УДК 338.246.025:35.085
СЛУЖЕБНЫЕ ПРОВЕРКИ В ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНАХ КАК ИНСТРУМЕНТ ПОВЫШЕНИЯ УРОВНЯ СЛУЖЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ГРАЖДАНСКИХ СЛУЖАЩИХ (НА ПРИМЕРЕ ДЕПАРТАМЕНТА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАЖДАНСКОЙ СЛУЖБЫ И КАДРОВ АДМИНИСТРАЦИИ ПРИМОРСКОГО КРАЯ)
© 2018
Волынчук Яна Александровна, кандидат политических наук, доцент кафедры «Управления» Королёва Эльвира Владимировна, кандидат социологических наук,
доцент кафедры «Управления» Владивостокский государственный университет экономики и сервиса (690014, Россия, Владивосток, улица Гоголя, 41, e-mail: [email protected])
Аннотация. Высокий уровень служебной дисциплины государственных гражданских служащих является одним из главных факторов обеспечения эффективной деятельности подразделения государственного органа, а также ведомства в целом. Ненадлежащее исполнение государственными гражданскими служащими служебных обязанностей и должностных полномочий является причиной снижения результативности функционирования органов государственной власти. Актуальность выбранной тематики определяется и тем фактом, что государственная власть активно старается стимулировать граждан к поступлению на должности различных видов государственной службы. Кроме того, в связи со сложившимися стереотипными образами российского чиновника в сознании общества, коренное изменение имиджа государственного гражданского служащего Российской Федерации является приоритетным направлением в системе государственного управления страны. Снижение уровня служебной дисциплины свидетельствует о необходимости пересмотра и актуализации положений действующего законодательства о государственной гражданской службе, а также совершенствования системы дисциплинарной ответственности на государственной гражданской службе. Оптимальное решение проблемы следования требованиям служебной дисциплины - эффективное дисциплинарное производство в отношении государственных гражданских служащих, основным этапом которого является проведение служебной проверки. Именно эта процедура выступает важнейшим правовым средством, способствующим повышению уровня служебной дисциплины, а ее проведение необходимо для эффективной профилактики нарушений действующего законодательства в государственном органе.
В статье приведена оценка степени соответствия существующей практики проведения служебных проверок в деятельности Департамента государственной гражданской службы и кадров администрации Приморского края теоретическим и нормативным основам организации служебных проверок на государственной гражданской службе.
Ключевые слова: государственная власть, служебная дисциплина, дисциплина труда, дисциплинарная ответственность, государственные гражданские служащие, государственные органы власти, государственная служба, служебная проверка, Российская Федерация, Приморский край.
SERVICE CHECKS IN PUBLIC AUTHORITIES AS A TOOL INCREASE LEVEL OF SERVICE DISCIPLINE OF STATE CIVIL SERVANTS (ON THE EXAMPLE OF THE DEPARTMENT OF STATE CIVIL SERVICE AND STAFF OF THE ADMINISTRATION OF THE PRIMORSK TERRITORY)
© 2018
Volynchuk Yana Alexandrovna, candidate of political science, assistant professor of the department of management Koroleva Elvira Vladimirovna, candidate of sociological sciences, assistant professor of the department of management Vladivostok State University of Economics and Service (690014, Russia, Vladivostok, Gogolya St., Building 41, e-mail: [email protected])
Abstract. The high level of official discipline of state civil servants is one of the main factors for ensuring the effective operation of the unit of the state body, as well as the agency as a whole. Inadequate performance by official civil servants of official duties and official powers is the reason for the decrease in the effectiveness of the functioning of public authorities. The relevance of the chosen subject is also determined by the fact that the state authorities are actively trying to encourage citizens to enter various types of public service. In addition, in connection with the stereotypical images of the Russian official in the minds of society, a radical change in the image of a public civil servant of the Russian Federation is a priority in the country's public administration system. The decrease in the level of official discipline indicates the need to review and update the provisions of the current legislation on the state civil service, as well as improve the system of disciplinary responsibility in the civil service. The optimal solution to the problem of following the requirements of official discipline is effective disciplinary proceedings against state civil servants, the main stage of which is the performance of an internal audit. It is this procedure that is the most important legal tool that contributes to the improvement of the level of official discipline, and its implementation is necessary for the effective prevention of violations of the current legislation in the state body. The article provides an assessment of the degree of correspondence between the existing practice of conducting internal inspections in the activities of the Department of State Civil Service and the staff of the Primorsky Krai Administration to the theoretical and regulatory foundations for the organization of official checks in the civil service.
