УДК 130.2:316.7
СМЫСЛООБРАЗОВАНИЕ В КОНТЕКСТЕ СОЦИОКУЛЬТУРЫ РЕГИОНА
Филатьева Т. В.
Аннотация: В статье раскрыто понятие смысла в культуре, рассмотрены особенности регионального смыслообразования. Смысл содержит каждый текст культуры, представленный произведениями живописи, скульптуры, архитектуры, хореографическими постановками, кинотекстами, литературными текстами и т.д. Подана классификация смыслов: сложные смыслы, которые появляются в результате многофункциональности; простые смыслы; субъективные смыслы; объективные смыслы; краткосрочные, переживаемые в контексте ситуации, пока она длится; долгосрочные, закрепленные за определенными феноменами, транслируемые поколениями; универсальные, общекультурные. Автор выделяет принципы смыслообразования в культуре, которые позволяют создавать модели реальной деятельности человека, среди них: принцип праксеологизма; принцип целесообразности; принцип параллелизма практики и психики; принцип относительности сознания. Сформулированы принципы регионального смыслообразования и рассмотрены на примерах культуры Луганска: принцип героизации и мифологизации; принцип компенсаторности и культурной комплиментарности социокультуры региона; принцип этнорациональности; принцип интертекстуальности культурных объектов и явлений. Автор приходит к выводу, что смыслообразование в культуре региона складывается из таких составляющих, как: - структуры экономики региона, известных мастеров культуры, науки и техники, ментальность; - этнических традиций; - опыта совместной деятельности. Культурное пространство региона образует совокупность ценностей и смыслов, ядром смыслообразования в культуре определенного региона являются культурные ценности.
Ключевые слова: смысл, смысл в культуре, смыслообразование, регионально-есмыслообразование, принципы смыслообразования.
Смысл - категория бесконечного поиска и множественности понимания. Одни отождествляют смысл со значением, другие разграничивают эти понятия. Каждое действие человека имеет свой смысл. Человек не совершает действий без смысла для себя, своих близких. В культуре смысл содержит каждый текст культуры, представленный произведениями живописи, скульптуры, архитектуры, хореографическими постановками, кинотекстами, литературными текстами и т.д. Каждый из этих текстов культуры несет в себе смысл. Источником смыслов является целесообразная деятельность и, прежде всего, труд, в котором вещи образуют свой практический смысл относительно друг друга и который, впоследствии, фиксируется вербально, в словах. Осознание этих смыслов может носить двоякий характер - гносеологический, рационально осознаваемый и аксиологический, ценностный, практически значимый, переживаемый эмоционально.
Аксиологическое смыслообразование культуры мало исследованное явление культуры. А процесс образования смыслов в культуре определенного региона вообще неисследованное направление культурологического знания.
Вопросы смысла, смыслообразования в разных сферах гуманитарного знания поднимаются в работах Аристотеля, Э. Гуссерля, Г. Фреге, Ж. Делеза, А. Леонтьева, Д. Леонтьева, А. Кравец, Л. Выготского, А. Воеводина, В. Филиппова, М. Чиксентмихайи, Р. Шакурова и др. Проблемы региональной культуры, ее смыслы рассматривают в своих трудах Беспалова, С. Иконникова, В. Каганский, И. Мурзина, Л. Захарова и др.
Смыслообразование - это функция сознания человека; процесс образования; процесс расширения смысловых связей при рассмотрении культурных явлений в контексте социокультурного опыта человека, его жизненных отношений с миром [1].
Смыслообразование является биопсихологическим процессом схожим для всех людей, то есть алгоритм смыслопорождения для всех одинаков, только сущность этих смыслов будет у каждого своя.
Смыслообразование в культуре - это процесс формирования оценочных суждений о тексте культуры, его месте в определенном социокультурном процессе, его значении в жизни человека.
