Вестн. Моск. ун-та. Сер. 21. Управление (государство и общество). 2005. № 1
Л.И. Семенникова, М.А. Буданов
СЛУЖЕНИЕ ОТЕЧЕСТВУ И НАУКЕ
(административная деятельность С.М. Соловьева
в Московском университете)
"Он совершил то, к чему был призван, извлек из себя на пользу России все, что мог дать"
Б.Н. Чичерин
250-летие Московского университета — столь значимая дата в истории Отечества, российской интеллигенции и науки, что обязывает обратиться к разным аспектам его деятельности. Система управления, принципы ее функционирования, эффективность — все это очень важно для существования и развития университетского сообщества. Прежде всего это люди, которые занимают ключевые посты в административной системе. Важными фигурами в системе управления являются ректоры, которые не только играют большую роль в жизни самого университета, что понятно, но и обеспечивают взаимосвязь университета и общества, представляют интересы университета в системе власти. Среди ректоров Московского университета немало масштабных личностей, которые оставили свой неповторимый след в истории России. Среди них Сергей Михайлович Соловьев (1820—1879), имя которого у большинства наших современников ассоциируется прежде всего с грандиозной многотомной работой "История России с древнейших времен". Действительно, этот фундаментальный труд переоценить невозможно, он не только стал событием в науке, но оказал и оказывает огромное влияние на общественное сознание. Вместе с тем многогранность богато одаренной личности С.М. Соловьева позволила ему не замыкаться в рамках профессиональной деятельности, проявить себя в разных областях. Главные сферы его деятельности можно обозначить так —
Семенникова Любовь Ивановна — доктор исторических наук, профессор, зам. декана факультета государственного управления МГУ им. М.В. Ломоносова.
Буданов Максим Александрович — кандидат исторических наук, ассистент кафедры истории российского государства факультета государственного управления МГУ им. М.В. Ломоносова.
Ученый, Учитель, Администратор. Именно в такой последовательности и с большой буквы. Все три ипостаси Соловьева неразрывно связаны между собой и естественны для него.
О С.М. Соловьеве как ученом написано очень много — опубликованы сотни книг и статей преимущественно о его научной деятельности. Не ставя своей задачей что-либо добавить к портрету Ученого, ограничимся словами В.О. Ключевского: "В области русской истории трудно быть специалистом более Соловьева. Не много будет после него ученых, которым удастся так последовательно и полно изучить источники нашей истории"1. Помимо огромной, и по значению и по масштабам, научной и педагогической деятельности ученый много времени посвятил административной работе в Московском университете. Эта сторона его деятельности меньше привлекала внимание исследователей, хотя интересна и для понимания личности историка, и сама по себе как часть истории Московского университета. Административная деятельность не была случайной: Соловьев отдал ей более 20 лет жизни. Знаменитый историк избирался деканом историко-филологического факультета, был проректором, затем ректором Московского университета.
Поражает колоссальная работоспособность и результативность научной и педагогической работы уже в ранние годы его творчества. В июле 1845 г. Соловьев2, недавний выпускник, был избран преподавателем русской истории в Московском университете и начал читать свой первый курс. В том же 1845 г. он защищает магистерскую диссертацию, в 1847 г. — доктор-
1 Ключевский В.О. Памяти С.М. Соловьева // Ключевский В.О. Исторические портреты. М., 1991. С. 526—527.
2 Выросший в Москве в семье протоиерея и учителя Закона Божьего Московского коммерческого училища, юный С.М. Соловьев в 1838 г., окончив гимназию с серебряной медалью, стал студентом историко-филологического отделения философского факультета Московского университета. Он выбрал своей специальностью российскую историю. Его наставником в области отечественной истории стал М.П. Погодин, профессорская деятельность которого близилась к концу. Заботясь о поддержании высокого уровня преподавания русской истории в Московском университете, он за два года уведомил Совет о своем уходе и указал в числе кандидатов на свое место даровитого студента С.М. Соловьева. Благодаря благожелательной поддержке попечителя Московского учебного округа графа С.Г. Строганова в 1842—1844 гг. Соловьев имел возможность слушать лекции выдающихся ученых в Берлине, Париже и Гей-дельберге — Л. Ранке, Ф. Гизо, Ж. Мишле, Ф. Шлоссера, А. Мицкевича (будучи домашним учителем в семье брата С.Г. Строганова). Летом 1945 г. Соловьев появился в Московском университете, и все главные свершения его жизни с этого момента связаны с этим учебным заведением.
