ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ
УДК 070 (4/9)
ББК 76.01 (2Рос=Чув)
И. В. ВАРЛАМОВА
СМИ ЧУВАШИИ КАК ИНСТРУМЕНТ ФОРМИРОВАНИЯ ОБРАЗА РЕГИОНА
Ключевые слова: средства массовой информации, пресса, Чувашия, журналистика, медиаобраз, конвергенция, глокализация, интеграция, общественное мнение, образ региона.
В формировании современного образа Чувашии одна из ведущих ролей принадлежит республиканским СМИ. На медиарынке России они представлены мощным информационно-издательским комплексом, модернизирующимся в соответствии с реалиями современной действительности и уверенно смотрящим в будущее.
I. VARLAMOVA
MASS MEDIA OF CHUVASHIA AS A TOOL OF FORMING THE IMAGE OF THE REGION Key words: mass media, press, Chuvashia, journalism, media image, convergence, gloca-lization, integration, public opinion, image of a region.
At the formation of the modern image of Chuvashia one of the leading roles belongs to the Republican mass media. On the Russian mass media market they are presented as a powerful information-publishing complex, modernizing in accordance with the realities of contemporary reality and confidently looking into the future.
Согласно официальным данным, на сегодняшний день на местном уровне медиапортрет республики формируют 185 зарегистрированных средств массовой информации, в том числе 133 печатных, а также электронные СМИ, радио и ТВ-программы, информагентства, Чувашское книжное издательство.
При этом Чувашия - один из немногих регионов, где пресса продолжает активно развиваться и удерживать прочные позиции. Тиражи печатных изданий в последние годы здесь демонстрирует стабильность и даже постепенный рост. По данным Ассоциации распространителей печатной продукции (АРПП), по итогам подписки на газеты и журналы на первое полугодие 20l3 г. по сравнению с соответствующим периодом 2012 г. в Чувашии подписные тиражи выросли на 5%. Хотя в целом по стране прослеживается прямо пропорциональная отрицательная динамика.
Наиболее уверенно в ходе подписных кампаний чувствуют себя районные и городские газеты республики. Так, по итогам 2011 г. рост числа их подписчиков составил 6% к показателям 2010 г. Подписка на республиканские газеты выросла на 1,6%. По данным Мининфорполитики Чувашии, в 2013 г. районные и городские издания по-прежнему остаются востребованными, их тираж в 2012 г. увеличился на 3,7% и в совокупности составил 85 тыс. экземпляров [1]. В контексте общероссийской тенденции снижения тиражей ситуация на рынке печатных СМИ республики выглядит оптимистично. А значит, население Чувашии по-прежнему читает местную прессу, доверяет и прислушивается к ней.
Корни этой доверительной привязанности уходят в далекое прошлое, в котором появление чувашской печати стало событием знаковым и желанным для всего чувашского народа.
Исторически возникновение журналистики в крае было тесно связано с желанием первых идеологов чувашского просвещения скорректировать репутацию национального сообщества как бесперспективного и обреченного на вымирание в результате вырождения коренной культуры и письменности.
Еще до появления подлинно национальных газет первые чувашские публицисты XVI - XIX вв. в прессе соседствующих губерний делали попытки ре-презентовать широкой общественности положительный образ края и насе-
ляющего его народа. В своих статьях они старались развеивать мифы, порождающие ошибочные представления о чувашах как о темной и неспособной к развитию, созданию духовно-ценностных благ нации.
Мифы эти были рождены и подпитывались дискриминационной политикой царской власти в отношении малых нерусских народностей. Она предполагала подавление стремления инородцев к этнокультурному строительству и просвещению, поскольку такое положение дел облегчало возможности управления и манипулирования ими. Ожидалось, что при таком раскладе с течением времени чувашский народ продолжит ассимиляцию с русскими вплоть до полного исчезновения коренной культуры.
