Научная статья на тему 'Сочетание традиционных и компаративистских начал в процессе конституционного развития политической системы Японии'

Сочетание традиционных и компаративистских начал в процессе конституционного развития политической системы Японии Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
432
108
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНСТИТУЦИОННЫЕ ОСНОВЫ / ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ВЛАСТЬ / РЕФОРМЫ / ЯПОНИЯ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Юрковский Алексей Владимирович

В статье автор задается целью определить направление развития конституционных основ политической системы Японии, учитывая при этом исторически сложившиеся традиции и тенденции поведения, и, одновременно, анализируя схожие по своей идеологии зарубежные страны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Сочетание традиционных и компаративистских начал в процессе конституционного развития политической системы Японии»

© 2003 г. А. В. Юрковский

СОЧЕТАНИЕ ТРАДИЦИОННЫХ И КОМПАРАТИВИСТСКИХ НАЧАЛ В ПРОЦЕССЕ КОНСТИТУЦИОННОГО РАЗВИТИЯ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ ЯПОНИИ

В течение длительного исторического периода Япония развивалась, подвергаясь культурному влиянию таких стран-соседей, как Китай и Корея, и поддерживала связи только с этими странами. В ХУ-ХУ1 вв. в Японию проникли португальские и испанские миссионеры, благодаря которым страна впервые соприкоснулась с христианством и западной европейской цивилизацией. Однако в начале XVII в. сёгунат (военное правительство) Токугава, превративший страну в единое государство, стал опасаться, что европейские страны, которые проводили в Азии и других частях света политику колонизации, предпримут те же действия в отношении Японии. Сёгунат издал ряд указов о так называемом закрытии страны. Было запрещено христианство, полностью запрещены любые контакты и торговля с другими странами за исключением Голландии и Китая. Самоизоляция Японии продолжалась более 200 лет.

Около 150 лет тому назад самоизоляция Японии закончилась, и она вновь распахнула двери для других стран: Америки, России, Англии, Франции и других. В тот период колонизация Азии была в полном разгаре. Для того чтобы избежать колонизации Японии, а затем разорвать неравноправные договоры, заключенные с другими странами в момент «открытия» страны, и стать в один ряд со странами Европы и Америки, правительство Мэйдзи провозгласило политику «богатая страна, сильная армия», которую затем неуклонно проводило. Необходимо было перенимать у Европы и Америки юридические и научные знания, технологии, быстрыми темпами развивать промышленность и укреплять вооруженные силы. И правительство Мэйдзи в этом преуспело.

Государственные деятели «обновляющейся» Японии оказались перед альтернативой: или верность традиции или буржуазные преобразования. Ими было принято компромиссное решение — провести буржуазные реформы, учитывая национальные особенности, «... чтобы открыть государство духу нового времени...»[1].

«В 1870 году началась эра коренных реформ, которые изменили строй японской государственной и общественной жизни согласно европейским формам»[2].

После победы в войнах с Китаем и Россией в Японии подняли голову национализм и милитаризм. Япония сама вступила в империалистическое противоборство мировых держав, колонизировала Корею, осуществила агрессию в Китае и таким образом пришла к участию во Второй мировой войне. В результате Япония оккупировала большие территории в Юго-Восточной Азии и принесла азиатским народам огромные страдания и человеческие жертвы.

Да и сама Япония потеряла три миллиона человек, а ее города Хиросима и Нагасаки единственными в мире были подвергнуты атомной бомбардировке. Вся страна представляла собой пепелище. Проиграв войну, Япония впервые за 2000 лет своей истории подверглась оккупации Союзных держав. Для японского народа это явилось колоссальным потрясением. Двусторонним отношениям Японии с Россией также был нанесен большой вред. Испытав весь ужас поражения в войне, Япония приняла не имеющую в мире аналогов конституцию, которая запрещает войну как средство национальной политики. Японцы решили сохранить лишь минимальные средства самообороны, а в том, что касается обеспечения безопасности, положиться на япо-но -американский договор безопасности .

Сегодня Япония — это динамично развивающаяся страна, и во многом это связано с природным трудолюбием и предприимчивостью японцев. Стремление ко всему новому и прогрессивному, готовность перенимать и усовершенствовать последние мировые достижения — это качество японского народа уже давно стало замечательной национальной традицией. Сегодня Япония открыта всему миру и принимает активное участие в международном сотрудничестве.

Современная Япония демонстрирует миру уникальный опыт формирования самобытной политической системы. Это страна, которая безмерно дорожит традициями предков и при этом положительно оценивает имеющийся опыт государственно-правового строительства накопленный современным миром. Япония обладает адекватным, умеренным консерватизмом и способна признавать необходимость преобразований. Невзирая на наличие стабильности развития социальных отношений, японские политические элиты непрерывно ставят вопрос о необходимости реформирования системы государственного управления. Причинами обозначения неизбежности преобразований современной социальной и государственной структуры японского общества является факторы, взаимно стимулирующие изменения моделей социального действия[3].

