СМИ КАК ИНСТРУМЕНТ ХОЛОДНОЙ ГРАЖДАНСКОЙ ВОЙНЫ
Аркадий Нестеренко
Резюме
События 19 декабря 2010 года во многом предопределили логику развития ситуации в следующем 2011 году. Власти сделали ставку на силовые методы управления страной, что в конечном итоге привело к обострению холодной гражданской войны в обществе. Всё это, безусловно, нашло своё отражение в массмедиа. Как следствие, и государственные, и негосударственные СМИ отличились особо агрессивной подачей информации.
Кроме того, на фоне снижения уровня доверия к традиционным СМИ необходимо отметить рост влияния альтернативных сетевых медиа. Уровень проникновения интернета в Беларуси перешёл знаковый рубеж 50%, и по охвату целевая группа белорусских сетевых СМИ теперь сопоставима с аудиторией государственных телеканалов.
Тенденции:
• произошло смещение фокуса пропаганды: главным объектом информационных атак со стороны госСМИ стало гражданское общество;
• в качестве одной из наиболее актуальных форм подачи информации в белорусских массмедиа отмечен практически забытый жанр репортажей из зала суда;
• снизилось доверие к традиционным средствам массовой информации на фоне роста популярности и влияния сетевых массмедиа;
• зафиксирована отрицательная динамика индекса свободы слова в стране.
Прайм-тайм
На протяжении 2011 года в общественно-политических массмедиа доминировало несколько тем. Делались различные акценты, предлагались различные мнения и оценки, но доминантные темы, которые циркулировали практически во всех белорусских СМИ, оставались неизменными.
Первый квартал года прошёл под знаком «дела 19 декабря».1 Почти забытый жанр репортажей из зала суда в 2011 году стал одной из наиболее актуальных форм подачи информации в белорусских массмедиа.
На смену «19 декабря» пришло дело о теракте в минском метро 11 апреля 2011, которое раскололо общество на две части: тех, кто доверяет официальной версии теракта, самым активным образом продвигавшейся в государственных СМИ, и тех, кто поставил официальную версию под сомнение. Наиболее последовательно официальная версия теракта 11 апреля критиковалась в сетевых СМИ, а также в негосударственной прессе.
Ближе ко второй половине года «темой номер один» становится финансовый кризис, впоследствии трансформировавшийся в полноценный экономический кризис (соответственно, это имеет отношение и к массмедиа). Редакционная политика всех государственных средств массовой информации была направлена не на информирование, а на поиск виноватых в сложившейся ситуации. Месседж большинства материалов сводился к тому, что в ухудшении экономической ситуации в стране виновато само население.
Смена врагов
Общий итог 2011 года в государственной информационной политике связан со смещением фокуса информационных войн, которые регулярно инициирует официальный Минск. Политическая оппозиция утратила свой вес в информационном плане — главным объектом атак со сторо-
1 Серия судебных процессов по делу о массовых беспорядках у Дома правительства 19 декабря 2010 года. Фигурантами этого дела преимущественно выступали активисты оппозиции, а также пятеро бывших кандидатов в президенты на выборах 2010 года. Всего осуждён 41 чел., в том числе 28 чел. отправлены в тюрьмы на общий срок 100 лет, 10 — приговорены к ограничению свободы на общий срок 20 лет с отсрочкой исполнения либо с испытательными сроками, 1 чел. — к трём годам «химии», ещё двое оштрафованы. Самое суровое наказание понёс экс-кандидат в президенты Николай Статкевич — 6 лет в колонии усиленного режима.
ны госСМИ на протяжении всего года оставалось гражданское общество. В этом плане «дело Беляцкого» является ярким эпизодом обозначенной информационной политики.
Главным внешним врагом в описываемый период выступила Польша. В самом начале года газета Администрации президента Советская Белоруссия опубликовала материал За кулисами одного заговора, в котором МИД Польши напрямую обвинялся во вмешательстве во внутреннюю политику Беларуси.
Добавим также, что в 2011 в информационном плане сохранялись напряжённые отношения также и с Москвой. Летом, в разгар экономического кризиса в Беларуси, российские телеканалы выпускали в эфир регулярные критические сюжеты о Беларуси и её руководстве. Кроме того, в середине года в эфире телеканала НТВ вышла пятая серия документального фильма «Крёстный батька»2.
