- объявить 2010 год годом чтения в Кузбассе (в связи с 90-летием Кемеровской ОНБ);
- на базе Кемеровского государственного университета культуры и искусств разработать долгосрочную региональную образовательную программу «Основы информационной культуры личности» и осуществить ее реализацию в рамках приоритетного национального проекта «Образование» на территории Кемеровской области.
От имени участников социально-культурного проекта «Большое чтение»: преосвященнейший Епископ Кемеровский и Новокузнецкий Аристарх; председатель Фонда имени Д. С. Лихачева, писатель Даниил Гранин;
вице-президент Всероссийской библиотечной Ассоциации, Генеральный директор ВГБИЛ им. М. И. Рудомино Е. Ю. Гениева;
секретарь Союза писателей РФ, Директор Дома литераторов Кузбасса Б. В. Бурмистров;
ректор Кемеровского государственного университета культуры и искусств Е. Л. Кудрина; президент Некоммерческого библиотечного партнерства, Директор Кемеровской областной научной библиотеки им. В. Д. Федорова В. А. Никулина.
г. Кемерово 12 февраля 2009 г.
СЛУШАНИЯ В ОБЩЕСТВЕННОЙ ПАЛАТЕ КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ ПО ВОПРОСАМ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО И ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МОЛОДЕЖИ
5 мая 2009 года накануне Дня Победы по инициативе комиссии Общественной палаты Кемеровской области по культуре и духовно-нравственному воспитанию прошли общественные слушания, посвященные вопросам духовно-нравственного и патриотического воспитания молодежи. «Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств» публикует в данном номере основные выступления, прозвучавшие на этом мероприятии.
В обсуждении темы приняли участие заместитель Губернатора Сергей Александрович Муравьев, депутаты областного Совета народных депутатов, руководители департаментов администрации области, члены Общественной палаты, Совета старейшин, Совета ректоров, представители областного межведомственного Координационного Совета по патриотическому воспитанию граждан в Кемеровской области, Кемеровской и Новокузнецкой епархии, правоохранительных органов, общественных организаций, Молодежный парламент Кузбасса, председатели студенческих советов, студенты.
«Мы пригласили всех заинтересованных субъектов и надеемся на живое общение, на живую дискуссию и обмен мнениями. Мы предлагаем всем выразить свое мнение о том, какие проблемы сейчас существуют с формированием патриотического воспитания как одной из основ морали и нравственности нашего общества», отметила председатель комиссии Общественной палаты Кемеровской области по культуре и духовно-нравственному воспитанию Людмила Купцова, открывая заседание.
Выступление заместителя Губернатора Кемеровской области С. А. Муравьева
В послании Президента России Дмитрия Анатольевича Медведева к Федеральному собранию (5 ноября 2008 года) было отмечено: «...есть вещи, которыми нельзя поступиться..., без чего мы не можем представить себе нашу страну. Это - вера в Россию, глубокая привязанность к родному краю, к нашей великой культуре».
Мы считаем, что определяющими критериями для наших детей должны быть духовность, патриотизм, нравственность. От этого зависит будущее нашей страны.
В Кузбассе благодаря социально - ориентированной политике, проводимой Администрацией области и лично Губернатором Аманом Гумировичем Тулеевым, большое внимание уделяется воспитанию подрастающего поколения. Сформирована комплексная система патриотического, духовно-нравственного, физического воспитания детей и молодежи. В этой системе ключевую роль играют учреждения образования, культуры, спорта.
На территории области созданы и успешно действуют: 20 районных, 24 городских, 669 школьных общественных организаций, в которых состоят более 50 % всех обучающихся. 473 образовательных учреждения области разработали свои «Концепции воспитательной деятельности», 543 - приняли «Программы воспитания». Все школы Кузбасса имеют органы ученического самоуправления. Кроме того, действуют: 70 научных обществ учащихся, 35 школьных лесничеств. Более 3-х тысяч учащихся занимаются вопросами экологии родного края. На постоянной основе работает - более 9 тысяч кружков и секций.
В области разработаны и реализуются долгосрочные региональные программы: «Юный гражданин Кузбасса», «История земли Кузнецкой», «Кузбасс - герой фронта и тыла», «Юные Звезды Кузбасса». В реализации программ ежегодно принимают участие - до 10 тысяч школьников.
По инициативе Губернатора в Кузбассе создана сеть из восьми Губернаторских учебных заведений, в том числе 4 кадетских корпуса. (Кадетский корпус радиоэлектроники; Областная кадетская школа милиции; Кадетский корпус МЧС; Областная кадетская школа железнодорожников). Кроме того, в образовательных учреждениях городов и районов Кемеровской области создано дополнительно - 27 кадетских классов, где нарабатывается опыт духовно-нравственного и военно-патриотического воспитания.
Особое внимание стараемся уделять изучению истории страны, воспитанию уважительного отношения к событиям прошлого. Поэтому сделали неотъемлемой частью патриотического воспитания детей и молодежи мероприятия, посвященные празднованию Дня Победы в Великой Отечественной войне. Кроме того, в течение учебного года во всех образовательных учреждениях Кузбасса проводятся тематические уроки: - «Уроки России», «Уроки гражданина», «Уроки мужества». По инициативе Совета Старейшин при Губернаторе области в общеобразовательных учреждениях осуществляется практика проведения «Уроков города (района)», на которые приглашаются самые почетные и уважаемые люди. Очень эффективным инструментом патриотического воспитания школьников считаю взаимодействие образовательных учреждений с территориальными Советами ветеранов. Отмечено, что после общения с ветеранами дети становятся серьезнее, вдумчивее, внимательнее к старшему поколению.