скую диссертацию. С 1847 г. С.М. Соловьев — профессор Московского университета, а в 1850 г. работает уже в должности ординарного профессора. Он занимал кафедру русской истории в Московском университете 34 года. Педантично точный и четкий в преподавательской деятельности, он основное внимание уделял содержанию лекционных курсов, непрерывно обогащал свои лекции новым материалом, постоянно совершенствовал и перерабатывал учебные материалы. Неустанные труды на педагогическом поприще позволили ему создать свою школу, иметь многочисленных последователей и учеников. Как метко заметил В.О. Ключевский, "он принадлежал к числу людей, готовых проповедовать в пустыне"3. Все это дает основания утверждать, что Соловьев подошел к началу своей административной карьеры с вполне сложившимися представлениями о сущности и задачах университетского образовательного процесса. Как следует из его воспоминаний, он был хорошо знаком со всеми основными видами обучения в тогдашней России, с достоинствами и недостатками учебных заведений разного уровня4.
Всероссийскую и европейскую известность историку принес главный труд его жизни "История России с древнейших времен". В 1851 г. вышел первый том этого труда, а последний (29-й) том был опубликован посмертно в 1879 г. Работа над многотомным трудом по отечественной истории требовала колоссальных усилий, оказывала сильное влияние на весь распорядок жизни ученого и жестко регламентировала его. Соловьев трудился без выходных и праздников. Педантично распределяя день по часам, он успевал сотрудничать в журналах, готовить лекции, работать в архивах и выдавать каждый год по новому тому. Административная деятельность при загруженности С.М. Соловьева научной работой, профессорскими обязанностями была обременительной, но он относился к ней необычайно серьезно, ответственно и рассматривал ее как долг, как служение государству, народу, просвещению. Мощный внутренний стержень, который позволял ему так интенсивно и плодотворно работать, по словам самого Соловьева, — это глубокая и искренняя религиозность. Понятия Долг, Служение России имели для него, безусловно, христианский, православный смысл. Б.Н.Чичерин писал: "Для этой чистой и возвышенной души чувство долга было единственным руково-
3 Ключевский В.О. Указ. соч. С. 528.
4 См.: Соловьев С.М. Мои записки для детей моих, а если можно, и для других // Соловьев С.М. Соч.: В 18 кн. Кн. 18. М., 1995. С. 529—660.
дящим началом его действий"5. Яркая черта его административной деятельности — это высокая нравственность: С.М. Соловьев не допускал сделок в нравственном отношении. По единодушному мнению коллег и современников, Соловьев был хорошим администратором. Будучи сам необычайно дисциплинированным и трудолюбивым, он требовал того же от сотрудников.
Начало царствования Александра II породило в Московском университете надежды на лучшие времена — университетское образование нуждалось в глубокой реформе, в большей свободе для развития. Как отражение этих надежд знаменитый западник и блестящий профессор Т.Н. Грановский в мае 1855 г. был утвержден деканом историко-филологического факультета при единодушной поддержке, но деканствовал он недолго. В октябре 1855 г. после смерти Т.Н. Грановского тридцатипятилетний либерал С.М. Соловьев был впервые утвержден деканом этого факультета (до окончания срока, который не отбыл его предшественник). Затем в 1859 г. он вновь был утвержден в должности декана, а с 1863 г. избирался на эту должность еще дважды6. В общей сложности Соловьев возглавлял факультет полтора десятка лет (1855—1870).
Соловьев уже имел вес и авторитет в университете и за его пределами, когда началась реформа университетского образования. Ее содержание и характер определялись Общим уставом рассийских университетов, к разработке которого привлекались наиболее авторитетные ученые. Соловьев принимал активное участие в подготовке этого Устава как один из представителей Московского университета. Для этой цели он вместе с профессором И.К Бакстом был командирован в Петербург. Соловьев считал, что наряду с предоставлением свободы университетам в учебных вопросах необходимы меры по усилению ответственности преподавателей за подготовку студентов. В докладной записке Совету Московского университета он высказывал критические замечания по некоторым лекционным курсам и семинарским занятиям. В 1863 г. был введен в действие новый университетский Устав, который расширял права студентов, самостоятельность профессуры, вводил выборность ректора и деканов. Все это создавало условия для улучшения ситуации в университетах, развития высшего образования в России. Одновременно новый Устав для выборных администра-
5 Русское общество 40—50-х гг. XIX в. Ч. II. Воспоминания Б.Н. Чичерина. М., 1991. С. 132.
