УДК 616-001.1:616-036.88
А.А. Лисовцов, Я.А. Лещенко
СМЕРТНОСТЬ ВСЛЕДСТВИЕ ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНОГО ТРАВМАТИЗМА В СТРАНАХ ЕВРОСОЮЗА, РОССИИ И РЕГИОНАХ СИБИРСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА*
Ангарский филиал ВСНЦ ЭЧ СО РАМН - НИИ медицины труда и экологии человека (Ангарск)
В статье представлены материалы по эпидемиологической характеристике смертности, при дорожнотранспортных происшествиях в странах Евросоюза, Российской Федерации, а также в регионах Сибирского федерального округа и Иркутской области. В частности проведен, сравнительный анализ ситуации по всем рассматриваемым объектам: оценены уровни и динамика (тенденции) показателя смертности, охарактеризованы причины, и. половозрастная структура смертности вследствие дорожно-транспортного травматизма.
Ключевые слова: дорожно-транспортный травматизм, смертность
MORTALITY DUE TO ROAD-TRANSPORT TRAUMATISM IN THE COUNTRIES OF EUROPEAN UNION, RUSSIA AND THE REGIONS OF SIBERIAN FEDERAL DISTRICT*
A.A. Lisovtsov, Ya.A. Leshchenko Institute of Occupational Health & Human Ecology, ESSC HE SB RAMS, Angarsk
The materials on the epidemiological mortality characteristics due to the road-transport accidents in the countries of the European Union, the Russian Federation, as well as in the regions of the Siberian Federal District, in particular in Irkutsk Region are presented, in this paper. A comparative analysis of the situation has been performed, on all the objects considered; the levels and the dynamics (trends) of the mortality rate have been evaluated, the causes and. the sex-age connected, mortality structure due to the road-transport traumatism, have been characterized.
Key words: road-transport traumatism, mortality
Резкое повышение уровня смертности, наблюдаемое в России в 1990 — 2000-е годы, в значительной степени произошло за счет увеличения доли безвозвратных потерь, обусловленных так называемыми «неестественными причинами» (класс внешних причин заболеваемости и смертности по международной классификации) [4 — 6]. Одной из причин смертности, входящих в вышеуказанный класс, является дорожно-транспортный травматизм, причем в структуре смертности доля данной причины в последние годы постоянно возрастает.
Согласно данным международной санитарной статистики в мире ежедневно от дорожнотранспортных травм погибает более 3 тыс. человек. При этом 85 % летальных исходов и 90 % утраченных лет жизни, скорректированных на инвалидность (DALYs), по причине дорожно-транспортного травматизма приходится на страны с низким и средним доходом [9]. По прогнозам Всемирной организации здравоохранения эта причина смерти может перейти в списке ведущих причин смерти с девятой позиции, которую она занимала в 2004 г., на пятую позицию к 2030 г., и по вкладу в общую смертность почти сравняется с инфекциями нижних дыхательных путей [8].
Доля утраченных лет жизни, скорректированных на инвалидность и стандартизованных по воз-
расту, по причине дорожно-транспортных происшествий в 2004 г. в общем числе утраченных лет для Израиля, Англии не превышала 2 % (1,70 % и 1,85 % соответственно), для Швеции, Германии, Финляндии — 3 % (2,15 %; 2,27 %; 2,43 %) и для Франции, США, Италии она была больше 3 % (3,03 %, 3,50 %, 3,84 %). В России этот показатель занимал 3,69 % в общем количестве утраченных лет жизни или 933 из 25 305 лет на 100 000 населения. Это огромнейшие потери для экономики страны, социальной и производственной сферы [7].
Долгое время проблеме дорожно-транспортного травматизма в нашей стране не уделялось должного внимания. В 2007 г. на дорогах России пострадало 325 514 человек. При этом на каждые 10 ДТП (дорожнотранспортные происшествия) приходилось 14 пострадавших, и каждый 10-й пострадавший погиб, всего погибло 33 308 человек.
