Научная статья на тему 'Смысл и назначение человека в контексте идей лимитизма К. Жакова'

Смысл и назначение человека в контексте идей лимитизма К. Жакова Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
902
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
русская философия / философская антропология / лимитизм / К. Ф. Жаков / Russian philosophy / philosophical anthropology / limitism / K. F. Zhakov

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Максимова Ольга Леонидовна

В статье рассматривается проблема человека в философии лимитизма К. Ф. Жакова. Концепция человека в философии К. Жакова представлена в контексте онтологических, гносеологических и аксиологических принципов картины мира лимитизма. Сущность и предназначение человека раскрываются через свойственный лимитизму синтез религиозного, философского и научного знания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The understanding and the destination of man in the K.F. Zhakov’s limitism philosophy

The article considers the problem of man in the K. F. Zhakov’s limitism philosophy. K. F. Zhakov’s conception of man is represented through the ontological, axiological and gnoseological principles of the limitism world picture. The human nature and destination are revealed through the religious, philosophical and scientific knowledge synthesis that is peculiar to the limitism philosophy. The article considers the problem of man in the K. F. Zhakov’s limitism philosophy. K. F. Zhakov’s conception of man is represented through the ontological, axiological and gnoseological principles of the limitism world picture. The human nature and destination are revealed through the religious, philosophical and scientific knowledge synthesis that is peculiar to the limitism philosophy.

Текст научной работы на тему «Смысл и назначение человека в контексте идей лимитизма К. Жакова»

УДК 1(091)

О. Л. Максимова

О. L. Maksimova

СМЫСЛ И НАЗНАЧЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА В КОНТЕКСТЕ ИДЕЙ ЛИМИТИЗМА К. ЖАКОВА

THE UNDERSTANDING AND THE DESTINATION OF MAN IN THE K.F. ZHAKOV’S LIMITISM PHILOSOPHY

В статье рассматривается проблема человека в философии лимитизма К. Жаков а.

Концепция человека в философии К. Жакова представлена в контексте онтологических, гносеологических и аксиологических принципов картины мира лимитизма. Сущность и предназначение человека раскрываются через свойственный лимитизму синтез религиозного, философского и научного знания.

Ключевые слова:русская философия, философская антропология, лимитизм, К. Ф. Жаков.

The article considers the problem ofman in the K. F.Zhakov’s limitism philosophy. K. F. Zhakov’s

conception of man is represented through the ontological, axiological and gnoseological principles of the limitism world picture. The human nature and destination are revealed through the religious, philosophical and scientific knowledge synthesis that is peculiar to the limitism philosophy. The article considers the problem of man in the K. F. Zhakov limitism philosophy. K. F. Zhakov’s conception of man is represented through the ontological, axiological and gnoseological principles of the limitism world picture. The human nature and destination are revealed through the religious, philosophical and scientific knowledge synthesis that is peculiar to the limitism philosophy.

Keywords: Russian philosophy, philosophical anthropology, limitism, K. F. Zhakov

Лимитизм (от лат limes, limites — предел) — философия К. Ф. Жакова, зародившаяся как реакция на социальные и политические преобразования начала XX века и на «болезни» современной западной философии. Лимитизм — это новая эволюционная теория познания, основанная на синтезе всех предшествующих религиозных, философских систем и научного знания и стремящаяся к своему пределу — Бытию (воле-энергии). Первоначала Бытия и принципы мироустройства, представленные в лимитизме, корнями уходят в брахманизм, даосизм, раннее христианство, неоплатонизм, пантеизм, философию всеединства. Как громко заявляет о своей системе К. Жаков, «лимитизм есть библия человечества, открытая нам Богом для утешения скорби Вселенской, от скорби национальной, от скорби семейной, от скорби индивидуальной» [4, с. 246].

Философия К. Жакова — уникальное явление русской философской мысли конца XIX — начала XX века с оригинальной мировоззренческой системой взаи-

40

моотношений «человек—мир». Этим обусловливается актуальность научной темы статьи и ее цель — определить сущность и смысл жизни человека в лимита -ческой системе К. Ф. Жакова.