6 См. подробнее: Цимбаев Н. Сергей Соловьев. М., 1990. С. 290—291.
торов (деканов, ректоров) означал повышение ответственности за состояние дел на факультете, в университете, за ситуацию в студенческой и преподавательской среде.
Работа в качестве декана позволила Соловьеву приобрести управленческий опыт, сформировать свой административный стиль. В соответствии с Уставом 1863 г., "ближайшее наблюдение за преподаванием факультетских предметов принадлежит деканам"7. Соловьев уделял большое внимание совершенствованию учебного процесса, уровню преподавания. Вошли в практику исторические семинарии, которые вели Герье, Тихонравов, Соловьев. Высокой была общественная активность профессоров факультета, публичные лекции читались знаменитыми профессорами (часто в благотворительных целях) — Буслаевым, Тихонравовым и др. Внимания декана требовали самые разные вопросы — не только касающиеся уровня и содержания учебного процесса, но и хозяйственные вопросы, студенческие дела и просьбы и т.д. В работе Соловьева не было мелочей: он скрупулезно отрабатывал все вопросы. Периодически историк исполнял обязанности ректора университета, попечителя Московского учебного округа.
Историко-филологический факультет был небольшим по меркам Московского университета того времени. Например, в 1865 г. на этом факультете было 69 студентов, в то время как на юридическом — 739, медицинском — 357 и т.д.8 В соответствии с Уставом 1863 г. предусматривалось расширение штатов в университетах. На историко-филологическом факультете было предусмотрено 11 кафедр. Однако денег у правительства как всегда не нашлось, и штатный состав увеличился незначительно. В связи с выборами ректора университета по новому Уставу либеральная профессура выдвинула Соловьева на этот пост, и хотя он не прошел, сам факт свидетельствует о его растущем авторитете.
Проблемы в административной работе возникали разные. Деятельность профессорского состава, кадровые вопросы были наиболее сложными. Бывали конфликты во время выборов профессоров на новые сроки, столкновения студентов с преподавателями. Начало реформ Александра II вызвало всплеск активности студенчества. Приходилось разбираться с полицией, с попечителем по поводу поведения студентов. Но наиболее серьезным испытанием для С.М. Соловьева как декана были выступления студентов против профессоров, которых они счи-
7 Реформы Александра II. М., 1998. С. 387.
8 Летопись Московского университета.1755—1979. М., 1979. С. 92—93.
тали консерваторами. Соловьев стремился быть справедливым, действовал осторожно, старался избегать нагнетания напряженности в отношениях, улаживал конфликты. Он вообще не любил крайностей, как во взглядах, так и в действиях. Б.Н. Чичерин писал о С.М. Соловьеве: "Тихая, ровная, всегда спокойная его натура чуждалась всего, что имело характер заносчивости или нетерпимости... Точно так же и в своих поступках он всегда старался держаться в пределах самой строгой законности и осторожности, довольствуясь наименьшим, чего можно было требовать"9. Понимая, что студенты не могут в силу молодости оценить по достоинству квалификацию преподавателя, он всегда стремился разобраться по существу, посещал лекции, чтобы сформировать собственное мнение.
В некоторых случаях, которые Соловьев считал принципиальными (особенно если это касалось долга и чести), он был необычайно решителен. Характерен один эпизод, затянувшийся на несколько лет (1866—1868), который имел громкий отклик в общественной жизни и во многих документах и воспоминаниях того времени. В январе 1866 г. профессор полицейского права В.Н. Лешков при баллотировке на следующий срок не добрал 1/3 необходимых голосов, однако в отставку не вышел. В 1867 г. группа профессоров, к которым присоединился декан историко-филологического факультета и одновременно проректор С.М. Соловьев, выступили против В.Н. Леш-кова, добиваясь его отставки, подали в Совет университета "особые мнения" (в Совет входили все ординарные и экстраординарные профессора). В изданиях ХХ в. было принято подчеркивать реакционность этого профессора, что соответственно высвечивало прогрессивность Соловьева и тех профессоров, которые были вместе с ним. Однако, хотя названный профессор действительно не был передовым, на самом деле причина такой резкой позиции была в небольшом профессиональном потенциале юриста, хотя он был человеком активным и неоднократно избирался деканом юридического факультета. Б.Н.Чичерин, отметив доброту и обходительность В.Н. Лешко-ва, писал о его профессиональных качествах: "Не привыкшие к нему посторонние люди приходили иногда в совершеннейшее изумление от того сумбура, который господствовал в его голове"10. Для Соловьева профессионализм был превыше всего.
