Научная статья на тему 'Смарт как объект статистического исследования'

Смарт как объект статистического исследования Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
519
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УМНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / СМАРТ / УМНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА / СТАТИСТИКА УМНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ / СТАТИСТИКА СМАРТ / ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СТАТИСТИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ СМАРТ / SMART TECHNOLOGY / SMART / SMART TECHNOLOGY IN SOCIETY / THE STATISTICS OF SMART TECHNOLOGY / SMART STATISTICS / THE MAIN DIRECTIONS OF STATISTICAL RESEARCH OF SMART

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Карманов Михаил Владимирович, Дмитриевская Наталия Алексеевна, Карманов Алексей Михайлович

В последнее время в различных странах мира все возрастающее внимание уделяется умным технологиям, как особому направлению, играющему исключительно важную роль для текущего и перспективного развития общества. В этой связи большое научное и практическое значение имеет становление и развитие отрасли статистики, ориентированной на количественную характеристику своеобразного общественного процесса, все чаще называемого СМАРТ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SMART AS AN OBJECT OF STATISTICAL RESEARCH

Recently, in various countries around the world increasing attention is paid to clever technologies, as a special direction, which plays a crucial role for the current and future development of society. In this regard the establishment and development of industry statistics focused on the quantitative characteristics of public process increasingly called SMART has a great scientific and practical importance.

Текст научной работы на тему «Смарт как объект статистического исследования»

СМАРТ КАК ОБЪЕКТ СТАТИСТИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

УДК 311.3/.4

Михаил Владимирович Карманов,

д.э.н., профессор, заведующий кафедрой Социально-экономической статистики, Московский государственный университет экономики, статистики и информатики (МЭСИ) Тел. +7 (495) 442-72-55, Эл. почта: MKarmanov@mesi.ru

Наталия Алексеевна Дмитриевская,

к. э. н. директор Института экономики и финансов, Московский государственный университет экономики, статистики и информатики (МЭСИ)

Тел. +7 (495) 442-72-33,

Эл. почта: NDmitrievskaia@.mesi.ru

Алексей Михайлович Карманов,

Студент 5 курса специальности «Математические методы в экономике», Московский государственный университет экономики, статистики и информатики (МЭСИ) Тел. +7 (495) 442-72-55, Эл. почта: AMKarmanov@mesi.ru

В последнее время в различных странах мира все возрастающее внимание уделяется умным технологиям, как особому направлению, играющему исключительно важную роль для текущего и перспективного развития общества. В этой связи большое научное и практическое значение имеет становление и развитие отрасли статистики, ориентированной на количественную характеристику своеобразного общественного процесса, все чаще называемого СМАРТ.

Ключевые слова: Умные технологии, СМАРТ, умные технологии в жизни общества, статистика умных технологий, статистика СМАРТ, основные направления статистического исследования СМАРТ.

Mikhail V. Karmanov,

Doctor of Economics, professor; chief of chair of Social and economic statistics, Moscow State University of Economics, Statistics and Informatics Tel. +7 (495) 442-72-55, E-mail MKarmanov@mesi.ru

Natalia A. Dmitrievskaia,

PhD (economics), Director of Economics and Finance Institute,

Moscow State University of Economics, Statistics

and Informatics

Tel. +7 (495) 442-23-97,

E-mail: NDmitrievskaia@rector.mesi.ru

Aleksey M. Karmanov,

5rd year student of speciality of Mathematical

methods in economics,

Moscow State University of Economics, Statistics and Informatics Tel. +7 (495) 442-72-55, E-mail AMKarmanov@mesi.ru

SMART AS AN OBJECT OF STATISTICAL RESEARCH

Recently, in various countries around the world increasing attention is paid to clever technologies, as a special direction, which plays a crucial role for the current and future development of society. In this regard the establishment and development of industry statistics focused on the quantitative characteristics of public process increasingly called SMART has a great scientific and practical importance.

Keywords: Smart technology, Smart, smart technology in society, the statistics of smart technology, SMART statistics, the main directions of statistical research of SMART.