В сложившейся ситуации чуваши, по сути, многие годы находились в условиях языкового, информационного, образовательного, культурного, экономического и политического неравенства. В результате проводимой властями политики не то что периодика, но и книги для чувашей почти не издавались. С 1800 г. по 1871 г. было издано на чувашском языке только 20 книг, да и те с целью пропаганды. Из них 17 были религиозного содержания, остальные славили царский режим [7], русский и славянский тексты в них переводились на чувашский язык дословно, без литературной редакции. Сам чувашский текст печатался русскими буквами, а потому язык фонетически искажался, зачастую до неузнаваемости и был непонятен чувашам.
Первые образцы чувашской публицистики создавались для народа, во имя его интересов и, что немаловажно, выходцами из простонародья. Они сыграли существенную роль в конструировании адекватных представлений о возможностях и перспективах развития нации и подготовке почвы для преобразований в социальной жизни этноса.
Впоследствии лучшие традиции чувашской публицистики продолжает первая национальная газета «Хыпар» («Весть»). Ее появление стало возможным только в начале ХХ в. и было сопряжено со многими бюрократическими трудностями. Созданная по замыслу и на средства народных энтузиа-стов-интеллигентов газета была скептически встречена властями, но тепло принята населением и в дальнейшем широко поддерживалась им не только идейно и деятельностно, но и материально.
Дебютный номер «Хыпар» увидел свет 8 января (21 января по новому стилю) 1906 г. Несмотря на то, что на первом этапе своей жизни издание просуществовало недолго, исследователи отмечают его важнейшее значение в культурном наследии чувашского народа.
Благодаря газете впервые в истории края чувашский народ обрел свою трибуну и голос. При участии первых народных корреспондентов и издателей газеты «Хыпар» становится информационным вестником, проводником просвещения, побудителем культурного строительства, средством пробуждения социально-политического сознания чувашей, рычагом этноконсолидации, каналом формирования социально-рентабельного образа Чувашского края и его населения. В конечном счете газета сыграла значительную роль в эволюции нации, сделала необратимым процесс развития национальной печати, которая впоследствии стала продолжателем ее традиций.
В статье «Против узости и пессимизма» А.М. Горький так писал о событиях тех лет: «... в 1905 году племя чувашей пыталось издавать газету, она сущее-ствовала год, имея тысячу подписчиков и миллион чувашей. За последние 10 лет чуваши создали 5 газет, одна имеет уже 10 тысяч подписчиков, выросло до тысячи число корреспондентов, существует чувашское книгоиздательство, создан в Чебоксарах национальный музей, библиотека, оркестр, хор. До революции было 30 чувашей с высшим образованием, сейчас их 600» [2. ^ 23].
В советский период власти начинают массовую подготовку национальных профессиональных квалифицированных кадров во всех сферах деятельности, создают условия для создания этнически окрашенной социокультурной инфраструктуры, идеологически и материально поддерживают индустрию национальной печати. Все это формирует благоприятные условия для развития национального института СМИ, литературы, полиграфической отрасли.
Крепнет кадровая, материальная база чувашской прессы, происходит ее законодательная поддержка. В апреле 1923 г. XII съезд партии принимает резолюцию о дифференциации газет и журналов. «Для каждого основного слоя читателя, - говорится в постановлении съезда, - необходимо создать особый тип газеты» [3. С. 40]. Для этих и других целей СМИ получают значительные финансовые вливания в виде государственных дотаций.
Это способствует росту количества периодики, появлению новых типов изданий - активное развитие получает фабрично-заводская, партийная и районная пресса. Кроме того, происходит процесс дробления национальной периодики по тематическому содержанию: помимо общественно-политических и аграрных изданий появляется молодежная, литературно-художественная, сатирическая пресса.
В 1930-х гг. газеты и типографии появляются уже во всех районах. Они, наравне с клубами, становятся центрами общественной и культурной жизни. Пресса не просто описывает события, а активно участвует в жизни колхозов, оказывая сельским жителям посильную помощь в организации хозяйства и организуя их досуг.