Keywords: state power, official discipline, labor discipline, disciplinary responsibility, state civil servants, state authorities, public service, service check, Russian Federation, Primorsky Krai.
Интерес к проблеме проведения служебных проверок как средства повышения уровня служебной дисциплины на государственной гражданской службе носит устойчивый характер в различных отраслях менеджмента и права. Значительный вклад в исследование данного явления внесли такие ученые как А.Ф. Ноздрачев, Д.Н. Бахрах, Г.А. Корнейчук, Г.В. Атаманчук, И.Н. Пустовалов, С.А. Старостин и др. Вопросам о дисциплинарной ответственности на государственной гражданской службе посвящены работы С.В. Матвеева, В.Д. Сорокина, Ю.Н.
Старилова и др. [1-9].
Целью статьи является оценка степени соответствия существующей практики проведения служебных проверок на государственной гражданской службе в рамках функционирования Департамента государственной гражданской службы и кадров администрации Приморского края и определение перспективных направлений развития данного направления в органах власти.
Эффективная деятельность государственного ор-
Volynchuk Yana Alexandrovna, Koroleva Elvira Vladimirovna SERVICE CHECKS IN PUBLIC AUTHORITIES ...
гана зависит от многих факторов. Особую роль в обеспечении эффективности государственной гражданской службы играет служебная дисциплина государственных гражданских служащих. Ведь при наличии организованной служебной дисциплины в государственном органе гораздо меньше вероятность появления нарушений действующего законодательства о государственной гражданской службе.
Понятия «служебная дисциплина» и «дисциплина труда» являются синонимичными друг другу. Единственное отличие данных терминов состоит в том, что понятие «служебная дисциплина» распространяется на работников в сфере государственного управления. Служебная дисциплина на гражданской службе проявляется в обязанности служащих соблюдать правила осуществления служебной деятельности, установленные в государственном органе, а также в обязанности исполнять требования должностного регламента и служебные полномочия добросовестно и надлежащим образом. Кроме того, служебная дисциплина является организующим фактором, который упорядочивает систему отношений внутри государственного органа [10].
В соответствии с Федеральным законом от 27.07.2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» служебная дисциплина на гражданской службе - обязательное «соблюдение служебного распорядка государственного органа и должностного регламента», которые установлены в соответствии с действующим законодательством и со служебным контрактом [11]. Правила осуществления служебной деятельности для каждого государственного гражданского служащего определяются служебным распорядком, служебным контрактом и иными правовыми актами представителя нанимателя. Создание благоприятных условий для полного соблюдения служащими дисциплины государственного органа возлагается на представителя нанимателя. Создание таких условий возможно благодаря соблюдению представителем нанимателя условий служебных контрактов, предоставлению гражданским служащим гарантий, которые предусмотрены действующим законодательством и нормативными актами государственного органа, где лицо проходит государственную службу.
Одним из важных элементов в системе государственной гражданской службы является дисциплинарная ответственность государственных служащих. Ненадлежащее исполнение или неисполнение должностных обязанностей и служебных полномочий влечет за собой, в том числе, нарушение законодательства о государственной гражданской службе. Данные нарушения могут проявляться в нарушении сроков исполнения документов и поручений, нарушении установленного режима труда в виде отсутствия на рабочем месте, нарушении обязанностей по соблюдению государственной тайны и т.п. При совершении указанных действий государственный служащий несет дисциплинарную ответственность, то есть к нему применяются меры дисциплинарного взыскания за совершенный проступок [12].
