УДК 371
СМЫСЛОВОЕ ПРОСТРАНСТВО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ БУДУЩЕГО ПСИХОЛОГА И ЕГО ОРИЕНТИРЫ
л
© А.Г. Адушинова1
Иркутский национальный исследовательский технический университет, 664074, Россия, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.
Рассмотрены социально-психологические механизмы процесса профессионального становления специалиста. Проанализированы особенности профессионального развития личности в контексте организации смыслового пространства данного процесса. Выделены роль и функции образа профессии в профессиональном самоопределении будущего психолога. Приведены результаты экспериментального исследования по выявлению особенностей построения образа профессии у будущих психологов.
Ключевые слова: профессия; профессиональное становление; профессиональная карьера; временная перспектива; образ профессии; профессиональное самоопределение; профессиональный стереотип.
FUTURE PSYCHOLOGIST'S PROFESSIONAL FORMATION SEMANTIC SPACE AND OUES A.G. Adushinova
Irkutsk National Research Technical University, 83 Lermontov St., Irkutsk, 664074, Russia.
The article deals with social and psychological mechanisms of the professional formation of a specialist. It analyzes the features of personality professional development in the context of process semantic space organization. The role and function of the career image in professional self-determination of the future psychologist are identified. The results of the experimental research on the identification of the peculiarities of forming the career image among future psychologists are provided.
Keywords: profession; professional formation; professional career; time perspective; career image; professional self-determination; professional stereotype.
В психолого-педагогической теории сложились разные подходы к рассмотрению природы профессионального становления. Одни исследователи анализируют его с позиций личности профессионала, другие -с позиций его деятельности, а третьи, акцентируя свое внимание на эффективности вузовской подготовки, - с позиций результативности данного этапа.
Отсутствие целостной психологической теории становления профессионала не только порождает практические и теоретические проблемы, но и создает серьезные трудности в профориентации и профессиональном развитии специалистов.
Сущность профессионального становления в самом широком смысле состоит в процессе превращения индивида в профессионала, способного не только эффективно выполнять профессиональную деятельность, но и оказывать влияние как на ее развитие, так и на профессиональную общность в целом. Феноменология изучения процесса профессионального становления закономерно требует от исследователя тщательного анализа целого ряда сложных социально-психологических механизмов выбора профессионального пути, приобщения к содержанию, условиям и требованиям профессии, формирования основ эффективной профессиональной деятельности, построения профессиональной карьеры.
Динамика развития социальной ситуации, связанная с появлением новых профессий и изменением
содержания старых, созданием рынка труда, порождающего, с одной стороны, безработицу, а с другой -конкуренцию профессионалов, обуславливает актуальность постановки старых вопросов: что такое профессионал, каковы критерии его оценки и механизмы становления.
Понятие профессионал относится к числу междисциплинарных и не раз становилось центром социологических, педагогических, физиологических и связанных с правовыми вопросами исследований. Вместе с тем, несмотря на частоту использования данного термина в обыденной жизни, его нет в общедоступных энциклопедических словарях. Связано данное положение с неопределенностью содержания понятия и размытостью его объема.
Нет общепринятого определения личности профессионала и в психологической литературе. Структурная организация его личности чаще всего исследуется в контексте качественных и количественных показателей профессиональной деятельности. Такое понимание сущностной характеристики личности профессионала значительно обедняет его содержание. По мнению известного теоретика проблем профессионализации личности Е.А. Климова (1996), «не следует сводить идею профессионализма только к представлению о высоком уровне умелости профессионала. Профессионализм - это определенная системная организация сознания и психики человека».
1Адушинова Альбина Григорьевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры психологии, тел.: 89149180876, е-mail: [email protected]
Adushinova Albina, Candidate of Pedagogics, Associate Professor of the Psychology Department, tel.: 89149180876, e-mail: [email protected]
Существо психологического подхода к изучению личности профессионала имеет свою специфику и предполагает его анализ и как личности, и как индивидуальности, и как субъекта профессиональной деятельности и профессионального пути. Практика показывает, что профессионально зрелая личность - всегда неповторимая индивидуальность. Как субъект деятельности, профессионал осуществляет выбор мотивов, целей, критериев оценок, способов и сценариев профессионального пути.
