УДК 316
Верещагина Анна Владимировна Anna V. Vereshchagina
доктор социологических наук, профессор. Doctor of Sociology, Professor.
Южный федеральный университет Southern Federal University
[email protected] [email protected]
Левая Наталья Александровна
кандидат социологических наук, преподаватель.
Филиал Российского государственного социального университета в г. Азове. [email protected]
Самыгин Сергей Иванович
доктор социологических наук, профессор. Ростовский государственный экономический университет [email protected]
Natalia A. Levaya
candidate of sociological sciences, lecture. branch of the Russian state social university in Azov city. [email protected]
Sergei I. Samygin
Doctor of Sociology, Professo. Rostov state economic university [email protected]
Смешанная семья
в условиях глобализирующейся реальности: специфика образования и адаптации
Аннотация. В данной статье рассматривается смешанная семья как продукт глобализации и ее фундамент, а также анализируются сложности образования и адаптации семей этого типа (межконфессиональной, межэтнической и межрасовой) в условиях сложившейся цивилизацион-ной реальности. Авторы, обосновывая значимость института смешанной семьи для преодоления межцивилизационных и межэтнических противоречий и рисков в современном глобализирующемся мире, показывают объективные причины снижениях их численности на примере российского общества. В статье также обосновывается значительная роль смешанных семей в формировании так необходимой современному миру и России в том числе культуры межэтнического общения.
Ключевые слова: смешанная семья, межэтническая семья, межконфессиональная семья, межрасовая семья, глобализация, адаптация, культура межнационального общения, цивили-зационная идентичность.
The mixed family in
the conditions of the globalized reality: specifics of appearance and adaptation
Annotation. In this article authors considered the mixed family as a product of globalization, and also analyzed difficulties of appearance and adaptation of families of this type (interfaith, inter-ethnic and interracial) in the conditions of the developed civilization reality. Authors, proving the importance of institute of the mixed family for overcoming intercivilization and interethnic contradictions and risks in the modern globalized world, show the objective reasons decrease in their number on the example of the Russian society. In article the significant role of the mixed families is also proved in forming interethnic communication.
Keywords: the mixed family, an interethnic family, an interfaith family, an interracial family, globalization, adaptation, culture of international communication, civilization identity.
Смешанная семья представляет собой микромир поликультурного взаимодействия, крос-скультурное поле, в рамках которого формируется своя уникальная культура на основе совмещения разных культурных типов, что является, по сути, микроглобализацией на уровне отдельно взятой семьи. Естественно, этнокультурная специфика смешанной семьи оказывает непосредственное
влияние на ее семейное поведение, а динамика смешанной брачности является немаловажным фактором социокультурных изменений в обществе, что обусловливает, как актуальность исследований в области социологии семьи, так и необходимость более пристального внимания к семьям такого типа со стороны научного сообщества, непосредственно занимающегося семейной проблематикой.
Именно историческая объективность глобализации вызвала появление семей смешанного типа. Если исходить из того, что процесс глобализации насчитывает такую же или почти такую же древнюю историю, как и само человечество, то и природа, а также причина появления смешанных семей вполне объяснима. Как совершенно верно отмечает А.Н. Чумаков, осознание глобализации и ее осмысление человечеством является лишь четвертым этапом развития процесса глобализации [1], в то время, как формирование общечеловеческих связей имеет более давнюю традицию и связано с завоевательными походами, торговыми отношениями между государствами древнего мира, путешествиями и географическими открытиями.
Таким образом, смешанная семья - это продукт глобализации, но, что более важнее, она выступает и ее фундаментом. Какие еще связи могут быть более прочными, нерушимыми, чем семейные, родственные? Вспомним исторический факт, когда Александр Македонский в стремлении укрепить созданную им огромную империю решил соединить в одно целое греко-македонскую и персидскую знать, для чего организовал массовую свадьбу десяти тысяч македонцев и греков с персиянками, что должно было послужить процессу объединения и взаимовлияния греческой и восточной культуры. В бывшем же СССР идеология интернационализма способствовала активному смешиванию различных этносов страны, что, как бы ни возражали современные идеологи, способствовало формированию той самой дружбы народов, на осколках которой сейчас пытаются воссоздать былое могущество многонационального государства. Россия сама может служить полем исследования процесса глобализации, представляя собой поликультурный мир, в котором перемешались расы, этносы, конфессии, различные типы экономических отношений, политических культур, и все это на огромной территории. Безусловно, смешанные семьи, и, прежде всего, межэтнические, служили цементом, скрепляющим различные типы культур в полиэтническом российском государстве.
