История государства и права
УЛК 356.68.57
А.В. Викторов*, В.П. Сидоренко**
Служебно-боевая деятельность внутренних войск на Северо-Западе Российской Федерации в 1991-2007 гг. и её нормативно-правовое обеспечение
В статье анализируются основные направления служебно-боевой деятельности внутренних войск на Северо-Западе Российской Федерации в период с 1991 по 2007 гг. и исследуются вопросы нормативно-правового обеспечения войск в ходе их развития.
Ключевые слова: служебно-боевая деятельность, части внутренних войск, общественный порядок, концепция развития.
A.V. Viktorov*, V.P. Sidorenko**. Duty-fighting activity of internal troops in the Northwest of the Russian Federation in 1991-2007 and its is standard-legal maintenance. In article the basic directions of duty-fighting activity of internal troops in the Northwest of the Russian Federation during the period of 1991-2007 are analyzed and questions of standard-legal maintenance of armies are explored in the course of their development.
Keywords: duty-fighting activity, parts of internal troops, public order, the development concept.
В условиях сохраняющихся противоречий во взаимоотношениях России с государствами Прибалтики — членами НАТО исследование проблемы функционирования внутренних войск на Северо-Западе России как основного силового компонента по обеспечению внутренней безопасности региона приобретает особую актуальность.
В соответствии с постановлением правительства РСФСР от 19 декабря 1991 г. № 52 «О прекращении деятельности МВЛ СССР на территории РСФСР» и приказа МВЛ России № 13 от 17 января 1992 г. «О переподчинении внутренних войск» соединения внутренних войск СССР перешли в распоряжение Министра внутренних дел Российской Федерации»1.
В 1992 г. в соответствии с приказом начальника Управления внутренних войск по Северо-Западу и Прибалтике № 8 от 7 января 1992 г. была проведена передача объектов и войсковых частей, в т.ч. и исправительно-трудовых учреждений, местным органам власти бывших союзных республик: Эстонии, Литвы, Латвии2.
В связи с появлением новых приграничных территорий изменились задачи частей внутренних войск на территории Калининградской области. Они были обусловлены тем, что после распада СССР Калининградская область стала приграничной, и в соответствии с Федеральным законом «О государственной границе Российской Федерации» соответствующие задачи были возложены и на части внутренних войск, дислоцирующиеся в Калининградской области. Это такие задачи, как:
— выделение пограничным органам сил и средств для участия в пограничных поисках и операциях в порядке, определяемом совместными решениями соответствующих федеральных органов исполнительной власти;
— обеспечение по представлениям пограничных органов временного ограничения или воспрещения доступа граждан на отдельные участки местности или объекты вблизи Государственной
* Викторов, Артём Валерьевич, адъюнкт кафедры истории государства и права. Санкт-Петербургский университет МВЛ России. Россия, 198206, г. Санкт-Петербург, ул. Лётчика Пилютова, д. 1. Тел. 8-921-896-93-23. E-mail: artyomviktorov@yandex.ru.
** Сидоренко, Василий Павлович, начальник кафедры истории государства и права. Санкт-Петербургский университет МВЛ России, доктор исторических наук, профессор. Россия, 198206, г. Санкт-Петербург, ул. Лётчика Пилютова, д. 1. Тел. 8-911-262-07-94.
* Viktorov, Artyom Valerievich, post-graduate of chair of history of the state and the right. St.-Petersburg university of the Ministry of Internal Affairs of Russia. Russia, 198206, St.-Petersburg, Pilyutov str., 1. Ph. 8-921-896-93-23. E-mail: artyomviktorov@yandex.ru
** Sidorenko, Vasiliy Pavlovich, the chief of chair of history of the state and the right, doctor of historical sciences, professor. The St.-Petersburg university of the Ministry of Internal Affairs of Russia. Russia, 198206, St.-Petersburg, Pilyutov-street, 1. Ph. 8-911-262-07-94. Статья поступила в редакцию 18 июля 2011 года.
ЗІ
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 3 (51) 2011
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 3 (51) 2011
История государства и права
границы во время проведения пограничных поисков и операций, при отражении вооружённых вторжений на территорию Российской Федерации или воспрепятствовании незаконных массовых пересечений Государственной границы;
— обеспечение общественного порядка при проведении на Государственной границе и пограничных районах Российской Федерации массовых мероприятий федерального или международного характера;
— обеспечение правопорядка в приграничных районах при возникновении чрезвычайных ситуаций, введении режима чрезвычайного положения3.
