Гуманитарные исследования. История и филология. 2022. № 6. С. 22-30. Humanitarian Studies. History and Philology. 2022. No. 6. P. 22-30.
Научная статья УДК 94(47)
doi: 10.24412/2713-0231- 2022-6-22-30
СМЕНА ПАРАДИГМЫ СОВЕТСКОЙ ПРОПАГАНДЫ И ЕЁ ОТРАЖЕНИЕ В ПЕРИОДИЧЕСКОЙ ПЕЧАТИ В 1920-Е - 1940-Е ГГ.
Глеб Евгеньевич Константинов
Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, Пермь, Россия, glkonst@rambler.ru
Аннотация. Советская пропаганда сталинского периода хорошо изучена с институциональной и тематической стороны. В данной работе пропаганда рассматривается с точки зрения её качеств и свойств, воздействующих на реципиентов. Используя как базис для сравнения качеств пропаганды её направленность на рациональный или эмоциональный компонент мышления, в период 1920-х - 1940-х гг. в работе выделяется две различные парадигмы в советской пропаганде. Смена этих парадигм связана с процессом установления режима единоличной власти Сталина, снижением уровня внутрипартийной дискуссии, осуждением фракционности и специфической трактовкой явления внутрипартийной демократии. В нашей работе мы пытаемся определить признаки и маркеры этого процесса в ходе анализа текстового корпуса данных. В качестве корпуса выбрана одна из основных газет данного периода, орган ЦК и МК ВКП(б) «Правда». Текстовая форма пропаганды в газете «Правда» оказывает своё воздействие с помощью семантических свойств текста, которые и являются предметом анализа в данной статье. Используется статистический анализ слов и словосочетаний, подробно описывается методологическая составляющая работы. При подготовке статьи было обработано и проанализировано более пятисот статей «Правды» за период с 1924 по 1947 гг. В качестве методологической основы для характеристики феномена пропаганды используется концепция социальной психологии, для обработки и интерпретации корпуса статей используются методы статистики и обработки данных. Значительная часть работы посвящена описанию применения этих методов, так как из наших задач - их апробация.
Ключевые слова: СССР, пропаганда, семантика, Сталин, промышленность, обработка текстов на естественном языке, python.
Для цитирования: Константинов Г.Е. Смена парадигмы советской пропаганды и ее отражение в периодической печати в 1920-е - 1940-е гг. // Гуманитарные исследования. История и филология. 2022. № 6. С. 22-30. https://doi.org/10.24412/2713-0231- 2022-6-22-30
Original article
CHANGES OF SOVIET PROPAGANDA PARADIGM AND ITS REFLECTIONS IN PERIODICAL PRESS IN THE 1920S - 1940S.
Gleb E. Konstantinov
Perm State Humanitarian Pedagogical University, Russia, Perm, glkonst@rambler.ru
Abstract. Soviet propaganda of the Stalin period is well studied from the institutional and thematic side. In this paper, propaganda is considered from the point of view of its qualities and properties that affect recipients. Using as a basis for comparing the qualities of propaganda's focus on the rational or emotional
© Константинов Г.Е., 2022
component of thinking, we are distinguished two different paradigms in Soviet propaganda in the period of the 1920s - 1940s. The change of these paradigms is associated with the process of establishing the regime of Stalin's sole power, the decrease in the level of intra-party discussion, the condemnation of factionalism and the specific interpretation of the phenomenon of intra-party democracy. In our work, we are trying to determine the signs and markers of this process in the course of analyzing the textual data corpus. One of the main newspapers of this period, the organ of the Central Committee and Moscow Committee of the AllUnion Communist Party of Bolsheviks Pravda, was chosen as the corpus. The textual form of propaganda in the Pravda newspaper exerts its influence with the help of the semantic properties of the text, which are the subject of analysis in this article. The statistical analysis of words and phrases is used, the methodological component of the work is described in detail. In preparing the article, more than five hundred articles of Pravda were processed and analyzed for the period from 1924 to 1947. The concept of social psychology is used as a methodological basis for characterizing the phenomenon of propaganda; methods of statistics and data processing are used to process and interpret the corpus of articles. A significant part of the work is devoted to describing the application of these methods, since our task is to test them.