«В каждой деревне сплачивались колхозы. И газетчики, и полиграфисты стали их постоянными помощниками, - вспоминает в те годы редактор передвижной газеты «За колхоз» Н.Т. Васянка. - Колхозу «Янду» мы помогли купить косилку. На средства, пожертвованные нашими коллективами, также купили сеялку» [3. С. 50]. В его воспоминаниях также рассказывается, как районные типографии и редакции проводили культурно-массовую работу, устраивали концерты, организовывали самодеятельность: хоровые, спортивные, оркестровые и драматические кружки.
В связи с ростом количества периодики и книг в 1933 г. создается газетножурнальное издательство. В 1935 г. в Чебоксарах построен Дом печати с собственной типографией, здесь размещаются редакции республиканских газет и журналов, книжное издательство, а также правление Союза писателей Чувашии.
В послевоенные годы информационно-издательская отрасль Чувашии развивается ускоренными темпами. В 1981 г. в республике выходит уже 56 газет и 5 журналов общим тиражом 700 тыс. экз. В каждую семью в среднем поступает по 4 периодических издания [4. С. 20].
В этот период, а также на протяжении, пожалуй, всего времени действия в стране коммунистического режима, наиболее популярными игроками пресс-поля Чувашии, флагманами печати являются три республиканские газеты: общественно-политические «Коммунизм ялаве» («Знамя коммунизма» - выходит под этим названием с 1952 г., преемник «Хыпар») и «Советская Чувашия», а также первая молодежная газета, пережившая несколько переименований - «£амрак коммунист» («Молодой коммунист», выходит также в русскоязычном формате).
Пресса Чувашии советского периода сыграла большую роль в вовлечении населения в общественно-политическую жизнь страны и края, популяризации всеобщего образования, национальной культуры и разного рода новаций. Она была проводником передовых идей. В частности, именно ей принадлежит большая роль в создании в крае книгоиздательской отрасли. Малоизвестно, что национальная пресса оказала значительное влияние и на распространение на тер-
ритории республики радиовещания. Большую информационную поддержку печать оказала и в период становления в Чувашии телевидения (1960-е гг.).
Хотя партийная принадлежность оказала на печать этого периода пропагандистское воздействие со всеми вытекающими последствиями, можно говорить о том, что в остальном национальная пресса этого времени продолжает традиции первой чувашской газеты «Хыпар». Она не меняет своих позиций: готовит почву для внедрения передовых преобразований, технологий и идей, большое внимание уделяет национальному вопросу, народным чаяниям, всестороннему информированию читателей о самых важных событиях и свершениях, отражает идентичную реалиям картину жизни региона, в конечном счете формируя его медиапортрет, сотканный из сотен тысяч публикаций.
«Прежде всего, сказалось страстное желание журналистов служить народу, которое они сумели сохранить, хоть и работали долгие годы под тяжелым гнетом запретов и указаний вождей», - объяснит позднее этот факт редактор Шемуршинской районной газеты «Коммунизм дуле» («Путь коммунизма») П. Фомин в одном из своих интервью [7. С. 2].
В конце Хх в. постепенное появление новых законодательно закрепленных свобод, связанных с переходом государственной политики на новые «рельсы» демократизации, значительным образом отражается на функционировании системы СМИ и на общественной жизни в целом.
С открытием для гласности новых тем и новых возможностей для самих журналистов работникам пера стало работать интереснее, но и труднее. Реформы переходного периода, несмотря на свой либеральный характер, ставят в непростое положение редакции газет и журналов. СМИ, как и другие отрасли хозяйства страны, терпят серьезные убытки.
Даже в самые сложные годы жители Чувашии проявляют большую заботу о местных изданиях, многие и в это время не отказываются от подписки. Люди безвозмездно спонсируют любимые газеты, вскладчину, «всем миром», спасая их от разорения: «Особую уверенность вселяет в нас поддержка народа. Только в нынешнем году десятки селян перечислили на наш счет тысячи рублей из своих сбережений. <...> И, главное, надеемся на дальнейшую дружбу с нашими постоянными подписчиками, которые, несмотря на «кусачие цены», не расстанутся с нашей газетой и в следующем году» [7. С. 2].
