Литература
1. Бодалев A.A., Рудкевич Л.А. Как становятся великими и выдающимися? М., 2003.
2. Зимняя И.А. Педагогическая психология: Учебник для вузов. М., 1999.
3. Новикова Т.Г., Федотова Е.Е. Зарубежный опыт применения портфолио в профильном обучении // Внешкольник. Воспитание и дополнительное образование детей и молодежи. 2005. №5. С.10-14.
4. Портфолио в школе (на примере изучения английского языка): Методическое пособие / Сост. И.Н. Титова, А.Д. Орлова, Е.В. Бояринцева. Ижевск, 2008.
5. Учитель и ученик: возможность диалога и понимания. Том 1 / Сост. Е. А. Генике, Е. А. Трифонова // Под общ. ред. Л. И. Семиной. М., 2002.
© Титова И.Н., 2009
А.А.Скрипкин
СМЫСЛ ЖИЗНИ КАК ФАКТОР ЭФФЕКТИВНОСТИ САМОРЕАЛИЗАЦИИ МОЛОДЕЖИ
Ключевые слова: самореализация, смысл жизни, эффективность, оптимальность, удовлетворенность.
Keywords: self-realisation, meaning of the life, efficiency, an optimality, satisfaction self-realisation.
Одной из глубинных потребностей человека, являющейся источником его целенаправленной личностно и социально продуктивной активности, является потребность в самореализации.
В самом общем виде самореализация рассматривается как процесс реализации себя, осуществление самого себя в жизни и повседневной деятельности, поиск и утверждение своего особого пути в этом мире, своих ценностей и смысла своего существования в каждый данный момент времени [4]. В ходе самореализации человек воплощает в жизнь свои внутренние возможности и способности.
С позиций гуманистического и экзистенциального подхода проблему самореализации следует анализировать через призму уникальности и неповторимости личности. По мнению А. Маслоу, К. Роджерса, Э. Фромма природно заложенный потенциал в личности раскрывается по мере ее включения в различные аспекты жизнедеятельности, при этом личности присуща свобода творчества, познания, саморазвертывания внутренних возможностей [9].
Отечественные философы и психологи связывают идеи самореализации с проблемами творчества, саморазвития и самоосуществления. Кроме того, подчеркивается, что в процессе самореализации саморазвитие личности гармонично сочетается с ее преобразующим влиянием на обстоятельства и окружающих людей [9].
Если во внешнем плане самореализация выступает как стремление осуществить свои личные цели и интересы в непосредственном соприкосновении с миром [2], то во внутреннем плане самореализация выступает как процесс опредмечивания сущностных сил человека, трансляция его индивидуальности через результаты труда, а также через изменения в себе самом и в других людях [3, 6]. При этом с точки зрения интересов общества о самореализации конкретного человека можно говорить, если его планы и результаты деятельности имеют общественно полезную направленность, но, в то же время, сам человек ощущает себя реализованным в жизни, только если ощущает удовлетворенность достигнутыми результатами и признает соответствие этих результатов своим устремлениям.
В рамках акмеологического подхода процесс самореализации рассматривается как компонент процесса саморазвития, который описывается через последовательные процессы развития самосознания личности, актуализации потребности в са-моосуществлении, собственно процесса самосовершенствования и, наконец, собственно самореализации человека не только как профессионала, но и как индивидуальности во всей ее многогранности [3].
Л.А. Коростылева отмечает, что самореализация возможна только тогда, когда у человека имеется сильный побудительный мотив для личностного роста [4], а М.А. Недашковская в своем диссертационном исследовании (1990) показывает, что интенсивность самореализации как феномена культуры зависит от большей или меньшей согласованности всех уровней структуры личности и соответствия жизненных планов субъекта наличным культурно-историческим условиям его бытия.
Функции побуждения к личностному росту и согласования внутренних уровней организации человека (индивида, личности, субъекта), а также его жизненных планов и социальных обстоятельств, а также смысловую регуляцию целостной жизнедеятельности человека обеспечивает смысловая сфера личности как особым образом организованная совокупность смысловых образований и связей между ними [5].