Ключом к пониманию характера процесса реформ становится анализ функционирования соответствующих институтов, с одной стороны, являющихся объектом реформирования, а с другой — реальных регуляторов социальных, экономических и политических отношений в обще-стве[4].

Потребность в реформировании социальных институтов появляется тогда, когда влиятельные, обладающие значимыми ресурсами группы ощущают, что ключевые институты об-

щества более не способны осуществлять свои функции по адаптации и интеграции.

Наличие подобной «институциональной дисфункции приводит к серьёзной дезинтеграции общества, к распаду системы его органичного воспроизводства, формированию глубокого социального конфликта, либо становящегося толчком к реформам соответствующих институтов, либо перерастающего в революционный слом всей системы с последующим выстраиванием новой институциональной системы на обломках прежней. В этом смысле основным содержанием реформ является «...смена системы социальных институтов, регулирующих ключевые социально-экономические и политические отношения»[5].

Таким образом, описанные выше критерии составляют методологическую основу восприятия японцами позиций по учету оценочных начал по сохранению традиционного опыта организации общества и необходимости учета мировой практики в связи с удовлетворением интересов общесоциального прогресса.

Цель данного исследования заключается в том, чтобы на основании изучения и анализа источников и литературы, и, прежде всего, нормативных актов конституционного характера определить тенденции развития конституционных основ политической системы Японии, установив при этом степень ориентации на самодостаточность национальных ментально-идеологических начал, и, параллельно, степень допустимости компаративистских заимствований у стран со схожей правовой и политической идеологией.

Япония — общенародное государство с демократической системой правления. Каждый совершеннолетний гражданин имеет право голосовать на общегосударственных и региональных выборах.

Парламент — высший орган государственной власти в Японии, представляющий одну из трех ветвей власти, — является единственным законодательным учреждением. 29 ноября 2000 г. парламент отметил 110-летнюю годовщину первых выборов. Он обладает такими полномочиями, как пересмотр положений Конституции, утверждение бюджета, ратификация договоров и отставка премьер-министра. Его полномочия явно перевешивают полномочия исполнительной власти .

Парламент состоит из Палаты представителей (нижняя палата) и Палаты советников (верхняя палата). После пересмотра избирательной системы в марте 1994 г. количество мест в палате представителей было уменьшено с 511 до 500. Оно было еще больше сокращено

— до 480 — в феврале 2000 г[6]. Количество мест в Палате советников — 252.

Современная Япония заимствовала основные демократические принципы избирательного права — всеобщие выборы, равное, прямое избирательное право при тайном голосовании. Граждане, достигшие 25 лет, могут быть избраны в Палату представителей, а достигшие 30 лет

— в Палату советников. В любых выборах могут принимать участие мужчины и женщины 20 и более лет.

Всеобщее избирательное право для мужчин было введено в 1925 году. Женщины же получили право голоса лишь в конце 1945 г.

Депутаты Палаты представителей избираются на 4-летний период, однако, он может быть сокращен в случае досрочного роспуска парламента. Члены Палаты советников избираются на 6-летний срок. При этом половина мест обновляется путем выборов каждые три года.

Обе палаты собираются на очередные, чрезвычайные и специальные сессии. Очередные сессии парламента созываются раз в году в январе и длятся 150 дней. Главным законопроектом, представляемым очередной сессии, является бюджет на следующий финансовый год, который начинается в апреле.

Палате представителей принадлежит право первой рассматривать законопроект о бюджете, подготовленный и представленный парламенту Кабинетом министров. У нижней палаты есть определенные преимущества перед верхней в вопросах назначения нового премьер-министра и при обсуждении международных договоров. Палата представителей обладает правом выражать кабинету министров вотум недоверия или доверия. Это является одним из самых важных прав нижней палаты. Палата советников не наделена полномочиями выражать вотум недоверия. Она может временно выполнять функции Палаты представителей, если Кабинет министров созовет чрезвычайную сессию верхней палаты в то время, когда нижняя палата распущена.

На председателей обеих палат и их заместителей возложена обязанность поддерживать порядок в соответствующих палатах и наблюдать за выполнением повестки дня. Чтобы обеспечить свою беспристрастность в ходе заседания парламента, вышеупомянутые четыре лица обычно приостанавливают отношения со своими партиями.

