Образец ссылки на эту статью: Гуров С.А., Евдокимов В.В. Событийный туризм: бизнес-модель джазового фестиваля // Бизнес и дизайн ревю. 2017. Т. 1. № 4(8). С. 2.
УДК 338.48-611
СОБЫТИЙНЫЙ ТУРИЗМ: БИЗНЕС-МОДЕЛЬ ДЖАЗОВОГО ФЕСТИВАЛЯ
Гуров Сергей Александрович
ФГАОУ ВО «Крымкий федеральный университет им. В.И. Вернадского - Таврическая академия», Симферополь, Республика Крым, Россия (295007, г. Симферополь, пр-кт. академика Вернадского, 4), кандидат географических наук, доцент кафедры туризма, gurrov@mail.ru, 7-978-846-29-21.
Евдокимов Вадим Валерьевич
ФГАОУ ВО «Крымкий федеральный университет им. В.И. Вернадского - Таврическая академия», Симферополь, Республика Крым, Россия (295007, г. Симферополь, пр-кт. академика Вернадского, 4), магистрант, deimos.adesko@gmail.com, 7-978-555-10-18.
Авторы рассматривают джазовые фестивали как элемент событийного туризма. Предпринимается попытка доработать понятийный аппарат событийного туризма, вводится новое понятие джаз-туризм. Определяется место джаз-туризма в сфере событийного туризма, предпринимается попытка классификации джазовых мероприятий. Проводится географический анализ распространенности джазовых фестивалей в мире. Выделяются ключевые проблемы, пути их решения и перспективы развития джазовых фестивалей. Авторы разработали бизнес-модель джазового фестиваля на западном берегу Республики Крым. Эта модель может быть усовершенствована и применена на практике.
Ключевые слова: джазовые фестивали; событийный туризм; организация мероприятий, бизнес-модель.
EVENT TOURISM: THE BUSINESS MODEL OF THE JAZZ FESTIVAL Gurov Sergey Aleksandrovich
V.I. Vernadsky Crimean Federal University - Taurida Academy, Simferopol, Republic of Crimea, Russia (295007, Simferopol, Vernadsky avenue, 4), candidate of geographical Sciences, associate Professor of tourism, gurrov@mail.ru, 7-978-846-29-21.
Evdokimov Vadim Valerevich
V.I. Vernadsky Crimean Federal University - Taurida Academy, Simferopol, Republic of Crimea, Russia (295007, Simferopol, Vernadsky avenue, 4), bachelor, master course student, deimos.adesko@gmail.com, 7-978-555-10-18.
The authors examine jazz festivals as an element of event tourism. The main attention is devoted to the process of the organization of jazz festivals. An attempt is made to refine the
conceptual apparatus of event tourism; a new concept of jazz tourism is introduced. The place of jazz tourism in the sphere of event tourism is determined. An attempt is made to classify jazz events. Geographical analysis of the prevalence of jazz festivals in the world is conducted. Key problems, ways of their solution and prospects for the development of jazz festivals are determined. The authors have developed a business model of a jazz festival on the western coast of the Republic of Crimea. This model can be improved and applied in practice.
Key words: jazz festivals; event tourism; organization of events; business model.
Введение. На сегодняшний день в мире наблюдается тенденция роста популярности событийных мероприятий. В России джазовые фестивали (далее ДФ) пользуются особой популярностью в Южном федеральном округе, особенно в Республике Крым, где прошло уже несколько ДФ. Тем не менее, джаз-туризм в Крыму пока что развивается только на южном и восточном побережьях республики и нуждается в исследовании. Этим обусловлена актуальность данной темы.
Целью данной работы является исследование функционально-территориальных особенностей проведения ДФ и разработка его бизнес-модели.
Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи:
1) раскрыть понятия событийного туризма, музыкального туризма, джаз-туризма, ДФ;
2) выявить место ДФ в сфере событийного туризма;
3) разработать классификацию джазовых мероприятий;
4) определить специфику ДФ в сфере событийного туризма;
5) определить основные проблемы и риски ДФ, проработать возможные пути их предупреждения и решения;
6) определить перспективы развития ДФ;
7) спроектировать ДФ в Крыму, оценить возможные результаты его деятельности.
Место джазовых фестивалей в системе событийного туризма. В
настоящее время событийный туризм является сформировавшимся направлением туристской деятельности, но его понятийный аппарат разработан недостаточно. На сегодняшний день существует множество трактовок понятия «событийный туризм».