Keywords: USSR, propaganda, semantics, J. Stalin, industry, natural language processing, python.
For citation: Konstantinov G.E. Changes of Soviet propaganda paradigm and its reflections in periodical press in the 1920s - 1940s. Humanitarian Studies. History and Philology. 2022;6:22-30. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2713-0231- 2022-6-22-30
Введение
В данной работе выдвигается гипотеза об изменениях свойств советской пропаганды в процессе установления единоличной власти И.В. Сталина, которые напрямую связаны с кардинальными изменениями в советской политической системе. Мы предполагаем, что упрощение, а затем и полная ликвидация внутрипартийной дискуссии, произошедшие вследствие сведения к нулю количества оппонентов-теоретиков Сталина сильно отразились на содержании советской пропаганды. Прекращение существовавшей в РСДРП на весьма высоком уровне с момента её основания дискуссии о различных общественно-политических и даже философских вопросах, неизбежно упростило дискурс советского руководства. Прекращение непрерывного обмена мнениями, мыслями, размышлениями о строительстве социализма, которые вели к появлению новых взглядов на общественно-политическое развитие СССР, уменьшило вариативность исходящей от партии в народ информации. Данный процесс можно проследить в постепенном уменьшении вариативности содержания советской пропаганды с середины 20-х гг. Помимо этого, в стремлении контролировать информацию, Сталин упростил её содержание, сделал её шаблонной и само воспроизводимой.
Гипотеза оценивается с помощью использования методов автоматической обработки естественного языка, а именно корпуса статей газеты «Правда». Используются возможности библиотек языка программирования python для прикладных исследований.
Данная работа направлена на изучение изменений характера пропаганды в период единоличного правления И.В. Сталина.
Основная часть
Основная гипотеза данной работы основана на тезисе Э. Аронсона о существовании двух принципиально отличающихся видов пропаганды [Аронсон 2003]. Один ориентирован на то, чтобы убедить человека осмысленно сделать выводы, дать ему для этого факты к размышлению, рациональные доводы. Другой рассчитывает привить человеку верования за счет навязывания каких-либо представлений, которые человек принимает безусловно. Такой подход позволяет рассмотреть советскую пропаганду не с точки зрения её тематики и содержания, что для многих кейсов сделано достаточно подробно, а с точки зрения её сущностных свойств. Нам представляется, что такой подход может сделать её изучение более объективным, методически обоснованным. Из гипотезы логично вытекают две задачи данной работы. Первая задача - подтверждение или опровержение гипотезы с помощью статистических методов исследования массива информации. Вторая - поиск маркеров,
позволяющих с помощью лингвистического анализа определить принадлежность пропагандистских материалов к одной из двух разновидностей пропаганды. Предположительными маркерами могут являться, например, различия в языковом стиле -наличие большего количества терминов, характерных для научно-популярного стиля в рациональной пропаганде или наличие идеологем, повторяющихся элементов, направленных на автоматическое заучивание в эмоциональной пропаганде. Смена попыток убедить с помощью рациональных доводов на апеллирование к гордости, справедливости, правде так или иначе должна была отразиться на уровне граммем.
