Научная статья на тему 'СОБЫТИЙНЫЙ ТУРИЗМ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ РЕСТОРАННОГО БИЗНЕСА В ГОРОДЕ САНКТ-ПЕТЕРБУРГ'

СОБЫТИЙНЫЙ ТУРИЗМ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ РЕСТОРАННОГО БИЗНЕСА В ГОРОДЕ САНКТ-ПЕТЕРБУРГ Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
28
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ивент-туризм / ресторанный бизнес / туристический рынок / event tourism / restaurant business / tourist market

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Пищенкова Д. А.

В статье рассмотрены теоретические аспекты событийного туризма (ивент-туризма). Представлены особенности развития и влияния событийного туризма на примере г. Санкт-Петербург. Проанализировано влияние и уровень значимости ресторанно-гостиничного бизнеса в сфере событийного туризма. В работе представлен анализ сферы событийного туризма как инструмента развития и привлечения целевой аудитории предприятий ресторанного бизнеса в г. Санкт-Петербург.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по прочим социальным наукам , автор научной работы — Пищенкова Д. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EVENT TOURISM AS A FACTOR IN THE DEVELOPMENT OF RESTAURANT BUSINESS IN THE CITY OF SAINT-PETERSBURG

The article considers the theoretical aspects of event tourism (event tourism). The features of the development and influence of event tourism are presented using the example of Saint-Petersburg. The influence and level of significance of the restaurant and hotel business in the field of event tourism are analyzed. The work presents an analysis of the field of event tourism as a tool for the development and attraction of the target audience of restaurant business enterprises in Saint-Petersburg.

Текст научной работы на тему «СОБЫТИЙНЫЙ ТУРИЗМ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ РЕСТОРАННОГО БИЗНЕСА В ГОРОДЕ САНКТ-ПЕТЕРБУРГ»

УДК 33

Пищенкова Д.А.

студентка магистратуры Санкт-Петербургский государственный экономический университет

(г. Санкт-Петербург, Россия)

СОБЫТИЙНЫЙ ТУРИЗМ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ РЕСТОРАННОГО БИЗНЕСА В ГОРОДЕ САНКТ-ПЕТЕРБУРГ

Аннотация: в статье рассмотрены теоретические аспекты событийного туризма (ивент-туризма). Представлены особенности развития и влияния событийного туризма на примере г. Санкт-Петербург. Проанализировано влияние и уровень значимости ресторанно-гостиничного бизнеса в сфере событийного туризма. В работе представлен анализ сферы событийного туризма как инструмента развития и привлечения целевой аудитории предприятий ресторанного бизнеса в г. Санкт-Петербург.

Ключевые слова: ивент-туризм, ресторанный бизнес, туристический рынок.

Введение. Развитие современной сферы ресторанного бизнеса, а также туристической индустрии происходит под влиянием разнообразных факторов внешнего и внутреннего среды. Среди перспективных направлений выделяют событийный туризм. Появление и развитие такого вида туризма, обусловлено повышением спроса среди потребителей. Из года в год количество посетителей событийных туров растет, что вызывает необходимость в создании модернизированной инфраструктуры, изучении туристического спроса на событийный туризм, а также факторы, влияющие на него, при подготовке специалистов для взаимодействия с потребителями, привлечении денежных средств для продвижения и реализации event-туров. Развитие событийного туризма в городе Санкт-Петербург будет способствовать повышению

экономического уровня региона, роста турпотока, а также развитию предприятий ресторанно-гостиничного бизнеса.

Основные результаты и их обсуждение. В научный оборот понятие «событийны туризм» было введено в 1987 г. Департаментом туризма и общественности Новой Зеландии. Событийный туризм (ивент-туризм) - вид туризма, связанный с посещением туристов мест проведения событий, в определенное время, согласно установленным срокам мероприятия. Основными целями организации событийных мероприятий является удовлетворение определенных потребностей: получение культурного опыта, знакомство с традициями данной местности, способ проведения досуга [3, с. 85].

Характерной особенностью событийного, или event-туризма, является посвящение путешествия к определенному событию или празднику. Это могут быть национальные фестивали, карнавалы, международные конкурсы различной направленности (музыкальные, песенные, хореографические), спортивные соревнования, театрализованные представления, а также явления природного характера, которые привлекают туристов своей уникальностью и неповторимостью. Развитие и популярность событийного туризма основывается на некоторых взаимозависимых аспектах, а именно: на поведении людей, их мотивационном выборе, учитывая настроение, установки, эмоции посетителей, их направленность к познанию, осознанию и пониманию события.

