СТРОИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ И ИЗДЕЛИЯ
Научная статья УДК 691
http://doi .org/10.24866/2227-6858/2024 -4/96-112
Смеси высокой проникающей способности для оснований дорожных одежд
Сергей Васильевич Клюев1, Светлана Васильевна Золотарева1, Нарман Аюбович Аюбов2, Роман Сергеевич Федюк3,4И, Юрий Леонидович Лисейцев5
1 Белгородский государственный технологический университет им. В.Г. Шухова, Белгород, Россия
2 Комплексный научно-исследовательский институт им. Х.И. Ибрагимова Российской академии наук, г. Грозный, Россия
3 Дальневосточный федеральный университет, Владивосток, Россия
4 Институт химии ДВО РАН, Владивосток, Россия
5 Приамурский государственный университет имени Шолом-Алейхема, Биробиджан, Россия И [email protected]
Аннотация. Состояние отечественной дорожной сети требует значительного количества строительных и ремонтных мероприятий, в том числе направленных на повышение долговечности оснований дорожных одежд. Разработана широкая номенклатура смесей высокой проникающей способности (СВПС) из композиционных вяжущих, измельчённых до S^ = 500 м2/кг, получаемых на основе ЦЕМ I 42.5 Н ЗАО «Белгородский цемент», частично замещенного техногенными ресурсами с добавкой суперпластификатора Полипласт ПФК-НЛМ. Характеристика вязкости разработанных смесей свидетельствует об их высокой проникающей способности, так как время истечения исследуемых материалов через вискозиметр Марша при В/В=0,62 и расходе воды 140 л/м3 составляет 33-39 секунд. Начало схватывания составляет не менее 75 минут, что позволяет осуществлять эффективное закрепление оснований дорожных одежд. Композиционное вяжущее способствует значительному повышению ранней прочности СВПС на сжатие (до 56% по сравнению с контрольным составом) и на изгиб (до 75%). Отношение прочности на растяжение при изгибе и на сжатие разработанных составов (во вторые сутки составляет 0,13, в седьмые - 0,11, а в 28-е - 0,12) зачастую превышает аналогичную характеристику контрольного состава, несмотря на замещение портландцемента более 50 мас. % отходами мокрой магнитной сепарации (ММС) железистых кварцитов, ТВМ и СП, что указывает на развитие трещиностой-кости материала. Установлено увеличение деформативных характеристик затвердевшей на КВ -50СП+1%ТВМ по сравнению со смесью на цементе ЦЕМ I 42.5 Н на 112%. Исследования деформативных свойств смесей позволяют сделать вывод о том, что на основе разработанных СВПС и щебня из метаморфических сланцев возможно получение бетонов для дорожных оснований, соответствующих нормативной документации для данного вида строительства. Испытания образцов укрепленных щебеночных оснований на весь комплекс физико-механических свойств и эксплуатационных характеристик показали, что разработанные составы СВПС позволяют при укреплении щебеночных оснований получать бетоны класса В5-В10, и их можно использовать при устройстве оснований II категории автомобильных дорог.
Ключевые слова: материал, дорога, покрытие, основание, смесь
Для цитирования: Клюев С.В., Золотарева С.В., Аюбов Н.А., Федюк Р.С., Лисейцев Ю.Л. Смеси высокой проникающей способности для оснований дорожных одежд // Вестник Инженерной школы Дальневосточного федерального университета. 2024. № 1(58). С. 96-112.
BUILDING MATERIALS AND PRODUCTS
Original article
High penetrating mixtures for road bases
Sergey V. Klyuyev1, Svetlana V. Zolotareva1, Narman А. Ayubov2, Roman S. Fediuk3,4^, Yury L. Liseitsev5
1 Belgorod State Technological University named after VG. Shoukhov, Belgorod, Russia
2 Kh. Ibragimov Complex Institute of the Russian Academy of Sciences, Grozny, Russia
3 Far Eastern Federal University, Vladivostok, Russia
4 Institute of Chemistry, Far Eastern Branch of the Russian Academy of Sciences, Vladivostok, Russia
5 Sholom-Aleichem Priamursky State University, Birobidzhan, Russia И [email protected]
Abstract. The state of the Russia road network requires a significant number of construction and repair measures, including those aimed at increasing the durability of road bases. A wide range of high penetrating mixtures (HPM) has been developed from composite binders (CB), crushed to Ssp = 500 m2/kg, obtained on the basis of CEM I 42.5 N of Belgorod Cement, partially replaced by technogenic resources with the addition of the superplasticizer Poliplast PFK-NLM. The viscosity characteristics of the developed mixtures indicate their high penetrating ability, because the flow time of the studied materials through the Marsh viscometer at V/B = 0.62 and a water flow rate of 140 l/m3 is 33-39 seconds. The onset of setting is at least 75 minutes, which allows for effective fastening of road pavement bases. The composite binder contributes to a significant increase in the early compressive strength of HPM (up to 56% compared to the control composition) and flexural strength (up to 75%). The ratio of tensile strength in bending and compression one of the developed compositions (on the second day is 0.13, on the seventh one is 0.11, and at grade age is 0.12) often exceeds the similar characteristic of the control composition, despite the replacement of Portland cement by more than 50 wt. % of waste from wet magnetic separation (WMS) of ferruginous quartzites, technogenic fibrous materials (TFM) and superplasticizer (SP), which indicates the development of crack resistance of the material. It was established that the deformation characteristics of the mixture hardened with CB-50SP + 1% TFM increased by 112% compared to the mixture with CEM I 42.5 N cement. Studies of the deformative properties of mixtures allow to conclude that, based on the developed HPM and crushed stone from metamorphic shales, it is possible to obtain concrete for road foundations that comply with the regulatory documentation for this type of construction. Testing of samples of reinforced crushed stone foundations for the entire range of physical and mechanical properties and operational characteristics showed that the developed HPM compositions make it possible to obtain class B5 - B10 concrete when strengthening crushed stone foundations, and they can be used in the construction of foundations of category II highways Keywords: material, road, coating, base, mixture
For citation: Klyuev S.V., Zolotareva S.V., Ayubov N.A., Fediuk R.S., Liseitsev Y.L. High penetrating mixtures for road bases. FEFU: School of Engineering Bulletin, 2024, no. 1(58), pp. 96-112. (In Russ.).
1. Введение
Россия является самой крупной по территории страной в мире, поэтому обеспечение эффективной логистики, включая пассажиро- и товаропоток, является важнейшей государственной задачей. Несмотря на это, состояние отечественной дорожной сети требует значительного количества строительных и ремонтных мероприятий.
