МОНИТОРИНГ МНЕНИЙ: ИЮЛЬ-АВГУСТ 2012
СМИ, ИНТЕРНЕТ
Вся правда — в телевизоре? 117
Общественное телевидение: приоритеты содержательные и персональные 119
Единый «черный список» сайтов: «за» и «против» 120
Виртуальная реальность vs. реальная жизнь: выбор «интернетчиков» 122
ВСЯ ПРАВДА - В ТЕЛЕВИЗОРЕ?
21-22 апреля 2012 г.
Телевидение остается самым востребованным СМИ: из центрального телевидения информацию получают 98% россиян, из регионального — 88%. На втором месте — пресса (центральную прессу читают 70%, местную — 68%). Третий по востребованности источник информации — Интернет (59%), оказавшийся более популярным, чем радио (центральное — 53%, региональное — 46%). Реже всего россияне получают информацию из зарубежных СМИ (26%). Наибольшее доверие у респондентов вызывает центральное и региональное телевидение: большинство тех, кто получают информацию из данных СМИ (по 78%), доверяют этому источнику. На втором месте — центральная и местная пресса (70 и 68% соответственно). Топ-3 СМИ, пользующихся наибольшим доверием, замыкает радио — как центральное, так и местное (72 и 68% соответственно). За последние годы выросло доверие респондентов к центральному и региональному телевидению (в 2008 г. — 71 и 69%, в текущем году — по 78%), к центральной и региональной прессе (в 2008 г. — по 62%, в текущем году — 70 и 68% соответственно). Наиболее заметен рост доверия к Интернету: в 2008 г. информации, получаемой в сети, доверяли 49% опрошенных, сегодня — уже 64%.
Таблица 1. Как часто Вы получаете информацию из следующих СМИ? (закрытый вопрос, один ответ по каждой позиции)
Центральное телевидение
Часто 78
Редко 20
Никогда 1
Затрудняюсь ответить 1
Региональное, местное телевидение
Часто 52
Редко 36
Никогда 10
Затрудняюсь ответить 2
Центральная пресса
Часто 27
Редко 43
Никогда 28
Затрудняюсь ответить 2
Региональная, местная пресса
Часто 26
Редко 42
Никогда 30
Затрудняюсь ответить 2
И нтернет
Часто 39
Редко 20
Никогда 39
Затрудняюсь ответить 2
Центральное радио
Часто 23
Редко 30
Никогда 44
Затрудняюсь ответить 3
Региональное, местное радио
Часто 17
Редко 29
Никогда 51
Затрудняюсь ответить 4
Зарубежные СМИ
Часто 6
Редко 20
Никогда 69
Затрудняюсь ответить 5
Таблица 2. Доверяете ли Вы следующим средствам массовой информации? (закрытый вопрос, один ответ по каждой позиции, % от тех, кто пользуется данными СМИ)
2012 2009 2008
1) Центральному телевидению Да 36 29 27
Скорее да 42 46 44
Скорее нет 16 17 17
Нет 3 5 8
Затрудняюсь ответить 3 3 4
2) Региональному, местному телевидению Да 30 25 25
Скорее да 48 47 44
Скорее нет 15 19 18
Нет 3 5 8
Затрудняюсь ответить 5 4 5
3) Центральной прессе Да 23 20 19
Скорее да 47 44 43
Скорее нет 21 24 23
Нет 4 7 9
Затрудняюсь ответить 6 5 6
4) Региональной, местной прессе Да 21 18 22
Скорее да 47 46 40
Скорее нет 21 24 22
Нет 5 7 8
Затрудняюсь ответить 7 5 7
5) Центральному радио Да 26 23 25
Скорее да 46 46 43
Скорее нет 16 18 17
Нет 3 6 8
Затрудняюсь ответить 9 7 8
6) Региональному, местному радио Да 24 19 22
2012 2009 2008
Скорее да 42 46 41
Скорее нет 19 19 18
Нет 4 7 8
Затрудняюсь ответить 11 8 10
7) Зарубежным СМИ Да 13 - 11
Скорее да 30 - 21
Скорее нет 30 - 23
Нет 7 - 23
Затрудняюсь ответить 19 - 23
8) Интернет Да 23 22 15
Скорее да 41 34 34
Скорее нет 22 17 20
Нет 7 8 13
Затрудняюсь ответить 7 20 19
ОБЩЕСТВЕННОЕ ТЕЛЕВИДЕНИЕ: ПРИОРИТЕТЫ СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ И ПЕРСОНАЛЬНЫЕ
25-27 мая 2012 г.