В ситуацию вмешалось министерство народного просвещения. Прецедент такого рода в Московском университете, ко-
9 Русское общество 40—50-х гг. XIX в. Ч. II. С. 132.
10 Там же. С. 50.
торый оказывал большое влияние на систему образования в России, был нежелателен. Оживленная переписка между министерством и Советом университета велась около года. При поддержке министра большинство Совета университета пошло на нарушение установленного порядка избрания на новый срок, и В.Н. Лешков был все-таки избран. Ректором Московского университета в это время был юрист С.И. Баршев (1863—1870). В соответствии со своими принципами Соловьев подал в отставку. В отставку подали также Б.Н.Чичерин (декан юридического факультета), Ф.М. Дмитриев (профессор истории права), М.Н. Капустин (возглавлял кафедру международного права), С.А. Рачинский (возглавлял кафедру физиологии растений) и И.К. Бакст (профессор политэкономии): они отказались признать эти выборы законными. Хотелось бы подчеркнуть, что принципиальная позиция Соловьева в этой истории могла стоить ему очень дорого в буквальном смысле. Он содержал большую семью (у него было 12 детей, четверо умерли в раннем возрасте), и жалованье за профессорскую и административную работу в Московском университете было для него очень значимо. Соловьеву приходилось преподавать и в других высших учебных заведениях Москвы11, но это были лишь приработки. К тому же как проректор Соловьев занимал казенную квартиру в старом здании университета, которая также подлежала возвращению12.
Отставка была принята, но через некоторое время по просьбе Александра II все шестеро забрали свои прошения обратно13. Такой исход, вероятно, произошел под давлением общественности. Московский университет был столь значим в культурной и духовной жизни общества, что любое неустройство в его жизни немедленно получало отклик в общественной среде. Эта история получила довольно широкую огласку, воспринималась общественным мнением как некая оппозиция властям. Современники называли ее "восстанием" профессоров Московского университета. Один из "отставников" Ф.М. Дмитриев писал: "За красных нас не удалось выдать, хотя в высшем обществе об этом поговаривали"14. Особенно большой ре-
11 См.: Иллерицкий В.Е. Сергей Михайлович Соловьев. М., 1980.
12 Корсаков Д.А. Из воспоминаний о Н.И. Костомарове и С.М. Соловьеве // Вестник Европы. 1906. № 9. С. 254.
13 См.: Ключевский В.О. Письма. Дневники. Афоризмы и мысли об истории. М., 1968. С. 430.
14 Цит. по: Шаханов А.Н. Архив С.М. Соловьева // Государственная библиотека СССР им. В.И. Ленина. Записки отдела рукописей. Вып. 45. М., 1986. С. 37.
зонанс этого дела был в Москве. Молодой В.О. Ключевский писал в дни этого конфликта своему однокласснику по гимназии П.П. Гвоздеву: "Увольнение шести профессоров подняло шум в некоторых, даже во многих московских сферах"15. Не случайно даже Император был вынужден вникать в кадровые проблемы университетского сообщества.
В 1870 г. Соловьев добавил себе обязанности директора Оружейной палаты. По воспоминаниям, он был рекомендован на эту должность Б.Н.Чичериным после смерти предыдущего директора А.Ф. Вельтмана16. Однако там он работал скорее как ученый, чем администратор. Директорские обязанности, как они тогда представлялись, Соловьев выполнял тщательно, скрупулезно составляя описи хранящегося в Оружейной палате.
Ректор Московского университета избирался в соответствии с уставом 1863 г. Советом на 4 года из числа ординарных профессоров и утверждался Высочайшим указом17. В декабре 1870 г. С.М. Соловьев, имевший чин тайного советника (третий класс в Табели о рангах), избирается ректором Московского университета, а 3 февраля 1871 г. утверждается в этой должности. Благожелательность к студентам, требовательность к преподавателям, забота о повышении уровня преподавания — вот характерные черты его ректорской деятельности. Его личный пример, высокий нравственный авторитет оставили заметный след в истории Московского университета. С.М. Соловьеву как ректору была чужда мелочность: главное, на что он ориентировался, — польза университету. Ради пользы университета он мог поступиться своими привычками. Будучи кабинетным ученым, он неуютно чувствовал себя в многолюдных обществах, но тем не менее он постоянно ездил на собрания молодых профессоров, так как считал это полезным для университета. Своими трудами во благо университета на административном поприще С.М. Соловьев снискал большое уважение, о чем свидетельствуют воспоминания современников.
