Научная статья на тему 'Смоленск - хаген: международные кросс-культурные исследования'

Смоленск - хаген: международные кросс-культурные исследования Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
109
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Современная Европа
Scopus
ВАК
ESCI
Ключевые слова
СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ / ГОРОДА-ПОБРАТИМЫ / ХАГЕН / СМОЛЕНСК / КУЛЬТУРНЫЕ ПРАКТИКИ / УЧРЕЖДЕНИЯ КУЛЬТУРЫ / МУЗЕЙНЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ / МУЗЕЙНАЯ ПЕДАГОГИКА / МНОГООБРАЗИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ МЕТОДИК / ТИПОЛОГИИ

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Егоров Александр Григорьевич, Двойнев Василий Владиславович, Сухова Елена Евгеньевна

В статье представлены результаты международного научно-исследовательского проекта, посвящённого изучению проблем менеджмента в сфере культуры в Германии и России. Проект реализован усилиями учёных Хагенского заочного университета и Смоленского государственного университета. Исследовательское поле проекта обширно, что обусловлено культурной жизнью Германии и России. Проект посвящён различным аспектам культурной жизни немецких и российских городов: туризм, привлекательность культурной инфраструктуры, будущее музеев, устойчивое развитие городов в сфере культуры при участии местного населения, взаимодействие музеев и молодёжи, взаимосвязь пространственной идентификации индивидов и культуры, изменения урбанистического пространства. Эмпирическая составляющая проекта включает в себя классические методы сбора данных (письменные и устные опросы, качественные интервью, невключенное наблюдение), метод кейсов, групповые дискуссии, анализ статистики в сфере музейного менеджмента и музейной педагогики, данных об истории и архитектуре городов, концептуализация аспектов трансляции культурных смыслов в деятельности музеев, адаптация концепций культурологии, урбанистики и архитектуры к конкретным исследовательским ситуациям. В ходе исследований выявлены формы туризма (объектный, региональный, событийный, гастрономический), типы пространственной идентификации (идентификация с городом проживания, идентификация с районом проживания, патриот региона, мобильный, укорененный) и их ориентированность на культурную жизнь, а также составлены социальные портреты типичных представителей этих типов, проанализированы проекты в области музейной педагогики, установлены тенденции социокультурных трансформаций городского пространства и их влияние на образ города. Сделан вывод о том, что культура и её развитие являются предпосылками перспективного развития любого города. Музеям предложены рекомендации, имеющие практическую ценность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Смоленск - хаген: международные кросс-культурные исследования»

МЕЖДУНАРОДНЫЕ ПРОЕКТЫ

УДК 316.7

Александр ЕГОРОВ,1 Василий ДВОЙНЕВ, Елена СУХОВА

СМОЛЕНСК - ХАГЕН: МЕЖДУНАРОДНЫЕ КРОСС-КУЛЬТУРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

Аннотация. В статье представлены результаты международного научно-исследовательского проекта, посвященного изучению проблем менеджмента в сфере культуры в Германии и России. Проект реализован усилиями учёных Хагенского заочного университета и Смоленского государственного университета. Исследовательское поле проекта обширно, что обусловлено культурной жизнью Германии и России. Проект посвящен различным аспектам культурной жизни немецких и российских городов: туризм, привлекательность культурной инфраструктуры, будущее музеев, устойчивое развитие городов в сфере культуры при участии местного населения, взаимодействие музеев и молодёжи, взаимосвязь пространственной идентификации индивидов и культуры, изменения урбанистического пространства. Эмпирическая составляющая проекта включает в себя классические методы сбора данных (письменные и устные опросы, качественные интервью, невключен-ное наблюдение), метод кейсов, групповые дискуссии, анализ статистики в сфере музейного менеджмента и музейной педагогики, данных об истории и архитектуре городов, концептуализация аспектов трансляции культурных смыслов в деятельности музеев, адаптация концепций культурологии, урбанистики и архитектуры к конкретным исследовательским ситуациям. В ходе исследований выявлены формы туризма (объектный, региональный, событийный, гастрономический), типы пространственной идентификации (идентификация с городом проживания, идентификация с районом проживания, патриот региона, мобильный, укорененный) и их ориентированность на культурную жизнь, а также составлены социаль-