Большинство исследователей, анализируя рост данного сектора туризма, выделяют ряд факторов благоприятных факторов: устраняет диспропорции регионального социально-экономического развития, увеличение роста турпотока, а также формирование лояльного отношения туристов к региону, тем самым обеспечивая повторные посещения дестинации, преодолевает, традиционные для туризма, сезонные колебания, увеличивает продолжительность пребывания и количество расходов туристов, формирует положительный имидж туристической дестинации [1]. Очевидно, что такие преимущества являются выгодными.

Событийный туризм может рассматриваться как процесс и инструмент развития туристической индустрии. Однако, развитие данного вида туризма предполагает определенного ресурсного обеспечения. Событийный туризм может быть эффективным инструментом развития туристической дестинации при условии сбалансированности и продуманности ивент-предложений. При этом, важно учитывать, что каждый из типов ивент-туризма рассчитан на конкретного потребителя. Таким образом турпродукт формируется исходя из спроса, конкретных ожиданий и предпочтений.

На сегодняшний день, событийный туризм может выступить фактором для развития региона, поскольку данный вид туризма способствует привлечению потенциальных посетителей к туристическим дестинациям, привлечению новых инвестиций, а также улучшению уровня местной экономики. Таким образом, событийный туризм — это не только перспективный и динамично развитый сегмент туристического рынка, но инструмент для «продвижения» территорий. Событийный туризм позволяет максимально эффективно использовать туристские возможности региона, объединяя в единый турпродукт, постоянные (музеи, памятники, культовые сооружения, природные достопримечательности, исторические места) и временные (события культурной, спортивной и музыкальной жизни) туристические дестинации.

Особое внимание вызывает характеристика туристической привлекательности территории, которая обусловлена рядом фактором: а именно: мощность и пропускная способность средств размещения туристов, уровень развития предприятий ресторанного бизнеса, уровень развития транспортной сети, уровень развития индустрии развлечений, возможность посещения историко-культурных памятников, обеспеченность туристической сети обслуживающим персоналом и пр.

Событийный туризм становится генератором развития многих городов и регионов, и город Санкт-Петербург не стал исключением. Рассмотрим

статистические данные турпотока в г. Санкт-Петербург на период с 2019 по 2023 гг. (рисунок 1).

Рисунок 1. Данные туристического потока 2019-2023 гг. в г. Санкт-Петербург Примечание: Рисунок 1 составлен на основе источника 5.

Согласно данным рисунка, туристический поток на период 2023 г. составил 9,4 млн. туристов, прирост по сравнению с предыдущим годом, составил 16%. На период 2024 г., прогнозировалась, что общий прирост турпотока составит 10%. Однако, за период 9 мес. 2024 г., общая численность туристов, посетивших Санкт-Петербург составила 8,7 млн. чел. Таким образом, Санкт-Петербург по-прежнему стремится к допандемийным показателям: 10,4 миллиона поездок, где 47,2 % составляют иностранные туристы.

Учитывая данные о турпотоке событийного туризма, на период 2022 г. и первой половины 2023 г. мероприятия разной направленности привлекли 4,1 млн. посетителей. Согласно мнению экспертов, увеличение числа туристов событийного туризма на период 2024 г. составит 10%.

В структуре расходов туристов при посещении г. Санкт-Петербург, 84% приходится на туристическое потребление, 11,6% составила экскурсионное потребление. Наибольший вклад в туристско-экскурсионное потребление вносят затраты: на проезд, питание в кафе и ресторанах, проживание и шопинг в Санкт-Петербурге -суммарно данные статьи расходов обеспечивают 69,6% общего объема туристско-экскурсионного потребления [5].

Развитие событийного туризма в г. Санкт-Петербург обусловлено рядом уникальных мероприятий, к которым можно отнести: праздник выпускников «Алые паруса», День Военно-Морского Флота, Праздник фонтанов в Петергофе, Концерт «Классика на Дворцовой», музыкально-развлекательный фестиваль VK Fest, гастрономический фестиваль «BreakFest» и и множество других фестивалей различной направленности (изобразительное искусство, кино, архитектура и др.) [7]. Одним из важнейших факторов, привлекающих событийных туристов, является возможность посещения мероприятия всей семьей, а также наличие развлечений для гостей разных возрастов. Особенностью событийного туризма в г. Санкт-Петербург является то, что он ежегодно обновляется и пополняется новыми событийными турами, которые со временем переходят из разряда случайных в регулярные.

