежский и Елецкий, крупнейший духовный писатель и богослов XVIII в., выдающийся пастырь и храмоздатель.
Иоанн Тобольский (Васильковский Иван Максимович) (1651-1715) — святитель, митрополит Тобольский и всея Сибири. Выдающийся миссионер и духовный писатель, поэт и переводчик. Один из основателей богословского образования в России и Малороссии.
7 См.: Дрексель Иеремия. Илиотропион, то есть обращение Солнца, или Созерцание воли человеческой с волею божескою / Пер. с лат. [Иоанна Максимовича]. М.: Унив. тип., у Н. Новикова, 1784.
8 Стефан (Яворский Симеон Иванович) (1658-1722) — митрополит Рязанский и Муромский, местоблюститель патриаршего престола, президент Святейшего Правительствующего Синода. Выдающийся государственный и церковный деятель Петровской эпохи, богослов, проповедник и полемист. Активно выступал за преследование инакомыслящих, инославных и еретиков. Был основным богословским оппонентом преосвященного Феофана (Прокопо-вича). Автор антипротестантского компендиума «Камень веры».
Феофилакт (Лопатинский Феодор Леонтьевич) (1670-е-1741) — архиепископ Тверской и Кашинский, выдающийся богослов, духовный писатель и историк философии, профессор Славяно-греко-латинской академии. Прославился также как проповедник, переводчик и издатель. По инициативе своего постоянного оппонента в богословских вопросах Феофана (Прокоповича) по так называемому «делу Решилова» был арестован и заключен в Выборгскую крепость, где пробыл почти до самой кончины.
представляются в истории богословия сторонниками оппозиции к богословским взглядам архиепископа Феофана9. Насколько эти представители русского богословия усваивают парадигму августинизма? Частичный ответ на этот вопрос может дать рассмотрение цитат блаженного Августина в трудах вышепоименованных авторов.
Митрополит Стефан (Яворский) активно цитирует труды блаженного Августина в своем знаменитом компендиуме «Камень веры»1". Всего этот автор упоминается и цитируется около 5G раз. В библиотеке Рязанского митрополита мы обретаем, согласно спискам Маслова, семь изданий блаженного Августина11: 24. De civitate Dei. (О граде Божием) (in folio)12. 2G9. Meditationes, simul et Thomas a Kempis13. 252. S. Operum thomus III et IV. (in folio)14 29G. D. Augustini electa ex septem thomis. (in folio)15, 468. Augustinus in psalmos, incipiendo a 8G (in 8-vo)16, 545. 578. Confessiones Augustini, (in 8-vo) (Исповедь)17. Чаще других в трудах прео-
Арсений (Мацеевич Александр Иванович) (1697—1772) — священномученик, митрополит Ростовский и Ярославский, выдающийся политический и религиозный деятель XVIII в., духовный писатель, богослов, проповедник, полемист, путешественник. Организатор и участник прославления святителя Димитрия Ростовского. За активное противодействие секуляризации церковных имуществ и анафематствование участников этого процесса (фактически императрицы Екатерины II, которую он обвинил и в мужеубийстве) был лишен архиерейского чина, а потом монашества и самого имени своего, заточен в Ревельскую крепость, где был лишен всякого общения и уморен голодом.
9 См.: Попов М. С. Арсений Мацеевич, митрополит Ростовский и Ярославский. Санкт-Петербург: [скл. изд. у авт.], 19G5. Биография Арсения Мацеевича, архиепископа Ростовского и Ярославского. Лейпциг: В. Гергард, 1863, и др.
1G Стефан (Яворский), митр. Камень веры. М.: Синодальная типография, 1728.
11 К огромному сожалению, мы не можем здесь дать точного сведения о характере, годе и месте издания этих трудов, так как Маслов указывает только формат их и тот факт, что, например, экземпляры, попавшие в Харьковский коллегиум, имели помету на внутренней стороне переплета: «Mandato Augustissimae Rossorum imperatricis Annae post obitum piae recjrdationis Stephani Jaworski, metropolitae Riazanensis et Muromensis, cura illustrissimi Dosithai, archiepiscopi Bialogrodensis et Obojanensis, hic liber applicatus est bibliothecae cjllegii Charcjviensis. Anno 1732».