За время ректорства Соловьева в Московском университете удалось провести в жизнь ряд крупных научно-организационных и культурных проектов. По приглашению ректора С.М. Соловьева выдающийся русский химик В.В. Марковни-
15 Ключевский В.О. Письма. Дневники. Афоризмы и мысли об истории. С. 135.
16 П.Б. Воспоминания о С.М. Соловьеве // Вестник Европы. 1906. № 9. С. 554.
17 Реформы Александра II. С. 389.
ков перешел из Казанского университета и в 1872 г. практически заново создал химическую лабораторию. На юридическом факультете была создана кафедра судебной медицины (апрель 1872 г.). В том же году в Москве открылись Высшие женские курсы (одновременно с Петербургскими), организатором и директором которых стал профессор историко-филологического факультета В.И. Герье. Разрешение на открытие этих курсов было получено от министра Д.А. Толстого "под личную ответственность ректора Московского Университета": фактически курсы были при Московском университете в начальный период; председателем педагогического совета был ректор Соловьев (его авторитет очень помог становлению курсов как высшего учебного заведения); среди преподавателей — блестящие профессора Московского университета Тихонравов, Герье, Стороженко, Ключевский и др.
Важным событием для дальнейшего развития Московского университета явилось разделение историко-филологического факультета на отделения древнеклассической филологии, славянской филологии и исторических наук, что повысило уровень подготовки специалистов в этих областях. В 1873 г. при университете были созданы хирургическое общество (председатель — проф. И.П. Матюшенков) и научно-исследовательская физическая лаборатория (инициатор и создатель — проф. А.Г. Столетов). В 1874 г. на историко-филологическом факультете Московского университета стали проводиться "семинарии" по истории всеобщей литературы под руководством Н.И. Стороженко. В 1875 г. в университете был проведен I съезд российских юристов. В том же году основано Медицинское общество.
В годы своего ректорства С.М. Соловьев проявлял постоянный интерес к формированию и пополнению библиотеки университета. Так, уже в первый год своей работы он счел необходимым произвести проверку книг, рукописей и прочего, находящегося в университетском хранилище. Понимая, какое огромное значение имеет хорошая библиотека в университетском образовании, ректор вникал в библиотечные дела, часто до деталей, заботился об интересах студентов и преподавателей, о пополнении книгохранилища, о сохранности фондов и т.п. С 1871 г. Советом формировалась специальная Библиотечная комиссия из профессоров. Все это требовало от ректора больших усилий, так как по мере развития Московского университета число проблем возрастало. Катастрофически не хватало помещений, оборудования для естественнонаучных лабораторий, финансовое положение университета было тяжелым.
При крайней загруженности С.М. Соловьев живо интересовался общественными проблемами. В журнальных статьях он откликался на вопросы, волновавшие общество. Он подчеркивал, как много реальная жизнь требует от науки: "Жизнь имеет полное право предлагать вопросы науке; наука имеет обязанность отвечать на вопросы жизни". Он директорствовал в Воспитательном доме (там было до 600 воспитанниц) и оставил там тоже по себе добрый след18. Все это способствовало укреплению авторитета и влияния Московского университета и его ректора.
Ректор представляет университет в органах власти. Взаимоотношения Соловьева с властью были непростыми и во многом определялись его исторической концепцией, но и реальная практика тоже оказывала влияние. По своим методологическим воззрениям Соловьев принадлежал к так называемой "государственной школе", считал государство движущей силой исторического развития. Патриот, человек глубоко верующий, Соловьев был либералом, выступавшим за прогресс, реформы и преобразования, идущие сверху, видел образец в реформах Петра I. Деятельность этого царя стояла в центре его научных интересов. В 1872 г. к 200-летнему юбилею Петра I Соловьев создал "Публичные чтения о Петре Великом", ставшие крупным явлением не только в научной, но и в общественной жизни России. Поскольку Соловьев считал государственную систему разумной силой, утверждал в своих трудах созидательную, творческую роль государственного начала в прошлом и настоящем России, он в принципе не мог относиться к государственным органам как таковым плохо. Однако он считал, что "...внутренние беспорядки, явления революционные происходят от ослабления нравственного авторитета правительства"19, призывал удалить из государственного аппарата людей, которые получили "свое значение вовсе не по заслугам".