Сказанное выше иллюстрирует смену тренда пропагандистских войн официального Минска. Во-первых, главным объектом информационных атак становятся собственные граждане, несогласные с проводимой политикой. В качестве апофеоза данной информационной стратегии можно обозначить резонансную статью редактора борисовской районной газеты Адзтства Веры Протасевич «Рангом пониже...»3, суть которой свелась к формуле: «Не нравится власть — уезжайте!». Во-вторых, официальный Минск начал долгосрочную информационную кампанию против Польши, которая из всех стран-соседей выделяется наиболее жёсткой критикой белорусского режима.
Что касается информационных схваток с Россией, то в 2011 году они не получили своего дальнейшего развития. Реакцию Минска на информационные уколы со стороны Кремля можно назвать скорее сдержанной.
Первая серия «Крёстного батьки» вышла на экраны в июле 2010 и крайне негативно повлияла на предвыборный рейтинг Александра Лукашенко. По некоторым данным, инициатором (а в ряде случаев и редактором) ряда сюжетов этого фильма выступал президент России Дмитрий Медведев.
См.: http://www.adzinstva.by/?p = 53078.
2
Снижение доверия к традиционным СМИ
Агрессивная информационная политика большинства редакций общественно-политических СМИ привела к тому, что в 2011 уровень доверия к государственным массмедиа снизился практически в два раза. Уровень доверия к негосударственным медиа также снизился, но в меньшей степени (табл. 1). Добавим, что пропорционально увеличился и уровень недоверия к массмедиа в целом.
Таблица 1. Динамика рейтингов доверия к государственным и негосударственным СМИ4
Вариант ответа 12'10 ОЗ'И 06'11 09'11 12'11
Государственные СМИ Доверяют 52.9 43.4 39.2 25.7 28.6
Не доверяют 38.4 48.5 52.6 62.2 58.7
Негосударственные СМИ Доверяют 46.3 45.5 46.2 32.8 32.3
Не доверяют 41.1 42.2 39.5 52.2 52.7
Параллельно со снижением доверия к традиционным СМИ возрастает интенсивность обращения граждан к интернет-ресурсам. В 2011 уровень проникновения интернета в Беларуси перешёл знаковый рубеж 50%5. К концу 2011 ежедневная аудитория сети, по данным Gemius, составила 76.35% белорусских пользователей. Таким образом, ежедневная аудитория белорусского сегмента сети интернет и потенциальная аудитория новых медиа теперь сопоставимы с аудиторией телеканалов.
Если иметь в виду, что наиболее активная аудитория предпочитает сетевые медиа, то можно сказать, что в среднесрочной перспективе белорусские телеканалы столкнутся с серьёзным вызовом. Уровень смотрибельности и, соответственно, уровень влияния телевидения будут снижаться по мере роста популярности сетевых медиапроектов. В 2011 году, в качестве
Данные национальных соцопросов НИСЭПИ.
По данным декабрьского исследования (2011) Международного агентства Gemius, количество интернет-пользователей в Беларуси составило 4 063 177 чел.
4
превентивных шагов решения этой проблемы, руководство Белтелерадиокомпании объявило о масштабной кампании ребрендинга.
Пакет «Беларусь»
Пятого ноября 2011 на смену «Первому каналу» (БТ) и телеканалу «Лад» в эфир вышли каналы «Беларусь-1» и «Бела-русь-2». В перспективе планируется запуск белорусскоязыч-ного телеканала «Беларусь-3». Вещающий на зарубежную аудиторию канал «Беларусь ТВ» станет круглосуточным «Беларусь 24». Кроме того, в планах компании запуск и полностью англоязычного телеканала. По этому поводу председатель Национальной государственной телерадиокомпании Геннадий Давыдько заявил, что данный шаг — «целенаправленное движение к узнаваемости на медиарынке».
Одна из особенностей новой концепции вещания — отказ от ретрансляции российских телепродуктов. Ставка делается на оригинальный белорусский контент. Согласно планам Бел-телерадиокомпании, которые озвучил Г. Давыдько, «Первый» должен стать первым. В задачи же канала «Беларусь 24» входит продвижение «правдивой информации на территорию России»6.
