Научная статья на тему 'Смесевые термоэластопласты со специальными свойствами'

Смесевые термоэластопласты со специальными свойствами Текст научной статьи по специальности «Технологии материалов»

CC BY
707
94
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СМЕСЕВЫЕ ТЕРМОЭЛАСТОПЛАСТЫ / ФТОРПОЛИМЕРЫ / МОДИФИКАЦИЯ / ТОПЛИВОИ МАСЛОСТОЙКОСТЬ / ПОЖАРОБЕЗОПАСНОСТЬ / ГОРЮЧЕСТЬ / ЭКСТРУЗИЯ / MIXED THERMOPLASTIC ELASTOMERS / FLUOROPOLYMERS / MODIFICATION / FUEL AND OIL RESISTANCE / FIRE SAFETY / COMBUSTIBILITY / EXTRUSION

Аннотация научной статьи по технологиям материалов, автор научной работы — Грязнов В. И., Петрова Г. Н., Юрков Г. Ю., Бузник В. М.

Приведены результаты исследований по созданию смесевых термоэластопластов с повышенной стойкостью к горюче-смазочным материалам (ГСМ), полностью отвечающих отечественным нормам АП-25 по горючести, путем модификации термоэластопластов (ТЭП) фторполимерами. Показаны физико-механические и пожаробезопасные свойства созданных смесевых ТЭП в исходном состоянии и после выдержки в авиационном топливе ТС-1 и масле МС-8п. Выбран оптимальный вариант ТЭП.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по технологиям материалов , автор научной работы — Грязнов В. И., Петрова Г. Н., Юрков Г. Ю., Бузник В. М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Thermoplastic mixtures with special properties

Results of development of mixed thermoplastic elastomers with enhanced fuel and lubricant resistance by modification with fluoropolymers to satisfy AP-25 domestic standards for fire safety are given. The physical, mechanical and fire-resistant properties of the developed mixed thermoplastic elastomers in the initial state and after exposure to TS-1 aviation fuel and MS-8 oil are shown. An optimum variant of thermoplastic elastomer was chosen.

Текст научной работы на тему «Смесевые термоэластопласты со специальными свойствами»

УДК 678.073

В.И. Грязнов, Г.Н. Петрова, Г.Ю. Юрков*, В.М. Бузник*

СМЕСЕВЫЕ ТЕРМОЭЛАСТОПЛАСТЫ СО СПЕЦИАЛЬНЫМИ СВОЙСТВАМИ

Приведены результаты исследований по созданию смесевых термоэластопластов с повышенной стойкостью к горюче-смазочным материалам (ГСМ), полностью отвечающих отечественным нормам АП-25 по горючести, путем модификации термоэластопластов (ТЭП) фторполимерами. Показаны физико-механические и пожаробезопасные свойства созданных смесевых ТЭП в исходном состоянии и после выдержки в авиационном топливе ТС-1 и масле МС-8п. Выбран оптимальный вариант ТЭП.

Ключевые слова: смесевые термоэластопласты, фторполимеры, модификация, топливо- и маслостой-кость, пожаробезопасность, горючесть, экструзия.

Results of development of mixed thermoplastic elastomers with enhanced fuel and lubricant resistance by modification with fluoropolymers to satisfy AP-25 domestic standards for fire safety are given. The physical, mechanical and fire-resistant properties of the developed mixed thermoplastic elastomers in the initial state and after exposure to TS-1 aviation fuel and MS-8 oil are shown. An optimum variant of thermoplastic elastomer was chosen.

Key words: mixed thermoplastic elastomers, fluoropolymers, modification, fuel and oil resistance, fire safety, combustibility, extrusion.

*ФГБУН «Институт металлургии и материаловедения им. А.А. Байкова РАН».

Актуальность проблемы

Для изготовления уплотнений пневмо-, вакуум-и гидросистем в изделиях авиационной техники до последнего времени широко использовались резины на основе нитрильного, хлоропренового и эпихлоргидрированного каучуков.

Однако ужесточение требований, предъявляемых к авиационным изделиям в последние 10-15 лет, привело к необходимости разработки для указанных целей новых материалов. Эти материалы должны обладать свойствами резин, но иметь морозостойкость до температуры -60°С, повышенную стойкость к воздействию горюче-смазочных материалов (ГСМ), полностью отвечать требованиям АП-25 по горючести, изготовляться по высокопроизводительной и экологически чистой технологии.