При сравнении с другими странами в России количество ДТП с травмами и количество пострадавших в ДТП на 100 000 населения держится на невысоком уровне, что объясняется гораздо меньшей степенью автомобилизации (рис. 1). Но при этом стандартизованные по возрасту показатели смертности от всех транспортных происшествий в России остаются одними из самых высоких в Европейском регионе и почти в 3 раза превышают средние показатели по Евросоюзу (рис. 2).
* Статья подготовлена в рамках проекта № 08-06-00111а, выполняемого при поддержке Российского гуманитарного научного фонда
Рис. 1. Динамика показателя дорожно-транспортного травматизма в РФ и некоторых странах мира (число лиц, травмированных, в том числе погибших, в дорожно-транспортных происшествиях на 100 000 населения) [1].
Рис. 2. Динамика стандартизованного коэффициента смертности от транспортных происшествий на 100 000 населения (ось ординат) в РФ и некоторых странах мира [1].
42
мГГП1 11111111111111
Рис. 3. Смертность от дорожно-транспортных происшествий в Российской Федерации и по регионам Сибирского федерального округа в 2007 г. (число умерших на 100 000 населения) [2].
В 2007 г. уровни смертности при ДТП в Сибирском федеральном округе (СФО) и по России в целом находились на одном уровне — 24,4 0/0000. Из первых 7 ранговых мест по числу умерших на 100 000 населения большинство занимали национальные автономии и республики: Агинский Бурятский автономный округ (67,3 0/0000), Республика Алтай (44,6 0/0000), Республика Тыва (43,5 0/0000), Усть-Ордынский Бурятский автономный округ (39,5 0/0000), Республика Бурятия (32,1 0/0000), Республика Хакасия (31,3 0/0000), а также Забайкальский край (35,4 0/0000). Лучше всего ситуация в Томской, Омской и Новосибирской областях (показатели смертности 13,5 0/0000, 16 , 3 0/0000 и 18 , 9 0/0000 соответственно). Иркутская область в СФО по данному показателю занимает 8-е место (28,4 0/0000), превышая среднероссийский показатель на 21 % (рис. 3).
Динамика интенсивного показателя смертности при дорожно-транспортных происшествиях в Российской Федерации и регионах СФО с 1995 по 2007 гг. носила волнообразный характер (табл. 1). В период с 1995 г. до 1996 — 98 гг. произошло снижение показателя в большинстве регионов СФО, а также по России в целом (до 1997 г.). Данное обстоятельство объясняется, по-видимому, снижением интенсивности автомобильного движения в начале и середине 1990-х годов вследствие социально-экономического кризиса, достигшего в этот период наибольшей остроты. В таких регионах, как Забайкальский край, Кемеровская, Томская, Омская, Новосибирская области, Красноярский край, снижение показателя продолжалось до 1999 — 2000 гг. Затем начался период роста показателя смерт-
ности при ДТП, который по России в целом увеличился с 1997 г. по 2003 г. на 30,2 %. В регионах СФО увеличение уровня смертности составило от 21,2 % (Кемеровская область) до 97,6 % (Республика Алтай) по отношению к минимальным значениям, которые отмечались в большинстве регионов в 1997—1998 гг. Резким скачком этого показателя выделялся Агинский Бурятский автономный округ (рост на 380,7 %).
В последние годы тенденции смертности на территориях СФО имели различия. В ряде регионов показатели смертности от ДТП снизились, в частности, в Усть-Ордынском Бурятском автономном округе (2005 — 2006 гг.) на 30,8 %, республике Алтай (2006 — 2007 гг.) — на 8,6 %, Алтайском крае (2003 — 2006 гг.) — на 24,2 %, Красноярском крае (2003 — 2006 гг.) — на 19,7 %, Новосибирской области (2003 — 2007 гг.) — на 21,6 %, Омской области (2004 — 2006 гг.) — на 13,7 %, Томской области (2003 — 2007 гг.) — на 6,3 %, причем тенденция снижения сохранилась в некоторых регионах и в 2007 г. В остальных административных объектах СФО сохранялась тенденция роста показателя.
