Научная статья на тему 'Снижение реактивных потерь путем выбора рациональной конфигурации схемы сети'

Снижение реактивных потерь путем выбора рациональной конфигурации схемы сети Текст научной статьи по специальности «Электротехника, электронная техника, информационные технологии»

CC BY
86
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКА / РЕАКТИВНАЯ МОЩНОСТЬ / ПАРАМЕТРЫ СЕТИ / КОНФИГУРАЦИЯ / ВЛИЯНИЕ / ПОТЕРИ

Аннотация научной статьи по электротехнике, электронной технике, информационным технологиям, автор научной работы — Башлаков Михаил Олегович, Клеев Юрий Владимирович, Пирожков Максим Сергеевич, Муромцев Александр Александрович

В статье рассмотрено влияние различных вариантов схемы сети, а также ее параметров на потери реактивной мощности. Сделаны выводы о предпочтительных конфигурациях схемы сети с точки зрения снижения реактивных потерь.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по электротехнике, электронной технике, информационным технологиям , автор научной работы — Башлаков Михаил Олегович, Клеев Юрий Владимирович, Пирожков Максим Сергеевич, Муромцев Александр Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Снижение реактивных потерь путем выбора рациональной конфигурации схемы сети»

СНИЖЕНИЕ РЕАКТИВНЫХ ПОТЕРЬ ПУТЕМ ВЫБОРА РАЦИОНАЛЬНОЙ КОНФИГУРАЦИИ СХЕМЫ СЕТИ Башлаков М.О.1, Клеев Ю.В.2, Пирожков М.С.3, Муромцев А.А.4

1Башлаков Михаил Олегович - студент; 2Клеев Юрий Владимирович - студент; 3Пирожков Максим Сергеевич - студент; Муромцев Александр Александрович - студент,

кафедра электроэнергетических систем, Национальный исследовательский университет Московский энергетический институт, г. Москва

Аннотация: в статье рассмотрено влияние различных вариантов схемы сети, а также ее параметров на потери реактивной мощности. Сделаны выводы о предпочтительных конфигурациях схемы сети с точки зрения снижения реактивных потерь. Ключевые слова: электроэнергетика, реактивная мощность, параметры сети, конфигурация, влияние, потери.

Реактивная мощность - явление, присущее сетям с реактивными элементами (индуктивности и емкости). Она не совершает полезной работы, и направлена только на создание магнитных полей в индуктивной нагрузке и электрических полей в емкостной нагрузке. Реактивная мощность - это потери, которые энергосистеме необходимо компенсировать для выполнения своей функции - доставки электроэнергии потребительским электросетям в необходимом объеме и с определенными параметрами. В связи с этим возникает задача расчетов по компенсации реактивной мощности [1].

Потребление реактивной мощности в сети в период наибольших нагрузок суммируется по следующим слагаемым:

• известные реактивные нагрузки в точках потребления электроэнергии (с учетом установленных конденсаторных батарей для предотвращения достижения предельных значений коэффициента реактивной мощности);

• потерь реактивной мощности в элементах электрической сети (линии, понижающий трансформатор) с учетом зарядных мощностей линий.

Одна из составляющих суммарных потерь реактивной мощности в сети - потери в трансформаторах. В электрических сетях номинальным напряжением до 220 кВ основным типом подстанций являются подстанции с двухобмоточными трансформаторами. На подстанциях, где есть переход напряжения на 2 других класса напряжения, стоят автотрансформаторы. Потери реактивной мощности в автотрансформаторах зависят от класса напряжения, соотношения нагрузок на шинах среднего и низшего напряжения и коэффициентов загрузки его обмоток [1].

Вторая составляющая потерь реактивной мощности - потери в линиях электропередачи. Эта составляющая существенно зависит от передаваемой по линии мощности и длины линии. Зарядная мощность линий зависит от длины линии. Обе эти величины зависят от напряжения электропередачи, причем потери мощности обратно пропорциональны, а зарядная мощность прямо пропорциональна квадрату напряжения линии электропередачи. Вследствие этого, соотношение потерь и генерации реактивной мощности в линиях существенно различается для линий разных номинальных напряжений [1].