Смешанная семья способствует укреплению империи, которая всегда является поликультурным образованием. Распад СССР, который можно трактовать как распад или кризис империи, привел к снижению численности смешанных семей вследствие этнической консолидации и актуализации этнических ценностей. Такая ситуация продолжается и по сей день.
Институт смешанной семьи играет одну из важнейших ролей в процессе эволюции человечества, обеспечивая его этногенез и, в широком смысле слова, существование [2]. История человечества представляет собой с позиции этнологии появление, развитие, исчезновение различных этносов, оставляющих свой след в развитии человеческой цивилизации. Многие этносы, как известно, уже давно исчезли с этнической картины мира, оставив свой яркий след в истории человечества, однако, мы можем смело утверждать, что они продолжают жить в других этносах, образовавшихся на их основе, ассимилировавших, как носителей этих этносов, так и их
культуру. Именно смешанные семьи являются непосредственными агентами ассимиляции, на уровне которых происходит взаимопроникновение культур, в результате чего, при длительном и значительном межэтническом, а также межрасовом смешивании происходит рождение нового этноса. Такой механизм циркуляции этносов обусловил современную этническую карту мира и данный процесс не имеет границы, поскольку он является таким же объективным историческим процессом, как и сама глобализация, продуктом которой и выступают смешанные семьи.
Таким образом, выявляется глобальная функциональная роль института смешанной семьи в эволюции человеческого рода и его жизнеспособности, поскольку, если опираться на концепцию Гумилева, молодой этнос обладает огромной пассионарностью и оказывает в процессе своего становления и «возмужания» значительное влияние на другие народы, так как его представители стараются изменить окружающее и, что самое главное, способны на это [3]. Та роль, которую играют США в современном мире, обусловлена, если исходить из той же теории Гумилева, тем, что американский этнос находится в настоящее время на пике своего развития, пытаясь распространить свое влияние на весь мир. Однако, период спада уже не за горами, что проявляется в серьезных социальных проблемах как показателях снижения пассионарности американского этноса.
Смешанная семья является микромоделью современного глобализирующегося общества, так как на примере ее функционирования, особенностей протекания процессов адаптации, формирования внутрисемейных отношений и культуры можно увидеть весь спектр глобализационного процесса. В последние десятилетия в мире наблюдается тенденция роста смешанных браков, что объясняется расширением сферы международного брачного рынка, чему способствует распространение сети Интернет во всем мире. Естественно, данная тенденция не устраивает определенные этнические, расовые, конфессиональные круги, ориентированные на сохранение этнической, расовой чистоты и укрепление веры. Современное общество, вступившее в эру реальной глобализации, отмечается ростом этнического самосознания, что актуализирует проблему образования и адаптации смешанных семей, поскольку общество, в котором этнические ценности являются определяющими в системе социального взаимодействия и мировоззрения вообще, не приемлет семьи подобного типа, воспринимая их как угрозу целостности и стабильности этноса.
Противоречивое отношение к семьям смешанного типа на протяжении всей истории человечества, причем, чаще окрашенное в негативные тона, на самом деле, вызывают некоторое недоумение, если учесть тот факт, что современное общество прошло несколько стадий на пути своего общечеловеческого, общецивилизационного оформления и вступило в стадию реальной глобализации, когда этно-национальные, расовые и иные отличия уже не в состоянии остановить
процесс формирования общечеловеческих связей, универсализирующих общественную жизнь. Однако при этом оно так и не научилось «принимать» смешанные семьи и позитивно относиться к ним в любой ситуации. Получается некий социальный парадокс: смешанная семья, являясь порождением глобализации, если рассматривать ее как объективный исторический процесс, начало которого уходит вглубь веков, и способствующая динамике глобализации, лишена той стабильности и уверенности, на которую, по идее, могла бы рассчитывать.