Тема советской пропаганды, во всяком случае в её организационной и, в некоторых случаях, тематической части, рассмотрена достаточно подробно, например В.С. Измозиком или А.В. Фатеевым [Измозик и др. 2010; Фатеев 1999]. В рамках же подхода, близкого к нашему, можно отметить работу О.И. Григорьевой, в которой делается интуитивное предположение о направленности коннотаций образа Германии в 1939 г., точнее изменений этой направленности [Григорьева 2008]. Однако автор не проводит исследований, которые могут подтвердить или опровергнуть это утверждение, ограничиваясь лишь оценкой тематики статей, а не их содержимого. Также ряд работ рассматривает отдельные, заранее выбранные идеологемы, что, на наш взгляд, несколько снижает объективность исследования и делает его нарративным [Быстров 2009; Корнев 2006; Горяев 2002; Володина 2002]. С точки зрения методологии нужно отметить работу «The rise and fall of rationality in language», изучающую на всем доступном корпусе английского языка с 1850 по 2019 год изменение частотности различных слов [Scheffer 2021]. Целью работы авторы ставят оценку увеличения или уменьшения рационального мышления в англоязычном обществе указанного периода. Работы, относящиеся к общим принципам обработки естественного языка были использованы при планировании и осуществлении работы с корпусом статей «Правды» [Большакова 2017; Васильев 2021; Сулименко 2009]. Перейдем к описанию использованных методов выбора, обработки и анализа данных. Газета «Правда» была выбрана как один из центральных органов печатной пропаганды рассматриваемого периода с доступными сканами приемлемого качества. Для исследования были выбраны около 500 статей определенной тематики, примерно равномерно распределенных по шести годам: 1924, 1926, 1932, 1936, 1940 и 1947 гг.
Сплошной анализ содержание «Правды» не был выбран по двум основным причинам. Во-первых, при сплошном анализе содержания газеты мы не будем уверены в том, что сравниваем сравнимое. Год от года по естественным причинам менялось тематическое содержимое газеты - сравнивать бесконечные письма тов. Сталину в «Правде» 1940-х гг. с компанией по борьбе с беспризорностью 1920-х гг. не представляется логичным. Сравнивать, как нам представляется, необходимо статьи одной тематики - достаточно устойчивой, неизменной, которая присутствует во всех периодах. Были выбраны статьи, посвященные постройке, разработке или внедрению чего-то нового - будь то завод, способ производства или сельскохозяйственная технология, то есть любых достижений в экономике, исключая повторяющиеся с постоянной периодичностью вроде соц. соревнований. Во-вторых, использованное OCR Yandex vision хотя и дало сравнительно высокий процент распознанных слов (от 75 % до 95 %) в зависимости от качества сканов) по сравнению с другими OCR - FineReader, Qoud vision API от google и tesseract OCR, но, как и они, столкнулось со сложностями в распознавании структуры страниц и статей «Правды». В значительном количестве случаев (более 50 % для газет до 1940 г.) статьи из нескольких колонок читаются OCR как статьи, состоящие из одной колонки, а для корректного чтения требуется ручная предобработка скана статьи или страницы. С этим фактом связано относительно небольшое количество статей и выборка только шести лет из всего сталинского периода.
В целом, помимо проблемы с неуловимыми для компьютерного зрения границами колонок, остальной процесс обработки был полностью автоматизирован - распознавание,
подсчет, формирование таблиц частоты встречаемости слов и словосочетаний. Также частично был автоматизирован и процесс анализа, например, библиотека Python pymorphy2 позволяет автоматически исключить из статистического подсчета служебные части речи и привести все слова к нормализированному виду.
Результат, который мы получили для каждого слова или словосочетания можно условно отнести к одному из трёх вариантов: 1) слова, имеющие постоянную частоту или незначительные колебания. Для таких можно применить подход, аналогичный [Sheffer 2021], то есть попытаться распределить на противоположные по какому-либо признаку группы; 2) слова, присутствие которых можно объяснить историческим процессом - хорошо изученными в историографии процессами появлением новых явлений и ухода старых. Эти слова напрямую относятся к происходившим явлениям или процессам, часто являются их названиями. Мы просто комментируем эти факты, служащие подтверждением корректности нашей выборки в том смысле, что она соответствует историческому процессу развития; 3) слова, присутствие которых нельзя явно связать с появлением новых явлений или процессов. Именно в этой группе мы пытаемся обнаружить маркеры смены парадигмы советской пропаганды.