Процесс смыслообразования связан непосредственно с сознанием человека, поэтому можно говорить о смылообразовательной функции сознания. Сознание человека отражает эмоционально-волевые процессы и гностические или когнитивные. В структуре эмоционально-волевых процессов выделяют: - волю; - чувства; - влечения; - эмоции [1].
Когнитивные процессы сознания содержат: - мышление; - восприятие; - ощущение; - представление; - внимание; - воображение; - память.
Психоэмоциональные особенности человека влияют на формирование смыслов культурных явлений. Такие психологические категории, как сознание, подсознание, память, фантазия, представление играют важную роль в смыслообразовательном процессе. Процесс порождения смысла связан с психическими реакциями человека. Смысл - это реакция на психическое ощущение человека; это свойство, приобретаемое феноменом в процессе человеческой деятельности [1].
Понятие смысла многогранно, исходя из этого, существует множество классификаций смыслов. Обозначим собственную классификацию смыслов культуры:
1. Сложные смыслы, которые появляются в результате многофункциональности.
2. Простые смыслы.
3. Субъективные смыслы.
4. Объективные смыслы.
5. Краткосрочные, переживаемые в контексте ситуации, пока она длится.
6. Долгосрочные, закрепленные за определенными феноменами, транслируемые поколениями.
7. Универсальные, общекультурные. Представляют собой смыслы, которые закреплены в определенных артефактах, явлениях культуры, понятны и доступны всем культурам. Это общепринятые смыслы объектов культуры, закрепленные за определенными
объектами культуры и несущие ценностный смысл, передающийся из поколения в поколение. Например, достижения мировой культуры.
8. Индивидуальные, региональные. Так, индивидуальные смыслы образуются в сознании отдельной личности. Они обусловлены уровнем знания человека, его социокультурным опытом, памятью, психоэмоциональными особенностями. Региональные смыслы культуры возникают под влиянием социокультурного опыта конкретного региона, особенностей менталитета данного региона, исторических закономерностей и пр.
Принципы смыслообразования в культуре:
1. Принцип праксеологизма. Все смыслы появляются из практики.
2. Принцип целесообразности. Из целесообразности вытекает структура практики, а практика, в свою очередь, реализуется вербально, с помощью слова.
3. Принцип параллелизма практики и психики. Смысл появляется как реакция на психические ощущения.
4. Принцип относительности сознания, сущность которого заключается в возможности самостоятельно создавать смыслы.
Таким образом, данные принципы смыслообразования позволяют создавать модели реальной деятельности человека. Мы можем выделить основные факторы смыслоо-бразования: память, социокультурный контекст, социокультурный опыт, психоэмоциональные особенности человека. На сколько индивидуален каждый человек, на столько различны и многообразны могут быть смыслы культурных явлений, предметов, текстов. А на общности смыслов строится совместная деятельность людей, коммуникация, взаимопонимание. Благодаря постоянному процессу смыслообразования в культуре, динамика культуры может рассматриваться как цепь постоянно порождающихся смыслов.
С культурологической точки зрения регион - самобытное социокультурное пространство, специфическая среда, обладающая уникальностью субъекта и обнаруживающая свои соицокультурные и духовные потенциалы.
Культурное пространство региона образует совокупность ценностей и смыслов, которые могут не идентифицироваться с географическим положением. Ядром смыс-лообразования в культуре определенного региона есть культурные ценности. Аксиологическая составляющая региона связывает территорию с личностью. Региональное смыслообразование связано с историческими событиями, которые наиболее доступны и понятны людям, проживающим в этом регионе.
Региональное смыслообразование - это формирование оценочного суждения о явлениях культуры, объектах культуры в контексте социокультуры конкретного региона.
Культурные смыслы проецируются в территорию, организующую социокультурное пространство, воспринимаемое индивидом как собственное. Региональное смыс-лообразование культуры актуально с позиций антропологического подхода. Региональная система ценностей, отражающая традиции прошлого, сказания о нем, становятся ключевыми в механизме региональной культурной идентичности. Человек как носитель культурных ценностей идентифицируется с определенной территорией, регионом, что формируется в концепт «менталитет». Региональные смыслы напрямую зависят от тех
культурных ценностей, которые диктует центр, но идентичность каждого региона проявляется в каждом явлении культуры.
