Научная статья на тему 'Снижение загрязнения атмосферного воздуха городов автомобильным транспортом в условиях сложного ландшафта и длительного холодного периода: аспекты методологии'

Снижение загрязнения атмосферного воздуха городов автомобильным транспортом в условиях сложного ландшафта и длительного холодного периода: аспекты методологии Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
1153
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОН / СЛОЖНЫЙ ЛАНДШАФТ / ХОЛОДНЫЙ ПЕРИОД / ЦИРКУЛЯЦИЯ АТМОСФЕРЫ / ВЫБРОСЫ АВТОТРАНСПОРТА / МЕТОДОЛОГИЯ / REGION / COMPLEX LANDSCAPE / COLD PERIOD / ATMOSPHERIC CIRCULATION / MOTOR VEHICLE EMISSIONS / METHODOLOGY

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Щербатюк Андрей Петрович

Отмечено, что загрязнение атмосферного воздуха городов выбросами автомобильного транспорта во многих регионах нашей планеты является важнейшей экологической проблемой. Выявлено, что для Российской Федерации актуальность проблемы увеличивается в связи с наличием регионов со сложным ландшафтом и длительным холодным периодом. Учтено, что для таких регионов типовые решения, приводящие к снижению загрязнения атмосферы, зачастую неприемлемы как по технологическим причинам, так и по экономическим затратам. Показано, что в России как минимум 14 неблагоприятных регионов, в которых регистрируется превышение предельно допустимых концентраций (ПДК) токсичных веществ и вредных веществ (ТВ и ВВ) в атмосферном воздухе, величина индекса загрязнения атмосферы (ИЗА5) в несколько раз превышает допустимые нормы. Доказано, что одним из значимых источников загрязнения атмосферного воздуха в городах и крупных промышленных центрах является автомобильный транспорт. Значительная доля автомобилей от общего числа находящихся в эксплуатации в качестве энергетических установок использует бензиновые двигатели внутреннего сгорания (ДВС). Выявлено, что в отработавших газах (ОГ) бензиновых ДВС содержатся продукты неполного сгорания топлива, в том числе ТВ и ВВ, что является причиной роста заболеваемости населения городов, составляющей 10...37 % от суммарной заболеваемости. Представлен Забайкальский край как составная часть Восточно-Сибирского региона, который из-за сложного ландшафта и длительного холодного периода является одним из характерных неблагоприятных территорий Российской Федерации, в которых регулярно регистрируется превышение предельно допустимых концентраций (ПДК) ТВ и ВВ в атмосферном воздухе, величина индекса загрязнения атмосферы (ИЗА5) в несколько раз превышает допустимые нормы. Проанализированы данные ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии Забайкальского края». В результате проведенных исследований отмечается тесная корреляционная зависимость многих заболеваний от содержания в атмосферном воздухе ТВ и ВВ. Рассматривается проблема загрязнения атмосферного воздуха городов, расположенных в Восточно-Сибирских регионах России, отработавшими газами автомобилей; обосновывается методология снижения их техногенного воздействия на атмосферный воздух в условиях сложного ландшафта и длительного холодного периода

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по строительству и архитектуре , автор научной работы — Щербатюк Андрей Петрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ASPECTS OF METHODOLOGY OF DECREASE IN POLLUTION OF ATMOSPHERIC AIR OF THE CITIES BY THE MOTOR TRANSPORT IN THE CONDITIONS OF DIFFICULT LANDSCAPE AND LONG COLD PERIOD

