СЛУЖБА ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ: СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
ГРИГОРЯН С.Р.,
начальник,
Управление государственной службы занятости Ростовской области,
e-mail:[email protected]
EMPLOYMENT SERVICE OF THE ROSTOV REGION: STATE AND DEVELOPMENT PROSPECTS
An analysis of the employment services of the Rostov region in 2013-2014, formulated the problem of coordinated development of the labor market and the economy of the region. Offered a number measures to improve the interaction between the participants of the labor market in the region. In the developed system, stand out: the search subsystem, subsystem assessment of competencies and personal qualities of the media workforce subsystem support business financing and production subsystem of training and retraining, subsystem analysis, forecasting and management. In particular, it is proposed to create an online platform interaction of the subjects of the labor market, providing effective search of labor and jobs. Emphasizes the role of formal methods for the study of processes in the labor market and decision-making.
Keywords: public service employment; the labor market; the vicious circle of Knalla; monitoring of labor and labor market governance; formal methods of analysis and control.
JEL classification: J25, J64, R23.
Проведен анализ деятельности службы занятости населения Ростовской области
со
в 2013-2014 гг., сформулированы проблемы согласованного развития рынка труда (РТ)
и экономики региона. Предложен ряд мер по совершенствованию взаимодействия участ- у
ников рынка труда региона. В разрабатываемой системе выделяются: поисковая подси- ® стема, подсистема оценки компетенций и личностных качеств носителей рабочей силы,
подсистема поддержки финансирования бизнеса и производства, подсистема повыше- ^
ния квалификации и переобучения, подсистема анализа, прогнозирования и управления. 2
В частности, предлагается создать онлайн-площадку взаимодействия субъектов РТ, обе- см
спечивающую эффективный поиск рабочей силы и рабочих мест. Акцентируется роль ^
формализованных методов исследования процессов на РТ и принятия управленческих ре- £ шений.
Ключевые слова: государственная служба занятости населения; рынок труда; порочный круг развития Кналла; мониторинг рабочей силы и управление рынком труда; ? формализованные методы анализа и управления. см
со 3
О О
GRIGORYAN S.R.,
Director,
State Employment Service Administration of the Rostov region, <
e-mail: [email protected] f^
© Григорян С.Р., 2014
Стратегическими целями деятельности службы занятости населения Ростовской области (СЗНРО) являются1:
• содействие населению региона в трудоустройстве и защита его от безработицы;
• повышение эффективности рабочей силы на предприятиях региона;
• повышение эффективности экономического развития региона.
В состав государственной службы занятости населения Ростовской области входит 16 городских и 35 районных центров занятости населения. Более 800 специалистов СЗНРО по трудоустройству, психологов, проф-консультантов, юристов ежедневно оказывают услуги работодателям и носителям рабочей силы. Синергети-ческий эффект от этой деятельности проявляется в виде повышения эффективности региональной экономики.
Для решения поставленных целей сотрудниками СЗНРО налажено социальное партнерство с населением, работодателями, органами законодательной и исполнительной власти, общественными организациями. Оно дает положительные результаты в формировании стабильного и эффективного рынка труда Ростовской области. Деятельность СЗНРО реализуется на основе следующих принципов: профессионализм, компетентность, надежность, доброжелательность.
Информационное обеспечение процессов трудоустройства граждан, климат общения, оперативность решения вопросов способствуют повышению авторитета и роли СЗНРО. Действительно, по итогам 9 месяцев 2014 г. в службу занятости населения Ростовской области поступило 809 письменных обращений граждан, что практически в два раза больше, чем за аналогичный период прошлого года (далее - АППГ) - 455 письменных обращений граждан. Из них: 574 (71%) (АППГ - 307) получены собственно управлением государственной службы занятости населения Ростовской области и 235 (29%) (АППГ - 148) подведомственными государственными казенными учреждениями Ростовской области центрами занятости населения (далее - ГКУ РО).
Росту количества обращений способствует широкое распространение электронных средств связи и как результат - рост доступности органов исполнительной власти, как Российской Федерации, так и Ростовской области.
При этом статистика показывает, что состояние рынка труда в области имеет в последний год положительные тенденции (см. табл. 1). Каждый второй из обратившихся в службу граждан находит работу с помощью СЗНРО, каждый пятый приобретает новую специальность, получив возможность обучиться по актуальной специальности.