Одно место жительства у людей вызывает у них общие стремления и интересы, сходства в образе жизни, семейные традиции, товарищеские отношения и т.д.. В результате этого появляются категории «тип личности», «тип культуры». Все эти региональные обстоятельства в историко-культурной динамике формируют региональные смыслы в культуре. Так как смыслообразование в культуре региона обусловлено культурно-историческими событиями, происходящими на определенной территории, можно выделить принципы регионального смыслообразования:
1. Принцип героизации и мифологизации.
2. Принцип компенсаторности и культурной комплиментарности социокультуры региона.
3. Принцип этнорациональности.
4. Принцип интертекстуальности культурных объектов и явлений.
Принцип героизации и мифологизации строится на понятии «героическое». Героическое понимается как поступок, совершенный в трудных природных и социальных условиях, создающий благо [2].
В искусстве Луганского региона отражены героические подвиги местных жителей и людей, приехавших для поднятия экономики региона, совершавших трудовые подвиги: разрабатывали месторождения угля ценной марки «Антрацит». Таким первопроходцем в сфере угольной промышленности стал А. Стаханов, новатор угольной промышленности, Герой Социалистического труда, добывший за смену 102 тонны «черного золота». Основатель стахановского движения. По его образцу начали устанавливать рекорды в добыче угля по всему региону.
Для системы ценностей конкретных героев характерно чувство исключительности, избранности в сравнении с соотечественниками. Таким исключительным человеком, героем Луганского края служит В. Титов, ставший писателем. В. Титов героически спас свою смену во время работы в шахте: с целью предотвращения взрыва, он схватил оголенные провода, в результате чего остался без рук. Такой поступок демонстрирует нам высокие моральные качества человека, товарищество, готовность пожертвовать собой, чтобы спасть жизни своих коллег.
Механизмом регионального смыслообразования можно обозначить культурный бренд, который способствует интеграции населения с целью понимания ценности регионального культурного феномена. Основой культурных брендов является желание стать культурным центром, на базе героического события или личности.
Миф можно рассматривать как технику смыслообразования, которая выстраивается на символах и способности человека продуцировать множество смыслов при помощи одного слова. Миф - это реальность в рамках региональной культуры, которой бессмысленно сопротивляться. Социальное поле мифа наполнено культурными смыслами региона. С. Ольховикова указывает, что миф является посредником между культурой и обществом, людьми и артефактами. Культура и миф как сложные целостности, порождают
смысловые комплексы, проходящие социорегиональный отбор. Современные мифы, прежде всего, на уровне региона наполнены негативностью оценочного смысла. Они возникают как средства воздействия на людей посредством символа и слова. Согласимся с утверждением С. Ольховиковой, что культура - это актуальный миф, рискованный процесс наращивания новых смыслов, задающих рамки перспективным ситуациям, а не манипулирующий фрагментами предшествующих ситуаций [3].
Таким образом, каждый культурный регион насыщен своими мифами: героическими, политическими, социальными и т.д. Поэтому мы можем утверждать, что региональный миф является бесконечной системой поиска подлинных смыслов, реализующая потенциал архаического мифа по форме и смыслу. То есть о каждом герое социокультурного региона складывается миф, история, которая несет в себе изначальный смысл, но в условиях современности дополняется новыми смыслами. Множественный смысл мифа обеспечивает разнообразие смыслов, вытекает из социокультурной структуры мифа. Региональные смыслы культуры закрепляются через язык и традицию.