Регионы по показателям смертности при ДТП за период 2002 — 2007 гг. можно условно азделить на 5 групп: с низким уровнем смертности (< 20,0 0/0000), средним (20,1 —25,0 0/0000), повышенным (26,1 — 35,0 0/0000), высоким (35,1 —45,0 0/0000) и очень высоким (> 45,0 0/0000). В группу регионов с низкими показателями смертности при ДТП входят Томская и Омская области; в 2006 — 2007 гг. к этим регионам прибавилась Новосибирская область. Регионы со средним уровнем смертности — Алтайский край,
Таблица 1
Динамика смертности от травм, полученных в дорожно-транспортных происшествиях,
^а 100 000 населения в 1995-2007гг. [2]
1995 1996 1997 1998 1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007
Российская Федерация 22,1 19,9 18,9 19,9 20,4 20,4 21,4 23,1 24,6 24 23,7 23 23,4
Сибирский округ *** *** *** *** *** *** *** *** 24,3 23,9 23,4 22,2 23,6
Агинский Бур. АО 38,8 31,8 24,2 14 21,5 32,9 18,9 35,2 34,5 50,6 50,1 52,4 67,3
Усть-Ордынский Бур. АО 47,6 39,2 27,2 29,2 31,3 39 38,4 43,5 36,4 46,2 50,7 35,1 39,5
Республика Алтай 30,9 30,2 24,7 29,5 31,3 31,7 26,3 29,1 38,9 44,7 44,6 48,8 44,6
Республика Тыва 32,1 30,6 24,8 37,7 28,6 27 29,3 33,8 37,6 40,1 40,9 40,8 43,5
Забайкальский край 27,5 21,8 21,8 19,5 18,5 19,2 20,1 23,9 26,8 28,8 30,5 32,6 35,4
Республика Бурятия 26,6 21 23,6 22,6 22,1 22,6 23,5 25,6 30,2 31,3 27,3 32,2 32,1
Республика Хакасия 25,1 19,1 21 20,2 23,9 19,5 20,7 26,8 27,4 28,6 29,5 27,7 31,3
Иркутская область 24,6 20 19 22 20,4 20,9 24,2 23,5 27,7 23,5 26,3 24,6 28,4
Красноярский край 27,4 21,4 21,4 22 22 21,3 24,9 23,8 27,4 26,5 25,2 22 23,8
Кемеровская область 22 20,1 19,2 17,9 17,9 18 19,2 19,8 20,8 21,3 21,6 21,7 21,7
Алтайский край 20,3 18,3 17 16 17,3 16,5 20 22,1 24,8 24,4 22,6 18,8 21,4
Новосибирская область 19,8 17,2 17,3 16,5 15,6 15 17,5 18,2 24,1 22,4 20,4 18,9 18,9
Омская область 16,9 14,6 14,2 14,1 14,7 13,6 14,8 14,6 16,8 18,2 17,5 15,7 16,3
Томская область 16,9 13,4 14 14,5 10,5 11,3 12,1 13,3 14,4 14,2 13,8 14,3 13,5
Таймырский АО *** 4,3 6,6 4,5 6,9 4,7 *** 9,2 15,2 *** 5,1 0 ***
Примечание: *** - данных не имеется.
Кемеровская область и Красноярский край. Третья группа — с повышенными показателями смертности — самая многочисленная, она включает Иркутскую область, где показатели смертности за последние пять лет находятся на уровне, близком к 26 0/0000, Республику Хакасия, Республику Бурятия, Забайкальский край. В четвертой группе — Республика Тыва и Республика Алтай, где в 2006 г. был очень высокий уровень смертности, Усть-Ордынский Бурятский автономный округ, где также наблюдалось увеличение показателя до пятого ранга, но более выраженное. К регионам с очень высокими показателями смертности при ДТП относится Агинский Бурятский автономный округ. Причины такой высокой смертности в этом регионе не совсем ясны.
