Научная статья на тему 'Снижение эффективности санкций: анализ влияния санкционных ограничений 2022–2024 гг.'

Снижение эффективности санкций: анализ влияния санкционных ограничений 2022–2024 гг. Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Санкции / национальная экономика / экономическое развитие / экспорт продукции / импортозамещение / Европейский союз / бюджет / индекс / эффективность / Sanctions / national economy / economic development / product exports / import substitution / European Union / budget / index / efficiency

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Дегтярев Кирилл Юрьевич

В статье обозначены отличительные особенности санкционных мер, вводимых ООН и Европейским союзом (ЕС), показана идентичность подходов по отношению к Российской Федерации в 2022–2024 годах со стороны стран ЕС и некоторых других государств. Указано целевое назначение санкций, подразделяемое по сферам деструктивного влияния на Российскую Федерацию; изучены результаты научных исследований по вопросу выявления наиболее характерных последствий санкций для национальной экономики России и предпосылок к преодолению подобного экономического давления. Обозначены ключевые защитные меры, предпринятые для стабилизации экономики Российской Федерации. Разъяснены подходы руководства государства к правовому регулированию стратегических экономических процессов, повлиявших на особенности экспорта продукции. На основе ключевых показателей рассмотрена динамика экономического развития государства и представлен анализ указанных числовых значений с точки зрения способности Российской Федерации преодолеть санкционное давление. Выявлены факторы социально-экономического благополучия, в том числе вызванные стабилизацией рынка труда и влиянием Банка России. На примере показателей по общим доходам и расходам была показана тенденция в политике государства к снижению дефицита федерального бюджета. Представлена характеристика экономического развития государства в соответствии с прогнозами профильного ведомства по итогам 2024 года. Посредством дополнительного изучения результатов научного сообщества в сфере влияния санкций на Российскую Федерацию были выявлены очередные факторы снижения эффективности внешних экономических ограничительных мер. В результате анализа специфики укрепления экономики России в 2022–2024 годах спрогнозированы два сценария наиболее вероятного развития государства с учетом действия санкционных мер.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Reducing the Effectiveness of Sanctions: Analysis of the Sanctions Impact (2022–2024)

The article identifies the distinctive features of sanctions measures by the United Nations and the European Union, shows the identity of approaches towards the Russian Federation in 2022–2024 by the European Union and some other states. The purpose of the sanctions is indicated, divided by spheres of destructive influence on the Russian Federation. The results of scientific researches on the issue of identifying the most characteristic consequences of sanctions in the national economy in the Russian Federation and the prerequisites for overcoming such economic pressure are studied. The key protective measures taken to stabilize the economy of the Russian Federation are outlined. The approaches of the state authorities to the legal regulation of strategic economic processes that influenced the specifics of product exports are explained. Using key indicators, the dynamics of the economic development of the state is studied and an analysis of these numerical values is presented from the perspective of the ability of the Russian Federation to overcome sanctions pressure. The factors of socio-economic well-being, including those caused by the stabilization of the labor market and the influence of the Bank of Russia, have been identified. Using the example of indicators for total revenues and expenditures, the state’s tendency to reduce the federal budget deficit was revealed. The characteristics of the economic development of the state are presented in accordance with the forecasts of the relevant department by the end of 2024. Through additional study of the results of the scientific community in the sphere of the sanctions impact on the Russian Federation, the next factors of reducing the effectiveness of external economic restrictive measures were identified. Based on the analysis of the specifics of strengthening the economy of the Russian Federation in 2022–2024, two scenarios of the most likely development of the state are predicted, taking into account the effect of sanctions measures.

Текст научной работы на тему «Снижение эффективности санкций: анализ влияния санкционных ограничений 2022–2024 гг.»

Экономические вопросы управления Economic issues in administration

УДК 33

DOI: 10.55959/MSU2070-1381-108-2025-27-36

Снижение эффективности санкций: анализ влияния санкционных ограничений

2022-2024 гг.

Дегтярев Кирилл Юрьевич

Аспирант, [email protected]

Факультет государственного управления, МГУ имени М.В. Ломоносова, Москва, РФ.

