3. Земля и Фабрика: Литературно-художественный альманах. М., 1927. Кн. 1.
4. Колхозы побеждают: Ударный литературно-художественный сборник (изд. газеты “Крестьянская правда”). Луга, 1931.
5. Литературно-художественный альманах “Ковш”. М., Л., 1925. Кн. 1 - 4.
6. Литературно-художественные сборники “Недра” / Отв. ред. Н.С. Ангарский. М., 1929. Кн. 17.
7. Литературный энциклопедический словарь. М., 1987.
8. Московский альманах. М., 1922.
9. Перевал: Сб. М., Л., 1923 - 1927. № 1 - 5.
10. Рейсер С.А. Монтаж и литература // Аронсон М., Рейсер С. Литературные кружки и салоны. СПб., 2000.
11. Сегодня: Альманах художественной литературы, критики и искусства. М., 1927. Вып. 2.
12. Смирнов И.П. Психодиахронологика: Психоистория русской литературы от романтизма до наших дней. М., 1994.
13. Содружество: Литературный альманах. Л., 1927.
14. Эйхенбаум Б.М. Лесков и современная проза // О литературе: Работы разных лет. М., 1987.
СМЕХ В ПОЭЗИИ ОЛЖАСА СУЛЕЙМЕНОВА
Бактыбаева A.T.
Начиная с античных времен, феномен смеха и смеховой культуры является предметом изучения естественных и гуманитарных наук. Эти научные исследования создают картину комического в человеческой культуре.
Сущность смеха становилась предметом исследования в эстетике [1], в этнографических и историко-культурных работах [2], в социологии [3], в психологии [4], в литературоведении [5]. Результаты этих работ позволяют сформировать представление о феномене смеха, об основных особенностях комического текстопостро-ения, о структуре комического текста, о вербальных средствах создания комического эффекта. Цель данной статьи - описать образ смеха на примере творчества казахстанского писателя Олжаса Сулей-менова.
Значимость творчества Олжаса Сулей-менова1 для истории казахской литературы XX в. бесспорна. По нашим представлениям, его произведения - еще не до конца прочитанная страница истории казахстанской литературы второй половины XX в.
“Возвысить степь, не унижая горы!” - это кредо поэта, которое давно уже стало афоризмом.
Уже в первой книге “Аргамаки” слышен карнавальный смех, который со временем станет одной из отличительных черт авторского стиля (Солнечные ночи”, “Ночь-парижанка”, “Сказки, сказки”, “Песни ку-мана”, “Айтыс”, “Чем порадовать сердце?”, “Гранат в песках”, “Ай, злая, белокурая зима”, “Травы”, “Жара”).
Словотворческая планета Сулеймено-ва в достаточной мере “оборудована” всеми оттенками смеха. Особая роль смехо-вого начала в его поэтике неоднократно обозначалась в науке, поэтому понимание этого творческого феномена уже невозможно без более пристального внимания к смеховой культуре художественного мира, анализа природы (социальной и психологической).
В начале творчества лирический герой О. Сулейменова открыто эмоционален, порой чересчур восторжен. Среди смеховых элементов поэзии 60-х - начала 70-х гг. доминирует юмор. Поэт доброжелательно
1 Впервые стихи О. Сулейменова были опубликованы в “Литературной газете” в 1959 г. с напутственным словом Л. Мартынова. Через два года вышла поэма, посвященная полету первого в мире космонавта Ю. Гагарина. На памятной стеле, установленной на месте его гибели выбиты слова “Земля, поклонись Человеку”, которые и являются названием поэмы. Книги стихов Сулейменова: “Аргамаки”, “Солнечные ночи”, “Доброе время восхода”, “Круглая звезда”, “Глиняная книга”, “Трансформация огня”, “Преодоление”, “От января до апреля”, “Аз и Я”, “CREDO” и другие.