В 1992 г. в Конституцию РСФСР были внесены изменения, согласно которым Россия взяла на себя обязательство следовать общепринятым положениям международного права, затрагивающим в т.ч. вопросы охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности. Соответствие нормам международного права стало главным требованием и к будущему закону о войсках правопорядка. В международной практике пенитенциарные учреждения не охраняются войсками. Общепринято, что охрана и надзор — взаимосвязанные процессы и находятся в ведении органов, исполняющих наказания.
30 ноября 1993 г. в соответствии с приказом МВД России № 513 «Об утверждении Концепции развития внутренних войск МВД России на период до 2000 года и программы развития внутренних войск МВД России на период до 2000 года» были определены два этапа развития войск: 1993-1995 гг.; 1996-2000 гг. На первом этапе определяющим стало реформирование войск в соответствии с Федеральным законом «О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации» и другими правовыми актами Российской Федерации. Второй этап характеризуется качественными изменениями в их составе, повышением эффективности служебно-боевой деятельности и технической оснащённости4.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 2 марта 1993 г. № 310 «Об округах внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации» был создан Северо-Западный округ внутренних войск МВД России с дислокацией частей на территории Северо-Западного региона России.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 23 октября 1992 г.5 и Приказом МВД России от 15 декабря 1992 г.6 задачи по охране воспитательно-трудовых и лечебнотрудовых профилакториев и надзору за лицами, содержащимися в них, а также по надзору за осужденными, отбывающими наказание в исправительно-трудовых колониях, были сняты с внутренних войск МВД России и возложены на органы исполнения наказания Министерства юстиции Российской Федерации. Аналогичная реорганизация проводилась в соединениях и частях внутренних войск Северо-Западного региона.
Во исполнение Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 г.7 и Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 21 июля 1993 г.8 в частях округа была проведена работа по поэтапной передаче функций охраны исправительно-трудовых учреждений. На основании приказа начальника внутренних войск МВД России по Северо-Западу создана ликвидационная комиссия9. На базе конвойной дивизии в Архангельской области была создана бригада, сформированы отдельные специальные моторизованные части внутренних войск в республиках Карелия и Коми, Псковской, Калининградской, Вологодской и Новгородской областях. Они предназначались для охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности в городах Санкт-Петербург, Калининград, Новгород, Мурманск, Череповец, Сыктывкар, Апатиты, Ухта, Архангельск, Петрозаводск.
В 1998 г. завершилась передача функций по конвоированию в органы исполнения наказания Министерства юстиции России. На Северо-Западе в органы исполнения наказания Министерства юстиции из состава частей округа перешли 460 человек10.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 22 апреля 1994 г.11 и приказом МВД России от 30 июня 1994 г.12 после передачи функций охраны исправительно-трудовых учреждений численность внутренних войск России сократилась на 17817 единиц13.
В 90-е гг. XX в. части внутренних войск Северо-Западного региона активно привлекались для выполнения служебно-боевых задач на Северном Кавказе. В 1992 г. войсковые части оперативного назначения и специальные моторизованные части внутренних войск по Северо-Западу выполняли служебно-боевые задачи по поддержанию режима чрезвычайного положения в Ставропольском крае, Кабардино-Балкарской АССР, в республике Северная Осетия, г. Владикавказе, республике Дагестан. В ходе проведения специальных операций было задержано за подозрения в совершении преступлений 279 человек, изъято 49 единиц огнестрельного и холодного оружия14.
В 1994 г. части оперативного назначения и специальные моторизованные воинские части основные усилия сосредоточили на выполнении Указа Президента Российской Федерации № 2166 от 9 декабря 1994 г. «О мерах по пресечению деятельности незаконных вооруженных формирований на территории Чеченской Республики и в зоне Осетино-Ингушского конфликта». За различные правонарушения внутренними войсками были задержаны 500 человек, изъято 13 единиц огнестрельного оружия, 175 единиц холодного оружия и 396 единиц боеприпасов15.
