ООО «ТОТАЛ ВОСТОК»
Снижение стоимости владения техникой за счет применения высококачественных смазочных материалов
Д.С. Колесниченко, ведущий технический специалист ООО «ТОТАЛ ВОСТОК» Р.К. Корчагин, ведущий технический специалист ООО «ТОТАЛ ВОСТОК»
Д.А. Соболь, руководитель технического отдела ООО «ТОТАЛ ВОСТОК»_
Цены на сырье продолжают оставаться низкими, и горнодобывающие компании вынуждены каким-то образом адаптироваться к ситуации. Одним из наиболее эффективных путей по-прежнему является оптимизация операционных издержек, в частности, затрат на эксплуатацию дорогостоящей техники. В статье рассматривается влияние смазочных материалов на стоимость владения техникой, пути снижения затрат на ее обслуживание и некоторые проекты, реализованные компанией TOTAL в России.
Долгое время увеличение интервалов замены масел на горной технике являлось объектом активных обсуждений. В целом, продлевать интервалы замены однозначно выгодно и в некоторых странах даже обязательно согласно законодательству. Наибольшие вопросы вызывали опасения, что этот процесс может повлиять на надежность и износостойкость машин и механизмов.
Сегодня возможность увеличения интервалов замены масел без ущерба для техники может быть подтверждена посредством анализов смазочных масел - метода диагностики состояния механизмов, не требующего их разбора. Данный метод является информативным и не очень затратным.
Самым очевидным преимуществом увеличения интервалов замены является тот факт, что если масло работает в два раза дольше, его требуется в два раза меньше. В этом случае экономия для владельца техники очевидна, хотя и не так велика.
Гораздо сложнее при увеличении интервалов замены масел оценить эффект от сокращения времени простоев, трудозатрат и затрат на запасные детали. Затраты на закупку смазочных материалов в действительности очень малы относительно суммарной стоимости владения парком грузовиков или самосвалов.
Структура затрат на обслуживание парка техники может варьироваться в определенных пределах, усредненно затраты распределяются следующим образом (табл. 1).
Табл.1 Затраты на обслуживание парка техники
Переменные затраты % затрат % всех затрат
Топливо 60 22
Смазочные материалы 1 0,5
Шины 9 3
Плановое обслуживание 16 5,5
Внеплановое обслуживание 14 5
Итого 100
Фиксированные затраты
Стоимость техники 52 34
Лицензия 2 1
Страховка 22 14
Оплата труда 24 15
Итого 100 100
Хорошо видно, что много сэкономить на закупке смазочных материалов вряд ли получится; основная выгода может быть связана с другими статьями расходов, в особенности со снижением времени простоев техники. Если удастся увеличить межсервисный интервал, тогда время простоев, связанных с обслуживанием техники, сократится. Это означает не только уменьшение трудозатрат, но также и увеличение рабочих часов техники. Другим важным следствием увеличения интервалов замены является снижение затрат, связанных с утилизацией отработанного масла.
Увеличение интервалов замены масла возможно в том случае, если смазочный материал обладает улучшенной стойкостью к окислению и сдвиговым нагрузкам, обладает повышенным запасом моющих свойств, как в случае с моторными маслами, то есть в целом это должен быть продукт высокого качества.
В результате получается, что даже если закупочная стоимость таких продуктов выше, можно существенно сократить затраты, связанные с владением парком техники и достигнутая экономия с лихвой перекроет эту разницу.
Компания TOTAL является производителем смазочных материалов высокого качества, превосходящих требования наиболее строгих отраслевых стандартов, таких как JASO, API, ACEA, и обладающих официальными одобрениями производителей техники. Продукты компании рассчитаны на использование при увеличенных интервалах замены, а также обладают рядом других полезных свойств, например топливосберегающими свойствами.
Специалистам ООО «ТОТАЛ ВОСТОК», официального представительства TOTAL, удалось успешно реализовать ряд проектов по увеличению интервалов замены масел на технике в горнодобывающей отрасли в России. Это подтверждает востребованность такого подхода клиентами компании.
Реализованные проекты
Моторное масло TOTAL RUBIA WORKS 1000 15W-40 является одним из продуктов компании, рассчитанных на продленные интервалы замены и экстремальные условия эксплуатации: высокие нагрузки, круглосуточный режим работы, топливо переменного качества.
Масло TOTAL RUBIA WORKS 1000 15W-40 подходит для двигателей европейского, американского и японского производства, в т.ч. последнего поколения, экологических классов European Standard Stage IIIA и American Standard EPA Tier 3. Масло обладает повышенной окислительной стабильностью, а также улучшенными мо-
ООО «ТОТАЛ ВОСТОК»
Рис. 1 Технические специалисты TOTAL на заливке моторного масла TOTAL RUBIA WORKS 1000 15W-40 в двигатели Cummins KTTA-19C самосвалов БЕЛАЗ-7555
Рис. 2 Самосвал Caterpillar 777G с двигателем C32 работает на масле TOTAL RUBIA WORKS 1000 15W-40
ющими и противоизносными свойствами, что позволяет обеспечить защиту двигателя от вредного воздействия пыли, воды, нес-горевшего топлива, продуктов его сгорания, сажи и т.д.