Развитию духовно-нравственного воспитания способствует преподавание «Основ православной культуры» в школах. В 2008-2009 учебном году «Основы православной культуры» в качестве факультатива или курса по выбору обучающихся и родителей введены в 70 общеобразовательных учреждениях Кемеровской области (3,7 % школ от общего числа) в 9 городах и районах области (г. Кемерово, г. Новокузнецк, г. Про-
копьевск, г. Киселевск, г. Ленинск-Кузнецкий, г. Мариинск, Беловский район, Прокопь-евский район, пгт. Яя), а также в 5 учреждениях дополнительного образования детей (2,9 % от общего числа). Его изучают почти 6 тыс. учащихся.
Одним из значимых направлений воспитательной работы является изучение государственной символики России, разъяснение сущности и значения государственных символов Российской Федерации - Герба, Флага, Гимна. На сегодняшний день все учреждения образования, культуры, спорта, оснащены комплектами российской символики и аудиозаписями гимнов РФ и Кузбасса, которые используются на торжественных мероприятиях.
Большое внимание уделяется работе по сохранению исторической памяти поколений через развитие школьного музееведения. По инициативе Совета Старейшин во всех образовательных учреждениях осуществляется деятельность по созданию и развитию школьных музеев. С 2006 по 2008 годы в образовательных учреждениях области образовано - 96 новых музеев. В настоящее время более 60 % общеобразовательных учреждений области имеют свои музеи. По данному показателю Кузбасс занимает одно из первых мест в Российской Федерации. На базе школьных музеев области работает - более 5 тысяч активистов из числа юных исследователей края.
Чтобы наши дети не росли «Иванами, не помнящими родства», мы планомерно проводим работу по увековечиванию в Кузбассе памяти о выдающихся людях и событиях. Нашу инициативу о присвоении имен известных земляков общеобразовательным учреждениям, школьным музеям, патриотическим объединениям области активно поддерживают общественные организации. За два последних года образовательным учреждениям, школьным музеям, патриотическим объединениям в 25 территориях области было присвоено 68 имен выдающихся земляков. В Кузбассе активно ведется работа по развитию тимуровского и волонтерского движения. Оказывается помощь ветеранам войны и Труда, инвалидам, пожилым людям. В тимуровском движении принимают участие - более 80 % всех образовательных учреждений области.
Во всех учреждениях начального профессионального образования действуют волонтерские отряды, где на постоянной основе работают - 7 тысяч 500 учащихся. Происходит возрождение традиций проведения военно-патриотических игр и спартакиад. В прошлом году Администрацией области при поддержке Администрации г. Юрги, областного Военного комиссариата, Главного управления МчС по Кемеровской области, Областного Совета РОСТО (ДОСААФ) была организована и проведена военно-спортивная игра школьников Кемеровской области «Победа - 2008», в которой приняли участие -более 300 человек из 24 территорий области. В июне 2009 года планируется провести Спартакиаду школьников Кемеровской области по военно-прикладным и техническим видам спорта «Отчизны верные сыны».
частью работы по военно-патриотическому воспитанию является ежегодное проведение пятидневных учебных сборов с юношами, изучающими основы военной службы в образовательных учреждениях Кемеровской области. За три года в сборах приняли участие - более 35 тысяч старшеклассников и учащихся профессиональных училищ. Продолжением военно-патриотического воспитания во внеурочное время является участие школьников в работе различных патриотических объединений - клубов, центров. Таких объединений и коллективов у нас - более 600, в них занимаются свыше 20 тысяч ребят.
Проведение различного рода социально - патриотических акций прочно вошло в практику пропагандистского направления в воспитании детей и молодежи. Это «День призывника», «Мы - граждане России», «Георгиевская ленточка». В целом в акциях за два года приняло участие более 200 тысяч человек.
Не менее важным считаю также экологическое направление, воспитание в детях уважительного отношения к окружающему миру. Уже традицией стало привлечение школьников к посадке деревьев. Вы знаете, что по инициативе Губернатора Амана Гу-мировича Тулеева были заложены кедровые рощи в ряде территорий Кузбасса. В целом уже посажено более 7 тысяч деревьев: в основном кедров и сосен. Дети не только принимают активное участие в высадке деревьев, но и ухаживают за посадками, чувствуя себя ответственными за них. В Кемеровской области разработка и реализация программ летнего отдыха учащихся также происходит с учетом патриотической направленности и включает: участие школьников в поисковых экспедициях в рамках Всероссийской Вахты Памяти, восстановление и уход за памятниками культуры и истории, воинскими захоронениями, прохождение подготовки по основам военной службы в оборонно-спортивных лагерях. Ежегодно в городах и районах работает около 30 военно-патриотических и военно-спортивных лагерей. В том числе созданных совместно с общественной организацией «Российский Союз ветеранов Афганистана».
В Кузбассе активно развивается движение скаутов, цель которого - воспитывать людей сильных духом, настоящих граждан, стремящихся к идеалам служения Богу, Родине и ближним. В этом году в Кузбассе пройдет областной скаутский слет (джАмбори), посвященный 100-летию скаутского движения в России. Для ребят будет организована профильная смена в детском центре «Сибирская сказка», а также 10-дневный поход по Кузнецкому Алатау.