В целом смысловые образования — это психические образования, в которых отражается сформировавшееся в ходе жизнедеятельности пристрастное, индивидуализированное отношение человека к миру [7].
Особое место среди смысловых образований занимает смысл жизни — более или менее осознанное переживание интенциональной направленности и результативности собственной жизни, которое выступает как критерий ее субъективного оценивания и источник удовлетворенности или неудовлетворенности ею.
Если исходить из этого определения смысла жизни, то можно обнаружить, что, с одной стороны, смысл жизни тесно связан с личностными ценностями как основаниями действий человека и критериями их оценки [3], а с другой, — с целями человека как осознанными представлениями о желаемом и возможном состоянии меняющегося или преобразуемого «объекта» [1].
Можно говорить о том, что личностные ценности как концепции желаемого, выполняя роль стержня личности, обеспечивающего возможность акме-ориентированных самоизменений, осознаются субъектом как устойчивые смыслы, задающие вектор его активности. При этом смысл жизни выступает в качестве инстанции, интегрирующей множество жизненных ценностей, смыслов и целей.
Как сложный, частично упорядоченный динамичный комплекс «больших» и «малых» смыслов и целей описывает смысл жизни В.Э. Чудновский [10].
Пытаясь реализовать свои цели и смыслы, человек постоянно изменяет, уточняет и развивает их, либо приспосабливаясь к действительности, либо приспосабливая действительность к своим целям и смыслам. И этот процесс является процессом поиска и осознания своего смысла жизни, который, приобретая определенную независимость от породивших его условий и обстоятельств, начинает играть роль смысложизненной «доминанты» и оказывать существенное влияние на жизнь и судьбу человека [10].
В свете проблемы самореализации человека и смысла жизни как фактора ее эффективности значимым является выделение в качестве двух основных характеристик смысла жизни его адекватности и оптимальности [10].
По мнению В.Э. Чудновского адекватный смысл жизни отличается:
- реалистичностью — то есть соответствием, с одной стороны, наличным объективным условиям, необходимым для его реализации, с другой — индивидуальным возможностям человека;
- конструктивностью — то есть степенью его позитивного (или негативного) влияния на процесс становления личности и успешность деятельности человека.
В то же время под оптимальным смыслом жизни В.Э. Чудновский понимает «гармоничную структуру смысложизненных ориентаций, существенно обусловливающую высокую успешность в различных областях деятельности, максимальное раскрытие способностей и индивидуальности человека, его эмоциональный комфорт, проявляющийся в переживании полноты жизни и удовлетворенностью ею» [10, с.10]. При этом, что чрезвычайно важно в свете проблемы самореализации человека, В.Э. Чудновский подчеркивает, что «сущность оптимального смысла жизни — в органическом сочетании удовлетворяющей человека жизненной цели и удовлетворения, получаемого от самого процесса ее реализации, от «сегодняшних ее результатов». Сиюминутные результаты профессиональной деятельности работают на жизненную перспективу, а последняя освещает светом особого смысла непосредственные дела сегодняшних дней» [10, с.10].
Таким образом, можно говорить, что оптимальность смысла жизни обусловливает оптимальность и гармоничность самореализации человека.
Чрезвычайно важна и сложна проблема формирования оптимального смысла жизни и гармоничной самореализации у молодых людей.
В юношеском возрасте бурно протекают два взаимосвязанных процесса: процесс личностно-профессионального самоопределения и процесс развития смысловой сферы личности.