© Егоров Александр Григорьевич, доктор философских наук, проректор по научной работе, завкафедрой социологии и философии Смоленского государственного университета, председатель Смоленского отделения АЕВИС. Адрес: 214000, г. Смоленск, ул. Пржевальского, д. 4. E-mail: [email protected] Двойнев Василий Владиславович, кандидат социологических наук, доцент кафедры социологии и философии Смоленского государственного университета. Адрес: 214000, г. Смоленск, ул. Пржевальского, д. 4. E-mail: [email protected] Сухова Елена Евгеньевна, кандидат социологических наук, декан социального факультета Смоленского государственного университета, ученый секретарь Смоленского отделения АЕВИС. Адрес: 214000, г. Смоленск, ул. Пржевальского, д. 4. E-mail: [email protected] DOI: http://dx.doi.org/ 10.15211/soveurope22017135141

ные портреты типичных представителей этих типов, проанализированы проекты в области музейной педагогики, установлены тенденции социокультурных трансформаций городского пространства и их влияние на образ города. Сделан вывод о том, что культура и её развитие являются предпосылками перспективного развития любого города. Музеям предложены рекомендации, имеющие практическую ценность.

Ключевые слова: социологические исследования, города-побратимы, Хаген, Смоленск, культурные практики, учреждения культуры, музейный менеджмент, музейная педагогика, многообразие исследовательских методик, типологии.

Как российские, так и европейские города предлагают своим жителям в целом сходную культурную программу (музеи, экскурсии, выставки, концерты, реконструкции исторических событий, дни города и городских районов и т. д.), однако остаётся неочевидным, какие категории городского населения прежде всего откликаются на данное предложение и почему они это делают. Представляет интерес вопрос о влиянии культурной инфраструктуры на развитие европейских и российских городов в целом.

Изучению этих и других аспектов культурной жизни городов был посвящен международный исследовательский проект "Менеджмент в сфере культуры", осуществленный в городах-побратимах Смоленске и Хагене (Германия) в 2011-2014 гг. Исследование было реализовано в рамках многолетнего и эффективного сотрудничества Хагенского заочного университета и Смоленского государственного университета в области социологии и культурологии. Ядром проекта стало сравнительное изучение роли музеев в досуговых практиках жителей городов-партнёров, результаты которого были представлены на страницах журнала "Современная Европа" в 2015 году [Егоров и др., 2015: 135-140].

Международный формат исследования также предполагал исследование таких тем, как туризм в сфере культуры и привлекательность культурной инфраструктуры городов для туризма, перспективы работы музеев, значимость музеев и других учреждений культуры для устойчивого городского развития при условии привлечения местного населения, музеи и молодёжь, связь пространственной идентификации индивидов и культуры как факторов повышения привлекательности городов, трансформации городского пространства.

Во время работы над проектом применялись разнообразные исследовательские методики, среди которых, кроме классических методов сбора социологической информации (формализованный и полуформализованный письменный и устный опрос, в том числе телефонный; качественные лейтмотивные интервью; невклю-ченное наблюдение посредством обхода городских территорий, подлежащих эмпирическому изучению), следует также выделить метод кейсов, групповые дискуссии (фокус-группы), поиск и анализ вторичных данных о музейном менеджменте и музейной педагогике, архитектуре и истории городов, разработка концепций трансляции культурных смыслов для музейной педагогики, анализ и оценка проектов в сфере музейной педагогики, адаптация и применение теоретических положений социологии города, архитектуры и культурологии к конкретным эмпирическим ситуациям.

Хаген и Смоленск - это типичные (в прошлом ярко выраженные промышленные) города, отражающие культурно-историческое развитие Германии и России. В ходе исследования были выявлены формы туризма, свойственные как европейским, так и российским городам: а) объектный туризм (исторические здания, му-

зеи, выставки, галереи, памятники); б) региональный туризм (достопримечательности ландшафта, природные парки, ансамбли парковой и садовой архитектуры, архитектурные ансамбли деревень и малых городов, туристические маршруты, например маршруты, на которых располагаются объекты индустриальной культуры); в) событийный туризм (фестивали, различные крупные мероприятия, ярмарки и рынки, имеющие долгую и интересную историю); г) гастрономический туризм (рестораны, предлагающие блюда национальной и региональной кухни, презентация гастрономической продукции в контексте культурных традиций региона). Это позволило установить баланс предложения в сфере туризма, который будет заключаться в представлении туристской аудитории не только культурного наследия региона, но и ориентировать её на участие в интересных событиях, при этом не исключая аспекты развлечения и потребления [НетЕе, 2016: 13-14].

