Научная статья на тему 'СОЧЕТАНИЕ ИДЕЙ ГУМАНИЗМА И ПАТРИОТИЗМА В ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВЗГЛЯДАХ АБДУРАУФА ФИТРАТА'

СОЧЕТАНИЕ ИДЕЙ ГУМАНИЗМА И ПАТРИОТИЗМА В ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВЗГЛЯДАХ АБДУРАУФА ФИТРАТА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
82
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Science and innovation
Область наук
Ключевые слова
развитие науки / Родина / педагогика / А. Фитрат / патриотизм / образование / воспитание / джадид. / development of science / Motherland / pedagogy / A.Fitrat / patriotism / education / upbringing / jadid.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Муминджанова Саида Хаитматовна, Турғунбулатов Диёрбек Рузмамат Уғли

В данной статье проводится научный анализ творчества известного джадида, писателя Абдурауфа Фитрата, с точки зрения педагогического подхода к идеям гуманнизма и патриотизма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE COMBINATION OF THE IDEAS OF HUMANISM AND PATRIOTISM IN THE PEDAGOGICAL VIEWS OF ABDURAUF FITRAT

This article provides a scientific analysis of the work of the famous Jadid, the famous writer Abdurauf Fitrat as a matter of pedagogical approach to the ideas of humanity and patriotism.

Текст научной работы на тему «СОЧЕТАНИЕ ИДЕЙ ГУМАНИЗМА И ПАТРИОТИЗМА В ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВЗГЛЯДАХ АБДУРАУФА ФИТРАТА»

СОЧЕТАНИЕ ИДЕИ ГУМАНИЗМА И ПАТРИОТИЗМА В ПЕДАГОГИЧЕСКИХ

ВЗГЛЯДАХ АБДУРАУФА ФИТРАТА Муминджанова Саида Хаитматовна

Тьютор Чирчикского государственного педагогического университета Ташкентской

области

Тургунбулатов Диёрбек Рузмамат угли

Студент 3 -курса Чирчикского государственного педагогического университета

Ташкентской области https://doi. org/10.5281/zenodo.6790175 Аннотация. В данной статье проводится научный анализ творчества известного джадида, писателя Абдурауфа Фитрата, с точки зрения педагогического подхода к идеям гуманнизма и патриотизма.

Клюшевые слова: развитие науки, Родина, педагогика, А. Фитрат, патриотизм, образование, воспитание, джадид.

THE COMBINATION OF THE IDEAS OF HUMANISM AND PATRIOTISM IN

THE PEDAGOGICAL VIEWS OF ABDURAUF FITRAT Abstract. This article provides a scientific analysis of the work of the famous Jadid, the famous writer Abdurauf Fitrat as a matter ofpedagogical approach to the ideas of humanity and patriotism.

Keywords: development of science, Motherland, pedagogy, A.Fitrat, patriotism, education, upbringing, jadid.

ВВЕДЕНИЕ

Общественно-политическая, духовная жизнь XX века немыслима без деятельности джадидских деятелей. Джадиды, главной целью которых является просвещение народа, научно и практически показали, что организация образования в гармонии с воспитанием, опорой на ценности в образовательном процессе, является главной целью в формировании духовности подрастающего поколения, что отражено в их трудах и воззрениях. Одним из таких джадидских деятелей был известный писатель, видный государственный деятель, первый профессор, выросший в Туркестане Абдурауф Фитрат, который в своих взглядах особое внимание уделяет роли и месту национальных ценностей в образовательном процессе.

Оценивая совокупность национальных ценностей как фактор, составляющий понятие Родины, он говорит: - "Родина-это многообразная культура нации, ее наука, язык, религия, характер, обычаи и традиции"[1; 63].

МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ

Фитрат изучал Священный Коран, хадис и его пропаганду у таких ученых как аль-Бухари, эт-Термизи, Ахмада Яссави, Бахауддина Накшбанди, Насра Фараби, заложившего основы философии и музыки, Абу Райхана Беруни, знатока Корана, Шейха ур-Раиса Ибн Сино, султана поэзии Алишера Навои.

Фитрат глубоко изучает устное народное творчество и обычаи нации на основе собственного анализа, он прекрасно понимает значение этих ценностей в умственном и нравственном воспитании, поэтому Фитрат при создании своих представлений о

психическом и нравственном развитии гармоничного человека руководствуется традициями и обычаями устного народного творчества. В своих пособиях он называл устное народное творчество "народной литературой", указывая на его отличия от письменной литературы. Писатель делает это различие не только в том, что письменная литература используется в письменной форме, а устная литература используется в устной форме, но и в том, как иностранная литература воспринимается большинством.

Даже некоторые известные писатели утверждают, что письменные произведения поэтов, написанные с учётом духа народа, стали народной литературой, которую многие, не зная её автора, считают устной народной литературой.