Аннотация

В статье обозначены отличительные особенности санкционных мер, вводимых ООН и Европейским союзом (ЕС), показана идентичность подходов по отношению к Российской Федерации в 2022-2024 годах со стороны стран ЕС и некоторых других государств. Указано целевое назначение санкций, подразделяемое по сферам деструктивного влияния на Российскую Федерацию; изучены результаты научных исследований по вопросу выявления наиболее характерных последствий санкций для национальной экономики России и предпосылок к преодолению подобного экономического давления. Обозначены ключевые защитные меры, предпринятые для стабилизации экономики Российской Федерации. Разъяснены подходы руководства государства к правовому регулированию стратегических экономических процессов, повлиявших на особенности экспорта продукции. На основе ключевых показателей рассмотрена динамика экономического развития государства и представлен анализ указанных числовых значений с точки зрения способности Российской Федерации преодолеть санкционное давление. Выявлены факторы социально-экономического благополучия, в том числе вызванные стабилизацией рынка труда и влиянием Банка России. На примере показателей по общим доходам и расходам была показана тенденция в политике государства к снижению дефицита федерального бюджета. Представлена характеристика экономического развития государства в соответствии с прогнозами профильного ведомства по итогам 2024 года. Посредством дополнительного изучения результатов научного сообщества в сфере влияния санкций на Российскую Федерацию были выявлены очередные факторы снижения эффективности внешних экономических ограничительных мер. В результате анализа специфики укрепления экономики России в 2022-2024 годах спрогнозированы два сценария наиболее вероятного развития государства с учетом действия санкционных мер.

Ключевые слова

Санкции, национальная экономика, экономическое развитие, экспорт продукции, импортозамещение, Европейский союз, бюджет, индекс, эффективность.

Для цитирования

Дегтярев К.Ю. Снижение эффективности санкций: анализ влияния пакетов санкций 2022-2024 гг. // Государственное управление. Электронный вестник. 2025. № 108. С. 27-36. DOI: 10.55959/MSU2070-1381-108-2025-27-36

Reducing the Effectiveness of Sanctions: Analysis of the Sanctions Impact (2022-2024)

Kirill Yu. Degtyarev

Postgraduate student, [email protected]

School of Public Administration, Lomonosov Moscow State University, Moscow, Russian Federation.

Abstract

The article identifies the distinctive features of sanctions measures by the United Nations and the European Union, shows the identity of approaches towards the Russian Federation in 2022-2024 by the European Union and some other states. The purpose of the sanctions is indicated, divided by spheres of destructive influence on the Russian Federation. The results of scientific researches on the issue of identifying the most characteristic consequences of sanctions in the national economy in the Russian Federation and the prerequisites for overcoming such economic pressure are studied. The key protective measures taken to stabilize the economy of the Russian Federation are outlined. The approaches of the state authorities to the legal regulation of strategic economic processes that influenced the specifics of product exports are explained. Using key indicators, the dynamics of the economic development of the state is studied and an analysis of these numerical values is presented from the perspective of the ability of the Russian Federation to overcome sanctions pressure. The factors of socio-economic well-being, including those caused by the stabilization of the labor market and the influence of the Bank of Russia, have been identified. Using the example of indicators for total revenues and expenditures, the state's tendency to reduce the federal budget deficit was revealed. The characteristics of the economic development of the state are presented in accordance with the forecasts of the relevant department by the end of 2024. Through additional study of the results of the scientific community in the sphere of the sanctions impact on the Russian Federation, the next factors of reducing the effectiveness of external economic restrictive measures were identified. Based on the analysis of the specifics of strengthening the economy of the Russian Federation in 2022-2024, two scenarios of the most likely development of the state are predicted, taking into account the effect of sanctions measures.

Keywords

Sanctions, national economy, economic development, product exports, import substitution, European Union, budget, index, efficiency. For citation

Degtyarev K.Yu. (2025) Reducing the effectiveness of sanctions: an analysis of the impact of sanctions packages 2022-2024. Gosudarstvennoye upravleniye. Elektronnyy vestnik. No. 108. P. 27-36. DOI: 10.55959/MSU2070-1381-108-2025-27-36

Дата поступления/Received: 17.10.2024

Введение. Особенности санкционных ограничений, вводимых в отношении РФ

Отличительные особенности санкционных мер, которые вводятся ООН и Европейским союзом (ЕС) по отношению к какому-либо государству, состоят преимущественно в нарушении приоритетов, которые для международных организаций или альянсов являются первичными. ООН, согласно Уставу международной организации, реализует санкционную политику с момента образования. В частности, в ст. 107 документа упомянуты санкции в отношении государств, которые несут ответственность за деструктивные действия в период Второй мировой войны1.

В настоящее время санкции ООН распространяются в основном на некоторые страны Африки, Ближнего Востока, частично Латинской Америки и Восточной Европы. Если принять во внимание характер санкционных мер по инициативе ООН, то представляется возможным выделить различные виды эмбарго, запреты на поездки на территорию государства, а также замораживание активов, представляющих стратегический интерес при обеспечении устойчивости национальной экономики. В основном государства — члены ООН приходят к необходимости внедрения санкционных мер посредством Резолюций Совета Безопасности международной организации, в котором Российская Федерация является постоянным членом и обладает правом вето.

В Европейском союзе ситуация иная, так как данное объединение государств европейского континента различает санкционные меры по источнику их возникновения2. Для России актуальны ограничительные меры усиливающего характера и санкции, разработанные Европейским союзом самостоятельно. Разработка санкционных пакетов, как указывается Дипломатической службой Европейского союза, представляет собой сложный процесс. Однако относительно Российской Федерации санкционные пакеты разрабатываются достаточно интенсивно, что отражается на специфике экономических отношений между государствами-партнерами.