В структуре профессионально обусловленной личности на основе обобщения точек зрения разных исследователей (Е.Ф. Зеер, Е.А. Климов, В.С. Мерлин, К.К. Платонов, Ю.П. Поваренков и др.) нами выделяются следующие компоненты:
• социально-профессиональная направленность, которая характеризуется системой мотивов (намерения, интересы, склонности, идеалы), ценностных ори-ентаций (смысл труда, заработная плата, благосостояние, карьера и др.) и профессиональной позицией (отношение к профессии, установки, ожидания);
• профессиональная компетентность, которая определяется совокупностью профессиональных знаний, умений и способов выполнения профессиональной деятельности;
• профессионально важные качества, определяющие продуктивность (производительность, качество, результативность и др.) деятельности;
• профессионально значимые психофизиологические свойства (нейротизм, экстраверсия, зрительно-двигательная координация и др.)
Развитие данных подструктур профессионально ориентированной личности определяет динамику ее становления.
Известно, что для каждой профессии существуют свои устойчивые ансамбли (симптомокомплексы) профессиональных характеристик. В зарубежной профессиональной педагогике они возведены в ранг ключевых квалификаций. К ним относят: абстрактное теоретическое мышление, способность к планированию сложных технологических процессов, креативность, работоспособность и др. Ключевые квалификации обеспечивают специалисту конкурентоспособность, профессиональную мобильность, способность к профессиональному росту и развитию карьеры.
В целом данный сложный процесс можно рассматривать как целостный непрерывный комплекс развивающихся, взаимодействующих и последовательно сменяющих друг друга социально-психологических механизмов, приводимых в действие как объективно возникающими в данном процессе противоречиями, так и развитием самой смысловой сферы самосознания профессионала.
Новые ориентиры в исследовании данного сложного процесса задают научные работы (К.А. Абульха-нова-Славская, Е.И. Головаха, В.А. Михеев, В.А. Фокин и др.), в которых становление личности профессионала рассматривается в контексте анализа категории временных перспектив.
Обращение исследователей к использованию ка-
тегории временных перспектив в качестве стратегических ориентиров профессионального становления обосновано рядом причин:
во-первых, самой дефиницией становления, характеризующей существование «нового как незавершенного, когда оно как одна из реализуемых возможностей уже начало свой переход в действительность, но еще не превратилось в ставшее» (В.А. Антонюк и др.);
во-вторых, динамическим характером процесса становления, имеющим «тенденцию сдвига, направленность, стадиальность и последовательность изменений в психической деятельности» (Б.Д. Парыгин), осуществляющейся под влиянием регулятивной функции самосознания и не исключающей явлений неравномерности, гетерохронности и детерминации случайными факторами;
в-третьих, самой временной протяженностью процесса профессионального становления, его делением на стадии, периоды и фазы, объективно требующие выбора как промежуточных «этапных», так и стратегических системообразующих ориентиров.
Опыт показывает, для того чтобы сегодняшний студент состоялся в будущем как профессионал, ему недостаточно овладеть профессиональными знаниями, умениями и навыками, необходимыми приемами и методами, недостаточно даже рефлексивных способностей и других метаумений. Важно «трансформировать свое сознание в сферу профессионального, изменив угол «видения» и заставив себя увидеть в фу-турологическом (то есть в плане будущего) ракурсе» [6]. Именно такой подход создает смыслообразующее пространство профессионального становления, формирует у будущего специалиста знание «финальных причин» (по Аристотелю) успешной профессионализации.