Помимо действий государства, направленных на распространение собственных телепродуктов, в 2011 году завершился процесс зачистки информационного телепространства Беларуси. Тридцать первого декабря из кабельных сетей удалён единственный доступный массовой аудитории иностранный информационный телеканал Euronews. Этот канал входил в число наиболее востребованных телеканалов в белорусских кабельных сетях и занимал 3-е место в рейтинге компании «Космос-ТВ». В 2011 году также произошло отключение российского канала ТНТ на всей территории Республики Беларусь. В табл. 2 приведены цифры смотрибельности телеканалов в белорусском информационном пространстве, что может прояснить логику вытеснения «нелояльных» телеканалов.
См.: http://tvnews.by/tb/55-s-5-noyabrya-pervyy-bt-budet-nazyvatsya-belarus-1-a-lad-stanet-belarus-2-s-14-noyabrya.html.
Таблица 2. Какие телеканалы вы смотрите?7 (возможно более одного ответа)
Вариант ответа %
Белорусское ТВ (БТ, ОНТ, СТВ и др.) 64.6
Российское ТВ (ОРТ, РТР, НТВ и др.) 59.4
Кабельное ТВ 41.7
Местное ТВ 21.4
Спутниковое ТВ 17.8
Русская служба телеканала «Евроньюс» 8.8
Новый независимый телеканал «Белсат» 1.6
Польское ТВ 0.9
Специальная еженедельная передача телеканала ЯТЛ^ для Беларуси 0.3
В случае радиостанций в информационном пространстве также доминируют производители белорусского информационного контента (табл. 3). Исключение составляют только российские радиостанции, которые занимают развлекательную нишу. Трансграничные медиа, вещающие из-за рубежа в формате talk news, пользуются низкой популярностью.8
Отметим также, что 10 января 2011 Министерство информации лишило FM-радиостанцию «Авторадио» права на вещание за распространение информации, которая содержала, по мнению министерства, «публичные призывы к экстремистской деятельности». Призывами к экстремизму Мининформ счёл фразу «судьба страны решается не на кухне, а на площади», которая прозвучала в рекламном ролике кандидата в президенты Андрея Санникова. Попытки ЗАО «Авторадио» обжаловать решение министерства ни к чему не привели. Таким образом, закрытие «Авторадио» явилось прозрачным сигналом со стороны главного регулятора информационного поля Беларуси. Частным FM-станциям пря-
Данные Национального соцопроса НИСЭПИ, июнь 2011 г. Подробнее о причинах того, почему информационные продукты Евросоюза не находят своего слушателя/зрителя в Беларуси см.: Мед-вецкий А. СМИ: Пиррова победа государства // Белорусский ежегодник 2010. Минск, 2011. С. 191-201.
мо указали: контент с критикой официальной власти не должен выходить в эфир.
Таблица 3. Какие радиостанции вы слушаете?9 (возможно более одного ответа)
Вариант ответа %
Белорусские БМ-станции (Би-Эй, Столица и др.) 48.1
Белорусское государственное радио 38.5
Российские радиостанции 16.5
Радио «Рацыя» (Белосток) 1.6
Европейское радио для Беларуси (Варшава) 1.1
Белорусская служба радио «Свобода» (Прага) 1.1
Белорусские хроники радио «Немецкая волна» (Бонн) 0.7
Русская служба радио «Свобода» (Прага) 0.6
Белорусская программа радио «Полония» (Варшава) 0.5
Радио «Би-Би-Си» (Лондон) 0.5
Радио « Балтыйская хваля» (Вильнюс) 0.3
Радио «Голос Америки» (Вашингтон ) 0.3
Радио «Швеция» (Стокгольм) -
Больше газет - хороших и разных
Как и предыдущий, 2011 год отмечен формальным ростом количества СМИ в Беларуси. По данным на 1 января 2012, общее количество печатных СМИ, зарегистрированных в Беларуси, составило 1403 (против 1347 год назад).10 При этом доля государственных газет, журналов, бюллетеней, каталогов и альманахов выросла незначительно — 406 (против 399 в 2010). Доля негосударственной прессы увеличилась несколько больше и составила 997 изданий (против 948 в 2010). Количество информационных агентств не изменилось по равнению с 2010 — 9 информагентств (2 государственных и 7 негосударственных). Количественный рост зарегистрированной прес-
Данные Национального соцопроса НИСЭПИ, июнь 2011 года. См.: http://www.mininform.gov.by/rus/smi/
сы обусловлен, в основном, увеличением доли рекламных, развлекательных и узкоспециализированных печатных изданий.