Принцип компенсаторности и культурной комплиментарности социокультуры региона связываем с замещением или внедрением недостающих элементов культуры и их привязкой к местным традициям. Так, региональное смыслообразование можно рассматривать как некую реакцию на идейный кризис, т.е. происходящий в стране кризис может аккумулировать идеи региона и создать условия для локальной самоидентификации культуры. Так, сегодня в нашем регионе более актуальными стали традиции и ценности русской культуры, которые постепенно заместили украинские. Такое признание разнокачественного, разноуровневого характера социокультурной действительности открывает возможность для сосуществования разных социокультурных теорий, которые неоднозначно поясняют социокультурные процессы. В этом и заключается принцип комплиментарности.
Выделенный нами принцип этнорациональности несколько размыт, так как рациональность каждой народности обуславливается менталитетом, особым типом мышления. Понятие рациональности полизначно, поэтому то, что рационально для одного этноса, может быть совершенно нерациональным для других этнических групп. Кроме того, каждому человеку присуще рациональное и чувственное начала. Чаще всего в поведении человека превалирует второе.
Региональное смыслообразование отражает в сознании человека разные связи между сторонами одного предмета или разными предметами. Каждый уровень сознания человека способствует определенному этапу смыслообразования. Так, выделяют следующие уровни: подсознательный, рациональный, надсознательный. Региональные смыслы раскрываются посредством познания 3-х компонентов смыслообразования:
- возникновения (генерации);
- функционирования;
- интерпретации.
Прохождение данных этапов позволяет сформулировать смысл определенного явления культуры.
С процессами порождения смыслов связывают нормативно-ценностные системы деятельности, под которыми понимают подсистемы культуры, состоящие из ценностного компонента (предмет, цель, средства деятельности), нормативного компонента (правила, законы определенной деятельности), практического компонента (способы, приемы организации деятельности). Каждый компонент нормативно-ценностной системы создает собственные механизмы осмысления явлений культуры. Один и тот же элемент культуры может выполнять разные функции, что приводит к образованию новых смыслов.
Нормативно-ценностные системы региона раскрывают механизм осмысления объектов культуры как внебиологического наследования информации и опыта, то есть рассматриваются как «социальная память», «историческая память», «надындивидуальная система информации». Динамика региональных смыслов в разных сферах деятельности человека позволяет проследить развитие от осмысления на уровне личностного смысла к формированию общекультурного социально значимого. Поэтому мы говорим о том, что средством, первоисточником, «механизмом» регионального смыслообразования является личность, человек как показатель динамики смыслов в культуре региона.
Принцип интертекстуальности культурных объектов и явлений региона обеспечивается использованием претекстов. Среди способов интертекстуальной маркировки для отражения региональной идентичности выделим следующие:
- обращение к персоналиям региона: историческим личностям, политикам, художникам, писателям, героям и т.д.;
- отражение конкретных событий в культурных объектах региона;
- использование региональных претекстов для создания смыслов культуры;
- обращение к классическим претекстам в условиях региональной культуры.
Прецендентные тексты культуры являются самобытным материалом, который
отражает региональную специфику, что важно для развития региональной культуры. Использование региональных интертекстов в культуре позволяет рассказать об особенностях данного региона, как в историческом плане, так и в действительности, а, кроме того, вовлекает воспринимающих эту информацию в интеллектуальную игру. Так, если обратиться к художественной культуре Луганщины, в частности к скульптуре, можно увидеть, что каждый объект культуры несет в себе определенную информацию о том или ином событии, происходящим на данной территории. Например, памятники К. Ворошилову, В. Далю, М. Матусовскому, Ф. Дзержинскому, Литейщику, Труженику, Луганским паровозостроителям и т.д. Каждый из них был создан в результате определенных социокультурных явлений, действий в данном регионе.
Таким образом, на наш взгляд, смыслообразование в культуре региона складывается из таких составляющих, как: структуры экономики региона, известных мастеров культуры, науки и техники, ментальность; этнических традиций; опыта совместной деятельности. Смыслообразование является кристализацией культурного опыта региона, в результате которого может произойти трансформация объективных знаний в личностные смыслы; это результат освоения культурного опыта региона, на основе разных механизмов его интерпретации. Итак, процесс регионального смыслообразования по-
средством понимания выражается через построение образа мира, себя в мире на основе ценностных приоритетов, жизненных интересов в условиях определенного региона.