17% россиян считают создание Общественного телевидения одной из приоритетных задач сегодняшнего дня. 29% называют это популистской мерой и призывают с ней не торопиться. Содержательно ОТВ, по мнению большинства опрошенных, должно сосредоточиться на информационных, образовательных и культурных программах. Лицами ОТВ опрошенные хотят видеть Малахова, Познера и Соловьева.
12
нСоздание общественного телевидения, конечно, важно для нашей страны, но сегодня лучше сосредоточиться на решении других, более актуальных и насущных задач
у Создание общественного телевидения - популистская мера, не имеющая ничего общего с реальными проблемами нашей страны, и тратить время и силы на решение этой задачи не стоит
-і Появление общественного телевидения очень важно для нашей страны сегодня, и его необходимо создать незамедлительно
и Затрудняюсь ответить
Рисунок 1 — Общественное телевидение — телеканал со взвешенной и всесторонней подачей материала, содержание которого не зависит ни от властей, ни от бизнеса. С каким из высказываний о создании общественного телевидения, нового телеканала в России Вы в большей степени согласны? (закрытый вопрос, один ответ)
Таблица 3. Кого из журналистов, телеведущих Вы хотели бы видеть на общественном телевидении, новом телеканале? (открытый вопрос, любое число ответов, приведены наиболее популярные ответы)
Малахов 7
Познер 7
Соловьев 4
Мамонтов 2
Парфенов 2
Ургант 2
Собчак 2
Затрудняюсь ответить 62
Таблица 4. Каким программам, телепередачам следует, на Ваш взгляд, уделить больше внимания на канале общественного телевидения? (закрытый вопрос, не более 4-х ответов)
Информационным, новостным программам 51
Образовательным программам 30
Культурным программам (театр, классическая музыка) 25
Детским программам 25
Аналитическим программам на политическую и социальную тематику 24
Документальному кино 20
Спортивным программам 19
Развлекательным (концерты популярной музыки, юмористические) 16
Военно-патриотическим программам и передачам 16
Ток-шоу на житейские темы 14
Отечественным и зарубежным фильмам 14
Передачам о товарах и услугах, полезным советам 13
Передачам о природе и животных 13
Телеиграм, развлекательным викторинам 6
Телесериалам 6
Программам на религиозную тематику 4
Другое 3
Затрудняюсь ответить 10
ЕДИНЫЙ «ЧЕРНЫЙ СПИСОК» САЙТОВ: «ЗА» И «ПРОТИВ»
7-8 июля 2012 г.
Большинству «интернетчиков» проблема опасного контента в Сети знакома не понаслышке. Пользователи, как правило, относятся к подобной информации негативно и
120 ___________________________________________________________________________________________________
считают нужным ее запретить. По мнению «интернетчиков», запрет должен касаться, прежде всего призывов к вступлению в экстремистские организации, секты, материалов, содержащих агрессию и порнографических материалов. Пользователи уверены в необходимости борьбы с такой информацией и поддерживают создание Единого «черного списка» сайтов.
Таблица 5. Как Вы считаете, доступ пользователей Интернета к следующей информации необходимо ограничивать или оставить свободным, как сейчас? (закрытый вопрос, один ответ по каждой позиции, % от тех, кто пользуется Интернетом)
Тексты и видео, содержащие нецензурную лексику (мат) Оставить свободным 12
Ограничить 84
Затрудняюсь ответить 3
Финансовые негосударственные (акционерные) компании по типу «МММ» Оставить свободным 19
Ограничить 75
Затрудняюсь ответить 6
Порнографические материалы Оставить свободным 6
Ограничить 90
Затрудняюсь ответить 3
Призывы к вступлению в религиозные секты Оставить свободным 4
Ограничить 91
Затрудняюсь ответить 5
Призывы к вступлению в радикальные, экстремистские группировки и движения Оставить свободным 5
Ограничить 92
Затрудняюсь ответить 4
Информация о суициде (самоубийствах) Оставить свободным 7
Ограничить 89
Затрудняюсь ответить 4
Сцены агрессии, насилия и жестокости (видео, компьютерные игры, ролики и пр.) Оставить свободным 6
Ограничить 91
Затрудняюсь ответить 3
Информация об оружии, взрывчатых веществах и их производстве из подручных материалов Оставить свободным 6
Ограничить 89
Затрудняюсь ответить 5
н Не стоит бороться с подобной информацией в Интернете, это бесполезно, так как Интернет является неконтролируемым пространством. Опытные программисты (хакеры) с легкостью могут обойти все установленные барьеры
м Стоит бороться с подобной информацией в Интернете, это необходимо, так как любое сокращение объема такой информации в Интернете способно снизить для населения угрозу, вызванную ее распространением
и Затрудняюсь ответить
Рисунок 2 — С каким из следующих мнений Вы в большей степени согласны? (закрытый вопрос, один ответ, % от тех, кто пользуется Интернетом)
Рисунок 3 — Сегодня в нашей стране обсуждается идея внесения сайтов, содержащих опасный контент, в международный Единый «черный список» сайтов сети Интернет. Любой человек сможет пожаловаться в специальную организацию на Интернет-сайт, где он встретил вредоносную информацию. Сайт будет внесен в «черный список» и закрыт. Поддерживаете или не поддерживаете вы лично такую идею? (закрытый вопрос, один ответ, % от тех, кто
пользуется Интернетом)
ВИРТУАЛЬНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ УБ. РЕАЛЬНАЯ ЖИЗНЬ: ВЫБОР «ИНТЕРНЕТЧИКОВ»
21-22 июля 2012 г.