The article noted that air pollution emissions of urban road transport in many regions of our planet are a major environmental problem. It was revealed that the Russian Federation is increasing the relevance of the problem due to the presence of the regions with difficult terrain and long cold period. It is considered that for such regions typical decisions that lead to a reduction of air pollution, often unacceptable, both for technological reasons, as well as economic costs. It is shown that in Russia, there are at least 14 adverse regions which recorded the excess of maximum permissible concentration (MPC) of toxic and hazardous substances (TV and BB) in the atmosphere, the amount of air pollution index (API5) is several times higher than permissible limits. It is proved that one of the major sources of air pollution in cities and industrial centers is road transport. It is revealed that a significant proportion of the total number of vehicles in use, such as power plants, use gasoline internal combustion engines (ICE). It was found in the exhaust gas (exhaust gas) that petrol engines contain products of incomplete combustion, including TV and BB, which is a cause of increased incidence of urban population of 10... 37 % of the total incidence. Transbaikal region is presented as a part of the East-Siberian region due to the difficult terrain and a long cold period. It is one of these specific adverse territories of the Russian Federation, which regularly recorded the excess of maximum permissible concentration (MPC) TV and explosives in the air, the amount of air pollution index (API5) is several times higher than permissible limits. The data of the «Center for Hygiene and Epidemiology of the Transbaikal Territory» were studied. As a result a close correlation of many diseases of the content in the air of TV and explosives is indicated. The problem of urban air pollution, located in the East Siberian regions of Russia, the exhaust gases of cars is studied; the methodology to reduce their anthropogenic impact on the atmosphere in conditions of difficult terrain and a long cold period is proved

Текст научной работы на тему «Снижение загрязнения атмосферного воздуха городов автомобильным транспортом в условиях сложного ландшафта и длительного холодного периода: аспекты методологии»

УДК 504.05: 504.064

СНИЖЕНИЕ ЗАГРЯЗНЕНИЯ АТМОСФЕРНОГО ВОЗДУХА ГОРОДОВ АВТОМОБИЛЬНЫМ ТРАНСПОРТОМ В УСЛОВИЯХ СЛОЖНОГО ЛАНДШАФТА И ДЛИТЕЛЬНОГО ХОЛОДНОГО ПЕРИОДА: АСПЕКТЫ МЕТОДОЛОГИИ

ASPECTS OF METHODOLOGY OF DECREASE IN POLLUTION

OF ATMOSPHERIC AIR OF THE CITIES BY THE MOTOR TRANSPORT

IN THE CONDITIONS OF DIFFICULT LANDSCAPE AND LONG COLD PERIOD

Л. П. Щербатюк, Забайкальский государственный университет,

г. Чита, Россия

andrey. shcherbatyuk.63@.ru

A. Scherbatyuk, Transbaikal State University, Chita, Russia

Отмечено, что загрязнение атмосферного воздуха городов выбросами автомобильного транспорта во многих регионах нашей планеты является важнейшей экологической проблемой. Выявлено, что для Российской Федерации актуальность проблемы увеличивается в связи с наличием регионов со сложным ландшафтом и длительным холодным периодом. Учтено, что для таких регионов типовые решения, приводящие к снижению загрязнения атмосферы, зачастую неприемлемы как по технологическим причинам, так и по экономическим затратам.

Показано, что в России как минимум 14 неблагоприятных регионов, в которых регистрируется превышение предельно допустимых концентраций (ПДК) токсичных веществ и вредных веществ (ТВ и ВВ) в атмосферном воздухе, величина индекса загрязнения атмосферы (ИЗА5) в несколько раз превышает допустимые нормы. Доказано, что одним из значимых источников загрязнения атмосферного воздуха в городах и крупных промышленных центрах является автомобильный транспорт. Значительная доля автомобилей от общего числа находящихся в эксплуатации в качестве энергетических установок использует бензиновые двигатели внутреннего сгорания (ДВС). Выявлено, что в отработавших газах (ОГ) бензиновых ДВС содержатся продукты неполного сгорания топлива, в том числе ТВ и ВВ, что является причиной роста заболеваемости населения городов, составляющей 10...37 % от суммарной заболеваемости.