© Бактыбаева A.T., 2008
улыбается тем, кто пристально вглядывается в жизнь. Думается, причина такой специфики смеха и в том, что художник стремился “одомашнить” патетическую идею социализма, и в том, что хотел продолжить традиции казахской реалистической литературы.
При анализе 150 стихотворений Сулейменова встречается более 76 упоминаний смеха (“смех”, “смеяться”, “смеющийся” и другие варианты). Все это позволяет включить данный образ в ряд определяющих для сулейменовской поэзии. Лирика Сулейменова дает нам примеры и положительной, и отрицательной трактовки образа смеха. В первом случае, в подавляющем большинстве примеров смех принадлежит миру лирического героя (“Я смеюсь, / Но старик на своем...”; “Таклюбили - и смеясь, и плача” [6, с. 112]). При этом смех свойственен не только человеку, но и неодушевленным образам (шашке в одноименном стихотворении: “Чтобы кровь не чернела обиженно, /А смеялась!” [6, с. 132]).
Функцию образа смеха во многих стихотворениях можно назвать сигнализирующей, поскольку смехом лирический герой намекает, раскрывает различные стороны своего настроения, психологического состояния, характера. Иногда образ смеха является связующим звеном в попытках установить контакт между ним и окружающим его миром (“Ночные сравнения”).
В художественном пространстве поэзии Сулейменова глагол “смеяться” становится характеристикой героя (“Вы посмейтесь - / Человек ударился о камень...” [6, с. 181]). Есть стихотворения, где образ смеха развивается в преображенном мире и сохраняет при этом положительный эмоциональный заряд. И наоборот, если в мир лирического героя проникает чужой, то стихотворение приобретает отрицательный оттенок. В первую очередь, это относится к стихотворениям, развивающим знакомую мировой литературе тему непонятого пророка (“В нашей маленькой речушке”).
Иногда образ смеха переходит к новым отрицательным персонажам сулейменовской поэзии. Так, он характерен для сатаны (“...дал пустыне дождь / И забрал, смеясь, у старых / Их восьмую дочь” [6, с. 78]). Скорее всего, здесь сказалась религиозная традиция наделять образ черта смехом.
Очевидным достижением Сулейменова в использовании комизма является его своеобразное освещение любовной тематики. Использование потенциала юмористической иронии стало попыткой осмысления лирической темы (“Женщина”, “Жара”, “Догони”, “Пей”). Щемящее, глубоко личное и не оставляющее равнодушным чужие сердца, чувство вдруг выплеснулось в его стихи о женщинах, и это означает, что поэт перешагнул соблазны антропоморфизма, вышел на путь осторожной беседы с женской душой. В карнавальном движении жизни художник изображает судьбу обычной женщины во времени, в истории, неизбежность испытаний, когда необходимо отстоять свое женское достоинство, любовь и страданья, - вот что, в общих чертах, владеет душой поэта.
Одно из новообразований казахстанского поэта - “Усмехальщики”. Слово наряду с весельем, радостью помогает найти лирическому герою реальный секрет полнокровного человеческого веселья и мудрой веселости.
О. Сулейменов в произведении “Что такое лишнее?” обыгрывает пословицу “Смеется тот, кто смеется последним” в стихах: “Пусть смеется тот, / Кто сам смешит” [6, с. 281]. Поэт говорит о веселье, как о национальной черте (“Питие на Руси есть веселие” [6, с. 264]). Интересен способ использования императива в строчке “Вы посмейтесь - / Человек ударился о камень, / Чтоб ногой проверить междоме-тье” [6, с. 281]. Веселость выделяется и как качество характера (“веселых прус-сий” или “занесло издалека ... веселого кита” [7, с. 287, 318]). Встречается слово “улыбка” в значении “предсмертная улыбка” (“Асан, по кпичке Невезучий, / Вошел с улыбкою в Помпею, / И- в тот же час взревел Везувий” [7, с. 310 - 311]). Все же в большей степени улыбка, по мнению поэта, свойственна женщинам. Об этом свидетельствуют стихотворения “Ждем паром через Енисей” (“Отдышалась, / Улыбнулась”) и “Джомолунгма и колодец” (“А в третьем ряду в малахае лисьем / Молчала и улыбалась, / Улыбалась и молчала / Прекрасная девушка Майя” [7, с. 291, 298]). Также в стихах встречаются неологизмы с оттенками веселого чувства (“Поливальщики, шептуны, / Усмехальщики, кашлю-ны...” [7, с. 298]).
