Научная статья на тему 'Событийный подход к развитию сетевых ресурсов образовательных учреждений для молодежи и взрослых'

Событийный подход к развитию сетевых ресурсов образовательных учреждений для молодежи и взрослых Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
271
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Человек и образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СОБЫТИЙНЫЙ ПОДХОД / ПРИНЦИПЫ ПРИМЕНЕНИЯ СОБЫТИЙНОГО ПОДХОДА / СОБЫТИЙНАЯ ПРИРОДА ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ МОЛОДЕЖИ И ВЗРОСЛЫХ / EVENT-DRIVEN APPROACH / PRINCIPLES OF EVENT-DRIVEN APPROACHES / EVENT-DRIVEN NATURE OF YOUNG PEOPLE AND ADULTS EDUCATIONAL PROCESS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мищенко Александр Сергеевич

В статье рассматриваются сущность и принципы применения событийного подхода в качестве инструментария развития сетевых ресурсов при организации образования молодежи и взрослых. Показывается, что событийный подход позволяет снять противоречия в развитии сетевых ресурсов учебно-воспитательного процесса

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article deals with the essence and principles of implementing event-driven approach as a tool of network resources development in organization of education for young people and adults. It is shown that the event-driven approach allows to resolve the contradictions in the development of the network resources of the educational process

Текст научной работы на тему «Событийный подход к развитию сетевых ресурсов образовательных учреждений для молодежи и взрослых»

А. С. Мищенко (г. Санкт-Петербург) СОБЫТИЙНЫЙ ПОДХОД К РАЗВИТИЮ СЕТЕВЫХ РЕСУРСОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ДЛЯ МОЛОДЕЖИ И ВЗРОСЛЫХ1

EVENT-DRIVEN APPROACH TO THE DEVELOPMENT OF NETWORK RESOURCES OF EDUCATIONAL INSTITUTIONS FOR YOUNG PEOPLE AND ADULTS

В статье рассматриваются сущность и принципы применения событийного подхода в качестве инструментария развития сетевых ресурсов при организации образования молодежи и взрослых. Показывается, что событийный подход позволяет снять противоречия в развитии сетевых ресурсов учебно-воспитательного процесса

Ключевые слова: событийный подход, принципы применения событийного подхода, событийная природа процесса обучения и воспитания молодежи и взрослых

The article deals with the essence and principles of implementing event-driven approach as a tool of network resources development in organization of education for young people and adults. It is shown that the event-driven approach allows to resolve the contradictions in the development of the network resources of the educational process

Keywords: event-driven approach, principles of event-driven approaches, event-driven nature of young people and adults educational process

В последние годы в научно-педагогической практике событийный подход становится одним из основополагающих при организации образования молодёжи и взрослых, включая их постдипломное обучение. Его ценность состоит в том, что данный подход можно применить к исследованию и развитию сетевых взаимодействий не только обучающейся молодежи, но и учителей, преподавателей, а также образовательных организаций и других акторов не только эдукацион-ной, но и иных социальных сфер гражданского общества.

Событийный подход в качестве педагогической технологии обучения, воспитания и психологического инструментария исследования личности начал применяться в нашей стране достаточно давно. Об этом говорят работы Р. В. Ананьина, Н. В. Волковой, О. И. Гени-саретского, З. У. Колокольниковой, А. К. Луки-ной, Е. И. Головахи, А. А. Кроника, Е. А. Кроник, В. А. Педана, Р. В. Селюкова, В. И. Слободчикова, Г. Е.Соловьева, З. А. Степанчука, Ю. Л. Троицкого и других ученых [см.: 1-3; 5; 6; 8-14].

Этот подход к исследованию и организации учебного процесса молодежи и взрослых обладает сложной структурой, а также рядом нетривиальных онтологических и экзистенциально двойственных аспектов. Это даёт возможность обеспечить уникальность личностного роста каждому субъекту учебного и воспитательного процесса, переводя проектирование и развитие сетевых ресурсов образовательных учреждений с организационно-формального и технологически-процессуального аспектов в его содержательно-смысловую плоскость.