Представлен Забайкальский край как составная часть Восточно-Сибирского региона, который из-за сложного ландшафта и длительного холодного периода является одним из характерных неблагоприятных территорий Российской Федерации, в которых регулярно регистрируется превышение предельно допустимых концентраций (ПДК) ТВ и ВВ в атмосферном воздухе, величина индекса загрязнения атмосферы (ИЗА5) в несколько раз превышает допустимые нормы. Проанализированы данные ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии Забайкальского края». В результате проведенных исследований отмечается тесная корреляционная зависимость многих заболеваний от содержания в атмосферном воздухе ТВ и ВВ.

Рассматривается проблема загрязнения атмосферного воздуха городов, расположенных в Восточно-Сибирских регионах России, отработавшими газами автомобилей; обосновывается методология снижения их техногенного воздействия на атмосферный воздух в условиях сложного ландшафта и длительного холодного периода

Ключевые слова: регион, сложный ландшафт, холодный период, циркуляция атмосферы, выбросы автотранспорта, методология

The article noted that air pollution emissions of urban road transport in many regions of our planet are a major environmental problem. It was revealed that the Russian Federation is increasing the relevance of the problem due to the presence of the regions with difficult terrain and long cold period. It is considered that for such regions typical decisions that lead to a reduction of air pollution, often unacceptable, both for technological reasons, as well as economic costs.

It is shown that in Russia, there are at least 14 adverse regions which recorded the excess of maximum permissible concentration (MPC) of toxic and hazardous substances (TV and BB) in the atmosphere, the amount of air pollution index (API5) is several times higher than permissible limits. It is proved that one of the major sources of air pollution in cities and industrial centers is road transport. It is revealed that a significant proportion of the total number of vehicles in use, such as power plants, use gasoline internal combustion engines (ICE). It was found in the exhaust gas (exhaust gas) that petrol engines contain products of incomplete combustion, including TV and BB, which is a cause of increased incidence of urban population of 10 ... 37 % of the total incidence.

Transbaikal region is presented as a part of the East-Siberian region due to the difficult terrain and a long cold period. It is one of these specific adverse territories of the Russian Federation, which regularly recorded the excess of maximum permissible concentration (MPC) TV and explosives in the air, the amount of air pollution index (API5) is several times higher than permissible limits. The data of the «Center for Hygiene and Epidemiology of the Transbaikal Territory» were studied. As a result a close correlation of many diseases of the content in the air of TV and explosives is indicated. The problem of urban air pollution, located in the East Siberian regions of Russia, the exhaust gases of cars is studied; the methodology to reduce their anthropogenic impact on the atmosphere in conditions of difficult terrain and a long cold period is proved

Key words: region, complex landscape, cold period, atmospheric circulation, motor vehicle emissions, methodology

В зависимости от ландшафта и климатических условий азиатская часть России, включающая районы Сибири и Дальнего Востока, характеризуется высоким и очень высоким ПЗА. Загрязнение атмосферного воздуха здесь всегда выше, чем на европейской части России. Под влиянием определенных условий рассеивания при одинаковых антропогенных выбросах создается различный уровень загрязнения экосистем и атмосферного воздуха городов. Одними из основных причин являются сложный ландшафт и длительный холодный период. Это

усугубляется тенденцией роста количества автотранспорта, являющегося основной причиной загрязнения экосистем таких городов и заболеваемости населения. Научные исследования, проводимые в данном направлении, и практические решения имеют большое социально-экологическое значение.

На примере Забайкалья и г. Чита, в частности, как модельного региона, при установленной нами зависимости прослеживается ежегодное увеличение уровня загрязнения атмосферного воздуха пятью приоритетными веществами (рис. 1).

40 30 20 10

ИЗА

у - 0,165ха - 998,1х= + 2Е+06Х -

Rf = »814,

♦ ИЗА

2004 2006 2008 2010 2012 2014 2016

Рис. 1. Комплексный индекс загрязнения атмосферы г. Чита пятью приоритетными веществами за период с 2006 по 2014 гг.