Позиция ЕС такова, что предусмотренная процедура возможного пересмотра санкций в сторону обеспечения стабилизации международных отношений для России как стороны экономического партнерства реализуется по сценарию дальнейшего ужесточения. Помимо Европейского союза, внешние экономические ограничительные меры, направленные на Российскую Федерацию, были введены и время от времени вводятся со стороны таких государств, как Австралия, Южная Корея, Япония, США и Канада. Таким образом, образовалась уникальная ситуация во внешних экономических отношениях, деструктивно повлиявшая на благополучие всех участвующих в процессе ограничений государств.

Характерная особенность санкций со стороны обозначенных государств состоит в стремлении ограничить такие виды взаимного партнерства, при которых прогнозируется ощутимое ухудшение положения Российской Федерации как в мире, так и в различных стратегических отраслях национальной экономики. Со своей стороны, Россия всегда была готова к внешним экономическим ограничительным мерам, о чем свидетельствует Стратегия национальной безопасности Российской Федерации3. Из положений этого документа следует, что подход к экономической безопасности можно характеризовать как последовательный: укрепление безопасных позиций в национальной экономике преимущественно сопряжено со стабилизацией социально-экономического положения граждан вне зависимости от международной повестки дня.

1 Устав ООН // Организация Объединенных Наций [Электронный ресурс]. URL: https://www.un.org/ru/about-us/un-charter/ full-text (дата обращения: 25.09.2024).

2 European Union sanctions // The Diplomatie Service of the European Union [Электронный ресурс]. URL: https://www.eeas. europa.eu/eeas/european-union-sanctions en (дата обращения: 25.09.2024).

3 Указ Президента Российской Федерации от 02.07.2021 г. № 400 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» // Президент России [Электронный ресурс]. URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/47046/page/1 (дата обращения: 25.09.2024).

Поскольку документ был процессуально утвержден в 2021 году, смысл некоторых положений сводится к восприятию происходящих в мире событий как вызовов. По градации степени риска подобная оценка определяет вероятные негативные последствия более четко из-за ряда деструктивных экономических и политических предпосылок в мировом пространстве. Исходя из логики рассматриваемого документа, следует отметить, что Российская Федерация на момент внедрения масштабных санкционных мер со стороны других международных организаций и государств находилась в определенной готовности к реализации худшего экономического сценария.

Согласно карте санкций Европейского союза, ограничительные меры по отношению к Российской Федерации представляется возможным условно разделить на две группы4. К первой относятся такие ограничительные меры, которые затрагивают преимущественно финансовый сектор, а также реальный сектор национальной экономики. Многие санкционные ограничения коснулись банковской деятельности, а также транспортной и добывающей отраслей. В рамках второй группы предусмотрены ограничения, связанные с влиянием на общественно-политическую ситуацию внутри государства. Как в первом, так и во второй случае все ограничительные меры регламентированы конечным сроком. В частности, ограничительные меры финансового характера на данный момент действуют до 31 января 2025 года.

Ограничительные меры, связанные с попыткой влияния на общественно-политическую ситуацию в Российской Федерации, предусмотрены до 28 мая 2025 года. При этом следует отметить, что вторая группа ограничительных мер направлена на замораживание активов, препятствование производству и оснащению некоторых видов оборудования, обеспечению телекоммуникационной связи при помощи устройств, а также ограничение на посещение или пересечение территорий государств ЕС.

Первая группа ограничительных мер, связанная преимущественно с финансовыми направлениями, нацелена в том числе на ослабление национальной экономики, препятствование укреплению технологического суверенитета государства и лишение лидирующих позиций на некоторых отраслевых рынках. Стоит отметить, что, согласно официальной позиции Европейского союза, процедура разработки ограничительных мер осуществлялась преимущественно для достижения деструктивной цели в отношении Российской Федерации без учета истинных национальных интересов стран рассматриваемого объединения. Несмотря на то, что Россия неоднократно предупреждала о неизбежных деструктивных последствиях, вызванных влиянием санкционных пакетов на закономерность развития государств в результате партнерства, соответствующие ограничительные меры экономической направленности пересматривались не в пользу стабилизации внутренней общественной системы участвующих в санкциях государств.

Санкции со стороны США, Южной Кореи, Канады, Японии по своей структуре и целевому назначению совпадают с подходом Европейского союза5, однако отличительная особенность состоит в том, что многие ограничительные меры затрагивают отраслевые направления, являющиеся основными источниками дохода соответствующих стран. К примеру, Южная Корея отказалась от реализации автомобилей собственного производства на территории Российской Федерации, объем двигателя которых превышает два литра6.

4 EU Sanctions Map // European Commission [Электронный ресурс]. URL: https://www.sanctionsmap.eu/#/main/details/61,2 6/?search=%7B%22value%22:%22%22%22searchType%22:0/n7B0/n7D°/n7D (дата обращения: 25.09.2024).