Частью исследования был проект "Молодой музей" в музейном центре города Хаген. Его целью была апробация работы центра как места организации просветительской и образовательной деятельности, ориентированной на широкую публику. В качестве главной задачи такой деятельности рассматривалось снятие психологических барьеров (страхов), закрывающих горожанам доступ в мир искусства. Для достижения этой задачи в музее для детей и юношества были организованы интерактивные выставки и акции, в рамках которых знакомство детей и подростков с живописью и скульптурой, театром и музыкой, литературой, мимикой и жестикуляцией, человеком и животными было организовано как захватывающее приключение. Распознать свои творческие способности юные жители Хагена могли в обращении с различными материалами (краски, древесина, гипс, бумага, ткань) в процессе создания собственных произведений искусства. Проект позволил показать молодым посетителям музейного центра новые возможности личностного развития вне зависимости от их социально-культурного статуса и происхождения, а также доказал перспективность и необходимость проектов в области музейной педагогики, основанных на межкультурном взаимодействии [Ве^т, 2016: 19].

Изучение работы музеев позволило установить, что для повышения посещаемости и в целом успешного функционирования современного музея недостаточно только наличия постоянных экспозиций, направленных на безучастное, пассивное ознакомление жителей и гостей городов с историей и искусством. Стремление привлечь новые целевые группы посетителей и устранить психологическую боязнь посещения музеев стало импульсом для организации в них музейных ночей, театральных представлений, международных дней музея и концертов. Как правило, такие события планируются и осуществляются на основе принципов музейной педагогики, но при этом учитывается опыт организации мероприятий в сфере событийной культуры, который оказывается полезным для ориентации людей на посещение музеев. Опросы участников подобных мероприятий показали, что они приходят на них не только потому, что им было любопытно присутствовать на необычной культурной акции, но и потому, что им интересно ознакомиться с новым музеем или выставкой и получить новую информацию.

Определяющим для посещения музея для многих является не только какое-то необычное мероприятие, но и его тематика. Подтверждается недостаточность развлекательной или приключенческой составляющей культурного события для сохранения привлекательности и посещаемости музеев на стабильно высоком уровне. Большое значение имеет повышение качества постоянных экспозиций музеев, их

привлекательности с учётом изменившихся интересов и модусов восприятия посетителей. Это возможно при условии превращения экспозиций в приключение и учёта интересов различных социальных групп населения [Heinze, Massimo, 2016: 32-33].

В процессе изучения взаимосвязи культуры и городского развития исследователями было установлено, что культура и её развитие являются интегральной составляющей ориентированного в будущее развития любого города.

Перечень учреждений культуры, имеющих значение для городского развития, выходит далеко за рамки организаций, пропагандирующих как высокую, так и зрелищную культуру. Города и местные сообщества должны держать в поле зрения всех потенциальных пользователей их культурной инфраструктуры, а также определить приоритеты в привлечении определённых групп и учитывать их в планах городского развития. Успех в привлечении новых посетителей музеев и других учреждений культуры во многом зависит от того, смогут ли люди увидеть в них связь с их собственной жизнью и повседневной реальностью. В проектировании городского развития важно принимать во внимание социальную значимость культуры. Участие граждан в планировании развития всех сфер городской жизни может быть эффективным только при заинтересованности муниципальных властей.

Концепция "социальный город" предполагает участие до сих пор не заинтересованных в культурном досуге групп населения в процессах городского развития и требует нового взгляда на существующую ситуацию, а также внимания к процессам перераспределения между центром и периферией и между элитарной и популярной культурой. Поддержка гражданских инициатив становится неэффективной при неясности целей, формальном характере работы с населением, его неучастии в принятии соответствующих управленческих решений. Граждане с активной жизненной позицией, индентифицирующие себя с культурным своеобразием своего города и испытывающие чувство гордости за него, являются ценным ресурсом при принятии мер стимулирования и привлечении инвестиций для учреждений и проектов в сфере культуры [Goebl, 2016: 59].