Основным источником загрязнения атмосферного воздуха является автомобильный транспорт, объемы выбросов которого (в сравнении с предприятиями теплоэнергетического комплекса, котельными ЖКХ) ежегодно возрастают. Прогноз выполнен нами до 2025 г. (табл. 1).

Из приведенных данных видна тенденция существенного увеличения выбросов загрязняющих веществ от автотранспорта.

Если в 2005 г. доля загрязняющих веществ, поступающих в атмосферный воздух от автотранспорта, составляла чуть более трети загрязнений от стационарных источников, то в 2008 г. она сравнялась с последними. С 2008 г. доля загрязнения атмосферы города автотранспортом стала преобладающей и далее будет увеличиваться, в 2014 г. она уже более чем в два раза выше выбросов от стационарных источников.

Таблица 1

Прогноз выбросов загрязняющих веществ до 2025 г.

Годы Выбросы загрязняющих веществ от стационарных источников в Забайкальском крае (без очистки), тыс. т Выбросы загрязняющих веществ от автотранспорта в Забайкальском крае, тыс. т

2005 134,89 55,4

2006 131,84 70,3

2007 129,11 115,91

2008 139,7 141,05

2009 146,3 171,30

2010 138,2 201,56

2011 143,73 231,81

2012 145,74 262,07

2013 147,76 292,32

2014 149,77 322,58

2015 151,78 352,83

2016 153,80 383,09

2017 155,81 413,34

2018 157,83 443,60

2019 159,84 473,85

2020 161,86 504,11

2021 163,87 534,36

2022 165,89 564,67

2023 167,90 594,87

2024 169,92 625,13

2025 171,93 655,38

Обеспечение экологической безопасности от транспорта в г. Чита рассмотрено на основе модели повышения экологической безопасности воздушной среды участников дорожного движения A , аналогичной представлениям М.Р. Якимова (2012) и B.C. Ворожнина (2014), т.е. путем оптимизации функции

n n n

ahri=еее c* ■ xiJk ■ ^ ® ^

(i)

где Cijk — качество среды обитания по i-му воздействию на участников дорожного движения j-й группы, находящихся в k-й транспортной зоне (отличается от значения выброса у ранее упомянутых авторов) доли ПДК;

Xjk — количество участников дорожного движения j-й группы, находящихся в k-й транспортной зоне и подвергающихся i-му воздействию, человек;

tjk — время передвижения участников дорожного движения j-й группы в k-й транспортной зоне с i-м воздействием, ч.

В отличие от базовой модели М.Р. Якимова (2012), усовершенствованной B.C. Во-

рожниным (2014), в нее введены параметры, характерные для рассматриваемых условий.

Введение корректирующих изменений в действующую модель обусловлено следующими факторами.

1. Базовая модель основана на очищающей работе фотокатализаторов. Как известно, основным источником фотокаталитической реакции являются ультрафиолетовые лучи, т.е. солнце. В условиях рассматриваемых регионов (сложный ландшафт и длительный холодный период) наибольшее количество ТВ и ВВ от ДВС автомобилей в УДС скапливается в котловинах, где расположены города, особенно в зимнее время в связи с инверсией воздушных масс. В результате образуется смог, увеличивающий рассеивание ультрафиолетовых лучей и уменьшающий проницаемость атмосферного воздуха. Вторым фактором является действие фотокатализаторов только в светлое время суток. Третьей составляющей нашего альтернативного выбора является экономическая составляющая. Установка оборудования с фотокатализато-