ю
ю >
т
О
о о
о
с
со >
м о
Таблица 1
Сравнительные данные по рынку труда Ростовской области2
№ Наименование январь-ноябрь 2014 в % к январю-ноябрю 2013
1 Численность граждан, обратившихся за содействием в поиске подходящей работы в службу занятости населения 133805 93,1
2 Трудоустроено при содействии службы занятости (без учета после профессионального обучения) 104657 99,2
3 Временное трудоустройство несовершеннолетних граждан в возрасте 14-17 лет 24397 90,1
4 Численность безработных граждан:
5 признано безработными 37234 94,7
6 состоят на учете на конец отчетного периода 16325 101,8
7 из них: получают пособие на конец отчетного периода 14497 97,3
8 Приступили к участию в общественных работах 8825 80,0
9 Заявленная работодателями потребность в работниках на конец отчетного периода 49159 125,0
10 в том числе по рабочим профессиям 37089 127,8
л
а о
сг 3
Особое внимание СЗНРО уделяет проблемным группам населения: выпускники учебных заведений, женщины детородного возраста, инвалиды (Труд женщин и подростков. Запреты и ограничения, 2000).
За 9 месяцев 2014 г. в органы службы занятости населения в целях поиска подходящей работы обратились более двух тысяч выпускников профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования, из них около 600 - выпускники высшего профессионального образования,
1 Анализ СЗНРО выполнен по материалам сайта www/zan.dovland.ru.
2 Заимствовано на сайте СЗНРО wwwZzan.dovland.ru.
около 1600 - выпускники среднего профессионального образования. При этом зарегистрированы в качестве безработных около 1500 выпускников. Из общего числа обратившихся выпускников трудоустроено более тысячи человек.
Для выпускников, признанных в установленном порядке безработными, организовано профессиональное обучение или дополнительное профессиональное образование по востребованным на рынке труда профессиям (специальностям) на добровольной и бесплатной основе. По состоянию на 01.10.2014 на профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование направлено 128 выпускников по профессиям.
Для сравнения: за 2013 г. в органы службы занятости населения в целях поиска подходящей работы обратилось 2 689 выпускников образовательных учреждений профессионального образования, из них 873 -выпускники высшего профессионального образования и 1 198 - выпускники среднего профессионального образования, 618 - выпускники начального профессионального образования. В качестве безработных зарегистрированы в качестве 1 903 выпускника. Из общего числа обратившихся выпускников трудоустроено 1 532 человека, на профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование направлен 221 выпускник.
В рамках областной долгосрочной целевой программы «Содействие занятости населения Ростовской об- 00 ласти на 2012-2014 годы» реализуются мероприятия по организации профессионального обучения и допол- ¡5 нительного профессионального образования женщин в период отпуска по уходу за ребенком до достижения о им возраста трех лет. Финансирование профессионального обучения женщин данной категории осуществляется за счёт средств областного бюджета. см
В целях обеспечения совмещения женщинами обязанностей по воспитанию детей с профессиональным ^ обучением организация учебного процесса осуществляется с учетом пожеланий женщин по групповой или 2 индивидуальной форме, в том числе с элементами дистанционного обучения, как в дневное, так и вечернее время. Кроме того, по инициативе СЗНРО образовательными организациями разработаны учебные планы и о программы, предусматривающие увеличение сроков обучения с целью нахождения женщин на занятиях в удобное для них время. По состоянию на 01.10.2014 к профессиональному обучению приступило 364 жен- ^ щины в период отпуска по уходу за ребёнком до достижения им возраста трёх лет. В 2013 г. обучением было охвачено 318 женщин. ^г
Ежегодно более 5 000 инвалидов обращаются в органы занятости населения за содействием в трудоустройстве. СЗНРО предоставляет широкий спектр государственных услуг по содействию самозанятости, психологической поддержке, социальной адаптации, профессиональной ориентации и профессиональному об- -<> учению, что позволяет ежегодно трудоустраивать более 2 000 инвалидов. Государственные услуги инвалидам предоставляются в приоритетном порядке. з
Эффективным направлением содействия занятости данной категории граждан является реализация мер У по стимулированию работодателей на создание оборудованных (оснащенных) рабочих мест для инвалидов в 0 рамках подпрограммы «Дополнительные мероприятия по содействию трудоустройству инвалидов на 2014- ^ 2015 годы» государственной программы Ростовской области «Содействие занятости населения». о
Гражданам данной категории в 2014 г. предоставлены 3 819 государственных услуг (в 2013 г. - 5 791) по организации профессиональной ориентации, 806 - по психологической поддержке (в 2013 г. соответственно
ГУ
1 177), 934 - по социальной адаптации на рынке труда (1 085 - в 2013 г.). ш
Приведенные выше статистические данные свидетельствуют о существующей положительной динамике ряда показателей рынка труда Ростовской области, но, как следует из этой же статистики и проведенного анализа, нерешенных вопросов на рынке труда (РТ) области еще много:
• Мониторинг РТ - строго регламентированная по времени и параметрам процедура (Томилов, Семер-кова, 1998). Однако, неравномерность экономического развития региона требует более гибкого подхода к сбору, анализу, интерпретации данных: в периоды быстрого изменения состояния РТ интенсивность мониторинга должна увеличиваться, в стабильные периоды развития экономики частый и полный мониторинг может быть финансово малооправданным, а информационно малоэффективным (Оникиенко, 1978).