Наиболее полно суть явления отражена в трактовках Г.П. Долженко: «Событийный туризм - это вид туризма, ориентированный на посещение того или иного места в определенное время, связанный с каким-либо событием» [3, с. 116]. Он также отмечает, что «под событием понимаются разнообразные природные или антропогенные явления, имеющие культурную, историческую, спортивную или иную общественную ценность» [3, с. 118].
Стоит также учитывать, что с позиции организаторов туризма событийный туризм можно рассматривать как туристскую деятельность, направленную на организацию и проведение культурных, деловых и общественно значимых мероприятий с целью привлечения туристских потоков в дестинацию и получения прибыли.
Таким образом, событийный туризм - это путешествия туристов в определенные дестинации, в конкретный период времени, с целью посещения
общественно значимых культурных, спортивных, деловых и других событий, а также туристская деятельность, связанная с организацией и проведением этих событий.
Существует множество тематических видов событийного туризма, одним из которых является музыкальный туризм - вид туризма, направленный на посещение мероприятий, связанных с музыкальным искусством [6, с. 14]. Одной из сформировавшихся ниш музыкального туризма является джаз-туризм.
Под джаз-туризмом мы понимаем нишевый вид событийного туризма, подвид музыкального туризма, связанный с посещением ДФ, концертов, конкурсов, а также мест, исторически связанных с джазом с целью познания и рекреации.
На рисунке 1 представлено место джаз-туризма в сфере событийного туризма.
Рисунок. 1. Место джаз-туризма в сфере событийного туризма
На данный момент в мире нет единой полной классификации и типизации событийного туризма и мероприятий в этой сфере.
На основе классификаций туризма ЮНВТО [9, с. 41-45] и классификации фестивалей А. Б. Ворониной [1, с. 167] можно выделить следующие виды джазовых мероприятий (ДМ):
1) По характеру мероприятий:
а) концерт;
б) фестиваль;
в) фестиваль-конкурс.
2) По частоте проведения мероприятий:
а) разовые ДМ;
б) повторяющиеся ДМ.
3) По длительности:
а) однодневные ДМ;
б) многодневные ДМ.
4) По формату проведения мероприятий:
а) ДМ в помещении (концертные залы, холлы и т.п.);
б) ДМ в формате «Open air» (под открытым небом).
5) По отношению к сезонности:
а) сезонные ДМ;
6) несезонные ДМ.
б) По масштабу:
а) международные ДМ;
б) национальные ДМ;
в) региональные ДМ;
г) местные ДМ.
7) По источникам финансирования:
а) коммерческие ДМ;
б) некоммерческие ДМ.
Организация ДФ является сложным комплексным процессом, требующим тщательной заблаговременной подготовки и учета многих факторов и особенностей.
Проведение ДФ, как правило, проходит в пять этапов [4, с. 10-13]:
1) Творческая концепция:
а) формирование идеи, общей концепции ДФ;
б) определение актуальности идеи;
в) определение черт, выделяющих фестиваль среди других.
2) Анализ ситуации на рынке:
а) маркетинговые исследования;
б) выбор свободной ниши.
3) Планирование:
а) определение цели проведения ДФ;
б) создание концепции ДФ;
в) определение целевой группы ДФ;
г) определение желаемого результата от проведения ДФ;
д) анализ необходимых ресурсов;
е) составление бюджета ДФ;
ж) поиск партнеров и участников ДФ;
з) составление программы ДФ;
и) разработка маркетингового плана ДФ; к) составление календарного плана ДФ;
л) определение возможных угроз и оценка рисков.
4) Реализация:
а) контроль над соблюдением календарного плана, программы и бюджета
ДФ;
б) гибкая корректировка плана действий, оперативный менеджмент ДФ;
в) PR и маркетинг ДФ;
г) работа с партнерами ДФ;
д) работа с участниками ДФ;
е) создание промежуточного финансового отчета о проведении ДФ.
5) Подведение итогов и оценка результатов:
а) написание благодарственных писем участникам-исполнителям, партнерам;
6) мониторинг информационных сообщений, отзывов и т. п.;
в) составление пресс-отчета;
г) опросы участников и посетителей;
д) оценка соответствия ожидаемому результату;
е) оценка устойчивости события;
ж) Написание финансового и содержательного отчета.