Мощным консолидирующим фактором является проведение массовых мероприятий: творческих конкурсов, фестивалей, соревнований гражданско-патриотической направленности. В Кузбассе их достаточно много. Это: конкурс патриотической песни «Я люблю тебя, Россия!», Областной фестиваль народного творчества «Сибирская звонница», ежегодный областной фестиваль казачьей культуры, областной фестиваль самодеятельных коллективов «Салют Победы», фестиваль - конкурс документального кино «Золотая кедровая ветвь Сибири», и другие.
Логичным продолжением региональных мероприятий и одновременно возможностью творческого роста является участие детей и молодежи во всероссийских фестивалях и конкурсах. И оно является достаточно результативным. Достаточно сказать, что в течение 2006-2008 годов обучающиеся образовательных учреждений области участвовали и занимали призовые места - в 117 мероприятиях федерального и межрегионального уровней.
Понятно, что для эффективного функционирования региональной системы воспитания подрастающего поколения мы должны и дальше продолжать нашу работу. Надеюсь, что значительное влияние на этот процесс будет иметь деятельность Областного межведомственного координационного совета по патриотическому воспитанию граждан в Кемеровской области и Координационного совета по духовно-нравственному воспитанию, в который входят представители департамента образования и науки, образовательных учреждений, священнослужителей Кемеровской и Новокузнецкой епархии Русской православной церкви. Сегодня ощущается острая необходимость переломить негативные тенденции в воспитании подрастающего поколения, преодолеть такие социальные недуги, как бескультурье, безнадзорность, ранняя преступность, наркомания, которые, к сожалению, становятся постоянными характеристиками детства в России. В этом вопросе только общими усилиями: государственных структур, школы, семьи, различных общественных институтов можно добиться успеха. И мы обязаны сделать все необходимое, чтобы в нашей области был обеспечен приоритет воспитания, чтобы работа с детьми и молодежью всегда опиралась на развитие только добродетелей и созидательных качеств.
Надеюсь, наша встреча послужит дальнейшему объединению усилий педагогов, представителей науки и культуры, духовенства и общественных деятелей в деле воспитания духовно - нравственных личностей, патриотов Отчизны, искренне любящих и ответственных за судьбу своей Родины.
Выступление Преосвященнейшего епископа Аристарха, управляющего Кемеровской и Новокузнецкой епархией, члена комиссии Общественной палаты
Кемеровской области по культуре и духовно-нравственному воспитанию
В последнее время в обществе все чаще поднимается вопрос о духовно-нравственном и патриотическом воспитании подрастающего поколения. На сегодняшний день разработано много различных программ, которые с разной степенью успешности воплощаются в жизнь. Мы сегодня должны четко и ясно понимать, что личный пример каждого чиновника, священника, профессора, родителя и воспитателя является главной основой для воспитания, а точнее, формирования здоровой в нравственном отношении личности. Невозможно сегодня говорить о воспитании детей в отрыве от семьи. Зачастую принципы, формы и цели воспитания учителей и родителей не совпадают. Этот естественный конфликт возникает на почве того, что мы пытаемся создать идеальную личность в отрыве от той социокультурной реальности, в которой пребывает ребенок. Связующим мостиком между различными системами повышения уровня патриотизма и нравственности, с одной стороны, и детей и родителей с другой стороны является культурная память и традиции, которые постепенно возрождаются в обществе. Уважение к памяти предков, осмысление их трудов и подвигов. Бережное отношение к местам их вечного упокоения. Сегодня инициируется вопрос о том, чтобы праздник Пасхи был объявлен в государстве выходным днем. Вокруг этого вопроса в Государственной Думе возникло много дискуссий. С точки зрения формы празднования этого великого праздника в народе ничего не поменяется, но с точки зрения подтверждения того, что Православная Пасха - это праздник, на котором основана культура русского народа, и готовность воспитывать на этой культуре следующие поколения, в данном случае вопрос приобретает особую значимость. Иногда нам, людям, от которых зависит решение вопросов воспитания и образования, не хватает воли. И итогом нашей политкорректности зачастую бывают нравственные обрывы и обвалы подрастающего поколения. что касается реальных предложений, так это повсеместное массовое участие детей и молодежи в нашем общем церковно-государственном празднике как День славянской письменности и культуры. Значение этого события сложно переоценить для всех наций населяющих просторы России. Этот праздник является залогом сохранения нашей культурно-исторической памяти, а так же стержнем нашей национальной идеи. Особую благодарность за сотрудничество хотелось бы выразить ректорам вузов: Мяленко Виктору Ивановичу, Ивойлову Валерию Михайловичу, Клещевскому Юрию Николаевичу, Кудриной Екатерине Леонидовне, Свиридовой Ирине Альбертовне, Ещину Евгению Константиновичу. Наша реальная совместная работа проявляется не только в учреждении молитвенных комнат в вузах. Епархия выделила священника, который проводит лектории, киноклубы, организует паломнические поездки. Это только первый год нашей комплексной работы, надеемся, что со временем мы добьемся больших результатов.
Вере научить нельзя, ее можно только передать из своего сердца в сердце другого человека, и только личным примером. Научить нравственности нельзя, необходимо самому быть нравственным. Все, кто будет видеть твой личный пример, будут ему следовать. Это духовно-нравственный закон, действие которого проверить можно. Как сказал наш великий святой, наш соотечественник, прп. Серафим Саров-
ский: «Стяжи дух мирен и тысячи спасутся вокруг тебя». Если мы сами укоренены в культуре наших предков, если открыто и постоянно об этом заявляем, то у нас есть шанс изменить ситуацию в воспитании молодежи.