Одной из важнейших составляющих туристической индустрии, которая определяет туристический потенциал региона, является гостиничный бизнес. Поскольку без средств размещения (отели, хостелы, мотели и пр.) событийный туризм не может развиваться. В таблице 1, представлены основные показатели номерного фонда качественных средств размещения г. Санкт-Петербурга, а также показатели динамики на период 2023 г.

Таблица 1 . Показатели и динамика номерного фонда гостиниц в г. Санкт-Петербург.

Основные показатели Динамика за 2023 г.

Номерной фонд в качественных средствах размещения, ед. в том числе: 27 275

Номерной фонд в гостиничных объектах, ед. 15 025

Номерной фонд в аппарт-отелях, ед. 8 240

Средняя загрузка номерного фонда, % 63,7

Средняя стоимость номера, руб./сутки 5 975

Средний доход на номер, руб./сути 3 807

Примечание: Таблица 1 составлена на основе источника 4.

Согласно исследованию гостиничной сферы, общий номерной фонд Санкт-Петербурга, в сегменте классических гостиниц, насчитывает 27 275 номеров, динамика роста составила 10,7% по сравнению с 2022 г., при этом средняя загруженность отелей составляет 70-75%, а в период крупных мероприятий превышает 80%. Помимо классических гостиниц, с каждым годом также становятся популярными хостелы, как альтернативные средства размещения [4].

Как уже было отмечено, событийный туризм отличается многообразием форм. Стоит отметить, что участие в событийном мероприятии является формой проведений досуга, а организация питания является неотъемлемой частью любого события. В работе И.А. Голубевой и А.А. Коломиец, событийный туризм представлен, как активный инструмент развития ресторанного бизнеса, поскольку некоторые виды событийного туризма, в частности гастрономические фестивали, предполагают использование услуг предприятий ресторанного бизнеса и гостиничных комплексов. Кроме того, ресторанный бизнес может принимать активное участие в обслуживании выездных мероприятий событийного туризма в форме кейтеринга [2]. Таким образом, можно отметить, что организация подобных событийных мероприятий, увеличивает поток туристов, а также способна обеспечить загрузку предприятий ресторанного бизнеса, в том числе вне туристического сезона.

В условиях жесткой конкуренции, рынок ресторанного бизнеса нуждается в применении современных методов и инновационных технологий в сфере продвижения своих услуг. Именно поэтому, событийный туризм является одним из инструментов привлечения потенциальных потребителей и развития ресторанного бизнеса в целом. Однако, также важно отметить, что предприятия ресторанного бизнеса стоит рассматривать не только как средство удовлетворения потребностей в питании, но и как способ познания культуры, традиций народа в стране пребывания, как цель туристического путешествия.

Предприятия питания - это визитные карточки городов, следовательно, необходимо уделять значительно внимание на развитие, стимулирование и поддержку заведений общественного питания, формировать положительный имидж местного ресторанного бизнеса. В последнее время г. Санкт-Петербург выгодно выделяется среди других городов России и заслуженно славится своими ресторанами, кафе, барами, кофейнями. На сегодняшний день, Санкт-Петербург занимает 2-е место в России по общему количеству заведений общепита, общая численность заведений ресторанного бизнеса составила - 18 013, за год их количество выросло почти на 4%. Согласно статистическим данным, с декабря 2023 г. по июнь 2024 г., посещаемость ресторанов увеличилась на 7%, что связано с ростом турпотока в городе на 20%. Преимущественно спросом у жителей и гостей города пользовались рестораны со средним чеком в пределах 2 тыс. руб. При этом, в сегменте ресторанов средний чек увеличился на 24%. Учитывая мнение экспертов, рынок ресторанного бизнеса продолжит рост к показателям прошлого года преимущественно за счет сохраняющегося в городе туристического потока. В таблице 2., представлены топ-10 лучших ресторанов Санкт-Петербурга.

Таблица 2. Список лучших ресторанов русской кухни г. Санкт-Петербург.

№ Наименование Оценка*

1 «Mon Bijou» (Русский ресторан при отеле Tsar Palace в Пушкине) 10

2 «Проспект» (Светлый ресторан близ Исаакиевской площади) 9,4

3 «Regions» (Ресторан современной кухни регионов России) 9,4

4 «Сытинъ» (Русский ресторан с интерьерами в дворянском стиле) 9

5 «Иван да Марья» (Гастропаб с широким выбором пива на Невском проспекте) 9

6 «Палкинъ» (Знаковый премиум-ресторан аристократической русской кухни с историческими интерьерами) 8,9

7 «Кабинет-портрет» (Русская кухня в интерьерах аристократического салона начала XX века) 8,9

8 «Штакеншнейдер» (Ресторан русской кухни в стиле имперского шика) 8,8

9 «Склад № 5» Винный ресторан в магазине купцов Елисеевых 8,8

10 «Русская рюмочная № 1» (Ресторан с чеховским интерьером, историческими блюдами и музеем русской водки) 8,7

Примечание: Таблица 2 составлена на основе источника 6.