Таким образом, можно выделить такие обобщенные элементы организации
ДФ:
• программа фестиваля;
• безопасность и охрана;
• кейтеринг и обслуживание;
• обеспечение техническими средствами;
• обеспечение персоналом;
• реклама и продвижение.
География международных джазовых фестивалей. Для формирования общей картины о состоянии ниши джазового туризма следует провести географическое исследование ДФ.
В наши дни отдельные попытки систематизации данных по джазовым фестивалям предпринимаются в США и Великобритании - странах, которые считаются родиной ДФ.
Географический анализ ДФ имеет ряд трудностей:
1) понятия ДФ, международного фестиваля, джаз-туризма, музыкального туризма находятся в стадии формирования;
2) событийный туризм - это чрезвычайно динамичная сфера туризма;
з) в глобальном масштабе учет всех ДФ крайне трудоемкий, поскольку малые, локальные фестивали не имеют большой огласки [8, с. 3, 10].
Мы предприняли попытку обобщения известных ДФ мира и пришли к выводам, что наибольшее количество ДФ приходится на Северную Америку и, особенно, страны Европы. «Европейская» ориентация международных фестивалей характерна и для других стилей музыки [2, с. 14]. Результаты исследования наглядно представлены на рисунках 2 и 3.
Полученные результаты обоснованы генезисом данного жанра, а также высокими издержками, сложностью организации и спецификой целевой аудитории.
Рисунок 2. Удельный вес стран по количеству проводимых джазовых
фестивалей (мир), 2016
Рисунок 3. Удельный вес стран по количеству проводимых джазовых
фестивалей (Европа), 2016
Проблемы и перспективы развития джазовых фестивалей. Нами выделены следующие проблемы, влияющие на джазовые фестивали:
Проблема продвижения. Джаз является одним из непопулярных жанров и требует больших комплексных усилий для популяризации, тем не менее, он имеет стабильный контингент из ценителей этого жанра. Кроме того, малые ДМ тяжело продвигать самостоятельно.
Инфраструктурная проблема заключается в том, что любой фестиваль - это мероприятие, создающее большую нагрузку на туристскую инфраструктуру в месте его проведения.
Проблема логистики связана с тем что, территория фестиваля может содержать множество различных по размерам и назначению зон, и при неравномерности поступления посетителей, отдельные зоны могут быть перегружены. Также если фестиваль имеет сложную территориальную структуру - это может дезориентировать посетителей.
Проблема низкого качества обслуживания. Контингент ДФ - это образованные взрослые люди с доходом выше среднего, следовательно, их требования к комфорту и качеству услуг высоки. На данный момент качество фестивалей в Крыму повышается, но пока еще не соответствует зарубежному уровню. Кроме того, фестивали подвержены внешним рискам, влияющим на общее впечатление от фестиваля. Например, резкое ухудшение погодных условий или неявка главного исполнителя на фестиваль из-за форс-мажорных обстоятельств.
Финансовая проблема. Организация ДФ требует больших финансовых ресурсов. Особенно трудным для организаторов является стартовый год фестиваля.
Нами выдвинуты следующие решения перечисленных проблем:
• создание единого джазового календаря; а также активная работа со СМИ, туроператорами и турагентствами;
• подбор места проведения на основе маркетингового исследования региона, с учетом соответствия возможностей местной инфраструктуры ожидаемому числу посетителей;
• инвестирование прибыли от фестиваля в развитие инфраструктуры выбранной локации;
• чуткое планирование территории фестиваля, с учетом возможной нагрузки каждой зоны;
• размещение на территории фестиваля указателей и информационных стендов;
• подготовка высококвалифицированных кадров;
• стратегический риск-менеджмент, с тщательной проработкой всех влияющих факторов, способов предотвращения неблагоприятных условий;
• выделение в бюджете фестиваля резерва средств на предотвращение рисков;
• поддержка фестивалей за счет средств федерального бюджета в первый год проведения.
Выделим следующие перспективы развития ДФ:
• минимизация утечки средств, за счет создания «событийных пакетов»;
• сочетание ДФ с другими событийными мероприятиями и услугами в регионе для взаимовыгодного продвижения;
• уделение большого внимания имиджу и брендингу ДФ;
• формирование образа ДФ не как серии концертов, а как празднества с множеством развлекательных элементов.