При этом в ходе самоопределения субъект, осознанно выбирая смысловые жизненные цели и способы овладения этими целями, регулирует свою жизнедеятельность, самоутверждается и самореализуется [8]. Одновременно содержание и структура формирующихся смысловых образований, центральное место среди которых занимает смысл жизни, во многом определяют характер и результаты самоопределения, а в дальнейшем и самореализации. Как показал в своем диссертационном исследовании Д.В. Егоров (2007), особенности самореализации начинают формироваться на начальных этапах профессионального становления, с момента выбора учебного заведения и специальности, складываются на протяжении всего цикла обучения и на завершающем этапе обучения студентов в вузе становятся устойчивым личностно-смысловым конструктом. В то же время в исследовании О.Г. Кагальницкой (2006) показано, что для юношеского возраста характерны два типа динамики развития смысловой сферы: продуктивный и репродуктивный. Репродуктивный тип развития приводит к тому, что смысловая сфера становится жестко центрированной и закрытой, что приводит к ее дисгармонизации; значимо снижается число нестереотипных смыслов, они становятся неупорядоченными; в случае возникновения задач на смысл защитные механизмы начинают преобладать над механизмами смыслообразования и смыслотворчества. Все это становится существенным препятствием для личностно-профессионального самоопределения и самореализации.
Исследуя влияние смысла жизни на эффективность самореализации молодежи, необходимо осуществить анализ существующих теоретико-методологических подходов к изучению смысла жизни; дать описание сущностных характеристик феномена самореализации; эмпирически исследовать особенности самореализации современной российской молодежи, выявить особенности взаимовлияния смысложизненных ориентаций современной российской молодежи и эффективности ее самореализации; проанализировать данные о влиянии смысложизненных ориентаций и самореализации современной российской молодежи на уровень ее жизненной удовлетворенности.
Мы исходим из следующих предположений.
Основными сферами самореализации современной российской молодежи являются в первую очередь профессиональное образование, профессиональная деятельность и личная жизнь. Поэтому личностная, учебная и профессиональная самореализация рассматриваются в единстве, как неотъемлемые составляющие процесса осуществления себя в духовной и предметной деятельности и повышения уровня личностной и социальной зрелости. При этом самореализация выступает как условие достижения зрелости и одновременно как ее показатель.
Оптимальность самореализации молодежи проявляется в гармоничности самореализации в различных сферах жизнедеятельности, независимости (способности и склонности отстаивать собственную позицию, преимущественной ориентации человека на собственное мнение), терпимости к неопределенности (отсутствии затруднений при выполнении деятельности в ситуации с отсутствием обратной связи и / или непредсказуемым результатом), гибкости в постановке целей (способности изменять цели деятельности в соответствии с изменяющимися обстоятельствами и, в то же время, целеустремленности, способности «держать цель»), высоких личностных стандартах деятельности, адекватных самооценке и уровне притязаний.
Существует взаимосвязь между ведущими категориями в системе жизненных смыслов молодых людей и гармоничностью их самореализации.
Существует взаимосвязь между осмысленностью жизни молодых людей и их удовлетворенностью процессом самореализации.
На наш взгляд, в процессе самореализации молодой человек осознает и оценивает свои сущностные силы и начинает опираться на них, регулируя свою жизнедеятельность. От внешней детерминации своей активности молодой человек переходит к детерминации внутренней, становится способен согласовывать свои внутренние побуждения и возможности со своими стратегическими жизненными целями. Постепенно, в ходе развития своих сущностных сил, молодой человек начинает осознавать смысл жизни, который становится в результате основной движущей силой его самореализации.
Постепенно процесс самореализации приобретает независимый, самоорганизующийся творческий характер, а кризисы, неизбежно сопутствующие процессу становления зрелости, являются конструктивными, интегрирующими и декомпен-сированными. Молодой человек начинает воспринимать жизнь как поток жизне-творчества и переживания самого смысла существования [8], что обусловливает формирование чувства удовлетворенности процессом самореализации и потребности в дальнейшем движении к зрелости.
Литература____________________________________________________________________________
1. Анисимов О.С. Цели и ценности в сущностном определении и построении программ субъекта жизнедеятельности (теория и практика) // Мир психологии. 2008. № 4. С. 178—189.
2. Выготский Л.С. Конкретная психология человека// Вестник Моск. Ун-та. Сер.14. 1986. № 1.
3. Деркач A.A., Селезнева Е.В. Акмеология в вопросах и ответах: Учебное пособие. М.; Воронеж, 2007.