1 /=1 k=1

рами на автомобили и нанесение на поверхности УДС требует значительных затрат. К тому же установленные на автомобиль фотокатализаторы очищают воздух только внутри салона и никак не влияют на выброс автомобилем ТВ и ВВ в атмосферу. В связи с тем, что подобные регионы испытывают двукратную техносферную нагрузку из-за особенностей ландшафта и длительного холодного периода для преодоления перечисленных причин нами предлагается использовать вместо катализаторов перевод автотранспорта на альтернативные виды топлива, в частности газовое. Во-первых, выбросы автомобиля на газовом топливе, в целом, значительно чище, а по некоторым веществам, например бензапирену, в 3...4 раза чем на бензине. Во-вторых, нет зависимости от времени суток и проницаемости атмосферного воздуха. В-третьих, снижение количества и влияние ТВ и ВВ происходит на всех учасников УДС. И, в-четвертых, часть затрат, особенно по автотранспорту общественного пользования, будет покрыта за счет государственной программы по переводу до 2020 г. на газовое топливо.

2. Вторым предложением по модифицированию модели М.Р. Якимова (2012) — В.С. Ворожнина (2014) для регионов со сложным ландшафтом и длительным холодным периодом является создание системы технологических скверов и парка, расположенных особым образом в городских кварталах по розе ветров и нижних точках котловин, что максимально позволит в этих сложных условиях снизить количество ТВ и ВВ от ДВС автомобилей на УДС в летнее время.

В частности, для рассматриваемых регионов автором предложено введение корректирующего коэффициента для С..к (качества среды обитания), равного в первом приближении 2, так как по всем показателям наблюдается примерно двукратная нагрузка на экосистемы данных территорий из-за сложного ландшафта и длительного холодного периода.

Для комплексной оценки экологической безопасности участников дорожного

движения в городской среде с особыми условиями (сложным ландшафтом и длительным холодным периодом) предложена методология расчета по скорректированному для этих условий алгоритму (рис. 2).

Корректировка заключалась в изменении следующих параметров:

а) раздел «Поглотители» скорректирован на «Снижение и поглощение», в который добавлен параметр «удельное снижение»;

б) раздел «Текущий поток поглощения» скорректирован на «Текущий поток снижения и поглощения», в котором заменен параметр «фотокатализаторами» на параметр «перевод на газовое топливо»;

в) раздел «Прогноз потока поглощения» скорректирован на «Прогноз потока снижения и поглощения», в который добавлен параметр «динамика режима снижения»;

г) в разделы «Текущие природные характеристики» и «Прогноз климатических характеристик» добавлен параметр «сложный ландшафт».

Такие корректировки обосновываются следующим:

1) для снижения загрязнения атмосферного воздуха автотранспортом инженерным решением проблемы является перевод на альтернативные виды топлива (в нашем случае — газовое) вместо использования фотокатализаторов. Поэтому параметр «поглощение» в данных разделах заменен на «снижение»;

2) в других разделах по этой же причине, где имелось в виду поглощение ТВ и ВВ за счет растительности, добавлен параметр «снижение»;

3) в связи с особыми условиями (сложным ландшафтом и длительным холодным периодом) исследуемых территорий используется термин «сложный ландшафт».

Для оценки ежечасных концентраций загрязняющих веществ в воздушной среде (С) в работе В.С. Ворожнина (2014) использовалось представление, что качество воздушной среды формируется за счет взаимодействия природных и техногенных составляющих природно-технической системы:

С = F

Евп,

\1=1

Ъпп<

W=1 .

1УС,

\k=1

(2) С, =К,

С = F

Хвп,

V/=l

(3)

a>rQ-A,-N в.пдв,

(4)

где ВП — поток загрязнения в окружающую среду, генерируемый г-м видом транспорта (источники ЗВ);

ПП — поток удаления транспортного загрязнения окружающей средой в зоне действия ьго вида транспорта (стоки ЗВ);

УС — условия окружающей среды для ьго вида транспорта (внешние условия).