Более детальный анализ смертности при ДТП проведен на примере Иркутской области. При сравнении уровней смертности от травм, полученных в ДТП, выраженной в разных категориях измерений, видно, что показатели смертности по Иркутской области выше средних показателей по СФО, которые, в свою очередь, выше среднероссийских. В 2007 г. по показателю смертности от
травм в расчете на 1000 ДТП Иркутская область занимала 8 место в СФО (156,3 на 1000 ДТП) (рис. 4). В Иркутской области умирал чаще, чем каждый девятый, пострадавший в ДТП, а область по тяжести последствий занимала также 8 место в регионе (11,3 погибших на 100 пострадавших) (рис. 5). По количеству погибших на 10 000 транспортных средств Иркутская область стояла на 4 месте в Сибирском федеральном округе (77,9 умерших на 10 000 транспортных средств), превышая средний по России показатель (65,2) на 19,5 %.
Тяжесть последствий ДТП в Иркутской области (11 % погибших от числа пострадавших в ДТП) несколько больше, чем по России в целом (10,2 %) или по СФО (10,8 %). В 12 % случаев ДТП пострадавшими являются дети в возрасте до 16 лет, среди погибших их число составляет 5,2 % (табл. 2) [3].
Наибольшую долю ДТП в Иркутской области (84,6 %) обусловливали нарушения правил дорожного движения водителями транспортных средств. С этой причиной была связана и наибольшая доля смертности от ДТП (85,8 %). В 18,7 % случаев ДТП происходило из-за нарушения правил дорожного движения пешеходами (18,0 % смертей). Большое
Рис. 4. Смертность от травм, полученных в дорожно-транспортных происшествиях на 1000 ДТП в 2007 г. [2].
Рис. 5. Смертность от травм, полученных в дорожно-транспортных происшествиях на 100 пострадавших в 2007 г. [2].
количество ДТП в Иркутской области происходило из-за нарушения правил дорожного движения
по причине неудовлетворительного состояния улиц водителями транспортных средств в состоянии
и дорог (30,1 % от общего числа ДТП), в которых опьянения (12,3 % погибли по этой причине), что
погибло 22,3 % от общего числа умерших вслед- больше, чем соответствующая доля по РФ в целом
ствие ДТП. В 10,0 % случаев ДТП происходили — соответственно 8,0 % случаев и 7,7 % погибших.
Доля ДТП из-за эксплуатации технически неисправных транспортных средств в Иркутской области в 2007 г. была равна соответствующей доле по СФО в целом (1,3 %), а доля умерших в таких ДТП — меньше 1,8 % (по СФО — 2,1 %) (табл. 3) [3].
Самые высокие показатели смертности от транспортных несчастных случаев в Иркутской области в 2006 г. среди мужчин регистрировались
в возрастных группах 20 — 24 и 30 — 39 лет, у женщин — 20 — 24 лет, а также 35 — 44 лет (73,4 — 88,5 и 21,9 — 34,6 0/0000 соответственно).