Разработка бизнес-модели фестиваля «Sunlight jazz festival» в поселке Заозерное, г. Евпатория. Цель проведения фестиваля - привлечение внимания внутренних и въездных туристов к богатому туристскими ресурсами Крымскому региону, стимуляция туристских потоков в Евпаторию и окрестности.
Главная задача фестиваля - формирование качественного общественного мероприятия-праздника в регионе, способного впечатлить туристов и местных жителей.
Основная информация о фестивале представлена в таблице 1.
Таблица 1
Общие сведения о фестивале «Sunlight Jazz Festival»
Место проведения Пос. Заозерное, г. Евпатория
Период проведения Три дня, в начале июня или в середине августа
Формат фестиваля «Open air»
Контингент фестиваля Взрослые образованные люди в возрасте от 25 до 60 лет с достатком выше среднего.
Ожидаемые организационные расходы 1,175 млн. руб.
Финансовое обеспечение Собственные средства, поддержка спонсоров и государства
Персонал Организационная группа - 6 чел., постоянно Исполнительная группа - 20 чел. + волонтеры, на время проведения фестиваля
Зонирование территории фестиваля • Сцена • VIP-места • Зона для основной части посетителей • Выставочная зона • Зона кейтеринга • Зона реализации сувенирной продукции • Территория под технические нужды • Уборные • Зона парковки • Не менее двух входов/выходов на территорию фестиваля
Каналы продвижения Сайт, социальные сети, сувенирная продукция, флаеры, брошюры с описанием фестиваля и местных достопримечательностей
Выбор места проведения обусловлен необходимостью сглаживания неравномерности распределения турпотока в Республике Крым. Период
проведения подбирается с учетом погодных условий, сезонности и времени проведения иных музыкальных мероприятий в Крыму. В таблице 2 представлен пример возможной программы фестиваля.
Таблица 2
Программа фестиваля «Sunlight Jazz Festival»
Время Мероприятие
День 1
13:00 - 22:00 Работа тематических выставок
15:00 - 16:00 Мастер-класс
16:00 - 23:00 Выступления исполнителей
23:00 - 0:00 Джем-сейшен
День 2
13:00 - 22:00 Работа тематических выставок
15:00 - 16:00 Мастер-класс
16:00 - 18:00 Выступления исполнителей
18:00 - 19:00 Анимация, представления, постановки
19:00 - 23:00 Выступления исполнителей
23:00 - 0:00 Джем-сейшен
День 3
13:00 - 22:00 Работа тематических выставок
15:00 - 16:00 Мастер-класс
16:00 - 18:00 Выступления исполнителей
18:00 - 20:00 Игры, конкурсы
20:00 - 23:00 Выступления исполнителей
23:00 - 0:00 Джем-сейшен
Программа фестиваля подразумевает большое внимание расширению ассортимента услуг, визуальных аттракций на фестивале. Такой спектр мероприятий, проводимых в рамках фестиваля, позволит в полной мере охватить широкую по возрастному критерию целевую аудиторию, свойственную данному жанру.
Проработка внешних факторов риска, влияющих на проведение фестиваля и успех его рыночной конкуренции, рассмотрена в таблице 3.
Таблица 3
Факторы риска, влияющие на проведение фестиваля «Sunlight Jazz Festival» [5; 7]
Риск Ожидаемые последствия Мероприятия по предупреждению наступления риска Действия в случае
наступления риска наступления риска
Неблагоприятные Снижение Составление и Раздача дождевиков, наличие
погодные числа оперативное на территории крытых
условия посетителей регулирование графика проведения фестиваля, возможно введение запасного дня (дней). Крытая сцена участков, тентов
Конфликтные Неудовлетвор Наличие на Оперативное решение
ситуации енность территории фестиваля конфликтных ситуаций
посетителей, оперативных специалистами,
ухудшение менеджеров, Возможности компенсации
имиджа консультантов, охранной службы (выдача VIP привилегий, сувениров), в зависимости от ситуаций
Неявка Накладки в Наличие запасных Быстрое согласование
исполнителя в графике мероприятий, графика с другими
связи с проведения конкурсов участниками
непредвиденным фестиваля,
и обстоятельствами неудовлетвор енность посетителей
Технические Снижение Один или несколько Оперативная замена
неполадки качества запасных комплектов неисправных элементов
проведения фестиваля, аппаратуры на территории фестиваля. оборудования техническими работниками фестиваля
ухудшение Проверка исправности
имиджа перед каждым сетом выступлений
Данный перечень рисков не является исчерпывающим. Анализ конкурентной среды ДФ в Республике Крым представлен в таблице 4.