12 Маслов С. И. Библиотека Стефана Яворского // Чтения в историческом обществе Нестора Летописца. Кн. 24. Вып. 2. Киев, 1914. С. VIII. Упомянутое издание определить не удалось.
13 Там же. С. XVI. Возможно: Augustinus Aurelius. Divi Aurelii Augustini Hippon. episcopi, Meditationes, soliloquia et manuale. Meditationes b. Anselmi cum tractatu de humani generis re-demptione. Meditationes d. Bernardi. Idiotae viri docti, De amore divino.
14 Там же. С. XXIV. Вероятно: Augustinus Aurelius. Sancti Aurelii Augustini Hipponensis episcopi operum. Operâ & studio : Nonachorum ordinis sancti Benedicti é Congregatione Sancti Mauri. V. fol + ; Mit Appendix. Antwerpiae: 17GG-17G3.
15 Там же. С. XXVI. Упомянутое издание определить не удалось.
16 Там же. С. XXXIV. Вероятно: Augustinus Aurelius. 4. 2: Tomus quartus, post Lovaniensium theologorum recensionem castigatus ... Pars secunda continens Enarrationes in posteriores Psalmos a 8G. ad 15G. Antwerpiae : sumptibus Societatis, 17GG // Sancti Aurelii Augustini Hipponensis Operum, tomus primus [-12]. Post Lovaniensium theologorum recensionem castigatus denuo ad manuscriptos codices Gallicanos, Vaticanos, Anglicanos, Belgicos & c. nec non ad editiones antiquiores & castiga-tiores. Opera & studio monachorum Ordinis Sancti Benedicti, Congregatione Sancti Mauri. Antwerpiae : sumptibus Societatis, 17GG-17G3.
17 Там же. С. XXXVII. Издание без дополнительных данных определить не представляется возможным.
священного Стефана цитируются работы «Против пелагиан», «На Максима»18, «О единстве Церкви»19, «О ересех»20, «О граде Божием»21 «Размышления или Бо-гомыслия». Также упоминаются или цитируются «Послание 80-е к Исихию»22, «О крещении против донатистов». Упоминание блаженного Августина носит двоякий характер — почти всегда Августин упоминается в ряду других отцов Церкви. Подчеркивается вхождение его в некое Consensus patrum, но цитаты его творений, если они приводятся, более объемны, чем цитаты других отцов, иногда две или три цитаты идут подряд (паки той же учитель). Несмотря на авторитетность для Стефана мнения Августина, он прекрасно понимает, например, неоднозначность позиции Августина по тринитарным вопросам23: «...будто бы от Августина по вашему мнению текст привели; никакоже рече надлежит усум-ниватися, но твердо содержати, яко той же Дух Святый Отчий исходит, един есть Дух от Отца, и Сына исходит.» и противопоставляет ему трактаты Адама Зер-никава24, «в которых он превеликим разумом, сами в том разсудите, объявляет многии порчи от латин в писаниях восточных и западных отец о исхождении Духа Святаго учиненный».
Но главная его задача вывести блаженного Августина из доказательной базы оппонента. Делает он это не только и не столько с помощью интеллектуальных, сколько с помощью схоластических риторических приемов, опираясь на формальную логику, выбирая цитаты и доводы, противоречащие общим положениям протестантизма. «Августиновы книги имате в чести, аки бы вашей стране приязныя, но чего ради учение его презираете? В книгах девятых ис-
18 «Не может быти истинная Церковь Христова и апостольская, яже научает и содержит ереси, проклятыя от Церкве святыя Соборныя и от первенствующия. Но ваша, противницы, церковь сицевая есть. ПЕРВОЕ: отметаете предания, и едино точию Писание приемлете. Сей ваш догмат проклят есть от первенствующия церкве, в Арии, Нестории, Евтихии, Диоскоре. О сем пишет Августин в книзе 1 На Максима, глава 2.» (Стефан (Яворский). Камень веры. М., 1843. С. 76). Преосвященный Стефан отсылает читателя к: Augustinus. Contra Maximinum Haereticum Arianorum Episcopum // PL 42, 744—745.