Дисциплинарный проступок в сфере государственной гражданской службы - это действие служащего, повлекшее нарушение действующего законодательства, а также правил служебной дисциплины государственного органа. Нарушение служебной дисциплины является основанием для возникновения дисциплинарного производства, которое в свою очередь регулируется правовыми нормами, а именно деятельность уполномоченных субъектов, которая направлена на привлечение к дисциплинарной ответственности лиц, совершивших проступок [13].
Благоприятные условия для осуществления служебной деятельности согласно действующему законодательству о государственной гражданской службе, должностному регламенту и служебному контракту создает служебная дисциплина государственного ор-
гана. Служебная дисциплина сочетает в себе правила прохождения гражданской службы, а также служебные обязанности и должностные полномочия гражданских служащих и представителя нанимателя. Нарушение служебной дисциплины, а именно совершение дисциплинарного проступка, влечет за собой применение к гражданскому служащему мер дисциплинарной ответственности. Дисциплинарная ответственность гражданского служащего - одна из форм государственного принуждения. В результате, дисциплинарный проступок является разновидностью правонарушения [14].
Кроме того, деятельность уполномоченных субъектов, которая направлена на привлечение к дисциплинарной ответственности лиц, совершивших проступок, является дисциплинарным производством. В рамках дисциплинарного производства на государственной гражданской службе применяются различные виды мер дисциплинарного взыскания, однако, для установления достоверных фактов совершения или не совершения служащим дисциплинарного проступка необходимо проведение служебной проверки.
Снижение числа нарушений законодательства о государственной гражданской службе в государственном органе - главная цель дисциплинарного производства на гражданской службе. Основными средствами достижения данной цели являются правила служебной дисциплины государственного органа, а также существующие меры дисциплинарного взыскания, применяемые к гражданским служащим в случае нарушения ими этих правил и действующего законодательства [15].
Для полного изучения обстоятельств и объективного анализа фактов совершения гражданским служащим дисциплинарного проступка, а также для принятия решения о применении либо неприменении к служащему дисциплинарного взыскания необходимо проведение служебной проверки [16]. Таким образом, служебная проверка является одной из стадий дисциплинарного производства на гражданской службе.
При анализе фактов и обстоятельств совершенного дисциплинарного проступка учитываются тяжесть правонарушения, степень вины государственного служащего, а также условия, при которых был совершен проступок. Кроме того, необходимо определить объективные причины и последствия совершенного правонарушения. В совокупности, анализ данных обстоятельств позволит определить, содержались ли в действиях гражданского служащего, в отношении которого проводится служебная проверка, факты совершения дисциплинарных проступков [17].
На государственной гражданской службе служебная проверка проводится на основании решения представителя нанимателя, а также по письменному заявлению служащего. Проведение проверки поручается подразделению государственного органа, который занимается вопросами прохождения государственной гражданской службы, с участием правового подразделения, а также выборного профсоюзного органа. Однако если в государственном органе не создан, либо расформирован выборный профсоюзный орган, комиссия по проведению служебной проверки создается без участия данного образования. В состав комиссии по проведению служебной проверки могут входить гражданские служащие иных подразделений госорганов.
После проведения служебной проверки комиссия уведомляет руководителя государственного органа, где проходит службу проверяемый работник, а также представителя нанимателя о результатах проведения служебной проверки. После общего ознакомления с результатами проверки и анализа выводов комиссии по проведению служебной проверки и предложенных ими рекомендаций, представитель нанимателя принимает решение о применении или неприменении к государственному гражданскому служащему мер дисциплинарного взыскания. В случае, если служебная проверка проводилась
по фактам нарушения действующего законодательства несколькими государственными служащими, при установлении их вины, меры дисциплинарного взыскания применяются к каждому в отдельности.