Проектирование автомобильных дорог (АД) производится по ГОСТ Р 50597-2017, ГОСТ 33151 и СП 78.13330.2012. Дорожные одежды имеют конструктивные слои, которые выполняют различные функции. Важное значение имеет основание, на котором располагаются остальные слои, так как при малейшей деформации основания происходит медленное, но необратимое разрушение всей дорожной конструкции.
Основание - слой, который совместно с дорожным покрытием перераспределяет и снижает давление от шин транспортных средств, передавая его на нижележащие слои основания или непосредственно на грунт земляного полотна. Основание может быть выполнено из таких материалов, как гравий, песок, щебень и др., и имеет специальную структуру для обеспечения оптимальной прочности и устойчивости.
Цементогрунтовые однослойные основания и покрытия автомобильных дорог во II и Ш дорожно-климатических зонах (ДКЗ) устраиваются из портландцемента классом не ниже 32.5 для покрытий и не ниже 22.5 для оснований [5, 23-24].
Нижний слоя оснований во II - V ДКЗ устраивается с использованием грунтов, закрепленных цементом марки не ниже 200; а на дорогах III категории могут быть использованы магнезиальные портландцементы, шлаковые магнезиальные и другие цементы марки 300 [1, 22, 25].
Зарубежные конструктивные слои дорожных одежд магистральных автомобильных дорог имеют ряд отличительных особенностей:
- основания возводятся в основном из укрепленных каменных материалов, при этом укрепленный грунт используется исключительно в нижних слоях оснований [4, 21];
- функции вяжущих зачастую выполняют не только такие традиционные материалы, как цемент и битум, но и местные низкоактивные ресурсы- гранулированный доменный шлак, шлаковая мука, зола-уноса [2, 20];
- возведение оснований дорожных одежд из бетона класса выше В10 нерационально, поэтому для них применяется тощий бетон или каменные материалы, которые укрепляются цементом (до 5 мас. %) [6,19];
- устройство верхних слоев оснований дорожных одежд осуществляется в основном с применением каменных материалов, которые укреплены органическими вяжущими веществами. Поэтому общая толщина слоев с битумным вяжущим (покрытие + верхний слой основания) достигает (а иногда и превосходит) 20 см [7, 18];
- использование укрепленных материалов открывает возможность применять местные относительно низкопрочные каменные дорожно-строительные ресурсы, которые без осуществления укрепления неприменимы для создания оснований дорог высших категорий [8, 17].
Основание из каменных материалов, закрепленных органическими вяжущими, может быть осуществлено различными методами: из горячего асфальтобетона (черного щебня), путем смешивания на АД щебеня (гравия) с битумом (или битумной эмульсией с портландцементом). пропиткой щебеночного слоя битумом или вяжущими на его основе [9,16].
Широко распространены в дорожном строительстве основания одежд из материалов с применением цемента, что обусловлено использованием местных каменных материалов и грунтов, то есть ресурсов, которые не применяются без укрепления на автомобильных дорогах выше IV категории [10,15, 28]. Для создания оснований с использованием щебня перспективными являются смеси высокой проникающей способности (СВПС) на основе местного природного и техногенного сырья.
Поскольку в Белгородской области отсутствуют месторождения гранита и постоянно возрастает стоимость его транспортировки из других регионов, а также отмечается повышение цен на битум, возникает мысль о массовом устройстве укрепленных оснований дорожных одежд, что обеспечит снижение до минимума ресурсоемкости дорожных одежд с одновременной утилизацией местных техногенных песков и метаморфических сланцев. В данной работе предлагается кроме утилизации техногенного сырья использовать разработанные композиционные вяжущие с целью снижения стоимости цементобетона.
Цель статьи заключается в разработке и комплексном исследовании смесей высокой проникающей способности для оснований дорожных одежд. Задачами по достижению поставленной цели являются: проектирование состава СВПС, исследование их технологических и физико-механических свойств и эксплуатационных характеристик закрепленных оснований.
2. Материалы и методы
Разработана широкая номенклатура СВПС из композиционных вяжущих, измельчённых до SyA = 500 м2/кг, получаемых на основе ЦЕМ I 42.5 Н ЗАО «Белгородский цемент», частично замещенного техногенными ресурсами с добавкой суперпластификатора Полипласт ПФК-НЛМ. Отходы мокрой магнитной сепарации (ММС) железистых кварцитов представляют собой техногенный тонкодисперсный песок темно-серого цвета, состоящий из неокатан-ных частичек кварца (около 60%), полевых шпатов, амфиболов, карбонатов, магнетита, гематита и их агрегатов. В качестве компонентов вяжущего применялись техногенные волокнистые материалы (ТВМ), представляющие собой отходы базальтового производства (минеральной ваты «Изовол»). В качестве мелкого заполнителя применялся полифракционный отсев дробления сланцевого щебня с модулем крупности 2,7. Портландцемент замещался отходами ММС железистых кварцитов в количестве 50 мас. % и 60 мас. % при добавлении 1 мас. % ТВМ и 0,6 мас. % СП. В/В изменялось в диапазоне от 0,57 до 0,67, а пропорция вяжущего и заполнителя была 1 к 8,6.
Удельная поверхность сыпучего сырья исследовалась с применением прибора ПСХ-11. Удобоукладываемость бетонных смесей определялась с применением стандартного конуса по величине расплыва. Вязкость определялась временем истечения раствора через вискозиметр Марша. Значение средней плотности образцов вычислялось делением массы на объем. Прочность на сжатие определялась по стандартной методике ГОСТ 310.4 -81 на кубах с ребром 70 мм. Прочность на растяжение при изгибе определялась трехточечным методом на образцах призматической формы 40*40*160 мм на прессе SHIMADZU. Модуль упругости высчитывался по формуле
Eff=f , (1)
где ai - приращение напряжения вплоть до 30%-ного значения от разрушающей нагрузки;
£1у - прирост деформации образца, соответствующее уровню нагрузки Pi=0,3Pp;
Рр - разрушающая нагрузка;
Pi - соответствующий прирост внешней нагрузки.
Механические свойства закрепленного основания (прочность на сжатие и модуль деформации) оценивались на образцах-цилиндрах.
Согласно ГОСТ 59538-2021 и ГОСТ Р 70308-2022 для инъекционных растворов необходимо оценивать ряд характеристик: водоцементное отношение, удобоукладываемость, во-доотделение, плотность смеси, прочность на сжатие, морозостойкость.