1. Введение

В последние годы в профессиональную практику и повседневную жизнь все более активно стали проникать самые различные категории, связанные с термином СМАРТ. Сегодня практически повсеместно встречаются такие понятия, как:

• смарт автомобиль - автомобиль, умеющий распознавать состояние водителя (включая алкогольное и наркотическое похмелье); наличие других транспортных средств в «мертвой» зоне водителя; самостоятельно парковаться, выбирать и поддерживать скоростной режим, предпринимать экстренное торможение и т.д.;

• смарт телевизор - телевизор, способный включаться и выключаться в нужное время; доводить до хозяина разнообразные сообщения, выбирать и запоминать требующиеся каналы; использовать широкие возможности доступа в Интернет и т.д.;

• смарт пылесос - пылесос, умеющий оценивать степень загрязненности помещения; необходимость включения, выключения, продолжительность и интенсивность уборки; целесообразность применения моющих средств и т.д.;

• смарт кондиционер - кондиционер, способный анализировать температурный режим; включаться и выключаться в нужное время или в зависимости от наличия движения в помещении; экономить электроэнергию и т.п.

• смартфон - мобильный телефон с существенно расширенным функционалом, делающим его по возможностям практически карманным компьютером;

• смартбук - компактный ноутбук с выходом в Интернет, позволяющий работать с офисными приложениями и отличающийся небольшим весом, низким энергопотреблением и т.д.;

• смарт лекарство - лекарство, способное учитывать индивидуальные особенности конкретного организма; распознавать и излечивать болезни на клеточном уровне и т.п.;

• смарт карта - пластиковая карта, содержащая особую интегральную схему, умеющую не только хранить, но и обрабатывать информацию и т.п.;

• смарт плейлист - список песен, который обновляется в зависимости от некоторого набора принципов и правил на вкус конкретного человека;

• смарт ключ - ключ, позволяющий открывать и запускать работу некоторого объекта (автомобиля, ворот, двери квартиры или дома и т.д.) без прямого физического контакта;

• смарт драйв - прогрессивная технология использования флеш-накопите-лей, предоставляющая возможность хранить специальное программное обеспечение на любом компьютере, не оставляя никакой информации о своей работе после завершения сеанса;

• смарт дом - дом, умеющий самостоятельно осуществлять нормальное функционирование всех внутренних систем (тепло, вода, свет и др.), а также поддерживать постоянную связь с хозяином при помощи сотовой связи и Интернет;

• смарт университет - университет, осуществляющий процесс обучения на основе передовых инновационных образовательных технологий с использованием сети Интернет, обеспечивая возможность непрерывного развития компетенций в интегрированной интеллектуальной образовательной среде;

• март компания - компания, бизнес которой выстраивается с использованием передовых инновационных технологий, охватывающих все уровни производства и управления;

• смарт город - город, деятельность которого организована в соответствие с современными технологиями жизнеобеспечения городского хозяйства, работы транспортных сетей, формирования пассажиропотоков, рационального и эффективного использования электроэнергии и других сырьевых ресурсов, утилизации мусора и отходов и т.п.;

• смарт мировоззрение - мировоззрение, основание на тотальном использовании передовых, прогрессивных и инновационных идей, направленных на

Экономика, Статистика и Информатика

№1, 2012

5

разумное преобразование окружающего мира и т.д. и т.п.

Не претендуя на полноту и абсолютную точность еще формирующихся представленных выше определений, невозможно не констатировать, что они получили настолько тотальное распространение среди различных слоев населения, что зачастую уже не вызывают ни малейших сомнений по поводу целесообразности своего существования и активного использования в будущем. При этом просто невозможно не обратить внимания на тот факт, что СМАРТ касается не только товаров, услуг, технологий, компаний, организаций, но и административно-территориальных образований, идей, а по большому счету вообще всего чего угодно, если разговор идет об умном использовании возможностей, связанных с процессом организации деятельности человека.