Событийный подход позволяет при исследовании и диагностическом мониторинге сетевых взаимодействий различных категорий акторов образования совместить в пространстве и времени их основные этапы жизни с событиями, которые оказывали в прошлом, оказывают в настоящем и будут оказывать в будущем времени существенное воздействие на их позиции, смысловые установки и ценности - на их профессиональную, семейную и дру-

1 Публикация выполнена в рамках темы НИР № 01201353817 «Развитие национально-региональных образовательных пространств в условиях формирования межгосударственной образовательной политики государств - участников СНГ» Программы фундаментальных научных исследований гос. академий наук на 2013-2020 годы (в части РАО).

ие сферы жизнедеятельности. Его высокая познавательная эффективность становится явной лишь тогда, когда объектом анализа и конструирования в сетевом взаимодействии акторов образования удается изменить их личностные и гражданские позиции, отношение к учебе и будущей постоянно развивающейся профессиональной деятельности; раскрыть и увеличить их духовно-нравственный потенциал. Для этого, формируя при помощи 1Т-технологий сеть событий, организаторы образовательного процесса должны помнить о том, что он и применяемые в нём сетевые ресурсы призваны побуждать обычных рядовых учащихся, студентов и взрослых слушателей проявлять сверхактивность, эмоционально переживать сам факт обучения как незабываемое для них событие.

Обсуждаемый нами подход к организации образования и развитию сетевых ресурсов имплицитно связан с пониманием учебно-воспитательного процесса, как значимого события, которое формирует пространственно-временные характеристики континуума -хронотопа - жизни конкретных учащихся, студентов и слушателей курсов постдипломного образования [12]. Здесь событийный подход предстает как особая парадигма действий и технологий образовательного процесса, включая и сетевые взаимодействия его субъектов. Благодаря целенаправленно организованному использованию сетевых ресурсов учебные и воспитательные события формируют у молодого и взрослого человека не только новые жизненные позиции, но и новые смысловые - экзистенциальные - горизонты его личностного и профессионального роста.

От преподавателей, использующих в своей профессиональной деятельности событийный подход, требуются не просто знания и компетенции, но и глубокая педагогическая мудрость. То, что для одного человека может оказаться значимым - позитивным - событием, другими индивидами будет восприниматься как негативное событие, как малозначимый факт и жизненный эпизод, как мероприятие, организованное не для них лично, а для других, посторонних им людей.

Организуя событийную ткань образования и сетевого взаимодействия индивидов, очень важно, чтобы учебный и воспитательный процесс, его сетевые ресурсы и компоненты превращали образование молодежи и

взрослых в особое коллективное со-бытие. Оно формирует особую ситуацию возникновения, преобразования и развития одних -простых форм, в другие - более сложные и совершенные формы учебно-воспитательного процесса [11; 14].

При этом важно помнить, что значение событийного подхода к организации образования и использования обучающимися и преподавателями сетевых ресурсов определяется не столько самими событиями, сколько системой и содержанием связей с другими жизненными обстоятельствами акторов обучения, тем, насколько они преобразуют жизнь и характер развития человека. Учебное и воспитательное событие, произошедшее непосредственно в образовательном процессе или в сетевом сообществе, становится таковым, если оно переживается людьми как особый феномен, тесным образом включённый в субъективную сеть их прошлых, теперешних и будущих жизненных связей и отношений. Только в случае такого тройного синтеза оно будет иметь высокую ценность и смыслообразующее значение для их актуальной жизнедеятельности [3].

Опыт показывает, что взаимодействие акторов образования, фундированное сетевыми ресурсами, организованное с применением событийного подхода, обычно опирается на определенные, отработанные технологически и алгоритмически положения. В таком взаимодействии акторов можно выделить несколько фундаментальных аспектов событийного подхода к организации образования молодежи и взрослых: личностный, пространственно-временной, смысловой и диалогический.