Понимание человека вытекает из онтологических установок лимитиз-ма. Во-первых, К. Жаков наряду с реальным бытием выделяет потенциальное, таким образом в философии лимитизма отсутствует понятие «небытие». Универсум, по Жакову, это круговорот жизни по ступеням реального бытия и Потенциала. Следует отметить, что К. Жаков вводит понятие «потенциал», для того чтобы быть точным в понятиях и не удваивать значение аристотелевского понятия «энергия» и иррационалистических трактовок понятия «воля». Во-вторых, по Жакову, мир семигранен. Грани образуют пространство, время, материя, душа, разум, эстетическое, добро. Семь граней К. Жаков выделяет в соответствии с существующими семью основными науками, каждая из которых изучает свой аспект бытия: определенная грань мира представляет определенную науку (математика, физика, психология, биология, этика и эстетика). В-третьих, в потенциальной реальности граням реального бытия соответствуют семь потенциалов: бесконечность, вечность, первоматерия, мировая душа, космический разум, космическая жажда творчества, мировая любовь. В-четвертых, грани Реального и Потенциального состоят из тенденций, развивающихся по определенным законам. Грани не переходят друг в друга ни в реальном, ни в потенциальном, подобно тому как материальное не сводится к духу и наоборот. В-пятых, в основании всего — Первопричина (Бог). Таким образом, мир, по Жакову, троичен: Реальное — Потенциальное — Первовозможное (Первопотенциал, Единое, Бог).

К. Жаков, придерживаясь принципов эволюционной системы, раскрывает постепенное развертывание от низших к высшим граням реального мира: Потенциал идет от низшего к высшему, от переменного к предельному, обеспечивая тем самым гомологичность в природе и в психике, что, по мнению философа, позволяет не только преодолеть предел предшествующих философских систем, например гегелевской и спенсеровской («Гегель видел во всем понятие, Спенсер констатировал вещество и силу» [3, с. 111]), но и увидеть их динамику развития.

Раскрываясь в материальном и психическом, потенциал реализуется не полностью. Оставаясь «в себе», потенциал сохраняет возможность реализации при определенных условиях в высших ценностях, например при столкновении материального и психического развивается логическое, эстетическое, моральное. Таким образом, «сущность природы и духа — потенциал, который стал и далее становится природой, психикой, логикой, эстетикой, моралью и, однако, еще не весь исчерпался, еще ждет новых обнаружений, ибо последняя его цель выше всего реализованного» [3, с. 111]. Понимание и назначение человека встраивается в динамику мира, которую К. Жаков исчисляет как бесконечный процесс интегралами. Человек в лимитизме — это особая ступень эволюционного раскрытия мира, так как без него невозможна дальнейшая эволюция: логическое, этическое и эстетическое как грани мира осуществляют переход из потенциального в реальное только благодаря человеку.

41

Онтологический принцип семигранности мира, проявляющегося в реальной и потенциальной действительности, характерен и для понимания человека: сущность семигранного лимитического человека проявляется в двойственности его существования. Границей такой двойственности является материя, лежащая в основании реального человека. Материя — связь двух человеческих жизней. Грани человека раскрываются по всеобщему закону: в потенциальном — от высших к низшим, в реальном — от низших к высшим. Так, в реальном мире после материализации проявляется душевное, разумное, прекрасное и доброе, завершает богочеловеческое (Первопотенциальное). В загробной жизни все происходит в обратном порядке — сначала Первопотенциал, затем проявляются нравственное, прекрасное, разумное и душевное.