Считая, что данная модель, вероятно, потребует уточнения для регионов со сложным ландшафтом и длительным холодным периодом, подобным г. Чита, автор, проанализировав влияющие факторы, выдвинул гипотезу о необходимости введения к р — регионального корректирующего коэффициента. При этом для г. Чита к р в первом приближении можно принять равным 2, так как здесь ИЗА5 >14 (а по отдельным показателям, например в г. Чита в зимнее время достигает 70) , а в городах Западной Сибири ИЗА5 < 14 ( например, г. Москва 7...14). Тогда разница минимальных показателей будет равна 2, т.е. внешние условия рассматриваемого региона имеют влияние в первом приближении в два раза большее. Соответственно, необходимы инженерные решения, позволяющие в рассматриваемых условиях снижать это воздействие в два раза сильнее, чем в регионах более мягкого климата и простого ландшафта

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Кроме того, нами предлагается подход активного воздействия на параметры, определяющие снижение и удаление загрязнений. Технологические сооружения (технологические парки и скверы) и городская растительность рассматриваются в качестве инженерных сооружений, обеспечивающих защиту воздушной среды в теплый период. Для этого качество воздушной среды С (доли ПДК) на основе (3) представлено в виде совместной работы загрязняющих и снижающих, а также удаляющих устройств в транспортных инженерных сооружениях:

где a>i — выброс i-го компонента вредного воздействия на единицу территории, г/м2 час-1;

Q — количество транспорта, ед.;

К — региональный коэффициент равен

2 (ИЗА5<14);

X. — удаление г-го компонента вредного воздействия на единицу площади поглотителя, г/м2 час-1;

N — количество объектов, осуществляющих удаление г-го компонента вредного воздействия, ед.;

ПДВ. — предельно допустимая концентрация, г/м3;

Di — скорость выведения транспортного загрязнения г-го компонента (м/с) основана на учете в модели условий, обеспечивающих гео- и биофизические механизмы очищения, а также снижения при использовании технических средств. Параметр X= X + X + X.. + X, t включает в себя по-

mf n f in out

глощение ТВ и ВВ с помощью технологических способов (технологические парки и скверы — летом.) В холодный период года предлагается снижение с помощью технических устройств (перевод на газовое топливо).

В связи с тем, что качество воздушной среды в различных регионах России неодинаково, автором предложена следующая градация кр — регионального корректирующего коэффициента (табл. 2):

1 — для всех городов, не входящих в список 19 наиболее загрязненных;

1,5 — для городов, входящих в список и имеющих более мягкий климат (Биробиджан, Благовещенск, Южно-Сахалинск);

1,8 — для городов, входящих в список и имеющих большое количество техногенных производств (Красноярск, Новокузнецк, Норильск, Челябинск, Шелехов);

2 — для городов, входящих в список и имеющих резко континентальный климат и сложный ландшафт месторасположения (Братск, Зима, Иркутск, Кызыл, Лесоси-бирск, Минусинск, Петровск-Забайкальский, Селенгинск, Улан-Удэ, Черногорск, Чита).

Транспорт

- тип,

■ возраст;

- класс Евро, -степень использования;

- удельное выделение-;

■ средства снижения.

Уличная сеть

inn участков,

- протяженность;

- шири на улицы.

- количество полос;

- структура насаждений,

- размещение средств защиты.

Снижение и поглощение

-тип; - ео-араст; -класс Евро: ■ степень использования;, -удельное поглощение - удельное снижение.

Участники дорожного движения

- предпочтения;

- распределение по УДС;

- транспортный опрос;

- средства защиты.

Текущий поток выделения

- количество транспорта на УДС;

- структура транспорта на УДС'

- скорость потока:

- удельное вьщеленне участка,

- удельное выделение УДС.

Текущий поток снижения и поглощения

-упичной и лесопарковой растительностью;

- перевод на газовое топливо, -сухое осалщение;

- вымывание осадками.

I екущие климатические и природные характеристики

- освещенность;- температура;

- влажность;- давление.

- сложный ландшафт.

Текущее качество воздушной среды транспортных зон:

водители, пассажиры, пешеходы.

