Научная статья на тему 'Смысловая нагрузка понятия служебная самостоятельность офицеров подразделений внутренних войск МВД России'

Смысловая нагрузка понятия служебная самостоятельность офицеров подразделений внутренних войск МВД России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
154
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЛУЖЕБНАЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ / КОМПОНЕНТЫ / ОФИЦЕРЫ / ЗНАНИЯ / УМЕНИЯ / НАВЫКИ / ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / КАЧЕСТВА / ИНИЦИАТИВА / SERVICE INDEPENDENCE / COMPONENTS / OFFICERS / KNOWLEDGE / ABILITIES / SKILLS / RESPONSIBILITY / QUALITY / INITIATIVE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Юдин И. В.

В данной статье рассматривается смысловая нагрузка понятия служебная самостоятельность офицеров подразделений внутренних войск МВД России как сложное интегративное военно-профессиональное качество личности, отражающее в совокупности её интеллектуальные, эмоциональные, волевые черты, прочные военно-профессиональные компетентности, мотивы, дающие возможность офицеру осуществлять инициативные, творческие действия при выполнении служебных и служебно-боевых задач при отсутствии боязни ответственности за принятое решение, которое выходит за рамки стереотипов, шаблонов, и за его последствия. Выделены основные компоненты служебной самостоятельности, такие как знания о передовых образцах военно-профессиональной деятельности офицеров, умения и навыки анализа и прогнозирования результатов воинской деятельности, устойчивые навыки волевой саморегуляции при выполнении задач организационноуправленческой деятельности и сформированная профессиональная ответственность за выполнение обязанностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MEANING OF THE NOTION OF UTILITY INDEPENDENCE OF OFFICERS OF INTERNAL TROOPS OF THE MIA OF RUSSIA

The article considers the semantics of a concept of utility independence of officers of internal troops of the MIA of Russia as a complex integrative professional military quality of personality that is reflected in the totality of intellectual, emotional, volitional traits, durable military-professional competence, motives, enabling the officer to exercise initiative, creative action in the performance of service and service-combat tasks in the absence of fear of responsibility for the decision, which goes beyond the stereotypes, patterns, and consequences. The author studies the basic components such as knowledge about the advanced examples of military-professional activity of officers, skills analysis and forecasting outcomes of military activities, sustainable volitional self-regulation skills, when performing tasks organizational-administrative activity and the creation of professional responsibility for the performance of duties.

Текст научной работы на тему «Смысловая нагрузка понятия служебная самостоятельность офицеров подразделений внутренних войск МВД России»

4. Чистякова С.Н. Проблемы и перспективы развития отечественной профориентации на современном этапе. Available at: http:// www.academia-proforient.ru

5. Шабалина Е.П. Управление профессиональным самоопределением будущего учителя в системе «школа-педвуз». Педагогическое образование на Алтае. 1999; 1.

6. Шабалина Е.П. Теоретико-методологические предпосылки исследования профессионального самоопределения личности Педагогика: семья-школа-общество: монография. Под общей редакцией профессора О.И. Кирикова. Воронеж: ВГПУ, 2012; Книга 26.

7. Шабалина Е.П., Довыдова М.В. Профессиональное самоопределение будущих педагогов как фактор личностно-ориентированного профессионального образования. Мир науки, культуры, образования. 2013; 1 (38).

8. Шабалина Е.П. Внеклассная работа по технологии как средство формирования эстетической культуры учащихся. Технологическое образование и устойчивое развитие региона. 2012; Т. 1; № 1 (7).

References

1. Federal'nyjgosudarstvennyjobrazovatel'nyjstandart osnovnogo obschego obrazovaniya. Prikaz Ministerstva obrazovaniya i nauki Rossijskoj Federacii ot «17» dekabrya 2010 g. № 1897. Available at: http://www.rg.ru

2. Trubnikova N.I. Professional'noe samoopredelenie kak pokazatel' 'effektivnosti vuzovskogo obrazovaniya. Psihologiya obucheniya. 2009; 2.

