УДК 316
Тлехугова Ирина Хажмуратовна
аспирант кафедры социологии Российского университета дружбы народов [email protected]
Сочетание этнокланового
фактора и патернализма (на примере чеченской республики)
Аннотация. В данной статье рассмотрены проблемы и специфика этнокланового фактора и патернализма в Чеченской Республике. Предлагается обоснование причин появления и характер существования патернализма и кла-новости, характер влияния их на модернизаци-онные процессы в республике. Рассматриваются проблемы функционирования тейпов на современном этапе развития Чеченской Республики. Рассматриваются предпосылки появления этнократии влияние этих факторов на социально-экономическое развитие республики. Описывается роль сложносоставных неформальных систем в поведение населения. Влияние правящей элиты(клан) на экономическое развитие.
Ключевые слова: кланы, этноклановый фактор, патернализм, тейп, этнократии, Чеченская Республика.
Irina H. Tlekhugova
Graduate student of department of sociology of the Russian Peoples' Friendship University [email protected]
The combination
ethnolanguage factor and paternalism (on the example of the chechen republic)
Annotation. This article describes problems and specific ethnolanguage factor and paternalism in the Chechen Republic. Provides a justification of the reasons for the appearance and character of the existence of paternalism and cronyism, the nature of their influence on modernization processes in the Republic. Considers issues of functioning of the tapes at the present stage of development of the Chechen Republic. Discusses the emergence of an ethnocracy, the influence of these factors on socio-economic development of the Republic. Describes the role of the informal composite systems in the behavior of the population. The influence of the ruling elite(clan) on economic development.
Keywords: clans, ethnic clan factor paternalism teip, ethnocracy, the Chechen Republic.
Актуальность темы обуславливается тем, что политические институты Российской Федерации имеют сложное и неоднородное строение. Институты, которые регулируются законодательством, тесно переплетаются с неформальными институтами, регулирование которых происходит на основании норм обычаев и традиций. Такой симбиоз
оказывает огромное влияние на полиэтнические и
.
перестройки в Чеченской Республике борьба региональных группировок стала доминирующим фактором политической жизни. По мнению политолога Д. Фурмана было несколько объективных факторов, которые делали такое развитие событий не неизбежным, но глубоко вероятным [5, с. 7]. В первую группу входят внешние факторы. Они связаны с
наследием советской национальной политики, - -
,
Федерация в первые годы реформ [2, с. 12]. Вторую группу составляют внутренние факторы, к которым относят специфику экономического, социального и
этнополитического развития национальных респуб-,
власть в своей внутренней политике.
В Чеченской республике власть принадлежит .
будем понимать власть бюрократической элиты,
которая сформирована из представителей одного народа по национальному признаку. В Чеченской Республике власть принадлежит представителям титульных народов и распределяется
по принципу национально-пропорционального .
нетитульные народы оказываются вычеркнутыми из «официальной политики».
Этнические кланы Северного Кавказа не всегда
формируются из этнических однородных сооб-.
иногда из нескольких семей, включающих близких родственников, после чего для улучшения функционирования подобных кланов сообщества могут , -
стве с основателями клана, и даже не принадлежащих к данному этносу. Ядро клановой группы, как правило, моноэтнично, однако, этнический характер такого сообщества не имеет доминирующего значения до тех пор, пока между несколькими разными кланами не возникнет конфликт на почве распределения экономических или политических ресурсов. Подтверждением присутствия этнокланового фактора в Чеченской Республике является так называемый клан Кадырова.
У клана Кадырова монополизирован весь существующий крупный бизнес и не только.
Итак, поведение граждан Чеченской Республики регулируется сложносоставной неформальной системой. Одной из главных причин сложившейся ситуации в Чеченской Республике является проникновение архаичных этнических структур в руководство «национальных республик». Неизжитая традиционная родовая организация, пересаженная в постсоветскую реальность, дает практически готовую модель клана. Ситуация усугубляется еще и за счет отсутствия русских среди руководителей органов государственного управления и в ряде других сфер занятости. В Чеченской Республике степень паритетности представителя традиционных клановых структур в официальных органах власти определяется как стабилизирующий фактор общественно-политической ситуации. Такой раздел сфер влияния происходил периодически под
влиянием некоторых факторов. Последним раун-
,
времени, был приход к власти Джохара Дудаева,
,
аппарат постепенно начали терять свое влияние.