Отношение к русской монархии и царствующему императору определялось как историческими воззрениями, так и личными обстоятельствами. Он ценил, что его трижды (1860—1861, 1862—1863, 1866) приглашали в Санкт-Петербург: дважды для занятий по русской истории с наследником цесаревичем Николаем (он рано умер) и затем для занятий с будущим императором Александром III. Контакты с царской семьей давали ис-
18 П.Б. Воспоминания о С.М. Соловьеве. С. 554.
19 Цит. по: Шаханов А.Н. Указ. соч. С. 31.
торику неограниченный допуск к архивным материалам XVIII и особенно XIX вв., что для ученого было неоценимо. Естественно, поэтому в дни празднования 200-летия Петра I в Москве Соловьев лично, в парадном мундире с лентой и орденом Белого Орла, сопровождал Великого князя Константина Николаевича на юбилейной выставке и давал пояснения20.
Соловьев позитивно относился к реформам Александра II, хотя не считал их идеальными. В одном из писем Императору он пишет о замысле монографии "Император Александр I", высказывает идею провести историческую параллель между царем—освободителем от наполеоновского нашествия и его преемником, избавившим народ от "тяжкой доли" крепостничества (работа над рукописью была начата, но не закончена21). Соловьев не боялся высказывать собственное мнение об общественных проблемах, но, естественно, в соответствии со своими взглядами и принципами. Отрицая "революционные скачки" как путь решения общественных проблем, он критиковал существующие порядки с либеральных, чаще всего нравственных позиций.
В практических взаимоотношениях с органами власти ректор С.М. Соловьев руководствовался все той же пользой для Московского университета. Он не боялся идти на конфликт с министерством в интересах университетского сообщества и нередко это делал. В правительственных кругах ценили ученого и его авторитет, его советами нередко пользовался попечитель Московского учебного округа. Но министерство народного просвещения не было в восторге от имеющего большой вес, но постоянно конфликтующего ректора Московского университета. Это особенно ярко проявилось в период работы правительственной комиссии по пересмотру университетского устава 1863 г. (работала с 1875 по 1880 г.). Всем было ясно, что предполагается ограничить университетские свободы. Председателем этой комиссии был товарищ министра граф И. Д. Деля-нов, который многие годы работал в Министерстве народного просвещения (в 1882 г. он будет назначен министром) и был активным сторонником ограничения автономии университетов,
20 Общество любителей естествознания, антропологии и этнографии при Московском университете устроило всероссийскую выставку к 200-летию Петра I, которую назвали Политехнической. Соловьев был председателем исторического отдела этой выставки, которая легла в основу экспозиции созданного в Москве Исторического музея.
21 Сохранились рукописи частей этой книги, опубликованы в собрании сочинений С.М. Соловьева, хранятся в отделе рукописей РГБ.
усиления контроля попечителя и министра за университетской жизнью. Ректор Московского университета, категорический противник ограничения прав и свобод университетской корпорации, был включен в состав этой комиссии и оказался в двусмысленном положении. Ситуация потребовала от Соловьева большого мужества и твердости позиции. Он открыто и настойчиво протестовал против наступления на права университетов.
Осенью 1875 г. истек пятилетний срок профессорской деятельности и четырехлетний срок ректорства. Соловьев, уставший от борьбы, противостояния, отказался баллотироваться на новый срок. Совет университета, коллеги просили его изменить свое решение, и он не смог отказать. Любопытно, как звучало его согласие: "Господа, я принимаю, потому что это тяжело!"22. Большинством голосов ученый был вновь избран ректором Московского университета на четырехлетний срок до 28 ноября 1879 г.