Кабинет министров в соответствии с законом состоит из Премьер-министра, являющегося его главой, и министров. Кабинет министров представляет вторую, исполнительную ветвь государственной власти. Большинство его членов — главы правительственных министерств и ведомств.

Организация и непосредственное функционирование системы органов исполнительной власти Японии осуществляется на основе Закона о кабинете министров и Закона об организации государственного управления датой последней редакции, которых значится 1999 год, а также целый ряд правительственных указов, разнообразных инструкций, кадровых решений. Названные источники являются результатом завершения структурных преобразований системы государственного управления, начатых в 1994 году.

Основное содержание проведенной административной реформы в Японии заключается в следующем:

1) Углубление ведущей роли Премьер-министра и Кабинета министров позволит сделать администрацию более гибкой и внимательной к голосу народа.

Для укрепления ведущей административной роли Кабинета и Премьер-министра, реформа предусматривает:

§ введение новых должностей в Сек-

ретариате Кабинета Министров;

§ создание новой Канцелярии Кабине-

та Министров;

§ назначение Министров по особым

поручениям;

§ создание Консультативных советов

по важным политическим направлениям, таких как Консультативный совет по экономической и финансовой политике;

§ введение новых политических назначений — статс-секретарей и парламентских заместителей министра в каждом Министерстве.

2) Реструктуризация всего правительства позволит сделать процесс принятия решений внутри правительства более действенным и эффективным.

§ На текущий момент 1 Канцелярия и 22 министерства преобразованы в 1 Канцелярию Кабинета Министров и 12 министерств и ведомств.

§ Согласование политики по вопросам, затрагивающим два или более министерства, стало эффективнее благодаря всесторонней координации со стороны Канцелярии, которая получила более высокий статус, нежели другие министерства.

3) Введение новой системы НАО (Независимых административных организаций) позволило сделать выполнение политических решений более ясными и действенными.

Функции 89 правительственных организации, таких как Управление государственными музеями и научно-исследовательскими институтами, стало осуществляться НАО, которые организационно независимы от Правительства. Создание 59 НАО уже утверждено законодательно, и большинство из них начало действовать с 1 апреля 2001 года. По системе НАО:

§ их работа оценивается 3-й стороной;

§ приняты основные принципы систе-

мы расчета частных компаний;

§ большая часть информации — от-

крытая;

§ заработная плата каждого сотрудни-

ка отражает его деловые показатели, а также показатели каждой НАО

4) Сокращение административных работников позволило сделать Правительство более эффективным.

§ Поставлена цель сократить количе-

ство государственных служащих на 25% за 10 лет,

§ Количество департаментов сокра-

щено с 128 до 96 (на 25%), а количество отделов примерно с 1200 до 1000 (на 20%)[7].

Заметно внимание общественности к созданию необходимых условий для того, чтобы правительственная реформа давала позитивные результаты.

Переход от «бюрократического» к «политическому» руководству, как часто отмечается в Японии, не может быть обеспечен лишь простой

перестройкой структуры правительства, введение новых методов его работы. Еще на стадии принятия рамочного закона о правительственной реформе в средствах массовой информации подчеркивалось, что эффективность политического руководства будет зависеть в первую очередь от качества самих «политиков», их политического сознания и ответственности, способности к лидерству. А этого нельзя добиться без освобождения от трудно искореняемой в правящей Либерально-демократической партии практики назначения на посты министров и их парламентских заместителей по соображениям внутрипартийного баланса между фракциями парламентариев, причем нередко с учетом их возраста, числа избраний в парламент и степени лояльности к лидеру фракции, часто вопреки их деловым качествам и уровню компетентности. Кроме того, значительная часть политиков, направляемых правящей партией из парламента для руководства правительственными ведомствами, принадлежит к так называемым «кланам», в которые они сплачиваются для лоббирования тех или иных корпоративных интересов (разумеется, не без корыстной надежды на компенсацию собственных усилий, особенно во время парламентских выборов). А это означает, что таким политикам стать выше ведомственных и корпоративных интересов будет чрезвычайно трудно. Непременной предпосылкой эффективного политического руководства является, с одной стороны, готовность политиков отвечать за результаты своей деятельности, а, с другой, «строгий народный контроль» и жесткая оценка своей деятельности на парламентских выборах[8].

Очевидно, что политическое руководство предполагает преодолеть распространенное в Японии тесное сращивание политиков от бюрократии, о чем много говорят, особенно в правящих кругах и установить справедливые, честные, открытые и корректные отношения между теми и другими. Ведь не случайно прежние экономические успехи послевоенной Японии часто объясняют четкой, высокопрофессиональной и настойчивой работой правительственного аппарата, бюрократии в хорошем понимании этого слова. «Политическое руководство, — отмечается в редакционной статье газеты «Нихон кэйдзай», — этот не возвышение политиков над чиновниками и не вмешательство правящей партии в деятельность кабинета министров. Политического руководства не будет, когда правящая партия цепляется за каждую фразу премьер-министра и кабинета. Требуется и изменение сознания политиков, входящих в правящие партии»[9].