РЕЗУЛЬТАТЫ

Фитрат делит народную литературу на такие виды, как песня, сказка, пословица, загадка, былина, и анализирует их. В своих произведениях, пособиях и учебниках писатель также приводит примеры материалов устного народного творчества, в которых отражены гуманизм, патриотизм и другие высокие нравственные качества. Он также высоко оценивает воспитательное значение различных национальных праздников о чем он пишет: - "такие праздники и свадьбы считаются полезными. Прежде всего, сколько людей собираются вместе, едят и общаются. Под этим предлогом отношения дружбы между ними становятся более крепкими. Затем на этих праздниках они ведут полезные беседы о потребностях страны и нации.Поэтому религия не запрещает свадьбы [2; 224].

Ученый Фитрат при создании таких идей, как пропаганда совместного обучения и воспитания, демонстрация важности науки, изучения знаний в умственном воспитании, воспитании совершенного человека, создание классификации наук, обоснование важности естественнонаучного и языкового образования и т. д. В частности, он опирается на Ибн Сино в своём учении о физическом воспитании, создавая систему медицинских наук. Писатель Фитрат глубоко изучает творчество Юсуфа Хоса Ходжиба, Ахмада Югнаки, Абдурахмана Джами, Фирдавси, Ясави, Бедиля, Омара Хайяма. Он считает Амира Темура гордостью нации. Именно на этом строится идея воспитания морально зрелого, гармоничного человека. В основе его учения лежит проблема личности, человека. Через человека и людей идет развитие нации, народа. Идея о том, что общество достигает высот благодаря всестороннему совершенствованию человека, является основой восточной философии. Ученый также создал свои идеи о нации и патриотизме на основе изучения этого наследия. В своем творчестве Фитрат опирается на Исламское религиозное учение. Важную роль в формировании его просветительских и педагогических взглядов сыграли также религия Ислам, его вера в Коран и хадисы.

ОБСУЖДЕНИЕ

Духовные, семейные, человеческие обязанности, которые писатель изложил в своем труде "лидер спасения", он берет из религиозных учений и применяет их к духовной и нравственной жизни людей. Фитрат также связывает идею борьбы за народ, нацию с религиозным учением. Цитируя следующий хадис: "клянусь Богом, что моя душа-его сила. Если у вас нет друга, пожертвуйте свои вещи другому мусульманину, клянусь, никто из вас не может быть верующим[3; 58].

Он трактует его следующим образом: "если человек думает только о себе и небрежно смотрит на положение других, то есть отдаляется от своей нации, то ни он сам,

ни его народ не могут достичь счастья, чтобы достичь счастья, каждый должен думать об интересах своей нации. Фитрат создал более десятка драм на различные темы. В драмах писателя главной идеей стало прославление нации и Родины, их независимости. В них превозносится гуманизм и патриотизм. Фитрат пытается глубоко изучить это наследие на протяжении всей своей жизни, чтобы использовать культурное наследие прошлого в своем творчестве. Примером может служить его деятельность в обществе" Чигатай гурунги". Это общество было создано в 1918 году и ставило перед собой цель собирать, изучать и публиковать образцы узбекской классической литературы и устного народного творчества (сказки, пословицы, поговорки и т. д.), реформировать алфавит и орфографию, правила нашего языка

В свою очередь мы должны воспитывать в подрастающем поколениии чувство любви к Отчизне. Чувство патриотизм -это когда человек живёт проблемами и радостями своей Родины, и готов принести себя в жертву во имя Родины, то это чувство превращается в достоинство. 4;191].

Фитрат считал, что для составления правил языка нужно использовать нашу древнюю литературу, а для этого собирать произведения великих писателей,народное творчество и слова, а не правила татарского или языка усманидов. Поэтому в своей деятельности Фитрат большое внимание уделяет изучению литературного наследия и устного народного творчества.

ВЫВОДЫ

В заключение, нужно отметить, что образовательные педагогические взгляды Фитрата были сформированы под влиянием ведущих традиций, обычаев, устного народного творчества, наследия прошлого и обучению Ислама. Ученый глубоко изучал каждое из них и эффективно использовали их в своём творчестве. Основываясь на них он создал свою идею национального патриотизма.

Список использованной литературы:

1. Д.А.Ахатова. Абдурауф Фитратнинг маърифий-педагогик карашлари. Педагогика

фанлари номзоди илмий даражасини олиш учун ёзилган дисс. Т.: 1998. 163 б.

2. А. Фитрат. Рахбари нажот. Петроград. 1915. 224 б.

3. Фаттаев М. Атокли педагогларимиз. - Т.: Укитувчи, 1988. - 58 б.

4. Д.Р.Тургунпулатов (2021). Шухратнинг "Мардлик афсонаси" балладаси ва

Миркарим Осимнинг "Тумарис" тарихий хикояларида ватанпарварлик, ватанга

булган мухаббат туйгуларининг улугланиши. Scientific progress 2(3), 191 б.

5. Фитрат А. XVI асрдан сунгги узбек адабиётига умумий бир караш // Аланга.

6. Д.Р.Тургунпулатов (2022). Абдулла Орипов шеъриятида маърифий гояларнинг

бадиий тараннуми. Science and innovation 3(5), 146-151 б.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.