Безусловно, у каждого студента есть в разной степени осознанности смыслы жизнедеятельности, стратегические схемы, которые содержат как личностный (индивидуальный) аспект, так и социально детерминированный. Имеет подтверждение факт, что чем более определенная профессиональная перспектива сформирована у студента, тем успешнее он учится. Так, по результатам исследований И.А. Зимней (2001), уровень представлений студента о профессии (адекватно/неадекватно) непосредственно соотносится с уровнем его отношения к учебе: чем меньше знает студент о профессии, тем ниже у него положительное отношение к учебе.
Задачи оптимизации процесса профессионализации личности на этапе вузовской подготовки могут быть решены путем организации работы по созданию студентами профессиональных конструктов временных перспектив, в качестве которых могут выступать: образ профессии, образ успешного специалиста, образ возможного профессионального будущего, образ «себя-как-профессионала».
Проблема построения образа профессии будущим специалистом может рассматриваться в следующих контекстах:
- Как фактор, определяющий профессиональное
самоопределение личности. Согласно исследованиям К.А. Абульхановой-Славской [1] и Е.И. Головаха [5], личность будущего специалиста-психолога является не только субъектом профессиональной деятельности, но и должна «иметь способность к целостной, пролонгированной регуляции и организации времени своей жизнедеятельности». Прогностическая и ориентировочная функция образа профессии в профессиональном самоопределении будущего специалиста вполне очевидна.
- Как аспект юношеского поиска идентичности, когда особенно актуальны представления о себе как в системе межличностных отношений, так и в системе профессиональной деятельности. Каков образ моей будущей профессии? Насколько соответствует он моим представлениям о самом себе, о перспективах моего развития? Диалоговая и корректировочная функции образа профессии особенно значимы для будущего специалиста.
- Как смыслообразующий ориентир, оказывающий влияние на структуру профессиональной направленности будущего специалиста и обусловливающей уровень его компетенции в профессии.
Известно, что на разных этапах развития личности специалиста существует свой образ профессии, который по мере профессионализации личности подвергается частичной или полной трансформации. С данных позиций правомерно рассматривать образ профессии как мультифакторное образование, имеющее сложную структуру, включающую эмоциональные, оценочные и когнитивные аспекты образа Я. При этом компоненты целостной идентичности в форме внутреннего единства эмоционально-оценочного и когнитивного аспектов могут выполнять роль субъективно-психологических регуляторов успешной профессиональной деятельности. Нарушение единства компонентов структуры образа Я закономерно вызывает возникновение трудностей, рассогласований и барьеров как в профессиональной, так и социальной сферах.
При исследовании особенностей построения образа профессии будущим психологом мы опирались на положения теории самосознания В.В. Столина, учение о регулятивных знаковых системах Л.С. Выготского, концепцию стереотипов В.Ф. Петренко.
Образ профессии, согласно исследованиям В.Ф. Петренко, Д. Пибоди, Р. Мертон [7], можно рассматривать исходя из семантики понятия профессиональный стереотип. Под профессиональным стереотипом понимается персонифицированный образ профессии, т.е. обобщенный и эмоционально окрашенный образ типичного профессионала. В содержательной структуре данного образования, сложившегося в сознании людей, всегда есть элементы описания, оценки и предписания. Это всегда субъективный феномен, который возникает в результате предметно-практической, сенсорно-перцептивной и мыслительной деятельности субъекта. Характеризуя качественные, количественные и структурные особенности функционирования когнитивной и эмоционально-оценочной сфер личности будущего профессионала,
он способствует развитию смысловых образований личности.
Особенность построения обобщенного образа типичного профессионала-психолога определяется прежде всего тем, что, к сожалению, в нашем обществе к психологу все еще относятся как к экзотической фигуре. С одной стороны, никто точно не знает, чего именно следует ждать от него как от профессионала, а с другой - очень хочется верить в то, что психолог компетентен в решении любых проблем (в том числе как личных, так и производственных). Соответственно, на него возлагается «последняя надежда» и полная ответственность за исход событий.