Конфигурация схемы сети и номинальные напряжения участков сети значительно влияют на составляющие баланса реактивной мощности, поэтому баланс реактивной мощности необходимо оценивать для каждого варианта схемы сети. Для линии длиной Ь с числом цепей пц при передаче по ней полной мощности 8л при номинальном напряжении ином потери реактивной мощности составляют:

Ай

Л

V ^ном У

X0 • Ь п„

(1)

В свою очередь, зарядная мощность линий:

Ос = Чс0 • Ь ^ Пц • (2) В качестве расчетных примеров были выбраны схемы сети, изображенные на рис. 1 (двойными линиями обозначены двухцепные линии электропередач).

Рис. 1. Расчетные схемы сети

Для каждой из данных схем был проведен выбор оборудования, выбор марки и сечений проводов воздушных линий электропередач. Были рассчитаны все основные режимы работы сети. Все расчеты проводились в программном комплексе КаБ^^п. В таблицах 1 и 2 представлены окончательные результаты расчетов реактивных потерь, полученные из расчета режимов работы.

Таблица 1. Потери реактивной мощности в различных вариантах сети

Схемы ДQ, Мвар ДО. нагр, Мвар О ген, Мвар

1 схема -0,41 27,8 -28,21

2 схема -2,19 27,26 -29,45

3 схема -13,58 22,34 -35,92

4 схема -5,48 26,78 -32,26

Таблица 2. Потери реактивной мощности в различных послеаварийныхрежимах в 1 схеме

ДQ, Мвар ДО нагр, Мвар О ген, Мвар

НБ -0,41 27,8 -28,21

линия А-1 18,71 36,74 -18,03

линия 1-5 2,17 29,11 -26,94

линия 1-2 3,56 30,18 -26,62

Анализ результатов показывает, что у схемы с кольцом потери реактивной мощности больше, чем при радиальном исполнении, что видно при сравнении вариантов № 1 и № 2. В варианте № 1 подстанции 2, 3 и 4 соединены в кольцо, а во втором линии 2-3 и 2-4 выполнены в радиальной схеме.

Наименьшими потерями из четырёх рассмотренных вариантов отличается схема № 3. Несмотря на то, что в ней также есть кольцо, оно выполнено более высоким классом напряжения. Вся остальная сеть во всех вариантах, кроме третьей, выполнена на 110 кВ, а в варианте № 3 соответственно часть 220 кВ значительнее.

Самыми большими потерями на одном классе напряжения с одними мощностями обладают соответственно кольцевые сети, а минимальными - радиальные и магистральные.

Зависимость реактивных потерь от параметров режима рассматривалась в варианте № 1. Было проведено сравнение исходного варианта и трёх послеаварийных вариантов. Самый тяжёлый режим, с самым большим увеличением потерь реактивной мощности - отключение одной цепи линии А-1 головного участка 220 кВ, так как эта линия с максимальной генерацией реактивной мощности. В этом режиме наблюдается снижение генерации почти с 28 Мвар до 18 Мвар. Линии 110 кВ остались без изменения. Потери при этом также значительно увеличились. Это привело к тому, что если в наибольшем режиме вариант сети генерировал реактивную мощность, то в этом режиме он существенно увеличил ее потребление. На источнике питания потребуется около 19 Мвар реактивной мощности, что больше, чем в режиме наибольших нагрузок.

Также были рассмотрены другие два режима для сети 110 кВ. Самым тяжёлым оказался режим отключения линии 1 -2, так как эта линия характеризуется большой загруженностью. Соответственно, изменение в наиболее загруженных элементах приводит к большим отклонениям результатов от исходного. Хотя это и происходило в несильно загруженной сети 110 кВ, изменения значительно меньше, чем в первом случае, и нагрузочные потери в обоих вариантах аварий 110 кВ увеличились не более чем на 15-20% в отличие от 35% в 1 случае. Снижение генерации реактивной мощности ёмкостью линии менее 10%. Суммарное потребление реактивной мощности изменилось незначительно (не более 3-4 Мвар потребовалось больше на источнике питания по сравнению с режимом наибольших нагрузок).

Отсюда можно сделать вывод: элементы сети значительно влияют на потери реактивной мощности; чем больше элемент загружен, чем на большее напряжение он работает, тем более связано с наибольшими изменениями реактивной мощности, генерируемой этим элементом. Также по нагрузке, соответственно, наиболее нагруженный элемент, увеличение его сопротивления ведёт к росту потерь реактивной мощности.

Список литературы

1. Глазунов А.А., Шведов Г.В. Проектирование районной электрической сети: методические указания к курсовому проектированию. М.: Издательский дом МЭИ, 2010. 72 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.