19 «Научаете, яко Церковь древле бяше видима, потомже невидима, в некоем собрании пребывающая. Сей догмат ваш проклят есть от первенствующая Церкве, в Донатистах. Зри Августина, в книзе О единстве Церкви, глава 12» (Там же. С. 76—77). Преосвященный Стефан отсылает читателя к: Augustinus. Ad Catholicos Epistola contra donatistas vulgo De unitate Eccle-siae. Liber unis // PL 43. 413-415.
20 «Научаете за умерших не молитися, постов и самыя Четыредесятницы не хранити. Сей догмат ваш проклят есть древле, во Астианах. Епифаний и Августин в книзе О ересех...» (Там же. С. 76-77). Преосвященный Стефан отсылает читателя к: Augustinus. De Haeresibus. Haeresis // PL 42, 88.
21 «Вина не иная, точию яко бывшее во Египте, обыкоша видети бога Египетскаго тельца, белые пестроты имущаго, его же Египтяне нарицаху Апий. Пишет о сем Августин в книзе 18, о граде Божии, в главе 5» (Там же. С. 167). Преосвященный Стефан отсылает читателя к: Augustinus. De Civitate Dei contra Paganos Libri XXII. 18. 5 // PL. 41. 563-564.
22 «В немже единаго когождо обрящет свой последний день, в том обрящет тогожде и мира последний день: каков бо кто в сей день умирает, таков в день оный судим будет» (Там же. С. 668).
23 См.: Фокин А. Тринитарное учение блаженного Августина в свете православной триадо-логии IV века // Богословский сборник ПСТБИ. 2002. № 9. С. 140-171.
24 Зерникав Адам. Православно-богословское исследование об исхождении Святого Духа от одного только Отца / Пер. иеромонаха Концевича. Б.м., XVIII в. (НИОР РГБ. Ф. 173. № 151).
поведания, в разделе седьмом, идеже глаголет: яко мощи святых мученик Гер-васия и Протасия сам Бог открыл есть Амвросию святому, и какова чудеса у тех святых мощей совершахуся. Чесо ради не помните, что Августин пишет в книгах двадесять вторых о граде Божии, в разделе осмом, о мощах святаго первому-ченика Стефана, какова чудеса от них происхождаху, слепи прозираху, и мертви воставаша»25. Или: «Но и сам Августин, имже вы противницы зело хвалитеся, аки бы вашу страну приклонным, тожде с нами мудрствует, и в книзе своих Бо-гомыслий, в главе 24, тако пишет: Блажени святи Божии вси, иже преидосте смертности сея море, и достигнути сподобистеся в пристанище вечнаго упокоения, безпечальствия же и мира, тамо в безмятежии, в радости же и праздновании водворяется»26.