3. Trubnikova N.I., Trubnikov V.E. Psihologicheskoe soprovozhdenie processa stanovleniya gotovnosti k zhiznennomu samoopredeleniyu uchaschihsya kolledzha. Antropologicheskaya psihologiya v XXI veke: problemy i perspektivy: sbornik materialov V sibirskogo psihologicheskogo foruma. TGU, 2013.

4. Chistyakova S.N. Problemy i perspektivy razvitiya otechestvennoj proforientacii na sovremennom 'etape. Available at: http://www.academia-proforient.ru

5. Shabalina E.P. Upravlenie professional'nym samoopredeleniem buduschego uchitelya v sisteme «shkola-pedvuz». Pedagogicheskoe obrazovanie na Altae. 1999; 1

6. Shabalina E.P. Teoretiko-metodologicheskie predposylki issledovaniya professional'nogo samoopredeleniya lichnosti Pedagogika: sem'ya-shkola-obschestvo: monografiya. Pod obschej redakciej professora O.I. Kirikova. Voronezh: VGPU, 2012; Kniga 26.

7. Shabalina E.P., Dovydova M.V. Professional'noe samoopredelenie buduschih pedagogov kak faktor lichnostno-orientirovannogo professional'nogo obrazovaniya. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2013; 1 (38).

8. Shabalina E.P. Vneklassnaya rabota po tehnologii kak sredstvo formirovaniya 'esteticheskoj kul'tury uchaschihsya. Tehnologicheskoe obrazovanie i ustojchivoe razvitie regiona. 2012; T. 1; № 1 (7).

Статья поступила в редакцию 20.01.16

УДК 378

Yudin I.V., adjunct, Military University of the Ministry of Defence of the Russian Federation (Moscow, Russia),

E-mail: ivan.yudin-i@yandex.ru

MEANING OF THE NOTION OF UTILITY INDEPENDENCE OF OFFICERS OF INTERNAL TROOPS OF THE MIA OF RUSSIA.

The article considers the semantics of a concept of utility independence of officers of internal troops of the MIA of Russia as a complex integrative professional military quality of personality that is reflected in the totality of intellectual, emotional, volitional traits, durable military-professional competence, motives, enabling the officer to exercise initiative, creative action in the performance of service and service-combat tasks in the absence of fear of responsibility for the decision, which goes beyond the stereotypes, patterns, and consequences. The author studies the basic components such as knowledge about the advanced examples of military-professional activity of officers, skills analysis and forecasting outcomes of military activities, sustainable volitional self-regulation skills, when performing tasks organizational-administrative activity and the creation of professional responsibility for the performance of duties.

Key words: service independence, components, officers, knowledge, abilities, skills, responsibility, quality, initiative.

И.В. Юдин, адъюнкт Военного университета Министерства обороны Российской Федерации, г. Москва,

E-mail: ivan.yudin-i@yandex.ru

СМЫСЛОВАЯ НАГРУЗКА ПОНЯТИЯ СЛУЖЕБНАЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ ОФИЦЕРОВ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ВНУТРЕННИХ ВОЙСК МВД РОССИИ

В данной статье рассматривается смысловая нагрузка понятия служебная самостоятельность офицеров подразделений внутренних войск МВД России как сложное интегративное военно-профессиональное качество личности, отражающее в совокупности её интеллектуальные, эмоциональные, волевые черты, прочные военно-профессиональные компетентности, мотивы, дающие возможность офицеру осуществлять инициативные, творческие действия при выполнении служебных и служебно-боевых задач при отсутствии боязни ответственности за принятое решение, которое выходит за рамки стереотипов, шаблонов, и за его последствия. Выделены основные компоненты служебной самостоятельности, такие как знания о передовых образцах военно-профессиональной деятельности офицеров, умения и навыки анализа и прогнозирования результатов воинской деятельности, устойчивые навыки волевой саморегуляции при выполнении задач организационно-управленческой деятельности и сформированная профессиональная ответственность за выполнение обязанностей.

Ключевые слова: служебная самостоятельность, компоненты, офицеры, знания, умения, навыки, ответственность, качества, инициатива.

