Научная статья на тему 'СНЫ И СНОВИДЕНИЯ В РАССКАЗАХ Н.Д. НЕУСТРОЕВА'

СНЫ И СНОВИДЕНИЯ В РАССКАЗАХ Н.Д. НЕУСТРОЕВА Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
195
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
якутская литература / сон как литературный прием / поэтика сна / Н.Д. Неустроев / Yakut literature / dream as literary device / poetics of dream / N.D. Neustroev

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Л П. Григорьева, А Г. Иванова

Статья посвящена исследованию снов и сновидений в произведениях малой прозы Н.Д. Неустроева. Проводится анализ формы, структуры и функции сна в рассказах и очерке “Дикая жизнь”; определяются типы и функции снов. Тема исследования находится в русле актуальных вопросов национального литературоведения. Научная новизна заключается в анализе поэтики сна в произведениях Н.Д. Неустроева в контексте поэтики жанра малой прозы (рассказа и художественного очерка). Полученные результаты показали, что Н.Д. Неустроев в своих произведениях углубляет значение приёма сна с философской и психологической точки зрения; сны и сновидения больше отражают внутренний мир, эмоциональное состояние героев, раскрывают их сущность; подчеркивают трагизм, кризисное состояние и предсказывают смерть либо являются проявлением страхов героев; выполняют как характеристическую, так и сюжетообразующую функцию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DREAMS IN THE STORIES OF N.D. NEUSTROEV

The article is dedicated to the study of dreams in the works of small prose by N.D. Neustroev. The analysis of the form, structure and function of sleep in the stories and the essay “Wild Life” is carried out; types and functions of dreams are determined. The research topic is in line with the topical issues of national literary criticism. The scientific novelty lies in the analysis of the poetics of sleep in the works of N.D. Neustroev in the context of the poetics of the genre of small prose (short story and artistic essay). Results show that N.D. Neustroev in his works deepens the meaning of sleep reception from a philosophical and psychological point of view; dreams more reflect the inner world, the emotional state of the characters, reveal their essence; emphasize tragedy, crisis state and predict death or are a manifestation of the fears of the characters; perform both a characteristic and plot-forming function.

Текст научной работы на тему «СНЫ И СНОВИДЕНИЯ В РАССКАЗАХ Н.Д. НЕУСТРОЕВА»

2. Velilaeva L.R. 'Emigracionnyjimetropolijnyjdiskursy shotlandskojpo'eziiXIX veka. Simferopol': IP Hoteeva L.V., 2019.

3. The poets and poetry of Scotland: from the earliest to the present time, comprising characteristic selections from the works of the more noteworthy Scottish poets; with biographical and critical notices. Ed. by J.G. Wilson. New York: Harper & brothers, 1876.

4. Ross J.D. Scottish Poets in America with biographical and critical notices. New York: Pagan&Ross, Publishers, 1889.

5. Black G.F. Scotland's mark on America. New York: Scottish section of 'America's making', 1921.

6. Scots and Scots descendants in America. Ed. by D. MacDougall. New York: Caledonian Publishing Company, 1917.

7. Scotland: A History. Ed. by J. Wormald. Oxford: Oxford University Press, 2005.

8. Scott T. The Penguin book of Scottish Verse. London: Penguin, 1976.

9. Knox W.W. A History of the Scottish People Religion in Scotland 1840-1940. Available at: https://www.scran.ac.uk/scotland/pdf/SP2_8religion.pdf

10. The Scottish and American poems of James Kennedy. New York: J.S. Ogilvie Publishing Co., 1920.

11. Hexham I. Concise dictionary of religion. Vancouver: Regent College Publishing, 1993.

12. Henderson D.M. A bit bookie of verse in the English and Scots tongues. Baltimore: University Book Store, 1905.

13. Averincev S.S. Sofiya-Logos. Slovar'. Kiev: Duh i Litera, 2000.

Статья поступила в редакцию 18.07.21

УДК 821.512.157

Grigorieva L.P., Cand. of Sciences (Philology), senior lecturer, M.K. Ammosov North-Eastern Federal University (Yakutsk, Russia), E-mail: [email protected]