Помимо удаления блаженного Августина из аргументации оппонента, перед митрополитом Стефаном стоит задача показать соответствие взглядов отца православному вероучению. Особенно это важно для него в ситуации, когда Флорентийский собор, во многих своих положениях опирающийся именно на взгляды блаженного Августина, активно формирует богословие Западных церквей и является религиозной и мировоззренческой основой унии, которая для малороссийских правящих в Русской Православной Церкви архиереев и в Петрово время продолжает оставаться серьезной проблемой. Августин в представлении митрополита Стефана становится одним из главных противников и разоблачителей ересей, именно поэтому среди прочих трудов Августина митрополит Стефан уделяет особенное внимание его полемическим работам — против пе-лагиан, донатистов и проч. Другая, не менее важная роль, отводимая Стефаном (Яворским) Августину в доказательной базе — экзегетическая. Его толкования на Псалмы, Евангелия и Послания, Стефан Рязанский, со свойственным ему пафосом, называет Богомудрыми. Характерно, что Стефан (Яворский) может в различных своих работах использовать повторяющиеся цитаты из августинов-ских творений. Так, например, «единым Богомудрым Августиновым толкованием словес Христовых Евангельских: научитеся от мене яко кроток есмь и смирен сердцем: вопиет рече Христос: возмите иго мое на себе, и научитеся от мене не мир созидати, не вся видимая и невидимая творити, не в самом мире чудодей-ствовати, ниже мертвыя воскрешати, но яко кроток есмь и смирен сердцем», встречается как аргумент и в «Камне веры», и в работе «Иго Господне». Можно ли назвать Стефана (Яворского) русским августинианцем? Его во многом про-или околокатолические взгляды, казалось бы, дают к этому основание, однако мы не видим в приведенных им Августиновых полемических аргументах именно тех спорных для православия взглядов, которые, получив свое развитие, дали бы возможность такого вывода. Наиболее августинианская его работа «Иго Господне благо и бремя Его легко»27, построенная во многом на тезисах Августино-вой антидонатистской полемики, является наименее изученной и, собственно,
25 Стефан (Яворский). Камень веры. М., 1843. С. 314.
26 Там же.
27 Стефан (Яворский), митр. Иго Господне благо и бремя Его легко // Вестник ПСТГУ. Сер. I: Богословие. Философия. 2012. Вып. 1 (39). С. 87-113; Вып. 2 (40). С. 113-141. [Публ. А. Б. Григорьева].
только недавно открытой читателю. По-прежнему остаются вопросы авторства и внутренней структуры этой книги, последовательно написанной двумя ведущими учеными богословами28.
В противность митрополиту Стефану в работах Феофилакта (Лопатинского) цитирование блаженного Августина практически не встречается. Лишь в главе, посвященной крестному знамению, он трижды обращается к его авторитету, цитируя «О граде Божием»: «Что есть, еже вси ведают? Знамение Христово? Разве Крест Христов. Которое знамение аще не употреблено будет нань на челах верующих, или в той воде, от нея же раждаемся, или в елеи, имже миропомазуемся, или в жертве, еюже питаемся, ничтоже от сих право совершается»29; «Беседу на 26 псалом», «Беседу на 103 псалом»30 и «Послание фундаментово»: «Аз Евангелию не верил бых, аще бы мя кафолическия церкве власть не наставила. Им же убо (то есть церкви) повинухся глаголющим: веруйте во Евангелие, чесо ради не имам пови-новатися (тоей же церкви) глаголющим мне: не веруй Манихею. И паки на ином месте той же глаголет: о том. Еже вся церковь содержит, усумневатися, крайняго есть неистовства. Обычай убо кафолическия церкве, великое утверждение есть на прогнание всякаго сомнительства. А о сложении перстов в крестном знамении, кафолическия церкве, обычай есть слагати три персты первыя, а два пригнуты к ладоне. Якоже о том многая достоверная свидетельства»31. Упоминается также беседа на 103-й псалом и слово 7 на слова апостольские32. Августин для Феофилакта, так же как и для Стефана, авторитетен, но явно не входит в число его любимых цитируемых авторов. Впрочем, учитывая, что Феофилакт (Лопатинский) был и остается одним из самых малоисследованных русских богословов, говорить с уверенностью об уровне его рецепции августинизма невозможно33.
28 См.: Григорьев А. Б. Сочинение митрополита Рязанского и Муромского Стефана Яворского «Иго Господне благо и бремя его легко» // Вестник ПСТГУ. Сер. I: Богословие. Философия. 2011. Вып. 6 (38). С. 101-115.