5 Санкции против России // Российский совет по международным делам [Электронный ресурс]. URL: https://russiancouncil. ru/sanctions-russiaobj (дата обращения: 25.09.2024).

6 Южная Корея запретила поставлять в Россию автомобили. Какие из них пропадут? // Газетами [Электронный ресурс]. URL: https://www.gazeta.ru/auto/2023/12/26/18062755.shtml (дата обращения: 25.09.2024).

Обзор литературы

Проблема функционирования Российской Федерации как государства в условиях внешних ограничительных мер начиная с 2022 года отражена в научных работах многих исследователей. К примеру, Н.А. Бырда и Т.И. Захарова, рассматривая специфику развития отечественного финансового сектора, пришли к выводу, что банковский сектор в конце 2022 года ощутил не в полном объеме давление внешних ограничительных мер. При этом именно в рассматриваемый период произошло отключение финансово-кредитных организаций от системы SWIFT, что стало угрозой для прекращения телекоммуникационной связи с финансовыми организациями в других странах. Ответная мера, предпринятая Российской Федерацией, в действительности привела к определенной независимости отечественного банковского сектора, так как Система передачи финансовых сообщений (СПФС) позволила нивелировать технические неудобства для внутренних пользователей при осуществлении ими транзакций [Бырда, Захарова 2023].

В работе В.О. Томиной и Е.Ф. Сумарокова обозначено, что Российская Федерация готовилась к ухудшению экономического положения в мировом пространстве начиная с 2014 года. Если до 2022 года число санкций достигало 2754, то после начала СВО суммарное количество ограничительных мер достигло более 14000, что превышает число санкций, введенных против таких государств, как Республика Беларусь, Иран или Северная Корея. Однако, по оценке авторов, ограничительные меры не повлияли на спрос в партнерских отношениях, что особенно заметно на экспорте энергоносителей. Исследователи считают, что вводимые с 2022 года санкционные меры и их поэтапная реализация на практике благоприятно влияют на стимулирование национальной экономики в сфере импортозамещения и переориентации в сторону независимости по ряду стратегических направлений [Томина, Сумароков 2023].

Согласно утверждению Т.А. Бочковой и З.А. Бакоевой, еще в 2022 году наиболее деструктивное влияние на экономику Российской Федерации оказали в совокупности ограничительные меры со стороны США и Европейского союза. Рассматриваемые меры преимущественно затронули реальный сектор экономики, что отразилось на экспортно-импортной политике стратегической продукции. Финансовый сектор в наибольшей степени ощутил на себе негативные последствия из-за отключения систем SWIFT, а также Mastercard и Visa. Усиленное внимание со стороны США и Европейского союза к экспортно-импортной политике связано с сырьевым характером национальной экономики Российской Федерации. Банковский сектор был вынужден переориентироваться в своей внешнеэкономической активности, а реальный сектор экономики — реструктурировать логистику и поставку потенциальным покупателям. Таким образом, как утверждают авторы, основное внимание уделяется стабилизации финансовых операций и сбытовой политике [Бочкова, Бакоева 2023].

В работе Н.П. Матыциной и Д.А. Булгакова на примере энергетического направления показано, что значительный ущерб от ограничительных мер понесли не столько российские компании или национальные экономики соответствующих государств, сколько в большей степени иностранные компании, сотрудничавшие с отечественными партнерами. Авторы привели данные информационного агентства Bloomberg, согласно которым без российских энергоресурсов европейские государства в ближайшие годы потратят на поставки нефти и газа из иных источников сумму, в 3,5 раза превышающую расходы в рамках сотрудничества с Российской Федерацией. При этом непосредственно для России последствия нарушенного экономического партнерства не первичны, так как на фоне санкций сформировались задачи, связанные со стабилизацией уровня жизни населения. К признакам некоторой готовности отечественной национальной экономики авторы относят последствия, вызванные нарушением глобальной цепочки поставок товаров в период борьбы с короновирусной инфекцией. В результате России в 2022 году удалось адаптироваться

к нестандартным экономическим закономерностям в сфере поиска и поставок товаров на внешний рынок [Матыцина, Булгаков 2023].

Среди зарубежных авторов, исследующих вопрос преодоления Российской Федерацией ограничительных мер экономическими инструментами, превалирует мнение о целесообразности подобных подходов при достижении коллективных целей. В одной из работ отмечается, что введение санкций относительно какого-либо государства стало модной тенденцией. Однако такие страны, как Российская Федерация, не являются единственными, которые сталкиваются с экономическим давлением извне. Таким образом, указывается, что в мировой экономике не только Россия борется с внешним давлением [Demarais 2022].