Независимо от того, насколько плодотворными окажутся на практике последствия реорганизации японского правительственного механизма, опыт ее подготовки и проведения, принципы перестройки и конкретные новации, а особенно последствия реформирования заслуживают пристального внимания и в Российской Федерации, где по-прежнему задача поиска оптимальной модели организации центральной исполнительной власти остается актуальной[10].

Третьей ветвью государственной власти в стране являются суды. Главной функцией всех

судов Японии является отправление правосудия. В состав Верховного суда входит 15 независимых судей. Решения Верховного суда являются окончательными.

Главный судья назначается императором по представлению кабинета министров, остальные судьи — кабинетом. Назначенные судьи Верховного суда утверждаются всенародным референдумом во время ближайших выборов в Палату представителей. Судьи Верховного суда подлежат утверждению со стороны народа в виде их персонального обсуждения на первой сессии Палаты представителей нового созыва. Если большинство депутатов Палаты представителей голосует против того или иного судьи, это ведет к его отставке. Референдумы повторяются через каждые 10 лет.

Верховный суд обладает исключительным правом толкования и суждения о соответствии Конституции тех или иных законов, постановлений и директив, а также правом пересмотра и отмены решений всех остальных судебных органов и прокуратуры. По представлению Верховного суда Кабинет министров персонально назначает судей нижестоящих инстанций.

Непосредственно Верховному суду подчиняются восемь районных апелляционных судов (в Саппоро, Сэндае, Токио, Нагое, Осаке, Хиросиме, Такамацу и Фукуоке), судьи, которых назначаются Кабинетом министров по списку, представляемому Верховным судом. Апелляционным судам подчинены суды низовых инстанций соответствующих районов — местные, дисциплинарные и семейные. Судьи этих судов также назначаются Кабинетом по представлению Верховного суда сроком на 10 лет с правом последующего возобновления назначения.

Местные суды контролируют деятельность дисциплинарных судов, которые занимаются разбором мелких дел по искам, а также дел, связанных с оскорблениями и нарушением общественного порядка.

Семейные суды объединены повсеместно с местными судами и действуют в пределах тех же территориальных единиц. В них разбираются гражданские дела, связанные с семейными отношениями. Согласно Конституции, «все судьи независимы и действуют, следуя голосу своей совести», будучи связаны только Конституцией и законами.

По данным Белой книги Японии в разделе преступность, в 1998 г. 1 076 329 человек, совершивших уголовные преступления, получили окончательные приговоры. 7 из них приговорены к смертной казни, 63 576 — к различным срокам заключения с принудительным трудом, в том числе 33 человека — к пожизненному заключению. 2 350 — к заключению без принудительного труда, 1 006 000 — к выплате различных штрафов, 57 — оправданы. Против 468 человек дело прекращено. Нередко суд выносит решение об отсрочке исполнения приговора и условном ос-вобождении[11].

Большую роль по установлению правового и общественного порядка в Японии играет полиция. Японская полиция имеет богатую историю и является на сегодняшний день одной из самых

эффективных правоохранительных организаций в мире.

Впервые в Японии структура, напоминающая сегодняшнюю полицейскую систему, была создана в период Эдо 1600-1868. Хотя и до этого в стране существовали силы правопорядка и охраны, строгую и четкую организацию они получили лишь во времена правления династии сегунов Токугава. Именно тогда многие представители самурайского сословия, лишенные возможности воевать и зарабатывать таким способом себе на существование, были призваны на службу в основанные при магистратурах полицейские, прокурорские и следственные подразделения. Самураи стали командирами созданных в каждом квартале групп, куда также вошли горожане (по одному человеку с каждых пяти семей). В таком виде полицейская система просуществовала в Японии около 200 лет. Она показала свою высокую действенность, что было обусловлено, в частности, системой круговой поруки, когда за преступления, совершенные жителем квартала, могли быть наказаны его соседи, а также широкой агентурной сетью, созданной по инициативе военного правительства.

После Реставрации Мэйдзи (1868) масштабные реформы, проводимые тогда в Японии, коснулись и полицейской системы. В 1873 г. был учрежден пост министра внутренних дел, в юрисдикции которого находилось Полицейское бюро. Новая полицейская система осталась жестко централизованной, но получила гораздо более широкий спектр областей ответственности, что повлекло расширение штатной структуры. Большинство сфер общественной жизни страны, деловая активность и средства массовой информации оказались под пристальным вниманием японских правоохранительных органов. Для усиления контроля за запрещенными или потенциально опасными политическими и общественными объединениями в 1911 г. была создана Специальная высшая полиция, структура которой была дополнительно усилена в

1928 г. Сфера влияния этого, а также многих других полицейских управлений постоянно расширялась в течение 30-х гг. и во время второй мировой войны.