Неоформленность социального статуса профессии, сопровождающаяся явлениями мифологизации («психология - наука, все знающая о человеке и его душе») и идеализации («психолог знает «единственно верный» и истинный ответ»), приводит к тому, что психолог-профессионал, в отличие от представителей других профессий, вынужден сам создавать для себя рабочий объект, извлекая из запроса клиента (или заказчика) психологическую составляющую, четко разъясняя область своих возможностей и предлагая способ оценки результатов работы.
Согласно исследованиям В.Ф. Петренко (1988), стереотипное описание образа психолога содержит следующие характеристики: сложный, умный, интересный, гордый, принципиальный, остроумный.
Таких качеств, как счастливый и организованный у психологов в описании нет. Обнаруженная противоположность счастливого целому набору положительных качеств, по мнению исследователя, раскрывает наличие специфической профессиональной вредности профессии психолога, связанной с обычной невротизацией. По-видимому, необходимость анализа других людей ведет к обостренному самоанализу, снимающему формы психологической защиты личности и делающему ее более чувствительной к фруст-рирующим факторам.
Организованное исследование ставило следующие задачи:
- сравнить описательный конструкт обобщенного образа психолога-профессионала с описанием его студентами-психологами;
- проследить, как меняется этот образ по мере профессионализации личности будущего специалиста;
- выявить особенности построения образа профессии у будущего психолога, а также факторы, определяющие данный процесс.
Автостереотипное описание обобщенного образа психолога (всего опрошено 120 студентов-психологов 1, 2 и 4 курсов ИрГТУ) содержит следующие характеристики: образованный, понимающий, рассудительный, общительный, неконфликтный.
Определение гордый заменено студентами на эмпатичный, внушающий доверие, отзывчивый, неравнодушный; принципиальный - на гибкий, проницательный, непринужденный, креативный. Определений счастливый и остроумный тоже нет.
Согласно результатам проведенного анкетирова-
ния, будущие психологи ценят профессию, не хотят ее менять, 2/3 опрошенных в случае непоступления стали бы поступать на факультет повторно. Содержательный анализ продолжений фразы «Если бы я не выбрал профессию психолога, то стал бы...» показал, что студенты остановили бы свой выбор на профессии юриста, врача, педагога, журналиста, то есть на тех профессиях, которые также относятся к разряду помогающих - типа человек-человек. Называние будущими психологами таких профессий как экономист, бухгалтер, кинолог, продавец может свидетельствовать как о неосознанном выборе у части опрашиваемых, так и о их разносторонних интересах.
На вопрос «Как вам кажется, где вы будете работать через 5 лет, чем будете заниматься?» 62,5% опрошенных студентов младших курсов ответили, что их рабочее место будет связано со сферой практической психологии: «заниматься психодиагностикой», «в организации психологом», «консультантом», «психологом МЧС», «заниматься медицинской психологией». Сферу научной психологии выбрали 3,8% из числа опрошенных, а преподавательскую деятельность «скорее всего» - 23,2%. Часть студентов (10,5%) затруднились дать ответ. У студентов старшего курса процент ориентированных на работу по специальности ниже, чем у первокурсников: «возможно, психологом работать не буду», «полученные знания буду использовать в личной жизни», «устроиться психологом в нашем городе очень трудно» и т.д. Появление данных ответов скорее всего свидетельствует о более взвешенной и реальной оценке своих возможностей и способностей, а также объясняется анализом мотивации выбора профессии. Так, диагностика мотивов выбора профессии выявила, что осознанные профессиональные мотивы характерны лишь для 55,8% студентов.
Для 13,2% опрошенных свойственны просоци-альные мотивы: «хочу помогать людям», «хочу научить их выходить из сложных жизненных ситуаций», «решать конфликты, чтобы их было меньше».
Мотив саморазвития и самосовершенствования характерен для 11,2%: «хочу научиться владеть собой», «хочу разобраться в себе», «избавиться от комплексов» и др.