Результатом проведения служебной проверки не всегда является наложение дисциплинарного взыскания, даже при установлении вины гражданского служащего. В зависимости от решения представителя нанимателя о наложении дисциплинарного взыскания, в случае истечения срока давности совершения дисциплинарного проступка, а также увольнения гражданского служащего принимается решение о неприменении дисциплинарного взыскания. Кроме того, представитель нанимателя имеет право проводить разъяснительную беседу с гражданским служащим, с целью предотвращения нарушений в дальнейшем. Иными словами, представитель нанимателя указывает служащему на недопустимость выявленных нарушений впредь без применения мер дисциплинарного взыскания [18].
Проведение служебной проверки в отношении государственных служащих позволяет кадровому подразделению государственного органа, который обеспечивает организацию проведения служебных проверок, четко контролировать прохождение службы гражданскими служащими, проверять их действия на соответствие требованиям действующего законодательства и, как следствие, осуществлять совершенствование системы прохождения государственной гражданской службы. Ведь чтобы усовершенствовать систему, необходимо, в большей мере, устранить существующие проблемы, пробелы и недостатки. Именно нарушения гражданскими служащими действующего законодательства являются проблемами и недостатками прохождения государственной гражданской службы, а также проблемами государственного управления в целом.
В зависимости от функционирующих в субъекте подразделений государственных органов, от наличия утвержденного порядка (положения, инструкции) проведения служебной проверки, а также от сложившейся и непротиворечащей действующему законодательству системы проведения служебной проверки данная процедура может незначительно отличаться от региона к региону.
В Приморском крае государственное управление в сфере организации государственной гражданской службы, в пределах своих полномочий осуществляет Департамент государственной и гражданской службы кадров Администрации Приморского края. Департамент является органом исполнительной власти Приморского края и организует государственную гражданскую службу в органах исполнительной власти Приморского края, аппарате Губернатора Приморского края, аппарате Администрации Приморского края [19].
В компетенцию Департамента входит организация проведения служебных проверок в отношении гражданских служащих органов исполнительной власти Приморского края, аппарата Губернатора Приморского края, Администрации Приморского края [20].
Как уже было сказано выше, каждый государственный орган вправе разработать и принять ведомственный документ, регламентирующий процедуру проведения служебной проверки. В связи с тем, что в Администрации Приморского края не принят соответствующий акт, служебная проверка проводится только на основе Федерального закона №2 79-ФЗ от 27.07.2004 г. «О государственной гражданской службе РФ».
Департамент гражданской службы уполномочен проводить служебные проверки с целью профилактики коррупционных и иных правонарушений в органах исполнительной власти края. С каждым годом, количество случаев нарушения гражданскими служащими действующего законодательства значительно меняется, соответственно меняется частота проведения служебных проверок [21].___
Оценку эффективности организации проведения служебных проверок в Департаменте рассмотрим на основе цифровых и качественных показателей организации проведения служебных проверок в отношении гражданских служащих за период с 2013 по 2017 гг.
Так, за указанный период Департаментом проведена 1271 служебная проверка по фактам нарушения действующего законодательства. По результатам проведения служебных проверок за период 2013-2017 наложено 373 дисциплинарных взыскания [22-26]. Для наглядности и полной оценки эффективности проведения служебных проверок представим количественные показатели организации проведения служебных проверок за указанный период в таблице 1.
Таблица 1. - Организация проведения служебных проверок за 2013-2017 гг.
Показатели 2013 2014 2015 2016 2017
Количество провед енных служебных проверок 161 226 235 301 348
Количество примененных дисциплинарных 66 76 84 97 50
Приняты решения о неприменении дисциплинарного взыскания в случае установления 59 67 123 82 101
Из представленных в таблице 1 данных видна динамика увеличения количества проведенных служебных проверок за указанный период, в сравнении с 2013 годом указанное количество увеличилось более, чем вдвое. Увеличение частоты проведения служебных проверок обуславливается некоторыми факторами. Основанием для проведения служебной проверки является поступление соответствующего документа о ее проведении. В соответствии с этим, увеличение количества проведения служебных проверок в отношении гражданских служащих прямо пропорционально зависит от увеличения поступления обстоятельств, послуживших основанием для проведения служебной проверки (представление прокурора, служебная записка, обращение граждан).