Осложненность отношений Соловьева с министерством народного просвещения (министр Д.А. Толстой) ярко проявилась уже в конце 1875/76 г. Профессора Московского университета В.И. Герье, Ф.М. Дмитриев, Н.А. Попов, В.И. Сергеевич в ноябре 1875 г. выступили с инициативой отпраздновать выход в свет 25-го тома "Истории России с древнейших времен" С.М. Соловьева. "Желая выразить ему свое глубочайшее уважение и искреннюю благодарность"23, они предлагали провести по этому поводу собрание университета, организовать подписку для сбора суммы, необходимой для учреждения стипендии имени С.М. Соловьева. Это предложение получило широкую поддержку в университете24. Однако попечитель учебного округа кн. Н.П. Мещерский не утвердил этот план. Но чествование знаменитого историка все равно состоялось, как писал В.И. Герье, "не только помимо русского министерства народного просвещения, но и вопреки ему". Статус Соловьева в университетском сообществе России был очень высок. С 1872 г. он — ординарный академик по Отделению русского языка и словесности (русская история) Петербургской академии наук (с 1864 г. — член-корреспондент по разряду историко-полити-ческих наук историко-филологического отделения). В 1870 г. Соловьев утверждается в звании заслуженного профессора Мос-
22 Цит. по: Герье В.И. Сергей Михайлович Соловьев // Соловьев С.М. Соч. Кн. 23. М., 2000. С. 336.
23 ЦИАМ. Ф. 418. Оп. 44. Ед. хр. 323. Л. 1.
24 Там же. Л. 2.
ковского университета. Ученый был почетным членом многих обществ в России и за рубежом, к нему как к патриарху обращались известнейшие деятели культуры за советом, консультацией и т.п. Это празднование выявило широкое общественное признание заслуг историка и одновременно имело оттенок манифестации против министерства просвещения. Юбилейные торжества, состоявшиеся осенью 1876 г., продемонстрировали исключительно высокий научный и общественный статус ректора Московского университета. Казалось бы, карьера Соловьева, его авторитет находились на таком взлете, что ему предстоит еще долгое служение на благо науки и высшего образования. Однако его деятельность в Московском университете оборвалась вскоре и достаточно неожиданно.
Наиболее острой проблемой, требующей активной позиции ректора, стало отстаивание автономии университетов. Деятельность правительственной комиссии под руководством И. Д. Де-лянова вызвала отрицательную оценку университетской корпорации. Твердой оставалась и позиция Соловьева — он защитник демократических традиций российской науки и университетов. Ректор Московского университета сыграл крупную роль в противостоянии политической реакции в области высшего образования. Судя по документам, руководители других российских университетов поддерживали его в этом противостоянии. В одном из писем В.И. Герье он осторожно писал: "Только [что был] в Комиссии; представьте себе, что придумали нечто гораздо худшее, нежели 2 экзамена, и против этого-то нечто мы должны [бороться]... Утешает одно, что ректора и проректора ведут себя отлично, стоят как один человек"25. Четкая, последовательная позиция ректора Московского университета в этом вопросе была следствием твердого убеждения в несовместимости науки и творческой несвободы.
Ситуация обострялась тем, что газета "Московские ведомости" (редактор М.Н. Катков), которая раньше была университетской, а затем была сдана в частные руки (реквизиты университетской газеты сохранялись), стала рупором политической реакции, вела кампанию против Московского университета и его демократических традиций. Великий В.И. Вернадский позднее напишет: "Не останавливаясь ни перед чем, "Московские ведомости" изо дня в день многие годы разрушали авторитет и значение Московского университета"26. Катков — зна-
25 НОИР РГБ. 70.72.57. Л. 7 об.
26 Цит. по: Цимбаев Н. Сергей Соловьев. М., 1990. С. 328.
49
4 ВМУ, управление (государство и общество), № 1
ковая фигура для эпохи Великих реформ. Он видел в своей публицистической деятельности служение самодержавному трону и православной вере, был противником либерализма и конституционных идей. Соловьев последовательно выступал против влияния Каткова на университетскую жизнь. Совет университета и большинство профессоров поддерживали ректора, но были и сторонники катковской позиции. Член правительственной комиссии, профессор физики Московского университета Н.А. Любимов выступил с критикой университетских порядков и университетской автономии, а в газете "Московские ведомости" высказался за ликвидацию университетской автономии. Как писал позднее выдающийся социолог М.М. Ковалевский, резкая критика не отвечала действительности, но задела больно университетское сообщество, особенно либерально настроенную профессуру27. Напряженность в отношениях университета с властями и внутри университета нарастала. 35 профессоров 25 декабря 1876 г. подписали открытое письмо против деятельности проф. Любимова28. 8 января 1877 г. 10 профессоров Московского университета (Н. Тохонравов, В. Герье, Н. Бугаев, А. Дивернуа и др.) обратились к ректору с заявлением: "Признавая необходимость принять меры по разъяснению проникшего в печать слуха об агитации студентов против профессора Н.А. Любимова, мы, нижеподписавшиеся на основании §38 Высочайше утвержденного Устава Русских университетов, имеем честь покорнейше просить Ваше Превосходительство созвать Чрезвычайное заседание Совета для вышеозначенной цели"29.