Для частичной замены указанных резиновых материалов могут быть использованы смесевые термоэластопласты, которые представляют собой композиции на основе каучука и термопласта. Особенностью таких композиций является технология их изготовления - реакционное смешение, в процессе которого при повышенных температурах одновременно происходят реакции модификации и сшивания. Большим достоинством смесе-вых термоэластопластов является безотходная технология производства изделий, широкий ассортимент по свойствам и вариантам использования [1-7].

Анализ ассортимента производимых в настоящее время смесевых термоэластопластов показал, что, несмотря на большое количество марок таких материалов, требованиям повышенной стойкости к воздействию ГСМ, низких температур, горению и технологичности отвечают лишь некоторые.

Это в основном смесевые термоэластопласты (СТЭП) на основе нитрильного каучука (типа <^ео1аБЪ>, США), а также СТЭП на основе фтор-каучуков и фторопластов [1, 8]. Однако указанные материалы в России не выпускаются, а СТЭП на основе фторкаучуков и фторопластов имеют высокую стоимость.

Наиболее перспективным направлением получения СТЭП является сочетание фторкаучуков с фторопластами, при этом в качестве непрерывной фазы используется несшитый фторопласт [9, 10]. Но в этом случае фторопласт должен иметь структуру, позволяющую перевести его в состояние расплава при температуре не ниже 250°С без ее изменения, иначе теряется такое достоинство фтор-каучуков, как их высокая температуростойкость.

В работах [11, 12] описаны композиции фтор-каучука с гексафторпропиленовыми и вини-лиденфторидными структурными звеньями, смешанного с термопластичным полиуретаном. В патентах предлагаются и другие типы термопластичных эластомеров на основе фторкаучука с полиамидной, полиэфирной или другой природой и термопластичных полимеров марок Нуйе1, РеЬох, Найлон, а также полиэфир и полипропилен.

В патенте [13] предложен состав полимерной композиции, включающий термопластичный полиуретан и наполнитель, где в качестве наполнителя содержится полиамидно-фторопластовый порошок, полиформальдегид и ацетат меди. Использование указанных добавок позволяет повысить стойкость к ГСМ и пожаробезопасные свойства (негорючесть) полиуретана.

Описанные материалы имеют свойства термо-эластопластов, перерабатываются способом литья

под давлением и экструзией, имеют сравнительно низкую стоимость. Но их морозостойкость ограничена: нижняя температура эксплуатации составляет -30^-40°С. Для улучшения низкотемпературных свойств фторкаучуков и их перерабаты-ваемости осуществляют совмещение данных материалов с силоксановыми каучуками [14]. Однако при этом ухудшается прочность фторкаучуков и их стойкость к действию углеводородов.

В данной статье приведены результаты исследований по созданию смесевых термоэластопла-стов с повышенной стойкостью к ГСМ, полностью отвечающих отечественным нормам АП-25 по горючести, путем модификации термоэласто-пластов фторполимерами.

Фторполимеры в наибольшей степени отвечают требованиям, предъявляемым к авиационным материалам: повышенные термо- и огнестойкость, исключительная стойкость к химическому воздействию, превосходные механические, диэлектрические, антифрикционные и антиадгезионные свойства, а также способность сохранять эти свойства в широком интервале рабочих температур и давлений.

Определение компонентного состава

Для проведения экспериментальных исследований по получению фторсодержащего термоэласто-пласта в качестве объекта исследования и модификации были выбраны:

- полиуретановый ТЭП на основе простых полиэфиров марки «Витур ТМ»;

- ТЭП на основе сложных полиэфиров марок «Коре1 КР» и «Ритефлекс».

Выбор данных объектов в качестве полимерной основы для модификации обусловлен высоким комплексом исходных свойств, в том числе температурным интервалом переработки - более 200°С.

В составе разрабатываемого смесевого фторсо-держащего термоэластопласта выбранные ТЭП играют роль непрерывной фазы, обеспечивающей возможность переработки в изделия методом литья под давлением или экструзией.

В качестве модификаторов использованы фторполимеры:

- высокомолекулярный эластичный сополимер трифторхлорэтилена и винилиденфторида (далее -ФПА) с температурой стеклования Тс=-17°С и вязкостью по Муни: 70-95;

- сополимер винилиденфторида и гексафтор-пропилена (далее - ФПВ) с содержанием фтора 66% (по массе), температурой стеклования Тс=-17°С и вязкостью по Муни: 30-35, перерабатываемый методом литья под давлением;

- низкомолекулярный тонкодисперсный политетрафторэтилен (далее - ФПС).