В поэзии Сулейменова образ смеха начинает проявляться и тогда, когда совмещаются различные языковые средства, нарушающие автоматизм восприятия поэзии, то есть использование различных сочетаний позволяет увидеть в языковом материале “знакомого незнакомца”. Такими средствами служат “несовместимые” фонетико-грамматические, лексические, семантические, синтаксические, стилистически окрашенные единицы, которые создают комический эффект и в сумме образуют языковые и стилистические средства комического (“Все несвободнее свобода, / Она сегодня нарасхват - / Кинозвезда, / Словечко, мода, / Цветастый задник дпя эстрад, / Жизнь превращается / В живот, / Фронт - в безобидное фрондерство...” [7, с. 282]).
Языковыми средствами при создании образа смеха в поэзии Сулейменова являются балагурство и острословие как некоторые разновидности языковой игры. Например, балагурство строится на нарушении формально-языковых стереотипов и представляет собой игру с формами речи, образуя “фонетическую шутку”, пародийную стилизацию (“...И собаки ощенились в этот год / Не щенятами, как было, / А кутятами. / Принимают псы, хотят ли, не хотят ли - / Размножается за счет Собаки / Кот. /Докатились!..” Причины создания комизма определяются, с одной стороны, особенностями психофизиологических механизмов восприятия звукового потока речи, с другой, смыслами, которые человек как субъект культуры придает языковым знакам. В этом случае нарушается привычное звучание слов для актуализации их первичной номинации, строится “антимир”, для того чтобы отчетливее осознать мир нормы, освежить язык, восприятие читателя и мир звучащего слова [8, с. 111 - 114].
Острословие - это тоже определенная разновидность языковой игры, в основе которой лежит несогласуемая семантическая интерпретация. При этом языковая игра связана как с содержанием, так и с формой речи (“- Косить хочу! Пошли мне литовку! / - Ну и коси. И литовку можно. / Окосел крестьянин. / Явилась литовская женщина” [7, с. 306]). Острословие отражает личное отношение автора к противоречиям окружающего мира. Это требует от него использования различных текстооб-
разующих средств, которые можно соотнести со смыслом.
Для создания эффектов комического Сулейменов использует следующие способы: а) овеществление объектов внешнего мира - есть внешний мир аномален, смешон, но при этом достоверен (“Собирает поэт-старьевщик / Осколки истин, / Напевая под нос, / Поднимает обрывки канатов мысли, / Извлекает из груды гниющей / Огрызки фантазии, / Рукавом оттирает до блеска / Лавровые листья лести” [7, с. 295]); б) употребление фантастических элементов, существование которых невозможно в действительности (“Кит неуклюжесть проявил / Сделал неприятность лиху - /Щуку брюхом придавил, / Превратил ее влещиху” [7, с. 318]).
Иногда для создания комического, используется конструирование некой неудачной ситуации (например, в стихотворении “Серая мисс”). В некоторых произведениях встречается речь с элементами комизма для того, чтобы подчеркнуть условность происходящего (“Сентиментальный мулла Рахметулла”).
В некоторых произведениях, (“Ах, мед, Асан!”) комическое уже проступает еще в зачине. Автор словно что-то умалчивает, скрывает подробности, как бы приглашая партнера вступить с ним в игровую коммуникацию или отгадать заданную им задачу.