После окончания войны полицейская система Японии подверглась реформированию, результаты которого были закреплены новым «Законом о полиции», принятым в 1947 г.. Закон предусматривал децентрализацию органов внутренних дел и создание 1600 независимых муниципальных полицейских управлений во всех населенных пунктах страны, где численность населения превышала 5 тысяч человек. Контроль над более мелкими поселками и деревнями возлагался на Национальную сельскую полицию.

Практика показала нежизнеспособность такой системы в Японии. В 1951 г. в «Закон о полиции» были внесены изменения, целью которых было проведение мероприятий по централизации полицейской системы. В 1954 г. новый «Закон о полиции» утвердил структуру, сохранившуюся в основном до наших дней.

Сегодня полицейская система Японии основана на сети управлений, размещенных в каждой префектуре (в Токио имеется особое Городское управление) и имеющих широкие оперативные полномочия, но полностью подотчетных Национальному полицейскому управлению. Префектуральные управления обеспечивают несение патрульной службы, сохранение безопасности на дорогах, работу криминальной полиции и многие другие рутинные функции, составляющие основу полицейской работы.

Для облегчения проведения оперативных мероприятий префектуры разделены на районы, где созданы отделы полиции (полицейские станции), подчиненные штаб-квартирам в префектурах. В целом в стране сейчас насчитывается около 1250 таких районных отделов, которым, в свою очередь, подчинено приблизительно 15 тысяч опорных пунктов полиции в городах — кобан и в деревнях — тюдзайсё. Кобаны оснащены средствами связи и транспортом, а тюд-зайсё являются часто и жилищем деревенских полицейских.

Основная единица полицейской системы — патрульный, несущий службу с напарником. Патрульные составляют около 40% от общей численности всего личного состава японской полиции. В их обязанности входит профилактика правонарушений, своевременное обнаружение совершенных преступлений и передача дел в специализированные отделы и управления. Эти подразделения проводят следственные и другие сложные оперативно-розыскные мероприятия. Кроме того, в полицейской системе существует ряд управлений центрального подчинения, несущих особые функции. К ним относятся Кидотай (отряды быстрого реагирования и подразделения по борьбе с массовыми беспорядками), Полиция безопасности, отвечающая за охрану первых лиц государства, и ряд других.

Основа работы патрульного и всей японской полицейской системы в целом — тесное взаимодействие с местным населением, традиционно проявляющим высокую внимательность и активно сотрудничающим с полицией. Главная задача низового полицейского звена — профилактика возможных правонарушений. Основная мера судебного регулирования — разнообразные штрафы. С 1977 г. проводятся ежегодные общенациональные кампании по предотвращению преступлений. Особое внимание уделяется жертвам преступлений, получающим в соответствии с законом денежные компенсации.

Японская полицейская система по-

прежнему сохраняет свою высокую эффективность, убедительным доказательством этого является чрезвычайно низкий уровень преступности в Японии и один из самых высоких в мире процентов раскрываемости совершенных преступлений. Так, например, процент раскрытия убийств (96-97) является самым высоким в мире. Основой такой высокой эффективности, по мнению международных экспертов, являются традиционная дисциплинированность и подсознательное следование конфуцианским нормам нравственности, свойственные японцам, традиционная общинность, мононациональность, от-

сутствие религиозных конфликтов, низкий уровень безработицы, высокий уровень жизни, строжайший контроль за огнестрельным оружием и наркотическими веществами.

В то же время в современном японском обществе существуют другие многочисленные проблемы, с которыми приходится постоянно сталкиваться полиции и, которые представляют все большую угрозу для нормальной жизни граждан. Это в первую очередь терроризм различных оттенков. Один из самых ярких примеров — деятельность секты «АУМ Синрикё», бросившей вызов устоям японского общества в целом и японской полицейской системе в частности. Продолжается усиление и разрастание японского организованного преступного сообщества, состоящего из преступных синдикатов и широко известного в мире под названием Якудза. Сейчас в полиции официально зарегистрировано около 90 тысяч человек, разделенных на 2330 преступных групп. Основные сферы деятельности этой японской мафии — игорный бизнес, проституция, порнография, торговля оружием и наркотиками, проникновение в легальный частный капитал и высокие государственные структуры. Особую озабоченность японской полиции вызывает также рост молодежной преступности, стремящейся к созданию своих независимых формирований. Ухудшает криминогенную обстановку в стране и постоянный рост потребления алкоголя — сегодня Япония является мировым лидером по этому показателю на душу населения, и отход молодежи от традиционных канонов воспитания, потеря связи поколений, сотрясающие страну кризисы и многое другое. Для преодоления негативных тенденций японская полиция продолжает искать новые методы профилактики преступлений и совершенствовать систему предупреждения преступлений[12].