Наше видение данной проблемы можно изложить в виде следующей гипотезы. Изменения, происшедшие в современном обществе в процессе глобализации, оказали сильное влияние на функционирование института семьи, как моногенной, так и гетерогенной или смешанной, что можно отследить в процессе исследования условий образования и адаптации смешанных семей в современных условиях, в которых семьи подобного типа, как показывает история, не всегда и везде являются общественно востребованным явлением, и во время протекания международных, межэтнических и иного характера конфликтов подвергаются опасности со стороны населения, охваченного агрессией и нетерпимостью, попадая, в так называемую, семейную группу риска. Лишенные идеологической поддержки, смешанные семьи все же создаются, и, надо отметить, данный процесс приобретает все более четкие международные контуры в силу роста глобализации в форме создания единого информационного пространства и, как следствие, международного «брачного рынка». Не являясь нормой общественной жизни народов, придерживающихся традиционных взглядов в сфере семей-но-брачных отношений, смешанные семьи переживают ряд трудностей в процессе социальной адаптации, как на микро-, так и на макроуровне. От успешного преодоления проблем на микроуровне зависит дальнейшее благополучие такой семьи в процессе ее функционирования в обществе. На макроуровне последствия тех или иных механизмов адаптации смешанных семей оказывают влияние на этническую, конфессиональную и расовую структуру общества и динамику процесса глобализации. В большинстве случаев, на наш взгляд, адаптация смешанных семей приобретает характер ассимиляции, что в итоге способствует воспроизводству этнической, конфессиональной и расовой структуры современного общества. Такой характер адаптации этнически смешанных семей является наиболее благоприятным для семей этого типа, однако, не способствует развитию и возможному завершению этнокультурной глобализации.
В межрасовых семьях процесс ассимиляции приобретает, как правило, характер аккомодации, что при увеличении семей такого типа может повлечь за собой создание нового этноса. Именно эти семьи служат наибольшей опорой и платформой процесса глобализации, поскольку расовые различия преодолеваются сложнее этнических, соответственно, нормой они могут стать лишь в обществе глобализации, которое сотрет все расовые, этнические границы и различия.
Межконфессиональные семьи являются, как правило, производными от межэтнических и межрасовых семей и, соответственно, испытывают те же трудности, однако их положение осложняется еще и противоречиями религиозного характера, особенно ярко проявляющимися по линии наиболее конфликтно сосуществующих конфессий. На современном этапе наибольшая конфронтация наблюдается между исламским и христианским мирами на фоне роста террористических угроз, инициированных радикально настроенными представителями исламской религии.
Безусловно, активное смешивание населения Земли на международном, межэтническом, межрасовом уровне способно, теоретически, изменить этническую картину мира, но в обществе, которое уже называют глобальным, динамика рота этнических, расовых ценностей пропорциональна динамике глобализации. Соответственно, смешанные семьи, при сохранении столь противоречивого и конфликтного разворачивания глобализационных процессов , будут нести на себе бремя напряженности в сфере межэтнических, межрасовых и межконфессиональных отношений. В ряде случаев их динамика может существенно снизиться, как это произошло в постсоветской России, вслед за этим стремительно утратившей культуру межэтнического общения, так как институт смешанной семьи является одним из проводников элементов этой культуры и ее ценности, однозначно необходимой для обществ полиэтничного типа.
В современной России происходит активное разрушение позитивной культуры межэтнического общения, что сопровождается ростом агрессии, недоброжелательности, жестокости, равнодушия, раздражения и культурного отчуждения в отношен иях между различными народами нашей страны и ее развитие в конфликтном варианте. Эти обстоятельства формируют пространство угроз цивили-зационной безопасности России [4]. Находясь в поиске идентификационных оснований, Россия должна учитывать полиэтничность своего состава даже при условии доминирования русского населения как образующего тот самый «русский мир», который сегодня рассматривается как один из мега проектов по формированию цивилизационной идентичности россиян [5].
Для России как цивилизационного целого, в котором испокон веков сосуществовавшие различные народы и этносы, последствия постсоветского реформирования оказались весьма разрушительными с точки зрения пространства единой национальной идентичности, так как рост этнического самосознания в постсоветский период в условиях развала единой идеологии и национальной политики государства стал сопровождаться межэтническими противоречиями и столкновениями, снижением консолидационного потенциала народов страны.
В основе национальной идентичности россиян должен находиться некий цивилизационный образ, позволяющий выйти за пределы этнической и конфессиональной идентификации в процессе формирования идентификационной матрицы
российского общества, и наиболее подходящим цивилизационным образом, с точки зрения А.В. Лубского, является образ российской цивилизации [6]. Цивилизационная идентичность при этом не выступает антиподом национальной идентичности, а, наоборот, рассматривается как основание для национальной идентичности в ее трансэтнической и надконфессиональной обусловленности, определяющей ее в разряд наци-онально-цивилизационной.