Начнем с результатов для одиночных слов. Для наглядности мы приводим небольшие выборки из общей таблицы, на которые ссылаемся при анализе. Общую таблицу для одиночных слов, а также таблицы для словосочетаний можно найти по ссылке. Указано число встречаемости в 50000 слов. В табл. 1 мы приводим часть наиболее часто встречающихся слов из первой группы, которые мы распределили на означающие сами достижения в экономике (завод и далее) и на описывающие отношение к этим достижениям (новый и далее). Во всех рассматриваемых годах в статьях преобладают описания конкретных достижений: создание новых заводов, машин, повышение качества. Да, абстрактные описания - дать, задача, результат, присутствуют в сравнимом количестве, но это количество постоянно для всех периодов и, вероятно, соответствует языковому стилю того времени. Статьи о достижениях промышленности схожи в своей лексической основе, но кардинально стиль и не мог поменяться.
Таблица 1. Часто встречающиеся слова
Слово 1924 1926 1932 1936 1940 1947 Сумма
завод 222 169 719 411 444 467 2432
промышленность 239 216 140 136 120 129 980
машина 72 44 131 125 184 90 646
выпуск 42 24 57 57 32 110 322
качество 42 32 101 57 51 15 298
чугун 29 5 96 32 35 23 220
метод 8 14 8 43 54 58 185
трактор 17 72 43 17 45 63 257
новый 127 137 308 280 396 267 1515
дать 49 76 137 125 93 66 546
задача 34 81 74 25 32 38 284
количество 64 44 26 57 35 23 249
рост 21 95 74 17 6 33 246
результат 0 42 65 35 38 41 221
возможность 38 40 39 21 48 33 219
развитие 42 84 26 14 19 31 216
закончить 16 12 30 46 50 56 210
успех 25 19 17 21 12 78 172
срок 25 11 38 25 22 50 171
использовать 12 14 47 24 28 11 136
В табл. 2 мы представили интересные закономерности, которые, однако, хорошо известны. Тем не менее получение их нашим «непреднамеренным» способом более объективно. «Госплан» и термины, относящиеся к рыночной экономике, встречаются в период НЭПа, как и заимствование технологий, маркером которого для статей нашей тематики является слово «заграничный». Можно увидеть начало появления в языке идеологем, содержащих слова: «обязательства», «нормы», «проценты» «выполнить» и «досрочный», момент повышения внимания к колхозным достижениям и появления пятилеток. Видно внимание к массовой электрификации в 1920-х гг. и восстановлению электроснабжения на присоединенных или освобожденных территориях в 1940-е гг. Во время индустриализации отсутствовал интерес к новшествам в деревне, кустарное производство было свернуто, а синдикаты сменили форму организации.
Таблица 2. Идеологемы
Слово 1924 1926 1932 1936 1940 1947 Сумма
госплан 72 61 0 0 0 4 137
рынок 79 48 0 0 0 0 127
торговый 93 28 26 0 6 0 153
заграничный 59 13 17 7 0 0 96
синдикат 21 30 0 0 0 0 51
кустарный 47 7 0 0 0 0 54
кредит 59 57 0 0 16 0 132
норма 0 5 0 7 16 68 96
колхоз 0 0 0 43 48 137 228
процент 34 15 13 32 29 151 274
выполнить 34 7 30 25 19 231 346
досрочный 0 0 8 0 0 116 124
обязательство 0 0 0 0 0 84 84
пятилетка 0 0 65 7 35 54 161
электрификация 81 47 8 0 12 17 165
довоенный 55 35 0 0 0 26 116
деревня 55 47 0 0 12 14 128
Перейдем к тем фактам, которые, на наш взгляд, можно считать доказательствами смены парадигмы советской пропаганды. В табл. 3 представлены слова, изменение частоты употребления которых нельзя связать с изменениями в обществе или экономике: 1) замена употребления термина «общество» на «народ» и «коллектив» представляется следствием изменения отношения к населению со стороны пропаганды: «общество» имеет субъектные качества, может иметь различные мнения, самостоятельность. «Народ» и «коллектив» в советском дискурсе скорее объекты, принимающие или выполняющие решения партии; 2) совокупное употребление близких к научно-популярному стилю «вопрос», «управление», «данные», «недостаток» и «анализ» снижается к 1940-м гг. Без использования научного аппарата невозможно объяснить что-либо на рациональном уровне, возможно только убедить. Вместо них в 1947 г. появляется прилагательное «великий», подчеркивая достижения советской экономики.