29 Феофилакт (Лопатинский), архиеп. Обличение неправды раскольническия, показанныя во ответах выгоцких пустосвятов на вопросы честнаго иеромонаха Неофита, ко увещанию и призыванию их к Святей Церкви, от Святейшаго Правительствующаго Синода к ним послан-наго, сочиненное повелением же Благочестивейшия Великия Государыни нашея Императрицы Елисавети Петровны Самодержицы Всероссийския при Наследнике Ея Императорскаго Величества, внуке Государя Императора Петра Великаго, Его Императорском Высочестве, Благоверном Государе Великом Князе Петре Феодоровиче и при Обрученной Невесте Его, Ея Императорском Высочестве, Благоверной Государыне Великой Княжне Екатерине Алексеевне, и благословением Святейшаго Правительствующаго Синода напечатанное в лето от сотворения мира 7254 от Рождества же по плоти Бога Слова 1745. М., 1745. Л. 21 об.
30 «Августин Иппонийский, во Африке епископ, в начале пятого века от Христа, сице от тех же слов апостольских о Кресте глаголет. Бе широта, на ней же простерты быша руце, долгота, от земли восстающая, на нем же бе тело водруженно, высота, от претаго древа горе являющаяся, глубина идеже водружен бе крест: и тамо вся надежда жизни нашея» (Феофилакт (Лопатинский). Обличение неправды раскольническия... Л. 53 об.).
31 Там же.
32 «Подобная сим той же учитель глаголет в послании 102-м, и в слове 7-м, о словесех апо-столовых» (Феофилакт (Лопатинский). Обличение неправды раскольническия. Л. 43 об.).
33 Как и у преосвященного Стефана (Яворского), главным трудом, затрагивающим вопросы августинизма, был трактат «Имя Господне благо и бремя Его легко», написанный им, возможно, как расширенный вариант полемики Яворского с Прокоповичем (см.: НИОР РГБ.
Зато можно, опираясь на мои исследования, дать такую оценку третьему из рассматриваемых сегодня авторов — Арсению (Мацеевичу). Этот богослов, путешественник, полемист и политик — в своих гомилетических и полемических произведениях сторонник обильного цитирования. Стремление не вырывать фразу из контекста, но давать цитату во всей ее полноте — отличительная черта его стиля. В своем труде «Возражение на пашквиль лютеранский.»34 он много цитирует Августина, но при ближайшем рассмотрении выясняется, что цитирует он не столько Августина, сколько Стефана, цитирующего Августина или других авторов, цитирующих Августина, например Малярда35. «Увещание к мошенскому игумену» не дает нам ни одной цитаты36. А вот в проповедях владыки мы находим многочисленные и обильные цитаты из блаженного. В Слове на 24-й псалом «Очи мои выну ко Господу, яко той исторгнет от сети нозе мои» митрополит Арсений цитирует следующие слова блаженного Августина: «Бог есть дух природою прост, свет неприступный и невидимый, и безконечный, и совершенный, ничтоже требуя вечный и безсмертный, почитания и любве достоин, страшен всемогущий вся содержат, богат благ, и праведен, жесток и милосерд, милостив и долготерпелив»37. «Бог есть всех вещей создатель, от него же вся, им же вся, и в нем же вся. Бог нетленное начало, неизменяемая мудрость, неизменяемая истина, неизменяемая вечность, неизменяемая сила, неизменяемая любовь. Един истинный Бог и всесовершеный, иже никогда же не бысть, и никогда же не будет, никогда же инако бысть, и никогда же инако будет. Паче Бога ничтоже таинственнее, ничтоже тако везде присутствующее. Бог с трудом идеже есть обретается, з большим же трудом идеже не есть»38. Само слово посвящено богомыслию и духовной борьбе со грехом и сетью диавольскою: «.не знаеши рече яко посреде сетей ходиши и что есть посреде сетей; на пути Христовом. Отвсюду бо сети, сети одесную и сети ошуюю, сети одесную, благополучие века сего, сети же ошуюю в веке сем злополучие, сети одесную обещания вечнаго мздовоздаяния, сети ошуюю страх геенскаго мучения, и казни Божия. Егда убо ты посреде сетей ходиши, не дерзай от пути Христоваго удалятися сиречь ниже обещание вечнаго мздовоз-даяния излишним упованием тебе да прельщает, ниже страх геенскаго мучения отчаянием да сокрушает»39. «Надлежит убо возводити к Богу умныи очи душев-ныи наипаче того ради. Яко да подвигнем и преклоним Бога к преподаянию нам
Ф. 173.Ш. № 175). Попытки издать этот труд в XIX в. потерпели крах из-за огромного объема, сложного богословского содержания, а также под предлогом «устаревания» темы исследования. Сейчас эта незаурядная книга ждет своего исследователя.