В контексте установления связи между пространственной идентификацией индивидов и культуры как факторов повышения значимости и привлекательности городов была разработана интересная типология пространственной идентификации в Хагене.

Основанием для выделения типов стал вид идентификации с городским пространством. В результате были выявлены пять типов: 1) горожанин, не идентифицирующий себя с городом, в котором проживает (как правило, это мужчины или женщины среднего возраста, со средним уровнем образования, имеющие детей до 19 лет, работающие либо безработные, сравнительно недолго проживающие в городе), - в культурном плане этот тип отличается относительно высокими запросами к культурной программе города и одновременно низкой степенью участия в культурной жизни; 2) горожанин, идентифицирующий себя с районом проживания (чаще мужчины или женщины среднего или пожилого возраста со средним или высшим образованием, проживающие отдельно от своих взрослых детей, работающие или пенсионеры, проживающие в Хагене всю жизнь или на протяжении не менее десяти лет) - данный тип практикует достаточно активную культурную жизнь, однако ограничивается культурным предложением в своем районе, отвергая при этом все формы элитарной культуры; 3) патриот своего региона (мужчины или женщины среднего или пожилого возраста с высшим образованием, проживающие отдельно от своих взрослых детей, в основном на пенсии, всю свою жизнь

проживающие в Хагене) - предпочитает потребление продуктов элитарной культуры, а также интересуется другими уровнями культуры, предъявляет высокие требования к культурной программе не только города, но и всего региона; 4) мобильный (мужчины или женщины молодого либо среднего возраста с высшим образованием, как правило, бездетные, учащиеся или работающие, с рождения проживающие в Хагене) - субъективные культурные предпочтения данного типа в области событийной и зрелищной культуры не могут быть удовлетворены в границах одного города, вследствие чего его представители ищут интересные им мероприятия в других городах и регионах, вместе с тем им не свойственна негативная оценка культурной программы родного города, поскольку они понимают, что их запросы в сфере культуры не имеют с ним ничего общего; 5) пустивший корни (мужчины или женщины среднего или пожилого возраста с низким уровнем образования, проживающие отдельно от своих взрослых детей, работающие или пенсионеры, с рождения проживающие в Хагене) - культурные практики данного типа ограничиваются народной культурой, для него характерна дистанцированность от элитарной культуры. Данная типология является достаточно гибкой и предполагает, что на протяжении жизни горожане могут принадлежать к различным типам [Böing, 2016: 70-74].

Были выявлены требования, которым должны соответствовать музеи, стремящиеся привлечь как можно больше посетителей из молодёжной среды. Наиболее важными из них представляются следующие. Во-первых, темы выставок должны подбираться с учётом возраста детей и подростков. Во-вторых, музейные работники должны ориентироваться на скорость передвижения и интересы молодых участников экскурсий и предоставлять им возможность самостоятельного ознакомления с экспозицией. В-третьих, молодёжная аудитория хотела бы иметь возможность взять с собой что-нибудь, что напоминало бы им об экскурсии, например, блокноты, открытки, буклеты и плакаты, посвящённые выставкам или произведения искусства, выполненные их собственными руками. В-четвёртых, экскурсии в музее должны проводиться не в форме монолога, а в диалоговой форме, но это не должен быть диалог, состоящий из заранее заготовленных экскурсоводом вопросов, ограничивающих познавательную активность экскурсантов. В-пятых, музейный работник должен уметь реагировать на неожиданные "детские" вопросы посетителей. В-шестых, экскурсии ни в коем случае не должны носить поучающий характер. Музеи должны способствовать появлению у детей и подростков вопроса "что считать искусством?" и интереса к искусству в целом, поскольку, если человек не интересуется искусством в раннем возрасте, едва ли он станет интересоваться им во взрослой жизни [Lipps, 2016: 130-131].