В процессе служебно-боевой деятельности в подразделении самостоятельность офицера в решении поставленных задач является также общественной необходимостью, обусловленной потребностью внутренних войск МВД России в хорошо подготовленных, инициативных, творчески мыслящих, не пасующих перед сложностями руководителях, способных организовать и выполнять служебные и служебно-боевые задачи адекватно требованиям времени.

Её проявление, особенно в условиях боевых действий, носит наиболее жёсткий и категоричный характер. Она тесно связана с единоначалием, необходимостью беспрекословного выполнения приказа командира защищать Отечество, с риском для здоровья, а иногда и жизни. Степень самостоятельности офицер подразделения внутренних войск МВД России в реше-

нии служебных и служебно-боевых задач зависит от глубины его проникновения в суть требований присяги и воинских уставов, готовности наиболее полно реализовать их как свою жизненную потребность.

В ходе изучения проблемы самостоятельности установлено, что самостоятельность действий и поступков, суждений и оценок офицера отражает направленность личности. По своему содержанию направленность личности офицера подразделения внутренних войск МВД России является общественной, имея при этом военно-профессиональный характер. Направленность личности офицера, главные черты которой составляют высокая сознательность, патриотическая убежденность, верность офицерским идеалам заключается в его умении видеть роль и место руководимого им подразделения в решении поставленных задач.

Успешное руководство подразделением невозможно без широкой самостоятельности командира в рамках и границах предоставленных прав и возложенных на него обязанностей. Объективные условия развития вооружённой борьбы всё больше и больше обязывают командиров самостоятельно принимать ответственные решения, проявлять активность и инициативу в руководстве боевыми действиями. Поэтому тот офицер, который не стремится проявлять инициативу и самостоятельность в мирное время, в боевой обстановке тем более не осмелится принять инициативные и самостоятельные решения [1].

Исходя из анализа требований к служебно-боевой деятельности командира подразделения, можно определить сущность самостоятельности как совокупность личностных качеств, профессиональных знаний, навыков и умений. Она позволяет офицеру в пределах предоставленного ему права и должностных обязанностей творчески выполнять служебные и служебно-бое-вые задачи в сложных нестандартных ситуациях, осуществлять познавательную и другие виды деятельности без посторонней помощи со стороны командиров и начальников [2].

На основе комплексного теоретического анализа и анализа современной практики военно-профессиональной деятельности офицеров подразделений внутренних войск МВД России был выработан авторский подход к конкретизации понятия «служебная самостоятельность офицеров подразделений внутренних войск МВД России», в основу которого в том числе было положено общее представление о самостоятельности как компоненте индивидуальности офицера. При этом индивидуальность офицера подразделения внутренних войск трактуется как комплекс трёх основных компонентов: твёрдость решений; творческий потенциал; служебная самостоятельность.

В связи с этим следует отметить, что авторская позиция предполагает привязку всех основных компонентов индивидуальности личности офицера к трём основным предпосылкам в их развитии.

Так, твёрдость решений базируется на характере офицера, который должен соответствовать всем профессиональным требованиям, а они в свою очередь предъявляются к должностному лицу в системе управления. Указанное должностное лицо имеет потенциал такого психического свойства, как характер, способствующий продвижению принятых решений, а также убеждению, принуждению и эффективному давлению на военнослужащих в целях успешного выполнения ими поставленных задач в виде приказов, приказаний и распоряжений [3].

В свою очередь творческий потенциал как компонент индивидуальности офицера базируется на такой характеристике ментального развития человека, как неординарность интеллекта. Интеллект как способность ума генерировать новое знание, может быть как общим, так и обладать особыми

Библиографический список

характеристиками. При этом объём творческого потенциала определяет самость, специфичность и непохожесть офицера в его повседневной профессиональной деятельности на других офицеров [4].

Наряду с вышеперечисленными компонентами индивидуальности офицера подразделения внутренних войск самостоятельность выступает в качестве осознанной необходимости. И эта необходимость заключается в профессиональном и ответственном поведении со стороны офицера в отношении того комплекса задач, которые возложены на него нормативными документами, а так же специфическими обязанностями. При этом самостоятельность детерминирована таким психическим свойством человека, как способность [5].

При рассмотрении служебной самостоятельности офицеров нами выделен ряд основных компонентов, которые в своей совокупности являются необходимой основой служебной самостоятельности офицеров подразделений внутренних войск.