Ivanova A.G., MA student, M.K. Ammosov North-Eastern Federal University (Yakutsk, Russia), E-mail: [email protected]

DREAMS IN THE STORIES OF N.D. NEUSTROEV. The article is dedicated to the study of dreams in the works of small prose by N.D. Neustroev. The analysis of the form, structure and function of sleep in the stories and the essay "Wild Life" is carried out; types and functions of dreams are determined. The research topic is in line with the topical issues of national literary criticism. The scientific novelty lies in the analysis of the poetics of sleep in the works of N.D. Neustroev in the context of the poetics of the genre of small prose (short story and artistic essay). Results show that N.D. Neustroev in his works deepens the meaning of sleep reception from a philosophical and psychological point of view; dreams more reflect the inner world, the emotional state of the characters, reveal their essence; emphasize tragedy, crisis state and predict death or are a manifestation of the fears of the characters; perform both a characteristic and plot-forming function.

Key words: Yakut literature, dream as literary device, poetics of dream, N.D. Neustroev.

Л.П. Григорьева, канд. филол. наук, доц., Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова, г. Якутск, E-mail: [email protected]

А.Г. Иванова, магистрант, Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова, г. Якутск, E-mail: [email protected]

СНЫ И СНОВИДЕНИЯ В РАССКАЗАХ Н.Д. НЕУСТРОЕВА

Статья посвящена исследованию снов и сновидений в произведениях малой прозы Н.Д. Неустроева. Проводится анализ формы, структуры и функции сна в рассказах и очерке "Дикая жизнь"; определяются типы и функции снов. Тема исследования находится в русле актуальных вопросов национального литературоведения. Научная новизна заключается в анализе поэтики сна в произведениях Н.Д. Неустроева в контексте поэтики жанра малой прозы (рассказа и художественного очерка). Полученные результаты показали, что Н.Д. Неустроев в своих произведениях углубляет значение приёма сна с философской и психологической точки зрения; сны и сновидения больше отражают внутренний мир, эмоциональное состояние героев, раскрывают их сущность; подчеркивают трагизм, кризисное состояние и предсказывают смерть либо являются проявлением страхов героев; выполняют как характеристическую, так и сюжетообразующую функцию.

Ключевые слова: якутская литература, сон как литературный прием, поэтика сна, Н.Д. Неустроев.

Сновидения - одна из загадочных сторон человечества. Исследование сновидений в области философии, эстетики, культурологии, естествознании обладает богатейшим материалом. Изучение же поэтики сновидений считается одним из важнейших направлений в литературоведении.

Николай Денисович Неустроев (1895 - 1929) занимает особое положение среди первых якутских писателей. «Если А. Кулаковский и П. Ойунский сочетали литературно-творческую деятельность с общественной и научно-исследовательской, а А. Софронов - с культурно-просветительской работой, то он, будучи учителем и журналистом, все же по своей психологии и отношению к литературному труду был ближе к типу профессионального писателя» [1, с. 43]. Еще в 1918 г он писал Н.А. Рубакину: «...стремление к писательству вообще у меня еще не исчезло. В глубине наболевшего сердца еще живет та искра, которая не могла погаснуть под ударами капризной судьбы. И я глубоко уверен, что эта светлая искра во мне никогда не погаснет. Разве тогда, когда мое измученное тело предадут сырой земле.» [2, с. 279]. Он в 1927 г поступил в Литературный институт имени В. Брюсова в Москве, но болезнь не дала получить профессиональное обучение, через год он вернулся обратно.