Указанный студентами мотив престижа профессии выявлен у 19,5% опрошенных (вариант ответа -интересная наука) и отражает возникший в обществе интерес как к самой психологии, так и к профессии психолога.
Случайные (инфантильные) мотивы выбора профессии «рядом с домом», «совет друзей», «рекламная информация» были обнаружены у 0,3% студентов.
Таким образом, анализ мотивов выбора профессии студентами свидетельствует о его неосознанном
характере и отражает неструктурированность образа профессии психолога в обществе.
В целом опрошенные нами будущие психологи имеют адекватное представление о материальной стороне профессиональной деятельности, что опровергает мнение Е.И. Головаха (2000 г.) о недостаточной осведомленности студентов в данном вопросе.
Трансформация образа профессии прослеживалась с помощью проективной методики психологический рисунок. При анализе графического изображения образа профессии использовался метод формализованного анализа изображений, основанный на последовательном выделении элементов 3-х пластов: внешней формы, внутренней формы, психологической ткани рисунка. Такой глубинный подход к анализу продуктов изобразительного творчества показывает, что в них действительно создаются некие инварианты, являющиеся устойчивыми конструктами психической реальности.
Сравнительный анализ рисунков студентов 2-го и 4-го курсов осуществлялся через следующие категории:
• композиция (сформированность, устойчивость, конфликтность, гармоничность образа);
• предметность (личностные смыслы образа профессии);
• цвет (эмоциональная характеристика образа);
• плотность (мотивационный компонент образа).
Анализ продуктов изобразительного творчества
студентов выявил закономерности, являющиеся отражением противоречивости, сложности и неструктурированности профессионального образа психолога в обществе. Конфликтность композиции, низкая плотность рисунка, семантическая противоречивость знаковых ассоциаций были обнаружены на рисунках студентов и младших, и старших курсов. Вместе с тем в большинстве рисунков наблюдалась общая трансформация образа от композиционных элементов в виде узлов, лабиринтов, штриховок к более гармоничному, насыщенному цветом образу.
Проведенное исследование позволило не только выявить отражение в образе глубинных личностных и специфических для данной профессии особенностей и общих закономерностей построения образа профессии будущими психологами, но и определило задачи и перспективы дальнейших исследований, связанных с факторным анализом полученных результатов. Следует отметить, что в целом образ профессии в виде позитивно ориентированных отношений и представлений субъекта о своей будущей профессиональной реализации еще не является гарантом его успешной трудовой интеграции.
Статья поступила 02.10.2015 г.
Библиографический список
1. Абульханова-Славская К.А. Личностная регуляция времени // Психология личности в трудах отечественных психологов. СПб.: Питер, 2000. С. 279-297.
2. Адушинова А.Г. Особенности построения образа профессии у будущих психологов // Психолог в организации: сб.
материалов регион. науч.-практ. конф. Иркутск: Изд-во ИрГТУ, 2005. С. 17-20.
3. Барабанова В.В., Зеленова М.Е. Представления студентов о будущем как аспекте личностного и профессионального самоопределения // Психологическая наука и образова-
ние. 2012. № 2. С. 28-41.
4. Буякас Т.М. Основания и условия профессионального становления студентов-психологов // Вестик Московского университета. Серия 14: Психология. 2005. № 2. С. 123-134.
5. Головаха Е.И. Жизненная перспектива и ценностные ориентации личности // Психология личности в трудах отече-
ственных психологов. СПб.: Питер, 2010. С. 278-299.
6. Михеев В.А. Самофутурирование: путь в профессию // Мир психологии. 1997. № 3. С. 95-108.
7. Петренко В.Ф. Конструктивистская парадигма в психологической науке // Психологический журнал. 2012. Т. 23. № 3. С. 113-121.
УДК 796
ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ СТУДЕНЧЕСКОЙ ВОЛЬНОЙ БОРЬБЫ В г. МОСКВЕ © А.Ю. Барков1
Национальный исследовательский Московский государственный строительный университет, 129337, Россия, г. Москва, Ярославское шоссе, 26.