3. Результаты и дискуссия
3.1. Разработка составов и исследование свойств СВПС
Разработанные составы СВПС из композиционных вяжущих, измельчённых до Sуд = 500 м2/кг, приведены в табл. 1.
Таблица / Table 1
CocraB смесей высокой проникающей способности
Composition of mixtures of high penetrating ability
№ состава (используемое вяжущее) Расход, кг на 1 м3 В/В
вяжуще отсев щебня песок вода СП
СВПС1(ЦЕМ I 42.5 Н) 225 1320 620 128 1,35 0,57
СВПС 2(ЦЕМ I 42.5 Н+1%ТВМ) 225 1320 620 128 1,35 0,57
СВПС 3(ЦЕМ I 42.5 Н+СП+1%ТВМ) 225 1320 620 128 1,35 0,57
СВПС4 (КВ-50СП) 225 1320 620 140 1,35 0,62
СВПС5 (КВ-50+1%ТВМ) 225 1320 620 140 1,35 0,62
СВПС6 (КВ-50СП +1%ТВМ) 225 1320 620 140 1,35 0,62
СВПС7 (КВ-60СП) 225 1320 620 151 1,35 0,67
СВПС8 (КВ-60+1%ТВМ) 225 1320 620 151 1,35 0,67
СВПС9 (КВ-60СП +1%ТВМ) 225 1320 620 151 1,35 0,67
Характеристика вязкости разработанных инъекционных растворов свидетельствует об их высокой проникающей способности, так как время истечения исследуемых материалов через вискозиметр Марша для составов СВПС5 и СВПС6 составляет 39 и 33 секунды при В/В=0,62 и расходе воды 140 л/м3 (рис. 1). Достижение равноподвижности СВПС (РК=12-13 см) проводилось путем варьирования водовяжущим отношением. При этом, согласно ГОСТ 59538-2021, все полученные растворы характеризуются маркой по удобоукладываемости П4 (осадка конуса больше 30 см). Начало схватывания составляет не менее 75 минут, что позволяет осуществлять эффективное закрепление оснований дорожных одежд.
>
х
о
СВПС1 СВПС 2 СВПС 3 СВПС 4 СВПС 5 СВПС 6 СВПС 7 СВПС 8 СВПС 9
Состав
Рис. 1. Характеристики подвижности разработанных смесей
Fig. 1. Flowability characteristics of the developed mixtures
Установлено низкое водоотделение - до 14% через 230 минут (рис. 2). Соответственно, данные материалы являются эффективными для строительства оснований дорожных одежд.
16
14
sp 12
о^
аТ s 10
X
и
5 8
et
1-
о о 6
et
о
со 4
СВПС1 СВПС 2 СВПС 3 СВПС 4 СВПС 5 СВПС 6 СВПС 7 СВПС 8 СВПС 9
15
30
45
60 75 90 120 230 Время, мин
Рис. 2. Водоотделение составов с течением времени
Fig. 2. Water separation of compounds over time
Изменение плотности СВПС приведено в табл. 3.
40
39
37
37
36
35
35
33
32
2
0
oo
(N
>5 О X Ct
о
X
ю >
s £
СВПС1 СВПС2 СВПС3 СВПС4 СВПС5 СВПС6 СВПС7
Состав
Рис. 3. Изменение плотности материала
Fig. 3. Changing material density
СВПС 8
СВПС 9
Отмечается увеличение средней плотности затвердевших образцов с применением композиционных вяжущих, особенно в присутствии минерального модификатора, что свидетельствует о повышении плотности упаковки кристаллических новообразований. Применение тонкомолотных композиционных вяжущих приводит к увеличению плотности цементного камня, что может быть полезным для улучшения механических свойств и прочности материала. Помимо этого, рост содержания высокоплотной фазы CSH(I) будет способствовать снижению объема гелевой субмикропористости.
Установлено, что эффект роста прочности при сжатии СВПС увеличивается с применением композиционного вяжущего (рис. 4). Максимальный эффект отмечается для значений ранней прочности, особенно в возрасте 2 суток. В частности, в возрасте 2 суток прочность при сжатии СВПС на КВ-50 с использованием суперпластификатора и минерального модификатора возрастала на 56% по сравнению с бездобавочным составом.
СВПС1 СВПС2 СВПС3 СВПС4 СВПС5 СВПС6 СВПС7 СВПС8 СВПС9
Состав
Рис. 4. Изменение прочности при сжатии СВПС
Fig. 4. Change in compressive strength of HPM
Прочность на растяжение при изгибе также увеличивалась на 75% в этом же возрасте (рис. 5). Это говорит о том, что композиционное вяжущее (включающее портландцемент, отходы ММС железистых кварцитов, ТВМ и СП) способствует значительному повышению ранней прочности СВПС.
СВПС1 СВПС2 СВПС3 СВПС4 СВПС5 СВПС6 СВПС7 СВПС8 СВПС 9
Состав
Рис. 5. Изменение прочности на растяжение при изгибе СВПС
Fig. 5. Change in tensile strength during bending of HPM
S П>
Ь Ю
U 5
О i-
§ £
о. f
н
0 го
1 х
т и ° ?
V 5
Гч| >S
О
и
5 X
и
э
о
X I-
О
X
т
о
I>
и оо
(N
0,43 0,43
0,40 10,40
0,43
0,40 0,40 0,40
СВПС1 СВПС2 СВПС3 СВПС4 СВПС5 СВПС6 СВПС7 СВПС8 СВПС9
Состав
Рис. 6. Отношение 2-суточной прочности к 28-суточной для сжатия и изгиба
Fig. 6. Ratio of 2-day to 28-day strength for compression and bending
Кроме того, отношение значений прочностных свойств во вторые сутки к аналогичным показателям в 28-е также высоко (рис. 6). Для прочности на сжатие это отношение составляет 0,41 (по сравнению с 0,33 у контрольных составов), а для прочности на растяжение при изгибе -0,47 (по сравнению с 0,36 у бездобавочных составов). Это подтверждает стабильность и со-
0,47
0,46
0,41
0,38
хранение высокой прочности СВПС с добавкой отходов мокрой магнитной сепарации, техногенных волокнистых материалов и технического углерода на протяжении всего периода эксплуатации. Высокая ранняя прочность разработанного СВПС позволяет эффективно использовать его для срочного строительства и комплексного ремонта покрытий дорожных одежд, где требуется быстрое создание и восстановление структурной прочности.
К семисуточному возрасту скорость роста прочности на сжатие исследуемого СВПС на КВ в некоторой степени стабилизируется, но все еще превышает значения контрольного состава до 42% (см. рис. 4). При этом прочность на растяжение при изгибе превышает до 50% значения для контрольного состава (см. рис. 5).