Формирование цивилизационной идентичности в полиэтничном государстве со всей необходимостью предполагает наличие высокой культуры межэтнического, которая для России не является чем-то новым, неизведанным и недостижимым. Достаточно вспомнить советское общество, в котором она реально присутствовала, а значит остались носители этой культуры и тот социокультурный материал, который можно реанимировать при грамотной политике в области межэтнических отношений.
Стоит обратиться к мнению А.И. Пальцева, согласно которому цивилизационная идентичность есть необходимое условие сохранения России как великой цивилизации, которая сегодня находится под влиянием ментального терроризма [7]. И мы вновь обращаемся к институту смешанной семьи как агенту формирования культуры межэтнического общения и механизму формирования цивилизационной идентичности. Ориентация на культурную замкнутость и брачную эндога-
Литература:
1. Чумаков А.Н. Глобализация. Контуры целостного мира : монография. М. : ТК Велби. Изд-во Проспект, 2005. С. 398.
2. Верещагина А.В. Этнически смешанные семьи на Северном Кавказе: образование и межэтническая адаптация : автореферат дисс. ... канд. соц. наук. Ростов-на-Дону, 2003.
3. Гумилев Л.Н. От Руси до России. М., 2005. С. 17.
4. Мустафаев Ф.М. Факторы разрушения культуры межнационального общения в современном полиэтничном пространстве российского общества // Гуманитарные и социальные науки. 2014. № 3.
5. Скворцов Н.Г. «Русский мир» в социологическом дискурсе о цивилизационной безопасности и национальной идентичности в России / Н.Г. Скворцов, А.В. Верещагина, С.И. Самыгин // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2016. № 6-7. С. 103-107.
6. Лубский А.В. Дискурсы о национальной и цивилизационной идентичностях в России // Научная мысль Кавказа. 2014. № 2. С. 24-32.
7. Пальцев А.И. Постмодернистский либерализм как средство изменения цивилизационного кода ментальной сферы России // Власть. 2012. № 11. С. 81.
мию, необходимая для сохранения и воспроиз-вод ства этнической культуры, лишает полиэт-ничное общество возможности трансляции элементов культуры межэтнического общения через семейно-родственные каналы коммуникации. Как в полиэтничном обществе, не ориентированном на брачную экзогамию, сформировать и сохранить культуру межэтнического общения, когда именно через семейно-родственные каналы она воспроизводится и транслируется в общество самым эффективным образом? По всей видимости, российскому обществу предстоит ответить на этот вопрос, так как снижение смешанной брачности в ряде регионов страны - процесс необратимый, а отсутствие грамотной межнациональной политики государства усугубляет процесс межэтнического взаимодействия.
Итак, следует подчеркнуть, что Россия, обладая уникальным цивилизационным опытом, в котором отражается весь ход многовекового общения и взаимодействия различных культур и народов, в том числе на семейно-брачном уровне, не должна забывать об этом опыте, поскольку он востребован сегодня как никогда. Современный мир вступил в новую эру - эру межцивилизационных противоречий, и их решение на локальном уровне, в пространстве отдельных государств может стать источником их решения на макроуровне. Одним из механизмов решения этой проблемы выступает смешанная брачность, а потому институт смешанной семьи во всем его типологическом разнообразии не может не привлекать к себе внимания.
Literature:
1. Chumakov A.N. Globalization. Contours of the complete world : monograph. М. : Shopping Mall Velbi. Publishing house Prospectus, 2005. P. 398.
2. Vereshchagina A.V. Ethnically mixed families in the North Caucasus : education and interethnic adaptation. Rostov-on-Don, 2003.
3. Gumilev L.N. From Russia to Russia. M, 2005. Page 17.
4. Mustafayev F.M. Factors of destruction of culture of international communication in modern multi-ethnicspace of the Russian society // Humanitarian and social sciences. 2014. № 3.
5. Skvorzov N.G. «The Russian world» in a sociological discourse about civilization safety and national identity in Russia / N.G. Skvorzov, A.V. Vereshchagina, S.I. Samygin // Humanitarian, social and economic and social sciences. 2016. № 6-7. Page 103-107.
6. Lubsky A. V. Discourses about national and civilization identities in Russia // the Scientific thought of the Caucasus. 2014. № 2. Page 24-32.
7. Paltsev A.I. Postmodern liberalism as means of change of a civilization code of the mental sphere of Russia // Power. 2012. № 11. P. 81.