Вестник Челябинского государственного университета. 2013. № 35 (326).
Филология. Искусствоведение. Вып. 85. С. 34-39.
Д. М. Гайнуллина
СМЕХ КАК ФИЗИОЛОГИЧЕСКАЯ, СОЦИАЛЬНАЯ И ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ НАШЕЙ ЖИЗНИ
Рассматриваются основные определения такого явления, как смех, описанные различными областями науки. Представлена краткая характеристика смеховой культуры. На базе полученных результатов раскрываются возможные пути дальнейшего ее исследования в лингвистике и применение знаний на практике.
Ключевые слова: произвольный смех, непроизвольный смех, социальные функции смеха, те-
ория несовместимости, теория превосходства,
Целью статьи является определение смехо-вого концепта как такового через призму различных научных дисциплин, выявление основных функций данного феномена.
Если задаться вопросом, что подразумевается под таким всем хорошо известным явлением как «смех», ответы могут быть самые разнообразные. Простой социологический опрос показывает, что самый частый ответ на вопрос: «Что такое смех?» - «радость, хорошее настроение», то есть попытка подобрать синонимы, а фактически объяснить результат через причины, вызывающие его.
Для исследователя трудность также представляет тот факт, что данное явление можно считать многомерным и, как следствие, рассматривать с различных точек зрения, начиная с физиологического описания и заканчивая глубинными философско-религиозными рассуждениями о причине зарождения и существования смеховой культуры в жизни человека.
Ученый Питер Деркс описывает смех как «мгновенный, автоматически возникающий тип поведения» («a really quick, automatic type of behavior»). «На самом деле то, насколько быстро наш мозг выявит несоответствие, которое лежит в основе любой шутки или смешной ситуации, и определит, будем ли мы смеяться вообще», - утверждает он [10].
Исследованиями о том, какое психологическое влияние оказывает смех, и какой отдел мозга им управляет, занимается наука гелото-логия.
Известно, что определенные отделы мозга являются ответственными за различные функции организма. Например, эмоциональные реакции являются производными деятельности лобной доли. Однако же исследователи выяснили, что смех связан с несколькими отделами мозга (рис. 1).
теория облегчения, улыбка.
Если рассматривать активность мозга в этом процессе, то окажется, что ключевую роль здесь играет лимбическая система, которая находится выше ствола мозга, но ниже коры. В частности, здесь задействованы такие ее части, как миндалевидное тело, гиппокамп, таламус (ответственный за проявление дружбы, любви, привязанности и настроения). Гипоталамус, особенно его центральная часть, является самым важным отделом при образовании громкого, неконтролируемого хохота.
Рис. 1. Структура лимбической системы, контролирующей основные виды поведения человека, также ответственна за возникновение смеха (рисунок заимствован из статьи «How laughter works?» M. Brain)
Также исследования показывают, что различные виды смеха (непроизвольный и произвольный) контролируются отличными друг от друга системами.
Здесь особенно важна работа Барбары Вильд и ее коллег [12]. Обобщив все имеющиеся, в том числе и собственные данные, они заключили, что смех контролируется двумя частично независимыми системами. Первая, запускающая непроизвольный смех, включает только подкор-
ковые (филогенетически древние) образования
- миндалевидное тело, таламус, гипоталамус, субталамус, - а также дорсальную часть ствола. Вторая, позволяющая нам произвольно имитировать смех - это путь, идущий от премо-торной области лобной коры через моторную кору и пирамидный тракт к вентральной части ствола. Работа обеих систем координируется особым центром в верхне-дорсальной части варолиева моста. Что же касается восприятия юмора, то, по данным авторов, при этом активируются лобные и височные доли, особенно левые. Каким образом этот процесс связан со смехом - абсолютно неясно [6].
Как утверждает Александр Козинцев, в этом вопросе нам важен вывод Барбары Вильд и ее соавторов о том, что непроизвольный смех полностью контролируется подкоркой и более глубокими структурами мозга. Роль же коры, в частности, лобной, как они полагают, состоит в торможении такого смеха (недавно получены прямые подтверждения этого, см.: Wild et al., 2006). Следовательно, возникает он в результате растормаживания глубоких и древних отделов мозга. Вильд приводит мысль Гауэрса, высказанную еще в XIX в. по отношению к непроизвольному смеху: волевое усилие нужно не затем, чтобы вызвать смех, а затем, чтобы подавить его [13].