В 1994 г. постановлением № 5 Кабинета министров Чувашской Республики от 31 марта 1994 г. было образовано Министерство информации и печати Чувашской Республики. Оставшаяся практически без финансирования отрасль получила существенную поддержку со стороны властей.
В этот период важной вехой развития информационной отрасли края стало ее полноправное интегрирование в российское и международное информационное пространство благодаря курсу на развитие информатизации, объявленному в то время президентом Чувашской Республики Н.В. Федоровым. В качестве одного из приоритетов развития республики он провозгласил создание общереспубликанской компьютерной сети, которая позволила бы решить две основные задачи: создание технических возможностей для решения информационных задач и, затем, постепенное заполнение информационного пространства.
В рамках осуществления поставленных задач в 1995 г. была создана система компьютерной Интранет-связи между министерством и рядом подведомственных газет. Все редакции, а также Чувашское книжное издательство были оснащены компьютерным оборудованием, модемным доступом к Интернету. На завершающем этапе все государственные, и по желанию - других форм собственности, печатные и электронные СМИ республики были объединены в сеть «СМИ Чувашии». Сеть имеет выход на сервер Администрации президента ЧР, министерства и ведомства республики, местные органы вла-
сти и управления, федеральные компьютерные сети. Так впервые в России была создана своя информационная система средств массовой информации, в которую включены и редакции всех районных газет.
Это начинание положило начало новому медиатренду - процессу конвергенции печатных СМИ региона. Игроки республиканского пресс-поля начали освоение сети, в рамках газетных проектов запустили Интернет-версии своих изданий. Сайты районных газет, подведомственных министерству, организовали на базе портала органов власти республики www.cap.ru. На сегодняшний день свои Интернет-версии есть у всех городских и районных, республиканских газет Чувашии. Это позволяет им сохранять конкурентоспособность и шагать в ногу со временем, с одной стороны, и с другой - выходить со своими локальными информационными продуктами на глобальный уровень -за рамки своего региона, страны, а значит, и расширять свою аудиторию.
Еще один мощный тренд второй половины девяностых, позволивший местной прессе в сложной экономической ситуации не только остаться на плаву, но и усилить свои позиции, - процесс интеграции. С целью улучшения материального положения газет и журналов в республике создаются издательские дома (как юридические лица) в форме объединения типографий и редакций. Объединение усилий позволяет более эффективно решать возникающие проблемы, сократить управленческий аппарат и расходы. В частности, появляется возможность более целесообразно использовать деньги, выделяемые на поддержку средств массовой информации. За счет объединения значительно выросла доходность «районок» (в среднем на 20%, а кое-где и на 40%).
Интеграция государственных СМИ в издательские дома позволила выжить многим из них в условиях экономического кризиса 1998 г. Отметим, что Чувашия первой в России реализовала эту концепцию в государственном секторе СМИ. Так в регионе появились новые издательские дома. Наиболее крупными стали «Хыпар» (этому способствовало создание редакционным коллективом предприятия на базе газеты ряда новых изданий) и «Советская Чувашия» (она объединила под одной «крышей» несколько газет и сеть по распространению периодики). Процессы слияния произошли и в частном секторе. Коммерческие масс-медиа региона начали объединяться в медиаконцерны, нередко помимо средств массовой информации интегрирующие в свою структуру непрофильные бизнес-активы.
Третья векторная тенденция периода - глокализация российских медиаактивов. Общероссийские массовые еженедельники в рамках политики регионализации продают свои франшизы в регионы, где организуются франчайзинговые локальные редакции, а также открывают на партнерских условиях региональные представительства, где готовятся региональные вкладки к центральным изданиям с материалами о местных событиях. Так, в Чувашии появились сначала «“Аргументы и факты” Чувашия», потом «“Московский комсомолец” в Чебоксарах» и «“Комсомольская правда” Чувашия». Эти российские адаптированные к локальному региону продукты также стали популярны среди местного населения. Далее этой схемой воспользовались и другие издания, в частности, появившаяся «жёлтая» пресса, например, газета «Жизнь», а также развлекательные журналы-телегиды «Телесемь» и «Теленеделя».