В качестве добавок, улучшающих пожаробезопасные свойства, использованы фосфат мелами-на (ФМ), оксид сурьмы ^Ь203) в сочетании с де-кабромдифенилоксидом (ДБДФО) [15-22].

Изготовление фторсодержащего ТЭП.

Методики испытаний

Совмещение термоэластопластов с фторкаучу-ками производилось путем экструзии на линии гранулирования композиционных материалов ЛГКМ 34/34 при температурах от 150 до 200°С [23-28]. Предварительно все ингредиенты перемешивались в смесителе типа «пьяная бочка» для достижения равномерного распределения компонентов по объему.

Определение физико-механических характеристик полученных материалов проводилось согласно следующим нормативам:

- механические характеристики в соответствии с ГОСТ 11262 (ASTM D638);

- твердость по Шору А в соответствии с ГОСТ 263 (МС ISO 7619);

- пожаробезопасность (горючесть) по АП-25, приложение F^) (4), ОСТ1 90094 (FAR 25, приложение F, п.п. FAR 25.285, FAR 25.855);

- привес после выдержки в топливе ТС-1 и масле МС-8п в соответствии с СТП 1-595-328.

Определение элементного состава производилось методом сканирующей электронной микроскопии (сканирующий электронный микроскоп JSM-6380LA).

Выбор термоэластопласта с оптимальным уровнем свойств

Для определения оптимального материала с непрерывной фазой фторсодержащего ТЭП исследован комплекс физико-механических свойств материалов «Витур», «Ритефлекс» и «Kopel KP» в исходном состоянии и после выдержки в авиационном топливе ТС-1 и масле МС-8п. Результаты исследований приведены в табл. 1.

Как видно из данных табл. 1, термоэластопласт «Ритефлекс» является непригодным для использования в качестве основы для композиции фторсодер-жащего ТЭП из-за высоких значений привеса и двукратного падения прочности после выдержки в топливе ТС-1.

Термоэластопласт «Kopel KP», показывающий удовлетворительные физико-механические свойства, имеет высокие значения твердости по Шору А, что делает его неприемлемым для применения в уплотнениях, где предпочтительны значения данного показателя <90 усл. ед.

Оптимальный набор свойств обеспечивает материал на основе простых полиэфиров марки «Витур ТМ».

Наработка композиций. Определение свойств.

Выбор оптимального состава

Для оценки влияния компонентного состава на физико-механические свойства и горючесть изготовлены композиции фторсодержащих ТЭП. В базовой рецептуре полиуретановый ТЭП выполнял роль непрерывной фазы, которая модифицировалась различными добавками и наполнителями.

Таблица 1

Результаты физико-механических испытаний ТЭП после выдержки

в топливе ТС-1 и масле МС-8п в течение 100 ч при температуре 20°С

Свойства Условия выдержки Значения свойств материалов

«Витур ТМ» «Ритефлекс» «Коре1 КР»

Прочность при разрыве, МПа В исходном состоянии 23 15 25

Топливо ТС-1 20 7 18

Масло МС-8п 27 15 25

Относительное удлинение при В исходном состоянии 590 920 550

разрыве, % Топливо ТС-1 600 570 570

Масло МС-8п 650 890 735

Остаточная деформация после В исходном состоянии 100 240 289

разрыва, % Топливо ТС-1 115 105 285

Масло МС-8п 105 320 465

Твердость по Шору А, усл. ед. В исходном состоянии 85 74 97

Топливо ТС-1 85 72 97

Масло МС-8п 85 75 97

Привес, % Топливо ТС-1 12,06 31,10 3,84

Масло МС-8п 3,01 11,34 1,12

Таблица 2

Влияние состава ТЭП на механические и пожаробезопасные свойства

Условный Композиция на основе Прочность Относительное Остаточная Горючесть

номер «Витур ТМ» при разрыве, удлинение деформация (классификация)

композиции с модификаторами МПа при разрыве после разрыва

и антипиренами %

1 Без модифицирования 44 520 42,5 Сгорающий

2 ФПВ 18 415 62,5 -«-

3 ФПВ+ФМ 13 425 78,5 -«-

4 ФПВ+(ДБДФ0+8Ь203) 15 440 77,0 Самозатухающий

5 ФПА 19 415 53,0 Сгорающий

6 ФПА+ФМ 14 400 64,0 -«-

7 ФПА+(ДБДФ0+БЬ203) 10 370 57,0 Самозатухающий

8 ФПА+ФПС 2 62 6 Сгорающий

9 ФПВ+ФПС 1 50 14 -«-

Таблица 3

Результаты механических испытаний композиции 4 («Витур ТМ»+ФПВ+(ДБДФ0+Sb20з)) после выдержки в топливе ТС-1 и масле ИПМ-10 в течение 100 ч при температуре 20°С