Необходимым компонентом служебной самостоятельности является наличие знаний о передовых образцах военно-профессиональной деятельности офицеров подразделений внутренних войск при принятии и реализации командирских решений. Знание о передовых образцах военно-профессиональной деятельности позволит офицеру подразделения внутренних войск иметь некое «лекало» для решения большинства служебных либо слу-жебно-боевых задач [6].

Немаловажными компонентами служебной самостоятельности являются умения и навыки анализа и прогнозирования результатов воинской деятельности подчиненных военнослужащих.

Особое значение в структуре служебной самостоятельности имеют устойчивые навыки волевой саморегуляции при выполнении задач организационно-управленческой деятельности офицеров подразделений внутренних войск.

Естественно обязательным компонентом служебной самостоятельности является сформированная профессиональная ответственность за выполнение обязанностей в соответствии с должностным предназначением офицера подразделения внутренних войск.

Таким образом, служебная самостоятельность офицера подразделения внутренних войск рассматривается как сложное интегративное военно-профессиональное качество личности, отражающее в совокупности её интеллектуальные, эмоциональные, волевые черты, прочные военно-профессиональные компетентности, мотивы, дающие возможность офицеру осуществлять инициативные, творческие действия при выполнении служебных и служебно-боевых задач при отсутствии боязни ответственности за принятое решение, которое выходит за рамки стереотипов, шаблонов, и за его последствия.

1. Гожиков В.Я., Шевцова С.В. Психолого-педагогические факторы становления у курсантов военных вузов ответственного отношения к профессии офицера. Мир образования - образование в мире. 2014; 3: 118 - 125.

2. Федак Е.И. Офицер как субъект индивидуальной воспитательной беседы. Мир образования - образование в мире. 2014; 1: 233 - 238.

3. Ленев Ю.А., Шевцова С.В. Самосовершенствование профессиональной компетентности военных специалистов. Мир образования - образование в мире. 2015; 1: 165 - 169.

4. Калягин В.Н., Федак Е.И. Педагогическое обеспечение безопасности военной службы в частях внутренних войск МВД России. Мир образования - образование в мире. 2014; 4: 201 - 207.

5. Алехин И.А., Чесноков Н.А. Угрозы и опасности психолого-педагогического характера для образовательных систем Российской Федерации. Мир образования - образование в мире. 2014; 2: 162.

6. Поляков С.П., Шевцова С.В. Структурные компоненты профессиональной ответственности курсантов военных вузов. Мир образования - образование в мире. 2014; 1: 167 - 173.

References

1. Gozhikov V.Ya., Shevcova S.V. Psihologo-pedagogicheskie faktory stanovleniya u kursantov voennyh vuzov otvetstvennogo otnosheniya k professii oficera. Mir obrazovaniya - obrazovanie vmire. 2014; 3: 118 - 125.

2. Fedak E.I. Oficer kak sub'ekt individual'noj vospitatel'noj besedy. Mir obrazovaniya - obrazovanie vmire. 2014; 1: 233 - 238.

3. Lenev Yu.A., Shevcova S.V. Samosovershenstvovanie professional'noj kompetentnosti voennyh specialistov. Mir obrazovaniya - obrazovanie v mire. 2015; 1: 165 - 169.

4. Kalyagin V.N., Fedak E.I. Pedagogicheskoe obespechenie bezopasnosti voennoj sluzhby v chastyah vnutrennih vojsk MVD Rossii. Mir obrazovaniya - obrazovanie vmire. 2014; 4: 201 - 207.

5. Alehin I.A., Chesnokov N.A. Ugrozy i opasnosti psihologo-pedagogicheskogo haraktera dlya obrazovatel'nyh sistem Rossijskoj Federacii. Mir obrazovaniya - obrazovanie vmire. 2014; 2: 162.

6. Polyakov S.P., Shevcova S.V. Strukturnye komponenty professional'noj otvetstvennosti kursantov voennyh vuzov. Mir obrazovaniya -obrazovanie vmire. 2014; 1: 167 - 173.

Статья поступила в редакцию 20.01.16

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.