Исследователи из Республики Казахстан отметили, что дефицит торгового баланса между Российской Федерацией и Германией, наблюдаемый до введения ограничительных мер в 2022 году, трансформировался в положительное сальдо. Общий объем экспортируемых товаров после 2022 года сократился в три раза, однако экономика Российской Федерации смогла обрести рычаги стабилизации за счет стоимостных показателей соответствующих категорий товаров. Подобная ситуация стала возможной по причине высокой чувствительности Европейского союза и государств Евразийского экономического союза, которые стали находить пути обхода существующих ограничительных мер [Issabayev, Moldashev 2024].

В другой работе упоминаются экономические реформы, которые ранее были осуществлены в Российской Федерации. По утверждению автора, исторически экономика государства восстанавливалась при централизации всех структур и механизмов, что во многом объясняет способность Российской Федерации к экономической устойчивости на фоне любых катаклизмов. Одним из наиболее важных факторов долговременной устойчивости России автор называет преимущественную ориентацию на улучшение социально-экономического положения [Weber 2023].

Таким образом, пребывание национальной экономики в санкционном состоянии и предпосылки к снижению давления внешних ограничительных мер представителями научной среды воспринимается в целом без опасений. Почти все исследователи признают историческую готовность Российской Федерации к снижению негативных последствий преимущественно за счет ориентации стабилизационных мер на оптимизацию внутреннего социально-экономического положения, нежели на удержание лидирующих позиций по ключевым показателям в мировой экономике.

Ответные меры со стороны России на санкционное давление

В ответ на ограничительные меры Российская Федерация предприняла ряд мер, которые призваны постепенно привести к смягчению денежно-кредитной и товарной политики7. Одним из первых инструментов стал Указ Президента Российской Федерации от 03.05.2022 г. № 252, согласно которому признанные недружественными государства перешли или впоследствии при необходимости будут переведены на особые условия экономического сотрудничества, в том числе в сфере взаиморасчетов8. Дальнейшая мера касалась экспорта отдельных категорий товаров, которые запрещалось поставлять на территории недружественных государств.

Упреждая возможные обходы защитных мер в национальной экономике, Правительство Российской Федерации внедрило процедуру запрета параллельного импорта и реализации особых условий для осуществления импорта стратегически важной продукции в страну. Стабилизирующей мерой оказался переход взаиморасчетов за поставляемые в иные страны энергоресурсы на российский

7 Какие меры принимала Россия в ответ на западные санкции // ТАСС [Электронный ресурс]. URL: https://tass.ru/ info/18468437 (дата обращения: 25.09.2024).

8 Указ Президента Российской Федерации от 3 мая 2022 года № 252 «О применении ответных специальных экономических мер в связи с недружественными действиями некоторых иностранных государств и международных организаций» // Российская газета [Электронный ресурс]. URL: https://rg.ru/documents/2022/05/03/prezident-ukaz252-site-dok. html?ysclid=m1ia8zfth2435114663 (дата обращения: 25.09.2024).

рубль. Немаловажным правовым инструментом стал Указ Президента Российской Федерации от 05.08.2022 № 5209, согласно которому преимущественно сфера топливно-энергетического комплекса была защищена от несанкционированных сделок с иностранным участием. Базис стабилизации национальной экономики был дополнен правовым механизмом формирования предельного ценообразования на энергоресурсы, что позволило защитить соответствующие источники дохода от предполагаемых невыгодных подходов со стороны потенциальных покупателей российского сырья.

Наиболее расширенные меры были предприняты при изменении и дополнении национального законодательства, которые стали вынужденной мерой для защиты граждан Российской Федерации и активов, находящихся на территории государства. Отдельно следует отметить, что Банк России, реагируя на приоритеты, устанавливаемые в целях стабилизации экономики государства, до настоящего времени также осуществляет собственную финансовую политику, направленную на укрепление рубля. Одной из существенных мер со стороны регулятора стало постепенное и достаточно экстенсивное увеличение ключевой ставки, что позволяет предупреждать деструктивное влияние инфляции на ценовую политику в стране.

Кроме того, Банк России осуществляет полный контроль над кредитной политикой финансовых организаций в сторону ограничения соответствующей активности по объему выдаваемых кредитов физическим лицам. Согласно оценке руководства Банка России, наиболее предпочтительной тенденцией к снижению давления санкций на экономику государства является актуализация экономических процессов по инициативе коммерческого сектора. Подобная позиция была отражена в Послании Президента Российской Федерации в 2023 году, в котором определены приоритеты в области более доступного кредитования коммерческим организациям на развитие бизнеса10.

В настоящее время политика по снижению эффективности внешних экономических ограничительных мер в Российской Федерации продолжается, однако прослеживается тенденция к внедрению автономных инструментов в процесс стабилизации. Примером может служить внедрение индивидуальных инвестиционных счетов нового типа (ИИС-3) для граждан, которые заинтересованы в долгосрочных сбережениях11.