Условия выдержки Прочность при разрыве, МПа Относительное удлинение при разрыве Остаточная деформация после разрыва Твердость по Шору А, усл. ед. Привес, %

%

В исходном состоянии 15 440 77,0 85 -

Топливо ТС-1 13 600 115 85 5,0

Масло ИПМ-10 17 650 105 87 0,9

Таблица 4

Сравнительные свойства материалов

Свойства Значения свойств

разработанной композиции (ВИАМ) резиновой смеси В-14 (Россия)

Твердость по Шору А, усл. ед. Прочность при разрыве, МПа Относительное удлинение при разрыве, % Горючесть (категория) Время остаточного горения, с Стойкость к ГСМ Время изготовления детали, мин Способы переработки 85 15 440 Самозатухающий 2-4 Ст 1-3 Литье под давлением, экструзия 72-79 11 Медленносгорающий >15 зек 30-60 Вальцевание, формование

1,6 3,2

Энергия выхода электронов, кэВ

Рис. 1. Элементный состав композиции 4 («Витур ТМ»+ФПВ+(ДБДФ0+Sb20з))

Рис. 2. Микроструктура (х95; СЭМ) поверхности образца композиции 4 («Витур ТМ»+ФПВ+(ДБДФ0+Sb20з))

Основным наполнителем, обеспечивающим стойкость к топливам и маслам, являлся фторполимер.

Для улучшения пожаробезопасных свойств в композицию вводили в небольших количествах антипирены. Результаты испытаний (при растяжении) механических и пожаробезопасных свойств композиций ТЭП приведены в табл. 2.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В результате исследований определены композиции с оптимальными пожаробезопасными свойствами: 4 и 7, из которых оптимальным набором свойств обладает композиция 4. Введение антипи-ренов незначительно влияет на значения прочности и удлинения, при этом обеспечивая эффект самозатухания композиции фторсодержащего ТЭП.

Совмещение полиуретанового ТЭП с фторпо-лимером позволило значительно снизить привес в средах, сохранив физико-механические характеристики на достаточном уровне (табл. 3).

В табл. 4 приведены сравнительные свойства разработанного смесевого фторсодержащего тер-моэластопласта и резиновой смеси В-14 аналогичного назначения.

По сравнению с резиновой смесью В-14 разработанный материал имеет более высокие прочностные свойства и пониженную горючесть, а также более технологичен при переработке.

Структурные характеристики смесевого фторсодержащего ТЭП

Исследования данной композиции методом СЭМ демонстрируют стабильность элементного состава как на поверхности образца, так и в объеме. Микроструктура поверхности позволяет судить о том, что смешение компонентов в расплаве произошло и разделения фаз полиуретанового каучука не наблюдается (рис. 1 и 2).

Таким образом, в результате проведенной работы получен новый материал - фторсодержащий смесевой термоэластопласт, по комплексу свойств близкий к резинам, но получаемый и перерабатываемый характерными для термопластов способами.

Показано что пара «фторкаучук-полиуре-тановый ТЭП» является термодинамически совместимой, что позволяет отказаться от применения компатибилизаторов и существенно упростить технологию получения конечного материала. Прочностные показатели композиции меньше в 2 раза (по сравнению с исходным ТЭП), но превышают аналогичные показатели резин (у резины марки В-14 значение прочности при разрыве - не менее 10 МПа, у СТЭП: 15 МПа).

Значение привеса после выдержки в средах ГСМ позволяет использовать композицию СТЭП в качестве материала для получения маслобензо-стойких уплотнений. Классификация полученного СТЭП как самозатухающего (по результатам испытаний пожаробезопасных свойств) позволяет применять материал в изделиях авиационной техники.

ЛИТЕРАТУРА

1. Петрова Г.Н., Перфилова Д.Н., Грязнов В.И., Бейдер

Э.Я. Термопластичные эластомеры для замены резин //Авиационные материалы и технологии. 2012. №S. С. 302-308.

2. Европейский рынок термопластичных эластомеров и

современные тенденции //Промышленное производство и использование эластомеров. 2010. №3. С. 29-34.