В 1995 г. войска выполнили служебно-боевые задачи по поддержанию конституционного порядка на территории Чеченской республики и республики Северная Осетия (Алания). Подразделения и части оперативного назначения принимали участие в боевых действиях по разоружению и ликвидации незаконных вооруженных формирований, изъятию у населения оружия, боеприпасов, боевой и специальной техники. Только за период с 14 по 22 декабря 1995 г. в ходе деблокирования города Гудермес и при столкновении с боевиками погибли 24 военнослужащих войсковой части 3526. Личный состав проявил мужество и отвагу и с достоинством выполнил стоящие перед частью поставленные задачи. При этом было изъято 49 единиц огнестрельного оружия и 20 единиц холодного оружия. За
усердие и отличие в обеспечении общественного порядка нагрудным знаком «За отличие в службе» 2-й степени был награждён 21 военнослужащий внутренних войск16.
Войсковой оперативный резерв войсковой части 3526 с января по июнь 1997 г. выполнял служебно-боевые задачи по обеспечению надежной охраны общественного порядка и общественной безопасности в районах, прилегающих к Чеченской республике. С сентября 1999 г. по апрель 2004 г., с 10 мая 2005 г. по 31 мая 2006 г. подразделения части участвовали в антитеррористических операциях по уничтожению незаконных вооруженных формирований на территории Чеченской республики.
Всего в период с сентября 1999 г. по апрель 2004 г. внутренними войсками Северо-Западного региона были уничтожены более 100 боевиков, изъято около 400 единиц вооружения, задержаны по подозрению в участии в незаконных вооружённых формированиях свыше 250 человек17.
В 2003-2007 гг. отряд специального назначения «Ратник» Северо-Западного округа внутренних войск МВД России выполнял служебно-боевые задачи по обеспечению общественного порядка и общественной безопасности в Чеченской республике и в республике Ингушетии. Только в 2007 г. военнослужащие задержали 15 членов незаконных вооружённых формирований, изъяли 9 единиц стрелкового вооружения, 15 гранатомётов, 107 кг взрывчатых веществ и 129 гранат18.
В соответствии с Концепцией развития внутренних войск МВД России19 в 1995 г. в состав внутренних войск Северо-Западного региона вошла бригада по охране особо важных объектов. Она охраняла атомные электростанции, находящиеся на территориях Ленинградской и Мурманской областей, а также научнопроизводственные объединения химической промышленности, обеспечивала сопровождение специальных грузов. Это позволило значительно усилить охрану стратегически важных объектов.
В 1999 г. в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 5 февраля 1999 г. № 128-13 «Об утверждении перечня важных государственных объектов Российской Федерации», войсковой частью 3278 Северо-Западного округа внутренних войск МВД России было передано 5 объектов другим ведомствам государственной охраны.
В целях приведения организационной структуры в соответствие с объемом и характером возложенных на войска задач была проведена передача функций охраны важных государственных объектов от воинских частей округа подразделениям вневедомственной охраны при органах внутренних дел, ведомственной и иной охране.
В соответствии с Концепцией развития внутренних войск МВД России на период до 2000 г. и в целях реализации постановления Правительства России от 19 июня 1998 г. № 616 «Об утверждении правил и норм определения численности внутренних войск МВД России, выполняющих задачи по охране важных государственных объектов и специальных грузов» была увеличена численность войсковой части по охране важных государственных объектов.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» была утверждена структура федеральных органов исполнительной власти. В образованные федеральные агентства вошли 9 важных государственных объектов, охраняемых войсками Северо-Западного округа внутренних войск МВД России20.
Для решения вопросов госпитального и амбулаторного лечения военнослужащих был создан госпиталь Северо-Западного округа внутренних войск МВД России. В целях оперативной работы и предоставления достоверной информации средствам массовой информации на территории Северо-Запада России в управлении Северо-Западного округа внутренних войск была создана пресс-служба.
В целях дальнейшего совершенствования организационной структуры была проведена реорганизация управления округа, соединений и воинских частей. Для улучшения боевой подготовки войск и тренировки специальных подразделений был сформирован 4-й учебный центр СевероЗападного округа внутренних войск МВД России.
Ответственные задачи, имеющие важное политическое и экономическое значение, войска выполняли в период проведения различных общественных мероприятий. На основании приказа начальника внутренних войск МВД России по Северо-Западу № 93 от 24 июля 1992 г. в период проведения праздника «Виват, Россия!» в г. Санкт-Петербурге войсковые части обеспечивали выполнение служебно-боевых задач по усиленному варианту службы, проводили комплекс мер по предупреждению и пресечению возможных антиобщественных проявлений21. По итогам 1992 г. специальными моторизованными частями внутренних войск было выполнено 12700 задач патрульно-постовой службы, 160 задач по обеспечению массовых мероприятий. По подозрению в совершении преступления были задержаны 479 человек, а за административные правонарушения—29990 человек, изъято 49 единиц огнестрельного и холодного оружия22.