4. Коростылева Л.А. Психология самореализации личности: брачно-семейные отношения. СПб., 2000.
5. Леонтьев Д.А. Психология смысла: строение и динамика смысловой реальности. М., 1999.
6. Леонтьев Д.А. Самореализация и сущностные силы человека // Психология с человеческим лицом: гуманистическая перспектива в постсоветской психологии / Под ред. Д.А. Леонтьева, В.Г. Щур. М., 1997. С. 156—176.
7. Принципы исследования смысловых образований личности / Асмолов А.Г., Насиновская Е.Е., Басина Е.З. // Развитие эргономики в системе дизайна: Тезисы докладов Всесоюзной конференции. Боржоми, 1979. С.219—224.
8. Сафин В.Ф. Психологические механизмы самоопределения личности // Ежегодник Российского психологического общества: Материалы 3-го Всероссийского съезда психологов.
25-28 июня 2003 года: В 8 т. СПб., 2003. Т.7. С. 60—62.
9. Селезнева Е.В., Маркелова Л.В. Сущностные характеристики личностно-профессионального самосовершенствования государственных служащих // Психология и жизнь: Международный сборник научных трудов. Выпуск № 8. М., 2003. С. 112—134.
10. Чудновский В.Э. Проблема оптимального смысла жизни//Смысл жизни и акме: 10 лет поиска. Материалы VIII-X симпозиумов. Часть 1. М., 2004, С. 7—23.
© Скрипкин А.А., 2009
В.В.Ковалев
развитие компонентов наблюдательности у студентов-психологов
Ключевые слова: наблюдательность, компоненты наблюдательности, психолого-акмеологические закономерности развития Keywords: оbservation, observation components, psychological-acmeological laws of development
Объектом наблюдательности психолога является человек, как объект восприятия и наблюдения. Профессия психолога связана с деятельностью в системе «человек — человек», в которой наблюдательность должна рассматриваться как профессионально значимое качество [5]. В системе акмеографи-ческих исследований наблюдательность может быть рассмотрена как специальное качество, выполняющее ориентировочную и аналитико-корректировочную функции взаимоотношений в системе «человек — человек».
Наблюдательность в профессиях, работающих в этой системе, в том числе и в профессии психолога, имеет некоторые особенности.
Первая состоит в том, что нужно во внешнем поведении или в самой внешности человека увидеть его внутренние, психические состояния или свойства.
Вторая особенность заключается в необходимости дифференцировать признаки, через которые человек выражает себя вовне. Необходимо развитие как абсолютной, так и относительной чувствительности именно к этим признакам, так как они раскрывают динамические характеристики человека, сформировавшиеся в процессе онтогенеза, с одной стороны, и проявляющиеся в его настоящей жизни
— с другой. Динамика онтогенетических изменений может быть выражена через физиогномическую маску, осанку, походку; психические явления, протекающие в настоящем времени, выражаются через мимику, жесты, позы.
Третья особенность связана с интересом именно к человеку как объекту восприятия и наблюдения. Этот интерес формирует избирательность восприятия, быстро создается опыт наблюдения за человеком и видение его психических состояний. Направленность, как правило, связана с профессиональным интересом, который определяет структуру профессиональных знаний. Данные наблюдения включаются в нее и в то же время, исходя из особенностей профессиональных знаний, могут быть поняты и истолкованы [1].
Четвертая особенность психологической наблюдательности определяется тем, что содержание деятельности в психологии предполагает взаимодействие людей. Следовательно, наблюдать нужно, как правило, не изолированного человека, а людей, находящихся в общении, во взаимоотношении друг с другом.
Акмеологический аспект профессиональной деятельности был разработан в трудах отечественных ученых А.А. Деркача, А.А. Бодалева, В.Г. Зазыкина, Е.Н. Богданова, И.Н. Семенова и др.
Предметом психологического изучения деятельности являются механизмы изменения личности в процессе целенаправленной активности личности, как дея-