Перейдем к следующему подходу - анализу наиболее распространенных сочетаний из двух и трех слов, который с точки зрения исторического исследования соответствует поиску различных идеологем, а с точки зрения лингвистики - поиску коллокаций. В нашем исследовании мы опускаем вопрос, случайно ли находятся рядом два слова, так как используем тематическую выборку. С помощью данного подхода мы можем проследить возникновение и изменения частоты использования тех или иных устойчивых словосочетаний (табл. 3).
Таблица 3. Частотность
Слово 1924 1926 1932 1936 1940 1947 Сумма
общество 81 22 0 0 0 0 103
коллектив 0 0 26 21 42 132 221
народ 0 3 0 0 6 49 58
великий 0 0 16 0 0 79 95
вопрос 111 126 21 17 12 6 293
управление 111 15 13 57 0 7 203
данные 55 45 0 7 0 19 126
недостаток 0 39 8 0 0 7 54
анализ 0 3 39 10 0 0 52
При анализе мы вычисляли частоту всех пар слов из нашей выборки, что позволяет избежать субъективности при, например, ручном подсчете встречаемости определенных идеологем. В табл. 4 приведены наиболее встречаемые словосочетание после использования автоматического удаления служебных частей речи и нормализации форм слова. Для данной цели использовался модуль pymorphy2.
Таблица 4. Частотность словосченй (в таблице не ^ совпадает количество слов в сумме)
Word1 Word2 1924 1926 1932 1936 1940 1947 Сумма
выполнить план 42 45
выполнить досрочно 0 0 1 0 1 28 30
социалистический соревнование 0 0 0 1 0 15 16
годовой задание 0 0 0 0 0 10 10
корр правда 0 0 0 25 24 79 128
сталин товарищ 0 0 0 3 2 45 50
текстильный промышленность 2 10 1 0 3 1 17
металлургический завод 1 1 4 1 10 5 22
сельский хозяйство 14 35 0 2 2 16 69
труд оборона 0 10 0 0 0 0 10
При рассмотрении словосочетаний становятся лучше видны моменты начала использования различных идеологем: «выполнить план», «выполнить досрочно», «годовое задание», «социалистическое соревнование» - которое попало в нашу выборку несмотря на то, что мы избегали статей на эту тему. Сам по себе факт появления новых устойчивых сочетаний уже говорит об изменениях в пропаганде. Показательно и практически полное отсутствие подобных устойчивых сочетаний в статистике всех остальных лет. Это говорит об отсутствии до определенного момента обязательных для включения в освещение событий шаблонов и сакральных фраз.
Сочетания, характерные для 1920-х гг. и отсутствующие в более поздних периодах -«финансовый план», «госплан СССР», «хозяйственный год», «основной капитал», «внутренний рынок», а также ряд других - состоят в основном из нейтральных экономических терминов и связаны с экономическими реформами и особенностями этого периода. Словосочетание «труд оборона», связанное с темой нахождении страны в окружении врагов и постоянной угрозы войны появляется в 1926 г. Интересно, что слово оборона отсутствует в устойчивых парных сочетаниях после 1920-х годов, однако это может быть лишь следствием выбранной нами тематики. Интересную особенность представляет собой встречаемое с 1936 г. словосочетание «корр. «Правды». Ни одна статья из нашей выборки после 1936 г. не содержит идентификатора автора. До середины 1930-х гг. безличная подпись «наш корр.» тоже встречается (не в статьях нашей тематики), но часто статьи подписаны фамилией, инициалами или псевдонимом. Может ли это свидетельствовать о постепенном превращении периодической печати в обезличенную
машину пропаганды, вырождения профессии журналиста в некую разновидность, если использовать современный термин, копирайтера? С нашей точки зрения, при смене парадигмы советской пропаганде перестали быть нужными яркие, харизматичные агитаторы и авторы, которыми были полны ряды старых большевиков. «Товарищ Сталин» появляется в статьях выбранной нами тематики только в 1947 г., видимо в 1940 г. ещё не все сферы общественной жизни связывали любую свою активность с руководителем государства.