В рамках проекта, было исследовано городское пространство Смоленска как продукт культуры и культурной ценности [Griber, 2016: 155-177; Dvoinev, 2016: 133-155]. В развитии Смоленска последние двадцать пять лет наблюдаются интересные структурные и социальные изменения, затрагивающие не только социально-экономическую и пространственную, но и культурную сферу.

В качестве главной тенденции таких трансформаций можно отметить интенсивный рост сектора услуг, выражающийся прежде всего в инфраструктурных преобразованиях городского пространства. На месте производственных и жилых возникают развлекательные, торговые и офисные площади. Происходит горизонтальная и вертикальная трансформация инфраструктуры. В первом случае предприятия сферы услуг вытесняют жилье из центра города, а позднее и из других районов. Во

втором - они начинают занимать подвалы жилых домов, их первые этажи. "Верти-кализация" инфраструктуры обслуживания выражается также в растущем числе многоэтажных торгово-развлекательных центров. Такого рода коммерциалиация городского пространства создаёт новые социальные общности и группы и приводит к новому распределению различных слоёв населения по территории города. В то время как в течение последних двух десятилетий жилая функция последовательно вытеснялась из центра города, в нём в результате практики точечной застройки появлялись элитные жилые дома. Таким образом, существующая застройка центральной части Смоленска приобрела смешанную и поляризованную структуру: старые деревянные дома - "хрущёвки" и "брежневки", в которых проживают преимущественно горожане с низким уровнем доходов, соседствуют теперь с домами, предназначенными для лиц с более высокими доходами. Всё это привело к субурбанизации, сегрегации по уровню дохода и социальному статусу. Кроме того, проявилась тенденция приватизации городских публичных пространств. Положительной стороной данного процесса является благоустройство захваченных, а зачастую и прилегающих к ним территорий, что ведёт к повышению привлекательности района и даже городского центра в целом. Наряду с приватизацией публичных пространств в городе наблюдается процесс создания новых или модернизации существующих общественных мест. Яркими примерами данного процесса является организация новых публичных пространств перед новыми объектами культурной инфраструктуры и реконструкция городской набережной. Выявленные и описанные в ходе реализации проекта процессы свидетельствуют о медленном, но устойчивом превращении Смоленска из постсоциалистического города в город западного образ-

Результаты работы исследовательского коллектива, осуществившего проект, могут стать основой для проектирования процессов городского развития в сфере культуры, ориентированного на конкретные целевые группы. Кроме того, результаты исследований полезны для привлечения средств в поддержку культурной программы городов-партнёров, а также для оптимизации деятельности в сфере культурного туризма и музейного менеджмента.

Список литературы

Егоров А.Г., Бертельс Л., Сухова Е.Е. (2015) Музеи в досуговых практиках городского населения Германии и России // Современная Европа. № 5. С. 135-140.

References

Egorov A.G., Bertels L., Sukhova E.E.. (2015) Muzei v dosugovykh praktikakh gorodskogo naseleniya Germanii i Rossii // Sovremennaya Evropa. № 5. P. 135-140.

Belgin T. (2016) Zeitgenössische und moderne Kunst: Das besondere kulturtouristische Potenzial der Stadt Hagen // Heinze T., Bertels L. (Hrsg.) Internationales Kulturmanagement. Zur kulturellen Infra- und Angebotsstruktur der Städte Hagen und Smolensk. - Wiesbaden: Springer Fachmedien.

Böing J. (2016) Räumliche Identifikation und Kultur in Hagen als Gegenstände städtischer Inwertset-zung // Heinze T., Bertels L. (Hrsg.) Internationales Kulturmanagement. Zur kulturellen Infra- und Angebotsstruktur der Städte Hagen und Smolensk. - Wiesbaden: Springer Fachmedien.

Dvoinev V. (2016) Transformationen des städtischen Raums aus soziologischer Sicht // Heinze T., Bertels L. (Hrsg.) Internationales Kulturmanagement. Zur kulturellen Infra- und Angebotsstruktur der Städte Hagen und Smolensk. - Wiesbaden: Springer Fachmedien.