Помимо представленных заведений, в табл. 2., также отметим, что в г. Санкт-Петербург проводится ряд уникальных гастрономических мероприятий. В частности, в ресторане «Milutin Palace» проводятся арт-бранчи: «Ужин по-достоевски», «Петербургский стиль: модные традиции Северной столицы от Петра I до наших дней» Гастрономический концерт «Ужин по-французски» и

др. [6].

Таким образом, отметим, что развитие ресторанного бизнеса зависит от многих факторов. Деятельность предприятий питания требует высокого уровня вовлеченности, разработанных стратегических планов, высокого качества продукции и уровня обслуживания. Следовательно, эффективность предприятий ресторанного бизнеса зависит от комплексного взаимодействия.

Безусловно, развитие туризма, в частности событийные туры, оказывают существенное влияния на развитие предприятий ресторанного бизнеса. Однако при этом важно учитывать современный потребности туристического рынка.

Ресторанному бизнесу необходимо максимально использовать потенциал событийного туризма в качестве инструмента привлечения целевой аудитории.

Выводы. В настоящее время событийный туризм - это не только перспективный и динамичный сегмент туристского рынка, но и эффективный инструмент для продвижения туристских дестинаций. Событийный туризм является одним из эффективных и высокодоходных видов туризма. Получение новой информации, знакомство с различными объектами истории, материальной и духовной культурой, делают событийный туризм привлекательным и перспективным. На сегодняшний день событийный туризм выступает мотивирующим фактором развития регионов, их привлекательности, как для туристов, так и для инвесторов. Имея мощный ресурсный потенциал, событийный туризм г. Санкт-Петербурга является одним из приоритетных направлений туристической специализации региона. Событийный туризм укрепляет экономику, наполняя бюджет региона, обеспечивает развитие ресторанно-гостиничного бизнеса, улучшение транспортной сети, способствует повышению занятости местного населения, а также способствует росту благосостояния, и культуры региона.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Бейсембинова, А.С., Молдагалиева А.Е. Событий туризм: понятие, виды, классификация // Вестник. Серия географическая. - 2017. - № 4 (47). - С. 139-148;

2. Коломиец, А.А. Событийный туризм как инструмент развития ресторанного бизнеса // Проблемы и перспективы экономического развития Дальнего Востока России: материалы конференции. Хабаровский государственный университет экономики и права, 2021. - С. 3034;

3. Лазицкая Н. Ф., Екимова З. З., Хахалина А. М Тенденции развития событийного туризма в мире и Российской Федерации // Учёные записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского. География. Геология. - 2022. - Т. 8 (74). - № 3. - С. 85-94;

4. Рынок гостиничной недвижимости Санкт-Петербурга [Электронный ресурс]: https://media.kf.expert/lenta_analytics/0/720/NF%20GroupРынок%20гостиничной%20недвижим ости_Санкт-Петербург_итоги%202023^^

5. Турпоток в Петербург замедляет темпа роста [Электронный ресурс]: https://spb.vedomosti.ru/economics/articles/2024/05/21/1038508-turpotok-v-peterburg-zamedlyaet-tempi-rosta;

6. Количество заведений общепита в городах милионниках [Электронный ресурс]: https://w.forbes.ru/biznes/524244-kolicestvo-zavedenij-obsepita-v-gorodah-milionnikah-za-god-vyroslo-pocti-do-98-000;

7. Единый календарь событий Санкт-Петербурга [Электронный ресурс]: https://w.gov.spb.ru/gov/terr/nevsky/kultura/edinyj-kalendar-sobytij-sankt-peterburga/

Pishchenkova D.A.

Saint-Petersburg State University of Economics (Saint-Petersburg, Russia)

EVENT TOURISM AS A FACTOR IN THE DEVELOPMENT OF RESTAURANT BUSINESS IN THE CITY OF SAINT-PETERSBURG

Abstract: the article considers the theoretical aspects of event tourism (event tourism). The features of the development and influence of event tourism are presented using the example of Saint-Petersburg. The influence and level of significance of the restaurant and hotel business in the field of event tourism are analyzed. The work presents an analysis of the field of event tourism as a tool for the development and attraction of the target audience of restaurant business enterprises in Saint-Petersburg.

Keywords: event tourism, restaurant business, tourist market.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.