В настоящее время, по сравнению с другими классиками национальной литературы, Н.Д. Неустроев остается менее исследованным писателем. Вместе с тем утверждать, что творчество Н.Д. Неустроева выпало из поле зрения литературоведов было бы ошибочным. До сегодняшнего дня единственной монографической работой, посвященной творчеству писателя, остается работа ПК. Боескорова [3]. Творчество Н.Д. Неустроева было освещено также в работах, которые касались вопросов отношения к литературному наследию основоположников якутской литературы [4; 5; 6], научных статьях и исследованиях, посвященных изучению развития жанров комедии, прозы и вопросов русско-якутских литературных связей [7 - 12]. В 2020 году свет увидел сборник материалов Международной научно-практической конференции, посвященной 125-летию Н.Д. Неустроева, в который вошли результаты исследований современных ученых [13]. Обзор работ позволяет сделать вывод, что заявленная в нашей статье тема ранее не выступала предметом специального исследования. Исследование поэтики сна в якутской литературе все еще остается актуальным направлением. В связи с этим можно утверждать, что тема

нашего исследования находится в русле актуальных вопросов национального литературоведения.

Цель работы - исследование поэтики сновидений в прозаических произведениях Н.Д. Неустроева. Достижение поставленной цели предполагает решение задач: во-первых, изучение теоретических вопросов литературных снов и сновидений; во-вторых, обзор работы, посвященных исследованию творчества Н.Д. Неустроева, определение произведений, где описание сна использовано как литературный прием; в-третьих, поэтику снов в рассказах «Прокаженные» (1918), «Балыксыт» («Рыбак», 1924), «Муммут обо кэпсээнэ» («Рассказ заблудившегося ребенка» (1926 г), «Конец Сидора» и очерке «Дикая жизнь» (1915). Н.Д. Неустроева. В работе применяются такие методы литературоведческого исследования, как структурный, сравнительно-сопоставительный анализ.

Теоретической основой исследования послужили работы О.В. Федуниной [14], М. Дынника [15], Р.Г. Назирова [16], в которых рассматриваются теоретические вопросы поэтики сна и сновидений. Сны героев литературных произведений - распространенный литературный прием. Сновидения в литературе имеют собственное назначение и определенным образом влияют на текст. Они занимают особое место в литературных произведениях: раскрывается внутренний мир героев, сны часто имеют символическое значение, они «предсказывают» развитие рассказа. Сон как элемент композиции выполняет несколько функций и помогает более полно и ярко понять происходящее; глубже передать внутренний мир героев, понять и раскрыть идею сюжета и произведения в целом. К аспектам поэтики сна относятся такие вопросы, как внутренняя структура, типы, функции, мотивы снов и сновидений, связь снов между собой в одном произведении, и все они нацелены на определение картины мира, созданной писателем [17, с. 55].

Н.Д. Неустроева интересовали чувства и действия человека в непредвиденных ситуациях. Предметом исследования в его произведениях выступали такие состояния человеческой натуры, как страх, ужас, изумление. У писателя даже имеется рассказ с названием «Куттал» («Страх»). Для раскрытия образов писатель не мог не использовать сны и сновидения, т.к. они - это самая загадочная, таинственная и неведомая часть человеческого разума. И эта загадка включает в себя все грани человеческой природы. Н.Д. Неустроев в своих произведениях пытается раскрыть сокровенные уголки человеческой души, и мотивы сновиде-

ний в его рассказах «Прокаженные», «Рыбак», «Конец Сидора», «Рассказ заблудившегося ребенка», очерке «Дикая жизнь» служат способом заглянуть в глубины человеческой натуры. В произведениях, написанных в жанре малой прозы, как правило, присутствует одно или два описания сна.

