The scientific heritage No 31 (2019) 7
СОБЫТИЙНЫЕ КОММУНИКАЦИИ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО МУЗЫКАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ И ЮНОШЕСТВА
Краснобаева Е.А.
ГБУДО г.Москвы Московская городская детская музыкальная школа имени И. О.Дунаевского, заведующая внебюджетным отделением
EVENT COMMUNICATION IN THE SYSTEM OF ADDITIONAL MUSICAL EDUCATION FOR
CHILDREN AND YOUTH
Krasnobaeva E.
Moscow City children's music school behalf ofI.O. Dunaevsky, Head of the paid department
Аннотация
Статья посвящена вопросам событийных коммуникаций в системе российского детского дополнительного музыкального образования. Рассмотрены виды специальных мероприятий применимо к сфере дополнительного музыкального образования, понятие «событийной коммуникации», дана классификация информации, как основы коммуникаций и ключевого элемента современного социального менеджмента.
Abstract
The article is devoted to the issues of event communications in the system of Russian children's additional music education. The article discusses the types of special events in the field of additional music education. The author has studied the concept of "event communication", given the classification of information as the basis of communication and a key element of modern social management.
Ключевые слова: коммуникации, конкурсы.
Keywords: communications, contests.
Модернизация системы образования сегодня делает основную ставку не только на общеобязательное образование, но и на сферу дополнительного образования, в том числе и музыкального. Система дополнительного образования формирует и предоставляет человеку разную степень свободы выбора, учитывает его личностные интересы и развивает творческие возможности в контексте гуманистической парадигмы современной России.
На сегодняшний день, перед системой дополнительного образования стоит задача формирования всесторонне развитой, творческой, социальной и динамической личности. Решение такой задачи зависит во многом от эффективности использования возможностей педагогической системы дополнительного образования.
Реализация тех или иных мероприятий в сфере дополнительного образования в современных условиях занимает важное место в образовательном процессе. Организация подобного рода мероприятий выступает определенного рода управленческим фактором, одно из центральных мест в котором отводится событийным коммуникациям.
В современной науке под технологией «событийной коммуникации» понимают целенаправленные и планированные действия по организации и проведению мероприятий с привлечением целевой аудитории, средств массовой информации и общественных организаций.
Множество современных российских исследователей в теории коммуникаций и связи с общественностью (Т.Ю. Лебедева, И.В. Алешина А.Н. Чумиков и другие) в своих взглядах на событийные коммуникации склонны ограничивать арсенал событий всевозможными, но так называемыми «специальными мероприятиями».15 В своих исследованиях авторы выделяют следующие ключевые виды специальных мероприятий, являющихся средством событийной коммуникации:
- пресс-конференции, семинары;
- брифинги, форумы, мастер-классы;
- саммиты и «круглые столы» с привлечением средств массовой информации;
- благотворительные мероприятия;
- концерты, творческие вечера, фестивали;
- ярмарки, выставки, митинги, акции и пр.
- корпоративные мероприятия и пр.
В современной практике, ввиду активного распространения и развития информационных технологий, многие исследователи к числу «специальных мероприятий» и событийных коммуникаций относят и виртуальные сетевые мероприятия (например, онлайн-трансляции, вебинары), а также и социальные виртуальные сети (группы), как площадки событийных коммуникаций.
В теории событийных коммуникаций все вышеприведенные примеры не являются исчерпывающими.
15 Бочаров М.П., Чумиков А.Н. Связь с общественностью. Теория и практика. - Москва: Дело, 2016. - 302 с.
Применимо к сфере дополнительного музыкального образования, можно отметить, что событийные коммуникации здесь реализуется, как правило, посредством таких основных специальных мероприятий:
- коллективные концерты;
- сольные концерты;
- творческие вечера;
- открытые (публичные) мастер-классы;
- семинары, «круглые столы»;
- фестивали, творческие конкурсы.
Возвращаясь к понятию «событийная коммуникация» нельзя не отметить, что основой данной категории является термин «коммуникация». Сама коммуникация понимает под собой связь, общение, передачу и обмен информацией, информационное взаимодействие. Таким образом, основой любой коммуникации, в том числе событийной, является именно информация.