Текущая экологическая безопасность транспортных зон:

водители, пасоажиры, пешеходы.

Й

О ^

СООТВЕТСТВУЕТ

Сравнение с нормативом

НЕ СООТВЕТСТВУЕТ

НЕ СООТВЕТСТВУЕТ

Прогноз потока выделения

■ количество транспорта на УДС;

- структура транспорта на УДС.

■ скорость потока; - режим движения;

- вьщеление УДС.

Прогноз потока снижения и поглощения

- изменение-количества деревьев

- архитектура деревьев на уди,

- изменение роста растении;-

- динамика режима снижения

- динамика режима поглощения.

Прогноз климатических и природных характеристик

- освещенность,- температура:

- влажность;- давление;

- сложный ландшафт

Прогнозное качество воздушной среды транспортных зон:

водители, пассажиры:, пешеходы

Прогнозная экологическая безопасность транспортных зон:

водители, пассажиры, пешеходы.

СООТВЕТСТВУЕТ

Целевой ориентир

НЕ СООТВЕТСТВУЕТ

Рис. 2. Схема алгоритма оценки экологической безопасности транспорта

Таблица 2

Корректирующие коэффициенты для расчета качества воздушной среды в зависимости от ИЗА

ИЗА5 7...14 14.17 14.23 14.70

Коэффициент 1 1,5 1,8 2

Таким образом, методология комплексного снижения загрязнения атмосферного воздуха, предложенная автором, позволяет в регионах со сложным ландшафтом и длительным холодным периодом за счет научно обоснованных технических и технологических решений существенно улучшить качественные показатели атмосферного воздуха городских территорий в различные периоды года, что отразится на улучшении здоровья населения. Прогнозное снижение заболеваний органов дыхания населения городов, расположенных в таких регионах, может

снизиться на 25...30 %, поэтапная реализация отдельных мероприятий и комплексной программы позволит существенно улучшить показатели атмосферного воздуха и в целом экосистемы города на 20.30 %. Результаты проведенных исследований, запатентованные способы и технические устройства рационально использовать не только в г. Чита и Забайкальском крае, а также при определенных условиях — для снижения техногенной нагрузки городских экосистем и в иных по ландшафту и температурному режиму регионах России и мира.

Список литературы_

1. Безуглая Э.Ю., Смирнова И.В. Воздух городов и его изменения. СПб.: Астерион, 2008.

2. Безуглая Э.Ю., Смирнова И.В. Проблема загрязнения воздуха. Крупнейшие города России. Сб. Инженерные системы. № 2. СПб., 2002.

3. Ворожнин В.С. Методика повышения экологической безопасности автотранспорта на улично-до-рожной сети крупного города (на примере защиты воздушной среды участников дорожного движения): автореф. дис. ... канд. техн. наук. М., 2014. 20 с.

4. Ворожнин В.С. Изучение автотранспортного воздействия на участников дорожного движения // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. 2011. Т. 13 (39). № 1 (8). С. 1848— 1852.

5. Ворожнин В.С., Маркелов Ю.И. Изучение влияния загрязнения воздушной среды крупного города на участников дорожного движения / / Эколого-географические проблемы природопользования нефтегазовых регионов — теория, методы, практика: доклады IV Междунар. науч.-практ. конф. Нижневартовск: Нижневарт. гос. гуманит. ун-т, 2010. С. 221—224.

6. Якимов М.Р. Научная методология формирования эффективной транспортной системы крупного города: автореф. дис. ... д-ра техн. наук. М., 2012. С. 9—25.

7. Якимов М.Р. Разработка системы мониторинга выбросов автомобильного транспорта в атмосферу крупных городов: автореф. дис. ... канд. техн. наук. Пермь, 2004. 23 с.

8. Song W.W., Ashmore M.R., Terry A.C. The influence of passenger activities on exposure to particles inside buses // Atmospheric Environment. 2009. Vol. 43. P. 6271—6278.