В рассказе «Прокаженные» главный герой Семенчик болен проказой и живет вдали от людей, родных. Он находится в очень тяжелом физическом и психологическом состоянии. Семенчику снится, как будто он, здоровый и веселый, плывет по реке, его окружает весенняя природа. «Когда он подплыл к берегу, в темном лесу раздался глухой стон не то человека, не то дикого зверя, - читаем дальше. - Семенчик вздрогнул всем телом; тяжелый стон, напоминавший голос из могилы, совершенно устрашил его. Через пять минут стон опять раздался, но уже близко, над самым берегом. Семенчик инстинктивно потянул руку за винтовкой, лежавшей на дне ветки. Вдруг из-за куста появилась высокая фигура человека. Он, увидев Семенчика, залился диким хохотом, от которого по лесу и по реке пошел тяжелый гул. Семенчик не теряя хладнокровия, направил винтовку на великана и выстрелил. Он даже не услыхал звук своего выстрела, как великан с ужасным ревом и стоном бросился с крутого берега на песок и побежал прямо к нему Семенчик вскрикнул от ужаса, сел на ветку, собираясь отплыть от берега, как великан неожиданно опрокинул его утлую ветку. Он упал в воду и стал тонуть. Великан глухо ревел над ним. Когда он проснулся от тяжелого кошмарного сна, во дворе бушевал сильный ветер» [2, с. 186]. Этот сон имеет символический характер и предвещает смерть героя, поэтому можно назвать пророческим. Стон, зов, гул, рёв и тёмный свет во сне героя символизируют что-то ужасное, а фигура великана - смерть. Во сне герой Н.Д. Неустроева тонет Согласно народным поверьям - это плохой знак. Во сне сначала Семенчик плывет по реке, которая вначале символизирует его спокойную, счастливую, безмятежную жизнь. А потом внезапно образовавшиеся ужасные звуки предвещают будущие несчастья. По традиционным якутским представлениям, человеческая жизнь подобна реке -прихотлива и изменчива. В реке жизни есть и потоки счастья, радости, удачи, и, напротив, потоки горя и страданий. И во сне герой рассказа плывет по реке своей жизни, и содержанием сна писатель предсказывает близкую смерть Се-менчика. В рассказе, проснувшись, Семенчик не задумывается о своем сне; ему кажется, что рев великана слился с рокотом тайги и всё. Автор сталкивает своего героя с этим великаном уже в финале произведения в описании эпизода смерти: Семенчику чудится, что великан из кошмарного сна несет его тело в далекую высь.

В рассказе «Рыбак» сон, приснившийся перед смертью старому рыбаку Платону, вынужденному на старости лет жить вдали от людей, в одиночестве, можно назвать сном-предсказанием, пророческим. В рассказе автор с прискорбием извещает, что осенью возле озера нашли тело умершего старика - рыбака Платона. И далее идет повествование этого загадочного состояния - момента ухода человека из жизни. Во сне герой рассказа видит, как за ним приходит его старуха, умершая пять лет назад и, взяв его за руку, ругаясь, ведет куда-то. Тут мы видим «полет души» в иной мир. Писатель детально описывает каждое действие героя, его мысли о своем предсмертном бессильном состоянии и диалог с давно умершей старухой. По мнению ПК Боескорова, «появление в предсмертные минуты в представлении старика умершей жены придает описанию эпизода смерти якутский колорит. По народному поверию якутов старого времени, больному перед самой смертью чудится, что появляются около него те покойники, с которыми он при их жизни был в близких, тесных взаимоотношениях» [3, с. 149]. И героя рассказа в иной мир сопровождает его покойная жена. Писатель как будто ставит точку: «Так Старик Платон умер... » [2, с. 132]. Как видно, повествование о смерти старика Платона имеет четкое начало и конец, и оно включено в сюжетное действие отдельным эпизодом. Вместе с тем границы сна размыты, поэтому трудно определить, то ли это сон, то ли видение. Как отметили выше, этот сон пророческий и предсказывает прежде всего самому герою о минувшем часе смерти. Старик Платон в один миг понимает, что настал час кончины и прощается со всеми, кто ему дорог: с людьми, лесом, любимым озером. Вместе с тем он еще не уверен, что настал тот самый час. Если герою рассказа «Прокаженные» Семенчику перед самой смертью привидится страшный великан, ранее испугавший его во сне, то к старику Платону приходит покойная жена, и он в бредовом состоянии, то ли на яву, то ли во сне уходит из жизни.