Двойственное существование человека напрямую связано с извечным философским вопросом о соотношении души и тела (психического и физического). Пытаясь найти ответ на вопрос в истории философии, К. Жаков раскрывает основные линии, первая из которых зарождается в античной философской мысли: атомарное строение мира (Левкипп, Демокрит и эпикурейцы), учение о трехчастности и бессмертии души Сократа и Платона и неразделенность души и тела в учении Гераклита, Аристотеля и стоиков. Продолжают такой подход христианство, понимающее тело как храм души, и Новое время (Ламетри, Гассенди, Молешотт, Бюхнер), которое в рамках концепции «человек—машина» рассматривает душу как функцию телесного. Кроме того, следует добавить представителей материалистического направления: представитель вульгарного материализма Фогт считал, что душа — выделение мозга, как желчь — выделение печени. Несколько критично относится К. Жаков к учениям современ-ников-психофизиологов, в частности к позиции Павлова, который считает, что «душа — психорефлекс. И, конечно, без нервов нети души ... у собаки нет души. А ведь люди и собаки родственны. Выйдет, что и у человека нет души; человек есть нервная машина, система рефлексов. Редкий врач или психиатр допускает душу. Они допускают желудок, но насчет души сомневаются. Для них соотношение души и тела есть проблема нервов и желудка» [4, с. 226].

Вторая линия понимания души и тела, по мнению К. Жакова, идет от Декарта: дух — мышление, тело — машина. Беркли и Фихт считали, что «материи нет и тела нет». Кант считал, что «дух нравственный и свободный — ноумен, и он непознаваем». Следующая линия понимания души — это представители немецкой классической философии Шеллинг и Гегель. Из своих современников К. Жаков приводит в пример Вундта, Маха, Авенариуса, Эйнштейна, Минковского, Соловьева, Трубецкого и т. д. Но ни одна система, ни одна гипотеза не удовлетворяет поискам истины К. Жакова.

Лимитическая же гипотеза представляет следующий взгляд: «Существует Первовозможное в глубинах мира. Оно Едино и Премудро, и Благое, и Свободное» [4, с. 228]. Первопотенциал примиряет тело (материя) с душой (внутренняя самопознающая энергия). Так как лимитизм — гносеологическая теория, познающая отношения в их эволюционном развитии, то «функциональное отношение между ними [душой и телом] познаваемо» [2, с. 105]. Основной закон лимитизма гласит: реальное переходит в потенциальное, и возможное —

42

в действительное, следовательно можно сформулировать закон отношений между душой и телом: «Когда материя мозга переходит в потенциал (в лучистую энергию), духовное переходит из потенциала в реал. И наоборот. Этим сохраняется величина реального и величина потенциального. Это возможно благодаря П е р в о п о т е н ц и а л у» [2, с. 105].

Вопрос о соотношении души и тела затрагивает проблему соотношения духа и мозга. По этому вопросу К. Жаков дискутирует с материалистами, точку зрения на мир которых он считает слишком примитивной: «дух из мозга». Позиция К. Жакова: «Мозг есть аппарат, сохраняющий одно из многих условий для проявления духа из его потенциала... Дух ни в коем случае не мозг». [2, с. 106] Несомненно, что мозг человека является главным органом центральной нервной системы, без него невозможна деятельность человека, без него мы бы не воспринимали мир, однако, как указывает К. Жаков, «для видения, для слышания... нужно много условий. Пример струны это показывает. Струна колеблется, возникает звук. Но здесь условий много. И воздух колеблется, и люди имеют слух. Иначе не было бы звука. Так и видение и слышание имеют условия: потенциалы духовные, потенциалы материальные и единство всего Первопотенциальное» [2, с. 106].

Раскрывая вопрос о том, как происходит взаимодействие духовного и материального, К. Жаков пишет: «В то время, как нервная материя переходит в потенциальное состояние, душевное выявляется из бессознательного состояния в сознательное. Потенциальное состояние материи действует на потенциал душевный... Напряженность потенциальной материи больше, нежели реальной, и эта напряженность действует на душевный потенциал. Когда инстинкты сгорают, возникает разум из своих потенциалов» [4, с. 229]. Таким образом, воля, приравненная к сознанию, действует на потенциальную волю, которая, в свою очередь, воздействует на потенциальную материю (энергию), воздействующую уже на реальную материю (мускул). Именно Первопотенциал, переводящий напряжение материальной энергии в душевную, позволяет соединить науку с метафизикой, философией и религией и представить процесс в полном объеме. Следует отметить, что при всех процессах взаимодействия материальное не переходит в душевное, как и наоборот.