Проведение Олимпиады по Основам Православной культуры послужит целям расширения и поддержки изучения подрастающим поколением россиян «Основ православной культуры», духовно-нравственному и патриотическому воспитанию школьников, выявлению и развитию их интересов и способностей, вовлечению учащихся в активную учебную, познавательную деятельность в области истории и культуры Православия, созданию условий для поддержки одаренных детей.
Для того, чтобы быть готовым бескорыстно помочь ближнему, отвергнуть преступные и бесчестные пути обогащения, отдать жизнь за Родину, мало знать сухие исторические факты. Для этого нужно иметь твердые представления о добре и зле, грехе и добродетели. Нужно помнить о высшей ответственности перед Богом и людьми. В этом состоит значение традиционных религиозных конфессий. Они неизменно поддерживают инициативы государства и общества, направленные на патриотическое и нравственное воспитание молодежи, на поддержку семьи, материнства и детства.
Внешняя сторона религиозной жизни нашего народа является отражением внутреннего мира его души. Выставки икон и сокровища русской культуры открывают посетителям красоту богатейшей христианской культуры, смогут приблизить к пониманию тех традиций, которыми на протяжении многих веков жил русский народ, пытаясь воплотить евангельские идеалы в своей жизни. Сделает наши души и сердца чище и светлее. Уверен, что внимательное знакомство с экспозицией выставок икон и картин принесет много полезного и познавательного учащимся и студентам учебных заведений, будет способствовать воспитанию патриотических чувств соотечественников.
Жития отечественных святых воинов в лице князя Александра Невского, Даниила Московского, Димитрия Донского, праведного воина Феодора Ушакова, история России показала всем, насколько высок и величественен воинский подвиг. На примере наших героических предков можно увидеть, что патриотическое служение невозможно без глубокого нравственного чувства, заложенного в сердце человека. Только гражданин, всей душой понимающий, что служение Отечеству - это защита и собственной семьи, своих близких, своего народа, это сохранения мира, свободы и благоденствия для Родины - именно такой человек может героически и самоотверженно, достойно и честно исполнить ратный подвиг!
Знание основ Православной культуры и истории родного Отечества, патриотически-ориентированная высшая и средняя школа смогут противостоять бездуховной массовой культуре. Грустно сознавать, что современные студенты и школьники слабо представляют духовный путь собственного народа - подвиги святых подвижников, примеры воинской доблести и героизма, имена выдающихся русских мыслителей, писателей, заступников народа. Сохранить православное ядро культуры России - значит сохранить ценную саму по себе, важную для всего мира культурную и духовную самобытность России. Вряд ли нужно доказывать, что в высших учебных заведениях (особенно гуманитарных) необходимо открыть кафедры культуры Отечества, истории русской культуры и другие кафедры подобной направленности. Если мы не сможем в обозримом будущем выполнить эту работу, то мы рискуем потерять молодежь, а вместе с нею и Россию как ведущую культурную державу. Надо сохранить традицию проводить православный фестиваль духовной, народной и военно-патриотической музыки в пасхальные дни.
В настоящее время Отдел по делам молодежи Кемеровской епархии осуществляет работу по нескольким направлениям, основным из которых является детско-юношеское движение «Братство Православных Следопытов» (БПС). Данная организация сущес-
твует в Кемерово с 2005 года и ставит своей целью дать всестороннее развитие личности молодого человека, используя скаутский метод, и защитить его от воздействия различных социальных пороков (пьянства, курения, наркомании и т. п.).
Какой же силой отрываются человеческие души от нравственной человеческой жизни? Соблазном, указанием ложных жизненных путей. Живи по закону инстинкта! И как же просто человеку жить по этому закону! Не требуется никаких волевых установок, не требуется никакого самоограничения, не требуется никакого контроля — все возможно.
Легко ли противостоять всем этим соблазнам, особенно в том молодом возрасте, в котором находятся многие из вас? Когда обрушивается пропаганда, так легко привлекающая человека, как бы без всякого конфликта захватывающая его ум и его сердце. Совсем нелегко. Нелегко идти достойным человека путем, дорогой жизни.
Победа нашего народа над фашизмом - эта то великое достояние, которое укрепляет нас, объединяет, консолидирует общество, помогает пережить трудности и нестроения современного времени. Великая Отечественная война существенным образом повлияла на государственно-церковные взаимоотношения. Руководствуясь патриотическими чувствами, священнослужители и миряне не ограничивались молебнами о даровании победы, а непосредственно участвовали в оказании материальной помощи фронту и тылу, помогали сиротам и семьям погибших. Патриотическая позиция Церкви вызывала поддержку и понимание со стороны народа.
В день Победы мы особенно ясно осознаем, как мы любим свое Отечество, как дорожим его свободой и желаем видеть его сильным, благополучным и непобедимым государством.