В связи со сложной общественно-политической обстановкой в г. Москве в октябре 1993 г. на основании Законов РСФСР23, Указа Президента Российской Федерации от 3 октября 1993 г.24 и приказа МВД России от 4 октября 1993 г.25 в состав группировки внутренних войск вошла войсковая часть № 352626.
Кроме того, внутренние войска округа обеспечивали охрану общественного порядка в городах Санкт-Петербург, Калининград, Новгород, Мурманск, Череповец, Сыктывкар, Апатиты, Ухта. По итогам 1993 г. ими было выполнено 1850 задач патрульно-постовой службы, 128 задач по обеспечению массовых мероприятий, изъято 358 единиц огнестрельного и холодного оружия27.
Важную общественно-политическую задачу внутренние войска Северо-Западного региона выполняли летом 1994 г. В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 28 июля 1992 г.28 и приказом МВД России от 30 сентября 1992 г.29 с 23 июля по 7 августа 1994 г. специальные моторизованные части округа решали задачи по обеспечению общественного порядка и общественной безопасности в ходе проведения III Игр Доброй Воли. Приказом начальника
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России №9 3 (51) 2011
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 3 (51) 2011
История государства и права
внутренних войск МВД России по Северо-Западу № 11 от 19 января 1994 г. была создана группировка войск, состоявшая из 2400 военнослужащих. Для этого привлекались семь частей войск из Санкт-Петербурга, Вологодской, Новгородской, Мурманской областей и Республики Коми30. За административные правонарушения ими были задержаны 500 человек, изъято 13 единиц огнестрельного оружия и 175 единиц холодного оружия31.
С 29 апреля по 14 мая 2000 г. соединения и части округа принимали участие совместно с органами внутренних дел в обеспечении общественного порядка на чемпионате мира по хоккею с шайбой в городе Санкт-Петербурге, и в проведении крупномасштабной операции «Вихрь-Антитеррор».
В 2003 г. основные усилия войск были сосредоточены на обеспечении общественного порядка и общественной безопасности в ходе подготовки и празднования 300-летия города Санкт-Петербурга, проведении выборов в Государственную Думу, выборов губернатора города Санкт-Петербурга. Внутренними войсками было выполнено 560 задач по охране общественного порядка, задержаны по подозрению в совершении преступления 464 человека, изъято 8 единиц холодного оружия.
В 2005 г. войсковая часть 5402 выполняла задачи по охране общественного порядка и общественной безопасности вне пункта постоянной дислокации в период празднования 750-летия Калининграда и 60-летия Калининградской области. За различные правонарушения был задержан 371 человек, изъято 6 единиц холодного оружия.
В 2007 г. оперативные и специальные моторизованные части войск округа выполняли служебно-боевые задачи на охране общественного порядка и общественной безопасности в г. Санкт-Петербурге и Ленинградской области в период проведения Петербургского международного экономического форума и заседания Совета глав государств — участников СНГ. Внутренними войсками округа был задержан по подозрению в совершении преступления 471 человек, изъято 5 единиц холодного оружия и 50 единиц боеприпасов32.
Таким образом, с начала 1990-х гг. внутренние войска на Северо-Западе Российской Федерации в плане законодательного обеспечения деятельности и структурно претерпели значительные изменения, вызванные требованиями времени, изменением обстановки и функций войск по обеспечению общественной безопасности и сохранению целостности государства.
Пройдя путь становления и развития, внутренние войска на Северо-Западе Российской Федерации приобрели богатый служебно-боевой опыт, и сегодня обладают мощным кадровым и техническим потенциалом, хорошо оснащенными и мобильными подразделениями. Они играют основную роль в обеспечении правопорядка в регионе, нейтрализации внутренних вооруженных конфликтов, и как войска постоянной готовности представляют собой основной компонент военной организации государства по обеспечению внутренней безопасности Северо-Западного региона России.
Список литературы1
1. Аашков, П. П. Два века на службе Отечеству. — СПб, 2011.
2. Аашков, П. П. Стражи белых ночей. — М., 2009.