Список литературы
1. Филатьева, Т. В. Принципы смыслообразования в культуре / Т. В. Филатьева //
Научно-технический прогресс как механизм развития современного общества : сб. ст. по итогам Междунар. науч.-практ. конф. (Волгоград, 03 марта 2023 г.). -Стерлитамак : АМИ, 2023. - С. 103-105.
2. Захарова, Л. Н. Личностные смыслы региональной культуры (философский аспект) / Л. Н. Захарова [Электронный ресурс] // Pandia.ru. - Режим доступа : https://pandia.ru/text/78/624/30916.php - (Дата обращения: 12.04.2023).
3. Ольховиков, К. М., Ольховикова, С. В. Актуальность культурного мифа / К. М.
Ольховиков, С. М. Ольховикова // Вестник ЮУрГУ. - 2009. - № 9. - С. 131-135.
Сведения об авторе
Филатьева Татьяна Владимировна - доцент, кандидат педагогических наук, доцент кафедры культурологии Луганской государственной академии культуры и искусств имени М. Матусовского, г. Луганск.
E-mail: [email protected]
Filatieva T. V.
MEANING FORMATION IN THE CONTEXT OF SOCIO-CULTURE OF THE REGION
Abstract: The article reveals the concept of meaning in culture, examines the features of regional meaning formation. The meaning contains every cultural text represented by works of painting, sculpture, architecture, choreographic productions, film texts, literary texts, etc. The classification of meanings is presented: complex meanings that appear as a result of multifunctionality; simple meanings; subjective meanings; objective meanings; short-term, experienced in the context of a situation while it lasts; long-term, assigned to certain phenomena, transmitted by generations; universal, general cultural. The author identifies the principles of meaning formation in culture that allow creating models of real human activity, among them: the principle ofpraxeologism; the principle of expediency; the principle of parallelism of practice and the psyche; the principle of relativity of consciousness. The principles of regional meaning formation are formulated and considered on the examples of Lugansk culture: the principle of heroization and mythologization; the principle of compensatory and cultural complementarity of the socio-culture of the region; the principle of ethno-rationality; the principle of intertextuality of cultural objects and phenomena. The author comes to the conclusion that the meaning formation in the culture of the region consists
of such components as: - the structure of the economy of the region, famous masters of culture, science and technology, mentality; - ethnic traditions; - experience of joint activities. The cultural space of a region forms a set of values and meanings, the core of meaning formation in the culture of a certain region are cultural values.
Keywords: meaning, meaning in culture, meaning formation, regional meaning formation, principles of meaning formation.
References
1. Filat'eva, T. V. Principy smysloobrazovanija v kul'ture [Principles of meaning formation in culture] / T. V. Filat'eva // Nauchno-tehnicheskij progress kak mehanizm razvitija sovremennogo obshhestva : sb. st. po itogam Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. (Volgograd, 03 marta 2023 g.). - Sterlitamak : AMI, 2023. - S. 103-105.
2. Zaharova, L. N. Lichnostnye smysly regional'noj kul'tury (filosofskij aspekt) [Personal
meanings of regional culture (philosophical aspect)] / L. N. Zaharova [Jelektronnyj resurs] // Pandia.ru. - Rezhim dostupa : https://pandia.ru/text/78/624/30916.php -(Data obrashhenija: 12.04.2023).
3. Ol'hovikov, K. M., Ol'hovikova, S. V. Aktual'nost' kul'turnogo mifa [Relevance of the
cultural myth] / K. M. Ol'hovikov, S. M. Ol'hovikova // Vestnik JuUrGU. - 2009. -№ 9. - S. 131-135.
Filatieva Tatiana Vladimirovna - Associate Professor, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Department of Cultural Studies of the Lugansk State Academy of Culture and Arts named after M. Matusovsky, Lugansk. E-mail: [email protected]