34Арсений (Мацеевич), митр. Возражение на пашквиль лютеранский нареченный молоток на книгу камень веры, который молоток показался быти восковый, яко воск от лица огня, сиречь от слова Божия и самыя истины исчезнувший (НИОР РГБ. Ф. 299 № 118).
35 «Августин же святый в книге своей "о граде таинственном" таковая словеса проповедует: иже не имать церкве матерее на земли, не будет иметь Бога отца на небеси. Должен убо всяк повиноватися церкви, якоже матери на земли. Дозде ответ господина Малярда» (Там же).
36Арсений (Мацеевич), иером. Увещание Мошенскому игумену Иоасафу // ПС. 1861. Т. 3. Окт. С. 183-205.
37 Арсений (Мацеевич). Очи мои выну ко Господу, яко той исторгнет от сети нозе мои (Государственный архив Ярославской области. Ф. 236. № 232. Л. 9-9 об.).
38 Там же. Л. 9 об.
39 Там же. Л. 14 об. - 15.
помощи и защищения. Увязнувших бо и оплетшихся нас сетьми вражиими кроме Бога никтоже может избавити и свободити»40, — пишет Арсений.
И вот в качестве примера такого богомыслия он и предлагает слова блаженного Августина. Они стоят в ряду высказываний и толкований святого Григория Назианзина, преподобного Иоанна Дамаскина и преподобного Иеронима и кажутся в сравнении с ними отвлеченными от основной темы проповеди, но в завершении митр. Арсений возвращается именно к Августину: «Господь имея попечение о тебе прежде даже тебе не быти, како не возимеет попечения егда уже еси таковым человеком каковым он быти восхотел, уже бо еси правоверен, Бога знаяй, и ему угождати могий и прочая». Для Арсения, тяготеющего к догматической доказательной основе, Августин прежде всего — экзегет. Таковым он предстает и в проповеди на Евангелие от Луки гл. 10 (Мария и Марфа)41. Однако наряду с истолкованием Священного Писания Арсений всегда обращается к высокому, созерцательному богословию Августина: «.любовь мира сего и любовь Божия вместе в едином сердцы сожительствовати не могут, яко же единаго человека очеса вместе на небо и землю никогда же взирают»42.
Такое употребление творчества Августина в гомилетическом наследии Арсения (Мацеевича) позволяет ему добиться и назидательного эффекта. Практически всегда цитата Августина у Мацеевича текстуально соединена со словами Евангелия и Псалтири, и цитирование его работ мы можем встретить практически в каждой проповеди43. По количеству цитирования он уступает только святителю Иоанну Златоустому. Проповеди митрополита Арсения часто приобретают полемический характер, но при всем своем тяготении к состязательному богословию этот полемический оттенок никогда почти не является основным составляющим текста слова. Превалирующие догматическая и экзегетическая составляющие определяют и характер участия в доводах митрополита Арсения и произведений Августина. И это обстоятельство говорит о том, что Арсений (Мацеевич) не является носителем идей «русского августинизма», но им выбран путь восприятия Августина именно как толкователя Священного Писания, чей поэтический язык помогает Арсению наполнить свои несколько формальные по языку проповеди поэтико-богословским содержанием, подводя назидаемого к необходимому для проповедника нравственному выводу: «Люби и твори еже хощеши. О имущаго бо в себе правильную и богоугодную любовь, все благопри-
40 Там же. Л. 29 об - 30.
41 Арсений (Мацеевич). Поучение на день Успения Пресвятыя Богородицы. Мария же благую часть избра яже не отнимется от нея (Там же. Л. 72).
42 Там же. Л. 76 об.