3. Баранов, B. П., Беркутов, A. С., Климов, A. A., Марценюк, Ю. A, Ченцов, A. С. Пстория внутренних войск. — Т. 5 (1991—2011 гг.): Военно-исторический труд. — М., 2011.
4. Баранов, B. П. Внутренние войска : исторический очерк. — М., 2007.
5. Баранов, B. П. Внутренние войска: Времена, события, люди. — М., 2008.
Literature
1. Dashkov, P. P. Two centuries on service to Fatherland. — St.-Petersburg, 2011.
2. Dashkov, P. P. Guards of the white nights. — Moscow, 2009.
3. Baranov, V. P., Berkutov, A. С., Klimov, A. A., Martsenjuk, Y. A., Chentsov, Л. S. History of internal troops. V 5 (1991-2011) : Military-historical work. — Moscow, 2011.
4. Baranov, V. P. Internal troops. A historical sketch. — Moscow, 2007.
5. Baranov, V. P. Internal troops: Times, events, people. — Moscow, 2008.
1 Центральный архив внутренних войск (ЦАВВ) МВД России. Ф. 94. Оп. 1. Д. 2060. Л. 67.
2 ЦАВВ МВД России. Ф. 39. Оп. 1с. Д. 417. Л. 13.
3 Федеральный закон Российской Федерации № 4730-1 от 1 апреля 1993 г. «О Государственной границе Российской Федерации» / Российская газета. 1993. № 18.
4 ЦАВВ МВД России. Ф. 94. Оп. 1. Д. 2144. Л. 86-101.
5 Постановление Правительства Российской Федерации от 23 октября 1992 г. № 812 «О первоочередных мерах по реализации Закона Российской Федерации «О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации» / / ЦАВВ МВД России. Ф. 94. Оп. 1с. Д. 2062. Л. 410.
6 Приказ Министерства внутренних дел Российской Федерации от 15 декабря 1992 г. № 455 «О мерах по выполнению постановления Правительства Российской Федерации от 23 октября 1992 года № 812» / / ЦАВВ МВД России. Ф. 94. Оп. 1с. Д. 2062. Л. 412-413.
7 Закон Российской Федерации от 21 июля 1993 г. «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» / / Ведомости Съезда Народных Депутатов от 19 августа 1993 г.
8 Постановление Верховного Совета Российской Федерации от 21 июля 1993 г. о порядке введения в действие Закона Российской Федерации «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» / / Ведомости Съезда Народных Депутатов и Верховного Совета Российской Федерации. 1993. № 33.
9 ЦАВВ МВД России. Ф. 39. Оп. 1. Д. 426. Л. 104-105.
10 Вести (газета). 2011. № 49.
11 Указ Президента Российской Федерации от 22 апреля 1994 г. № 805 «О сокращении численности внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации» / / ЦАВВ МВД России. Ф. 94. Оп. 1с. Д. 2225. Л. 210.
з4
12 Приказ Министерства внутренних дел Российской Федерации № 222 от 30 июня 1994 г. «О первоочередных мерах по выполнению Указа Президента Российской Федерации от 22 апреля 1994 года № 805» / / ЦАВВ МВД России. Ф. 94. Оп. 1с. Д. 2225. Л. 218-222.
13 ЦАВВ МВД России. Ф. 94. Оп. 1. Д. 2225. Л. 220.
14 ЦАВВ МВД России. Ф. 39. Оп. 1с. Д. 419. Л. 123.
15 Войсковая часть 3526: история и судьбы. СПб, 2005. С. 10.
16 ЦАВВ МВД России. Ф. 39. Оп. 1с. Д. 433. Л. 29.
17 Войсковая часть 3526: история и судьбы. С. 16.
18 Вести (газета). 2011. № 49.
19 ЦАВВ МВД России. Ф. 94. Оп. 1. Д. 2144. Л. 92-93.
20 Российская газета. 2004. № 50.
21 ЦАВВ МВД России. Ф. 39. Оп. 1. Д. 426. Л. 182-183.
22 ЦАВВ МВД России. Ф. 39. Оп. 1с. Д. 427. Л. 158-159.
23 Закон РСФСР «О чрезвычайном положении» // Российская газета. 1991. 21 мая. Закон РСФСР «О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации» / / Ведомости Съезда Народных Депутатов. 1992. № 2334.