К. Жаков, опираясь на самое малое исчисление — тенденции, выводит составляющие души: «Точка — тенденция к протяжению, элемент пространства, момент — тенденция к времени, ион и электрон — тенденции-импульсы силы. Душевная тенденция — импульс к переживаниям, тенденция разума — первичные сравнения, тенденция прекрасного — направление к гармонии, тенденция добра — импульс к жертве» [3, с. 233]. Все тенденции объединены Первопотенциалом. Из строения души путем математического вычисления К. Жаков доказывает жизнь человека после смерти тела: поскольку душу и тело связывают потенциал и Первопотенциал, которые вечны, то и потенциальный человек тоже вечен. Отношения тенденций дают реальность, а поскольку тенденции — это самые малые исчисления потенциала, то отношения потенциалов тоже дают реальность. Соединяясь, душа и тело порождают жизнь. Таким образом, после смерти тела человек остается жить.

43

В рамках вопроса об эволюции духа в лимитизме рассматривается вопрос о божественном духе, который проявляется в религиях, «в религиозных законах, в предчувствиях, в культе» [4, с. 106]. Следует отметить, что К. Жаков негативно относился к идеям, отрицающим Бога: «Из ошибочности церковных историй хотят вывести ненужность религии, забывая, что религия — потребность Первопотенциала, живущего в человеке. Народ без религии обречен на смерть, сначала духовную, потом телесную» [4, с. 203].

Религия содержит возможности постичь первоисточник — Первопотенциал как «источник напряжения» и Первовозможное как «первичный покой». Наличие религии К. Жаков связывает с душевной природой человека: «Первопотенциал, живущий в человеке, ощущает мировой Первопотенциал. Это ощущение Первопотенциала есть религия» [4, с. 38]. Следует отметить, что философ, размышляя о религии, имеет в виду не конкретную религию, а религию как форму мировоззрения в целом. Поскольку лимитизм — эволюционная теория, то и религия раскрывается в свойственной лимитизму манере, в ее развитии: анимизм — фетишизм — тотемизм — культ животных — культ предков — культ огня — культ планет — культ звезд — многобожие (политемизм) — едино-божие (монотеизм) — брахманизм — нирванна — необрахманизм — троица — религия человечества — богочеловечество.

Так как религия тесно связана с человеком и ее развитие отражает духовное развитие человечества, то и лимитизм (как сумма религий) генетически впитывает идеи каждого этапа развития религии. Например, при описании круга человеческой жизни (из реального в потенциальное и наоборот) К. Жаков использует понятия, свойственные индийской философской мысли — карма, сансара, перевоплощение и др. Кроме того, древние культуры представляют собой завершенные системы, в связи с этим мы можем проследить полный их цикл развития от начала до конца. К. Жаков на примере древних систем показывает, что может ожидать нашу культуру и каков путь, позволяющий избежать гибели человечества. Так же «законченные культуры» позволяют понять, что развитие представлений о мире, основанных только на религиозном или научном, рано или поздно приходит в тупик, и разрешение этого противоречия находится в лимитизме.

Следующая ступень развития — буддизм, в котором богоподобный человек Будда указывает на выход из этого мира: разрыв круга жизни происходит через нравственное очищение, погашение жажды жизни — это и позволяет перейти в Нирванну. Следующей ступенью развития религии в лимитизме представлен необрахманизм: «Есть Единыйи можно созерцать Е г о в состоянии самадхи. Йога — путь жизни, преодоление всего земного. Есть в человеке земном другой человек — пенджари (потенциальный). Жизнь его — жизнь загробная. Пробуждение — перевоплощение, и это индусский лимитизм» [2, с. 119]. Таким образом, К. Жаков показывает путь формирования лимитическх представлений как путь спасения человечества. Любое развитие культуры — египетской, античной (Аристотель) и т. д. — по К. Жакову, заканчивается лимитизмом. Философия К. Жакова — европейский вариант лимитизма.

