© И.Н. Миков, Л.П. Осипова, 2005
УДК 679.8
И.Н. Миков, Л.П. Осипова
СНИЖЕНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИ ВРЕДНЫХ ОТХОДОВ ПРИ РАСТРОВОМ ГРАВИРОВАНИИ ПЕЧАТНЫХ КЛИШЕ ИЗ КАМНЯ
Семинар № 18
В
настоящее время клише выполняются фотомеханическими (травление) методами, с последующей гальванопластикой (осаждением на оригинал твердого слоя металла различной толщины). Этот способ связан с применением химических реагентов, несёт в себе опасность загрязнения окружающей среды. Несанкционированные выбросы их отрицательно сказываются на экологической ситуации. Утилизация отходов дорогостоящее мероприятие, требующее дополнительное оборудование.
Возможна замена травления механическим гравированием, которое не связано с использованием ядохимикатов. Кроме того, металлические и фотополимерные клише возможно заменить каменными, обладающими меньшей истираемостью, т.е. повышенной тиражестойкостью (тиражестойкость печатной формы - техническая характеристика печатной формы, соответствующая максимальному количеству качественных оттисков, которые могут быть с этой формы отпечатаны). Такие формы с углубленными элементами
изображения на плоской пластине возможно применять в тампопечати. Процесс печатания с таких форм предусматривает нанесение печатной краски с избытком на всю поверхность печатной формы, а затем удаление ее с пробельных элементов ракелем. Основные требования к поверхности формы - высокая чистота ее обработки (10-12 класс чистоты) и достаточная твердость формного ма-териала.[1] Камень хорошо принимает полировку. Существующее камнеобрабатывающее оборудование позволяет изготавливать плитки различных размеров с малым отклонением от плоско-параллельности и высокой чистотой поверхности. Такие формы возможно многократно использовать перешлифовывая и переполировывая их.
Рассмотрим более подробно принцип растрового факсимильного гравирования камня. Гравировка - это нанесение изображения реза-
Рис. 1. Методы и материалы для изготовления клише в тампонной печати.
нием (долблением, с удалением стружки). При
Рис. 2. Фотополимерная пластина с опорным растром и без него
факсимильном копировании изображений применяется метод растрирования, который заключается в замене полутонового оригинала микроштриховым, состоящим из линейных или точечных элементов, при этом имеет место импульсное модулирование - импульс удара 1видео = * 7(Г, А), где { - час-
тота импульсов удара, А - амплитуда импульсов удара. В результате, различные сочетания взаимных перемещений инструмента относительно поверхности заготовки обеспечивают получение штрихов и точек вдоль этой поверхности, заданной оптической плотности. [2]
Изображение, имеющее распределённую ПО поверхности оптическую ПЛОТНОСТЬ Бор вводится посредством сканера в память компьютера (РС) и хранится в виде массива пикселей. Далее этот массив построчно передаётся через порт компьютера в память программируемого контроллера (ПК). В контроллере программно организован импульсный генератор с амплитудной ит = { (ивдео) и частотной Т= { (ивидео) модуляциями по видео сигналу ивидео, где ит , Т - амплитудное значение и период следования импульсов на выходе генератора. В этом случае в соответствии с программно - переналаживаемыми передаточными характеристиками производится формирование последовательности импульсов напряжения, амплитуда и частота которых пропорциональны пикселю ивидео. Импульсная последовательность поступает на катушку электромеханического преобразователя (ЭМП), который своим долбёжным резцом наносит на полированную поверхность минерала лунки, площадью 8пр внутри площади растрового элемента Бц . Величина относительной площади пробельного элемента 8 при общей площади растрового элемента Б0 должна быть такой, чтобы обеспечить равенство В0р и Бв оптической плотности оригинала Вор и интегральной (визуальной) оптической плотности Бв, воспринимаемую потребителем. Бв получается из сложения оптической плотности полированной поверхности заготовки Бп и оптической плотности Б0 следов (точек пробельного
красочный слои до возвратного движения ракельного ножа ^
"П
'-- клише
после возвратного движения ножа («вычерпывание» ^ имеет место)
после возвратного движения ножа при растрировании («вычерпывания» нет)
элемента) долбёжного резца, оставляемых после разрушения материала заготовки.
Для улучшения внешнего вида отпечатанного изображения, придания ему большей зрительной выразительности и объёмности, целесообразно использовать метод квазибарельефа при гравировании клише. Это является дополнительным редактированием изображения в пакете PhotoShop - применение специальных фильтров. При этом возникает иллюзия объёмного изображения на плоскости за счёт добавления теней, бликов и выделения контура после применения фильтров Барельеф (Bas Relief) и Чеканка (Emboss) [3].
Замена способа и материала изготовления клише способствует снижению вреда, приносимого окружающей среде полиграфическим производством и улучшает их характеристики. Применение геоматериалов и синтетического камня могут повысить тиражестой-кость. Механическое растровое гравирование не связано с токсичными веществами и химическими реагентами и даёт возможность повысить качество изображения, примением различных зрительных эффектов.
Растрирование изображения на клише является важным условием для получения отпечатков высокого качества. Обычно используемые полимерные клише имеют достаточно мягкую поверхность. Ракельный нож двигается вдоль клише под определенным давлением и поэтому погружается более глубоко в те участки изображения («плашки»), которые параллельны краю ножа, вследствие чего на печати появляются области с разной плотностью краски. Этот эффект называют «вычерпыванием». В большинстве случаев полностью избавиться от него не помогает ни
многократная запечатка, ни поворот изображения.
Для устранения этого эффекта используется повторное экспонирование клише сквозь растровую сетку (так называемый «опорный растр»). При этом «плашка» перестает быть открытой углубленной областью на клише и становится совокупностью небольших выступов («пиков»).
Рис. 3. Примеры улучшения качества печати при использовании опорного растра
Эти «пики» служат следующим целям [4]:
- поддерживают ракельный нож и исключают «вычерпывание»;
- снижают поверхностные напряжения в краске, благодаря чему красочный слой становится более ровным;
- сдерживают краску на «плашках», не позволяя ей размазываться по клише во время перемещения ракельного ножа;
- делают более ровным красочный слой на тампоне во время забора им краски с клише.
Использование компьютерного растрирования в процессе гравирования на факсимильных гравировальных станках автоматах позволяет получить на поверхности обрабатываемого материала систему лунок (пробельных элементов) при формировании полутонового изображения. А природный камень, обладающий малой истираемостью, позволяет повысить ти-ражестойкость такой печатной формы.
1. Сорокин Б.А. Тампонная печать. Что это? - М.: Флексо Плюс №2 (4), июнь 1998 г.
2. Миков И.Н., Морозов В.И., Павлов Ю.А. Технологические принципы факсимильного механического копирования. - М.: Автоматизация и современные технологии, N5, 2000. - с. 18-23.
3. Миков И.Н., Осипова Л.П., Павленко А.С. Технологическая подготовка художественного
---------------- СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
изображения для растрового гравирования.- Горный информационно-аналитический бюллетень, - М.: МГГУ, 2004 г., №4 с. 279-284.
4. Типография «Арес». Всё о технологии там-понной печати. Клише для тампонной печати. http://www.tampo.ru/technology/components/ plates/.
— Коротко об авторах --------------------------------------------------------------------------
Миков И.Н - доктор технических наук, ст. научный сотрудник, зав. лабораторией,
Осипова Л.П. - студентка,
кафедра «Технология художественной обработки материалов», Московский государственный горный университет.
© А.С. Коньшин, Т.Б. Теплова,