Если говорить о специфике восприятия мира молодым человеком, то это восприятие отличается от восприятия человека зрелого, взрослого. Во-первых, молодые люди более динамичны, в них больше энергии. С другой стороны, есть еще некая психологическая особенность восприятия мира молодым человеком. Дети постоянно задают вопросы. Это заложено в них природой. Они многого не знают. Они задают вопросы, получают ответы, воспринимают информацию. Эта информация закладывается в памяти и сознании ребенка, и так формируется личность. Когда человек перестает задавать вопросы, это первый признак старения. Не цифры в паспорте важны, а вот эта мера ощущения, способность воспринимать информацию, впитывать ее и учиться. Это есть некий показатель молодости, духовной и интеллектуальной. Ну а в молодом возрасте это типично, это обычное дело. Так люди и учатся. В связи с этим у молодых людей открываются очень большие возможности для познания мира. Но именно из-за этого и возникают основные проблемы, которые отражаются на становлении человеческой личности.
Для молодого человека важен пример, образ. И одним из способов формирования личности является бессознательное подражание. Хорошо, если сознательного. Чаще всего это идет на уровне инстинкта. Подражаю, вот и все. Даже не отдаю себе в этом отчет. Вот здесь, именно в этой сфере познания мира, и находятся основные проблемы для молодежи, потому что сегодня, живя в информационном обществе, мы имеем такое огромное влияние внешнего фактора на человека, что это может привести к очень опасным последствиям для человеческой личности. И потому способность молодого человека выборочно воспринимать весь этот поток информации, подражать только тому, что соответствует некоторым внутренним его установкам, является очень важной.
И вот теперь позвольте мне перейти к самому главному. Как сделать так, чтобы у молодого человека возникли как можно раньше ценностные установки, которые он способен был бы использовать, выбирая модели для подражания, отсекая то, что не соответствует этим внутренним установкам? Если говорить обо всем этом в контексте глобализации, то речь, в конце концов, идет о способности народа и культуры оставаться самими
собой. Для того чтобы молодой человек был способен критически воспринимать информацию, которая на него обрушивается, не только интеллектуальную, но и чувственную, эмоциональную, любую, очень важно, чтобы как можно раньше сформировался некий костяк, некая система ценностей в таком молодом человеке. Вот тогда человек становится сильным, и теперь он сам управляет информационным потоком.
Мудрость человека заключается в способности отделять шумы от сигналов. Здесь мы переходим к очень важному вопросу формирования личности, формирования ценностей. Есть такие понятия: «базисная культура» и «субкультура». Думаю, очень важно методологически отличать одно от другого, базисную культуру от субкультуры. Существует молодежная субкультура. Она очень привлекательна для молодых людей. Это особый покрой одежды, украшения, даже манера говорить, способ проводить свободное время. Это молодежная субкультура. Вращаясь только в этой субкультуре и видя примеры только этой субкультуры, у молодого человека может произойти очень опасное смещение понятий. Эту субкультуру он начинает воспринимать как базисную культуру, а все остальное - как пережитки прошлого или нечто чужое. А на самом деле это субкультура. Ведь есть субкультура и у пожилых людей. Пожилые люди одеваются отлично от молодых людей, у них другой стиль жизни и поведения, другие интересы. Можете себе представить, чтобы субкультура пожилого человека была бы общей, базисной культурой? Это трудно себе представить, особенно молодому человеку. А пожилому человеку абсолютно невозможно признать молодежную субкультуру за базисную культуру. Вот отсюда и вырастает так называемый конфликт отцов и детей. И некоторые считают, что этот конфликт непреодолим. Я глубоко убежден, что это неверно. Все зависит от того, способны ли мы субкультуру отличать от базисной культуры, и насколько глубоко базисная культура заложена в нашем сознании, в нашей жизни и нашем поведении.
До революции 1917 года была попытка сформировать базисную культуру на основе классической культуры. Базисным образованием была классическая гимназия. Это был методологически правильный подход. Специалисты-филологи скажут, что это абсолютно правильный подход. Философы скажут, что это был правильный подход. Это и есть базисное образование. Но в настоящее время все это невозможно, потому что невероятно усложняется процесс обучения. Увеличивается количество информации, которое обрушивается на человеческую личность, и никаких студенческих и школьных лет не хватит, чтобы от той античной культуры дойти до современности и еще стать хорошим специалистом. Поэтому сегодня, конечно, надо что-то менять, но не принципы. Сегодня мы должны овладевать базисной культурой, связанной с историей нашего народа. Это то, что является базисным для нас. В реальном измерении важно было бы знакомить детей и молодежь с базисной культурой своего народа. Почему? Да потому, что в этой базисной культуре заложена система ценностей. К базисной культуре, конечно, относится язык, литература, та часть литературы, которую мы называем классической русской литературой. К базисной культуре, конечно, относится религиозная культура.
Для меня всегда странно слышать, когда люди говорят, что не надо изучать религиозную культуру. Это все равно, что сказать, что в век электроники не нужно изучать таблицу умножения. Но ведь необходимо уметь делить, складывать, вычитать, умножать и не прибегая к помощи калькулятора. Есть вещи, которые человек обязан знать. Основы религиозной культуры, связанной с национальным культурным базисом -это то, что непременно нужно знать. Вот именно из этой базисной культуры произрастает система ценностей, национальных ценностей, которые формируют личность и общество. Если, владея этими ценностями, мы будем способны к тому, чтобы, накладывая эти ценности на информационный поток, отделять шумы от сигналов, мы будем очень сильными. Сильной будет личность, сильным будет общество и сильным
будет государство. Мы не потеряемся тогда на этих развилках и перепутьях глобализации. Мы не будем Иванами не помнящими родства. Мы будем носителями яркого и сильного духовного и культурного самосознания. Такой человек будет способен критически использовать подражание, подражая тому, что соответствует его основе, его становому хребту, и отвергая все, что ему не соответствует.