В соответствии с эволюцией религиозного сознания, представленного в лимитизме, цель человечества — в поиске богочеловека. В связи с этим фило-

44

софия К. Жакова представляется одним из вариантов богоискательства начала XX века (В. Соловьев, Н. Бердяев, С. Булгаков, В. Розанов и др.). Лимитизм утверждает, что состояния богочеловека может достичь каждый, в качестве примера К. Жаков приводит признанного в христианстве богочеловека — Иисуса Христа, который, по мнению философа, достиг такого состояния не от рождения, а в связи со своими поисками божественного, «духовного разумения»: «Христос изучил ветхий завет, постиг его духовно и сказал: “законы во мне и явзаконах”; — “Отец во мне ияв Отце”» [2, сЛОб]. Напримере «богоподобных» личностей К. Жаков показывает: в ком может проявиться Первопотенциальное, «тот Богочеловек».

Состояния Богочеловека в соответствии с лимитизмом можно достичь при условии раскрытия всех семи граней, в особенности нравственной: «Лимитизм указывает человеку путь к нравственному поступку путем опоры на богопо-знание и соединение, таким образом, в нем реального и душевного» [1, с. 70]. Пресечь раскрытие потенциала в человеке может преступление, которое «расстраивает все грани, погашает высшие свойства; те истекают в мировую душу. Личность ослабевает в высших свойствах. Это отражается и на потенциальном человеке... Только остаются низшие грани. При следующем перевоплощении мало будет разума и доброго, жизнь будет кармою, поэтому видимый и невидимый человек приближается к животному состоянию» [2, с. 114]. Согласно онтологическим установкам, животные как часть природного мира тоже семигранны, они обладают душой. Однако в свете лимитизма Первопотенциальное в них не проявляется, а только пассивно поддерживает грани. В животном мире проявляются только низшие грани, но «и животные бессмертны и прогресс для них возможен в большие сроки. Животные — вечные дети» [2, с. 114]. Таким образом, преступая законы бытия, человек в соответствии с кармическим законом может оказаться на более низкой ступени своего эволюционного развития.

К. Ф. Жаков рассматривает человека не только с точки зрения религиозных систем, но и с опорой на научные знания, раскрывающие физическую сущность человека. Важнейшим компонентом человеческого организма является нервная система, основной формой деятельности которой является рефлекс. Сочетание рефлексов определяет поведение человека, при этом К. Ф. Жаков подробно описывает механизм формирования и действия рефлекса. Знания из области физиологии, представленные в лимитизме, столь привычные современному человеку, в те времена были революционными. К. Жаков опирается на труды своих современников (со многими из которых был лично знаком), совершивших прорыв в области психологии, рефлексологии, физиологии и др. Например, принципы физиологии высшей нервной деятельности впервые были сформулированы И. П. Павловым в 1903 году. Основоположником рефлексологии в России считается М. Бехтерев, основавший в 1908 году в Санкт-Петербурге психоневрологический институт, в котором впервые в мире осуществили комплексный подход к изучению человека (психология, психиатрия, неврология и т. д.). Преподавателем во вновь открывшееся учебное заведение был приглашен К. Ф. Жаков, активно включившийся в деятельность учебно-

45

го заведения, в котором проработал до революции 1917 года. Именно в стенах Психоневрологического института философия лимитизма обретает научное оформление. Таким образом, К. Жаков был в курсе последних открытий в области физиологии, психологии и психиатрии и др.