Японская статистика разделяет преступления на две группы: преступления, предусмотренные Уголовным кодексом, и преступления, предусмотренные специальными законами. На практике подавляющая часть преступлений, предусмотренных УК, приходится на кражи и причинение телесных повреждений в результате небрежного управления автотранспортом; остальные виды преступлений этой группы составляют незначительную долю. В структуре преступлений, предусмотренных специальными законами, первое место занимают нарушения «Закона о дорожно-транспортном движении» (поскольку формально административных наказаний за эти нарушения не существует, они квалифицируются как уголовные преступления), второе — нарушения законодательства о наркотиках и возбуждающих средствах.

Создатели и исполнители уголовной политики Японии исходят из того, что суровость и массовость наказаний не смогут сдержать рост преступности. Поэтому в Японии даже лишение свободы (не говоря уж о смертной казни) применяют только тогда, когда тяжесть преступления и личность преступника делают этот вид наказания неизбежным . Таким образом , суровость не исключается, но обращение к ней резко сужает-

ся до пределов, в которых она максимально обоснованна.

Главным направлением правоохранительной политики является предупреждение преступлений.

Главное полицейское управление, Министерство юстиции и другие государственные и муниципальные органы ведут широкую и активную пропагандистскую работу. В частности, по всей стране ежегодно проводятся кампании, направленные на повышение правовой грамотности населения и усиление общественной поддержки государственной политики в деле борьбы с преступностью. Развитию общественного правосознания способствует выпуск в свет огромными тиражами всевозможной юридической литературы, в том числе текстов уголовного законодательства с различными комментариями и самых разнообразных изданий по проблемам уголовного права. Ежегодно выпуская в свет подробные «белые книги» о преступности и полиции, государство поддерживает с обществом откровенный диалог об успехах, недостатках и трудностях национальной политики в области борьбы с преступностью.

Организация публичной власти на местах в Японии определяется конституцией и «Законом о местной автономии» от 16 апреля 1947 г. Основные звенья местных органов власти — пре-фектуральные, городские, поселковые и деревенские собрания, численный состав которых устанавливается в зависимости от численности населения соответствующих административных единиц. Исполнительную власть в органах местного управления осуществляют: в префектурах

— губернаторы, в городах — мэры, в поселках и деревнях — старосты. Как местные собрания, так и главы местных управлений избираются населением. В выборах местных органов власти имеют право участвовать лишь лица, достигшие 20 лет и проживающие в соответствующей местности свыше трех месяцев. Кандидатами в члены префектуральных, городских, поселковых и деревенских собраний могут выдвигаться лица, достигшие 25 лет, кандидатами в губернаторы, мэры и старосты — лица, достигшие 35 лет. Голосование производится по тем же избирательным участкам и спискам и в основном по тем же правилам, что и при парламентских выборах[13].

Срок полномочий выборных лиц всех ступеней местного управления — четыре года. Выборные органы на местах не могут быть распущены по приказу «сверху». В то же время юридически допускается возможность досрочного роспуска местных собраний и отставки отдельных депутатов, губернаторов, мэров и старост по требованию большинства местного населения. На практике такие случаи крайне редки.

Префектуральные, городские, поселковые и деревенские собрания пользуются в пределах своей территории правом самоуправления и могут издавать постановления и принимать решения по следующим вопросам: утверждение местных бюджетов, рассмотрение вопросов, касающихся арендных платежей, жалованья чиновников муниципальных учреждений и местных налогов, рассмотрение вопросов о коммуналь-

ном имуществе, находящемся в ведении местных властей, и т.д. Местным собраниям формально дано право контроля над действиями исполнительных органов местной администрации. Парламент не может без одобрения местных собраний какой-либо административной единицы издавать законы, относящиеся лишь к этой административной единице.

В непосредственном подчинении у губернаторов находятся префектуральные управления. В подчинении у губернаторов и префектуральных управлений находятся мэры и старосты, возглавляющие городские, поселковые и сельские управления. Штат всех управлений состоит из профессиональных чиновников. В руках мэров и старост сосредоточена вся повседневная административная деятельность на местах[14].