В широком понимании, под информацией в современной науке понимают всякое сообщение, которое содержит любые сведения о предмете, явлении, событии и пр. В более узком понимании, в рамках общих принципов современного менеджмента под информацией рассматривают далеко не каждое сообщение, а лишь то, которое содержит в себе ранее не известные факты или какие-либо дополнительные сведения и представления о предмете или анализируемых объектах (процессах).
Исследователь Кибанов А. Я. утверждает, что информация, как основа коммуникаций, выступает одним из ключевых элементов современного социального менеджмента. Информация является связующим элементом между субъектом и объектом управления, характеризуя своим содержанием характеристику и состояние объекта управления.16
Информация, движущаяся в системе государственной образовательной системы, в том числе и сфере дополнительного музыкального образования, весьма неоднородна и разнообразна. Здесь необходимо отметить статистические показатели и рейтинговые исследования эффективности организации специальных событий, конкурсов и фестивалей в контексте их воздействия на уровень образования детей и юношества; стандарты качества образовательных и досуговых услуг; уровень разработанности учебных методик и программ для обучения на том или ином музыкальном инструменте и многое другое.
Опираясь на мнение исследователя Ко-новченко С.А.17, информация имеет самостоятельную ценность для всех участников событийного коммуникации, в том числе и когда они выступают как участники или как потребители, в том числе и органы, принимающие управленческие решения в рамках своих компетенций. Так, можем сказать, что в специальных событиях в дополнительном образовании такими участниками становятся прежде
всего сами учащиеся, которые выступают и участниками, и потребителями данного процесса, затем преподавательский состав и наконец, администрация музыкальных школ и школ искусств, которая и проводит в жизнь необходимые управленческие решения.
В современной практике управления дополнительным образованием применимы разные виды информации: официальная и неофициальная, общая и отраслевая, непосредственно связанная с определенным направлением изучаемого вида искусства.
Классификацию информации в системе дополнительного образования необходимо проводить с учетом всех особенностей, признаков и характеристик, присущих различным ее видам. Ее классифицируют по содержанию и целевому назначению, по её возможным результатам и социальным последствиям, а также степени доступности, в том числе на основе ее соотношения во времени (в контексте прошлого, т.е. совершенное и в контексте настоящего или будущего).
При этом, классификация должна быть единой и целостной, основываться на комплексном и системном подходе. При осуществлении классификации информации, важно также ориентироваться на всестороннее исследование проблем организации, регулирования управления в ней, а также проблем конкретной сферы дополнительного образования. Так, например, современная фортепианная педагогика не имеет дефицита в методической литературе. В настоящее время рынок насыщен разнообразными изданиями нотной и методической литературы, отечественная фортепианная школа имеет глубокие корни и традиции. В то время как в отечественной школе игры на духовых инструментах наблюдается существенное отставание от мировых тенденций, налицо несовершенство методического инструментария и нехватка современного нотного материала.
Информация, как основа коммуникации, и все ее потоки в событийном менеджменте может группироваться также в зависимости от следующих факторов:
- от источников происхождения и поступления;
- качественного содержания (выявление ценной по содержанию информации, от которой прямо зависят управленческие решения, исходящие из структурных подразделений организации);
- количественной характеристики (целесообразно выделение вероятностных, семантических и иных мер информации, используемых при управленческом воздействии и обеспечении иных управленческих потребностей).
Однако, приведенная выше классификация, по мнению ряда исследователей, весьма относительна, поскольку все виды и формы информации тесно
16 Кибанов А.Я. Управление персоналом организации. -
М.: ИНФРА - М, 2014. - 512 с.
17 Коновченко С. А. Информационная политика в России / С. А. Коновченко, А. И. Киселев // Государственная служба. - 2016. - № 2. - С. 91-103.