Среди всех погибших в ДТП мужчин наиболее высока доля возрастных групп 20 — 24 и 30 — 34 лет, на которые пришлось суммарно 27,5 % умерших. Среди погибших женщин наибольший удельный вес имели возрастные группы 20 — 24
Таблица 2
Медико-социальные характеристики дорожно-транспортных происшествий (ДТП) в Российской Федерации,
Сибирском Федеральном округе и Иркутской области [2]
Российская Федерация Сибирский федер. округ Иркутская область
Общее количество ДТП, число погибших Кол-во ДТП 233 809 30 613 4 223
Погибло 33308 4621 660
0/0 погибших от числа пострадавших (тяжесть) 10,2 10,8 11,3
Количество ДТП с участием детей, число погибших детей в возрасте до 16 лет Кол-во ДТП 23851 3521 503
0/0 от всех ДТП 10,2 11,5 11,9
Погибло 1116 198 34
0/0 от всех умерших 3,4 4,3 5,2
Таблица 3
Распределение лиц, пострадавших в дорожно-транспортных происшествиях (ДТП), в зависимости от видов причин в Российской Федерации, Сибирском Федеральном округе и Иркутской области [2]
Виды и причины ДТП Российская Федерация Сибирский федер. округ Иркутская область
ДТП и пострадавшие из-за нарушения правил дорожного движения водителями транспортных средств количество ДТП 195 488 25 376 3571
% от всех ДТП 83,6 82,9 84,6
Погибло 27 729 3 952 566
% от всех умерших 83,3 85,5 85,8
ДТП и пострадавшие из-за нарушения правил дорожного движения водителями транспортных средств в состоянии опьянения количество ДТП 15 593 2 625 356
% от ДТП с виновными водителями 8 10,3 10
Погибло 2 555 567 81
% от всех умерших 7,7 12,3 12,3
ДТП и пострадавшие из-за нарушения правил дорожного движения пешеходами количество ДТП 43 645 6 067 789
% от всех ДТП 18,7 19,8 18,7
Погибло 6 954 906 119
% от всех умерших 20,9 19,6 18
ДТП и пострадавшие из-за неудовлетворительного состояния улиц и дорог количество ДТП 43 825 6 656 1271
% от всех ДТП 18,7 21,7 30,1
Погибло 6 715 860 147
% от всех умерших 20,2 18,6 22,3
ДТП и пострадавшие с участием неустановленных транспортных средств количество ДТП 14 659 1 829 343
% от всех ДТП 6,3 6 8,1
Погибло 1 589 210 35
% от всех умерших 4,8 4,5 5,3
ДТП и пострадавшие из-за эксплуатации технически неисправных транспортных средств количество ДТП 2 221 402 57
% от всех ДТП 0,9 1,3 1,3
Погибло 424 98 12
% от всех умерших 1,3 2,1 1,8
лет и 50 — 54 лет (суммарно 25,9 % умерших) (табл. 4). Значительное увеличение доли 20 — 24-летних как мужчин, так и женщин, вероятно, вызвано следующими причинами: увеличением доходов и модой среди молодежи на приобретение собственного легкового автомобиля, и, соответственно, ростом доли этой возрастной группы в общем числе автовладельцев; отсутствием достаточного опыта и навыков по управлению транспортным средством; плохим соблюдением правил дорожного движения.
В Иркутской области в течение всего периода наблюдения показатели смертности мужчин многократно превышали показатели смертности женщин. По данным 2007 г. это превышение составило 2,8 раза (52,2 0/0000 против 19 , 3 0/0000). При анализе многолетних тенденций установлено, что динамика изменения показателей смертности мужчин и женщин Иркутской области от несчастных транспортных случаев имела волнообразный характер. В мужском контингенте это отражено на диаграмме (рис. 6) в виде двух пиков смертности: первого — в 1989—1994 гг. (66,4 — 74,8 %000), второго
— в 2001 —2003 гг. (61,7 — 58,3 0/0000). После 2003 г. показатель несколько снизился и стабилизировался на уровне 52,8 — 55,2 0/0000. В контингенте женщин диапазон колебаний уровня смертности был значительно менее выражен. В 2006 г. зарегистрировано
максимальное значение показателя смертности женщин (22,8 0/ 0000).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Вышеуказанная динамика показателей смертности при ДТП обусловлена, вероятно, комплексом причин: быстрым ростом числа владельцев личного автотранспорта; недостаточным знанием и несоблюдением правил дорожного движения; и ухудшением качества работы контролирующих служб; плохим и не соответствующим современным требованиям состоянием дорожной инфраструктуры; недостаточной оснащенностью муниципальных служб дорожно-ремонтной техникой, ее старением, износом и т. д. Перечисленные причины и факторы определяют направления профилактических мероприятий, которые должны осуществлять автошколы, инспекция безопасности дорожного движения, муниципальные градостроительные, дорожно-ремонтные и другие службы.
ЛИТЕРАТУРА
1. ВОЗ/Европа — Европейская база данных «Здоровье для всех». — http://www.euro.who.int/ hfadb?language = Russian (31.03.09).
2. Государственный комитет статистики.
— http://www.gks.ru/dbscripts/Cbsd/DBInet.cgi (11.02.09).