Для того, чтобы произвести наиболее объективную оценку предпринимаемых мер по снижению эффективности санкций, в Таблице 1 представлены данные ключевых показателей динамики экономического развития Российской Федерации с 2021 по 2023 годы.

Следует отметить, что ключевые показатели за 2021 год были указаны для сравнительного анализа влияния внешних ограничительных мер на экономику Российской Федерации и способности смягчающих мер со стороны руководства государства преодолеть существующие санкции. Общая оценка ключевых показателей национальной экономики в 2021 году свидетельствует о положительной динамике по стратегическим направлениям, отвечающим за социально-экономическое благополучие и актуализацию стратегических отраслей экономики.

Показатели 2022 года указывают на степень готовности существующих механизмов национальной экономики к смягчению последствий от многочисленных санкционных мер со стороны международных организаций и других государств. Числовые значения также позволяют оценить

9 Указ «О внесении изменения в Указ Президента Российской Федерации от 5 августа 2022 г. № 520 «О применении специальных экономических мер в финансовой и топливно-энергетической сферах в связи с недружественными действиями некоторых иностранных государств и международных организаций» // Президент России [Электронный ресурс]. URL: http://www.kremlin.ru/acts/news/73680 (дата обращения: 25.09.2024).

10 Послание Президента Российской Федерации от 21.02.2023 // Президент России [Электронный ресурс]. URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/49010 (дата обращения: 25.09.2024).

11 Минфин внес в правительство проект закона о введении ИИС-3 // РБК [Электронный ресурс]. URL: https://www.rbc.ru/ quote/news/article/66f453159a7947371fe6a34b (дата обращения: 25.09.2024).

первичные результаты после введения смягчающих мер в Российской Федерации. Сопоставление значений за 2021 и 2022 годы предоставляет возможность зафиксировать рост ВВП, хотя инфляция в 2022 году существенно влияла на политику ценообразования. Смягчающие меры стимулировали рынок труда, однако показатели экономической устойчивости промышленных предприятий свидетельствовали о потребности в дополнительных смягчающих мерах и защите коммерческого сектора правовыми инструментами и гарантиями.

Таблица 1. Динамика экономического развития Российской Федерации на фоне масштабного внедрения санкций со стороны международных организаций и других

государств в период 2021-2023 гг.12

№ Показатель Период

2021 г. 2022 г. 2023 г.

1 ВВП, трлн руб. 135,77 155,34 171,04

2 Индекс потребительских цен, % 108,39 111,94 107,42

3 Уровень безработицы, % 4,8 3,9 3,2

4 Индекс промышленного производства, % 6,4 0,7 4,1

Индекс деловой активности, %:

5 -добыча полезных ископаемых, 0,4 - 0,1 3,0

-обрабатывающее производство 0,3 - 5,0 3,4

Числовые значения в 2023 году вновь позволили зафиксировать рост национальной экономики и в то же время смягчение последствий инфляции, что с высокой вероятностью стало возможным благодаря увеличению ключевой ставки Банком России. В обозначенный период рынок труда продолжил тенденцию к стабилизации, что указывает на благоприятное влияние стимулирующих мер при реализации политики импортозамещения и расширения промышленного потенциала, в том числе за счет промышленных кластеров.

Показатель индекса промышленного производства в 2023 году демонстрирует обоснованность предпринятых мер по снижению эффективности санкций, что предоставляет возможность прогнозировать в обозримом будущем тенденцию устойчивого роста. Меры по защите топливно-энергетического комплекса и активов российских предприятий на примере показателей индекса деловой активности оказались оправданными не только с точки зрения обеспечения положительного сальдо, но также на фоне сопоставления идентичных числовых значений по показателю для сферы добычи полезных ископаемых и обрабатывающего производства в 2022 и 2023 годах.

Если рассматривать показатели за 2021 и 2023 годы, то есть с учетом ситуации в Российской Федерации до и после введения внешних экономических ограничительных мер, то следует отметить выраженную трансформацию, обеспечившую дальнейший экономический рост государства. Становится очевидным, что принятие мер для защиты национальной экономики и социально-экономического положения руководством государства не только оказало положительное влияние, но также стало необходимым источником для стимулирования коммерческой активности.

12 Составлено автором на основе: ВВП России по годам: 1991-2024 // ¡finance [Электронный ресурс]. URL: http://global-finances.ru/vvp-rossii-po-godam/ (дата обращения: 25.09.2024); Индекс потребительских цен // КонтурНорматив [Электронный ресурс]. URL: https://normativ.kontur.ru/document?moduleId=41&documentId=139128 (дата обращения: 25.09.2024); Уровень безработицы в России по годам // Infotables.ru [Электронный ресурс]. URL: https://infotables.ru/ statistika/79-ekonomicheskaya-statistika-rossii/1021-uroven-bezrabotitsy-v-rossii (дата обращения: 25.09.2024); Промышленное производство в России: 1992-2024 // ¡finance [Электронный ресурс]. URL: http://global-finances.ru/promyshlennoe-proizvodstvo-v-rossii/?ysclid=m1ibj60o7e579773769 (дата обращения: 25.09.2024); Деловая активность организаций в России в апреле 2023 года // Росстат [Электронный ресурс]. URL: https://rosstat.gov.ru/storage/mediabank/68 03-05-2023. pdf (дата обращения: 25.09.2024).