Интересно отметить, что отношение прочности на растяжение при изгибе и на сжатие в возрасте 7 суток (0,12) превышает аналогичную характеристику контрольного состава из портландцемента (рис. 7). Это происходит несмотря на замещение портландцементного клинкера более 50 мас. % отходами ММС железистых кварцитов, ТВМ и СП. Высокое значение этого отношения указывает на развитие трещиностойкости материала. Для рационально разработанного состава (СВПС6) отношение прочностей на растяжение при изгибе и на сжатие также повышается с возрастом: во вторые сутки составляет 0,13, в седьмые - 0,11, а в 28-е -0,12. Все эти значения не ниже, а зачастую превосходят значения контрольных составов.
0,14
СВПС1 СВПС2 СВПС3 СВПС4 СВПС5 СВПС6 СВПС7 СВПС8 СВПС9
Составы
Рис. 7. Отношение прочности при сжатии и прочности при изгибе на 2,7 -е и 28-е сутки
Fig. 7. Ratio of compressive strength to flexural strength at 2, 7 and 28 days
Выявлено, что материалы на основе КВ обладают более интенсивным набором прочности по сравнению с контрольными образцами из бездобавочного портландцемента. Это объясняется положительным влиянием поликарбоксилатного химического модификатора и активных наполнителей, которые способствуют уменьшению водопотребности и ускорению гидратации алита и трехкальциевого алюмината, а также повышению тепловыделения. Суперпластификаторы позволяют снизить водопотребность материала, что ведет к улучшению его плотности и компактности. Это способствует более эффективной гидратации клинкерных минералов и формированию более прочной структуры. Кроме того, суперпластификаторы могут также влиять на реологические свойства материала, обеспечивая его более равномерное распределение и заполнение пустот. Полиминеральные компоненты, такие как отходы ММС железистых кварцитов и ТВМ, активно участвуют в гидратационных реакциях и пуццолановой реакции с гидроксидом кальция. Это способствует более интенсивной гидратации и образованию дополнительных прочных продуктов гидратации.
Повышение плотности материала на композиционных вяжущих имеет положительное влияние на его эксплуатационные характеристики и долговечность. Снижение капиллярной
пористости и проницаемости материала для жидкостей и газов приводит к следующим преимуществам:
1. Улучшенная водонепроницаемость: уменьшение капиллярной пористости и проницаемости материала снижает возможность проникновения воды и влаги в его структуру. Это способствует улучшению водонепроницаемости и защите от влагообмена, что особенно важно для материалов, используемых в строительстве и ремонте автомобильных дорог, то есть объектов, подверженных воздействию влаги.
2. Улучшенная устойчивость к химическому воздействию: снижение проницаемости материала также означает, что он будет менее подвержен химическому воздействию различных агрессивных сред, таких как кислоты, щелочи и другие химически активные вещества, которые могут быть разлиты по дорожному покрытию. Это повышает устойчивость материала к коррозии и деградации.
3. Улучшенная механическая прочность: уплотнение микроструктуры материала также способствует повышению его механической прочности. Уменьшение пористости и повышение плотности материала улучшает его способность сопротивляться воздействию внешних нагрузок и деформаций, что ведет к улучшению его прочностных свойств.
4. Улучшенная долговечность: все вышеуказанные факторы - улучшенная водонепроницаемость, устойчивость к химическому воздействию и повышенная механическая прочность - в комплексе позволяют рассчитывать на высокую долговечность материалов и конструкций, изготовленных из них.
Исследования характеристик показало, что физико-механические свойства СВПС, изготовленных на КВ-50 (ММС), во всех случаях превышают характеристики образцов аналогичного состава, изготовленных на других вяжущих, и таким образом позволяют существенно снизить расход клинкерной составляющей.
Все разработанные инъекционные растворы показывают марку по морозостойкости
F2100.
Разработанные высокопроникающие растворы соответствуют требованиям ГОСТ 59538-2021 (табл. 2).
Таблица / Table 2
Соответствие разработанных высокопроникающих растворов ГОСТ 59538-2021
Compliance of the developed highly penetrating solutions with GOST 59538-2021
Характеристика СВПС ГОСТ 59538-2021
Удельная поверхность цемента, м 2/кг 450 300-500
Класс прочности на сжатие B5-B10 B5-B20
Марка по удобоукладываемости П4 (осадка конуса больше 30 см) П1-П4
Водоотделение <8% 2-8%, время полного водоотделения более 30 мин (стабильные)
<16% 8-16%, время полного водоотделения 20-30 мин (условно-стабильные)
Марка по водонепроницаемости W6-W16 W4-W12
Марка по морозостойкости F2100 F15-200
В связи с высокой интенсивностью движения на дорожном полотне большое значение имеет изучение деформативных характеристик. Одним из основных показателей деформирования бетона является модуль упругости, для определения которого испытывались призмы в 28-суточном возрасте в соответствии с требованиями ГОСТ 24452. Продольные деформации призм замерялись с помощью индикаторов часового типа с ценой деления 0,01 мм, на основании чего рассчитывался модуль упругости (рис. 8).
? о
^ a
I
> и
О m
^ 5
СВПС1 СВПС2 СВПС3 СВПС4 СВПС5 СВПС6 СВПС7 СВПС8 СВПС 9
Состав
Рис. 8. Деформативные свойства смесей высокой проникающей способности
Fig. 8. Deformative properties of mixtures of high penetrating ability
Установлено увеличение деформативных характеристик затвердевшей на КВ-50СП+1%ТВМ по сравнению со смесью на цементе ЦЕМ I 42.5 Н на 112%. Исследования де-формативных свойств смесей позволяют сделать вывод о том, что на основе разработанных СВПС и щебня из метаморфических сланцев возможно получение бетонов для дорожных оснований, соответствующих нормативной документации для данного вида строительства
[11,14, 27].
Таким образом, доказана возможность получения бетона для оснований дорожных одежд за счет использования композиционных вяжущих и заполнителя из кристаллических сланцев. Установлено, что прочностные и деформативные свойства бетона с применением КВ-50 на основе отходов ММС выше, чем у бетона контрольного состава на обычном портландцементе, что можно объяснить высокими характеристиками самого композиционного вяжущего (высокой дисперсностью, низкой водопотребностью, высокой активностью), из-за чего улучшается состояние контактной зоны на границе раздела «цементный камень - заполнитель», а также состав и структура новообразований в этой зоне.