Современные исследователи выделяют три основные теории причины возникновения смеха в повседневной жизни людей (табл.).
Теории причин возникновения смеховой реакции
Виды теорий: Основная идея
Теория несовместимости Юмор возникает, когда логика и знакомые связи заменяются необычными, несочетаемыми.
Теория превосходства Мы чувствуем некое превосходство по отношению к определенному субъекту, объекту или действию, ставим себя выше и поэтому смеемся над ними.
Теория облегчения Субъект находится в сильном напряжении, и, на определенном этапе, ситуация получает благополучный исход, что приводит к чувству облегчения и смеху.
- Теория несовместимости
Исследователь Томас Витч говорит, что «... шутка становится смешной, если мы пред-
полагаем один конец, а получаем другой. Ожидание принимает форму логической мысли вкупе с эмоциональным настроем, на которые влияют наш прошлый опыт и мыслительные процессы. Когда шутка принимает необычный оборот, наши мысли и эмоции как бы резко «переключаются». Теперь нами обуревают новые эмоции и новая мысль. Другими словами, в этот момент мы испытываем два вида противоположных эмоций и мыслей. И именно эта несовместимость и кажется нам смешной» [10].
- Теория превосходства начинает действовать, когда мы смеемся над чьими-то ошибками, глупостью или неудачей.
Также существует точка зрения А. Г. Козинцева, который считает, что человек - великий коллективист и 90 % своей истории он прожил в эпоху палеолита, когда за всякую беду и ошибку одного расплачивалась община целиком. Сегодня поскользнулся один, завтра поскользнется другой. В такой реакции нет никакого злорадства, лишь смех над самим собой, хохот бывшей обезьяны над временной потерей культуры, человеческого состояния выпрямленности, ходьбы на двух ногах [5].
- Теория облегчения очень часто используется при создании фильмов. В действии фильма, когда зритель находится в напряжении, режиссер обычно использует комическое разрешение ситуации, некое облегчение [10]. То же самое происходит и в жизни, когда растет давление на человека, когда он должен справиться с нахлынувшими на него эмоциями и мыслями, смех выступает в роли клапана, выпускающего пар [6].
Рассмотрев механизм появления и проявления смеховой культуры, предлагается перейти к психологической причине смеха.
Итак, многие люди воспринимают смех как выражение бурной радости. Это справедливо, но не всегда.
Смех, вызванный встречей с любимым человеком и решением трудной задачи, может действительно свидетельствовать об интенсивной эмоции радости. Однако когда мы смеемся над удачной шуткой, дружеским шаржем или при встрече с какой-то несуразностью, мы смеемся не потому, что испытываем радость, а потому что понимаем смысл шутки, намека, улавливаем несоответствие между двумя предметами или явлениями, которые почему-то вдруг оказались связанными вместе [4].
Смех оказывается результатом ошибки, противоречивого соединения двух эмоцио-
нальных движений, в котором побеждает позитив, который сообщает смеху в целом и стоящему за ним чувству приятую окраску. Обнаружение того, что зло преодолимо рождает в человеке удивление и радость, которые приводят человека в своеобразный шок.
«Время останавливается и бежит вспять -чтобы еще и еще раз вернуться к точке, где нам открылась несостоятельность зла» [7].
Интересно, что данная точка зрения перекликается с теорией Иммануила Канта «превращения напряженного ожидания в ничто».
По мере роста, развития и формирования общественных связей человека смех приобретает социальную роль, становится одним из средств социального общения. С возрастом наряду с первичными врожденными стремлениями у человека формируются вторичные стремления и их конкретные проявления - желания. Удовлетворение их также вызывает положительные чувства и внешне проявляется улыбкой и смехом. Но частота и ситуации, в которых возникают эти реакции, становятся отличными от более раннего возраста; пол смеющегося человека также имеет немалое значение [2].
«Первое подобие улыбки появляется на лице новорожденного младенца уже в первые часы жизни, но настоящая социальная улыбка появляется лишь спустя несколько недель. Эта улыбка, по-видимому, запрограммирована генетически, она не видоизменяется с возрастом - меняется лишь эффективность стимулов, активизирующих ее», - утверждают исследователи Андрей Сычев и Анатолий Дмитриев.