2. СМАРТ как объект прикладного исследования

Массовое распространение среди населения вкупе с проникновением во все без исключения сферы жизни современного общества, дополненные огромной практической значимостью, реально превращают СМАРТ в объект повышенного внимания представителей бизнеса и целых государств. В этой связи, с одной стороны, наблюдается неуклонный рост числа компаний и стран, которые готовы вкладывать деньги в разработку передовых, инновационных, умных, эффективных и т.д. технологий, а, с другой стороны, постоянно расширяется круг желающих получить финансовый эффект за счет создания и внедрения подобных технологий. Причем отдельные государства, например, Южная Корея, Финляндия (уже принявшие специальные программы) и др. проявляют к СМАРТ стратегический интерес, осознавая всю перспективность проектов подобного рода. В результате в условиях роста спроса и предложения на СМАРТ формируется потребность и условия для проведения теоретических и прикладных исследований в данной области, среди которых совершенно очевидно лидирующее место должна занимать статистика, позволяющая получать обобщающие и частные количественные оценки состояния и развития любого общественного процесса.

Статистическая характеристика СМАРТ объективно невозможна без четкой идентификации объекта иссле-

дования. Данное обстоятельство вызвано тем, что статистика, как точная наука, занимающаяся сбором, обработкой и анализом информации для вышв-ления тенденций и закономерностей социально-экономических явлений и процессов, не может опираться на умозрительные заключения. Она предполагает доскональный количественный учет происходящих событий, который просто немыслим без определения содержания СМАРТ.

Однако как показывает практика, попытка решения этой задачи наталкивается на серьезные препятствия. Первое из них связано с тем, что в переводе с английского языжа слово smart имеет множество толкований, среди которых присутствуют умный, остроумный, сообразительный, элегантный, изящный и др. Все они применительно к разнообразным объектам, субъектам, идеям и т.д. со статистической точки зрения носят неоднозначный, расплывчатый, а поэтому неприемлемый характер. Второе препятствие вызвано тем, что в многочисленных отечественных и зарубежных бумажных и электронных энциклопедиях, словарях, справочниках, включая википедии и т.д., в подавляющем большинстве случаев дается определение категорий производных от СМАРТ (смартфон, смарт карта, смарт город и т.п.). Сама же категория СМАРТ находится в стадии осмысления и формирования, что накладывает заметные отпечатки на возможности разработки и практической апробации подходов для всестороннего статистического исследования рассматриваемого общественного процесса. Принципиально они сводятся к тому, что невозможно количественно оценивать то, что пока не подлежит четкому определению.

Если попытаться синтезировать многочисленные варианты фактического проявления СМАРТ, приведенные в начале данной статьи, то, по нашему мнению, можно выйти на следующую дефиницию. В широком смысле слова СМАРТ - это процесс проникновения передовых инновационных умных технологий с использованием возможностей Интернет в самые различные сферы общественной деятельности. Он проявляется в том, что самые разнообразные технологии, созданные при помощи последних достижений науки и техники, формируют качественно новую среду обитания человека, в которой его жизнь, основанная на знаниях, становится более продуманной, содер-

жательной и комфортной, рутинные операции передаются интеллектуальным системам.

Актуальность статистического исследования СМАРТ предопределяется многими факторами, среди которых, безусловно, ведущая роль принадлежит кардинальной трансформации общественных отношений, связанных со всеми без исключения стадиями воспроизводства. СМАРТ поднимает на принципиально новый уровень производство, распределение и потребление благ и услуг, подготавливая условия для постепенного перехода к обществу, жизнь которого опирается исключительно на знания и умные технологии, то есть по существу к постинформационному обществу или смарт обществу.

3. Особенности СМАРТ как объекта прикладного исследования

Представляется, что к важнейшим особенностям СМАРТ как объекта статистического исследования следует отнести:

• всеобъемлющий характер;

• динамичный характер;

• мультиуровневый характер;

• необратимый характер;

• малоизученный характер.

Всеобъемлющий характер СМАРТ

подразумевает, что данный процесс не встречает на своем пути никаких ограничений. Статистика не может не признавать того факта, что ему подвержены самые разнообразные сферы человеческой жизни, им охвачены различные слои населения и легко преодолеваются самые закрытые государственные границы. В настоящее время ситуация складывается таким образом, что умные технологии, не сговариваясь, как по мановению волшебной палочки, либо в силу острой, но еще до конца не осознанной людьми необходимости, проникают во все без исключения области общественной деятельности. Их можно встретить в промышленности, сельском хозяйстве, торговле, жилищно-коммунальном хозяйстве, на транспорте, в образовании, культуре, спорте и т.д. и т.п., то есть практически везде, где предпринимаются попытки активно использовать последние передовые достижения науки и техники. При этом подобные блага цивилизации рано или поздно, но достигают самые широкие слои населения, которые существенно различаются социальным статусом, образованием, достатком и многими другими признаками. За сравнительно короткий период времени смартфон,