Обращает на себя внимание соотношение словосочетаний, относящихся к различным отраслям промышленности. Сельское хозяйство чаще встречается в 1920-х гг. и послевоенном 1947 г., легкая промышленности только в 1920-х гг., а тяжелой и машиностроения появляется с 1930-х гг., что совпадает с приоритетными направлениями развития в соответствующие периоды. Некоторые устойчивые сочетания из трёх слов (табл. 5) аналогичны сочетаниям из двух: «выполнить годовой план» и «досрочное выполнение плана» - это самые часто встречаемые сочетания во всей выборке. Размер нашей выборки дал нам не очень много словосочетаний из трех слов. Можно отметить появление сравнений с прошлым, вероятно подчеркивающее текущие успехи: «период прошлое год» и «сравнение прошлое год». Есть и равномерно распределенные словосочетания, посвященные тематике наших статей: «последний слово техники» и «повышение производительности труда».
Таблица 5. ^ Устойчивые словосчетания (в таблице не совпадает количество слов в сумме)
Word1 Word2 Word2 1924 1926 1932 1936 1940 1947 Сумма
выполнить годовой план 0 0 0 0 1 7 28
досрочный выполнение план 0 0 0 0 0 0 10
сдача хлеб государство 0 0 0 0 0 6 6
период прошлое год 0 0 0 0 0 1 11
сравнение прошлое год 0 1 0 1 1 6 9
повышение производительность труд 0 2 1 0 0 5 8
последний слово техника 0 2 2 0 1 2 7
При использовании на порядок большего корпуса: не пятьсот, а пять или пятьдесят тысяч статей, интересно было бы посмотреть на, например: соотношения граммем прошлого, будущего и настоящего времени, единственного и множественного числа, положительных или отрицательных прилагательных, специальных технических терминов. Статистика по устойчивым сочетаниям из трех слов также была бы более информативной. Данный вопрос пока что упирается в необходимости частично ручной обработки данных. В результате анализа полученных данных было выявлено несколько закономерностей, которые с определенной уверенностью можно отнести к маркерам различных видов пропаганды -рациональной и эмоциональной. К прочим положительным результатам работы необходимо отнести возможность точного воспроизведения разработанного метода исследования как на тех же данных, так и на схожих корпусах данных. Все входные и выходные данные исследования, а также использованные алгоритмы обработки информации, доступны для ознакомления.
Заключение
В заключении хочет добавить, что пропаганда не рассматривается нами как нечто однозначно негативное. Мы согласны с позицией В.С. Измозика, которая относит механизм государственной пропаганды к одному из естественных явлений, существующих у любого государства в том или ином виде [Измозик 1997: 33-35]. Однако, все же стоит признать, что пропаганда бывает разной, как минимум с точки зрения своих свойств, и наша работа, посвящена поиску и апробации некоторых подходов к изучению данной темы.
Наша работа с точки зрения исторического компонента исследования была направлена на создание возможности отследить момент появления сталинской пропаганды, причем сделать это объективно. Мы получили некоторые позитивные результаты, но эта задача требует дальнейшей проработки и изучения и с точки зрения методологии, и с точки зрения соотнесения результатов исследования с историографией.
Список источников
1. Правда. Орган центрального комитета и МК ВКП(б). 1924. №№ 1-297.
2. Правда. Орган центрального комитета и МК ВКП(б). 1926. №№ 1-303.