Еще один сон-предсказание находим в рассказе «Конец Сидора». Во сне к Сидору приходит дух-хозяин природы Баай Байанай, укутанный в лисьи шку-

Библиографический список

ры и с длинной бородой. Он зовет его в лес проверить свои самострелы и плахи. Якуты - суеверные и верующие в природное могущество люди. Одним из святых, которым поклоняются якуты, является Байанай, дух-хозяин природы. Проснувшись, Сидор подумал, что, вероятно, что-нибудь попало в самострелы и отправляется на охоту, надеясь добыть что-нибудь. Но в душе ему почему-то тревожно. Во втором его сне еще раз приходит старик Баай Байанай. На этот раз его вид был измученным, потому что если в самострелы охотника не попадет ни один зверь, то за это должен поплатиться сам охотник. Этот сон предсказывает смерть Сидора. Только умирая, Сидор понимает значение своих снов. Его страх и тревожность на душе были неспроста. Здесь тип сна можно определить как сюжетный. Именно этот сон дает ход дальнейшим событиям: Сидор, оставив мальчиков одних, отправляется на охоту и по неосторожности погибает от своего же самострела.

В рассказе «Рассказ заблудившегося ребенка» описывается сон, который отражает мысли и психологическое состояние заблудившегося ребенка. Повествование ведется от лица девятилетнего ребенка. Заблудившись, он в течение пяти суток скитается по незнакомым ему местам. Блуждающему по лесу мальчику становится плохо из-за жары, он уходит в тень и засыпает. Ему снится, как будто он едет на своем быке и, придя домой, разбрасывает дрова и вместе с детьми идет искать коров. Приходит домой вечером, пьет чай и кушает мясо. Этот сон раскрывает желание испуганного и растерянного мальчика - быть дома и заниматься привычными ему делами. По типу этот сон можем отнести ко сну, отражающему мысли и желания героя. В психологии главной функцией сновидения является осуществление желаний. Такой тип сновидений в литературе используется многими писателями. Например, П.А. Ойунский, основоположник якутской советской литературы, в своем рассказе «Сон кожемяки» описывая сон бедного кожемяки, показывает, что и у бедняков есть свои мечты и желания, и что они также глубоко переживают и много думают о своей горестной судьбе. Но в отличие от П.А. Ойунского, сон в рассказе Н.Д. Неустроева носит бытийный и реалистический характер.

Обратимся к очерку «Дикая жизнь». Здесь мы находим два похожих сна, которые показывают психологическое состояние героя. Перои рассказа во время ужина разговаривают про медведя, которого охотники несколько раз видели поблизости. Ночью рассказчику снится сон, как будто к их шалашу подобрался медведь: слышны тяжелый шорох и таинственное ворчание зверя. Этот сон по типу относится к иллюстративно-психологическому, т.к. сон героя дает читателям понять его психологическое состояние - страх. Находясь ночью в дикой тайге и слушая ночные звуки природы, он испытывает сильный страх и видит сон-воображение. И это событие сна далее переходит в реальность, в сюжетное действие произведения: в следующую ночь их все-таки «навещает» медведь. Страх встречи с медведем находит продолжение в следующем сне повествователя. Здесь сон показывает нам, что герой все еще не отошел от минувшего события, и поэтому продолжение находит развитие в его сне. Интересен финал произведения. Герой во сне думает: «Как хорошо здесь, в этой дикой и мрачной тайге, а там далеко на «юге» в это время люди убивают друг друга. Стоны и проклятья людей, гул пушек, взрывы шрапнелей и лязг оружий сливаются в один хаос ужаса и смерти, а здесь царит вечный покой» [2, с. 214]. Дневной разговор, начавшийся с газетного сообщения о военных действиях и перешедший на тему войну в целом, приводит к мысли, что жизнь без войны намного спокойнее, о чем думает герой сквозь сон. Страх, который все эти дни преследовал героя, сменяется спокойствием.