Положительная динамика уровня безработицы и индекса промышленного производства между 2021 и 2023 годами также свидетельствует о наличии общественного запроса на актуализацию и интенсивное развитие российских предприятий, выпуск существенно больших объемов отечественной продукции и обеспечение стабилизационных механизмов за счет собственных ресурсов. Таким образом, вынужденные меры защиты национальной экономики привели к ситуации, при которой Российская Федерация сумела извлечь стратегические выгоды и преимущества, способные обеспечить дальнейшую положительную динамику при прочих неизменных условиях.

На Рисунке 1 представлены показатели общих доходов и расходов России за период 2021-2023 гг.

Рисунок 1. Общие доходы и расходы Российской Федерации в период 2021-2023 гг.,

млрд руб.13

Динамика, представленная на Рисунке 1, свидетельствует о тенденции в национальной экономике к увеличению как доходов, так и расходов. Положительным аспектом выступает способность смягчающих мер к удерживанию расходной части в допустимых пределах, что может подтверждаться тенденцией к некоторому снижению долговой нагрузки государства в 2023 году. Несмотря на то, что в 2022 году ситуация в экономике государства дестабилизировалась под влиянием санкций, решение по переходу к российскому рублю во взаиморасчетах с иностранными партнерами и другие меры, направленные на укрепление национальной валюты и повышение стоимости экспортируемой продукции, оказались обоснованными и демонстрируют способность к постепенному возвращению к ситуации профицита в федеральном бюджете.

В 2024 году, согласно прогнозам Министерства экономического развития Российской Федерации, рост ВВП государства с высокой вероятностью окажется выше на 3,9% по сравнению с 2023 годом14. Треть структуры данного показателя должна быть обеспечена за счет инвестиционных средств. По сравнению с 2023 годом прирост объема инвестиций в национальную экономику по итогам 2024 года должен составить 7,8%. Ведомство характеризует специфику развития положительно ввиду активизации делового климата и постепенного восстановления инвестиционной привлекательности Российской Федерации.

13 Составлено автором на основе: Доходы и расходы федерального бюджета // Статистика стран мира [Электронный ресурс]. URL: https://svspb.net/rossija/federalnyj-bjudzhet.php?ysclid=m1idc9m3uh84846937 (дата обращения: 25.09.2024).

14 Минэкономразвития прогнозирует рост ВВП России за 2024-2027 гг. на 13% // Министерство экономического развития Российской Федерации [Электронный ресурс]. URL: https://www.economy.gov.ru/material/news/minekonomrazvitiya prognoziruet rost vvp rossii za 2024 2027 gg na 13.html?ysclid=m1idvnw2nf81939045 (дата обращения: 25.09.2024).

В научной среде отмечается, что во многом значительное снижение эффективности санкций в отношении экономики Российской Федерации было достигнуто политикой импортозамещения и переориентацией государства на страны Азии и стимулирование активности таких альянсов, как ШОС, ЕврАзЭС, БРИКС и др. [Носырева 2024].

Многие исследователи считают, что государственная поддержка национальной экономики на фоне санкций привела к окончанию восстановительной фазы уже в середине 2023 года, а впоследствии была нацелена на дальнейшее развитие экономики. Преимущественно ускорение восстановительной фазы осуществлено посредством стимулирования инновационной сферы, в том числе цифровых технологий [Русавская, Кузнецова 2024].

Исследователь А. Ахмади отмечает, что санкционное давление на Российскую Федерацию привело к мобилизации российской экономики, которая была осуществлена вопреки прогнозам международного сообщества. Снижение эффективности санкций, по оценке автора, было зафиксировано за счет использования имеющихся в России экономических ресурсов, накапливаемых государством в последние 15 лет [Ahmadi 2023].

Заключение

Снижение эффективности санкций, вводимых в отношении Российской Федерации в 2022-2024 годы, сопровождается рядом факторов, по разным причинам не учтенным мировым сообществом. Многие исследователи едины во мнении, что Российская Федерация является государством, ориентирующимся на исторический потенциал экономического развития и социально-экономическое благополучие граждан. Позиции мировой экономики в условиях вызовов не представляются для Российской Федерации приоритетной задачей ввиду того, что руководство страны опирается на долгосрочные стабилизационные механизмы. Внедрение защитных мер в национальной экономике при взаимодействии с внешними партнерами позволило актуализировать промышленный потенциал государства и переориентировать вектор сотрудничества преимущественно в пользу стран Азии и государств, входящих в некоторые международные альянсы, к примеру ШОС, БРИКС и ЕврАзЭС.