№1, 2012

6

смартбук, смарт ключ, смарт карта и другие продукты СМАРТ, несмотря на свою высокую первоначальную стоимость, превратились в достояние и обязательный атрибут жизни простых граждан, не располагающих высокими денежными доходами. Данный феномен объясняется тем, что в поиске потребителей, желая расширить границы собственного рынка, умные технологии объективно не могут не идти по пути снижения себестоимости товаров и услуг. Отдельно следует сказать, что по схожим причинам СМАРТ стремительно распространяется, не признавая национальных, региональных, религиозных и межгосударственных различий. Процесс проникновения умных технологий в жизнь общества в отдельных частях земного шара, конечно, различается по своим масштабам, интенсивности и т.д., но явно не признает государственных границ и других административных препятствий.

Не менее примечательной чертой СМАРТ, как объекта статистики, необходимо признать динамичный характер данного процесса. Еще в недалекой истории человечества обновление производства, а, следовательно, и продуктовой линейки, осуществлялось раз в десять лет, раз в пять лет, а сегодня зачастую происходит ежегодно. Это обстоятельство вынуждает резко сокращать путь от разработки умных технологий до их практического внедрения в жизнь широких слоев населения. В результате компании, специализирующиеся в данной области, во все возрастающем темпе выбрасывают на рынок те или иные продукты СМАРТ, которые призваны завоевать свой сегмент потребителей. Безусловно, динамизм подобного рода не может не выдвигать жесткие требования, предъявляемые к своевременности разработки и совершенствования методологии статистического исследования проникновения умных технологий в жизнь современного общества.

Занимаясь статистической оценкой СМАРТ, вольно или невольно приходится сталкиваться с мультиуровневым характером рассматриваемого процесса. Традиционно сложилось так, что статистика проводит сбор необходимой информации и последующие исследования на самых различных уровнях. Среди них часто выделяют микро, мезо и макроуровни. Однако специфика процесса активного распространения умных технологий как раз и заключается в том, что самые разнообразные продук-

ты СМАРТ проникают в жизнь отдельных людей, семей, трудовых коллективов, сообществ граждан, отраслей и секторов экономики, муниципальных образований, городов, регионов, стран и земного шара в целом. Умные технологии не признают не только государственных и административных границ, но и фактически сложившихся уровней управления, что объективно вынуждает заниматься поиском новых и специфических подходов к статистической характеристике столь вездесущего общественного процесса.

Анализируя различные особенности СМАРТ как объекта статистики, особое внимание хотелось бы обратить на его необратимый характер. По существу он сводится к отсутствию альтернативы умным технологиям. В современной социально-экономической литературе встречаются самые разнообразные точки зрения на роль научно-технического прогресса в обществе. Нередко говорится о том, что отдельные научные достижения носят неоднозначный характер, так как при неправильном использовании они способны не только создать серьезные трудности на пути развития цивилизации, но и вообще уничтожить ее. В этом отношении продукты СМАРТ как раз и отличаются тем, что ориентированы на интеллектуальный подход, подразумевающий использование знаний таким образом, чтобы направить жизнь человека в русло гармоничного развития. В этом ключе статистика принципиально должна быть ориентирована на СМАРТ как на неслучайный, долговременный, перспективный и стратегически ценный объект собственных изысканий, позитивно преобразующий окружающую нас действительность.

В общем, несмотря на всю актуальность и перспективность применения умных технологий в самых различных сферах человеческой деятельности, к сожалению, приходится констатировать, что СМАРТ как общественный процесс с позиций статистической науки и практики до сих пор носит малоизученный характер. Как показывает анализ статистических источников, официально представленных в нашей стране и за рубежом (ООН, Юнеско, Евростат, Росстат и др.), критически малый объем данных непосредственно касается количественной оценки производства, распространения и использования умных технологий. Это обстоятельство свидетельствует о том, что

статистика в определенном смысле оказалась перед лицом необычного и быстро развивающегося объекта, который будет оказывать все возрастающее влияние на судьбы человечества, а поэтому нуждается во всестороннем и детальном цифровом отображении, требующем быстрой подстройки системы статистического учета.