Личностный аспект событийного подхода к совершенствованию сетевых ресурсов обучения молодежи и взрослых. Как показывают исследования, сетевые взаимодействия субъектов образования, рассматриваемые через призму событийного подхода, - это всегда особая совокупность - очень часто поверхностных коммуникаций и намного реже - их глубинных взаимодействий и общения. Последнее проявляется в том, что творческие способности молодежи и взрослых могут быть сформированы, развиты и воспитаны лишь на основе их активного взаимодействия с другими творческими людьми, через приобщение к их стилю мышления и деятельности.

Данные коммуникации, взаимодействия и собственно общение формируют особые -характерообразующие - функционально-ролевые связи, глубинные личностные отношения акторов образовательных организаций. При этом особенно важно, чтобы при таком использовании индивидами сетевых ресурсов в нём доминировала их личностная заинтересованность как участников происходящего действия - события. Прежде всего это проявляется в целевом характере взаимодействия, превратившегося в личностно значимый факт их бытия: как показывает практика, не всякий факт жизни человека может стать для него положительным событием. Очень многое зависит от личности, включенной в конкретное событие, от её собственного сознания и восприятия, от нравственной и эмоциональной окраски данного факта.

Пространственно-временной аспект развития сетевых ресурсов как принцип совершенствования обучения молодежи и взрослых. Данное положение органично вытекает из предыдущего постулата. Как отмечают А. и Е. Кроники, для личностного формирования и воспитания любого индивида, в качестве актора сетевого взаимодействия наиболее важны те актуальные связи, которые порождены неоконченными событиями прошлого, произошедшие в разные моменты его жизни и в жизни коммуницировавших и коммуници-рующих с ним людей. Они - жизненные события индивида - в своём временном измерении нередко вызывают у него психологически мотивированное стремление свести все обстоятельства своей жизни к одному общему знаменателю [6, с. 12]. В результате события, выражающие прошлое, и события, выражающие будущее, как бы «стягиваются» к текущему моменту и содержательно наполняют «настоящее время» конкретного человека, необычайно актуализируют и раздвигают границы его личностного, профессионального и гражданского потенциала в области использования сетевых ресурсов. Последние он может задействовать в своём сетевом взаимодействии, в образовании, в других сферах своей жизни, повысив их эффективность и кардинально улучшив их качество.

Смысловой аспект и уровень понимания актором своей жизнедеятельности как особый ресурс совершенствования качества его сетевых взаимодействий. В данном случае требуется исходить из того, что стратегия ис-

пользования субъектами образования сетевых ресурсов должна быть ориентирована на генерирование понимания ими смысла и значения их использования: сетевые ресурсы должны использоваться акторами образования для развития и реализации себя как личности, профессионала и гражданина (если говорить о педагогическом сообществе, здесь данные процессы должны кристаллизовать смыслы обучения и ценности воспитания в среде обучающихся молодых и взрослых людей]. Данное положение органично связано с событийными аспектами и акцентами организации жизнедеятельности любой личности. Если обратиться к примеру образования молодежи и взрослых, как полагают В. С. Гусев и Г. Л. Тульчинский, можно говорить о следующих основных уровнях понимания данного феномена: умении личности фиксировать его материальные формы, предстающие в форме особого знака (личность должна уметь его идентифицировать и узнать среди прочих других явлений]; вычленении его социального значения; формировании обучающимися своего особого смыслового поля, включая оценочные отношения и эмоциональные переживания по поводу отдельных предметов и всего учебного процесса. При развитии понимания обучающимися преподаваемых им предметов, в качестве их особого личностного состояния, педагогами - субъектами эдукационного процесса - осуществляется как опредмечивание, так и распредмечивание смысловых и ценностных структур культуры, вовлечённых в сферу сетевого взаимодействия молодежи и взрослых людей как акторов образования [4].