В течение двух последних лет совместно с клиентами компании были реализованы программы по увеличению интервалов замены моторного масла на технике Komatsu, Caterpillar, БЕЛАЗ и др.
Опытные пробеги на самосвалах БЕЛАЗ различной грузоподъемности в крупных угольных и золотодобывающих компаниях подтвердили возможность увеличения интервалов замены масла TOTAL RUBIA WORKS 1000 15W-40 до 500 моточасов при использовании в двигателях фирмы Cummins.
Полученные результаты свидетельствуют о том, что интервал замены масла может быть еще более увеличен. Например, анализ проб масла, отбираемых из картеров двигателей Cummins KTTA-19C (БЕЛАЗ-7555) после 500 моточасов работы, показал, что масло сохраняло еще некоторый запас моющих свойств для дальнейшей работы (на случай возможного перепробега), даже не смотря на попадание топлива в масло (рис. 1). Рабочая вязкость также оставалась достаточно высокой для продолжения работы (табл. 2).
Испытания на самосвалах БЕЛАЗ-75473, оборудованных двигателями Cummins KTA-19 и с наработкой около 7500 моточасов на момент начала испытаний, также подтвердили способность масла работать при увеличенных интервалах замены. В данном проекте самосвалы осуществляли перевозку породы и руды в сложном горном рельефе с затяжными спусками и подъёмами - в тяжело нагруженном режиме. В ходе испытаний два самосвала отработали по 1200 моточасов каждый. Анализы проб масел, регулярно отбираемых из двигателей, выполнялись в независимой испытательной лаборатории. В результате интервал замены масла удалось увеличить на 100 моточасов, значительный экономический эффект также был достигнут за счет снижения расхода на доливку масла.
Масло TOTAL RUBIA WORKS 1000 15W-40 также было опробовано и в настоящий момент применяется рядом клиентов на 130-тонных БЕЛАЗ-75131, оснащенных двигателями Cummins KTA-50C с различной наработкой. Интервал замены масла составляет 500 моточасов.
Аналогичные по содержанию проекты были реализованы на технике Caterpillar, например, задействованной на золотодобыче. Мониторинг масла на экскаваторах Cat 349 с двигателем Cat C13 показал, что RUBIA WORKS 1000 15W-40 обеспечивает надежную защиту мотора при интервале замены 500 моточасов (рис. 2).
Цикл испытаний на бульдозерной технике DRESSTA, оснащенной
двигателями Cummins QSX-15 и QSK-19, также продемонстрировал возможность применения масла при продленных интервалах замены.
Компания TOTAL предлагает своим клиентам программы, направленные на увеличение интервалов замены не только моторных, но и других типов масел, например гидравлических или трансмиссионных.
Табл. 2 Протокол испытаний моторного масла TOTAL RUBIA WORKS 1000 15W-40 в двигателе Cummins KTTA-19C самосвала БЕЛАЗ-7555
Марка техники Производитель узла Вид / тип техники Серия, номер узла Год выпуска Тип топлива Место отбора Объем системы Марка масла БЕЛАЗ-7555 БЕЛАЗ Карьерный самосвал Cummins KTTA-19C № 035 Не указан Дизельное топливо Картер 58 Total / Total Rubia Works 1000 15W40 / SAE 15W-40
Интерпретация актуальных лабораторных данных
Все показатели масла находятся в пределах нормы. Возможна дальнейшая эксплуатация.
Данные образца
Лабораторный номер 103207
Дата отбора 13.05.2016
Пробег, км,м/ч 0 0 0 0
Наработка масла,км, м/ч 500 0 0 0
Долив масла, л 5.0
Оценка масла Норма
Индикаторы износа
Железо (Ре) ррт 21
Хром (Сг) ррт 0
Олово (Эп) ррт 0
Алюминий (А1) ррт 0
Никель (N1) ррт 0
Медь (Си) ррт 0
Свинец (РЬ) ррт 0
Молибден (Мо) ррт 40
Присадки
Кальций (Ca) ppm 3400
Магний (Mg) ppm 36
Бор (B) ppm 436
Цинк (Zn) ppm 1116
Фосфор (P) ppm 1023
Барий (Ba) ppm 0
Загрязнение
Кремний (Si) ppm 17
Калиий(K)ppm 0
Натрий (Na) ppm 2
Вода% 0
Гликоль% 0
Примесь топлива % 0,7
Сажа % 0.2
Состояние масла
Вязкость при 100°С сСт 12.60
Вязкость при 40°С сСт 88.10
Индекс вязкости 140
Степень окисления А/см 13
Степень нитрования А/см 7
Щелочное число TBN (ASTM D 4739) мгКОН 7.37
Кислотное число TAN мгКОН/г 3.87
ООО «ТОТАЛ ВОСТОК»
Одним из таких продуктов является бесцинковое гидравлическое масло с улучшенной окислительной стабильностью и высокой стойкостью к сдвиговым нагрузкам - TOTAL EQUIVIS AF. Вышеуказанные свойства масла позволяют применять его в течение 4000 моточасов и даже более. Это подтверждается результатами опытного пробега на новом карьерном экскаваторе одного из крупнейших производителей. В ходе теста масло отработало 5000 моточасов, сохраняя допустимый уровень вязкости и, как следствие, обеспечивая надежную защиту агрегатов гидросистемы.