12 января 1877 г. состоялось важное для университета событие — был открыт памятник М.В. Ломоносову перед зданием университета (на Моховой улице). По этому поводу состоялось торжественное собрание университета, на котором ректор Соловьев произнес речь "Воспоминание о Ломоносове". Однако события другого рода продолжали стремительно развиваться. В этот же день 12 января Соловьев получил конфиденциальное письмо от управляющего Учебным округом С. Иванова, в котором он демонстрирует информированность о ситуации в университете, в том числе о предложении созвать Чрезвычайное заседание Совета, и настоятельно просит ректора не предпринимать никаких шагов до получения распоряжений от ми-
27 Ковалевский М. Московский университет в конце 70-х — начале 80-х годов прошлого века // Вестник Европы. 1910. № 5. С. 181.
28 Летопись Московского университета. 1755—1779 гг. М., 1979. С. 103.
29 НОИР РГБ. 285.!.46.
нистра30. Заседание Совета в январе 1877 г. состоялось под председательством С.М. Соловьева. Деятельность Н.А. Любимова была оценена как клевета на университет. Студенты бойкотировали лекции этого профессора. В ответ министерство потребовало от ректора представить отчет о действиях студентов и профессоров. Дело дошло до Александра II, ректор получил высочайший выговор31.
В сложившейся ситуации С.М. Соловьев не мог и не хотел поступиться своими принципами, а тем более нарушить права представляемой им университетской корпорации и предпочел подать в отставку. Поскольку ректор Московского университета назначался и увольнялся Высочайшим указом, Соловьев обратился по инстанциям — к управляющему Московским учебным округом: "Имею честь обратиться к Вашему Превосходительству с покорнейшей просьбой исходатайствовать мне увольнение от должности ректора и профессора Императорского Московского Университета"32. Это было написано 21 февраля 1877 г., а 16 мая 1877 г. он был уволен со службы. Б.Н.Чичерин писал в своих воспоминаниях: "Он покинул университет, к которому был привязан всей душой, как скоро увидел, что не может оставаться в нем с честью"33. Отставка ученого была воспринята как тяжелая утрата для университета. В.П. Безобразов, известный экономист и общественный деятель того времени, писал историку: "Плохие признаки времени, когда такие люди, как Вы, покидают служебные поприща"34. Уход с поста ректора Московского университета такой авторитетной в общественном мнении фигуры, как С.М. Соловьев, стал ударом по силам политической реакции, так как ярко высветил сущность и опасность для науки и университетов задуманных правительством преобразований. То, что, как тогда казалось, могло быть реализовано в ближайшее время, было несколько отодвинуто и проведено в жизнь через семь лет после этих событий, когда политическая ситуация стала совсем иной.
С.М. Соловьев тяжело переживал уход из университета, которому посвятил всю жизнь, ухудшилось состояние его здоровья. В последние годы он был председателем "Московского
30 НОИР РГБ. 285.1.50.
31 П.Б. Воспоминания о С.М. Соловьеве. С. 555.
32 НОИР РГБ. 285.10.5.
33 Русское общество 40—50-х гг. XIX в. Ч. II. С. 132.
34 Шаханов А.Н. Архив С.М. Соловьева // Государственная библиотека СССР им. В.И. Ленина. Записки отдела рукописей. Вып. 45. М., 1986. С. 38.
общества истории и древностей Российских", продолжал директорствовать в Оружейной палате. Некоторое время С.М. Соловьев читал лекции как "сторонний преподаватель" в Московском университете, однако болезнь прогрессировала. Умер ученый в 1879 г. на 60-м году жизни. Его родственники передали в библиотеку Московского университета большую часть книжного собрания Соловьева по русской и всеобщей истории.
Закончить хочется словами В.О. Ключевского: "В истории нашей науки и литературы было не много жизней столь же обильных фактами и событиями, как жизнь Соловьева. Поминать ее не перестанет наш университет, с которым она была связана в продолжение 40 лет"35.
35 Ключевский В.О. Сергей Михайлович Соловьев // Ключевский В.О. Исторические портреты. М., 1991. С. 512.