3. Правда. Орган центрального комитета и МК ВКП(б). 1932. №№ 1-361.
4. Правда. Орган центрального комитета и МК ВКП(б). 1936. №№ 1-360.
5. Правда. Орган центрального комитета и МК ВКП(б). 1940. №№ 1-362.
6. Правда. Орган центрального комитета и МК ВКП(б). 1947. №№ 1-350.
Список литературы
1. Аронсон Э., Пратканис Э. Эпоха пропаганды: Механизмы убеждения, повседневное использование и злоупотребление. СПб.: Прайм-Еврознак, 2003. 384 с.
2. Большакова Е.И., Воронцов К.В., Ефремова Н.Э., Клышинский Э.С., Лукашевич Н.В., Сапин А.С. Автоматическая обработка текстов на естественном языке и анализ данных. М.: Изд-во НИУ ВШЭ, 2017. 269 с.
3. Быстров Н.П. Идеологема «фашизм» в советской публицистике 1920-х — начала 1950-х гг.: автореф. дис. ... к. филол. н. М., 2009. 26 с.
4. Васильев Ю. Обработка естественного языка. Python и spaCy на практике. СПб.: Питер, 2021. 256 с.
5. Володина Н.А. Идеологема коллективизма и ее внедрение в массовое сознание в 1930-е гг.: автореф. дис. ... к. и. н. Пенза, 2002. 21 с.
6. Голубев А.В. Запад глазами советского общества: (Основные тенденции формирования внешнеполитических стереотипов в 30-х годах) // Отечественная история. 1996. № 1. С. 104-121.
7. Григорьева О.И. Эволюция образа Германии в советской пропаганде: автореф. дис. ... к. и. н. М., 2008. 29 с.
8. Измозик В.С. Политический контроль в Советской России. 1918-1928 гг. // Вопросы истории. 1997. № 7. С. 32-53.
9. Измозик В. С., Старков Б. А., Павлов Б. А., Рудник С.Н. Подлинная история РСДРП-РКПб-ВКПб. Краткий курс. СПб.: Питер, 2010. 496 с.
10. Корнев М.С. Идеологема «кулак» в советской пропаганде: на материалах газет «Правда» и «Известия»: автореф. дис. ... к. филол. н. М., 2006. 22 с.
11. Сулименко Н.Е. Текст и аспекты его лексического анализа. М.: Флинт, 2009. 400 с.
12. Фатеев А.В. Образ врага в советской пропаганде 1945-1954 гг. М.: Издат. центр Инст. рос. истории РАН, 1999. 261 с.
13. Scheffer M. The rise and fall of rationality in language. PNAS, 2021. C. 1-8.
List of sources
1. Pravda. Organ tsentral'nogo komiteta i MK VKP(b) [Truth. Body of the Central Committee and MC of the CPSU(b)]. 1924, no. 1-297. (In russ.).
2. Pravda. Organ tsentral'nogo komiteta i MK VKP(b) [Truth. Body of the Central Committee and MC of the CPSU(b)]. 1926, no. 1-303. (In russ.).
3. Pravda. Organ tsentral'nogo komiteta i MK VKP(b) [Truth. Body of the Central Committee and MC of the CPSU(b)]. 1932, no. 1-361. (In russ.).
4. Pravda. Organ tsentral'nogo komiteta i MK VKP(b) [Truth. Body of the Central Committee and MC of the CPSU(b)]. 1936, no. 1-360. (In russ.).
5. Pravda. Organ tsentral'nogo komiteta i MK VKP(b) [Truth. Body of the Central Committee and MC of the CPSU(b)]. 1940, no. 1-362. (In russ.).
6. Pravda. Organ tsentral'nogo komiteta i MK VKP(b) [Truth. Body of the Central Committee and MC of the CPSU(b)]. 1947, no. 1-350. (In russ.).