Анализ полученных данных показал, что использование отходов ММС железистых кварцитов в качестве мелкого заполнителя является эффективным при получении высокопроникающих смесей и позволяет получить широкую номенклатуру составов СВПС для устройства укрепленных оснований автомобильных дорог. Также целесообразно введение добавок суперпластификаторов, использование которых дает возможность получить одновременно два эффекта - увеличение подвижности бетонной смеси и повышение прочности бетона.
3.2. Укрепление оснований дорожных одежд разработанными смесями
На основе подобранных составов смесей с высокой проникающей способностью были проведены опыты по укреплению слоя щебеночного основания. Образцы формовались методом заливки щебеночного каркаса в формах 15х15х15 см, состоящего из сланцевого щебня фракции 40-70 мм (табл. 3). Ориентировочный расход СВПС на 1 м2 основания составляет 100 кг.
Таблица / Table 3
Характеристики сланцевого щебня закрепляемого основания
Characteristics of shale crushed stone for a fixed base
Наименование показателей Значение
Полные остатки на сите по массе, % d 97,9
То же 0,5^+Б) 67,3
То же Б 6,8
То же 1,25 Б 0
Содержание зерен пластинчатой и игольчатой формы, % 45,2
Содержание глинистых и пылевидных частиц, % 0,5
Содержание глины в виде комков, % 0
Содержание зерен слабых пород, % 0
Марка щебня по прочности 800
Морозостойкость циклов 200
Насыпная плотность 1,3
Класс щебня по содержанию радионуклидов Первый
Средняя плотность укрепленного основания показывает минимальные значения на уровне 2278 кг/м3 для контрольного состава с уплотнением материала при введении суперпластификатора, отходов ММС и минерального модификатора (рис. 9). При этом максимальное повышение средней плотности отмечается для составов с использованием всех этих компонентов (отходы ММС - 50 мас. %, минеральный модификатор - 1,5 мас. %, суперпластификатор - 0,6 мас. %).
2330 -
о
X X
ш
Ё = ш ю о. >
к 5 X
5J
Q.
(-J
2320 2310 2300 2290 2280 2270 2260 2250
СВПС1 СВПС2 СВПС3 СВПС4 СВПС5 СВПС6 СВПС7 СВПС8 СВПС9
Состав
Рис. 9. Средняя плотность укрепленных оснований
Fig. 9. Average density of reinforced bases
Аналогичная тенденция прослеживается и для всего комплекса физико-механических свойств укрепленного основания. Прочность при сжатии, призменная прочность и модуль упругости укрепленного основания показывают минимальные значения на уровне 15,3 МПа, 12,0 МПа и 9,9 ГПа, соответственно для контрольного состава с ростом этих значений при введении суперпластификатора, отходов ММС и минерального модификатора (см. рис. 4, рис. 10). При этом максимальное повышение всех физико-механических свойств отмечается для составов с использованием всех этих компонентов (отходы ММС - 50 мас. %, минеральный модификатор - 1,5 мас. %, суперпластификатор - 0,6 мас. %).
■ Прочность при сжатии, МПа
■ Призменная прочность, МПа
■ Модуль упругости, ГПа
СВПС1 СВПС2 СВПС3 СВПС4 СВПС5 СВПС6 СВПС7 СВПС8 СВПС9
Состав
Рис. 10. Физико-механические свойства укрепленных оснований
Fig. 10. Physico-mechanical properties of reinforced bases
Эти результаты подтверждаются исследованием водопоглощения по массе, где максимальное значение отмечается для контрольного бездобавочного состава (4,7 мас. %) с закономерным снижением при введении рационального содержания как суперпластификатора, так и минерального модификатора (рис. 11). Самое низкое водопоглощение отмечено для состава на композиционном вяжущем КВ-50СП (4,0 мас. %) и КВ-50СП+1%ТВМ (4,1 мас. %). Немного более высокие показатели отмечены у всех составов с 60%-ным замещением портландцемента отходами ММС (4,2 мас. %); равность значений объясняется разбавлением вяжущего, нивелирующего эффективность других малых добавок (суперпластификатор и техногенный волокнистый материал). Низкое водопоглощение означает, что материал имеет малое значение открытой капиллярной пористости. Как результат, низкое водопоглощение приводит к росту морозостойкости (рис. 12).
СВПС1 СВПС2 СВПС3 СВПС4 СВПС5 СВПС6 СВПС7 СВПС8 СВПС 9
Состав
Рис. 11. Водопоглощение по массе укрепленных оснований
Fig. 11. Water absorption by mass of reinforced bases
^■ 100 ■ 100 ■ 100 ■ 100 ■ 100 ■ 100 75 I 75 I 75 I I I I I I
СВПС1 СВПС 2 СВПС 3 СВПС 4 СВПС 5 СВПС 6 СВПС 7 СВПС 8 СВПС 9
Состав
Рис. 12. Морозостойкость укрепленных оснований Fi
Fig. 12. Frost resistance of reinforced bases F1
По результатам испытаний можно сделать вывод, что все значения прочности удовлетворяют требованиям для оснований автомобильных дорог II категории.
Испытания образцов укрепленных щебеночных оснований на морозостойкость показали, что образцы всех подобранных составов на композиционном вяжущем выдержали без каких-либо внешних изменений 100 циклов попеременного замораживания и оттаивания (для контрольных составов на бездобавочном цементе 75 циклов) и характеризуются низкими показателями водопоглощения. Разработанные составы СВПС позволяют при укреплении щебеночных оснований получать бетоны класса В5 - В10, и их можно использовать при устройстве оснований II категории автомобильных дорог [12-13, 26].
Снижение материалоемкости и себестоимости строительства автомобильных дорог возможно за счет применения местных сырьевых ресурсов и, в первую очередь, техногенного сырья.
Это предопределяет необходимость широкого использования для строительства как оснований, так и покрытий автомобильных дор - бетонов с использованием местного сырья и отходов промышленности.
Таким образом, применение смесей с высокой проникающей способностью на основе композиционных вяжущих и техногенных песков для устройства укрепленных оснований позволит не только исключить дорогостоящий щебень, вследствие чего снизится материалоемкость дорожных одежд, но и в значительной степени улучшить экологическую обстановку благодаря утилизации отходов, сотни миллионов тонн которых скопились в отвалах и хвосто-хранилищах горнодобывающих и горно-обогатительных комбинатов.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ
1. Amran M., Fediuk R., Abdelgader H.S., Murali G., Ozbakkaloglu T., Lee Y.H., Lee Y.Y. Fiber-reinforced alkali-activated concrete: a review // Journal of Building Engineering. 2022. Vol. 45. Art. 103638.