• Мониторинг РТ в настоящее время фиксирует, как правило, ретроспективные данные (Орлов, 2005), и прогноз развития рынка есть экстраполяция наблюденных зависимостей в будущее, без учета возможных бифуркаций развития. В этой связи получение и включение в систему анализа РТ перспективных данных - важная задача совершенствования экономической политики региона.
• Задачи прогноза и управления РТ ставятся в категориях «гуманитарного менеджмента» с недостаточным, а иногда не обоснованным применением формальных (аналитических) процедур. К сожалению, накопленный опыт математического исследования социально-экономических систем не нашел еще должного применения в системах анализа РТ (Макошина, 2006; Ко1евткоу, 2010).
Решение этих задач требует системного подхода к проблеме, постановки и решения теоретических задач исследования состояния и динамики показателей РТ, разработки сценариев развития в различных социально-экономических условиях (Проблемы молодежного рынка труда, 2006).
Экономика региона и ее РТ имеют взаимную причинно-следственную связь. Действительно, ослабевающая экономика региона не имеет средств на формирование эффективного рынка труда (своевременного мониторинга состояния трудовых ресурсов региона, достойной поддержки безработных, формирования новых рабочих мест, переобучения специалистов и т. д.). То есть в этом варианте рассуждений состояние экономики - причина соответствующего развития РТ. С другой стороны, - плохо сформированный РТ региона существенно влияет на ее эффективность. Здесь уже РТ - причина, а состояние региональной экономики - следствие. Цикл замыкается и повторяется. При этом при неблагоприятных условиях развития деградируют и РТ и региональная экономика. Это, так называемый, мини круг порочного развития Кналла (Курс микроэкономики: учебник, 2014).
Вместе с тем, следует признать, что в описанной замкнутой системе «причина-следствие», на роль первопричины в большей степени претендует РТ. Действительно его параметры лучше обозримы, более управляет мы, и разрывать порочный круг следует именно с РТ. Этим актуализируется исследование РТ и создание механизмов управления им.
т Следует усовершенствовать деятельность служб занятости населения во всех аспектах ее работы: сниже-
О ние уровня безработицы в регионе, оказание помощи работодателям в подборе кадров и повышении уровня 2 человеческого капитала, оказание помощи населению региона в поиске работы, согласование образователь-М ных программ обучения и переобучения в учебных заведениях с интересами региональной экономики, соз-с дание новых рабочих мест и пр. (Макошина, 2006; Оникиенко, 1978; Томилов, Семеркова, 1998; Проблемы молодежного рынка труда, 2006).
Разрабатываемая система должна содержать: поисковую подсистему, подсистему оценки компетенций и личностных качеств носителей рабочей силы, подсистему поддержки финансирования бизнеса и производства, подсистему повышения квалификации и переобучения, подсистему анализа, прогнозирования и управ-
0 ления.
7 В частности, предлагается создать онлайн-площадку взаимодействия субъектов РТ, к которым относятся:
работодатели, носители рабочей силы, органы государственного и регионального управления, службы занятости, образовательные учреждения региона.