3. Холден Д., Крихельдорф Х.Р., Куирк Р.П. Термоэла-

стопласты. СПб.: Профессия. 2011. С. 661-712.

4. Вольфсон С.И. Динамически вулканизованные тер-

моэластопласты. М.: Наука. 2004. С. 5-12.

5. Прут Э.В., Мединцева Т.И. Термопластичные вулка-

низаты: динамическая вулканизация, структура, свойства //Все материалы. Энциклопедический справочник. 2011. №8. С. 29-36.

6. Прут Э.В., Мединцева Т.И. Термопластичные вулка-

низаты: динамическая вулканизация, структура, свойства //Все материалы. Энциклопедический справочник. 2011. №9. С. 33-41.

7. Гращенков Д.В., Чурсова Л.В. Стратегия развития

композиционных и функциональных материалов //Авиационные материалы и технологии. 2012. №S. С. 231-242.

8. Polyurethane fiber containing poly(vinylidene fluoride):

pat. TW470792 JP; опубл. 01.01.2002.

9. Thermoplastic elastomer resin composition: pat. 1362893 JP; опубл. 19.11.2003.

10. Нудельман З.Н. Совмещение фторкаучуков с другими полимерами //Каучук и резина. 2006. №4. С. 27-37.

11. Pat. 7008587 US; опубл. 07.03.2006.

12. Pat. 5258616 JP; опубл. 08.10.1993.

13. Pat. 2765792 JP; опубл. 18.06.1998.

14. Заявка 96108188 Рос. Федерация; опубл. 20.07.1998.

15. Халтуринский Н.А., Новиков Д.Д., Жорина Л.А. и др. Влияние бромсодержащих антипиренов на свойства термоэластопластов на основе полипропилена и этиленпропилендиенового каучука //Перспективные материалы. 2010. №6. С. 68-71.

16. Петрова Г.Н., Перфилова Д.Н., Румянцева Т.В., Бейдер Э.Я. Самозатухающие термоэластопла-сты //Пластические массы. 2013. №2. С. 5-7.

17. Wei M., Murphy D., Barry C., Mead J. Halbgenfreie Flammschutzmittel fuer Einsatz in Leitungen und Kabeln //GAK. 2012. №5. Р. 304-313.

18. Михайлин Ю.А. Показатели огнестойкости ПМ и методы их определения //Полимерные материалы.

2011. №8. С. 32-34.

19. Барботько С.Л Пути обеспечения пожарной безопасности авиационных материалов //Российский химический журнал. 2010. Т. К^. №1. С. 121-126.

20. Ломакин С.М., Заиков Г.Е., Микитаев А.К. Замедлители горения для полимеров. //Энциклопедия инженера-химика. 2011. №9. С. 22.

21. Гордиенко В.П., Сальников В.Г. Влияние некоторых наполнителей-антипиренов неорганической природы на горючесть термопластичных материалов //Пластические массы. 2011. №9. С. 57-60.

22. Шуркова Е.Н., Вольный О.С., Изотова Т.Ф., Барботько С.Л. Исследование возможности снижения тепловыделения при горении композиционного материала путем изменения его структуры //Авиационные материалы и технологии.

2012. №1. С. 27-30.

23. Пол Д., Бакнелл К. Полимерные смеси. СПб.: НОТ. 2009. С. 3-15.

24. Каблов Е.Н., Кондратов С.В., Юрков Г.Ю. Перспективы использования углеродсодержащих нано-частиц в связующих для полимерных композиционных материалов //Российские нанотехнологии. 2013. Т. 8. №3-4. С. 28-46.

25. Петрова Г.Н., Румянцева Т.В. и др. Термоэласто-пласты - новый класс полимерных материалов //Авиационные материалы и технологии. 2010. №4. С. 20-25.

26. Бейдер Э.Я., Петрова Г.Н., Изотова Т.Ф., Гуреева Е.В. Композиционные термопластичные материалы и пенополиимиды //Труды ВИАМ. 2013. №11 (электронный журнал).

27. Петрова Г.Н., Бейдер Э.Я., Перфилова Д.Н., Румянцева Т.В. Пожаробезопасные литьевые термопласты и термоэластопласты. //Труды ВИАМ. 2013. №11 (электронный журнал).

28. Новокшонов В.В., Мусин И.Н., Кимельблат В.И. Оптимизация свойств маслостойких термопластичных эластомерных композиций //Пластические массы. 2009. №3. С. 24-27.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.