Отметим, что тиражи прессы (а также книжной продукции) периода демократизации значительно скромнее советских. Сказываются появившееся богатое разнообразие на рынке масс-медиа, возросшая конкуренция, в том числе и с электронными СМИ, а также с международными средствами массовой информации, которые в обилии развернулись на информационном поле страны и региона. Падение тиражей было также обуславлено годами финансовых неурядиц, когда резкое и продолжительное снижение платежеспособности заста-
вило аудиторию умерить свои читательские «аппетиты», сократить количество выписываемых газет в среднем с четырех до одного наиболее интересного издания, а нередко и вовсе отказаться от подписки. Рост цен, правда, оказался менее ощутим в секторе государственных дотационных изданий региона, где сдерживать рост подписных цен помогали власти республики.
Заметим, падение тиражей не свидетельствует о снижении интереса и доверия к прессе в целом. На сегодняшний день, согласно социологическому исследованию, проведенному Чувашским государственным институтом гуманитарных наук, популярность местных СМИ среди населения республики растет. Со стороны читательской аудитории происходит повышение интереса к региональным, локальным новостям. Причем жители Чувашии при выборе источника информации отдают большее предпочтение местным газетам, нежели радио и телевидению [1].
Исследование чувашской республиканской общественной организации социологов «Центр политических и маркетинговых исследований “СОЦИС-М”» также показывает, что именно пресса среди прочих средств массовой информации в Чувашии - бесспорный лидер в рейтинге доверия у населения. При этом из общественно-политических изданий больше всего читатели региона верят «Советской Чувашии» - за нее отдали свой голос 19% опрошенных, 12% респондентов доверяют «“Аргументам и фактам” Чувашия», 9% -газете «“Московский комсомолец” в Чебоксарах» [5. С. 62]. Очевидно, что доверие аудитории порождает и интерес: аналогичным же образом места распределились и в рейтинге популярности.
Таким образом, на протяжении многих лет местная пресса была и остается трендсеттером информационного рынка Чувашской Республики, именно коммуникационные каналы печатных СМИ можно считать одним из основных инструментов формирования общественного мнения в регионе, а значит, и ведущим каналом конструирования медиаобраза Чувашии.
Анализ республиканских изданий позволяет нам объяснить причину стабильной популярности местных изданий среди населения республики. Сегодня, следуя лучшим традициям местной журналистики, корреспонденты чувашских газет по-прежнему продолжают «ходить в народ» и не живут исключительно в он-лайне. Они смотрят на мир глазами своих читателей, существуют с ними в одной ментальности, рассказывают о самых актуальных событиях, позволяя составить полноценное представление о разных сторонах жизни края.
При этом местная пресса шагает в ногу со временем, активно включена в глобальное международное информационное пространство, что позволяет ей расширять свою аудиторию, напрямую общаться со своими читателями и позиционировать регион далеко за его пределами. Сохраняя лучшие традиции и воспринимая инновации, пресса Чувашии не растеряла наиболее ценный капитал, которым владела - доверие аудитории и единение с ней.
Литература
1. В Чувашии местные издания популярнее федеральных [Электронный ресурс] // Минин-формполитики Чувашии: офиц. сайт. 11Р1-:Ь|Нр://\«\«\«.сар.ги/1п(:о.а8рх?доу_1<^=243&1<^=2691719& 1уре=пе\«8&раде=5&8|2е=20.
2. Горький М.А. Рабселькорам (письма). М.: Правда, 1928. 24 с.
3. Изоркин А.В., Петров А.П. Издательству и полиграфии в Чувашии 50 лет. Чебоксары: Чувашкнигоиздат, 1970. 72 с.