Механизм взаимодействия носителя рабочей силы и работодателя, отражающий сущность поисковой си° стемы, состоит в следующем:
1 • Работодатели выставляют «портреты» (профили) специалистов, в которых нуждается экономика рею гиона, в виде перечня необходимых профессиональных компетенций и личностных качеств специалистов
2 (Kolesnikov, 2010). При этом учитывается, как потребность текущего дня, так и потребность в специалистах 2 в различные моменты будущего. Таким образом, создается база данных, содержащая имеющиеся в регионе
вакансии рабочих мест и отражающая их перспективную потребность, согласованную с планами развития ре-а гиона. Эта информация ложится в основу планирования работы учебных заведений. Запросы на рабочую силу о работодателями выставляются и под занятые рабочие места с целью проведения в дальнейшем конкурсного отбора претендентов, что повышает качество трудовых ресурсов региона.
• Носители рабочей силы в свою очередь в соответствующий «банк предложений» присылают свои запросы. При этом они могут быть и безработными и занятыми, но желающими улучшить свое кадровое положение.
И первое, и второе благотворно влияет на состояние и динамику развития РТ региона, так как повышает конкуренцию на рынке, способствуют улучшению качества рабочей силы, сглаживает непрогнозируемые карьерные (для носителей рабочей силы) и производственные (для работодателей) скачки, вследствие того, что система заранее предоставляет соответствующий резерв.
• Поисковая система каждому участнику выдает возможные варианты его выбора. Это позволяет каждому из них прогнозировать свои возможности и управлять своим поведением на РТ.
Здесь имеются в виду не только работодатели и носители рабочей силы, но и иные, выше названные субъекты РТ. Органы власти получают информацию о кадровом обеспечении той или иной отрасли, образовательные учреждения о дефицитных и перенасыщенных специальностях, об актуальных направлениях своего развития, службы занятости могут с системных позиций исследовать состояние и динамику спроса и предложения рабочей силы.
Поисковая система формируется на нескольких уровнях, каждый из которых «открыт» паролем только для соответствующих пользователей. Так, например, информация о клиентах поисковой системы закрыта для посторонних. Обратившийся может быть уверен, что его информация конфиденциальна и открывается только заинтересованному лицу. Службы занятости, государственные и региональные власти получают обезличенную статистику.
В основе предложенного алгоритма лежат «портреты» специалистов. Они должны быть квалифицированно составлены, объективно отражать мнения работодателей и быть удобными для идентификации носителей рабочей силы. Кто же поможет работодателям в создании «портретов» специалистов? Такой опыт и ресурс есть у центров карьеры, созданных при вузах региона. Они обладают необходимым потенциалом: научным, коммуникативным, образовательным.
Создание описанной выше поисковой системы сокращает число «холостых» посещений, что имеет важное значение не только в плане сокращения времени поиска и нахождения более приемлемого варианта (работы, работника), но и положительный психологический эффект: каждый неудачный поход претендента оборачивается для него психологической травмой.
Подсистемы оценки профессиональных компетенций и личностных качеств сотрудников решается посредством внедрения совокупности тестов (Колесников, Радченко, 2004; Макошина, 2006).
Подсистема поддержки финансирования бизнеса и производства включает: налоговые льготы, льготные кредиты, государственно-частное партнерство, образовательную помощь (например, Президентская программа подготовки управленческих кадров для организаций народного хозяйства) и др.
Показателен в этой связи опыт Германской академии управления и экономики (ГАУЭ). Это частное пред- 00 приятие, взаимодействуя с Торгово-промышленной палатой Германии, оказывает своим клиентам целый ¡5 спектр услуг. От обучения языку и профессии, через консультирование к оказанию помощи в получении кре- о дитов и организации взаимовыгодных контактов хозяйствующих субъектов. В Германии существует система фондов, оказывающих финансовую поддержку малого бизнеса, разобраться в которой представителям этого 2 бизнеса порой затруднительно. Выгодно и банкам, выдающим кредиты, что их клиенты проходят «фильтр» ^ ГАУЭ. На сайте ГАУЭ (www.davw.de) кроме образовательных разделов имеется выход на Международную лабораторию экономики и менеджмента (МЛЭМ). Она ведет четыре страницы: современные технологии менеджмента, занимательная страница управленца, скорая помощь, информационная поддержка бизнеса и форми- о рования карьеры.
Подсистема повышения квалификации и переобучения выстраивается в тесном взаимодействии произ- ^ водства, бизнеса, администрации региона, учебных заведений.