Таким образом, в своих произведениях Н.Д. Неустроев углубляет значение приёма сна с философской и психологической точки зрения. Сны и сновидения в произведениях Н.Д. Неустроева использованы как, во-первых, композиционный прием; во-вторых, отражение внутренней природы, а именно - выражение эмоционального и психологического состояния героев, подчеркивание их трагизма, кризисного состояния; в-третьих, как способ раскрытия индивидуальной сущности. Сны в рассказах Н.Д. Неустроева часто являются пророческими и предсказывают смерть либо являются проявлением страхов героев. Тип сна в очерке «Дикая жизнь» можно определить как иллюстративно-психологический, т.к. здесь сны использованы, с одной стороны, для показа психологического состояния героев, их страха, а с другой - для сравнения тихой, спокойной жизни героев с жизнью, где торжествует «общий хаос ужаса и смерти». Сны в произведениях Н.Д. Неустроева выполняют как характеристическую, так и сюжетообразующую функции.

1. Бурцев А.А. Введение в историю якутской литературы. Якутск: Сахаполиграфиздат, 2004.

2. Неустроев Н.Д. Родному краю, любимому народу: Пьесы, рассказы, очерки, перевод, стихи, письма, заметки, документы. Якутск: Бичик, 1995.

3. Боескоров Г.К. Творчество Н.Д. Неустроева. Якутск, 1967.

4. Башарин Г.П. Три якутских реалиста-просветителя: Из истории общественной мысли дореволюционной Якутии. Якутск: Издательский дом СВФУ, 2019.

5. Романова Л.Н. Из истории литературоведческой науки в Якутии: опыт ретроспективного взгляда. Наука и образование. 2005; № 3 (39): 19 - 26.

6. Сыромятников Г.С. К некоторым вопросам якутской литературной критики: Статьи. Якутск, 1969.

7. Бурцев А.А. Классики и современники: Вершинные явления и избранные лики якутской литературы. Якутск: ООО Издательство Сфера, 2013.

8. Протодьяконов В.Н. Время. Литература. Традиции: сборник статей. Якутск: Бичик, 2009.

9. Окороков Г.Г. Традиции и поиск (статьи, портреты, штрихи). Якутск: Книжное издательство, 1979.

10. Кириллина М.А. Якутская комедия: типологияи жанровая динамика. Новосибирск: Наука, 2014.

11. Дьячковская Е.Н. Традиции Н.В. Гоголя и И.С. Тургенева в прозе Н.Д. Неустроева. Автореферат диссертации ... кандидата филологических наук. Якутск, 2014.

12. Ефимова Т.М. Новеллистика Н. Неустроева. Развитие малых жанров прозы в якутской литературе 1920 - 30-х гг. Автореферат диссертации ... кандидата филологических наук, 2000.

13. Фольклор и национальная литературная классика: методология и перспективы исследования: материалы Международной научно-практической конференции, посвященной 125-летию классика якутской литературы, просветителя, фольклориста Н.Д. Неустроева. Якутск: Издательский дом СВФУ 2020.

14. Федунина О.В. Поэтика сна (русский роман первой трети XX в. в контексте традиции): монография. Москва: Intrada, 2013.

15. Дынник М. Сон как литературный прием. Литературная энциклопедия. Словарь литературных терминов: в 2 т. Москва; Ленинград: Издательство Л.Д. Френкель, 1925; Т. 2. Стлб. 645 - 649.

16. Назиров РГ. Творческие принципы Ф.М. Достоевского - Саратов: Издательство Саратовского университета, 1982.

17. Григорьева Л.П., Иванова А.Г Поэтика сна в произведениях П.А. Ойунского. Филологические науки. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2020; Т. 13, Выпуск 11: 52 - 56.

References

1. Burcev A.A. Vvedenie v istoriyu yakutskoj literatury. Yakutsk: Sahapoligrafizdat, 2004.

2. Neustroev N.D. Rodnomu krayu, lyubimomu narodu: P'esy, rasskazy, ocherki, perevod, stihi, pis'ma, zametki, dokumenty. Yakutsk: Bichik, 1995.