Увеличение частоты поступления в Департамент представлений прокуратуры можно связать с усилением контроля с их стороны за деятельностью государственных органов, увеличение количества служебных записок руководителей подразделений государственных органов о проведении служебных проверок - с целью дисциплинировать поведение подчиненных гражданских служащих, а увеличение количества обращений граждан - с увеличением активности граждан.
Одновременно с этим, по результатам проведения служебной проверки в случае установления вины гражданского служащего может приниматься решение о неприменении мер дисциплинарного взыскания, количество которых за указанный период также возросло. Совершение гражданскими служащими незначительных дисциплинарных проступков дает основания для неприменения представителем нанимателя к ним мер дисциплинарного воздействия. В качестве незначительных дисциплинарных проступков, к примеру, может выступать нарушение действующего законодательства в случае технической ошибки, а также совершение проступка по независящим от действий гражданского служащего обстоятельствам. За период с 2013 по 2017 гг. количество таких принятых решений также увеличилось почти вдвое.
Важным решением по результатам проведения служебной проверки является принятие решения о применении к гражданскому служащему мер дисциплинарного взыскания. Из данных представленных в таблице видно, что наблюдается увеличение случаев применения к гражданским служащим мер дисциплинарного воздействия с 2013 по 2016 гг. Однако в данных за 2017 год можно увидеть резкое снижение количества принятых решений о применении мер дисциплинарного взыскания в два раза.
Резкое снижение количества принятых решений о применении к гражданским служащим подразделений государственных органов дисциплинарных взысканий
Volynchuk Yana Alexandrovna, Koroleva Elvira Vladimirovna SERVICE CHECKS IN PUBLIC AUTHORITIES ...
свидетельствует о снижении случаев нарушения гражданскими служащими действующего законодательства. Таким образом, можно говорить об эффективности организации проведения служебных проверок в Департаменте в связи с указанным фактом.
Случаи же неприменения мер дисциплинарного взыскания при установлении вины за 2015, 2017 гг. в процентном соотношении превышают случаи применения данных мер. В связи с этим можно сделать вывод об увеличении в указанных годах случаев совершения незначительных дисциплинарных проступков, а также случаев невозможности применения к гражданскому служащему мер дисциплинарного взыскания (нахождение гражданского служащего в отпуске, увольнение).
В результате, эффективность организации проведения служебных проверок в департаменте гражданской службы характеризуется значительным сокращением количества случаев совершения гражданскими служащими органов исполнительной власти Приморского края, аппарата Губернатора Приморского края, аппарата Администрации Приморского края нарушений действующего законодательства. Учитывая, что по сравнению с 2016 годом в прошедшем 2017 году количество проведенных служебных проверок увеличилось на 47 служебных проверок, количество примененных дисциплинарных взысканий сократилось на 55,3 процента.
Анализируя механизм организации проведения служебных проверок в Департаменте можно сделать вывод о том, что несмотря на жесткий контроль прокуратуры за деятельностью государственных органов края, подготовку объективных и обоснованных выводов комиссией по проведению служебной проверки, количество принятых решений о неприменении мер дисциплинарного взыскания, а также количество служебных проверок, по результатам проведения которых вина гражданского служащего не была установлена, в среднем составляет половину от общего числа проведенных служебных проверок.
Таким образом, проведение служебной проверки как этапа дисциплинарного производства необходимо для полного изучения обстоятельств и объективного анализа фактов совершения гражданским служащим дисциплинарного проступка, а также для принятия решения о применении либо неприменении к служащему дисциплинарного взыскания.
Повышение эффективности проведения служебной проверки в отношении гражданских служащих возможно посредством актуализации положений федерального законодательства о государственной гражданской службе. Однако оптимизировать данную процедуру в государственных органах Приморского края также представляется возможным с помощью необходимых изменений в сложившейся системе проведения служебной проверки данного региона.