Смех формируется позже улыбки и проходит в своем развитии несколько стадий. Теоретические и экспериментальные исследования выявили связь между смехом и развитием отдельных когнитивных процессов, но эмоциональная динамика смеха изучена слабо. Смех, как и улыбка, может способствовать формированию межличностных эмоциональных связей, облегчая тем самым социализацию ребенка. Он также открывает дополнительные возможности для познания и обретения нового опыта [4].
С рождения у каждого человека есть некая предрасположенность к улыбке и смеху. Сама способность к эмоции радости индивидуальна и генетически детерминирована.
Смех способствует переосмыслению реальности, освобождению от формализма, косности социальной жизни. В силу данных свойств смеха индивид реализует «вхождение» в общество, поскольку для него оказываются понят-
ны основные нормы общества. Ресурс смеха позволяет гибко использовать существующие нормы социальной жизни.
Смех содействует становлению критической, самостоятельной личности, которая способна ощущать себя автономно в системе социального взаимодействия, соблюдать дистанцию по отношению к окружающей действительности, вырабатывать оценку происходящего, проявлять инициативу в выработке норм и усовершенствовании традиций [7].
Будучи явлением социальным, объединяющим людей, смех помогает им адаптироваться и стать частью социума. В полной мере это проявляется в анализе функций смеха, а также исследовании его места и роли в социальной структуре общества.
Нам близка точка зрения Андрея Сычева, который в числе основных функций смеха выделяет следующие: коммуникативную, игровую, социализирующую, санкционирующую, компенсаторную и познавательную.
На ранних этапах развития общества формируется базовая коммуникативная функция смеха. Первоначально смех служит сигналом для всего племени, указывающим на отсутствие опасности. Позже, с развитием досуговообрядовых форм, смех, отчасти сохраняя первоначальное значение, превращается в символ праздника - окончания будней, временного завершения тяжелого труда и борьбы за выживание. Праздничная коммуникация, выраженная, прежде всего, коллективным со-смеянием, таким образом, способствует достижению социальной общности [8].
Игровая функция смеха формируется на наиболее ранних этапах развития человечества. Смех и игра - понятия достаточно близкие, но не тождественные. Игра не всегда подразумевает смех - играют животные, лишенные способности смеяться; достаточно серьезны почти все спортивные игры. Смех, напротив, почти всегда подразумевает игру, включен в ее смысловую сферу.
Вместе с игрой происходит и познание социальных нравов и ценностей, что выражается в познавательной функции.
Смех выполняет компенсаторную роль, про-тивопоставляясь страху и серьезности обыденной жизни и сублимируя асоциальные желания. В смехе четко проявляются мотивы релаксации, отдыха от каждодневных забот. Смех, как и игра, способствует консолидации общества, временно нивелируя статусные различия.
Социализирующая функция смеха для человека тесно связана с игровой: в игре он приобретает коммуникативные навыки, осознает первичные общественные нормы и ценности, воспроизводит ряд практических действий.
Санкционирующая функция смеха выступает в качестве одной из центральных уже в архаичном обществе. Многочисленные исследования первобытного общества и культуры подтверждают распространенность и действенность публичного осмеяния как формы социальной санкции. На бытовом уровне человек, не подчиняющийся условиям и требованиям, принятым в обществе, вызывает смех, который выполняет функцию наказания.
Компенсаторная функция смеха проявляется и в различных сферах социальной жизни. Базисной формой компенсации является релаксация: смех может выступать как определенная эмоциональная разрядка, отдых от забот и проблем повседневной жизни, «предохранительный клапан» для асоциальных желаний [8].
Теперь обратимся к лингвистической стороне феномена смеха. Изучение явления смеха является «дефектной» и малоизученной областью в лингвистике.
Смех стал объектом теоретического исследования лишь в ХХ в., попытки его философского осмысления предпринимаются только в последние пятьдесят лет. Менее чем за полвека в России были разработаны интереснейшие концепции смеха М. М. Бахтина, О. М. Фрей-денберг, Д. С. Лихачева и др. [3]. Здесь стоит также упомянуть такие имена, как Б. Грасиан, А. Бергсон, З. Фрейд, В. Я. Пропп, С. С. Аверинцев, Л. Н. Столович, А. А. Зализняк, А. Г. Козинцев и др.