9. Potoglou D., Kanaroglou P.S. Carbon monoxide emissions from passenger vehicles: predictive mapping with an application to Hamilton, Canada // Transportation Research Part D. 2005. Vol. 10. P. 97—109.

10. Ashmore M.R., Dimitroulopoulou C. Personal exposure of children to air pollution // Atmospheric Environment. 2009. Vol. 43. P. 128-141.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

List of literature_

1. Bezuglaya E.Yu., Smirnova I.V. Vozduh gorodov i ego izmeneniya [The air of cities and its changes]. St.-Petersburg: Asterion, 2008.

2. Bezuglaya E.Yu., Smirnova I.V. Problema zagryazneniya vozduha. Krupneyshie goroda Rossii [The problem of air pollution. The largest cities of Russia]: Coll. Engineering systems, no. 2. St.-Petersburg, 2002.

3. Vorozhnin V.S. Technique of vehicles increase on the environmental safety of the road network of a large city (on the example of the protection of ambient air traffic participants) [Metodika povysheniya ekologicheskoy bezopasnosti avtotransporta na ulichno-dorozhnoy seti krupnogo goroda (na primere zashhity vozdushnoy sredy uchastnikov dorozhnogo dvizheniya) ]: Abstract. dis. ... cand. tehn. sciences. Moscow, 2014. 20 p.

4. Vorozhnin V.S. Izvestiya Samarskogo nauchnogo tsentra Rossiyskoy akademii nauk (Bulletin of Samara Scientific Center of the Russian Academy of Sciences), 2011, vol. 13 (39), no. 1 (8), pp. 1848-1852.

5. Voronin V.S., Markelov Yu.I. Ekologo-geograficheskie problemy prirodopolzovaniya neftegazovyh regionov — teoriya, metody, praktika (Ecological-geographical problems of natural resources of oil and gas regions — theory, methods, practice): report of the IV International. scientific-practical. conf. Nizhnevartovsk: Nizhnevartovsk State Humanitarian University Press, 2010, pp. 221—224.

6. Yakimov M.R. Scientific methodology of formation of an efficient transport system of a large city [Nauchnaya metodologiya formirovaniya effektivnoy transportnoy sistemy krupnogo goroda]: Abstract. diss. ... dr. tehn. sciences. Moscow, 2012. P. 9—25.

7. Yakimov M.R. The development of road transport emissions monitoring system to the atmosphere of large cities [Razrabotka sistemy monitoringa vybrosov avtomobilnogo transporta v atmosferu krupnyh gorodov]: abstract. dis. cand. tehn. sciences. Perm, 2004. 23 p.

8. Song W.W., Ashmore M.R., Terry A.C. Atmospheric Environment (Atmospheric Environment), 2009, vol. 43, pp. 6271—6278.

9. Potoglou D., Kanaroglou P.S. Transportation Research Part D (Transportation Research Part D), 2005, vol. 10, pp. 97—109.

10. Ashmore M.R., Dimitroulopoulou C. Atmospheric Environment (Atmospheric Environment), 2009, vol. 43, pp. 128—141.

Коротко об авторе _ Briefly about the author

Щербатюк Андрей Петрович, канд. техн. наук, Забайкальский государственный университет, г. Чита, Россия. Область научных интересов: охрана окружающей среды, загрязнение атмосферного воздуха andrey.shcherbatyuk.63@.ru

Andrey Scherbatyuk, candidate of technical sciences, Transbaikal State University, Chita, Russia. Sphere of scientific interests: environmental protection, air pollution

Образец цитирования _

Щербатюк А.П. Снижение загрязнения атмосферного воздуха городов автомобильным транспортом в условиях сложного ландшафта и длительного холодного периода: аспекты методологии // Вестн. Заб. гос. ун-та. 2016. Т. 22. № 3. С. 26—33.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.