Рассмотрев существующую систему проведения служебной проверки в Приморском крае, можно сделать вывод о том, что действующий в департаменте гражданской службы механизм организации и проведения служебной проверки в отношении гражданских служащих функционирует на основе положений законодательства о государственной гражданской службе. Кроме того, в Департаменте сложилась определенная система проведения данного этапа дисциплинарного производства, которая отличается его эффективным проведением. Эффективность организации проведения служебных проверок характеризуется значительным сокращением количества случаев совершения гражданскими служащими органов исполнительной власти Приморского края, аппарата Губернатора Приморского края, аппарата Администрации Приморского края нарушений действующего законодательства за прошедший период (20132017 гг.).
В заключении отметим, что процедура организации и проведения служебной проверки в государственном
органе достаточно трудоемкий этап дисциплинарного производства. Количество случаев совершения дисциплинарных проступков на гражданской службе с каждым годом увеличивается, однако система проведения служебной проверки остается неизменной со дня ее утверждения действующим законодательством о государственной гражданской службе (с 2004 года). Следует предположить, что актуализация положений нормативно-правовых актов о проведении служебной проверки будет способствовать изменению возникшей ситуации соблюдения гражданскими служащими служебной дисциплины в государственном органе (увеличение случаев совершения гражданскими служащими дисциплинарных проступков). Кроме того, утверждение в Администрации Приморского края положения (инструкции, порядка), конкретизирующего процесс проведения служебной проверки, необходимо для создания оптимальной и благоприятной для деятельности государственного органа служебной дисциплины [27].
Проанализировав существующие тенденции совершенствования работы по организации и проведению служебных проверок в отношении гражданских служащих, необходимо отметить, что главным направлением, способствующим повысить эффективность проведения служебной проверки, является конкретизация и актуализация положений федерального законодательства в вопросе организации служебных проверок. Кроме того, к основным направлениям совершенствования относится усиление регламентирующих основ проведения данной процедуры в части установления конкретных сроков проведения этапов служебной проверки, определения прав и гарантий участников служебной проверки, а также оснований ее проведения.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Сорокин В.Д. Административный процесс и административно-процессуальное право / В.Д. Сорокин.
- СПб: Изд-во Юридического института, 2014. - 221 с.
2. Шестакова К.В. Применение дисциплинарных взысканий к государственным служащим / К.В. Шестакова. - Люберцы: Изд-во СибАК, 2017. - 24 с.
3. Корнейчук Г.А. Государственные служащие. Особенности регулирования труда / Г.А. Корнейчук. -М.: Изд-во Альфа-Пресс, 2015. - 30 с.
4. Беляев А.Е. Дисциплинарная ответственность. Учебное пособие по трудовому праву / А.Е. Беляев. -М.: Изд-во Мос-Пресс, 2014. - 77 с.
5. Николаева М.А. Инновационные требования к профессиональной подготовке государственных служащих // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2017. Т. 6. № 4 (21). С. 409-411.
6. Бутков А.В., Ильин И.В. Проблемы административно-правового обеспечения исполнения государственными и муниципальными служащими, а также иными лицами, определенными законом, антикоррупционного законодательства // Актуальные проблемы экономики и права. 2014. № 2 (30). С. 129-134.
7. Галий Е.А., Хуссамов Р.Р. Модель «интегральная оценка компетенций муниципальных служащих» // Вестник НГИЭИ. 2017. № 7 (74). С. 72-80.
8. Целуйкина Т.Г. Психолого-педагогические аспекты формирования гражданственности у будущих государственных и муниципальных служащих // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2016. Т. 5. № 3 (16). С. 323-327.
9. Пономарев О.В., Осолихина В.С. Обеспечение законности и установление административной ответственности за несоблюдение должностными лицами органов государственного контроля (надзора) требований законодательства о государственном контроле // Балтийский гуманитарный журнал. 2017. Т. 6. № 3 (20). С. 355-357.