Когда жизнедеятельность образовательных организаций, начинает отвечать принципам событийного подхода, она максимально эффективно способствует формированию у молодежи и взрослых новых смыслов и глубинных уровней понимания ими своей прошлой, актуальной и будущей жизнедеятельности. Для этого в процессе организации образования как особой системы (сети] значимых событий для самих преподавателей и обучающихся его акторам требуется пройти ряд этапов углубления своего понимания целей обучения и поставленных перед ними разных - жизненных и образовательных - задач. Например, на первом этапе педагоги и обучающиеся - акторы процесса образования - формируют четкое восприятие обсуждаемо-

го и изучаемого предмета, овладевают им, но на уровне внешних - феноменологических -характеристик. На втором этапе они разносторонне осознают социальное значение обсуждаемого и изучаемого предмета, у них возникает представление о единстве его предметного и смыслового значения для всей системы знаний и реальной практики. На третьем этапе у них формируются оценка и чувство, нравственно и эмоционально окрашенные смыслы и отношение к изучаемым и обсуждаемым предметам, ко всему образовательному процессу в целом. Это, как правило, находит выражение в их активном эдукаци-онном поведении.

Аналогичным образом у акторов образовательного процесса протекает развитие их навыков понимания, как особого синтеза их знаний и компетенций. Основываясь и вытекая из принципа порождения ими новых смыслов своей Net - активности, понимание позволяет им преодолеть чувство бессмысленности своих сетевых взаимодействий. Иначе говоря, использование сетевых ресурсов различными акторами (начиная с отдельного индивида и заканчивая учебными учреждениями), опирающееся на технологии и инструментарий событийного подхода, позволяет педагогическим коллективам, обучающейся молодежи и взрослым людям противостоять феноменологии «бессмысленного» как одному из центральных компонентов не только современной философии, но и всей постмодернистской культурной практики человеческого социума.

Диалогический аспект развития содержания, формы и углубления событийной сущности использования сетевых ресурсов учащейся молодежью и взрослыми гражданами. Реформирование современных учебных и воспитательных процессов при помощи развития сетевых ресурсов, чтобы соответствовать событийному подходу, должно быть связано с диалогическим характером понимающего обучения и воспитания личности. Целью развития сетевых ресурсов и их акторов должны быть не только реализация, но и совершенствование их диалогически насыщенной сущности. Для этого акторы образовательного процесса, использующие сетевые ресурсы, - педагоги, обучающаяся молодежь и взрослые - должны осознать, что здесь недостаточно реализовать субъект-субъектную

парадигму выстраивания своих отношений друг с другом.

При реализации событийного подхода в процессе образования, в сетевом взаимодействии, при использовании его ресурсов, всегда имеется специфический личностный слой (аспект и акцент] таких отношений. Субъект-субъектные отношения акторов при использовании ими сетевых ресурсов скрывают в себе возможность односторонней коммуникации: субъект (актор] ^ объект (другой актор] и наоборот. Личностные же отношения педагогов и обучаемых в такого рода взаимодействиях, в своей ценностно-смысловой предпосылке, реализации и развитии могут быть только равнонаправленными. Здесь сетевые ресурсы способны помочь сравнять их неравные личностные, профессиональные и социальные статусы. А именно: личность (актор] ^ личность (другой актор]. В первом типе отношений - субъектных взаимодействиях -доминирует узость понимания сущности общения людей друг с другом (и следующих из неё представлений и требований - как педагогов, так и исследователей - к сущности жизнедеятельности образовательных организаций, в частности к использованию сетевых ресурсов]. Такого рода отношения не могут выступать основанием событийного подхода к формированию гуманистически направленной образовательной политики, связанной с развитием в её рамках человечески насыщенных сетевых структур различного уровня.