Если же говорить об общественно-политической прессе, серьёзных изменений в данной нише медиарынка в 2011 не произошло. Государственная пресса сохранила доминирующее положение в информационном поле. Совокупный разовый тираж трёх главных газет страны составил 525 тыс. экз. Для примера взят разовый тираж газеты Администрации президента Советская Белоруссия (398 тыс. экз.), газеты Республика (97 тыс. экз.), учредителем которой является Совмин РБ, и газеты Звязда (30 тыс. экз., учредители Совмин и Палата представителей Народного собрания Республики Беларусь).11 Для сравнения: совокупный разовый тираж трёх ведущих негосударственных изданий в 9 раз меньше и составляет порядка 57 тыс. экз., в том числе Народная воля — 28 500, Белга-зета — 20 920, Наша нiва — 8 000 экз.
Отмеченный дисбаланс обусловлен неравными условиями хозяйствования, а также постоянными дотациями со стороны государства в пользу официальной прессы. В 2011 на поддержку госСМИ выделено EUR 54 млн, из них на поддержку периодических печатных СМИ и издательств направлено порядка EUR 4.5 млн.12
В ближайшей перспективе Министерство информации планирует вернуться к практике создания больших издательских холдингов. В частности, в начале 2012 министр информации Олег Пролесковский озвучил идею создания издательского дома «Звязда», куда войдут газета Звязда и редакцион-но-издательское учреждение «Л^аратура i мастацтва» (газета Лтаратура i мастацтва, журналы Полымя, Мала-досць, Нёман, Вожык). На уровне областей лоббируется идея создания «объединённых редакций». Это позволит фактически одному коллективу выпускать сразу несколько продуктов; таким образом можно сократить количество региональных редакций.
В данном случае, а также в случае негосударственной прессы приведены актуальные тиражи по состоянию на февраль 2012 года, то есть на момент подготовки материала.
См.: http://baj.by/sites/default/files/monitoring_pdf/massmedia_in_ Ье1аг^_4%2824%29_Ьу^.
Эта ужасная профессия журналист
Журналистика как профессия теряет свой вес в обществе и постепенно переходит в категорию непрестижных профессий. Эта тенденция обозначила себя, по нашим оценкам, в середине двухтысячных, но наиболее ярко она проявилась именно в 2011 году.
Во-первых, на протяжении года продолжался отток журналистов из ведущих белорусских массмедиа. В начале 2012 Советскую Белоруссию покинул внешнеполитический обозреватель Игорь Кольченко, который около пяти лет входил в «президентский пул». Ранее из этой же газеты ушли корреспондент отдела политики Ирина Юзвак и заместитель главного редактора Анна Шадрина. С мотивировкой повысить профессионализм с телеканала ОНТ (самого рейтингового белорусского телеканала) уволился Арташес Антонян и уехал в Москву, также с ОНТ ушёл другой ведущий Тенгиз Думбадзе. После закрытия программы «Выбор» покинул телеканал Сергей Дорофеев.
Кроме того, в 2011 вакансии в Национальной государственной телерадиокомпании вошли в топ самых низкооплачиваемых профессий, по версии агентства Интерфакс13. В октябре 2011 ассистенту режиссёра в НГТРК предлагалась зарплата Вг 700 тыс. (около USD 80), администратору сервера — 640 тыс., исполнителю художественно-оформительских работ — 600 тыс., а специальному корреспонденту — Вг 505 тыс. Однако низкие зарплаты белорусских журналистов — лишь одна сторона медали. Общественное мнение воспринимает журналистов негативно — как людей ангажированных, которые подают информацию односторонне (табл. 4, 5).
Таблица 4. Как вы оцениваете положение СМИ в Беларуси?14
Вариант ответа %
СМИ в Беларуси независимы 10.3
СМИ в Беларуси зависимы 53.3
Одни СМИ в Беларуси независимы, а другие зависимы 31.2
ЗО/НО 5.2
См.: http://www.interfax.by/article/85564.