References
1. Aronson E., Pratkanis E. Epokha propagandy: Mekhanizmy ubezhdeniia, povsednevnoe ispol'zovanie i zloupotreblenie [The Age of Propaganda: Mechanisms of Persuasion, Everyday Use and Abuse]. St. Petersburg, Praim-Evroznak, 2003, 384 p. (In russ.).
2. Bol'shakova E.I., Vorontsov K.V., Efremova N.E., Klyshinskii E.S., Lukashevich N.V., Sapin A.S. Avtomaticheskaia obrabotka tekstov na estestvennom iazyke i analiz dannykh [Automatic natural language processing and data analysis]. Moscow, Izd-vo NIU VShE, 2017, 269 p. (In russ.).
3. Bystrov N.P. Ideologema «fashizm» v sovetskoi publitsistike 1920-kh - nachala 1950-kh gg. [The ideologeme "fascism" in Soviet journalism of the 1920s - early 1950s]. Extended abstract of candidate's thesis. Moscow, 2009, 26 p. (In russ.).
4. Vasil'ev Iu. Obrabotka estestvennogo iazyka. Python i spaCy na praktike [Natural language processing. Python and spaCy in practice]. St. Petersburg, Piter, 2021, 256 p. (In russ.).
5. Volodina N.A. Ideologema kollektivizma i ee vnedrenie v massovoe soznanie v 1930-e gg. [The ideology of collectivism and its introduction into the mass consciousness in the 1930s.]. Extended abstract of candidate's thesis. Penza, 2002, 21 p. (In russ.).
6. Golubev A.V. Zapad glazami sovetskogo obshchestva: (Osnovnye tendentsii formirovaniia vneshnepoliticheskikh stereotipov v 30-kh godakh) [The West through the eyes of Soviet society: (The main trends in the formation of foreign policy stereotypes in the 30s)]. Otechestvennaia istoriia. 1996, no. 1, pp. 104-121. (In russ.).
7. Grigor'eva O.I. Evoliutsiia obraza Germanii v sovetskoi propagande [The evolution of the image of Germany in Soviet propaganda]. Extended abstract of candidate's thesis. Moscow, 2008, 29 p. (In russ.).
8. Izmozik V.S. Politicheskii kontrol' v Sovetskoi Rossii. 1918-1928 gg. [Political control in Soviet Russia. 1918-1928]. Voprosy istorii. 1997, no. 7, pp. 32-53. (In russ.).
9. Izmozik V. S., Starkov B. A., Pavlov B. A., Rudnik S.N. Podlinnaia istoriia RSDRP-RKPb-VKPb [The true history of the RSDLP-RKPb-VKPb]. St. Petersburg, Piter, 2010, 496 p. (In russ.).
10. Kornev M.S. Ideologema «kulak» v sovetskoi propagande: na materialakh gazet «Pravda» i «Izvestiia» [Ideologeme "fist" in Soviet propaganda: on the materials of the newspapers "Pravda" and "Izvestia"]. Extended abstract of candidate's thesis. Moscow, 2006, 22 p. (In russ.).
11. Sulimenko N.E. Tekst i aspekty ego leksicheskogo analiza [Text and aspects of its lexical analysis]. Moscow, Flint, 2009, 400 p. (In russ.).
12. Fateev A.V. Obraz vraga v sovetskoi propagande 1945-1954 gg. [The image of the enemy in Soviet propaganda 1945-1954.]. Moscow, Izdat. tsentr Inst. ros. istorii RAN, 1999, 261 p. (In russ.).
13. Scheffer M. The rise and fall of rationality in language. PNAS, 2021. C. 1-8.
Информация об авторе Г.Е. Константинов - ассистент кафедры отечественной и всеобщей истории, археологии, Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет.
Information about the author G.E. Konstantinov - Assistant of the Department of National and Universal History, Archeology,
Perm State Humanitarian Pedagogical University.
Статья поступила в редакцию 12.02.2022; одобрена после рецензирования 18.03.2022; принята к публикации 20.05.2022
The article was submitted 12.02.2022; approved after reviewing 18.03.2022; accepted for publication 20.05.2022.