4. Михайлов А. Трибуна партийного и общенародного мнения // Блокнот агитатора. 1981. № 7. С. 19-21.
5. Моисеев А.Н. Средства массовой информации и общественное сознание / Чуваш. гос. пед. ун-т. Чебоксары, 2009. 140 с.
6. Печать Чувашской АССР / сост. М.И. Петрова. Чебоксары: Чуваш. гос. изд-во, 1957. 63 с.
7. Тимофеев А. Изменилось не только название // Советская Чувашия. 1993. № 172(20375).
ВАРЛАМОВА ИРИНА ВЛАДИМИРОВНА - аспирантка кафедры печатных СМИ, Академия медианидустрии, Россия, Москва ([email protected]).
VARLAMOVA IRINA - post-graduate student of Print Media Chair, Academy of the Media Industry, Russia, Moscow.
УДК 332.1 ББК 65.04
И.В. ВАРЛАМОВА ИМИДЖ РЕГИОНА КАК РЕПУТАЦИОННЫЙ КАПИТАЛ
Ключевые слова: регион, паблик рилейшнз, геоимиджирование, имидж региона, репутация, аудитория, конкуренция, капитал.
Создание когнитивной имиджевой структуры региона имеет своей целью не просто получение социального одобрения от целевой аудитории. Стратегии геоимиджирова-ния ориентированы на содействие в решении ряда прагматических задач, которые в конечном счете подразумевают обеспечение территории социально-рентабельной репутации, возникновение «прибавленной стоимости», увеличение позитивной эмоциональной капитализации региона в восприятии целевыми группами. Многие идеи и практические наработки по формированию имиджа территорий еще не корреспондировались в теорию непосредственно и не подвергались научной апробации, что оставляет их за рамками когнитивного восприятия большинства специалистов по связям с общественностью. Вопрос о сущности и трактовке феномена регионального имиджа до сих пор также остается открытым.
I. VARLAMOVA IMAGE OF A REGION AS REPUTATION CAPITAL
Key words: region, public relations, geoimaging, the region's image, reputation, audience, competition, capital.
The creation of cognitive image structure of a region aims not just for social approval from the special audience. The strategies of the geoimaging are oriented on the assistance in solving a diversity of pragmatic tasks that ultimately imply the supplying of a territory with socio- profitable reputation, an occurrence of «added value», an increase of positive emotional capitalization of a region in the perception by special groups. Meanwhile many of the ideas and practical experience of image formation of the territories have not yet corresponded to the theory itself and not subjected to scientific approbation that leaves them outside the cognitive perception of the majority of specialists in public relations. Including, a question about the nature and interpretation of the phenomenon of regional image remains until now open.
Наличие положительной репутации территориального пространства в сознании целевых групп способствует переходу от знания к доверию, т.е. прогнозированию политико-культурного «поведения» в желательном ключе внутри государства и в рамках международных отношений, а также внутри самой территориальной общности. Предсказуемость поведения, надежность в сотрудничестве, устойчивость ожидаемых характеристик во времени, являющиеся компонентами положительной репутации в конечном счете, - есть важная часть механизма принятия внешне- и внутриполитических и экономических решений. Для региона это означает наличие дополнительного конкурентного преимущества при решении тех или иных конъюнктурных вопросов - продвижении политико-экономических и социальных интересов, привлечении капитала и ресурсов для региональных программ, установлении трансграничного экономического и гуманитарного сотрудничества и т.д. Ведь очевидно, что российские регионы находятся в условиях неравномерного экономического и социокультурного развития и ведут между собой конкурентную борьбу за внимание общественности и капиталовложения как внутригосударственных структур, так и зарубежных инвесторов не меньше, чем корпорации на национальной и общемировой глобальной арене. Все это выводит проблемы геоимиджирования на принципиально новый уровень осмысления.
В последние годы проблемы эффективного территориального имиджбил-динга и необходимости специализированного, планомерного и профессиональ-