В ряде случаев пользователи Интернета склонны относиться с большим доверием к информации, получаемой за пределами Сети, нежели к той, что получают из нее. Так, советам друзей и знакомых респонденты доверяют больше (73%), чем Интернет-форумам (47%) и отзывам на сайтах (48%). Аналогично, печатные издания и телевизионные выпуски новостей также пользуются большим довериям, чем Интернет-СМИ (63 и 70% против 56%). В то же время, социальные сети вызывают у респондентов больше доверия (62%), чем незнакомые люди на улице (54%), а информации в печатных справочниках респонденты доверяют меньше, чем той, что размещена в Интернет-энциклопедиях (54% против 57%). Еще один пример доверия информации в Интернете — данные, размещенные на официальных сайтах организаций (51%). В целом, пользователи Интернета чаще обращаются к возможностям, существующим оффлайн, нежели к Интернет-сервисам и ресурсам. Яркие примеры — СМИ: телевидение (традиционное телевидение смотрят 89% опрошенных, онлайн-ТВ — 36%), радио (обычное радио слушают 65%, онлайн-радио — 30%), пресса (печатные издания читают 77%, в Интернете — 59%). Однако некоторые Интернет-ресурсы даже более популярны, чем традиционные. Например, электронная почта более востребована, чем обычные письма (76% против 23%), а онлайн-игры востребованы практически в той же степени, чем реальные игры с друзьями (43% против 47%).
Таблица 6. Если говорить о разных видах информации, каким из них Вы доверяете, а каким нет? (закрытый вопрос, один ответ по каждой позиции, % от пользователей Интернета, приведены доли респондентов, доверяющих данным видам информации)
Советы знакомых, друзей (не в Интернете) 73
Выпуски новостей на ТВ, радио 70
Печатные издания (газеты, журналы) 63
Социальные сети 62
Народные энциклопедии в Интернете (например: Википедия) 57
Интернет-издания (онлайн газеты, новостные порталы, онлайн-ТВ) 56
Информация в печатных справочниках 54
Незнакомые люди на улице и в других публичных местах 54
Информация, размещенная на официальных Интернет- ресурсах компаний и организаций 51
Интернет-магазины 32
Отзывы покупателей в Интернете (не знакомых Вам лично) 48
Форумы, блоги, чаты в Интернете 47
Реклама на ТВ, в печатных журналах и газетах, уличная реклама 31
Информация электронной рассылки от компаний и Интернет-магазинов, на которую Вы подписаны 30
Информация, содержащаяся в массовой рассылке 19
Реклама в Интернете (контекстная, баннерная и т.п.) 18
Информация о людях на сайтах знакомств 12
Таблица 7. Если говорить о разных видах Интернет-ресурсов, какими из них Вы пользуетесь и как часто? (закрытый вопрос, один ответ по каждой позиции, приведены доли респондентов, с той или иной частотой пользующихся данными ресурсами, % от пользователей Интернета)
Пользуются
Интернет-магазины 42
Электронная почта 76
Геосервисы 25
Электронные книги 37
Пользуются
Форумы, блоги 61
Интернет-игры 47
Онлайн-тв 36
Интернет-издания 59
Социальные сети 85
Онлайн-радио 30
Онлайн знакомства 25
Таблица 8. Как часто вы совершаете следующие действия (не в Интернете)? (закрытый вопрос, один ответ по каждой позиции, приведены доли респондентов, с той или иной частотой совершающих такие действия, % от пользователей Интернета)
Совершают такие действия
Покупаю вещи в магазинах 83
Пишу и отправляю письма 23
Пользуюсь картами 38
Читаю печатные книги 48
Беру советы у друзей 75
Играю с друзьями в игры 43
Смотрю ТВ 89
Читаю печатные журналы 77
Встречаюсь с друзьями 92
Слушаю радио 65
Знакомлюсь с людьми 52