2. Aziez M.N., Achour A., Bahaz A., Lakhdari Z. Effect of waste brick powder rich in SiO2 on the physical and mechanical properties of Portland cement concrete containing coarse recycled asphalt pavement aggregates (RAP) // Journal of Building Engineering. 2023. Vol. 76. Art. 107337. https://doi.org/10.1016/j.jobe.2023.107337
3. Chiranjeevi K., Kumar D.H., Yathish R.G., Ravi Shankar A.U. Laboratory investigation on cement-treated recycled concrete aggregate bases for flexible pavements // Materials Today: Proceedings. 2023. https://doi.org/10.1016/j.matpr.2023.03.509
4. Dilip D.M., Sivakumar Babu G.L. System reliability-based design optimization of flexible pavements using adaptive meta-modelling techniques // Construction and Building Materials. 2023. Vol. 367. Art. 130351. https://doi.org/10.1016/jxonbuildmat.2023.130351
5. Fang M., Chen Y., Zhu M. Toughness improvement mechanism and evaluation of cement concrete for road pavement: A review // Journal of Road Engineering. 2023. Vol. 3(2). P. 125-140. https ://doi. org/10.1016/j.jreng.2023.01.005
6. Fediuk R., Mochalov A., Timokhin R. Review of methods for activation of binder and concrete mixes // AIMS Materials Science. 2018. Vol. 5(5). Р. 916-931.
7. Feng S., Gao M., Jin X., Zhao T., Yang F. Fine-grained damage detection of cement concrete pavement based on UAV remote sensing image segmentation and stitching // Measurement. 2024. Vol. 226. Art. 113844. https://doi.org/10.1016/j.measurement.2023.113844
8. Karthikeyan K., Kothandaraman S., Sarang G. Perspectives on the utilization of Reclaimed Asphalt Pavement in concrete pavement construction: A critical review // Case Studies in Construction Materials. 2023. Art. e02242. https://doi.org/10.1016/jxscm.2023.e02242
9. Li C., Lei S., Xiao Q., Pan Y., Han X., Chen Q. An experimental and numerical investigation on the load transfer efficiency of a novel prefabricated cement concrete pavement // Structures. 2023. Vol. 53. P. 963-972. https://doi.org/10.1016/j.istruc.2023.04.130
10. Li Y., Li L., Liu Z. Preparation and evaluation of a fluorinated nano-silica super-hydrophobic coating for cement pavement // Construction and Building Materials. 2022. Vol. 360. Art. 129478. https ://doi. org/10.1016/j. conbuildmat. 2022.129478
11. Махортов Д.С., Загороднюк Л. Х., Сумской Д. А. Вяжущие композиции на основе портландцемента и вулканического пепла // Строительные материалы и изделия. 2022. Т. 5, № 4. С. 30-38. https://doi.org/10.58224/2618-7183-2022-5-4-30-38
12. Murali G., Fediuk R. A Taguchi approach for study on impact response of ultra-high-performance polypropylene fibrous cementitious composite // Journal of Building Engineering. 2020. Vol. 30. Art. 101301.
13. Панарин И.И., Федюк Р.С., Выходцев И.А., Вавренюк С.В., Клюев А.В. Инъекционные растворы на композиционных цементах для закрепления грунтов // Строительные материалы и изделия. 2023. Т. 6, № 4. С. 15-29. https://doi.org/10.58224/2618-7183-2023-6-4-15-29
14. Patil R.R., Katare V.D. Application of fiber reinforced cement composites in rigid pavements: A review // Materials Today: Proceedings. 2023. https://doi.org/10.1016/j.matpr.2023.04.415
15. Pham P.N., Tran T.T.T., Zhuge Y. Rubberized cement-stabilized aggregates: Mechanical performance, thermal properties, and effect on temperature fluctuation in road pavements // Transportation Geotechnics. 2023. Vol. 40. Art. 100982. https://doi.org/10.1016/j.trgeo.2023.100982
16. Sinitsin D.A., Elrefaei A.E.M.M., Glazachev A.O., Kuznetsov D.V., Parfenova A.A., Volokitina I.E., Kayumova E.I., Nedoseko I.V. Study of the characteristics of pavement elements made of rein-forced soil with the use of secondary resources // Construction Materials and Products. 2023. Vol. 6, № 6. Art. 2. https://doi.org/10.58224/2618-7183-2023-6-6-2
17. Sun B., Xu T., Zhang H., Li Y., Huang X., Qi L., Zhao L. Analysis of alkali leaching mechanism on as-built cement concrete bridge deck pavement: View from the perspective of mesostructure characteristics // Construction and Building Materials. 2023. Vol. 409. Art. 134054. https://doi.org/10.1016/j.conbuildmat.2023.134054
18. Wang C., Chazallon C., Jing P., Hornych P., Latour B. Effect of self-cementing properties on the mechanical behaviour of recycled concrete aggregates in unbound pavement layers // Transportation Geotechnics, 2023. Vol. 42. Art. 101054. https://doi.org/10.1016/j.trgeo.2023.101054
19. Wang C., Chazallon C., Braymand S., Hornych P. Thermogravimetric analysis (TGA) for characterization of self-cementation of recycled concrete aggregates in pavement // Thermochimica Acta. 2024. Vol. 733. Art. 179680. https://doi. org/10.1016/j.tca.2024.179680
20. Wang H., Wu Y., Guo Y. In-site health monitoring of cement concrete pavements based on optical fiber sensing technology // Journal of Road Engineering. 2023. Vol. 3, Issue 1. Р. 113-123. https ://doi. org/10.1016/j.jreng.2022.09.003
21. Yao Y., Li S., Jiang Y. Experimental-mechanistic analysis of pavement base deflections measured with light weight deflectometer // Journal of Traffic and Transportation Engineering. 2023. Vol. 10, Issue 2. P. 320-330. https://doi.org/10.1016/jjtte.2021.08.006
22. Zhao H., Yang F., Qian X., Tian Y., Yang H., Li M., Fang Y., Wang J., Ling J. A bio-inspired mineral precipitation method to improve the freeze-thaw resistance of cement concrete pavement // Journal of Cleaner Production. 2023. Vol. 419. Art. 138277. https://doi.org/10.1016/jjclepro.2023.138277
23. Zhao J., Wang X., Zhou B., Wu W., Zheng W., Yuan C. Influence of surface characteristics of cement pavement on ice-concrete adhesion // Construction and Building Materials. 2023. Vol. 394. https ://doi. org/10.1016/j. conbuildmat. 2023.132259
24. Zhao W., Yang Q., Liu J., Wu W. Influence analysis of the selection of foundation model on fatigue stress evaluation results of cement concrete pavement-based on GPR and FWD // Construction and Building Materials. 2022. Vol. 347. Art. 128586. https://doi.org/10.1016/j.conbuild-mat.2022.128586
25. Zhao W., Zhang J., Lai J., Shi X., Xu Z. Skid resistance of cement concrete pavement in highway tunnel: A review // Construction and Building Materials. 2023. Vol. 406. Art. 133235. https://doi.org/10.1016/jxonbuildmat.2023.133235
26. Zhao W., Yang Q., Wu W., Liu J. Structural condition assessment and fatigue stress analysis of cement concrete pavement based on the GPR and FWD // Construction and Building Materials. 2022. Vol. 328. https://doi.org/10.1016/jxonbuildmat.2022.127044
27. Zheng Z., Guo N., Sun Y., Wang J., You Z. A novel approach for the mechanical response of cement concrete pavement structure considering the interlaminar interface shear slip effect // Structures. 2023. Vol. 57. Art. 105066. https://doi.org/10.1016/j. istruc.2023.105066
28. Zhong J., Huyan J., Huang B. A deeper generative adversarial network for grooved cement concrete pavement crack detection // Engineering Applications of Artificial Intelligence. 2023. Vol. 119. Art. 105808. https://doi.org/10.1016/jxngappai.2022.105808
REFERENCES
1. Amran M., Fediuk R., Abdelgader H.S., Murali G., Ozbakkaloglu T., Lee Y.H., Lee Y.Y. Fiber-reinforced alkali-activated concrete: a review. Journal of Building Engineering. 2022, vol. 45, art. 103638.