Провозглашаемая законом автономная самостоятельность органов местного управления на практике существенно ограничена центральной государственной властью. Местные собрания лишены, например, полной самостоятельности в решении финансовых вопросов: их бюджеты находятся в постоянной зависимости от субсидий из центра. Контроль столичных властей осуществляется и прямым административным путем — через Министерство по делам местной администрации, которое решает вопросы, связанные со структурой местных органов власти, и осуществляет контроль над ними. Прочие министерства также имеют на местах сеть своих учреждений, осуществляющих контроль за органами местной администрации[15].

С 1994 года в рамках административной реформы принимаются существенные меры по децентрализации, расширению прав и укреплению самостоятельности органов местного самоуправления.

Несмотря на внушительный перечень республиканских институтов, построенных по аналогам западноевропейских и североамериканских демократий, Япония, отдавая дань собственной самобытной культуре, придерживается монархической формы правления.

Японский император — символ государства и единства нации. Император проводит только акты, касающиеся государственных дел и закрепленные Конституцией, и не может осуществлять власть над правительством.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Нынешний император Акихито взошел на трон в 1989 году. У него и его супруги императрицы Митико трое детей. Император Акихито родился в Токио 23 декабря 1933 г. Он — старший сын императора Хирохито и императрицы Нагако. Будучи кронпринцем, Акихито в апреле

1959 г., взял в жены, Митико Сёда (родилась 20 октября 1934 г.), старшую дочь президента крупной мукомольной компании.

Император Акихито вступил на престол 7 января 1989 г. после смерти отца — императора Хирохито (получившего по буддийской традиции посмертное имя: император Сёва). Император Хирохито скончался в возрасте 87 лет после 62летнего нахождения на троне.

Император Акихито — ихтиолог, опубликовавший немало научных работ в этой сфере

знаний. У императорской четы трое детей. Это кронпринц Нарухито, рожденный 23 февраля

1960 г., принц Фумихито, рожденный 30 ноября

1965 г., и принцесса Саяко, рожденная 18 апреля 1969 г. Оба сына учились в Оксфордском университете в Англии (Великобритания).

В июне 1993 г. кронпринц Нарухито женился на Масако Овада (рожденной 9 декабря

1963 г.), старшей дочери заместителя министра иностранных дел, которая сама была сотрудницей этого ведомства.

Принц Фумихито в июне 1990 г. вступил в брак с Кико Кавасима (рожденной 11 сентября

1966 г.), старшей дочерью профессора Университета Гакусюин, после чего получил семейное имя Акисино. У них две дочери — принцесса Мако, 1991 года рождения, и принцесса Како, 1994 года рождения. Императорская чета проживает в Императорском Дворце в столице Японии — Токио.

Современный монархический строй Японии успешно адаптировался к демократическим порядкам. И хотя институт императорской власти уже не является центральным звеном политической системы, он по-прежнему занимает важное место в обществе, что обусловлено позитивным отношением японского народа к императорской династии как особому элементу национальной истории и культуры.

Однако, в вопросы традиционной организации института монархии Японии тоже может быть внесено коренное изменение. В правительстве и в кулуарах Верховного суда на полном серьезе обсуждается «крамольная идея» — внесение поправок в законодательство, которые позволили бы женщине стать наследницей императорского престола. Действующее законодательство не допускает, чтобы в стране был «император в юбке». Пока не допускает. Однако не исключено, что дочь наследного принца Нарухи-то — его пока единственный ребенок, принцесса Айко, которой сейчас чуть больше года, — когда-нибудь станет императрицей.

Если это произойдет, Айко («любимое дитя» — так переводятся два иероглифа, из которых состоит ее имя) станет первой за почти два с половиной века императрицей в старейшей монархической династии в мире — по преданию она берет начало от мифического императора Дзимму, взошедшего на престол в 660 году до н.э. Управление императорского двора, правда, на официальном уровне отвергает возможность такого развития событий. Однако в частных беседах представители двора признают: это будет единственным выходом, если у 43-летнего кронпринца Нарухито и его супруги, 39-летней принцессы Масако, в ближайшие годы не родится мальчик. В противном случае вопрос о престолонаследии «станет предметом широких дискуссий в обществе»[16].