Помимо деятельности центральной нервной системы К. Жаков уделяет большое внимание инстинктам. В философии лимитизма человек представлен троично: инстинкты, над которыми царят воля и разум. Инстинкт, по К. Жакову, это человеческий потенциал, который, проявляясь в реальности, выражается в воле, определяемой как «разумный инстинкт». В основе инстинктов — движение, в основе воли — разумное движение. Воля объединяет в себе и психическое, и логическое. Инстинкты больше соотносятся с количественной характеристикой (их большое разнообразие), в то время как природа воли более сложная: воля — «высшая вершина человеческой личности» [5, с. 5]. Наиболее интенсивно воля проявляется в усилии воли, которое способно преодолеть все инстинкты во имя высшего, большего, чем личность: «В усилии воли выражается свобода духовного (психического, логического, эстетического и морального)» [5, с. 5]. Если инстинкты берут вверх над волей и разумом, то человек впадает в сумасшествие, разновидностей которого столько же, сколько и инстинктов.

Инстинкты даны человеку от природы, главными из них, по мнению К. Жакова, являются страх, гнев и «нежная эмоция» (влечение к другому): «Первый инстинкт — оборонительный, второй — завоевательный, третий — начало солидарности» [5, с. 3]. Из трех основных инстинктов развиваются разные качества личности. Так, страх порождает самоуничижение, скромность, скупость и т. д.; гнев — славу, гордость, манию величия, черствость и т. д.; чувства — любовь к родителям, к человеку, к Богу и т. д. Превалирование в человеке какого-либо инстинкта определяет не только индивидуальный характер, но и характер рода, племени, так как «развитие индивидуума гомологично (подобно) развитию рода (онтогенезис и филогенезис)» [5, с. 4].

Инстинкты делятся на высшие и низшие, связующим звеном между ними становится половой инстинкт. В связи с тем что половой инстинкт проявляется в обеих крайностях, К. Жаков объясняет многовариантность любви от низших до высших ее проявлений. Интересен гендерный подход К. Жакова к устройству психики: женщина действует более разнообразно и всегда может перехитрить мужчину, так как она живет больше инстинктами. Мужчины — разумные существа, следовательно их разум полон идеями, а женская душа бедна, пуста, от этого в ней возникает скука. К. Жаков утверждает, что гений — это соединение женской и мужской души, при этом гении всегда рождаются от умных матерей. Отметим, что факт передачи интеллекта по наследству наукой еще не подтвержден, однако изложенная К. Жаковым гипотеза в связи с мощными феминистскими движениями является одной из самых распространенных в XX веке.

Лимитизм определяет высшую цель человека — «согласить высшие свои чувства с разумом и наукой» [3, с. 111], то есть первой задачей человека является понять свое предназначение в устройстве и движении мира (лимитическая система) и второй задачей является реализация этико-эстетических и религиозных идеалов в действительности. Условиями реализации идеалов являются семья и

46

общество. К. Жаков задается вопросом о том, какая семья и какое общество «благоприятствуют исполнению высшего назначения человека». Лимитический подход к историческим формам семьи с учетом специфики человеческой природы выявляет моногамию как наилучший способ организации семьи, отвечающий современным требованиям развития человеческого общества, когда «свобода личности ставится выше всего, и форма семьи должна определиться... социальными условиями, и в частности зависит от способностей и прав женщины на самостоятельный труд». Таким образом, только моногамная семья позволяет реализовать свободу личности. Кроме того, моногамия «наиболее соответствует натуре человека, свойству его привязанностей, инстинктов, полноте его существования, и наиболее способствует развитию в нем чувства любви к человеку» [3, с. 111]. Следует отметить, что такой подход поддерживают приверженцы теории эволюционизма, которые считают, что моногамия существует в природе, т. е. свойственна животным.

Идеальная моногамная семья способна развить в человеке только низшие инстинкты: в семье зарождаются чувство религии, любовь (любовь к детям, к родителям), отношение к обществу, однако «оставляет без утоления высшие инстинкты и эмоции и, следовательно, не способствует их развитию и не ведет его к выполнению назначению человека» [3, с. 115]. К. Жаков определяет человека, который ничем не интересуется, кроме семьи, как мещанина. В идеях на соотношение человека и общества философ разделяет взгляды Г. Спенсера. В идеальном обществе — «справедливость в оценке труда, отсутствие эксплуатации, простор для нахождения деятельности, соответствующей дарованиям» [3, с. 115]. Но и даже такое идеальное общество не гарантирует, не дает всего содержания «уму и сердцу». Для достижения определенных целей, подобно В. Соловьеву, К. Жаков говорит о соединении всего человечества: «Необходим союз всех народов, гармония их интересов, всеобщая наука, универсальная религия, словом... “вселенская церковь”» [3, с. 115]. В построении единого общества философия лимитизма достаточно оптимистична: существующие культурные, экономические связи, единое развитие науки, которое позволит сформировать единое мировоззрение и многие другие тенденции, способствуют объединению людей. С эволюционной точки зрения современный строй — переменная величина, которая стремится к своему идеалу (пределу). Таким образом, часть основных задач существования человека заключается в служении человечеству.