2. Aziez M.N., Achour A., Bahaz A., Lakhdari Z. Effect of waste brick powder rich in SiO2 on the physical and mechanical properties of Portland cement concrete containing coarse recycled asphalt pavement aggregates (RAP). Journal of Building Engineering. 2023, vol. 76, art. 107337. https://doi.org/10.1016/j.jobe.2023.107337
3. Chiranjeevi K., Kumar D.H., Yathish R.G., Ravi Shankar A.U. Laboratory investigation on cement-treated recycled concrete aggregate bases for flexible pavements. Materials Today: Proceedings. 2023. https://doi.org/10.1016/j.matpr.2023.03.509
4. Dilip D.M., Sivakumar Babu G.L. System reliability-based design optimization of flexible pavements using adaptive meta-modelling techniques. Construction and Building Materials. 2023. Vol. 367. Art. 130351. https://doi.org/10.1016/jxonbuildmat.2023.130351
5. Fang M., Chen Y., Zhu M. Toughness improvement mechanism and evaluation of cement concrete for road pavement: A review. Journal of Road Engineering. 2023, vol. 3(2), pp. 125-140. https ://doi. org/10.1016/j.jreng.2023.01.005
6. Fediuk R., Mochalov A., Timokhin R. Review of methods for activation of binder and concrete mixes. AIMS Materials Science. 2018, vol. 5(5). P. 916-931.
7. Feng S., Gao M., Jin X., Zhao T., Yang F. Fine-grained damage detection of cement concrete pavement based on UAV remote sensing image segmentation and stitching. Measurement. 2024, vol. 226, art. 113844. https:// doi. org/10.1016/j. measurement. 2023.113 844
8. Karthikeyan K., Kothandaraman S., Sarang G. Perspectives on the utilization of Reclaimed Asphalt Pavement in concrete pavement construction: A critical review. Case Studies in Construction Materials. 2023, art. 02242. https://doi.org/10.1016/jxscm.2023.e02242
9. Li C., Lei S., Xiao Q., Pan Y., Han X., Chen Q. An experimental and numerical investigation on the load transfer efficiency of a novel prefabricated cement concrete pavement. Structures. 2023, vol. 53, pp. 963-972. https://doi.org/10.1016/jastruc.2023.04.130
10. Li Y., Li L., Liu Z. Preparation and evaluation of a fuorinated nano-silica super-hydrophobic coating for cement pavement. Construction and Building Materials. 2022, vol. 360, art. 129478. https://doi.org/10.1016/j. conbuildmat.2022.129478
11. Makhortov D.S., Zagorodnyuk L.H., Sumskoy D.A. Binder compositions based on Portland cement and volcanic ash. Construction Materials and Products. 2022, vol. 5, no. 4, pp. 30-38. (In Russ.). https://doi.org/10.58224/2618-7183-2022-5-4-30-38
12. Murali G., Fediuk R. A Taguchi approach for study on impact response of ultra-high-performance polypropylene fibrous cementitious composite. Journal of Building Engineering. 2020, vol. 30, art. 101301.