Таблица 4
Джазовые фестивали-конкуренты в Республике Крым
Название фестиваля Продолжитель Месяц проведения Стоимость Место
ность, дней входа, руб. проведения
Koktebel Jazz Party 3 Конец августа 300 пос. Коктебель
Live in Blue Bay 3 Начало сентября Бесплатно пос. Коктебель
Наш Джаз 2 Начало августа Бесплатно пос. Коктебель
Джалитон 4 Начало мая Бесплатно г. Ялта
Благодаря данным фестивалям, Крым уже хорошо знаком с жанром, имеет сформировавшийся спрос. Указанные фестивали составляют условную конкуренцию, тем не менее, период проведения проектируемого фестиваля ни с одним из них пересекаться не будет, что позволит фестивалям благополучно сосуществовать, а присутствие других фестивалей также будет выступать мотивирующим фактором к поддержанию и повышению качества проведения фестивалей в Крыму.
Примерный расчет возможных расходов на организацию фестиваля представлен в таблице 5.
Таблица 5
Обобщенная смета расходов на организацию фестиваля «Sunlight Jazz Festival» на основании расценок местных поставщиков услуг
Статья затрат Сумма, тыс. руб.
Печать билетов 18
Печать флаеров, размещение рекламы 42
Сотрудничество с исполнителями 300
Организация размещения исполнителей 65
Организация трансфера 95
Аренда аппаратуры 100
Заработная плата тех. работников 104
Заработная плата соорганизаторов 96
Производство сувенирной продукции 197
Охрана фестиваля 33
Страхование 25
Дополнительные расходы 100
ИТОГО 1175
Первоначально планируется работа фестиваля с минимумом прибыли и погашением расходов за счет всех доступных источников, в виду возможных трудностей с подбором спонсоров. Ключевой задачей будет являться формирование позитивного имиджа фестиваля за счет качественного предоставления услуг. С появлением существенной спонсорской поддержки, цены на входные билеты можно будет снизить. С ростом фестиваля, появлением устойчивых партнерских связей, спонсорской поддержки, возможно введение бесплатного входа на фестиваль или же направление избыточной прибыли на благотворительность или развитие туристской инфраструктуры региона.
При качественном оперативном менеджменте, адекватном маркетинге и активном продвижении фестиваля, вполне возможно достижение его окупаемости и дальнейшее использование в коммерческих целях. Проведение фестиваля на некоммерческой основе объективно привлекательнее для потенциальных посетителей, однако требует наличия взаимовыгодных связей со многими организациями и предполагает мощную спонсорскую поддержку. Коммерциализация проведения фестиваля, с одной стороны, позволяет
эффективнее покрывать организационные расходы, с другой стороны, дает возможность получать прибыль, которую в дальнейшем можно вкладывать в развитие фестиваля и местной инфраструктуры.
Заключение. Полученные результаты позволяют сделать вывод, что понятийный аппарат событийного туризма еще находится на стадии формирования. Тем не менее, джаз-туризм является уже оформленной нишей туризма. Его исследование имеет ряд ограничений, такие как высокая динамичность сферы, неполнота данных в открытом доступе, недостаточная известность малых ДФ. В статье удалось проанализировать мировую распространенность ДФ, определить алгоритм организации ДФ. Разработанная бизнес-модель фестиваля может лечь в основу будущего фестиваля на западном берегу Крыма, способствуя развитию региона как актуальной дестинации для интеллигентных людей.
Список литературы
1. Воронина А.Б. Фестивальный туризм, как значимая составляющая событийного туризма // Ученые записки Таврического национального университета им. В.И. Вернадского Серия «География». 2011. Т. 24 (63). № 1. С.161-172.
2. Гуров С.А. География рок-фестивалей как ресурса событийного туризма // Дни науки КФУ им. В.И. Вернадского: сборник тезисов участников II научной конференции профессорско-преподавательского состава, аспирантов, студентов и молодых ученых. Симферополь, 2016. С. 13-15.
3. Долженко Г. П., Шмыткова А. В. Событийный туризм в Западной Европе и возможности его развития в России. // Известия высших учебных заведений. СевероКавказский регион. Серия: Общественные науки. 2007. № 6. С. 116-119.