Представлены результаты социологических исследований развития студенческой вольной борьбы на примере МГСУ. Приведены итоги выступлений команды МГСУ за последние 5 лет в Московских студенческих спортивных играх (МССИ). Дана оценка успеха команды МГСУ по вольной борьбе в соревнованиях «Тур мастерства» XXVII МССИ и «Кубок вузов г. Москвы по вольной борьбе». При этом отмечена немаловажная роль использования балльно-рейтинговой системы, разработанной в МГСУ для оценки индивидуальных психофизических качеств борцов на разных этапах тренировки, что позволяет эффективно управлять тренировочным процессом, обеспечивает постоянный рост спортивного мастерства и выполнение поставленных задач. Установлено влияние новых правил соревнований по вольной борьбе на динамику роста комплексных показателей технической, психофизической и функциональной подготовки спортсменов-борцов - студентов МГСУ, по сравнению с чемпионами МССИ 2013-2014 учебного года.
Ключевые слова: вольная борьба; спортивное мастерство; Московские студенческие спортивные игры; балльно-рейтинговая система; психофизические качества спортсмена-борца.
DEVELOPMENT TRENDS OF STUDENT FREE-STYLE WRESTLING IN MOSCOW A.Yu. Barkov
National Research Moscow State University of Civil Engineering, 26 Yaroslavskoe Shosse, Moscow, 129337, Russia.
The article introduces the results of the social study of student freestyle wrestling development on example of MSUCE. The results of MSUCE team performances in Moscow Student Sport games for the last 5 years are given. The success of the MSUCE team in freestyle wrestling in the competitions of the "Tour of Excellence" of XXVII Moscow Student Sport games and "The Cup of Moscow Universities in Wrestling" is assessed. The article emphasizes the important role of the point-rating system developed in MSUCE for the assessment of individual psychophysical qualities of fighters in different stages of training. This allows to manage the training process effectively ensuring continuous growth of sports skills and fulfilment of set tasks. In addition, the analysis is given to the influence of new rules of competition in freestyle wrestling on the growth dynamics of complex indicators of technical, psychophysical and functional preparation of wrestlers -MSUCE students as compared with the Moscow Student Sport games Champions of 2013-2014 academic year. Keywords: free-style wrestling; sports skills; Moscow Student Sport Games; point-rating system; psychophysical qualities of a wrestler.
Московские студенческие спортивные игры (МССИ) сродни Олимпийским играм. Стать призером, а тем более победителем в МССИ почетно и значимо, так как уровень призера - это уровень мастера спорта России (высокого спортивного звания). Ежегодно в МССИ участвуют студенты 50-ти и более вузов. В этих соревнованиях между вузами идет упорная и бескомпромиссная борьба за командное первенство, где на счету каждая победа [1].
Одним из заметных видов программы единоборств МССИ и по количеству, и по уровню спортивного мастерства являются соревнования по вольной борьбе. Свою подготовку здесь демонстрируют около
400 борцов-вольников - студентов различных вузов.
В 2015 г. впервые количество участников тура мастерства МССИ не было ограничено, что позволило вузам выставить на эти соревнования всех спортсменов, прошедших внутривузовский отбор и имеющих соответствующую спортивную квалификацию. Это должно было положительно сказаться на увеличении количества участников соревнований. Однако в количественном составе участников соревнований, даже на фоне снятия ограничений с количественного состава команды в туре мастерства, к сожалению, появилась тенденция к снижению. Это подтверждают и цифры: с учетом массового тура в 2013 г. в студенче-
1Барков Александр Юрьевич, кандидат технических наук, профессор кафедры физвоспитания и спорта, тел.: 89264675657, e-mail: [email protected]
Barkov Alexander, Candidate of technical sciences, Professor of the Department of Physical Education and Sport, tel.: 89264675657, e-mail: [email protected]