взаимосвязаны и взаимодействующие между собой, нередко трансформируясь одна в другую. Одна и та же информация может выступать в разных видах, оформлена в разных формах. Она может быть усложнена или изменена, в то же время иметь многоступенчатую структуру, причем отдельно взятые группы, выделенные в рамках основного признака классификации, могут дополнительно быть разбиты на подгруппы на частных основаниях и свойствах. Кроме того, далеко не всегда можно досконально структурировать и классифицировать информацию по тем или другим признакам, а затем группировать ее по группам.
Применимо к системе дополнительного образования, следует отметить, что коммуникации осуществляют специфические функции и выполняют особые задачи, которые исследователи характеризуют по-разному. Однако, так или иначе, наиболее популярным подходом в разделении функций коммуникаций является их разделение на две основные группы:
- информационно-коммуникативная функция;
- регулятивно-управляющая.
Особенность информационно -
коммуникативной функции заключается в том, что информация, как основа коммуникации, не просто передается или принимается, а еще и формируется, накапливается, что выступает важным аспектом для творческого развития подрастающего поколения и продуктивного взаимодействия преподавательского сообщества.
Суть регулятивно-управляющей функции заключается в том, что посредством её можно регулировать профессиональную деятельность преподавательского состава организации, направлять в необходимое русло их творческие устремления, восполнять недостатки методического оснащения, отслеживать уровень образования в организации, демонстрировать собственные наработки посредством открытых фестивалей, конкурсов, мастер-классов. Кроме этого, с помощью регулятивно-управляющей функции появляется возможность координировать действия целой образовательной системы, а также работу команды административного и педагогического состава организации.
В системе событийного менеджмента, коммуникации разделяют на две категории (направления): самой организации с ее внешней средой и внутри самой организации.
К первой категории относят коммуникации со средствами массовой коммуникации, потребителями информации - учащимися и их родителями, муниципалитетом, государственными органами, общественностью и т.п.
Проявление и реализация коммуникаций внутри организации происходит в виде собраний, дискуссий, обучающих мероприятий, открытых уроков и т.д., что в своем роде является реакцией на влияние и воздействие внешней среды.
Таким образом, коммуникация, в основе которой лежит информация, является важным объектом управленческого воздействия, являясь при этом не
только процессом информационного обмена, а и так называемым «зеркалом», отражающим происходящие процессы в современном дополнительном образовании. Управляя коммуникацией и воздействуя на её отдельные компоненты, организация активизирует свои сильные стороны и ликвидирует слабые. Только своевременно налаженная коммуникация позволяет эффективно ориентироваться в условиях современных систем управления и воздействовать на них.
В теории событийных коммуникаций все ранее приведенные примеры специальных мероприятий не являются исчерпывающими, но, так или иначе, они группируются по трём ключевым группам:
1) рабочие мероприятия (главная цель: обмен информацией по конкретной теме);
2) информативные мероприятия (главная цель: предоставление информации или возможностей аудитории её получить);
3) развлекательные мероприятия (главная цель: организация досуга аудитории, оказание эмоционального воздействия на аудиторию).
Можно сказать, что в сфере дополнительного музыкального образования событийные коммуникации аккумулируют в себе все три составляющие. С одной стороны они как рабочие мероприятия выступают площадкой обмена информацией по конкретной теме: обучение детей навыкам игры на том или ином инструменте, либо какой-либо творческой деятельности (хореография, рисование). С другой стороны, в рамках творческих фестивалей и конкурсов проводятся информативные мероприятия: мастер-классы, круглые столы, открытые уроки, семинары. А развлекательными эти мероприятия являются для зрителей и слушателей, общества в целом, так как являются открытыми для посещения.
Управление событийными коммуникациями, кроме основной функции связи с общественностью, подразумевает под собой и особые инструменты, методы, формы и сферы применения.
Событийному менеджменту присущ особый круг исполнителей и заказчиков, его предпосылками обязательно являются предварительный анализ ситуации, объекта управления и внешней среды, а также анализ системы обратной связи между получателями и адресатами такого воздействия. Иными словами, сущность данного понятия в нашем контексте можно представить в виде отдельных понятий или их совокупности, а именно:
- информационный обмен по принципу «вход-выход»;
- воздействие «субъект-объект»;
- контроль;
- реакция общества как результат воздействия.