4. Зонин А. С., Кизилова И. Н. Менеджмент культурных событий. Презентация [Электронный ресурс] // Институт культурных программ. СПб. 49 слайдов. URL: http://www.docme.ru/doc/423550/menedzhment-kul._turnyh-sobytij (дата обращения: 29.05.2016).
5. Самотыя А. Бюджет ДФ - Что такое фестиваль в цифрах? [Электронный ресурс] // журн. Jazz-квадрат. 2000. URL: http://jazzquad.ru/index.pl?act=PRODUCT&id=436 (дата обращения: 29.05.2016).
6. Gibson, C., Connell, J. Music and tourism: on the road again // Clevedon, U.K.: Channel View Publications, Aspects of tourism. 2005. 301 p.
7. Guarino. M. 2015: Enormous closing weekend crowd raises safety concerns at Jazz Fest; fest-goers say 'cap the ticket sales' [Electronic resource] // The Advocate. New Orleans. 2016. URL: http://theadvocate.com/news/12272553-171/enormous-closing-weekend-crowd-raises (accessed: 29.05.2016).
8. Northern Ireland Tourist Board. Exploring The Music Festival Tourism Market. Insight series [Electronic resource] // Northern Ireland, 2010. URL: http://www.tourismni.com/FileHandler.ashx?id=975 (accessed: 29.05.2016).
9. UNWTO, Concepts, Definitions, and Classifications for Tourism Statistics. Technical Manual no. 1 // Madrid : self published. 1995. 126 p.
References
1. Voronina A. B. Festivalnyy turizm, kak znachimaya sostavlyayuschaya sobyitiynogo turizma - Uchenyie zapiski Tavricheskogo natsionalnogo universiteta im. V.I. Vernadskogo Seriya "Geografiya". 2011. T. 24 (63). no 1. pp. 161-172.
2. Gurov S.A. Geografiya rok-festivaley kak resursa sobytiynogo turizma // Dni nauki KFU im. V.I. Vernadskogo: sbornik tezisov uchastnikov II nauchnoy konferentsii professorsko-prepodavatelskogo sostava, aspirantov, studentov i molodykh uchenykh. Simferopol, 2016. pp.13-15.
3. Dolzhenko G. P., Shmytkova A. V. Sobytiynyy turizm v Zapadnoy Evrope i vozmozhnosti ego razvitiya v Rossii. - Izvestiya vysshikh uchebnykh zavedeniy. Severo-Kavkazskiy region. Seriya: Obschestvennyie nauki. 2007. no 6. pp. 116-119.
4. Zonin A. S., Kizilova I. N. Menedzhment kulturnyih sobyitiy. Prezentatsiya [Electronic resource] // Institut kulturnyih programm, SPb. 49 slaydov.URL: http://www.docme.ru/doc/423550/menedzhment-kul._turnyh-sobytij (data obrascheniya: 29.05.2016).
5. Samotyiya A. Byudzhet dzhazovyih festivaley - Chto takoe festival v tsifrah? [Electronic resource] // zhurn. Jazz-kvadrat. 2000. URL: http://jazzquad.ru/index.pl?act=PRODUCT&id=436 (data obrascheniya: 29.05.2016).
6. Gibson, C., Connell, J. Music and tourism: on the road again // Clevedon, U.K.: Channel View Publications, Aspects of tourism. 2005. 301 p.
7. Guarino. M. 2015: Enormous closing weekend crowd raises safety concerns at Jazz Fest; fest-goers say 'cap the ticket sales' [Electronic resource] // The Advocate. New Orleans. 2016. URL: http://theadvocate.com/news/12272553-171/enormous-closing-weekend-crowd-raises (accessed: 29.05.2016).
8. Northern Ireland Tourist Board. Exploring The Music Festival Tourism Market. Insight series [Electronic resource] // Northern Ireland, 2010. URL: http://www.tourismni.com/FileHandler.ashx?id=975 (accessed: 29.05.2016).
9. UNWTO, Concepts, Definitions, and Classifications for Tourism Statistics. Technical Manual no. 1 // Madrid : self published. 1995. 126 p.
Рецензенты:
Козырева Н.Е. - кандидат педагогических наук, доцент, АНО ВО «Институт бизнеса и дизайна».
Угольников М.Н. - кандидат географических наук, доцент, ГОУ ВО МО «Московский государственный областной университет».
Работа поступила в редакцию: 20.10.2017 г.