Таблица 4
Показатели смертности населения Иркутской области в связи с транспортными несчастными случаями с распределением по полу и возрастным группам в 2007 г.
Возраст, лет Показатели на 100 000 населения Структура, %
Мужчины Женщины Оба пола Мужчины Женщины Оба пола
0-1 6,0 12,7 9,2 0,16 0,78 0,34
1-4 8,0 0,0 4,1 0,81 0,00 0,57
5-9 13,3 6,2 9,9 1,46 1,57 1,49
10-14 12,3 5,7 9,1 1,46 1,57 1,49
15-19 40,7 17,8 29,4 7,12 7,45 7,22
20-24 73,4 34,6 53,9 13,92 16,08 14,55
25-29 71,0 20,5 45,4 11,97 8,63 11,00
30-34 88,5 17,2 52,2 13,59 6,67 11,57
35-39 78,0 24,7 50,7 10,19 8,24 9,62
40-44 53,0 21,9 36,8 6,80 7,45 6,99
45-49 69,3 15,8 40,5 10,36 6,67 9,28
50-54 66,5 24,1 42,9 8,90 9,80 9,16
55-59 50,9 14,6 30,2 5,50 5,10 5,38
60-64 42,4 6,9 20,8 1,94 1,18 1,72
65-69 40,9 28,8 33,1 2,59 7,84 4,12
70-74 37,0 18,2 24,4 1,46 3,53 2,06
75-79 36,8 37,4 37,2 0,97 5,88 2,41
80-84 72,2 13,3 27,2 0,81 1,18 0,92
85 и > 0,0 10,2 8,2 0,00 0,39 0,11
Всего 54,2 19,3 35,4 100,00 100,00 100,00
мГГПІ I I II І I I І ПІІ І ІІ I I І
47
Рис. 6. Динамика показателей смертности мужчин и женщин Иркутской области от транспортных несчастных случаев в период 1987-2007 гг (за годы, отмеченные звездочкой, данные отсутствуют).
3. Данные ФГУ Дирекция Программы ПБДД.
— http://www.fcp-pbdd.ru/statistic/news_detail. php?ID = 3932 (17.03.09).
4. Лещенко Я.А. Кризис в общественном здоровье и социально-демографическом развитии: главные проявления, причины, условия преодоления / Я.А. Лещенко. — Иркутск: РИО ГУ НЦ РВХ ВСНЦ СО РАМН, 2006. -2-е изд., перераб. и допол. — 263 с.
5. Медико-демографические процессы в Иркутской области: Сборник материалов Всероссийской конференции «Проблемы медикодемографического развития и воспроизводства населения в России и регионах Сибири» // Я.А. Лещенко [и др.]. — Иркутск. — 2007. — С. 11 — 18.
6. Смертность и потери жизненного потенциала населения трудоспособного возраста в Иркутской области: Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины / Я.А. Лещенко, О.Г. Батура, Л.Н. Лебедева. — 2008. — № 3.
- С. 21-25.
7. World Health Organization, Mortality and burden of disease estimates for who member states in 2004, February 2009. Geneva, WHO, 2009. — http:// www.who.int/healthinfo/global_burden_disease/ gbddeathdalycountryestimates2004.xls (06.05.09).
8. World Health statistics 2008. — http://www. who.int/ entity/whosis/whostat/EN_WHS08_Full. pdf (24.02.09).
9. World Report on Road Traffic Injury Prevention / Eds. M. Peden et al. — Geneva, 2004.
Сведения об авторах
Лисовцов Александр Александрович - аспирант Ангарского филиала ВСНЦ ЭЧ СО РАМН (лаборатория системных исследований общественного здоровья) (тел. (3955) 557-567)
Лещенко Ярослав Александрович - зав. лабораторией системных исследований общественного здоровья Ангарского филиала ВСНЦ ЭЧ СО РАМН, д.м.н., профессор (665827, Ангарск, Иркутская область, 12а м-район, д. 3, т. (3955)-557-567, тел. (3955) 557-567, e-mail: [email protected])