Думаю, у нашей страны нет иного пути, если мы хотим сохраниться как страна и народ в эпоху глобализации. Ведь невозможно защитить сегодня нашу молодежь и детей от информации, которую они потребляют. Только внутри самого человека должны быть выстроены эти рубежи обороны, причем выстроены должны быть очень творчески. Эти рубежи обороны в масштабах личности, семьи и государства не должны отождествляться с охранительной политикой. Человек должен быть достаточно открыт к восприятию того, что несет ему современный мир, и одновременно быть способным защищать самые сокровенные глубины своей жизни, сохраняя свою национальную, духовную, религиозную, культурную самобытность, а вместе с этой самобытностью сохраняя нравственную систему ценностей. Вот это последнее очень трудно дается современной молодежи, потому что современная массовая субкультура оказывает настолько сильное влияние на молодежь, что выстроить разумную оборону против ее влияния очень и очень тяжело. Я объясню, почему тяжело. Потому что массовая субкультура в абсолютном своем большинстве, за исключением каких-то выдающихся проявлений, апеллирует не к разуму, не к интеллекту, а к человеческому инстинкту. Если мы посмотрим на рекламу, на те же самые глянцевые журналы, если мы повнимательнее посмотрим на тот информационный поток, который идет с телеэкрана, то мы увидим, что все направлено на то, чтобы, используя человеческий инстинкт, добиваться конкретных целей - коммерческих, идеологических, может быть, даже политических.
Человек так устроен, что голос инстинкта очень силен, но не будь инстинкта, не заложи Бог эту инстинктивную силу в нашу природу, не было бы продолжения человеческого рода, мы бы все умерли от голода, от жажды, от холода. Следуя инстинкту, мы защищаем сами себя. Инстинкт есть некая сигнальная система, обеспечивающая самосохранение, выживание личности. Ведь именно так существует животный мир - животные существуют, размножаются и выживают только благодаря голосу инстинкта. Человек отличается от животного именно тем, что ему Богом дана еще одна внутренняя сила, которая не дана животным - нравственное начало. Ученые спорят в отношении происхождения нравственности и никогда не могут окончательно сказать, что это такое и почему. Потому что если нравственность отделяется от трансцендентного начала, от Божественного начала - она практически повисает в воздухе. Это совсем не значит, что люди неверующие являются безнравственными, это глубочайшее заблуждение так говорить. Неверующий человек может быть нравственным, но не потому что он неверующий, а потому что в нем сильно развито нравственное чувство, которое познается через совесть. Но с агностической, атеистической точки зрения объяснить наличие нравственности невозможно. В самом деле, почему я должен жертвовать собой во имя другого? Жизнь-то одна дается. Почему я должен отдавать что-то другому, когда нужно как можно больше приобретать для самого себя? Если мы отрываем нравственность от реальной жизни, то люди действительно превращаются в зверей, они живут на основе инстинкта.
Так вот, опасность влияния определенной части массовой культуры на молодежное сознание заключается в том, что эта культура эксплуатирует инстинкт, в первую очередь, половой инстинкт, разрушая нравственное начало человека. Все, что связано с реализацией полового инстинкта, в молодости чрезвычайно активно и соблазнительно. И тормоза срываются.
Человеческая цивилизация, живущая по закону инстинкта, нежизнеспособна. Никакая правовая культура, никакое мощное правовое поле и развитое законодательство не способны регулировать человеческое поведение ежечасно - лишь голос совести. Когда нам говорят: живи как хочешь, только других не обижай (а такова сегодня философия современного либерализма), нас тем самым подталкивают к жизни по закону инстинкта. Именно поэтому в современной либеральной философии отсутствует понятие греха, есть лишь плюрализм поведенческой модели, а нравственность - не более чем условное понятие: «то, что нравственно для тебя, безнравственно для меня». Вот эта философия, которая инкорпорирована в законодательство очень многих стран и во многом формирует контрсовременные массовые культуры, является убийственной для человеческой цивилизации.
чем раньше человечество поймет, что нравственность - это способ выживания коллектива, семьи, личности, общества, всей человеческой цивилизации, тем лучше. Если это поймет наша молодежь - мы будем самыми сильными, потому что сила нации - в силе духа.
Каждый из вас хочет быть сильным, вы спортом занимаетесь, поэтому так друг перед другом показываете себя, и это нормально, это заложено в нашу природу. Мы хотим быть сильными. Но каждый человек должен понять, что не от гантелей только сила, хотя и этим нужно заниматься. В первую очередь, это сила духа. Наш народ выигрывал войны не потому, что мы были сильнее, обладали более мощным оружием, и не потому, что наши полководцы были умнее других. Особенно последнюю, Великую Отечественную войну, мы выиграли потому, что оказались сильнее духом, мы сломили адскую военную машину, во много раз превосходившую наши возможности. Мы понесли большие потери, но победили. Мы прошли через тяжелейшие 90-е годы. чудом мы сохранили свою внутреннюю силу, когда все центробежные силы заработали на разрыв нашего общества и исторической России. Сегодня некоторые боятся кризиса и говорят: «Кризис, что будет?» Да ничего не будет, если мы сами не подвергнем себя разрушительному нравственному кризису. Если будем внутренне сильными - мы соберемся, мы будем лучше работать, лучше учиться, у нас будут ясные цели, мы будем понимать, что мы должны защищать, и преодолеем кризис, с улыбкой будем на него смотреть и говорить: «А поучительное было время, мы стали сильнее».