3. Boeskorov G.K. TvorchestvoN.D. Neustroeva. Yakutsk, 1967.

4. Basharin G.P. Tri yakutskih realista-prosvetitelya: Iz istorii obschestvennoj mysli dorevolyucionnoj Yakutii. Yakutsk: Izdatel'skij dom SVFU, 2019.

5. Romanova L.N. Iz istorii literaturovedcheskoj nauki v Yakutii: opyt retrospektivnogo vzglyada. Nauka iobrazovanie. 2005; № 3 (39): 19 - 26.

6. Syromyatnikov G.S. Knekotorym voprosamyakutskojliteraturnojkritiki: Stat'i. Yakutsk, 1969.

7. Burcev A.A. Klassiki i sovremenniki: Vershinnye yavleniya i izbrannye likiyakutskoj literatury. Yakutsk: OOO Izdatel'stvo Sfera, 2013.

8. Protod'yakonov V.N. Vremya. Literatura. Tradicii: sbornik statej. Yakutsk: Bichik, 2009.

9. Okorokov G.G. Tradicii ipoisk (stat'i, portrety, shtrihi). Yakutsk: Knizhnoe izdatel'stvo, 1979.

10. Kirillina M.A. Yakutskaya komediya: tipologiyai zhanrovaya dinamika. Novosibirsk: Nauka, 2014.

11. D'yachkovskaya E.N. TradiciiN.V. Gogolya iI.S. Turgeneva vprozeN.D. Neustroeva. Avtoreferat dissertacii ... kandidata filologicheskih nauk. Yakutsk, 2014.

12. Efimova T.M. Novellistika N. Neustroeva. Razvitie malyh zhanrov prozy vyakutskojliterature 1920 - 30-h gg. Avtoreferat dissertacii ... kandidata filologicheskih nauk, 2000.

13. Fol'klori nacional'naya literaturnaya klassika: metodologiya iperspektivy issledovaniya: materialy Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii, posvyaschennoj 125-letiyu klassika yakutskoj literatury, prosvetitelya, fol'klorista N.D. Neustroeva. Yakutsk: Izdatel'skij dom SVFU, 2020.

14. Fedunina O.V. Po'etika sna (russkijroman pervoj tretiXX v. v kontekste tradicii): monografiya. Moskva: Intrada, 2013.

15. Dynnik M. Son kak literaturnyj priem. Literaturnaya 'enciklopediya. Slovar' literaturnyh terminov: v 2 t. Moskva; Leningrad: Izdatel'stvo L.D. Frenkel', 1925; T. 2. Stlb. 645 - 649.

16. Nazirov R.G. Tvorcheskie principy F.M. Dostoevskogo - Saratov: Izdatel'stvo Saratovskogo universiteta, 1982.

17. Grigor'eva L.P., Ivanova A.G. Po'etika sna v proizvedeniyah P.A. Ojunskogo. Filologicheskie nauki. Voprosy teoriiiprakíiki. Tambov: Gramota, 2020; T. 13, Vypusk 11: 52 - 56.

Статья поступила в редакцию 16.07.21

УДК 415.61

Zhaparkulova N.N., postgraduate, Kurgan State University (Kurgan, Russia), E-mail: [email protected]