Следующая часть задач находится в области взаимодействия человека и природы: «Земля едина и имеет свое равновесие, нарушение которого гибельно для всех... И вот назначение человека — исполнить заповедь, данную Адаму, — “возделывать сад земной”» [3, с. 117]. В связи с этой задачей актуальными вопросами становятся взаимодействие науки и техники, искусства и поэзии, философии и религии — это те пути, способы и средства, которые помогут реализовать себя человеку. Временное пребывания в реальном мире заставляет человека задуматься о смысле жизни, о целесообразности его действий. В связи с этим появляются мысли о бессмертии, желания заглянуть в мир иной (потенциальный). Науки и философия говорят о трех видах бессмертия — биологическое, социальное и субстанциональное. Религиозно-философский взгляд лимитизма по-

47

зволяет заглянуть в «неизвестное» — человек бессмертен в Боге. Таким образом, назначение человека в свете лимитизма — «в преодолении самого себя, в вечном преобразовании своего характера и окружающей природы, в непрерывном искании правды и в жизни, устрояемой сообразно высшим ценностям» [3, с. 125].

Таким образом, осмысление роли и места человека в лимитической картине мира позволяет сделать следующие выводы: во-первых, человек, подобно миру, семигранен. Семигранный лимитический человек проявляется в двух сущностях: земной и загробной. Земная жизнь человека представляет собой процесс инволюции, символизирующий переход от Первовозможного к материальному своему воплощению (Первовозможное — Первопотенциал (Богочеловек) — Добро — Искусство — Разум — Инстинкты — Материя). Загробная жизнь человека представляет собой эволюционное восхождение к Первовозможному (Материя — Душевный потенциал — Разумный потенциал — Эстетический потенциал — Нравственный потенциал — Первопотенциал (Богочеловек) — первовозможный). Во-вторых, человек объединяет в себе и реальное, и потенциальное (тело — душа, физическое — психическое, мозг — дух), граница между ними — материя. Поэтому истинным (комплексным) способом познания природы человека является лимитизм, который объединяет знания из области физиологии и общечеловеческое знание о человеке, вобравшее в себя достижения разного рода наук, философий и мировых религий. В-третьих, человек играет существенную роль в эволюции мира, так как высшие грани бытия (логическое, этическое и эстетическое) раскрываются через человеческое существование.

В-четвертых, сущность человека заключается в раскрытии Первопотенциального, основными условиями развертывания его в человеке являются семья, общество и богоискательство. Это предопределяет и цель жизни человека — достижение состояния Богочеловека.

* * *

1. Жаков К. Ф. Гипотеза, ее природа и роль в науке и в философии. Петроград: Студ. общ-ва потребителей при психоневролог, ин-те, 1915.

2. Жаков К. Ф. Лимитизм. Единство наук,философий и религий. Рига, 1929.

3. Жаков К. Ф. Основы эволюціонной теоріи познанія (лимитизмъ). С.-Петербургъ: Грамотность, 1912.

4. Жаков К. Ф. Утверждение истины (Рукописи послереволюционных лет из фондов Национальной библиотеки Республики Коми). Сыктывкар: Редакция газеты «Коми му», 2012.

5. Жаков К. Ф. О воспитании. Юрьев: Кружок Латышских офицеров-слушателей лекций профессора К. Ф. Жакова, 1917.

48

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.