Задача Церкви, как я это понимаю, заключается в том, чтобы постараться затормозить те опасные процессы, которые сегодня идут в мире. Есть некая тенденция в мировой цивилизации - самораспад. Это особенно зримо на примере благополучных обществ в других странах, о которых нам говорят: «Вот пример для подражания». То, что происходит внутри многих благополучных обществ, является признаком невероятной слабости и угрозой существованию самого общества.
Я глубоко убежден в том, что необходима коррекция этого цивилизационного развития. В наших условиях эта коррекция может быть достигнута только через сохранение наших базисных ценностей, через формирование личности, способной критически воспринимать и оценивать происходящее и достигать тех целей, которые стоят перед этой личностью, а также и перед всем обществом.
Я уже сказал о том, что вижу главную, может быть, задачу Церкви именно в том, чтобы содействовать этому процессу, о котором мы говорим - не процессу разрушения, а процессу создания сильной личности, крепкой семьи и сильного государства. Дай Бог осознать всем нам важность переживаемого момента, особенно вам, мои дорогие молодые люди. В каком-то смысле линия фронта проходит через ваши души. Достоевский говорил о том, что Бог с дьяволом борется, а поле битвы в сердцах человеческих, и в первую очередь это сердца молодых. И никто, кроме вас, этой победы не одержит.
Только одни могут помочь вам одержать эту победу, а другие толкать к тому, чтобы дьявол захватил ваше сердце. А где дьявол, там смерть, там нет жизни, в какую бы красивую отделку дьявольские соблазны ни оборачивались.
Самая великая мудрость человека - это мудрость уметь отличать добро от зла и держаться добра, потому что там, где добро, там жизнь.
Выступление Г. М. Соловьевой, Председателя комитета по вопросам образования, культуры и национальной политики Совета народных депутатов
Кемеровской области
Сегодня на обсуждение выносится очень своевременный вопрос: духовность, нравственность, патриотизм нашей молодежи. Как мы воспитываем эти качества у подрастающего поколения?
Делаем много: разрабатываем программы, проводим мероприятия, всевозможные акции. Много делается в этом направлении у нас в области.
Что же такое духовность? По определению святителя Иоанна Сан-Францисского «человек тем и отличен от животного, что кроме души в нем есть дух самосознания его существом мыслящим, понимающим свое божественной начало». Об этом говорят строки: «здесь русский дух, здесь Русью пахнет». Большую помощь в этом оказывают православные учреждения.
Нравственность - это веками, тысячелетиями выработанные и ставшие необходимостью нравы, правила поведения каждого человека в обществе, которое воздействует на нас.
Духовно-нравственное воспитание происходит через веру и через культуру, которая содержит в себе и морально-этические нормы, и чистоту помыслов, и красоту окружающего мира. Безусловно, истоки воспитания нравственности человек получает в семье, там появляются такие понятия, как: моя семья, мой род, моя родословная, малая Родина, большая Родина, Отчизна, Отечество и др. В семье воспитывают чувство сострадания, милосердия, ответственности. Воспитывают и искусство, и кино, и телевидение, и литература, и живопись, и музыка.
Семья, Общество, Социум делают в человеке духовную и нравственную закладку, начиная с раннего детства. Воспитывает культура в целом.
Плохо, когда воспитывает псевдокультура, а еще хуже, когда она «дешевая».
Важным духовным источником является книга, которая позволяет человеку задуматься, переосмыслить события. Об этом говорит наш кузбасский поэт и писатель Борис Васильевич Бурмистров:
Что-то не то в этом мире творится, Если печалью подсвечены лица, Если на лицах тревога застыла, Значит душа о душе позабыла, Значит душе одиноко и сыро, Значит нету божьего мира.
В Совет народных депутатов Кемеровской области обратился председатель Совета старейшин Георгий Васильевич Корницкий по проблеме патриотическому воспитанию. Мы провели областной семинар, были направлены рекомендации. В территориях приняты соответствующие программы, созданы координационные советы по патриотическому воспитанию, начата подготовка к 65-й годовщине Великой Победы.
Ежемесячно в комитете по образованию, культуре и национальной политики Совета народных депутатов Кемеровской области заслушиваются итоги работы городов и районов по выполнению программ патриотического воспитания. И надо признать, что работа в этом направлении оживилась, есть конкретные дела: Вахта памяти, Почетный караул у памятников погибших воинов, акция «Георгиевская ленточка», работа военно-патриотических и православных лагерей в летний период, музеи, поисковая работа по сбору материалов об участниках и ветеранах Великой Отечественной войны, локальных войн и экспедиции, конкурсы сочинений о войне, волонтерские движения и тимуровская работа по оказанию помощи участникам ВОВ и труженикам тыла, проведение уроков мужества, проведение дня призывника и военно-полевых сборов старшеклассников, военно-спортивная игра «Зарница», акции «Ветеран», «напиши письмо солдату», организация военных классов по оборонно-спортивному профилю, издание книг, подготовка фильмов и т. д.
Совсем недавно в Совете народных депутатов Кемеровской области был проведен круглый стол «О защите исторической правды о ВОВ».