Важно отметить, что поэт, выбирая несерьезный тон для своего стихотворения, старается выразить свое отношение к данному предмету или явлению, тем самым обратить внимание читателя, а может быть, и всего общества в целом на анормальность действительности. Комическое служит тому, чтобы развлечь читателя-со-беседника, произвести положительное впечатление на окружающих, разрядить конфликтную обстановку, сократить социальную дистанцию, сблизиться или, наоборот, отдалиться от личности или общества. При этом одно и то же комическое речевое действие может выражать разные смыслы: намерение поспорить, сообщить, рассмешить, скрыть правду.
Иногда комическое проявляется в высказываниях и заключается в том, что говорящий своим речевым действием побуждает читателя к смеху. В свою очередь, читающий оказывается субъектом будущего действия - смеха/улыбки. Яркий
пример подобного типа речевого акта -речь балагура, направленная на то, чтобы развеселить слушающих своими шутками (“Про Асана невезучего”).
Следовательно, смех - основа мироот-ношения, обращенного лицом к бытию. Для смеха ценно мироощущение одной личности, выражающей, с одной стороны, волю некоего сообщества, с другой - свою собственную. Все же, независимо от вида смеха, актуально то, что он явный атрибут живого и реального, призванный противостоять небытию, сохранять и созидать бытие. Юмор справедливо считается показателем внутренней свободы. В условиях установки на абсолютную серьезность, в том числе и праздничную торжественность, смех Сулейменова звучит свободно и искренне.
Литература
1. Борев Ю. История государства советского в преданиях и анекдотах. М., 1995; СтоловичЛ.Н. Философия, эстетика, смех. М., 1999; Рюмина М.Т. Тайна смеха, или Эстетика комического. М., 1998.
2. Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная смеховая культура сред-
невековья и Ренессанса. М., 1965; Лихачев Д.С., Панченко А.М., Понырко Н.В. Смех в Древней Руси. Л., 1984; Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки. Л., 1968; Пропп В.Я. Проблемы комизма и смеха. М., 1999.
3. Ахиезер А.С. Россия: критика исторического опыта: Социокультурный словарь. М., 1991; Дмитриев А.В. Социология юмора: Очерки. М., 1994; Разуваев В.В. Политический смех в современной России. М., 2002.
4. ЛукА.Н. Юмор, остроумие, творчество. М., 1977; Лук А.Н. О чувстве юмора и остроумии. М., 1968.
5. Николаев Д.Н. Смех - оружие сатиры. М., 1962; Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики: Исследования разных лет. М., 1975; Дземидок Б. О комическом. М., 1974.
6. Сулейменов О. Определение берега. Алма-Ата, 1976.
7. Сулейменов О. Собрание сочинений: В 7 т. Алматы, 2004. Т.1.
8. Языковые средства создания комического на уровне слова // Разноуровневые характеристики лексических единиц. Смоленск, 1999. С. 26 - 29.
РАЗВИТИЕ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНТНОСТЕЙ У ПЕДАГОГОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ПРИ ПРИМЕНЕНИИ ТЕХНОЛОГИИ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ
Просеиркин В.Н.
Социально-экономические условия страны, идеология и ценности общества, мировые и отечественные тенденции в развитии системы образования предъявляют определенные требования к профессии педагога. Это тот набор знаний, умений и навыков, который необходим специалисту, чтобы быть профессионалом в своей области.
В современном образовательном пространстве задача подготовки компетентных специалистов приобретает особую актуальность. В психолого-педагогической литературе понятие “компетентность” получило широкое распространение сравни-
тельно недавно. Так, в конце 1960 - начале 1970-х гг. в западной, а в конце 1980-х гг. в отечественной литературе зарождается специальное направление - компетент-ностный подход в образовании. Анализ литературных источников по истории ее становления, показывает всю сложность, многомерность и неоднозначность трактовки как самих понятий “компетенция”, “компетентность”, так и основанного на них подхода к процессу и результату образования.
Можно выделить три этапа становления компетентностного подхода в образовании (Зимняя И.А.) [2]:
© Просвиркин В.Н., 2008