В конечном результате, все это в совокупности
и влечет за собой существенные последствия.18
Любая событийная коммуникация
подразумевает в себе определенный набор составляющих. Все эти элементы тесно взаимосвязаны, среди них - следующие:
- место;
- время и продолжительность;
- участники;
- средство воздействия;
- предмет воздействия;
- ожидаемый эффект.
Ожидаемый эффект в событийных коммуникациях - есть, собственно, главная цель данной коммуникации.
Таким образом, событийный менеджмент в дополнительном образовании, является своеобразной технологией донесения необходимой информации до администрации музыкальных школ и школ искусств, педагогического сообщества, обучающихся, их родителей, и воздействия на эти группы в целях побуждения действий в нужном направлении.
В конечном результате, с помощью событийных коммуникаций, обеспечивается достижение следующих целей:
- усиление авторитета и имиджа организации;
- эффективное выделение субъекта коммуникации (или иного заинтересованного лица/ организации) на фоне конкурентов или других организаций;
- активизация и привлечение внимания субъекту, или же к его деятельности;
- развитие и укрепление отношений субъекта (или иного заинтересованного лица/ организации) с другими организациями;
- формирование конкретных взглядов и мнений у получателя информации;
- развитие и укрепление отношений субъекта с общественностью;
- создание платформы для дальнейшего взаимодействия и развития.
Тем не менее, преимущества, которые можно приобрести посредством событийной
коммуникации, не ограничиваются
вышеприведенными выгодами. Так, в системе дополнительного музыкального образования, существенное положительное влияние событийные коммуникации оказывают и на достижение собственных целей организации, например:
- повышение профессионализма участников организации;
- укрепление корпоративной культуры и командного духа организации;
- поиск и реализация новых возможностей организации и другие.
Приведем основные факторы,
обуславливающие эффект событийных коммуникаций в сфере дополнительного музыкального образования:
- имидж организации;
- внешняя конъюнктура (положение и отношение к организации в обществе);
- ресурсы средств массовой информации;
- собственные ресурсы организации;
- компетентность и опыт персонала, как субъекта коммуникации.19
Итак, практическое применение механизмов менеджмента в области планирования, организации и проведения мероприятий и событий - это вариант так называемого «специального события», под которым подразумеваются события, организованные для достижения конкретных целей образовательной организации.
В современной системе менеджмента, коммуникация выступает в роли важного объекта управления, являясь при этом не только предметом информационного обмена, а и своеобразным «зеркалом», отражающим происходящие процессы в музыкальном и педагогическом сообществе.
Список литературы
1. Близняк Р.З. Основные понятия событийного менеджмента в системе коммуникаций // Теория и практика общественного развития, 2015. -№4. - С.129-132.
2. Бочаров М.П., Чумиков А.Н. Связь с общественностью. Теория и практика. - Москва: Дело, 2016. - 302 с.
3. Гнетнёв А.И.. Современная пресс-служба: учебник / под ред. А.И. Гнетнёва, М.С. Филя. - Ростов н/Д: Феникс, 2015. - 237 с.
4. Кибанов А.Я. Управление персоналом организации. - М.: ИНФРА - М, 2014. - 512 с.
5. Коновченко С. А. Информационная политика в России / С. А. Коновченко, А. И. Киселев // Государственная служба. - 2016. - № 2. - С. 91-103.
6. Орлова Т.М. Коммуникационный менеджмент в управлении экономическими системами. / Т.М. Орлова. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Изд-во РАГС, 2012. - 394 с.
7. Почепцов, Г.Г. Теория и практика коммуникации. / Г.Г. Почепцов - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Экономика, 2010. - 703 с.
18 Близняк Р.З. Основные понятия событийного менедж-
мента в системе коммуникаций // Теория и практика общественного развития, 2015. - №4. - С.129-132.
19 Гнетнёв А.И.. Современная пресс-служба: учебник / под ред. А.И. Гнетнёва, М.С. Филя. - Ростов н/Д : Феникс, 2015. - 237 с.