24 Указ Президента Российской Федерации от 3 октября 1993 г. № 1575 «О введении чрезвычайного положения в г. Москве» // ЦАВВ МВД России. Ф. 94. Оп. 1с. Д. 2143. Л. 180.
25 Приказ Министерства внутренних дел Российской Федерации № 467 от 4 октября 1993 г. «О привлечении сил и средств внутренних войск МВД России для обеспечения правового режима чрезвычайного положения в г. Москве» / / ЦАВВ МВД России. Ф. 94. Оп. 1с. Д. 2143. Л. 182-183.
26 ЦАВВ МВД России. Ф. 94. Оп. 1. Д. 2143. Л. 182.
27 ЦАВВ МВД России. Ф. 39. Оп. 1с. Д. 423. Л. 75-76.
28 Постановление Правительства Российской Федерации № 435 от 28 июля 1992 г. // ЦАВВ МВД России. Ф. 94. Оп. 1с. Д. 2062. Л.130.
29 Приказ Министерства внутренних дел Российской Федерации № 348 от 30 сентября 1992 г. «Об организационных мерах по обеспечению охраны общественного порядка и безопасности в период подготовки и проведения III Игр Доброй воли в городе Санкт-Петербурге» // ЦАВВ МВД России. Ф. 94. Оп. 1с. Д. 2062. Л. 137-138.
30 ЦАВВ МВД России. Ф. 39. Оп. 1. Д. 426. Л. 48-49.
31 ЦАВВ МВД России. Ф. 39. Оп. 1с. Д. 427. Л. 158-160.
32 Вести (газета). 2011. № 49.
УДК 35.08
П. Д. Николаенко*
Штрихи к портрету первого министра внутренних дел России князя В.П. Кочубея
В статье рассматриваются основные этапы государственной службы первого министра внутренних дел В.П. Кочубея, его деловые и нравственные качества.
Ключевые слова: В.П. Кочубей, чрезвычайный посланник, Коллегия иностранных дел, МВД, «Комитет 6 декабря 1826 г.».
P.D. Nikolaenko*. Sketches for a portrait of the first minister of Internal Affairs of Russia Prince V.P. Kochubey. The article considers the main stages of the civil service the first minister of internal affairs VP. Kochubey, its business and moral qualities
Keywords: VP Kochubey, envoy extraordinary, the College of Foreign Affairs, Ministry of Internal Affairs, «Committee December 6, 1826».
«... Он дела не испортит и себе честь принесет» А.А. Безборолко
Слова, взятые в качестве эпиграфа к статье о первом министре внутренних дел России, принадлежат статс-секретарю Екатерины II князю А.А. Безбородко. В августе 1792 г., сообщая своей матери о приезде ее любимого внука Виктора Кочубея из-за границы, князь заканчивает письмо словами: «Я уверен, что он дела не испортит и себе честь принесет». Эта фраза оказалась пророческой.
В.П. Кочубей почти полностью повторил служебный путь своего дяди князя А.А. Безбородко, закончив службу государственным канцлером по внутренним делам, то есть в высшем гражданском чине Российской империи.
Свою государственную службу В.П. Кочубей начинал на дипломатическом поприще, что не входило в его личные планы. Однако по настоянию дяди А.А. Безбородко молодой Кочубей вынужден был более восьми лет посвятить дипломатической службе, которая оказалась для него весьма удачной.
В октябре 1792 г. императрица Екатерина II назначает 24-летнего В.П. Кочубея чрезвычайным посланником и полномочным министром в Турцию.
За пять лет пребывания в Константинополе В.П. Кочубей зарекомендовал себя мастером дипломатической аргументации и неоднократно довольно удачно использовал это качество для защиты
* Николаенко, Петр Дмитриевич, доцент кафедры истории государства и права Санкт-Петербургского университета МВД России, кандидат исторических наук, доцент, заслуженный работник высшей школы РФ. 198206, Россия, Санкт-Петербург, ул. Летчика Пилютова, д. 1. Тел. (812) 744-13-13.
* Nikolaenko, Peter Dmitrievich, Associate Professor of History of State and Law University of St. Petersburg the Russian Interior Ministry, the candidate of historic, Associate Professor, Honored Worker of Higher School of Russia. 198206, Russia, St. Petersburg, Pilot Pilyutov str., 1. Tel. (812) 744-13-13.
Статья поступила в редакцию 1 июля 2011 года.
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 3 (51) 2011