И если философские рассуждения о его возникновении, развитии и роли в современном мире можно отнести к теоретической базе исследований, то лингвистический аспект, неразрывно связанный с отображением смеха в языке, несомненно, составляет их практическую часть.
Уместным было бы упомянуть о некоторой закономерности, прослеживающейся при изучении филологических трудов на данную тематику: чаще всего ученые-лингвисты в начале своих рассуждений обращаются к философским теориям (причины возникновения, его природа, функционирование, объект-субъектные отношения), а затем в их поддержку, доказательство или опровержение переходят к практической стороне во-
проса, то есть к изучению смеха на конкретных примерах языка.
Превалирующее число работ рассматривает данный феномен в русле особенностей его выражения у отдельных авторов как отечественной, так и зарубежной литературы (самобытные авторские лексико-семантические номинации, использование юмора, иронии, насмешки с целью донести определенную идею, создать собственный авторский стиль), а также описание смеха в литературе той или иной страны в определенные моменты истории.
Например, канадский исследователь африканской литературы Симедо Коку (Sim-edoh Kokou) находит факт игры со словом «раб»/ «esclave» при описании темнокожего героя, официально свободного жителя колонии, но все еще остающегося рабом по сути, который принял христианство и стал «рабом Божьим». Прием иронии здесь используется для высмеивания социальных проблем данного общества:
Par ricochet, c’est la remise en cause des valeurs chrétiennes. Celle-ci atteint son paroxysme quand Meka reinterprete le bapteme comme une alienation: «Le jour ou je suis devenu un esclave» - «В свою очередь, это проблема, вызванная христианскими ценностями. Она усиливается, когда Мека переосмысливает крещение как потерю свободы: “День, когда я стал рабом”» [11. С. 120].
Далее по частотности можно назвать работы о национально-обусловленном функционировании единиц и приемов смеха у различных народностей и в различных культурах (анализ юмора, иронии, насмешки, пародии на иностранные формы слов, сленга и так далее):
Школьники используют шутливые псевдолатинизмы, употребляя, например, ничего не значащую форму quid sidi quidit или макаронические стишки: Boyibus kissibuspriti girlorum, girlibus likibus, wanti somorum» (Пародия на англ. Boys kiss pretty girls, girls like it, want some more «Юноши целуют хорошеньких девушек, девушкам это нравится, хотят еще»).
Примерами сленговых единиц могут служить английские guy, gink, gazebo, gazook, bloke, bird - для обозначения мужчины, rod или gat - для обозначения пистолета и так далее [1. С. 41-42].
Как можно заметить, данные труды неразрывно связаны с языком, ведь, как отметил современный российский ученый А. В. Бондаренко, «Смех - это тоже язык особого рода, то
есть по отношению к языку есть понятие родовое, субординарное» [1. С. 37].
После рассмотрения и исследования смеха с физиологической, психологической и социальной точки зрения мы можем сделать следующие выводы:
1) исследователями установлено, что смех как физиологическое явление затрагивает многие части тела и является для нашего организма настоящим испытанием. В процессе смеха у человека задействуются многие отделы мозга. Выявлено существование двух видов смеха -произвольного и непроизвольного. Они контролируются разными структурами головного мозга. Чаще всего реакция в виде смеха бывает вызвана юмором, положительными эмоциями, как реакция на чужие ошибки и глупости, а также при устранении опасности и психологического напряжения;
2) интересным фактом становится мысль, высказанная еще в XIX в., но нашедшая научное подтверждение в наши дни, - волевое усилие нужно человеку не чтобы вызвать смех, а для того, чтобы его подавить;
3) также психологи ассоциируют смех с «клапаном, выпускающим пар», «внезапным ослаблением напряженного внимания». Когда наш мозг не в силах справиться с неожиданным поворотом событий, когда он улавливает необычную связь понятий, абсолютно не совместимых в обыденном логичном ракурсе, он прибегает к спасительной силе данного феномена;
4) социальный аспект смеха обусловлен рядом функций, которые он выполняет в процессе коммуникации людей: коммуникативной, игровой, социализирующей, санкционирующей, компенсаторной и познавательной; каждая из них играет важную роль в развитии социальной системы, помогает индивидууму «вписаться» в коллектив, примирить его с непредсказуемостью и серьезностью жизни в целом;
5) смех обеспечивает «вхождение» индивида в общество, устраняет излишний формализм и косность социальным норм;
6) в лингвистике изучение смеха и смеховых номинаций помогает лучше понять особенности национально-обусловленного менталитета различных народностей и культур, на практике доказать состоятельность тех или иных философских теорий. Однако данная область науки все еще испытывает некий «дефицит» трудов по изучению смеха, оставляя неисследованными различные его аспекты, как то: гендерные
особенности использования смеховых номинаций в литературе, компаративный анализ лексических и грамматических единиц смеха на базе художественных произведений различных языков и, следовательно, имеет огромный потенциал для ученых.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что смех - явление уникальное, многомерное. Рассматривать его изолированно в рамках отдельной дисциплины было бы ошибочно и лишало бы глубины и всей полноты его исследования.