4. Основные направления прикладного исследования СМАРТ

Рассматривая состояние, особенности и возможности научного изучения СМАРТ, выделим ключевые аспекты статистического исследования данного процесса. С нашей точки зрения среди них обязательно должны находиться следующие традиционные направления, присущие для всесторонней статистической оценки объекта познания:

1) характеристика масштабов распространения умных технологий в жизни общества (сколько и каких смарт продуктов встречаются на практике);

2) изучение структуры применяемых умных технологий (распределение смарт продуктов по сферам использования, товарным группам, видам, производителям, назначению и т.д.);

3) оценка интенсивности внедрения умных технологий и структурных сдвигов, происходящих в их составе (как быстро растет количество тех или иных смарт продуктов, в каких направлениях происходят изменения их структуры);

4) исследование результатов и последствий использования умных технологий в жизни общества (как применение тех или иных смарт продуктов трансформирует само общество, среду обитания человека и т.д.) и др.

5. Заключение

Таким образом, СМАРТ как важнейший и постоянно нарастающий общественный процесс, перспективное направление развития современного общества, по объективным причинам является актуальным объектом не только отечественной, но и международной статистики. Однако в силу целого ряда причин (новизна, специфика содержания, динамизм развития и др.) методология комплексного статистического исследования масштабов, интенсивности и результатов создания, распространения и фактического использования умных технологий пока находится в зачаточном состоянии, что абсолютно не соответствует требованиям времени и явно нуждается в консолидации серьезных и целенаправленных усилий различных научных школ, занимающихся

Экономика, Статистика и Информатика

№1, 2012

количественной оценкой, моделированием и прогнозированием социально-экономических явлений и процессов.

Литература

1. Балабанов И.Т. Инновационный менеджмент: Учебное пособие. - СПб.: Питер, 2005.

2. Диваева Э.А. Инновационная система как объект управления // Инновации и инвестиции, 2010, №4, с.33-37.

3. Дмитриевская Н.А. Интегрированная интеллектуальная среда непрерывного развития компетенций// Открытое образование. 2011, №3, с. 4-8.

4. Индикаторы инновационной деятельности. - М.: Теис, 2009.

5. Митяков С.Н., Бондин Д.В. Анализ источников информации для осуществления инновационной деятельности // Экономика, статистика и информатика. Вестник УМО, 2011, №5, с.71-75.

6. Егорова E.A., Cмелов Ï.A. О-ати-стическая характеристика пользователей интернет в России // Тезисы докладов V Научно-практической конференции «Aктуальные проблемы статистического анализа социально-экономических явлений и процессов» - M.: MЭCИ, 2011

7. Егорова E.A. Cтатистический анализ распространённости Интернет в России Mатериалы конференций. IV Mеждународный научно-практический форум «Инновационное развитие российской экономики» Часть 1 // MЭCИ -M., 2011.

References

1. Balabanov I.T. Innovation Management: A Tutorial. - SPb Piter 2005

2. Divaeva E.A. Innovation system as a control object // Innovacii i investicii -2010 - №4 33-37 pg.

3. Dmitrievskaya N.A. Integrated in-

tellectual environment of continuous development of competencies // Otkrytoe obrazovanieyu - 2011 - №3 - 4-8 pg.

4. Indicators of innovation - M: Teisb - 2009.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Mityakov S.N., Bondin D.V. The analysis of sources of information for in-novation// Ekonomikab statistika i infor-matikayu Vestnik UMO - 2011 - №5 - 7175 pg.

6. Egorova E.A., Smelov P.A. Statistical characteristics of Internet users in Russia // Tezisy dokladov V Nauchno-prakticheskoy konferencii «Aktual'nye problemy statisticheskogo analiza social'no-ekonomicheskih yavleniy i pro-cessov» - M: MESI - 2011

7. Egorova E.A. Statistical analysis of the prevalence of the Internet in Russia / / Materialy konferencii. IV Mejdunarod-nyy nauchno-prakticheskiy forum «Inno-vacionnoe razvitie rossiyskoy ekonomi-ki» Chast' 1 // MESI - M: 2011

№1, 2012

гл

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.