Данные национального соцопроса НИСЭПИ, июнь 2011 года.
Таблица 5. Если вы считаете, что СМИ в Беларуси зависимы, то от кого? (возможно более одного ответа)
Вариант ответа %
От президента 59.0
От других властных структур 29.2
От спроса аудитории 13.2
От корпоративных интересов самих журналистов 12.2
От международных организаций и иностранного капитала 9.6
От политических партий и общественных объединений 7.1
От белорусских предпринимателей 1.7
ЗО 3.6
Для полноты картины, безусловно, необходимо добавить, что профессия журналиста в Беларуси продолжает находиться в зоне высокого риска. Те, кто пытается отстоять стандарты профессии, периодически сталкиваются с давлением и уголовным преследованием со стороны властей. В начале 2011 семеро членов Белорусской ассоциации журналистов проходили в качестве фигурантов по уголовному делу 19 декабря.15 Часть журналистов были осуждены условно (например, С. Возняк) или получили отсрочку исполнения наказания (И. Халип), другие же, как, например, пресс-секретарь кандидата в президенты на выборах 2010 А. Санникова Александр Отрощенков, получили реальные тюремные сроки.
Кроме того, 2011 год отмечен судебным процессом по ст. 368 УК РБ «Оскорбление Президента Республики Бела-
Это: Дмитрий Бондаренко, член Белорусской ассоциации журналистов; Сергей Возняк, редактор газеты Товарищ; Александр Отрощенков, пресс-секретарь экс-кандидата в президенты Андрея Санникова; Наталья Радина, редактор сайта «Хартия-97» (позднее покинула территорию Беларуси, в настоящее время проживает в Литве); Павел Севери-нец, член Белорусской ассоциации журналистов; Александр Федута, известный публицист, член предвыборного штаба экс-кандидата в президенты Владимира Некляева; Ирина Халип, собственный корреспондент российской Новой газеты в Минске. На момент написания материала Дмитрий Бондаренко продолжает отбывать наказание в колонии общего режима. Павел Северинец приговорён к ограничению свободы с направлением в учреждение открытого типа («химия»).
15
русь». Обвиняемым по данному делу проходил собственный корреспондент польской Gazety Wyborczaj Андрей Почобут. Пятого июля суд г. Гродно признал журналиста виновным в клевете на президента и осудил на 3 года лишения свободы с отсрочкой исполнения приговора на 2 года (в случае нарушения законодательства А. Почобут может быть направлен в колонию). Обвинения в оскорблении Лукашенко были сняты.
В 2011 году так и осталась нерасследованной трагическая гибель Олега Бебенина, основателя одного из ведущих оппозиционных информационных ресурсов «Хартия'97». Третьего сентября он был найден мёртвым на своей даче под Минском. Официальная причина смерти — самоубийство, однако коллеги и близкие О. Бебенина ставят данную версию под сомнение.
В качестве заключения: рейтинги свободы прессы и СМИ
В заключение приведём рейтинги свободы прессы и СМИ. По сравнению с прошлым годом Беларусь демонстрирует отрицательную динамику по всем индексам.
Worldwide Press Freedom Index16 — Всемирный индекс свободы прессы, публикуется организацией «Репортёры без границ». В 2011 году Беларусь заняла 168-е место из 179 стран. В 2010 Беларусь находилась на 154-м место в рейтинге. В отчёте также отмечается, что среда для работы журналистов в Беларуси стала ещё более репрессивной. В рейтинге за 2011 год Беларусь сравнивается с Угандой.
Freedom of the Press17 — исследование свободы прессы, которое публикуется организацией «Freedom House». Здесь Беларусь также показывает отрицательную динамику. В 2011 Беларусь опустилась на одну позицию и заняла 190-е место в списке из 196 стран. Общее количество баллов — 93, статус — «несвободный». С такими показателями Беларусь оказалась ниже Ирана и Кубы. Следом за Беларусью следуют Мьянма (Бирма) и Эритрея. Для сравнения: в 2010 году в данном рейтинге Беларусь занимала 189-е место с 92 баллами.
См.: http://en.rsf.org/press-freedom-mdex-2011-2012,1043.htmL
См.: http://freedomhouse.org/report-types/freedom-press.