43 В качестве примера для заинтересованных читателей можно привести следующую проповедь ростовского владыки, относящуюся к другому периоду его архипастырства: «Августин древний западный учитель православный от примеров и случаев человеческих таково предлагает разсуждение: проповедуется, рече, некоего на комедии кощунника, о них подлинное приемлем известие, на всех таково мнение положи, аще бы и упомянутый кощунник сия изрек: вси хощете хвалим быти, укаряем же быти никтоже» («Беста же праведна оба пред Богом, ходяще во всех заповедех и оправданиих Господних беспорочна». Лука 1, зач. 2 // Там же. Л. 3).
ятное и благочестивое происходит, и ничтоже есть отметное, еже начало имать от любве истинныя, и доброхотства к Богу всеусерднаго»44.
Ключевые слова: Блаженный Августин, митрополит Стефан (Яворский), митрополит Арсений (Мацеевич), архиепископ Феофилакт (Лопатинский), русский августинизм, «Камень веры», «Иго Господне благо и время Его легко».
Writings of St. Augustine as is the Case in Polemical Theology Middle of the 18th century
A. Grigoriev
The article discusses the problem ofthe relation to the works of St. Augustine and the views of the representatives of the conservative theological episcopal start community — the middle of the 18th century. Metropolitan Stefan (Yavorsky) svyaschennomuchennika Metropolitan Arseny (Matseevich) and Archbishop Theophylact (Lopatinskii).Analyzing quoting St. Augustine in the work of Russian scholars, we can understand how and for what purposes they are treated to the authority of the ancient saint in what consisted their difference from the progressive part of the so-called "Russian avgustinistov". As research shows, these authors are actively turning to the works of St. Augustine and quoted many times in his various works, but it does not make them representatives of the so-called "Russian Augustinian". They use the authority of St. Augustine, to neutralize the possibility of using its own theological and political opponents.It should also be noted that due to the insufficient level of study of the works of the traditionalists of the 18th century., most of which are not only studied, but have not been published, and some are only open for the study of the manuscript. For this reason, it is impossible to adequately assess the level of reception of the ideas of St. Augustine in the Russian theology of the early period of the Synod. It can be concluded that they have the choice was made in favor of the perception of Augustine as the interpreter of Sacred Scripture, whose poetic images fill their sermons poetic and theological content, leading to edify necessary for the preacher to the moral conclusion.
Keywords: Tags: Augustine, Metropolitan Stehpan (Yavorsky), Metropolitan Arseny (Matseevitch), Archbishop Theophylact (Lopatinsky), Russian Augustinianism, "Stone of Faith", "The yoke of the Lord and the good time It's easy".
44 Арсений (Мацеевич). Исповедайтеся Господеви в гуслех, во псалтири десятоструннем пойте ему. Воспойте ему песнь нову, добре пойте ему со восклицанием (Там же. Л. 271 об.-272).
Источники
1. Divi Aurelii Augustini Hippon., episcope. Meditationes, soliloquia et manuale. Meditationes b. Anselmi cum tractatu de humani generis redemptione. Meditationes d. Bernardi. Idiotae viri docti, De amore divino.
2. Sancti Aurelii Augustini Hipponensis, episcope. Оperum. Operâ & studio : Nonachorum ordinis sancti Benedicti é Congregatione Sancti Mauri. V. fol + ; Mit Appendix. Antwerpiae, 17001703.
3. Sancti Aurelii Augustini Hipponensis. Operum, tomus primus [-12.]. Post Lovaniensium theologorum recensionem castigatus denuo ad manuscriptos codices Gallicanos, Vaticanos, Anglicanos, Belgicos & c. nec non ad editiones antiquiores & castigatiores. Opera & studio monachorum Ordinis Sancti Benedicti, Congregatione Sancti Mauri. Antwerpiae: sumptibus Societatis, 1700-1703.
4. Зерникав Адам. Православно-богословское исследование об исхождении Святого Духа от одного только Отца / Пер. иеромонаха Концевича. Б.м., XVIII в. (НИОР РГБ. Ф. 173. № 151).