Подсистема анализа, прогнозирования и управления выполняет следующие функции: ^г
• строит когнитивные модели, выявляющие структуру и содержание процессов на РТ;
• рассчитывает аналитические модели развития процессов (например, демографического роста, соотношения специалистов при воспроизводстве кадров и др.); <С>
• прогнозирует состояние тех или иных параметров РТ, решая полученные выше аналитические зависимости, и с использованием временных рядов (ВР). з
Известны методы анализа ВР (Орлов, 2005): автокорреляции, скользящего среднего, смешанные, экспо- У ненциального сглаживания. Методы, основанные на применение регрессионного анализа (автокорреляци- 0 онные, смешанные) в условиях функционирования РТ являются малоприемлемыми. Для статистической до- ^ стоверности этих расчетов у нас просто нет данных. Действительно метод наименьших квадратов (МНК), ле- о жащий в основе регрессионных методов, требует выполнения следующих условий: вид искомой зависимости известен, входные переменные заданы без ошибки и некореллированы между собой, выходная переменная наблюдается с ошибкой, распределенной по нормальному закону и постоянной дисперсией.
Очевидно, что часть этих требований для данных, характеризующих состояние РТ, не выполняется, другая часть не проверяема. Таким образом, если применить регрессионные методы для наших данных, то мы им присваиваем свойства, которыми они не обладают. То есть мы будем исследовать другие (гипотетические) процессы, а не те которые реально наблюдаем, и которыми должны управлять.
С а а
ЛИТЕРАТУРА
Колесников М.В., Радченко С.А. (2004). Идентификация управленческих качеств индивида и методика определения степени предрасположенности его к управленческой деятельности: Учебное пособие. Ростов н/Д, РГУПС.
Курс микроэкономики: учебник (2014). Р.М. Нуреев. 3-е изд., испр. и доп. М.: Норма: ИНФРА-М.
Лябах Н.Н., Колесников М.В. (2012). Роль и место экспертных процедур в задаче синтеза сценариев развития сложных социально-экономических объектов // ВестникГУУ, № 14, с. 168-173.
Макошина В.В. (2006). Социально-экономические условия развития рынка труда / Профессионал, № 3.
Оникиенко В.В. (1978). Вопросы методологии и методики исследования трудовых ресурсов. Киев: На-укова думка.
ОрловА.И. (2005). Принятие решений. Теория и методы разработки управленческих решений. М.: «МарТ».
Проблемы молодежного рынка труда (2006). Отв. ред. Н.Н. Лябах. Ростов н/Д: Терра-Принт, с. 144.
Томилов В.В., Семеркова Л.Н. (199S). Маркетинг рабочей силы. Доступно на: www.marketing.spb.ru.
Труд женщин и подростков. Запреты и ограничения (2GGG). Под редакцией Н. Полежаевой. М.: «МарТ».
KolesnikovM.V. (2G1G). Die mathematische Analyse der Kompetenzen der Fachleute. Monografie: Auf dem Weg zur Verbesserung des Bildungsprozesses. Hannover. Kibernetik@ Verlag.
REFERENCES
Employment of women and adolescents. Prohibitions and Restrictions (2GGG). Moscow. (In Russian.)
KolesnikovM.V., Radchenko S.A. (2GG4). Identification of the managerial qualities of the individual and method of determining the degree of predisposition to a management. Rostov-on-Don. (In Russian.)
Kolesnikov M.V. (2G1G). Die mathematische Analyse der Kompetenzen der Fachleute. Monografie: Auf dem Weg zur Verbesserung des Bildungsprozesses. Hannover. Kibernetik @ Verlag.
Lyabakh N.N. Kolesnikov M.V. (2G12). The role and place of expert procedures in the problem of synthesis of complex scenarios of socio-economic facilities. Bulletin SUM, no. 14, pp. 16S-173. (In Russian.)
т Makoshina V.V. (2GG6). Socio-economic conditions of the labor market. Professional, no. Э. (In Russian.)
R Onikienko V.V. (197S). Methodological issues and research methods of labor. Kiev. (In Russian.)
А OrlovA.I. (2GG5). Decision making. Theory and methods of development management decisions. Moscow. (In
m Russian.)
О
О The course of microeconomics: textbook (2G14). Nureyev R.M. Moscow. (In Russian.)
0
1
О с
со <
M
о
л Û о —1 сг
3
The problems of the youth labor market (2006). Rostov-on-Don, p. 144. (In Russian.)
Tomilov V.V, SemerkovaL.N. (1998). Marketing of workforce. Available at: www.marketing.spb.ru. (In Russian.)