Участников ВОВ с каждым годом становиться меньше. На смену им приходит другое поколение воинов - это ребята, прошедшие Афганистан, Чечню и другие локальные войны. В этом году в феврале 2009 года мы отмечали 20-летие вывода войск с Афганистана. В декабре будет 30 лет с начала ввода войск в Афганистан. Мне хочется низко поклониться в пояс нашим землякам, выполнявшим интернациональный долг в «горячих точках». Мы понимаем, что войны никогда не будут оправданы. Они уносят жизни, оставляя неизгладимый след и нестерпимую боль в сердцах родных и близких.
В этом зале находятся мужчины, которым знакомы понятия мужского достоинства и чести, долга перед Родиной. Мы в неоплатном долгу перед матерями, вырастивших достойных сыновей, к числу таких можно отнести Кравченко Людмилу Антоновну, чей сын погиб в Чечне, но люди его помнят и организовали в честь него традиционный турнир по волейболу.
Считаю важным в деле духовно-нравственного и патриотического воспитания молодежи активнее взаимодействовать со средствами массовой информации, размещать информацию о проводимых мероприятиях по патриотическому воспитанию, в том числе на сайтах администраций городов и районов, размещать баннеры по патриотической тематике в общедоступных местах, фотографии участников ВОВ на площадях, открывать аллеи героев и т. д.
Николаец Н. Н., Председатель Кемеровской областной организации Общероссийской общественной организации «Российский союз ветеранов Афганистана»
Наша общественная организация, являясь неотъемлемой частью гражданского общества, принимает непосредственное участие в формировании идеалов современного общества. Ничего нового мы не придумали, возрождаем забытое старое. Наше поколение всегда воспитывалось на подвигах и примерах ярких личностей всех времен. Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач государства и общества. Ведь патриотизм - это любовь к Родине, преданность своему Отечеству, стремление служить его интересам.
Сегодня многие нацелены, прежде всего, на выживание, на решение личных проблем. Присутствуют озлобленность, ожесточенность, жажда моментальной наживы. Люди слабые духом ударяются в пьянство и наркоманию, не имея внутренней цели.
Во все времена только в единении мы могли справиться с общими бедами, глобальными проблемами. Что мы можем сделать сейчас?
Прежде всего, заниматься со своими детьми в семьях, школах, вузах, кружках, быть отзывчивыми и неравнодушными к другим людям.
Государство реализует мощные программы, такие как, объявленный в 2008 году год Семьи, в который множество детей обрели родителей и надежду на стабильное будущее, или, например, Социальный план Президента РФ Д. А. Медведева - «Здоровая нация России». Мы видим возможность личного участия не только в судьбе подрастающего поколения, но и всего общества.
Сегодня я представляю Кемеровскую областную общественную организацию «Российский союз ветеранов Афганистана «Боевое братство», а также Ассоциацию Клубов Единоборств «Сибирский ринг».
Обе организации работают над воспитанием дисциплины и у спортсменов, и у подростков, которые трудятся над собой в летних патриотических лагерях и в спортивных клубах.
Мы ведем большую работу не только по физическому развитию, но и по укреплению морально-этических, духовных качеств, прививаем любовь к труду, обучаем азам ремесел, которые позволят обеспечить жизнь себе и не бояться ответственности за ближнего.
Проводя спортивные мероприятия, мы пропагандируем здоровый образ жизни, высокие моральные принципы и патриотизм. Мы не агитируем за призрачную идею, это бесполезно. Мы собственным примером стараемся привлечь внимание общества к нормальной, полноценной жизни.
Все победы, все достижения в нашей работе мы посвящаем России и родному Кузбассу! У нас уже есть положительный опыт, но мы, в свою очередь, готовы к взаимодействию и обмену опытом. Всем присутствующим я предлагаю сотрудничество. Только объединившись, мы сможем достичь действительно ощутимых положительных результатов.
Дальнейшее обсуждение предложенной темы приняло характер дискуссии. «Но служить интересам Родины нужно не на словах, а на деле. Служба в армии должна восприниматься как почетная миссия гражданина, а не как сегодня зачастую воспринимает это молодежь, а в большинстве своем их родители», - подчеркнул военный комиссар Кемеровской области, генерал-майор Владимир Воронков. «Патриотизм питает не только социум, патриотизм питает еще и знание, знание истории, традиций. В школах и вузах необходимо собирать архивы, привлекать к этому молодежь, воспитывать в них чувство сопричастности», - отметил член Общественной палаты Кемеровской области, Герой Кузбасса Михаил Найдов. И сама молодежь не осталась в стороне, принимая активное участие в обсуждении. С конкретными предложениями выступили представители Молодежного парламента Кузбасса, студенческих советов ВУЗов, молодежных организаций. Участники дискуссии сошлись во мнении, что необходимо сохранять и возрождать музеи боевой славы в учебных заведениях, привлекать молодежь к участию в парадах, посвященных Дню Победы (а именно, сохранить колонну ВУЗов), широко пропагандировать патриотические ценности в средствах массовой информации, используя, в том числе, и Интернет-ресурсы и т. д.
По итогам слушаний комиссией Общественной палаты Кемеровской области по культуре и духовно-нравственному воспитанию подготовлен итоговый документ, в который войдут предложения, высказанные участниками слушаний. Этот документ будет направлен в органы исполнительной и законодательной власти федерального и регионального уровней, Общественную палату РФ, а также опубликован на сайте Общественной палаты Кемеровской области.