5. Арсений (Мацеевич), иером. Увещание Мошенскому игумену Иоасафу // ПС. 1861. Т. 3. Окт. С. 183-205.
6. Биография Арсения Мацеевича, архиепископа Ростовского и Ярославского. Лейпциг: В. Гергард, 1863.
Список литературы
1. Григорьев А. Б. Сочинение митрополита Рязанского и Муромского Стефана Яворского «Иго Господне благо и бремя его легко» // Вестник ПСТГУ. Сер. I: Богословие. Философия. 2011. Вып. 6. (38). С. 101-115.
2. Дрексель, Иеремия. Илиотропион, то есть обращение Солнца, или Созерцание воли человеческой с волею божескою / Пер. с лат. [Иоанна Максимовича]. М.: Унив. тип., у Н. Новикова, 1784.
3. Забелин И. Е. Первое водворение в Москве греко-латинской и общей европейской науки. М.: Унив. тип., 1887.
4. Извеков Д. Г. Проповедническая противу-протестантская литература на Руси в первой половине XVIII столетия // Православное обозрение. 1871. №1.
5. Маслов С. И. Библиотека Стефана Яворского // Чтения в историческом обществе Нестора Летописца. Кн. 24. Вып. 2. Киев, 1914.
6. Морев Иоанн, прот. «Камень веры» митрополита Стефана Яворского, его место среди отечественных противосектантских сочинений и характеристические особенности его догматических воззрений. СПб., 1904.
7. Морошкин И. А. Феофилакт Лопатинский, архиепископ Тверской // Русская старина. 1886. № 1-2.
8. Платонов С. Ф. Москва и Запад. Берлин, 1926.
9. Покровский Н. А. Ф. Лопатинский // Православное обозрение. 1872. № 12.
10. Попов М. С. Арсений Мацеевич, митрополит Ростовский и Ярославский. СПб.: [скл. изд. у авт.], 1905.
11. Самарин Ю. Ф. Стефан Яворский и Феофан Прокопович // ^бр. соч. Т. V. 1880.
12. Стефан (Яворский), митр. Камень веры. М.: Синодальная типография, 1728.
13. Стефан (Яворский), митр. Камень веры. М., 1843.
14. Стефан (Яворский), митр. Иго Господне благо и бремя Его легко // Вестник ПСТГУ. Сер. I: Богословие. Философия. 2012. Вып. 1 (39). С. 87-113; Вып. 2 (40). С. 113-141. [Публ. А. Б. Григорьева].
15. Феофилакт (Лопатинский), архиеп. Обличение неправды раскольническия, показан-ныя во ответах выгоцких пустосвятов на вопросы честнаго иеромонаха Неофита, ко увещанию и призыванию их к Святей Церкви, от Святейшаго Правительствующаго Синода к ним посланнаго, сочиненное повелением же Благочестивейшия Великия Государыни нашея Императрицы Елисавети Петровны Самодержицы Всероссийския при Наследнике Ея Императорскаго Величества, внуке Государя Императора Петра Великаго, Его Императорском Высочестве, Благоверном Государе Великом Князе Петре Феодоровиче и при Обрученной Невесте Его, Ея Императорском Высочестве, Благоверной Государыне Великой Княжне Екатерине Алексеевне, и благословением Святейшаго Правительствующаго Синода напечатанное в лето от сотворения мира 7254 от Рождества же по плоти Бога Слова 1745. М., 1745.
16. Фокин А. Тринитарное учение блаженного Августина в свете православной триадоло-гии IV века // Богословский сборник ПСТБИ. 2002. № 9.
17. Хондзинский Павел, свящ. Блаженный Августин в русской духовной традиции XVIII в. // Вестник ПСТГУ. Сер. I: Богословие. Философия. 2011. Вып. 1 (33).
18. Хондзинский Павел, свящ. Два труда об истинном христианстве: Святитель Тихон Задонский и Иоганн Арндт // Журнал Московской патриархии. 2004. № 2. С. 62-73.
19. Цветаев И. В. Из истории иностранных исповеданий в России XVI-XVII вв. М., 1886.