FEATURES OF USING PHRASEOLOGICAL UNITS WITH A COMPONENT-ZOONYM IN THE NOVEL "THE WHITE STEAMER" BY CHINGIZ AITMATOV (IN THE ASPECT OF TRANSLATION FROM KYRGYZ INTO RUSSIAN). The article examines features of the use of phraseological units with a zoonym component in the story "The White Steamer" by Ch. Aitmatov. Chingiz Aitmatov is a great writer whose works have been translated into many languages. The idiostyle of the writer is distinguished by a vivid national flavor. The author actively uses in his works the numerous pictorial resources of the Russian and Kyrgyz languages: comparisons, metaphors, proverbs, sayings and others. Phraseological units are often used, including phraseological units with the component-name of animals and birds. These units are discussed in detail in the article. The specificity of the ideological and compositional structure of the story "The White Steamer" is revealed. Usual and occasional phraseological units, which include a zoonym component, are described in detail. The writer uses phraseological units with component names of steppe animals and birds. The role of phraseological units with a zoonym component as a means of characterizing the appearance of characters, behavior and character of the characters is described. The ways of transferring the data of phraseological units from Russian to Kyrgyz are revealed. The author uses such techniques as selection of phraseological equivalents and phraseological analogues, a descriptive method, replacing phraseological units with lexical ones. Phraseologisms with a zoonym component can be used both in normal and transformed form.

Key words: phraseological units, zoonym, component, occasional idioms, idiom-forming activity, comparative.

Н.Н. Жапаркулова, аспирант, Курганский государственный университет, г. Курган, E-mail: [email protected]

ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ФРАЗЕОЛОГИЗМОВ С КОМПОНЕНТОМ-ЗООНИМОМ В ПОВЕСТИ Ч.Т. АЙТМАТОВА «БЕЛЫЙ ПАРОХОД» (НА МАТЕРИАЛЕ РУССКОГО И КИРГИЗСКОГО ЯЗЫКОВ)

В статье рассматриваются особенности употребления фразеологизмов с компонентом-зоонимом в повести Ч. Айтматова «Белый пароход». Выявлена специфика идейно-композиционной структуры данного произведения. Подробно охарактеризованы узуальные и окказиональные фразеологизмы, включающие в свой состав компонент-зооним. Писатель использует фразеологические единицы с компонентами-названиями степных животных и птиц. Описана роль фразеологизмов с компонентом-зоонимом как средства характеристики внешнего вида персонажей, поведения и характера действующих лиц. Выявлены способы передачи данных фразеологических единиц с русского языка на киргизский. Автор использует такие приемы, как подбор фразеологических эквивалентов и фразеологических аналогов, описательный способ, замена фразеологических единиц лексическими. Фразеологизмы с компонентом-зоони-мом могут использоваться как в узуальном, так и в трансформированном виде.

Ключевые слова: фразеологизмы, окказиональные фразеологизмы, компонент, зооним, фразообразовательная активность, компаративный.

Великий писатель Чингиз Айтматов известен как классик мировой литературы, произведения которого переведены более чем на 150 языков мира. Язык и стиль его творений отличаются яркой индивидуальностью, образными, самобытными сравнениями, национально окрашенными изобразительно-выразительными средствами. Писатель умело использует фразеологизмы, пословицы и поговорки, которые передают национальный колорит киргизского народа.

Как отмечают многие исследователи, такие как Третьякова И.Ю., Кадыр-мамбетова А.К., Глухов В.М., Жуков В.П., Кармышаков А.О., Малафеева Е.Р. и др., в настоящее время большое внимание уделяется проблеме функционирования фразеологических единиц в художественном дискурсе: изучаются особенности индивидуально-авторских преобразований фразеологизмов, анализируются функции фразеологических единиц в текстах, определяется роль фразеологизмов в идиостиле различных авторов.

В статье рассматриваются как окказиональные, так и узуальные фразеологические единицы.

Окказиональное моделирование фразеологизмов - создание окказиональных вариантов и окказиональных фразеологизмов на основе фразеологической модели (языковой ФЕ) при сохранении и актуализации деривационных связей речевых образований с языковой фразеологической моделью [1, с. 9].

Узуальная фразеологическая единица - это реализуемая в речи языковая ФЕ, имеющая общепринятые, закреплённые в лексиконе значение и форму [1, с. 9].

В нашей статье объектом исследования являются особенности употребления фразеологизмов с компонентом-зоонимом в повести Ч. Айтматова «Белый пароход». Она была написана Чингизом Айтматовым на русском языке и переведена на киргизский язык Ашымом Жакыпбековым.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.