, -
сти в российских государственных структурах, совершают попытки возвращения своей традиционной власти в Чечне. Более того, значение тейпов и их роль в >шзни чеченского общества нельзя приуменьшать, и на это есть свои причины.
- , -
,
оснащение, организованность и дисциплинированность. Их действия подчинены исключительно родовым авторитетам, поэтому власть в некоторых районах Чечни полностью принадлежит .
-,
многом определяют причины противостояний разных структур власти. К примеру, «президент -
парламент» или территориальный «Грозный -».
Развитие этнокланового фактора обуславливается невыполнением в 1990-х годах со стороны государства функций надзора за соблюдением экономических и социальных установлений, неформальными правилами игры. В итоге законопослушность постсоветских граждан, особенно
, ,
чем в аналогичных показателях на Западе. В народных республиках этнические традиции и система кровных связей имели, куда большее значение, чем позитивное право.
Литература:
1. Задворнов И А. Северный Кавказ: этнополи-тические и религиозные особенности социокультурной идентичности // Социологические исследования. 2000. № 10. С. 52-57.
2. Россия: Социальная ситуация и межнациональные отношения в регионах/авт. сост. В.Н. Иванов, И.В. Ладодо, Г.Ю. Семигин. М., 1996.
3. Соколов Д. Источники конфликтов и развития на Северном Кавказе: доклад Кавказского цен-
Наряду с этим Чеченская республика является классическим примером патерналистского прав.
определенную доктрину и деятельность с пози-« » . -тернализм является значимой чертой политической культуры региона. Сама структура небольшого общества напоминает разросшуюся кре-, « », «
клан» или несколько «тановых» образований.
На сегодняшний день патернализм в республике представляется нам как антидемократическое явление, которое замедляет развитие общественных отношений. Патернализм, трансформировавшись в различные режимы, ущемляет ,
от участия в управлении государственными делами, способствует укреплению пассивной граж-, -
лизм, как основу тоталитарного стиля правле-.
Мы можем сделать вывод, что Чеченская Республика имеет двойную систему политических
,
институты и неформальные, система которых коренится в традиционном характере общественных институтов и практик. В неформальных политических институтах народных республик на первый план выходит этничность, кровнородственные земляческие связи, религиозность. Реализация такой политической системы предоставляется этнократическим элитам, кланам, национальным политическим движениям, радикальным конфессиональным организациям. Ресурсы их влияния обеспечиваются, в первую очередь, теневой экономикой, коррупцией и па-трон-тиентарными взаимодействиями.
Таким образом, главным недостатком этнокла-новости и патернализма (на примере Чеченской республики) является неспособность осуществлять процессы модернизации. Причины такой структурной слабости и недостаточности скрываются в излишней концентрации на внешнеэкономических факторах - внутриклановой лояль-,
или на притоке сторонних ресурсов. Этноклано-вость представляется как вид социальной организации, в которой преобладают не нормативные или бюрократические механизмы админи-
, ,
личностный механизм управления.
Literature:
1. Zadvornov I.A. North Caucasus: ethnopolitical and religious features of sociocultural identity // Sociological researches. 2000. № 10. Page 52-57.
2. Russia: A social situation and the international relations in regions/bus сост. V.N. Ivanov, I.V. Ladodo, G.Yu. Semigin. M., 1996.
3. Falcons D. Sources of the conflicts and development in the North Caucasus: report of the Caucasian
тра проектных решений / Д. Соколов, X. Магомедов, Н. Силаев // Ш1_: http://www.kavkaz-uzel.ru/ а|Ио1еБ/222461 (дата обращения 28.11.2015.)
4. ТощенкоЖ.Т. Этнократия: история и современность / Социологические очерки. М., 2003. С. 55-59.
5. Фурман Д.С. Самый трудный народ для Рос-
// : . М., 1999.
center of design decisions / D. Falcons, H. Magome-dov, N. Silayev // URL: http://www.kavkaz-uzel.ru/ articles/222461 (date of the address 11/28/2015.)
4. Toshchenko Zh.T. Etnokraty: history and present / Sociological sketches. M., 2003. Page 55-59.
5. Fuhrman D.S. The most difficult people for Russia // Chechnya and Russia: societies and states. M., 1999.