Знания, полученные при изучении данного феномена как одного из ярких репрезентантов языка тела, его роль в процессе общения, причины его возникновения в тот или иной момент речи, виды, эмоциональная нагрузка, которую он несет, могут помочь лучше понять собеседника, и, соответственно, усовершенствовать навыки коммуникации в целом.
Список литературы
1. Бондаренко, А. В. Языковая онтология
смеховой культуры [Электронный ресурс] : автореф. дис. ... д-ра филол. наук. М., 2009. URL: http://cheloveknauka.com/yazykovaya-
ontologiya-smehovoy-kultury.
2. Бутовская, М. Л. Язык тела: природа и культура (эволюционные и кросс-культурные основы невербальной коммуникации человека) [Электронный ресурс]. М., 2004. 440 с. URL: http://www.twirpx.com/file/249753.
3. Гладких, Н. В. Катарсис смеха и плача [Электронный ресурс] // Вестн. Томск. гос. пед. ун-та. 1999. Гуманитарные науки (Филология). Вып. 6 (15). URL: http://gladkeeh.boom. ru/Kharms/Catharsis.htm
4. Дмитриев, А. В. Смех : социально-философский анализ [Электронный ресурс] / А. В. Дмитриев, А. А. Сычев. М., 2005. URL: http://philosophy.spbu.ru/userfiles/rusphil/ Veche%20%E2%84%9618-22.pdf.
5. Изард, К. Психология эмоций [Электронный ресурс]. СПб., 1999. 464 с. URL: http:// www.koob.ru/izard/psihologiya_emociy.
6. Козинцев, А. Г. Зачем нужно смеять-
ся? : интервью [Электронный ресурс]. 2008. URL: http://www.rusrep.ru/2008/36/interview_
kozincev/
7. Козинцев, А. Г. Смех, плач, зевота: психология чувств или этология общения? [Электронный ресурс]. СПб, 2007. URL: http:// ethology.ru/library/?id=271.
8. Колпикова, О. П. Философско-культурное пространство смеха [Электронный ресурс] : автореф. дис. ... канд. филос. наук. М., 2007. URL: http://cheloveknauka.com/filosofsko-kulturnoe-prostranstvo-smeha
9. Сычев, А. А. Смех как социокультурный феномен [Электронный ресурс] : автореф. дис. ... д-ра филол. наук. Саранск, 2004. URL: http://www.dissercat.com/content/smekh-kak-sotsiokulturnyi-fenomen
10. Brain, M. How laughter works. [Электронный ресурс]. URL: http://health.howstuffworks. com/mental-health/human-nature/other-emotions/ laughter.htm.
11. Simedoh Kokou, V. L’humour et l’ironie en litterature francophone subsaharienne. Une po-etique du rire. Canada, 2008. 242 p.
12. Wild B. Neural correlates of laughter and humour / B. Wild, F. A. Rodden, W. Grodd, W. Ruch // Brain, 2003. Vol. 126. P. 2121-2138.
13. Wild B. Humor and smiling: Cortical regions selective for cognitive, affective, and volitional components / B. Wild, F. A. Rodden, A. Rapp, M. Erb, W. Grodd, W. Ruch // Neurology. 2006. Vol. 66. P. 887-893.
Источники
1. Macmillan English Dictionary [Электронный ресурс]. URL: http://www.macmillandic-tionary.com.
2. ABBYY Lingvo Dictionary [Электронный ресурс]. URL: http://www.lingvo.ua/ru.