13. Panarin I.I., Fediuk R.S., Vykhodtsev I.A., Vavrenyuk S.V., Klyuev A.V. Injection mortars based on composite cements for soil fixation. Construction Materials and Products. 2023, vol. 6, no. 4, pp. 1529. (In Russ.). https://doi.org/10.58224/2618-7183-2023-6-4-15-29
14. Patil R.R., Katare V.D. Application of fiber reinforced cement composites in rigid pavements: A review. Materials Today: Proceedings. 2023. https://doi.org/10.1016/j.matpr.2023.04.415
15. Pham P.N., Tran T.T.T., Zhuge Y. Rubberized cement-stabilized aggregates: Mechanical performance, thermal properties, and effect on temperature fluctuation in road pavements. Transportation Geotechnics. 2023, vol. 40, art. 100982. https://doi.org/10.1016/j.trgeo.2023.100982
16. Sinitsin D.A., Elrefaei A.E.M.M., Glazachev A.O., Kuznetsov D.V., Parfenova A.A., Volokitina I.E., Kayumova E.I., Nedoseko I.V. Study of the characteristics of pavement elements made of rein-forced soil with the use of secondary resources. Construction Materials and Products. 2023. vol. 6, no. 6, art. 2. https ://doi. org/10.58224/2618-7183-2023- 6-6-2
17. Sun B., Xu T., Zhang H., Li Y., Huang X., Qi L., Zhao L. Analysis of alkali leaching mechanism on as-built cement concrete bridge deck pavement: View from the perspective of mesostructure characteristics. Construction and Building Materials. 2023, vol. 409, art. 134054. https://doi.org/10.1016/jxonbuildmat.2023.134054
18. Wang C., Chazallon C., Jing P., Hornych P., Latour B. Effect of self-cementing properties on the mechanical behaviour of recycled concrete aggregates in unbound pavement layers. Transportation Geotechnics, 2023, vol. 42, art. 101054. https://doi.org/10.1016/j.trgeo.2023.101054
19. Wang C., Chazallon C., Braymand S., Hornych P. Thermogravimetric analysis (TGA) for characterization of self-cementation of recycled concrete aggregates in pavement. Thermochimica Acta. 2024, vol. 733, art. 179680. https://doi.org/10.1016/j.tca.2024.179680
20. Wang H., Wu Y., Guo Y. In-site health monitoring of cement concrete pavements based on optical fiber sensing technology. Journal of Road Engineering. 2023, vol. 3, Issue 1. Р. 113-123. https ://doi. org/10.1016/j.jreng.2022.09.003
21. Yao Y., Li S., Jiang Y. Experimental-mechanistic analysis of pavement base deflections measured with light weight deflectometer. Journal of Traffic and Transportation Engineering. 2023, vol. 10, iss. 2, pp. 320-330. https://doi.org/10.1016/jjtte.2021.08.006
22. Zhao H., Yang F., Qian X., Tian Y., Yang H., Li M., Fang Y., Wang J., Ling J. A bio-inspired mineral precipitation method to improve the freeze-thaw resistance of cement concrete pavement. Journal of Cleaner Production. 2023, vol. 419, art. 138277. https://doi.org/10.1016/jjclepro.2023.138277
23. Zhao J., Wang X., Zhou B., Wu W., Zheng W., Yuan C. Influence of surface characteristics of cement pavement on ice-concrete adhesion. Construction and Building Materials. 2023. Vol. 394. https ://doi. org/10.1016/j. conbuildmat. 2023.132259
24. Zhao W., Yang Q., Liu J., Wu W. Influence analysis of the selection of foundation model on fatigue stress evaluation results of cement concrete pavement-based on GPR and FWD. Construction and Building Materials. 2022, vol. 347, art. 128586. https://doi.org/10.1016/jxonbuildmat.2022.128586
25. Zhao W., Zhang J., Lai J., Shi X., Xu Z. Skid resistance of cement concrete pavement in highway tunnel: A review. Construction and Building Materials. 2023, vol. 406, art. 133235. https://doi.org/10.1016/jxonbuildmat.2023.133235
26. Zhao W., Yang Q., Wu W., Liu J. Structural condition assessment and fatigue stress analysis of cement concrete pavement based on the GPR and FWD. ConstructionandBuildingMaterials. 2022, vol. 328. https ://doi. org/10.1016/j. conbuildmat. 2022.127044
27. Zheng Z., Guo N., Sun Y., Wang J., You Z. A novel approach for the mechanical response of cement concrete pavement structure considering the interlaminar interface shear slip effect. Structures. 2023, vol. 57, art. 105066. https://doi.org/10.1016/j.istruc.2023.105066
28. Zhong J., Huyan J., Huang B. A deeper generative adversarial network for grooved cement concrete pavement crack detection. Engineering Applications of Artificial Intelligence. 2023, vol. 119, art. 105808. https://doi.org/10.1016/jxngappai.2022.105808
Информация об авторах
Клюев Сергей Васильевич - доктор технических наук, доцент, заведующий Научно-исследовательской лаборатории ресурсо-энергосберегающих технологий, оборудования и комплексов Белгородского государственного технологического университета им. В.Г. Шухова (Белгород, Россия), [email protected], https://orcid.org/0000-0002-1995-6139
Золотарева Светлана Васильевна - аспирант Белгородского государственного технологического университета им. В.Г. Шухова (Белгород, Россия), [email protected], https://orcid.org/0000-0001-7540-8164
Аюбов Нарман Аюбович - кандидат экономических наук, доцент, научный сотрудник Комплексного научно-исследовательского института им. Х.И. Ибрагимова Российской академии наук (г Грозный, Россия), [email protected], https://orcid.org/0009-0001-8129-9598
Федюк Роман Сергеевич - доктор технических наук, доцент, профессор военного учебного центра при Дальневосточном федеральном университете (Владивосток, Россия), [email protected], https ://orcid.org/0000-0002-227 9-1240
Лисейцев Юрий Леонидович - соискатель Приамурского государственного университета им. Шолом-Алейхема (Биробиджан, Россия), [email protected], https://orcid.org/0000-0002-2279-1240
Information about the authors
Sergey V. Klyuyev, Doctor of Engineering Sciences, Associate Professor, Head of the Research Laboratory of Resource-Energy Saving Technologies, Equipment and Complexes of the Belgorod State Technological University named after V.G. Shoukhov (Belgorod, Russia), [email protected], https://or-cid.org/0000-0002-1995-6139
Svetlana V. Zolotareva, Graduate Student of the Belgorod State Technological University named after V.G. Shoukhov (Belgorod, Russia), [email protected], https://orcid.org/0000-0001-7540-8164
Narman A. Ayubov, Candidate of Engineering Sciences, Associate Professor, Researcher at Kh. Ibragimov Complex Institute of the Russian Academy of Sciences (Grozny, Russia), [email protected], https://orcid.org/0009-0001 -8129-9598
Roman S. Fediuk, Doctor of Engineering Sciences, Associate Professor, Professor of the Military Training Center at the Far Eastern Federal University (Vladivostok, Russia), [email protected], https://or-cid.org/0000-0002-2279-1240
Yury L. Liseytsev, Applicant of the Sholom-Aleichem Priamursky State University (Birobidzhan, Russia), [email protected], https://orcid.org/0000-0002-4515-6880
Вклад авторов
С.В. Клюев - разработка концепции и дизайна исследования; С.В. Золотарева, Н.А. Аюбов -сбор данных; Р.С. Федюк, Ю.Л. Лисейцев - анализ и интерпретация результатов; подготовка и редактирование текста. Все авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи.
Contribution of the authors
The authors confirm contribution to the paper as follows: S.V. Klyuyev - development of research concept and design; S.V. Zolotareva, N.A. Ayubov - data collection; R.S. Fedyuk, Yu.L. Liseytsev - analysis and interpretation of results; text preparation and editing. All authors reviewed the results and approved the final version of the manuscript.
Конфликт интересов
Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Conflict of interest
The authors declare no conflict of interest.
Информация о статье
Статья поступила в редакцию 04.02.2024; одобрена после рецензирования 11.03.2024; принята к публикации 15.03.2024.
Information about the article
The article was submitted: February 4, 2024; approved after reviewing: March 11, 2024; accepted for publication March 15, 2024.