Синтетические редукторные масла TOTAL CARTER SH также рассчитаны на увеличенный срок службы, в связи с чем, с рядом клиентов компанией проводится работа по мониторингу состояния смазываемых узлов и самого масла и увеличению интервалов их замены.
Инновационные продукты
Усложнение конструкций машин за последнее десятилетие привело к необходимости производителей техники разрабатывать собственную систему одобрений смазочных материалов либо производить «оригинальные» смазочные материалы, которые строго рекомендуются потребителям. Для эксплуатирующего технику предприятия часто это может означать привязку как к определенной марке техники, так и, соответственно, к марке смазочных масел. Если же в парке представлена техника нескольких производителей, номенклатура смазочных материалов кратно увеличивается (до 30-40 позиций и более). Инновационным решением является использование универсального масла, допущенного к применению как в двигателях различных производителей, так и в гидравлических и трансмиссионных системах.
Сложность создания такого моторного масла заключается прежде всего в необходимости одновременно удовлетворять требованиям различных конструкторов современных дизельных двигателей. Также сложность производства такого продукта заключается в разнице в вязкости смазочных материалов, предназначенных для мотора и других узлов и агрегатов машин.
В научно-исследовательском центре компании TOTAL, расположенном в г. Лионе (Франция), были проведены обширные исследования, позволившие создать новый продукт - универсальное масло TOTAL TP STAR MAX FE 10W-30, отвечающее требованиям как пользователей, так и производителей тяжелой строительной техники.
В качестве базовой основы при производстве TOTAL TP STAR MAX FE 10W-30 применяются синтетические компоненты, обладающие природным высоким индексом вязкости и высокой окислительной стабильностью. Это означает, что при повышении температуры вязкость масла не снижается так же стремительно, как у масел группы I. Таким образом, при невысокой вязкости масла при температуре 40°С равной 72 сСт (SAE 10W-30, соответствует ISO VG 46 при эксплуатации), вязкость при рабочей температуре (100°C и 150°C) оказывается достаточной для обеспечения прочного масляного клина в подшипниках скольжения, работающих в гидродинамическом режиме смазки, а пакет современных противоизносных присадок обеспечивает надежную защиту узлов трения, работающих в режиме граничной смазки, таких как зубчатые зацепления конечных передач, планетарных и цилиндрических передач КПП, три-босопряжений насосов гидравлических систем. Высокая стабильность к окислению базового масла и ограниченное применение
загущающих присадок при производстве сделали возможным применение полученного продукта в гидротрансформаторах. Некоторое снижение вязкости по сравнению со стандартными маслами для дизельных двигателей позволило получить снижение потерь полезной энергии на внутреннее трение в смазочном материале, особенно при частых пусках в холодное время года, режимах работы «старт-стоп». По результатам эксплуатационных испытаний экономия дизельного топлива при трехсменном режиме эксплуатации фронтальных погрузчиков составила 2,3% расхода при применении стандартного моторного масла 15Ш-40 (рис. 3).
В TOTAL TP STAR MAX FE применяются эффективные антиокислительные и моюще-диспергирующие присадки (щелочное число 12,7). Кальций, как и магний, обеспечивает запас щелочности масла, по-другому - щелочное число (ЩЧ выражается в мг гидрокси-да калия, необходимого для нейтрализации 1 г масла: мг KOH/г), благодаря чему происходит нейтрализация кислотных продуктов сгорания. Запас щелочных свойств масла напрямую влияет на продолжительность интервалов его замены.
Применение универсального масла TOTAL TP STAR MAX FE 10W-30, отвечающего современным требованиям производителей техники, позволит снизить расход топлива, сократить номенклатуру применяемых смазочных материалов. Благодаря унификации, т.е. объединению свойств трансмиссионного, гидравлического и моторного масел, сократится вероятность случайной ошибки при обслуживании, что облегчит работы по обслуживанию техники механикам предприятия.
Отзывы международных компаний - клиентов TOTAL, в том числе российских, подтверждают эффективность применения универсального масла TOTAL TP STAR MAX FE 10W-30 в шахтах, на угольных разрезах, карьерах в условиях арктического климата и жаркого африканского лета.
ООО «ТОТАЛ ВОСТОК»
тел.: +7 (495) 937-37-84 www.total-lub.ru
Рис. 3 Применение масел TOTAL серии TP STAR на фронтальных колесных погрузчиках