Анализ показателей экономического развития Российской Федерации до и после внедрения масштабных санкций позволил выявить способность государства к стабилизации положения за счет опоры на человеческий капитал и дальнейшее создание собственных ресурсов. При прочих неизменных условиях и отсутствии существенного усугубления санкционного давления ожидается, что Российская Федерация сумеет изменить собственное позиционирование на мировом рынке за счет балансирования экспорта и импорта, а также стабилизации денежно-кредитной политики в пользу дальнейшего укрепления российского рубля. В случае усугубления в сфере внешних экономических ограничительных мер с высокой вероятностью Российская Федерация оставит существующие защитные экономические инструменты, вновь перейдет к необходимости достижения восстановительной фазы и внедрит уточняющие условия сотрудничества с другими странами на максимально взаимовыгодных условиях, приемлемых на соответствующий период времени.

Список литературы:

Бочкова Т.А., Бакоева З.А. Денежно-кредитная политика России в условиях санкций // Экономика и социум. 2023. № 5-1(108). С. 494-498.

Бырда Н.А., Захарова Т.И. Финансовый сектор России в условиях санкций // Инновации и инвестиции. 2023. № 5. С. 213-216.

Матыцина Н.П., Булгаков Д.А. Экономические санкции в отношении России, последствия и перспективы // Символ науки. 2023. № 7-1. С. 39-41.

Носырева П.М. Импортерозамещение в России в условиях санкций // Экономика и бизнес: теория и практика. 2024. № 4-2(110). С. 205-208. DOI: 10.24412/2411-0450-2024-4-2-205-208

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Русавская А.В., Кузнецова Е.И. Финансовый суверенитет России в условиях экономических санкций // Вестник УМЦ. 2024. № 3(44). С. 115-119. DOI: 10.24412/2587-6236-2024-344-115-119

Томина В.О., Сумароков Е.В. Влияние санкции на экономику России: вызовы и перспективы // Инновационная наука. 2023. № 12-1. С. 113-116.

Ahmadi A. The State of the Russia Sanctions Campaign // Horizons: Journal of International Relations and Sustainable Development. 2023. Is. 24. URL: https://www.cirsd.org/en/horizons/horizons-summer-2023--issue-no24/the-state-of-the-russia--sanctions-campaign

Demarais A. Backfire: How Sanctions Reshape the World Against U.S. Interests. New York: Columbia University Press, 2022.

Issabayev M., Moldashev K. Sanction Busting Within and Outside Regional Integration // The Journal of Economic Integration. 2024. Vol. 39. Is. 3. P. 671-687. DOI: 10.11130/jei.2024035

Weber Y. The Russian Economy. New York: Columbia University Press, 2023.

References:

Ahmadi A. (2023) The State of the Russia Sanctions Campaign. Horizons: Journal of International Relations and Sustainable Development. Is. 24. Available at: https://www.cirsd.org/en/horizons/horizons-summer-2023--issue-no24/the-state-of-the-russia--sanctions-campaign

Bochkova T.A., Bakaeva Z.A. (2023) Russia's Monetary Policy under Sanctions. Ekonomika i sotsium. No. 5-1(108). P. 494-498.

Byrda N.A., Zakharova T.I. (2023) The Financial Sector of Russia under the Conditions of Sanctions. Innovatsii i investitsii. No. 5. P. 213-216.

Demarais A. (2022) Backfire: How Sanctions Reshape the World Against U.S. Interests. New York: Columbia University Press.

Issabayev M., Moldashev K. (2024) Sanction Busting Within and Outside Regional Integration. The Journal of Economic Integration. Vol. 39. Is. 3. P. 671-687. DOI: 10.11130/jei.2024035

Matytsina N.P., Bulgakov D.A. (2023) Ekonomicheskiye sanktsii v otnoshenii Rossii, posledstviya i perspektivy [Economic sanctions against Russia, consequences and prospects]. Simvol nauki. No. 7-1. P. 39-41.

Nosyreva P.M. (2024) Import Substitution in Russia under Sanctions. Ekonomika i biznes: teoriya ipraktika. No. 4-2(110). P. 205-208. DOI: 10.24412/2411-0450-2024-4-2-205-208

Rusavskaya A.V, Kuznetsova E.I. (2024) Russia's Financial Sovereignty in the Context of Economic Sanctions. Vestnik UMTs. No. 3(44). P. 115-119. DOI: 10.24412/2587-6236-2024-344-115-119

Tomina V.O., Sumarokov E.V. (2023) Vliyaniye sanktsii na ekonomiku Rossii: vyzovy i perspektivy [The impact of sanctions on the Russian economy: Challenges and prospects]. Innovatsionnaya nauka. No. 12-1. P. 113-116.

Weber Y. (2023) The Russian Economy. New York: Columbia University Press.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.