10. Абрамова М.И. Совершенствование государственного и муниципального управления в Российской Федерации: проблемы, поиски, решения / М.И. Абрамова
- Саратов: Саратовский социально-экономический ин-
ститут, 2016. - 154 с.
11. Федеральный закон от 27.07.2004 № 79-ФЗ (ред. от 28.12.2017) «О государственной гражданской службе Российской Федерации» // Справочно-правовая система «Консультант Плюс» [Электронный ресурс] // Компания «Консультант Плюс».
12. Шадрина Т.В. Дисциплинарная ответственность государственных служащих / Т.В. Шадрина. - М.: Изд-во Мос-Пресс, 2012. - 20 с.
13. Старостин С.А. Правовое обеспечение государственного управления и исполнительная власть. Учебник для магистров. / С.А. Старостин. - М.: Изд-во Проспект, 2016. - 336 с.
14. Мадалиева М.Л. Процессуальная форма применения дисциплинарного взыскания к государственным гражданским служащим / М.Л. Мандалиева // Юридическая пресса. - 2017. - № 7. - С. 25-38.
15. Краснова С.В. Реализация кадрового^аудита в государственных органах / С. В. Краснова - Йошкар-Ола: Поволжский государственный технологический университет, 2013. - 112 с.
16. Васильев Ю.А. Ревизии и проверки государственных (муниципальных) учреждений / Ю.А. Васильев. -М.: Изд-во Аюдар Пресс, 2014. - 33 с.
17. Закон Приморского края от 07.09.2011 № 808-КЗ «Кодекс этики и служебного поведения государственных гражданских служащих Приморского края» // Справочно-правовая система «Консультант Плюс» [Электронный ресурс] // Компания «Консультант Плюс».
18. Ломакина Л.А. Совершенствование российского законодательства о дисциплинарной ответственности на государственной гражданской службе / Л.А. Ломакина // Журнал российского права. - 2016. - № 3.- С. 17-24.
19. Официальный сайт Администрации Приморского края и органов исполнительной власти Приморского края - [Электронный ресурс]. Режим доступа: М1р:// www.primorsky.ru
20. Положение о департаменте государственной гражданской службы и кадров Администрации Приморского края, утвержденное постановлением Администрации Приморского края от 25.10.2012 № 296-па (ред. от 01.06.2016) // Справочно-правовая система «Консультант Плюс» [Электронный ресурс] // Компания «Консультант Плюс».
21. Королева Э.В., Волынчук Я.А., Бакунова А.Г. Моральные механизмы противодействия коррупции в органах государственной власти Российской Федерации // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2017. Т. 6. № 4 (21). С. 304-306.
22. Отчет об основной деятельности департамента государственной гражданской службы и кадров Администрации Приморского края за 2013 -[Электронный ресурс]. Режим доступа: https://personal. primorsky.ru/index.php
23. Отчет об основной деятельности департамента государственной гражданской службы и кадров Администрации Приморского края за 2014 -[Электронный ресурс]. Режим доступа: https://personal. primorsky.ru/index.php
24. Отчет об основной деятельности департамента государственной гражданской службы и кадров Администрации Приморского края за 2015 год -[Электронный ресурс]. Режим доступа: https://personal. primorsky.ru/index.php
25. Отчет об основной деятельности департамента государственной гражданской службы и кадров Администрации Приморского края за 2016 год -[Электронный ресурс]. Режим доступа: https://personal. primorsky.ru/index.php
26. Отчет об основной деятельности департамента государственной гражданской службы и кадров Администрации Приморского края за 2017 год -[Электронный ресурс]. Режим доступа: https://personal. primorsky.ru/index.php_
27. Сапронова А.В. Основные направления совершенствования мер по обеспечению эффективности и результативности профессиональной служебной деятельности государственных гражданских служащих [Электронный ресурс]. Режим доступа: https:// naukovedenie.ru/PDF/85EVN515.pdf
Статья поступила в редакцию 01.08.2018 Статья принята к публикации 27.08.2018