В японской мифологии и истории женщина играет большую роль. Считается, что нынешняя династия берет свое начало от богини солнца Аматэрасу-но-Омиками. Последняя из императриц — Го Сакурамати — вынуждена была отречься от престола в 1771 году, а всего в общем списке из 125 императоров (последний — ны-

нешний, Акихито) значатся восемь женщин, причем две из них становились императрицами дважды.[17]

«Женщина вполне может занять японский трон. Если это нормально для Англии или Голландии, то почему неприемлемо для Японии, — говорит «Известиям» бывший заместитель министра иностранных дел России, японовед Георгий Кунадзе. С точки зрения японских правил и психологии женщина-монарх — гораздо меньшее зло, чем нарушение династической цепочки. Другое дело, что в практическую плоскость этот вопрос встанет нескоро — наследный принц На-рухито относительно молод и на здоровье не жалуется».[18]

В течение длительного периода Япония была объектом для давления со стороны Запада. Однако она сама развязывала агрессивные войны и рассматривала Корею, Китай и государства Юго-Восточной Азии как объект своей политики. Исторический опыт и политические векторы развития привели к некой двойственности. В результате Япония к сегодняшнему дню достигла экономических успехов в качестве современного (модернизированного) капиталистического государства адаптивного типа.

В качестве довода к высказанному предположению приведем обобщения политикоэкономической инфраструктуры современной Японии, сделанные кабинетом министров Японии, в качестве отправных точек последующего реформирования социальной системы.

1. Верховенство бюрократии — Свободная конкуренция.

2. Концентрация вокруг Токио — Децентрализация.

3. Массовое финансирование — Корпоративные финансы.

4. Ориентация общества на поддержание связей по профессиональной линии — ориентация общество на поддержание связей по собственному выбору.

5. Японская модель менеджмента — менеджмент в конкурентной среде.

6. Унифицированная система образования — система образования, ориентированная на личность.

Осуществление этих преобразований как раз и является революцией интеллектуальных ценностей[19].

Японские ученые раньше скептически смотрели на стремление некоторых американских и европейских политологов видеть в культурных и цивилизационных различиях коренной фактор внутренних и международных отношений, с окончанием холодной войны не могли не признать, что роль идеологического фактора

практически сошла на нет, тогда как социокультурный фактор стал играть куда более значительную роль.

На трансформацию традиционных национальных основ социального управления, современной Японии не может не сказываться и такой процесс общемирового цивилизационного развития как глобализация.

Глобализация существенно трансформирует три основные уровня политической системы

— государственное управление, которое находится на вершине пирамиды; гражданское общество, которое располагается внизу, и, наконец, политический процесс, который находится между ними. Дискуссии вокруг глобализации продолжаются и, видимо, далеки от завершения. Общий вывод, однако, уже просматривается с достаточной очевидностью: не навязывание ценностей, а гармонизация, не отторжение, а адаптация должны стать непреложным принципом международных и внутриполитических отношений XXI века. Реальный путь к гармонизации — это признать различия между нациями как норму и строить отношения, будто этих различий нет. Нации могут идти различными путями, но при этом сотрудничать в любых сферах без того, чтобы жертвовать чем-либо.

Японии г-на Т. Сакаия//

http://www.japantoday.ru/japworld/jw2709.shtml

[1] Ванденберг Хуго. Историческое развитие Японии: от основания государства до Цусимского боя/ Пер. с нем. СПб., 1905. С. 54.

[2] Лаутерер И. Япония: страна восходящего солнца прежде и теперь/ Пер. с нем. СПб., 1905. С. 8.

[3] Дискин И.Е. Реформы и элиты: институциональный аспект// Общественные науки и современность. 1995. № 6. С. 30.

[4] Дискин И. Е. Указ соч. С. 29-41.

[5] Там же. С. 42.

[6]

http://www.japantoday.ru/encyclopaedia/p2.shtml

[7] Реформа центральных и правительственных органов Японии. (Заявление Премьер-министра Ёсиро Мори 6 января 2001 года)// http://www.japantoday.ru/japworld/jw008.shtml

[8] Сенаторов А. Япония: крупная реорганизация правительственной структуры// Проблемы Дальнего Востока. 2002. № 2.

С. 61 -62.

[9] Нихон кэйдзай симбун. 2000. 26 декабря.

[10] Сенаторов А. Япония: крупная реорганизация правительственной структуры// Проблемы Дальнего Востока. 2002. № 2.

С. 63.

[11] Государственное устройство Японии// http://oriental.ru/articles/ japan.shtml

[12]

http://www.japantoday.ru/encyclopaedia/p12.shtml

[13]

http://www.japantoday.ru/encyclopaedia/s15.shtml

[14]Латышев И. А. Япония, японцы и японоведы. М., 2001. С. 632.

[15] Сенаторов А. Открытость — условие доверия граждан к власти// Япония сегодня. 2000. Октябрь. С. 12.

[16] Зорин А. Феминизм на троне// Известия. 2003. 20 марта.

[17] http://www.izvestia.ru/world/article31414

[18] Зорин А. Указ. соч.

[19] Японская экономика — реформирование индустриального общества в интеллектуальное: реформы премьер-министра Д. Коидзуми и тенденции в японской экономике: Лекция специального советника кабинета министров

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.