При субъект-субъектных отношениях воспроизводится не просто бедное своим содержанием взаимодействие, а постоянно расширяющееся, по самым разным - культурным, социальным, ментальным - основаниям реальное отчуждение его основных акторов. С одной стороны, имеем отчужденное отношение: субъект (актор] ^ объект (другой актор], а с другой стороны, иное, но такое же отчужденное взаимодействие: объект (актор] ^ субъект (другой актор]. В личностных отношениях акторов, возьмем мы сферу образования или сферу сетевых взаимодействий и сообществ, раз они поднялись на такую высоту, полноту и глубину общения друг с другом, эта онтологически отчужденная данность, реализованная в факте их коммуникации, будет, если не отсутствовать, то сжиматься, превращая функционально-ролевые поверх-

ностные коммуникации людей в их человечески богатое своей конкретикой подлинное общение.

Как показывает анализ деятельности педагогов ряда экспериментальных площадок нашего института, рассмотренные нами положения

событийного подхода органичны не только контексту современного научного - понимающего - гуманитарного анализа, но и соответствуют во многих случаях глубинной позитивно окрашенной сущности организации обучения и воспитания разносторонне развитой личности.

Литература

1. Волкова Н. В. Место и роль образовательных событий в подготовке студентов к инновационной педагогической деятельности // Вестник Томского государственного университета. - 2010. - № 7 (336). - С. 156-161.

2. Генисаретский О. И. Развитие событий в личностно-родовом и мыследеятельностном отношении.- URL: http://www. prometa. metod.ru. (дата обращения: 02.02.2016).

3. Головаха Е. И., Кроник А А. Психологическое время личности: моногр. - Киев: Наукова думка, 1984. - 208 с.

4. Гусев С. С., Тульчинский Г. Л. Проблема понимания в философии: Философско-гносеологический анализ. - М.: Политиздат, 1985. - 192 с.

5. Колокольникова З. У., Лукина А. К. Событийная организация образовательного процесса при подготовке педагогов / / Современные проблемы науки и образования. - 2014. - № 5. URL: http://www.science-education.ru/ru/ article/view?id =14543 (дата обращения: 02.02.2016).

6. Кроник А. А., Кроник Е. А В главных ролях: Вы, Мы, Он, Ты, Я: Психология значимых отношений. - М.: Мысль, 1989. - 204 с.

7. Мищенко А С. Профессиональная культура личности как онтологическая двойственность // Личность, общество и образование в современной социокультурной ситуации: Межвуз. сб. науч. трудов. - СПб.: ЛОИРО, 2007. - С. 276280.

8. Образовательное событие как ресурс соорганизации и кооперации деятельности субъектов образовательного процесса: из опыта работы региональной инновационной площадки. - Рыбинск: МОУДПО специалистов «Информационно-образовательный Центр», 2012. - 34 с.

9. Педан В. А Роль событийного подхода в создании воспитательной сети учреждением дополнительного образования // Человек и образование. - 2016. -№ 1. - С. 104-107.

10. Селюков Р. В., Ананьин Р.В. Событийная организация сетевого взаимодействия участников сети федеральных инновационных площадок (обзор и проблемный анализ на основе отчетных материалов ФИП) // АНО «Институт проблем образовательной политики «Эврика»: URL: http://fip.kpmo.ru/ (дата обращения: 02.02.2016).

11. Слободчиков В. И., Исаев Е. И. Основы психологической антропологии. Психология развития человека: Развитие субъективной реальности в онтогенезе: учеб. пособие для вузов. - М.: Школьная пресса, 2000. - 416 с.

12. Соловьёв Г. Е. Событийный подход в воспитании школьников // Вестник Удмуртского университета. Философия. Психология. Педагогика. - 2009. Вып. 2. - С. 103-110.

13. Степанчук З. А. Событийность образовательного процесса в начальной школе // Педагогическое мастерство: материалы II междунар. науч. конф. (г. Москва, декабрь 2012 г.). - М.: Буки-Веди, 2012. - С. 140-143.

14. Троицкий Ю. Л. Событие как образовательная стратегия // Событийность в

образовательной и педагогической деятельности. - 2010. - Вып. 1 (43). - С. 87-94.

-^-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.