Goebl R. (2016) Zur Bedeutung von Museen und anderen Kultureinrichtungen für eine zukunftsweisende Stadtentwicklung unter besonderer Berücksichtigung der Einbeziehung der lokalen Bevölkerung // Heinze

T., Bertels L. (Hrsg.) Internationales Kulturmanagement. Zur kulturellen Infra- und Angebotsstruktur der Städte Hagen und Smolensk. - Wiesbaden: Springer Fachmedien.

Griber J. (2016) Architektur und Identität von Smolensk im gesellschaftlichen Wandel II Heinze T., Bertels L. (Hrsg.) Internationales Kulturmanagement. Zur kulturellen Infra- und Angebotsstruktur der Städte Hagen und Smolensk. - Wiesbaden: Springer Fachmedien.

Heinze Th. (2016) Konzeptuelle und strategisch Überlegungen zum Kulturtourismus in Hagen und Smolensk II Heinze T., Bertels L. (Hrsg.) Internationales Kulturmanagement. Zur kulturellen Infra- und Angebotsstruktur der Städte Hagen und Smolensk. - Wiesbaden: Springer Fachmedien.

Heinze Th., Massimo D. (2016) Perspektiven professioneller Museumsarbeit - Historischer Abriss und Funktionsbestimmung des Museums II Heinze T., Bertels L. (Hrsg.) Internationales Kulturmanagement. Zur kulturellen Infra- und Angebotsstruktur der Städte Hagen und Smolensk. - Wiesbaden: Springer Fachmedien.

Lipps S. (2016) Jugendliche im Museum II Heinze T., Bertels L. (Hrsg.) Internationales Kulturmanagement. Zur kulturellen Infra- und Angebotsstruktur der Städte Hagen und Smolensk. - Wiesbaden: Springer Fachmedien.

Smolensk - Hagen: international cross-cultural study

Authors. Egorov A., Pro-rector, Chair of the Department of Sociology and Philosophy, Professor, Smolensk State University, Chairman of the Smolensk branch of the Association of European Studies. Address: 4, ul. Przhevalskogo, Smolensk 214000, Russia. E-mail: [email protected]

Dvoynev V., Associate Professor, Department of Sociology and Philosophy, Smolensk State University. Address: 4, ul. Przhevalskogo, Smolensk 214000, Russia. E-mail: [email protected]

Suchova E., Dean of the Faculty of Social Sciences, Associate Professor, Department of Sociology and Philosophy, Smolensk State University, Secretary of the Smolensk branch of the Association of European Studies. Address: 4, ul. Przhevalskogo, Smolensk 214000, Russia. E-mail: [email protected]

Abstract. The paper presents the results of the international research project on problems of cultural management in Germany and Russia. The research was conducted by scientists from the FernUniversität in Hagen and the Smolensk State University. The research field of the project is wide enough. The variety of study objects is determined by cultural life in Germany and Russia. The project is devoted to various aspects of the cultural life of German and Russian cities: tourism, the attractiveness of cultural infrastructure, future of the museums, sustainable development of cities in the cultural sphere with the participation of urban communities, interactions between museums and young people, interrelations of the spatial identification of individuals and culture, transformations of urban space etc. The empirical part of the project includes classical procedures of data collection (surveys and qualitative interviews, non-participant observation) as well as case-studies, focus-groups, statistical analysis in the field of museum management und education, analysis of data on urban history and architecture, conceptualizations of the aspects of cultural senses translation in the work of museums, adaptation of the theoretical concepts of cultural studies, urban sociology and architecture to the particular empirical situations. During the study period forms of tourism (object oriented, regional, events oriented, and food oriented), types of spatial identification (with the home city, with home region, patriots of region, mobile citizens, and rooted citizens) their orientation towards cultural life were revealed, as well as social portraits of their representatives were constructed, museum projects were analyzed, trends of sociocultural transformations in urban space and their influence on the image and identity of cities were found out. It was concluded, that the culture and its development are prerequisites for the future development of any city. Recommendations for work with adolescents in museums were made.

Keywords. Sociological research, partner cities, Hagen, Smolensk, cultural practices, cultural organizations, museum management, education in museum, variety of research methods, typologies.

DOI: http:IIdx.doi.orgI 10.15211Isoveurope22017135141

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.